Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 1 - Что год учебный нам готовит

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 1 - Что год учебный нам готовит

Я хотел бы поделиться с вами мнением о последней части Fire Emblem, и своими впечатлениями о компании за Эдельгард, на сложности Hard. К сожалению (или к счастью), впечатлений набралось очень много, даже по меркам лонга, поэтому я решил разделить их на три части. Геймплей между боями, боевая система, сюжет. Первая часть, о геймплее, начинается здесь.

Вступление

Пока я ехал забирать свой картридж с Fire Emblem в день релиза, я пробежался по различным рецензиям и обзорам, и был удивлён тем, что многие рецензоры в своих впечатлениях от игры сравнивали её со смесью «Игры Престолов» и «Гарри Поттера». Мне было не очень ясно, как кто-то может сравнивать столь далёкие друга от друга, в моём понимании, вещи. Но,теперь, спустя почти месяц с выхода игры, я понял, что имели ввиду авторы статей. Убийства, интриги, война за власть, преследование различными домами своих целей, стратегическое планирование, пропагандистские речи полководцев и правителей, соседствуют между собой, на фоне местного «Хогвартса», где игроку уготована роль учителя юных волшебников (а также мечников, копейщиков, лучников, бравых рыцарей и тд.). В Академии, как в «Гарри Поттере», практически каждый месяц происходят какие-то локально-глобальные проблемы, которые наш класс и подшефный нам персонаж решают с неутомимым упорством, на пути к завершению обучения и достижению своих целей. В Академии, как в «Вестеросе» случаются подковёрные интриги, перевороты, предательства и убийства тех, кто ещё в прошлой серии был союзниками. Если бы месяц назад кто-то сказал мне, что я с таким упоением буду играть в симулятор учителя, что составление программы занятий, проведение и посещение семинаров с дополнительными занятиями, обучение и общение с подростками, можно сделать столь увлекательно, я бы рассмеялся. Но, теперь, спустя 120 сыгранных за месяц часов, и пять лет игрового времени, мне одновременно грустно покидать моих учеников, и радостно, что их пути пересеклись с моим, и благодаря моему обучению (ну или вопреки ему) они стали теми, кто есть в конце игры.

Здравствуйте, я ваш новый учитель

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 1 - Что год учебный нам готовит

Сразу же после выбора пола персонажа и его имени, нас знакомят с будущими правителями государств, и в качестве обучающей миссии отправляют к ним на помощь в сражении с грабителями. Как человек, не игравший в предыдущие игры серии (кроме Fire Emblem Warriors, но это совсем другое) могу отметить, что обучение боевой системе выполненное в виде советов от тех или иных персонажей, либо же просто появляющимися всплывающими подсказками сделано хорошо и удобно. В первом же сражении нам напоминают, что это игра про тактику и стоит заранее выбирать для подконтрольных юнитов как можно более благоприятную позицию для столкновения с врагом, а врага, соответственно, по возможности отводить подальше от возможных укрытий и иной благоприятной для него местности. После обучающей миссии, в первый же день в монастыре, на хрупкие плечи моей доблестной героини была взвалена сложная задача - выбрать, кого же я хочу обучать. Выбор окончательный, сомнению и обжалованию без старта новой игры не подлежит. К счастью, в благодарность за помощь лидеры всех трёх классов любезно поделились со мной исчерпывающими (пусть и не совсем понятными для новичка в игре) данными о своих одноклассниках, моих потенциальных подопечных. Затем, дав немного побродить по Академии и показав пару базовых механик при исследовании территории (рыбалка, посадка растений в местном ботаническом саду, обед с учениками или коллегами) меня вновь отправили на поля сражений.

К слову, большим плюсом является то, что всю начальную часть игры этапы обучения сражениям и деятельности в Академии сменяются таким образом, что не только не успевают надоесть, но и наоборот вызывают желание скорее вернуться вновь к дальнейшему изучению. Только что нам рассказывают про укрытия, разрушаемые объекты, силы и слабости одних классов в бою с другими, как мы снова оказываемся в монастыре, где нам объясняют, как правильно вести светскую дружескую беседу за чаепитием, и зачем нужно ежемесячно петь вместе с учениками в церковном хоре. Каждая новая механика появляющаяся в игре спешит заменить другую как раз в тот момент, когда старая не успевает приесться, но при этом остаётся не до конца изученной, что заставляет игрока вернуться к ней вновь. Очень грамотный подход к геймдизайну, с моей стороны.

