[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "self", "tags": ["\u0430\u0437\u0438\u044f","\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430"], "comments": 62, "likes": 110, "favorites": 52, "is_advertisement": false, "section": "default" }
14 376

Путевые заметки: игровой рынок Японии глазами туриста

Автор DTF рассказывает об игровых магазинах и популярных платформах в Японии.

Поделиться

В избранное

В избранном

Страна восходящего солнца манила меня с начала нулевых, когда я серьёзно увлёкся японскими ролевыми играми, аниме, мангой и различной нехудожественной литературой, вроде книг по истории и культуре. Интерес к Японии с новой силой разгорелся после знакомства с игровыми сериями Yakuza и Shenmue. Меня поразили дотошно воспроизведенные реальные локации в играх, захотелось увидеть их вживую. Это и стало катализатором для первой поездки в 2010 году. С тех пор я побывал в Японии четыре раза и в общей сложности прожил два месяца в разных регионах страны, от Хоккайдо до Якусимы.

Во время поездок волновали два вопроса: какие игровые магазины есть в Японии, и что популярно у среднестатистического игрока? Многое пришлось узнать на месте, но что-то со временем сильно изменилось.

Акихабара

Видеоигровые магазины

Начнём с главного вопроса: есть ли смысл покупать консоль в Японии? Да, если разница в пять-шесть тысяч рублей сильно влияет на ваше решение. Новые консоли выгоднее брать в магазинах сетей Yodobashi Camera или Bic Camera. В них, например, можно купить PlayStation 4 Pro за 39 тысяч йен, что в пересчете на рубли составит примерно 20 тысяч. Самая низкая цена на PlayStation 4 Pro в России — 25 тысяч рублей («серая поставка» и не РСТ).

Стандартная PlayStation 4 с помятой коробкой (уголок) продается за 14 тысяч рублей

Nintendo 3DS XL стоит в Японии около 18 тысяч йен, сейчас это 9 тысяч рублей. В официальном российском магазине Nintendo портативная консоль стоит на пять тысяч дороже. Однако 3DS проще купить в России, так как японская консоль имеет региональную защиту, и игры придётся заказывать из Японии. Это неудобно, да и бессмысленно, если плохо понимаешь японский язык.

Лучше взять Nintendo Switch. В комплекте со Splatoon 2 она стоит 35 тысяч йен (19 тысяч рублей), и у неё нет региональной защиты. В России этот комплект стоит все 25 тысяч рублей. На момент написания этого материала Nintendo Switch является дефицитным товаром в Японии. Найти консоль тяжело даже на местных интернет-аукционах, да и уходит она с них по завышенной цене. В будущем ситуация с поставками наладится, но сейчас купить Switch в Японии довольно проблематично.

В Yodobashi Camera консоль продавалась за 32 тысячи йен (16 тысяч рублей)

Покупать новые игры в Японии — дело спорное. Проблема не в языковом барьере, а в цене. Новые игры стоят столько же, сколько в Европе и США, а иногда и дороже. К примеру, Nier: Automata для PS4 стоит в США стандартные 60 долларов. В Японии цена выше, около 8 тысяч йен (70 долларов).

Цена не зависит от платформы, ведь игры на PlayStation Vita и Nintendo 3DS тоже стоят в районе 60-70 долларов. Я купил себе Hatsune Miku: Project DIVA 2nd на старте продаж, но когда игра вышла в остальном мире, то пожалел, что не подождал. Но всегда есть исключения, например, популярные серии для Nintendo 3DS, которые часто стоят от 25 до 45 долларов.

Вполне гуманная цена за новые Pokemon, Yokai Watch и Monster Hunter

Самой крупной сетью по продаже новых видеоигр считается Tsutaya. Магазины Tsutaya можно найти где угодно, даже в неприметных маленьких городках, далёких от туристических маршрутов. В сети есть два типа магазинов: обычный и Rental. Последние могут удивить российского туриста, потому что в Японии до сих пор популярны видеопрокаты. В этом нет ничего необычного, ведь цена за полный комплект любимого аниме-сериала может доходить до 30 тысяч йен. Проще взять диски напрокат за пару сотен йен, чем тратить такую сумму.

