Исэкай — как жанр аниме

В этой небольшой статье будет проведён анализ зарождения жанра, перечислены некоторые интересные представители на данный момент (по наполнению) и сделан вывод, чего ждать от него в будущем.

異世界 (исэкай) — переводится как «другой (в смысле отличный) мир» или «странный (в смысле чудо) мир». Но в контексте индустрии (ранобэ (web/light novel) — аниме — манга — VN) семантика слова изменилась.

«Мир», в данном случае, не имеет жёсткой точки отчёта, это может быть альтернативный мир (Youjo Senki), другой (соседний) мир (Juuni Kokuki), виртуальный мир (Sword Art Online), загробный мир (Angel Beats!) или наш мир какой есть или с изменениями (прошлое — настоящее — будущее; Oda Nobuna no YabouHataraku Maou-sama!Kuromukuro).

Различие же идёт из персонажа. «Мир» должен быть другим для главного героя или группы. Таким образом если в произведении персонажи из другого мира попадают в наш мир, то это тоже исэкай. Переход в данном случае подразделяет уже на поджанры (как и «характер» мира) — перерождение, телепортация, перенос сознания (виртуальные миры) и т.п.

Этимология слова и происхождение жанра. Это не совсем тема статьи, но сказать всё равно нужно. Исключив постмодернистскую повестку из имплицитного виденья жанра (имеется в виду интертекстуальность Юлии Кристевой), массив его зарождался постепенно, как альтернативное место действия в художественном произведении (а даже история Древней Месопотамии, с оговорками, альтернативна для человека другого времени, а значит понимается как «другое»). Т.е. как родоначальников исэкая можно назвать анналы, хроники, летописи — кодзики (古事記). Не стоит упускать из виду, что исэкай это жанр, а перечисленные выше примеры исторические носители, не связанные с художественной литературой. И уже далее такой подход приводит нас к сказкам (Alice’s Adventures in Wonderland). А более свежий примером, уже для индустрии, вероятно можно назвать работу Такатихо Харука 1979 года 異世界の勇士 (исэкай но ю:си) которую можно перевести как «Храбрец другого мира». И после этого жанр начал развиваться уже внутри себя.

Соприкосновение с жанром ЛитРПГ. Опустив хронологическую ветвь, этот жанр зачастую входит в исэкай. Грубо говоря, это набор штампов — интерфейса и системы развития (классических РПГ или MMO, что в известном смысле родственные вещи), интегрированных в художественное произведение. Эти элементы в исэкае не всегда представлены как в виртуальном мире (места действия) — Log Horizon/SAO, а встречаются и в "реальном"Overlord/Tate no Yuusha no Nariagari.

Таким образом, исэкай — это жанр, в котором основное место действия воспринимается главным героем/героями как «другое» и ими впоследствии принимается и осмысляется, из чего следует адаптация при обязательном условии sensus communis (здравого смысла). Таким определением мы отсекаем антиутопии, и произведения, где главный герой находится под воздействием наркотиков, или страдает от психологической болезни (галлюцинации), или спит (все виды сна; в том числе и, любимый японцами, пример из книги Чжуан-цзы).

Т.к. я буду рассуждать в контексте индустрии, то менять само обозначение не имеет смысла. Пусть исэкай (или исекай) так и останется варваризмом (хотя есть аналог в виде попаданцев).

Представители

Далее небольшой список идей, которые насыщают индустрию и делают её «богаче».

Overlord

Исэкай — как жанр аниме

Здесь демонстрируется нестандартный элемент существования персонажа, а точнее его деятельности. Главный герой, отыгрывает роль, а не свободно существует. В каком-то смысле он в клетке своего аватара. Не стоит путать со "слизью" (Tensei shitara Slime Datta Ken), там персонаж никого не отыгрывает, а поступает как он хочет, насколько позволяют обстоятельства. Такого рода проявления человеческого существования, как души/личности внутри оболочки, показываются крайне редко. И нельзя сказать, что произведение концентрируется на этом. Ведь переживания главного героя показаны скорее через комичные сцены, а побочные моменты жизни умалчиваются (н-р.: как лич видит без глаз).

Tate no Yuusha no Nariagari

Исэкай — как жанр аниме

Главный герой весь сериал приходит к пониманию того, что важно не то, где ты живёшь и как, а с кем ты живёшь. Важность связей подчёркивается. Так посредством обретения семьи он отклоняется от штампа желания вернутся в свой мир. И пока, это показано как осмысленный выбор героя, а не игнорирование. Соседствует с этой темой разрешение сюжетной ветки. Спасти мир или населяющих его жителей? Пока детали этого выбора отсутствуют (если уничтожить мир, то, вероятно, жители тоже умрут, если их не эвакуировать), можно лишь предполагать насколько взаимоисключающий этот выбор.

Sword Art Online

Исэкай — как жанр аниме

Бытие в виртуальном мире, смирение и отказ от настоящей жизни в пользу более реальной здесь и сейчас. Отрешение от прохождения игры (спасения и борьбы) в пользу существования в ней. Если бы это был лейтмотив всего аниме, то, может быть, франшиза нашла свой логический конец намного раньше, а авангардные рельсы ей в этом только помоги. Но как ни жаль, эта идея демонстрируется только в первой арке первого сезона, и в конце концов герои возвращаются к своей рутине спидраннеров. Что-то отдалённо похожее нашло воплощение в серии «Чёрного зеркала» — Сан-Джуниперо.

Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu

Исэкай — как жанр аниме

Страх смерти, сама смерть, опыт смерти (?). Так сложилось, что многое в нашей жизни можно пережить, но только не смерть. В определённом смысле Субару так и не получил опыт смерти, лишь жизнь стала отличаться от нормальной. К сожалению, зритель наблюдает только над метаморфозой героя из-за переживаний смерти близких (как в Steins;Gate), а не из-за своей собственной смерти. На момент конца первого сезона, Субару пока не теряет чувства к этим людям, но скоро это должно произойти. Т.к. у Субару всегда есть быстрое сохранение, он рано или поздно привыкнет к смертям других, и, возможно, перестанет их спасать. Такому герою очень сложно сопереживать, и поэтому главный герой представляется как «громоотвод» ненависти зрителя. Субару сам видит себя в этой роли и действует соответственно.

Заключение

Основная мысль этой статьи в побочном эффекте популярности жанра в аниме-индустрии сейчас. Это очень редкие, но уникальные идеи. Плюс к этому и развитие самого жанра, а не только различных идей с помощью него. Когда произойдёт это развитие, и произойдёт ли, неизвестно, мехе понадобилось 30 лет для этого, махо-сёдзе больше 45 лет. А так как я говорил только об исэкай-аниме, может это уже произошло?

3232
106 комментариев

Это очень редкие, но уникальные идеи

39
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Фото всех редких и уникальных идей исекая в одном месте

11
Ответить

Ща бы вспомнить время когда меха была про сраных подростков в прототипах.

1
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Вот про спермотоксикоз золотые слова. ИМХО даже самые отбитые сюжеты про попаданцев смотрелись бы не так плохо, если бы помимо всех остальных плюшек героя не награждали бы еще и толпой женщин, текущих от него без видимых причин.

А так это всегда выглядит,  как очень топорная фантазия об исполнении всех желаний вообще, в том числе самых банальных.

8
Ответить

Эта волна попаданцев в нулевых.... Всякая вера в качественных молодых авторов фантастики/фэнтези пропала. Только прозу реализма, постмодерна ещё можно почитать из нашего.

6
Ответить