Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Новая игра в мире Голариона выглядит как RPG, о которой мы мечтали в детстве.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

2 сентября состоится релиз Pathfinder: Wrath of the Righteous от отечественной студии Owlcat Games. Это изометрическая RPG в мире популярной настольной ролевой игры Pathfinder, непрямое продолжение Pathfinder: Kingmaker. Мы поиграли в игру и делимся первыми впечатлениями.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Знакомая история

Pathfinder: Wrath of the Righteous сохраняет механику и стиль Pathfinder Kingmaker, а её события также развивается на континенте Авистан, на планете Голарион. Но, не считая этого и возвращения пары второстепенных персонажей, проект полностью независимый и не требует никакого знакомства с первой частью.

События игры начинаются на празднике
События игры начинаются на празднике

Как и Kingmaker, Wrath of the Righteous в настольной игре – так называемый Adventure Path, большая серия из отдельных сценариев, постепенно ведущих героев от начальных низких уровней и локальных проблем к всё большим и большим свершениям. Но если в Kingmaker в центре истории было управление собственным маленьким королевством, то этот набор приключений сосредоточен на великой войне – Мендевском Крестовом Походе.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

По сюжету игры, за век с небольшим до начала истории на севере Авистана открылась так называемая Мировая Язва (Worldwound): «прореха» в мироздании, напоминающая Око Ужаса из вселенной Warhammer. Она соединила Голарион с миром хаотично-злых Демонов, и в мир прорвалась огромная демоническая армия во главе с лордом Дескари, покровителем саранчи. Чтобы отразить вторжение, угрожавшее, потенциально, всему миру, окрестные королевства организовали первый Крестовый Поход, остановивший силы зла.

Дескари
Дескари

А через несколько лет, во время Второго Крестового Похода с помощью богини Иомедай — покровительницы рыцарской доблести, чести и защиты слабых — территорию вокруг Раны окружили специальным магическим барьером, держащимся за счёт магических Страж-камней (Wardstone).

В последующие десятилетия демоны вновь и вновь пытались вырваться за пределы барьера, а окружающие народы – закрыть Рану окончательно, организуя новые Походы. События игры, как и вдохновившего её Adventure Path, рассказывают о Пятом Походе, а игрокам предлагают попробовать себя в роли героев, руководящих сражением с демоническими ордами.

С самого начала игры нас бросают в гущу сражений: первое же подземелье требует очень много времени для прохождения
С самого начала игры нас бросают в гущу сражений: первое же подземелье требует очень много времени для прохождения

Всё как раньше, только больше

В целом игровой процесс напоминает первую часть и покажется знакомым всем, кто играл в изометрические RPG с партией вроде Baldur’s Gate или Neverwinter Nights 2. Главный герой с компаньонами скитается по глобальной карте, заходит на отдельные локации, берёт и выполняет задания, вступает в диалоги, исход которых зависит от выбора реплик, а также от использования навыков, и проходит подземелья с чудовищами.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Бои проходят в реальном времени с возможностью ставить на паузу или, при желании, в пошаговом режиме, довольно точно переносящем в игру механики оригинальной настольной системы. В частности, вместо привычных по многим видеоиграм Очков Действия тут сохраняется стандартная ещё для Dungeons and Dragons механика разделения раунда на перемещение и атаку/действия, с выделением особых типов действий – полных, требующих всего раунда и, наоборот, свободных, дополняющих базовое разделение.

В боях часто принимают участие союзники протагонистов, из-за чего пошаговые сражения сильно растягиваются
В боях часто принимают участие союзники протагонистов, из-за чего пошаговые сражения сильно растягиваются

Такая верность первоисточнику порадует фанатов, а также существенно облегчает работу гейм-дизайнеров: система Pathfinder прошла проверку временем. Но она может легко отпугнуть людей, не знакомых с настольными ролевыми играми: можно потеряться в нагромождении параметров, терминов, механик, заклинаний и оружия.

Разработчики обещают, что улучшенная система обучения исправит эту проблему, но пока звучит неубедительно. Достаточно сказать, что передо мной первая подсказка появилась уже после того, как я прошёл небольшое подземелье.

Лист персонажа первого уровня (без списка заклинаний)
Лист персонажа первого уровня (без списка заклинаний)

Кроме того, игра может ошеломить количеством опций при создании персонажа. 12 рас, среди которых не только знакомые по предыдущей части дворфы, эльфы и аазимары, но ещё и дампиры, ореады – потомки элементалей земли, и гуманоидные лисы-кицунэ.

Иллюстрация для вашего героя пока маловато, но может быть их дорисуют в дальнейшем
Иллюстрация для вашего героя пока маловато, но может быть их дорисуют в дальнейшем

Но выбор расы — мелочь на фоне того, как игрока буквально погребают под различными классами – сейчас их 26, на 10 больше, чем в предыдущей части. Причём у каждого есть несколько вариаций, так называемых архетипов. Кроме привычных воинов, магов и жрецов нам предлагают поиграть за Алхимика, Оракула, Скальда (дополнительно к классическим Бардам), Ведьму, Шамана и так далее.

Полный список классов не влезает на один экран, а у каждого ещё и несколько вариантов
Полный список классов не влезает на один экран, а у каждого ещё и несколько вариантов

Некоторые новые классы работают как нестандартные сочетания хорошо знакомых типажей, а другие привносят собственные уникальные механики. К примеру, класс Всадника строится вокруг верховой езды и использовании животного-компаньона.

Wrath of the Righteous вообще уделил питомцам персонажей много внимания. У многих классов есть архетипы, дающие такого спутника, имеющего собственные уровни, подклассы внутри класса «Животное-компаньон» и множество других параметров, вплоть до того, какому богу питомец молится.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

А чтобы жизнь мёдом не казалась, у главного героя есть ещё и механика Mythic Path. По сюжету, протагонист получает способность вступать в симбиоз с различными магическими сущностями и через отдельные диалоги и задания обретает возможность параллельно с повышением в классе пойти по тому или иному мистическом пути, обретая особенные способности.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Хотите стать личом? Пожалуйста. Соединиться с ангельской сущностью? Нет проблем. Вобрать в себя эссенцию стража космического порядка? Легко. Каждый Путь, по сути дела, создаёт дополнительную классовую прогрессию, давая доступ к ещё большему количеству сил и уникальным репликам в диалогах.

Продвижение по Mythic Path меняет модельку персонажа. Например, тут у героя появился нимб
Продвижение по Mythic Path меняет модельку персонажа. Например, тут у героя появился нимб

Копаться во всём этом бывает интересно, но иногда изобилие вариантов и тонкие грани между ними начинают раздражать. За кого мне играть, если я хочу быть хилом – за Клерика или Оракула? Какую специализацию брать внутри класса? Как распределять многочисленные фиты, приходящие с уровнями? А ведь кроме главного героя в игре есть ещё и его компаньоны – хотя для каждого из них предусмотрена возможность автоповышения.

Любой персонаж выбирает, какому богу поклоняется, причём в игре предусмотрена опция для атеистов, почитателей природы и приверженцев других философских воззрений
Любой персонаж выбирает, какому богу поклоняется, причём в игре предусмотрена опция для атеистов, почитателей природы и приверженцев других философских воззрений

А это – лишь один из сегментов игры. Как и в Kingmaker, в Wrath of the Righteous разработчики придумали дополнительные механики, отражающие специфику их сюжета. В подземельях у персонажей постепенно накапливается параметр демонической скверны, от которого необходимо защищаться специальными ритуалами.

Несколько неудачных ночёвок за пределами специально защищённой базы — и привет, штрафы
Несколько неудачных ночёвок за пределами специально защищённой базы — и привет, штрафы

В некоторых эпизодах изометрический вид сменяется короткими текстовыми вставками в духе интерактивных книг: игрок читает описание окружающих событий и выбирает варианты действий для своих персонажей, время от времени проходя проверки тех или иных навыков.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Непосредственно командование Крестовым Походом во второй главе выполнено как пошаговая стратегия на глобальной карте: игрок собирает войска, назначает им командиров и отправляет сражаться с отрядами демонов.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

При этом отдельные сражения происходят уже не по обычным для игры правилам, а в стратегической механике, напоминающей битвы в «Героях». Конечно, по сравнению с легендарной пошаговой стратегией разнообразие войск и тактик тут меньше, но как дополнительная механика такая система войны очень разнообразит основной геймплей.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

В третьей главе добавляется и механика стратегического управления, знакомая по Pathfinder: Kingmaker – игроку предоставляют разные задачи и проблемы, решение которых ему придётся делегировать. Они сводятся к четырём сферам: Лидерству, Стратегии, Военному делу и Дипломатии. Иногда на разрешение задач нужно просто потратить время и ресурсы, иногда выбрать одну из предложенных стратегий.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Спутники главного героя могут предлагать свои решения проблем, правда, в отличие от Kingmaker, здесь нет постоянных должностей, и на советы приглашают всех, кому есть что сказать по поводу той или иной ситуации.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Между Warhammer и Пратчеттом

Несмотря на мрачную завязку и достаточно трагические сюжетные линии отдельных персонажей, вселенная игры в целом производит несерьёзное впечатление. Утрированные, часто комичные компаньоны и помощники. Труппа актёров, таскающаяся за героем и воспевающая его подвиги. Дурацкие шутки и монологи героев, даже не претендующие на создание какой-то цельной атмосферы. Совершено пародийные культисты демонов, которым в одном из эпизодов можно устроить опрос на тему их познания в собственной религии.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

После мрачных вселенных Тамриэля, Тедаса или цикла о Геральте из Ривии Голарион в Pathfinder то и дело начинает казаться почти пародией, игрушечным миром, где, вроде бы, армия демонов вырывается из-за грани миров, вокруг вас рушатся города и жертвуют собой герои, но при этом описывая игру, в голову постоянно приходят слова вроде «милый» и «очаровательный».

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Скорее всего, такое стилистическое несоответствие отдельных пластов кого-то оттолкнёт, но на меня лично оно произвело неожиданно приятное впечатление: игра ясно показывает, где надо бояться, а где – нет, и в соответствующих эпизодах вполне способна нагнать драмы и удивить, но во всех остальных возвращается к привычному балагану. И хотя не хотелось бы, чтобы все РПГ воспроизводили такой подход, он выглядит, как минимум, интересно на фоне немного надоевшей звериной серьёзности и преувеличенной мрачности мейнстримных игр последних лет.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Впрочем, проблемы с построением сюжета и мира всё-таки присутствуют. Например, нам буквально навязывают некоторых компаньонов, без какого-либо объяснения, почему они должны с нами путешествовать, а мы – терпеть их «очаровательной» характер. Это вообще частая проблема в RPG, но в Wrath of the Righteous она выведена на новый уровень.

Кроме того, игра совершенно безжалостна в своём желании рассказать нам про Голарион как можно больше – почти все ключевые персонажи Wrath of the Righteous — не только компаньоны, но и важные NPC — происходят из разных уголков света, и у каждого своя история, отсылающая к каким-то своим реалиям: государствам, правителям, организациям и конфликтам.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Проблема в том, что мир Голариона – это «лоскутное одеяло» популярных фэнтезийных образов. В нём гораздо меньше сквозных конфликтов и тем, актуальных в любом уголке мира, чем во других фэнтези-вселенных, из-за чего сложить весь этот поток данных в цельную картину не получается. В итоге игра часто вызывает ощущение информационной «бомбардировки», не служащей никакой цели, кроме как порадовать фанатов первоисточника. Не помогает даже система подсказок по ключевым словам.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Наконец, громадное количество контента приводит к непоследовательности в том, как игра реагирует на выборы игрока. К примеру, в некоторых сценах NPC дают различные реплики в зависимости от расы или класса протагониста. А в других – напрочь игнорируют эти же параметры, благодаря чему в игре возникают сцены, где протагонисту Паладину объясняют основы его же религии. Этим грешила предыдущая часть, и возникает опасение, что ещё большее количество рас и классов в новой части приведёт к тому, что подобных эпизодов станет больше.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Кроме того, разработчики, судя по всему, не решили для себя, как именно должна работать в их игре знаменитая система Мировоззрений, та самая, со шкалами Закон-Хаос и Добро-Зло. В различных диалогах реплики, сказанные, вроде бы, в одной и той же логике, маркируются то как злые, то как хаотичные, то вообще не имеют никакой привязки.

Чисто добрые и чисто злые решения сдвигают ваше положение на этой схеме не просто вверх или вниз, а конкретно к центральной оси, из-за чего слишком добрый Паладин рискует утратить Законопослушность
Чисто добрые и чисто злые решения сдвигают ваше положение на этой схеме не просто вверх или вниз, а конкретно к центральной оси, из-за чего слишком добрый Паладин рискует утратить Законопослушность

Это не было бы большой проблемой, если бы не одна оговорка: многие классы имеют требования к мировоззрению персонажа, которое, в свою очередь, меняется через диалоги. В итоге есть немаленький шанс, что ваш Монах, Паладин или Бард потеряет возможность повышаться в своём классе из-за непоследовательно написанных реплик или чисто технических недочётов.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Жуткие заставки

Картинка в Wrath of the Righteous напоминает предыдущую часть, но разработчики ввели два важных изменения. Во-первых, подвижную камеру, которая никак не облегчает жизнь, зато постоянно сбивает с толку из-за того, что ты пропускаешь «спрятавшиеся» из-за неудачного угла двери и проходы.

О том, что кнопка Tab подсвечивает все объекты, с которыми возможно взаимодействие, нам игра не расскажет
О том, что кнопка Tab подсвечивает все объекты, с которыми возможно взаимодействие, нам игра не расскажет

Во-вторых, ролики на движке, поставленные с приближением камеры к отдельным действующим лицам, монтажом и прочими кинематографическими приёмами. К несчастью, из-за особенностей моделек персонажей пока что это выглядит чудовищно. К примеру, первое появление лорда демонов Дрескари производило откровенно комичное впечатление и не создавало ощущение грядущего апокалипсиса. Остаётся надеяться, что ближе к релизу разработчики исправят ситуацию к лучшему.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

А заодно отловят многочисленные баги вроде появления персонажей, которых игрок убивал, живыми и невредимыми без каких-либо сюжетных обоснований; противников, зависающих в пошаговом бою, и многого другого. Учитывая, что я играл в бета-версию, о таких вещах можно было и не упоминать, если бы в Kingmaker целый ряд ровно таких же проблем не сохранился на релизе.

Классика RPG, «Герои», стратегия и ещё много всего — первые впечатления от Pathfinder: Wrath of the Righteous

Но хочется верить, что за оставшиеся три месяца разработчики доведут свой проект до ума. При всех мелких проблемах и сложностях во Wrath of the Righteous действительно есть какое-то очарование. Он выглядит как игра, о которой и я, и многие другие мечтали, проходя Baldur’s Gate или Icewind Dale: смешение традиционной RPG, интерактивной книги и пошаговой стратегии, иногда – смешное, иногда – драматичное, но даже в нынешнем виде не позволяющее заскучать.

В игре много маленьких эпизодов, рассказывающих свои истории — вроде демонического круга, спрятанного в заброшенном доме
В игре много маленьких эпизодов, рассказывающих свои истории — вроде демонического круга, спрятанного в заброшенном доме

Несмотря на высокий порог входа, неровный стиль и технические проблемы даже в нынешнем виде игра очень увлекает: ты всё время ждёшь, какую новую механику, локацию или персонажа тебе покажут в следующей сцене. И за это разработчикам хочется простить многое.

375375
198 комментариев

Комментарий удалён модератором

Ждём обзора от молодого и перспективного обзорщика-кота после релиза игры ;)

14

Комментарий недоступен

1

Kingmaker был шикарен.

Выпускайте уже быстрее!!

32

Комментарий недоступен

38

Правда шикарен? Хочется в Kingmaker поиграть, но почитал отзывы в стиме и там жалуются на рандом в боевке, нестабильную сложность и тд. Все это отталкивает от покупки.

3

Сиквел такой же постный и не интересный дженерик D&D как и первая? Спасибо, я пожалуй подожду Baldur's Gate. 
P.S. Кто бы мог подумать, что сиквел провальной в ТЕХНИЧЕСКОМ плане игры будет таким же техническим мусором. Не верю я, что на релизе игра будет вылизана до нормального вида.

17