Обычная Tsutaya

Проката видеоигр в Японии не существует. Компании Sega и Koei пытались наладить собственные сервисы по прокату игр, но они не были популярны, к тому же издатели переживали из-за пиратства. В итоге прокат игр запретили на законодательном уровне. Игрокам остаётся лишь ждать снижения цен или искать игру на вторичном рынке.

Интереснее всего заниматься шопингом в токийском квартале Акихабара. Это торговый рай для поклонников электроники, аниме и видеоигр. Под игры в нём отводят один или несколько этажей. Из магазинов сильнее всего запомнился Sofmap: там широчайший ассортимент товаров, от манги и мерчандайза до консолей и самых разных игр. К тому же, его очень легко найти из-за внешнего вида, а цены там зачастую выгоднее, чем у конкурентов.

В Осаке есть своя Акихабара под названием «Дэн Дэн Таун» или квартал Ниппонбаси. В нём всё тоже самое, только не так масштабно.

Если новые консоли и игры не интересуют, то стоит обратить внимание на так называемые Recycle Shop. В Японии развиты крупные сети комиссионных магазинов, в которых можно отыскать игры двухлетней давности за бросовую цену. Самыми известными из них считаются сети магазинов Hard Off и Book Off.

Главный недостаток Book Off в том, что игры в нём лежат хаотично. Диски от первой PlayStation располагаются на одной полке с дисками для Xbox 360 и Sega Dreamcast. Неудивительно, ведь Book Off больше ориентирован на продажу подержаной литературы, чем игр. Проще сразу идти в Hard Off, но если нет альтернативы, то сойдёт и это.

На стеллаже игры для Xbox 360, PSP, PC Engine, Neo-Geo, PlayStation 2. Полный хаос

Комиссионные магазины — настоящий рай для ретрогеймера. Изучать стеллажи в Hard Off можно часами, да и сами магазины порой выглядят как хороший исторический музей. Японцы очень любят ностальгию и своё прошлое, поэтому даже через 20 лет в Японии будут продаваться старые игры. В одном филиале Hard Off я нашёл почти бесконечные ряды с играми: от классики с Famicom (NES) до новинок для PlayStation 4.

Картриджи для Super Famicom (Super Nintendo)

Игры в Hard Off может принести любой желающий. Однажды я видел, как мужчина принёс большую стопку дисков от первой PlayStation. К нему подошёл сотрудник магазина, который начал оценивать их состояние и проверять на работоспособность. После владельцу дисков выплатили деньги, а сами игры поступили в продажу.

От комплектации и редкости игры зависит итоговая цена. Самые дешёвые игры стоят как бутылка содовой в автомате рядом с магазином. Картриджи по этой цене продаются без коробок, и их стоимость обычно находятся в районе от 100 до 300 йен (50-150 рублей). Непритязательный покупатель купит 15 картриджей на пару тысяч йен и уйдёт счастливым.

Дешёвые игры лежат в специальных ящичках под стеллажами. Над каждым таким можно зависнуть очень надолго.

Игры в полной комплектации (инструкция, коробка) и идеальном состоянии стоят дороже. Тем не менее, любой проект старше трёх лет легко найти по цене от 300 до 2 тысяч йен (150-1500 рублей). Только лимитированные издания и игры для экзотических консолей (Neo Geo, PC Engine) могут обойтись в десятки тысяч йен. Но это всё равно выйдет дешевле, чем на Ebay.

Состояние консолей в комиссионных магазинах я бы разделил на четыре категории. К первой относятся либо запечатанные консоли, либо открытые, но почти не пользованные. Разброс цен здесь велик, многое зависит от редкости самой системы.

Рядом с Sega Mega Drive за 3 тысячи йен (1000 рублей) может лежать точно такой же, но за 23 тысячи (11 тысяч рублей). Такая странная цена из-за того, что это Mega Drive первой ревизии, у которого был лучший звук. Консоли из первых партий всегда стоят дороже, если они продаются в полном комплекте и хорошем состоянии.