Заглянуть под каждый камушек

Множество учеников, сторонних персонажей, коллег по работе прямо таки мечтает пообщаться с главным героем. Довольно интересно наблюдать за тем, как из месяца в месяц (именно с такой периодичностью обычно обновляются их диалоги) рассказывается история персонажа, как он растёт и находит для себя какие-то стимулы, или же наоборот, как герой приходит в постепенное уныние в связи с тем, что обстоятельства его жизни всё хуже и хуже. Подобный подход создаёт ощущение сопричастности и близости к большинству встреченных персонажей. Субъективным недостатком для меня, стало то, что для человека неподготовленного, героев слишком много, трудно иногда сразу запомнить, кто с кем в каких отношениях, родственных связях, почему, зачем, и тд. К своему стыду, долгое время я думал, что у Каспара есть сводные брат с сестрой, а Ингрид и Феликс - брат и сестра, а не друзья детства, о чём игра сообщала нам ещё в первые минуты прохождения, устами Димитрия.

Помимо этого, кто-нибудь постоянно норовит что-нибудь потерять. Иногда даже в своей комнате (привет - Мануэлла), а иногда так, что потерял он, а стыдно мне (привет - папа). Наш протагонист, как добрый самаритянин с лёгкими нотками клептомании и собирательства подбирает все потерянные вещи и раздаёт их хозяевам, либо методом тыка (как я, в большинстве случаев в текущем прохождении), либо же ориентируясь на их истории, биографии, черты характера и тд. Всё это иногда интересно, особенно в первое время, когда радуешься тому, что знаешь хобби и увлечения своих учеников, но порой ставит в ступор, так как логика игры не всегда соотносится со временем нахождения потерянного предмета, сводя на нет размышления о том, кому же может принадлежать та или иная вещь. Банальная ситуация, когда с помощью знаний о персонаже невозможно догадаться что какая-то вещь принадлежит ему, по той причине, что мы узнаём о том что его интересуют такие предметы только в тот момент, когда поднимаем его взаимоотношение с каким-нибудь третьим персонажем, до определённого уровня. А если так получилось, что этот самый третий персонаж преждевременно встретил смерть в одном из сражений, причины по которым потерянная вещь принадлежит ему, останутся тайной навсегда, из-за чего метод проб и ошибок более выигрышен и разумен, чем аналитические рассуждения, исходя из описания предмета.

О сколько нам открытий чудных...

Рыбалка, хоровое пение, турниры, реставрация статуй, садоводство, торговля, кулинария, совместные трапезы, жалобы и предложения. Всё это мелкие активности, но каждая из них также способна увлечь игрока и занять свою нишу времяпрепровождения выходного дня.

Рыбачить нужно для выполнения некоторых квестов, заработка денег (зарплата учителей оставляет желать лучшего, даже в реалиях фэнтезийного средневековья), получения новых учительских рангов. Хороший рыболов учительскую не испортит, как говорится. Стоит отметить, что для первого прохождения выгоднее подкопить наживку, оставив немного для квестов (как же я тебя возненавидел в тот момент когда ты попросил единственную рыбу, которой у меня не было на складе, Хьюберт), либо же на дни, отмеченные в календаре как дни удачного улова, с повышенным количеством рыбы, т.к. при ловле рыбы в такой день весь полученный опыт будет удваиваться, что экономит кучу времени. Рыбалка представляет собой простенькую мини-игру со своевременным прожатием клавиш. При каждом забросе удочки, игроку дважды дают возможность не пытаться поймать рыбу, указанную в нижней части экрана, и попробовать удачу с другой, на ту же наживку. Сами рыбы делятся по категориям маленькие синие/большие синие/большие красные/золотые/мистические. Внутри каждой из них они разделяются уже на отдельные виды, ценность которых и получаемый опыт зависят от наживки и успешности в мини-игре.

Хоровое пение - тут всё просто. Подошёл к священнику, выбрал двух других персонажей и поёте в своё удовольствие. Наш протеже повышает лидерство и прокачивает магию света, а если персонажи принадлежат к дому главного героя, они получают опыт в магии света. Также, все задействованные лица сразу повышают отношение друг к другу.

Турниры. Ещё проще. Раз у учителя выходной, ученики готовы организовать славному преподавателю досуг и помочь заработать деньги на ремонт школы, участвуя в местных гладиаторских боях. Желательно ставить тех, у кого побольше атака, но при этом есть и какая-то защита тоже. Но, атака - приоритет, т.к. время каждого из боёв ограничено, а ничью мы не приемлем и поэтому в случае такого исхода нам присуждается поражение. Уровень владения оружием особо не важен, поскольку все бои с оружием проводятся на тренировочных мечах/копьях/луках/топорах.

Реставрация статуй. Выполняя различные квесты и сражаясь на поле боя, мы получаем особый ресурс, который до Новой игры+ можно потратить только на ремонт античных изваяний. Каждый уровень восстановления приносит с собой бонусы, вроде увеличенного опыта для учеников и героя в бою, либо ускорение прокачки навыков на занятиях.

Садоводство. Идёте в местный сад и сажаете семена. Через неделю (или пять лет) возвращаетесь, собираете урожай. Просто? Нет, вообще нет. Здесь, лично для меня, геймдизайн дал сбой, т.к. количество различных семян довольно велико, а их можно сочетать между собой в количестве до пяти штук. Путём чтение Reddit, продолжительностью пару часов, которые я пытался разобраться как работает данная механика, а также исходя из моего собственного опыта игры, процентов на 70 это рандом. За исключением некоторых семян, которые всегда дают что-то определённое, хотя бы в минимальном количестве, все остальные предлагаемые к посадке аграрные культуры имеют свойство уходить куда угодно от того, чего вы добивались. Вы посадили три единицы красных семян, семена ангелики, и сдобрили всё это хорошим морфисом, в результате получив амброзию на +2 к силе? Вам это понравилось и вы решили вновь их посадить, дабы снова вкусить амброзию? Нет, у нас тут есть условно контролируемый рандом, получайте травку на +2 к магии, даже если вы колдунством не владеете и учить не планируете. После таймскипа я сдался и просто сажал всё подряд, периодически получая усиление тех статов, которые нужны.

Торговля (отредактировано Анной)

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 1 - Что год учебный нам готовит

Идёте в бой, я уже там вас жду. Рада, что у вас много денег, покупайте войска, покупайте оружие, покупайте предметы, на сдачу я вам ещё что-нибудь отремонтирую. Thanx a bunch!

Торговля (версия автора, прости Анна)

В гильдии нанимаются войска, которые будут давать пассивные бонусы, будучи закреплёнными за героями, а также позволят выполнять особые тактические приёмы - гамбиты, которые наносят урон врагам, лечат союзников, либо же дают весьма ощутимые баффы на какое-то время. Ничего примечательного, лучше брать то, что дороже, так как дешёвые низкоуровневые батальоны войск не идут ни в какое сравнение с низкоуровневыми квестовыми, или сюжетными войсками. Либо же нанимать тех, чьи пассивные баффы критически важны для используемых героев.

Местный кузнец явно собирается в благосостоянии соперничать с епископами церкви Сейроса, поскольку его цены на ремонт и улучшение оружия не всегда адекватны. Может быть, это и моя вина, и я был не очень хорош в экономике, всё же я учитель по боевому мастерству, а не по этому предмету, но в последней миссии у меня банально не оказалось ресурсов на ремонт всего оружия, получить ресурсы было уже нельзя, и часть оружия пришлось просто сбросить на склад и купить вместо него непрокаченное. К мелким недочётам геймдизайна, я бы отметил что ценность ремонта порой вообще не связана с полезностью оружия, и отремонтировать МЕГАСУПЕРКРУТОЙМЕЧДЛЯУНИЧТОЖЕНИЯВСЕГО выгоднее, чем какой-нибудь стальной топорик.

Также в монастыре присутствуют оружейник, который поставляет нашему классу замечательные орудия убийства за приемлемую цену, и странный торговец который продаёт учителям аттестационные печати для учеников, что ставит под сомнение систему образования Фодлана, с точки зрения коррупции. Помимо этого, у него в продаже есть факелы (пригодились в двух миссиях за всю игру), ключи для закрытых дверей (пригодились однажды, с их помощью можно было открыть дверь, за которой находилась зона, которую надо было защищать и так я усложнил себе миссию), ключи от сундуков (а вот это уже намного, намного лучше, лут в сундуках обычно очень крут), щиты (которые хуже сюжетных и квестовых, но в начале игры могут пригодиться, т.к. выбора нормальной экипировки ещё нет), и зелья лечения, интоксикации и резиста к магии. За всю игру меня отравили четырежды. Но урон от отравления столь мал, что полезности в этом нет, проще использовать лечение любым лекарем. По тем же причинам (почти все маги могут лечить) в хилках необходимости тоже нет. Зелья на резист к магии на цифрах очень круты, но необходимость тратить деньги для того чтобы избежать нелетального урона, которые можно потом исцелить магией. Ну, такое себе.