Полный комплект провального Virtual Boy за 9 тысяч рублей

Консоли второй категории, на первый взгляд, продаются в полном комплекте, но есть некоторые нюансы. Скажем, на PlayStation 4 активно играли несколько месяцев, коробка помялась, а инструкция пропала. С подобными «дефектами» консоли стоят небольшие деньги. Во всём виноват пресловутый национальный педантизм и любовь к порядку. Кто всерьёз сбросит цену на «Авито» за ободранный уголок у коробки? А вот в Японии сбрасывают, потому самая дешёвая PlayStation 4 продаётся примерно за 16 тысяч йен (9 тысяч рублей).

Консоли третьей категории продаются «голыми». У них нет коробки, игр в комплекте и прочих бонусов. Это просто консоль с геймпадом и проводами в целлофане, которую спокойно можно взять с полки и отнести на кассу. Стоят такие консоли ещё дешевле.

Консоли четвёртой категории входят в так называемый Junk Corner (свалка, проще говоря). Такие консоли продаются без плёнки, геймпада или проводов. Всё придётся докупать в том же магазине. На ценнике всегда стоит пометка, что консоль запускали, игры на ней проверяли, но вот долговечность и работоспособность устройства магазин не гарантирует. Покупаете на свой страх и риск.

Только в этом отделе можно найти консоль по невероятно выгодной цене: рабочие Sony PlayStation или Sega Dreamcast стоят тут от 450 до 1000 рублей. Стоит учесть, что у некоторых из них могут быть неприятные дефекты, вроде пожелтевшего от времени пластика, царапин и прочих внешних недостатков.

Разные Hard Off изучает владелец YouTube-канала Retro Game Shopper Japan. Он ежемесячно выкладывает познавательные туры по магазинам.

Из других сетей хочется отметить A-Too, Geo Hyper Media Shop и Super Potato. В A-Too и Geo Hyper Media Shop чуть ли не самые низкие цены на игры последних двух поколений. Подержанный Star Ocean 5: Integrity and Faithlessness продается здесь примерно за 3 тысячи йен, тогда как новая игра стоит 8 тысяч йен в Sofmap.

Так обстоят дела со многими играми для PlayStation 3 и PlayStation 4. Единственная проблема у этих сетей — активированные DLC-коды в коробке с игрой или их полное отсутствие. Придётся регистрироваться в японском PS Store и докупать все дополнения.

Geo Hyper Media Shop в Такаяме

Geo Hyper Media Shop запомнился богатым выбором игр для PlayStation 3. Почти все подержанные игры стоят здесь от 5 до 40 долларов, редко выше.

Здесь же я нашёл Uncharted 2: Among Thieves с уникальной обложкой для японского рынка. Удивительно, что в Японии всё еще рисуют собственные обложки на западные игры. До сих пор жалею, что не купил этот диск в коллекцию.

Сеть Super Potato основана в Осаке, но со временем её магазины появились в Токио и Нагоя. Здесь тот же ассортимент, что и в Hard Off, но упор идёт только на ретро. Основная часть магазинов состоит из 3-4 этажей, на которых продаются старые игры, консоли и даже игровые автоматы.

Когда я впервые зашел в Super Potato в 2011 году, то ощутил знакомую атмосферу, будто перенёсся на 20 лет в прошлое и попал на Савёловский радиорынок. Только тут картриджи и диски педантично разложены по полочкам, а их состояние где-то между хорошим и идеальным.

По всему магазину стоят телевизоры со включенными играми. Получается удивительно не раздражающая смесь из 8 и 16-битной музыки.

У игровых магазинов в Японии есть общие раздражающие недостатки. Не хочется говорить о безалаберности продавцов, но иногда они чрезвычайно невнимательны. Часто они неаккуратно держат и вставляют диски в коробку. Несколько раз было так, что после покупки мне приходилось вытирать сальные отпечатки пальцев с тыльной стороны диска. Однажды вместо Yakuza 5 в коробку с игрой мне положили диск с God of War: Ascension. Я быстро заметил ошибку и побежал обратно в магазин. Кассир раскланялся, извинился и вскоре нашёл нужный диск. Проблему решили, но было неприятно.

Лестницы в игровых магазинах — апофеоз экономии пространства в условиях массовой застройки. Ступеньки чрезвычайно узкие и расположены под таким страшным углом, что приходится спускаться маленькими шажками в полусогнутом состоянии. Упасть с такой лестницы — проще простого. Они точно не рассчитаны на иностранцев с большим размером ноги и ростом под два метра. На них тяжело разойтись, когда несколько человек спускается вниз, а ты поднимаешься наверх.

Рядовая лестница в японском магазине

После рабочего дня в магазине много покупателей. Я хорошо помню, как надолго застревал у какого-нибудь стеллажа с дисками, а мимо меня проходили другие покупатели. Из-за узкого пространства приходилось уступать каждые 30 секунд. Хотя если живёшь не в мегаполисе, а в какой-нибудь Фудзиномии или Такаяме, то переживать о толпах нет смысла.

Я так и не решился купить в Японии консоль. Почти все старые платформы на картриджах имеют региональную защиту, а постоянно заказывать игры по почте и мучительно ждать посылку месяц не хочется.

Недавно я узнал, что региональную защиту в старых консолях легко обойти. Весной купил себе Dreamcast, позже собираюсь взять Sega Saturn и несколько портативных консолей от Nintendo.

На чём играют японцы

Не нужно изучать аналитику и цифры для того, чтобы узнать самые популярные игровые платформы в Японии. Достаточно включить телевизор, поставить канал NHK BS1 и подождать два часа, внимательно изучая рекламные блоки.

Почти каждый третий рекламный ролик посвящен мобильной игре или приложению. Они доминируют на рынке электронных развлечений последние несколько лет.

Мобильные игры приносят свыше 5 миллиардов долларов ежегодного дохода. Японцы охотно тратят деньги на внутриигровые транзакции (в среднем 100 долларов с игрока в год). Когда я первый раз был в Японии, то этот рынок только-только набирал обороты. Японцы постепенно переходили со своих «раскладушек» на новенький iPhone 4, первый Galaxy S и собственные мобильники на Android (Fujitsu, Casio, Sharp). Сейчас уже всё по-другому.

Из разнообразия жанров особенно популярны пазлы «три в ряд», зачастую с оформлением по мотивам какого-нибудь аниме.

Рынок пазлов перенасыщен. В каждой новой игре придумывают разные правила и вводят дополнительное жанры. Тот же мегапопулярный Puzzle & Dragons совмещает в себе элементы RPG и стратегии. Хватает игр, где перемешаны элементы пазла, карточной игры, RPG, стратегии и визуальной новеллы. Хитовая игра Monster Strike не поддается жанровой классификации.

Карточные игры в Японии любят, поэтому Hearthstone быстро набрал популярность, его активно рекламировали на японском телевидении.

Вторую позицию на рынке после мобильных игр занимает Nintendo 3DS. В вагоне синкансэна с портативной консолью от Nintendo можно одновременно увидеть обычного клерка, компанию молодых девушек или ребёнка. Это по-настоящему национальная консоль, о чём свидетельствует 25 миллионов проданных копий на местном рынке (60 миллионов в мире).

Что же до PlayStation Vita, то я не видел её в общественном транспорте на протяжении месяца беспрерывных путешествий. Проще встретить кого-то со старенькой PSP, чем увидеть с Vita. Возможно, мне просто не повезло, ведь в Японии консоль в основном популярна среди поклонников ролевых игр и визуальных новелл.

Из стационарных консолей первое место занимает PlayStation 4. В любом магазине игры для неё всегда у входа, а по телевизору рекламируют хиты уровня Final Fantasy XV и Bloodborne.

Когда крутили рекламу третьего «Ведьмака», я был удивлён. Оказывается, игра хорошо продалась в Японии (больше 250 тысяч копий). Это вдвойне забавно, если вспомнить провал второй части на Xbox 360, которая разошлась тиражом всего в 5 тысяч копий.

Если говорить об Xbox, то Microsoft провалила все попытки конкурировать на рынке Японии ещё в прошлом поколении консолей. Xbox 360 продавался из рук вон плохо, но он продавался бы хуже, если бы на нём не вышли такие эксклюзивы, как Ace Combat 6, Idolmaster и визуальная новелла Steins;Gate.