Заканчивая тему торговли, в ходе прохождения сюжета и выполнения квестов, в монастыре появится ещё несколько продавцов с особыми вещами, довольно полезными для любой стадии игры, так что их квесты следует выполнять в первую очередь.

Пища богов (И не только)

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 1 - Что год учебный нам готовит

В обеденной зале главному герою предлагают скрасить досуг с помощью занятий кулинарией, и разделением трапезы с кем-либо из персонажей. Выбирая кулинарию мы получаем возможность получить бафф на весь свой дом до конца месяца, а также улучшим отношения с учеником, который будет готовить еду на всех (надеюсь, кроме солдат из батальонов, Бернадетта и так проявила чудеса силы воли, приготовив всего за один день рагу на месяц, для 11 человек). С совместным приёмом пищи всё намного интереснее. Выбранные двое героев будут есть за столом с протагонистом, повышая отношение с нами, а также между собой. Казалось бы всё это довольно скучно, но дело разбавляет множество особых диалогов между персонажами. Позвали Фердинанда и Эдельгард? Получите состязание за обедом. Хьюберт и Фердинанд? Ну, по крайней мере все приборы задействованы в поедании еды, конфликт в драку с применением холодно-режущего оружия не выльется. Ханнеман согласился составить вам компанию, но вы как раз пригласили Мануэллу? Сами напросились. Несмотря на то что большинство вставок с персонажами за едой однотипные, такие моменты с уникальными диалогами, прекрасно работают на увеличение атмосферы привязанности к героям, и ощущения их, как более живых и душевных.

Hot Tea

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 1 - Что год учебный нам готовит

В день рождения персонажа, либо же в любой удобный нам момент времени, по достижению высокого ранга учителя, появляется возможность приглашать персонажей на чаепитие. Здесь мы получаем возможность показать свои знания о других героях, выбирая интересные им темы для общения, а в качестве бонус раунда выбрать правильную реакцию на то что они скажут по итогам наших посиделок. Чудесная музыка задаёт атмосферу на все 100% и приносит удовольствие нам, как игроку, а в добавок к этому велика вероятность получить бонус к харизме. А ещё, всего одна чашечка любимого чая, и героя сразу воспринимает нашего учителя, как брата, товарища и потенциального романтического партнёра.

Последняя часть исследования монастыря это местная викторина «Угадай жалобу за 30 секунд». У одного из монахов можно поинтересоваться содержанием писем персонажей, в которых они в основном жалуются на свою жизнь и просят совета у всевышнего. Иногда попадаются забавные ситуации, когда кто-нибудь жалуется на свои недостатки вроде лени, алкоголизма, упрямости и тд. К концу игры этот процесса так и не надоел, первым делом в каждом новом месяце я шёл проверять ящик с жалобами. К моему небольшому огорчению, не все персонажи на первом прохождении мне понравились в одинаковой степени, и поэтому читать жалобы некоторых героев было скучно.

Ученье - магия света, а неученье - магия тьмы.

Помимо всех этих активностей, у нашего учителя порой просыпается совесть, которая напоминает что мы вообще-то получаем зарплату, и неплохо бы заняться нашими должностными обязанностями.

Учиться, учиться, ещё раз учиться. (Лайсифия)

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 1 - Что год учебный нам готовит

Мы можем как обучаться сами (у некоторых из персонажей в академии, развивая собственные навыки в выходные дни, либо же посещая семинары других преподавателей), так и обучать других. Вот в этом процессе я и увяз по уши. Планирование занятий, на которых нужно решить какие предметы будет изучать каждый из членов дома. Дополнительные индивидуальные занятия с учениками, с целью подтянуть отстающих или сделать их спектр знаний более широким. Практически еженедельные предложения самих учеников о том, что они сами хотят изучать. Написаны они, кстати, очень хорошо по большей части, содержат весьма внятную мотивацию, зачастую связанную с личностью ученика, либо его отношением к герою. Меня особенно умилило, когда одна из учениц подошла ко мне и сказала, что она не верит в Бога, но верит в меня, а этой веры ей достаточно, чтобы больше изучать «веру». Была ещё похожая игра слов с «reason», но там сложнее перевести ситуацию на русский, не исказив смысл. Всё это, особенно в начале игры сопровождается увлекательным интересом, связанным с духом первооткрывательства. У всех героев разный набор заклинаний и талантов, которые они способны изучить и применять. Один может телепортировать союзников, другой владеет заклинаниями против чудовищ, третий даёт друзьям резист к магии. Кто-то специализируется на дальнобойной магии, в то время как второй предпочитает заклинания с наибольшим уроном, пусть и с малой дальностью каста и точностью. Ещё один ученик будет обвешивать врагов различными дебаффами. Всё это встречалось во многих играх, но здесь, благодаря тому что список оружейных навыков и заклинаний изначально неизвестен, обучение становится вдвойне интереснее. После каждой лекции хочется узнать, что же твой подопечный освоит на следующем уровне магии тьмы? Какую технику стрельбы из лука он освоит на следующей недели? В концовке игры, когда все активности в монастыре оказались изучены вдоль и поперёк, а новые появляться перестали, именно учёба стала той отдушиной, которая разбавляла сражения и приносила разнообразие в общий геймплей.

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 1 - Что год учебный нам готовит

Подводя итог моей жизни в Офицерской Академии и монастыре, я хотел бы сказать, что это было незабываемое приключение. Я воспитывал людей, которые ссорились между собой, сходились вновь, мирились и враждовали. Взаимоотношение учеников между собой, найдёт отражение и в финале игры, что особенно душевно. Но главное это то, что даже спустя много лет, для каждого из них я останусь всё тем же «учителем». Хорошего дня всем, кто дочитал до конца, или просто промотал статью в конец. Надеюсь, и вы найдёте, или создадите сами класс своей мечты.

5757
68 комментариев

А если по существу, то ближе к концу сюжета от механик выходного дня настолько устал, что воспринимал уже все как скучную рутину: бегом прочитать все диалоги->турнир->хор->готовка->обед->диалоги увеличения саппорта->автообучение и дальше отдых до главного боя.

9

Это хорошо видно по статистике, кто какой пункт выбрал. Под конец выглядит примерно так:

3

О да, в этом она очень уступает той же Persona. Монастырю катастрофически не хватает разнообразия мест, где можно тратить поинты активности. На нг+ уже совсем тяжко это все

1

Поддержу, хотя некоторые диалоги в замке в целом послушать интересно было. Персонажи к моменту таймскипа уже в значительной степени раскрытые, так что ничего такого нового я уже про них не узнавал. В следующих прохождениях эту часть можно будет попробовать оптимизировать по временным затратам.

Комментарий недоступен

А я в целом игрой скорее разочарован, хоть в начале она меня и сильно затянула. В ней столько раздражающих мелочей (и не мелочей), что с этим невозможно мириться в такой довольно долгой игре.

Социалка сильно затянута и отжирает львиную половину времени, причем с бесполезными (чаепитие) или кривыми (lost items) механиками. А сюжет, диалоги, честно говоря, написаны очень средне, чтобы это потраченное время оправдывало себя. Я понимаю, что это мало для кого станет проблемой, да и в Awakening ситуация не лучше была, но всё же.

Боевую систему сильно упростили, при этом нивелирующих риск отматывалок времени слишком много. Тактика всё равно развлекает игрока, но даже в прошлых двух частях было сложнее и интереснее – а это самая основная механика игры.

Ну и моя самая главная проблема с игрой, что в ней всё старается растянуть время – чему только способствует местный UX, заставляющий прыгать по разным окнам для проверки статов, отношений, etc. Обмен предметами в инвентаре вообще надо в рамочку ставить в качестве примера «Как делать не стоит».

И при этом всё это не мешает в игре утонуть на десятки часов. Хотелось бы, чтобы раздражение проявлялось сильно реже, и чтобы FE развивался в сторону увеличения не вайфу, а увлекательных механик.
Но, судя по продажам и хайпу, это вряд ли.

P.S. Если вам в Three Houses больше понравились персонажи, сюжет и развитие отношений... то поиграйте лучше в Persona 5. FE тут сильно в роли догоняющего.

6

Но ведь это можно проскипать. А мне наоборот,как раз не хватало этой игровой и сценарной связи между миссиями. Что авакенин,что фейтс - персонажи болванчики,которые на пять слов между миссиями.