Xbox One не интересен игрокам из-за полного отсутствия местных эксклюзивов (в мультиплатформенные проекты играют на PS4). Xbox One постоянно бьёт антирекорды по продажам с момента запуска. В январе 2016 года за неделю было продано всего 99 консолей. Недавний чарт продаж от японского агенства Media Crate показал, что консоль расходится на уровне PlayStation 3 — 260 копий в неделю. Как видно, ситуация не сильно улучшилась.

Игры на Xbox One стоят в неприметном углу магазина

В Японии мало играют в компьютерные игры. Мощные игровые компьютеры интересны лишь небольшой доле энтузиастов, остальные игроки проводят время за консолями и мобильниками. Логика простая: зачем тратить кучу денег на компьютер и установку бесполезного софта, когда удобнее играть на консоли?

Малопопулярны Dota 2, League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive и другие многопользовательские хиты, в которые по всему миру играют миллионы игроков. Даже World of Warcraft так и не получил японскую локализацию, поэтому немногочисленным желающим приходится играть на корейских или американских серверах. Популярные онлайновые игры состоят преимущественно из местных консольных MMORPG, вроде Final Fantasy XIV, Dragon Quest X или Phantasy Star Online 2.

При этом нельзя сказать, что в Японии совсем не играют на ПК. Играют, но совсем не в то, что популярно на Западе. Так, например, в последние годы огромную популярность получили браузерные карточные игры Kantai Collection и Touken Ranbu. В Kantai Collection игрок управляет флотом персонифицированных девушек-кораблей времён Второй мировой, а в Touken Ranbu — ожившими мечами в виде красивых мужчин. Нетрудно догадаться, для какой аудитории предназначена каждая игра.

Мой учитель японского языка при упоминании ПК-игр сразу вспоминает визуальные новеллы, симуляторы свиданий и «эроге» (хентайные игры). И в этом нет ничего удивительного, потому что основной ассортимент ПК-ритейла состоит как раз из таких игр. В крупных игровых магазинах под них часто отводят отдельный этаж. Продают в картонных боксах по цене от 80 до 120 долларов. Эти игры не требуют мощного железа, запускаются на любом компьютере или ноутбуке 10-летней давности.

Последний раз я видел западные ПК-игры в продаже в 2010 году. В одном магазине на Акихабаре им отвели небольшой стеллаж, на котором были хиты вроде Bioshock или GTA IV с интегрированным Windows Live. Все западные игры, вышедшие в Японии с 2008 по 2012 год, требовали обязательную регистрацию в неудобном сервисе Microsoft. Уже в 2013 ПК-игр в крупных магазинах я не видел.

Японский Steam

В последние годы прослеживается тенденция к росту. В Steam появилось больше японских игроков, японские издатели чаще портируют бывшие консольные эксклюзивы на ПК. Также японских геймеров заинтересовал Overwatch, которые разошёлся в стране тиражом 300 тысяч копий. Персонажей игры озвучили сейю (актёры озвучки), известные по крупным ролям в аниме-сериалах.

Однако ПК-игры по-прежнему занимают нишевую позицию на рынке. Часть игр в Steam недоступна для японского региона, а те что доступны — не имеют официальной японской локализации (с английским языком у японцев очень плохо). На территории Японии игры в Steam продавались в долларах, но в конце 2014 года валюта сменилась на йену. Стало только хуже, потому что игры сильно выросли в цене. Например, Sid Meier's Civilization: Beyond Earth на момента выхода стоил 49 долларов, но после перехода на йену цена поднялась до 8 тысяч (70 долларов при конвертации).

Если посмотреть на цифры в сервисе Steam Spy, то в Steam зарегистрировано всего 3 миллиона активных игроков из Японии, против 23 миллионов из России. Говорить о серьёзном росте пока ещё рано.

#азия #аналитика

Статьи по теме
На вес золота: редкие и дорогие версии известных консолей
Самая живая консоль: почему Sega Dreamcast до сих пор впечатляет
Музей в квартире: коллекционеры старых консолей и игр в России
На волне ностальгии: интервью с российскими ретро-видеоблогерами
Эпоха Dendy: как появились консоли в России
Закат эпохи Dendy: куда исчез серый слонёнок
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться