Как художнику выбрать монитор для работы

Какие характеристики важны? Какие параметры подойдут лучше всего? На какие маркетинговые термины не стоит обращать внимание? Разбираемся вместе с техническим директором MSI.

Основные положения, если у вас нет времени читать всю статью

Самые важные характеристики монитора для художника — матрица, глубина цвета, цветовой охват, яркость, контрастность, разрешение и диагональ.

  • Матрица: лучше всего выбрать монитор с IPS или VA-матрицей. На таких экранах более качественная цветопередача с минимальными искажениями.
  • Глубина цвета (или битность): неплохие варианты — восемь бит + технология FRC (если вы просто рисуете) или десять бит (если занимаетесь печатью). Так ваш монитор будет отображать широкий спектр в миллиард цветов.
  • Цветовой охват: для рисования параметр sRGB должен быть в районе 100% и выше, для работы с полиграфией — параметр Adobe RGB должен быть близок к 100%.
  • Яркость: лучше выбрать монитор с яркостью в 400 нитс и больше. Если параметр низкий — экран будет «темнить» при большой освещенности помещения.
  • Контрастность: не ниже значения 1000:1, иначе вы получите неестественный цвет. Для работы с полиграфией стоит выбрать монитор со значением 3000:1.
  • Диагональ и разрешение: субъективные параметры, но неплохой вариант — широкоформатный монитор с WQHD (2560x1440 пикселей) и диагональю 27-29 дюймов. Так на вашем экране будет чёткая картинка без «зерна» и большая рабочая поверхность для приложений и референсов.

Теперь разберёмся подробнее в этих и других характеристиках.

Матрица

Таблица матриц и отображения цветов. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpreporucamo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2FxvcqHwh.jpg&postId=794556" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Таблица матриц и отображения цветов. Источник

За что отвечает матрица? За качество отображения цвета, контрастность, отклик и другие параметры.

Есть разные типы матриц: TN (Twisted Nematic), IPS (In-Plane Switching) и VA (Vertical Alignment). Все они работают по разным принципам и у каждой своё устройство. Подробнее здесь.

У TN-матриц быстрый отклик, но некорректная цветопередача, низкая контрастность и маленький угол обзора. Чёрный цвет на TN-мониторе выглядит скорее как серый. TN не подойдёт художнику, зато хорошо послужит профессиональным киберспортсменам из-за низкой задержки отклика (об этом ниже).

Хороший вариант для художника: монитор с IPS или VA-матрицей. На IPS устранены почти все недостатки TN: у них качественнее цветопередача, больше угол обзора и высокая контрастность. При этом на экранах с такими матрицами часто встречается высокое время отклика и небольшая глубина чёрного (об этом тоже позже).

VA-матрицы и их производные вроде MVA выступают своего рода компромиссом между TN и IPS: корректно передают цвета, стоят дешевле IPS, но при смене угла обзора и увеличении расстояния от зрителя до экрана плохо передают полутона. Такие матрицы создаются скорее для домашнего использования и игр, однако некоторые VA-мониторы подойдут и для художников. В первую очередь нужно смотреть на соотношение всех характеристик и учитывать личные запросы.

Наглядное сравнение разных матриц под разными углами
Наглядное сравнение разных матриц под разными углами

Внимание: не стоит покупать монитор с SVA-матрицей. По названию может показаться, что это одна из усовершенствованных вариаций VA, однако на деле оказывается, что некоторые производители продают под этим термином переименованные TN.

Глубина цвета

Разница в глубине цвета. Сравнение восьмибитной матрицы + FRC и десятибитной, взгляд на экраны под углом. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DRUw4lTWiE6A&postId=794556" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a> — <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fchannel%2FUCJ6qNRYQOZTXEF8SLVMziKQ&postId=794556" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pro100tehnika</a>
Разница в глубине цвета. Сравнение восьмибитной матрицы + FRC и десятибитной, взгляд на экраны под углом. ИсточникPro100tehnika

За что отвечает параметр? За количество цветов, которые может выдавать монитор. Любой цвет формируется из красного, синего и зеленого за счёт битности матрицы: она смешивает цвета вместе и выдаёт их вариации и оттенки. Так у восьмибитных матриц каждый пиксель даёт по 256 оттенков для каждого цвета — в итоге получается 16 миллионов цветов. Чем больше битность — тем богаче цветовой охват монитора.

В бюджетных и устаревших дисплеях часто используют шестибитные матрицы, которые могут выдать всего 260 тысяч цветов. Это очень мало для художника, поэтому производители внедряют в такие мониторы технологию FRC (Frame rate control). Она компенсирует недостающие оттенки, показывая промежуточные кадры с двумя другими цветами за счёт мерцания, и выдаёт полутона, которые не может скомбинировать шестибитная матрица.

Хороший вариант для художника: монитор с дорогой десятибитной матрицей или более дешёвый вариант с восемь бит + FRC.

Сравнение десятибитной матрицы и восьмибитной + FRC. Обратите внимание на солнце и небо — у восьмибитной матрицы более резкие переходы между оттенками. Слайд из презентации техдиректора MSI <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fc%2FDmitryLukin&postId=794556" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дмитрия Лукина</a>
Сравнение десятибитной матрицы и восьмибитной + FRC. Обратите внимание на солнце и небо — у восьмибитной матрицы более резкие переходы между оттенками. Слайд из презентации техдиректора MSI Дмитрия Лукина

Десятибитный монитор позволяет выводить более миллиарда цветов, однако качественные представители стоят выше 100 тыс. рублей и обычно комплектуются 4К-разрешением.

Чем битность выше — тем дороже сам экран. К тому же человек не способен видеть цвет больше десяти бит. Там миллиард оттенков и наши глаза не различают такой богатый спектр. Десять бит важны в полиграфии.

Дмитрий Лукин, Технический директор MSI

Сейчас одним из самых популярных решений остаются восьмибитные матрицы с технологией FRC. Они отображают более миллиарда цветов и стоят дешевле десятибитных мониторов.

Многие производители честно пишут восемь бит + FRC. Такая матрица покажет картинку не хуже, чем десять бит, но при этом будет стоить дешевле. Поэтому когда мы видим восемь бит + FRC — это не значит, что всё плохо. Это значит, что вам пытаются предложить удобное решение за меньшие деньги.

Дмитрий Лукин, Технический директор MSI
Сравнение восьмибитной матрицы и восемь бит + FRC. На изображении можно увидеть, что обычная восьмибитная матрица хуже справляется с водой и небом, а FRC сглаживает огрехи. Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Сравнение восьмибитной матрицы и восемь бит + FRC. На изображении можно увидеть, что обычная восьмибитная матрица хуже справляется с водой и небом, а FRC сглаживает огрехи. Слайд из презентации Дмитрия Лукина

Если вы собираетесь работать только в цифре — можно рассмотреть вариант с восьмибитной матрицей + FRC; если вы хотите работать с печатью — лучше взять экран с десятибитной матрицей.

Цветовой охват

Таблица цветового охвата. Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Таблица цветового охвата. Слайд из презентации Дмитрия Лукина

За что отвечает параметр? За диапазон цветов, которые может передавать монитор, и его соответствие мировым стандартам.

По сути цветовая глубина и цветовой охват — это одно и то же. Глубина в первую очередь подразумевает битность, а цветовой охват — соответствие стандартам Adobe RGB и sRGB.

Дмитрий Лукин, Технический директор MSI

sRGB охватывает только часть цветового пространства, которое доступно человеческому глазу. Adobe RGB — гораздо шире и отличается большим количеством цветов. Цветовой охват рассчитывают в процентах от размера этих двух стандартов, причем они не ограничиваются ста процентами. В характеристиках может быть указано sRGB 103%, 109%, 123% — и это не ошибка. У зоны охвата нет потолка, а все ограничения упираются только в матрицу и её качество.

Хороший вариант для художника: монитор с охватом sRGB в районе 100% и выше, потому что экран с 60% sRGB будет скудно отображать цвета. Если вы работаете с полиграфией, нужно, чтобы и Adobe RGB был близок к 100%.

Внимание: если вы видите заявление, что монитор поддерживает одновременно охват sRGB на 100% и Adobe RGB на 100% — это не совсем верная информация. Как мы уже говорили, Adobe RGB больше sRGB, и если монитор охватывает 100% sRGB, то Adobe RGB должен быть ниже, где-то в районе 70-80%. Монитор не может охватить на 100% две разных величины и они не могут быть равны друг другу.

Яркость

За что отвечает параметр? Собственно, за яркость монитора. Чем выше значение — тем лучше, потому что экран с низкой яркостью в сильно освещенном помещении будет «темнить». Из-за этого будут уставать глаза и снизится общее качество изображения.

Яркость измеряется в «нитах» или канделах на квадратный метр. Если у монитора яркость выше 300 нитс — то солнечный свет почти не затемнит изображение. Если яркость кажется вам избыточной — её всегда можно понизить, а вот добавить выше максимального значения уже не получится.

Хороший вариант для художника: монитор с яркостью в 400 нитс и выше. Так рисование будет комфортным, даже если на экран попадают прямые солнечные лучи.

Внимание: не всегда стоит верить характеристикам, которые заявил производитель. По разным причинам иногда получается так, что указаны одни параметры, но результаты независимых замеров дают совсем другие цифры. Это работает как в сторону пользователя (например, написали про 400 нитс, а оказалось больше), так и против.

При выборе монитора эксперты советуют посмотреть характеристики интересующих вас моделей на сайтах 3DNews и iXBT.com. Там специалисты публикуют результаты независимых замеров характеристик: от яркости и контрастности до углов обзора и средней стоимости.

Контрастность

За что отвечает параметр? За качество отображения чёрных цветов и полутонов и как следствие — естественность картинки. Чем выше значение — тем качественнее.

Например, мониторы с соотношением контрастности 500:1 подходят для бытового использования, но для художника этого будет мало.

Хороший вариант для художника: монитор с контрастностью не ниже 1000:1. Если вы собираетесь ещё и работать с полиграфией — то понадобится значение выше, например, 3000:1. У таких экранов соотношение чёрного и белого куда точнее, но и стоят они дороже при прочих подходящих характеристиках.

Разрешение экрана

Таблица основных разрешений экрана. Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Таблица основных разрешений экрана. Слайд из презентации Дмитрия Лукина

За что отвечает параметр? За количество пикселей, которые отображаются на вашем мониторе и, соответственно, чёткость картинки. Чем больше пикселей — тем лучше изображение и тем меньше зернистость. Количество пикселей влияет на стоимость и производительность — чем их больше, тем дороже монитор и тем сильнее нагрузка на видеопамять.

Хороший вариант для художника: минимум — FullHD с разрешением 1920x1080 пикселей. Некоторые художники переходят на разрешение UltraHD 4K (3840х2160) и 5K (5120x2880): на них сверхчёткая картинка и большая диагональ, которая в несколько раз увеличивает рабочую поверхность. При этом 4K-мониторы дорого стоят и требуют видеокарту с большим объёмом видеопамяти.

Есть вариант-компромисс между FullHD и 4K — формат WQHD (Widescreen Quad HD). Это широкоэкранные мониторы с разрешением в 2560x1440 пикселей. Они дешевле, чем 4К, и не так требовательны к железу.

Моё правило — никогда не покупать себе монитор с разрешением ниже 2560x1440. Оно позволяет практически не видеть пикселей на 27-ми дюймовой диагонали. При этом на таком мониторе можно работать и, при необходимости, играть.

При разрешении 4К должен быть некий баланс разрешения и диагонали. Поэтому на всех мониторах, диагональ которых начинается с 27-ми дюймов, идеальным разрешением будет QHD 2560x1440 пикселей. Либо 2560x1600, если это соотношение сторон 16:10.

Дмитрий Лукин, Технический директор MSI

Диагональ

Популярные виды диагонали. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgansor.ru%2Fkak-pravilno-vybrat-i-kupit-monitor-dlya-kompyutera&postId=794556" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Популярные виды диагонали. Источник

За что отвечает параметр? За количество информации, которая одновременно помещается на экран. Чем больше диагональ, тем больше помещается: художнику будет легче работать с деталями и одновременно размещать на мониторе окно графического редактора, референсы и разные дополнения.

Недорогие офисные мониторы обычно идут с диагональю 19-22 дюйма, игровые FullHD-мониторы — 27 дюймов, а после 29 дюймов начинаются дорогие модели для профессиональной работы с графикой.

Хороший вариант для художника: монитор с диагональю от 27-29 дюймов и выше. Это просторная область для работы. Но в целом, диагональ — субъективный параметр, который в первую очередь зависит от ваших требований и бюджета.

Внимание: стоит помнить, что к большой диагонали нужно подобрать ещё и высокое разрешение, иначе на экране будет много крупных пикселей и нечёткая картинка. Если вы выберете модель с 29 дюймами, убедитесь, что разрешение на таком мониторе не ниже WQHD.

Покрытие монитора

Наглядное сравнение глянцевого (слева) и матового (справа) покрытий. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fi-ekb.ru%2F2010%2F10%2Fmatovyj-ekran-dlya-macbook-air%2F&postId=794556" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Наглядное сравнение глянцевого (слева) и матового (справа) покрытий. Источник

За что отвечает параметр? За наличие или отсутствие бликов и отражений на мониторе. У экранов с глянцевым покрытием выше цветопередача и яркость, но они отражают блики и источники света, на них легко остаются отпечатки пальцев и пыль.

Матовые экраны пачкаются не так легко и не отражают блики, однако у них хуже цветопередача. Ещё такие мониторы страдают от «кристаллического эффекта», из-за которого пиксели отображаются с неровными краями, в результате чего появляются лишние оттенки, которых нет на оригинальном изображении.

Хороший вариант для художника: монитор с анти-бликовым покрытием. В таких моделях устранены почти все недостатки глянцевого и матового экранов.

Это специальное травление поверхности, которое делает экран шершавым и неровным. На мой взгляд, анти-блик — лучшее решение. Мы можем работать в разных условиях освещённости и экран практически не будет отражать источники света.

Дмитрий Лукин, Технический директор MSI

Глубина чёрного

Таблица глубины чёрного, где идеальный цвет находится на значении 0. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftft-test.ru%2F&postId=794556" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Таблица глубины чёрного, где идеальный цвет находится на значении 0. Источник

За что отвечает параметр? За отображение естественного чёрного цвета. Чтобы формировать картинку, ЖК-мониторы используют подсветку, которая не включается при отображении чёрного, а блокируется кристаллами. Они почти не пропускают свет.

Глубину чёрного можно увидеть только в темноте — часть света всё равно будет пробиваться через кристаллы. Именно в тёмное время будет заметно, что чёрный отображается как чёрный, а не как вариация серого.

Как проверить: идеальный чёрный цвет находится на значении 0 нитс. Допустим, у монитора в характеристиках заявлена яркость 400 нитс, а контрастность — 1000:1. Если поделить эти значения — получится 0.4 нитс. То есть чёрный цвет будет слегка засвечен.

Хороший вариант для художника: если вам важен глубокий чёрный цвет — стоит выбрать монитор с качественной VA-матрицей. В отличие от IPS, у таких экранов меньше угол обзора, но гораздо глубже отображение чёрного.

Защита глаз и Anti-Flicker

Здесь важно отдельно поговорить о технологиях защиты глаз — это не постоянная характеристика мониторов, но о ней важно знать тем, кто очень много времени проводит за экранами.

Одна из таких технологий — фильтрация синего, вроде BenQ Low Blue Light. Она гасит яркие синие цвета, чтобы не повышать внутриглазное давление, но от этого ухудшается цветопередача.

К защите глаз, которая гасит цвета, я отношусь принципиально с отрицанием. Когда мы убираем синюю составляющую, которая вроде как обладает пагубным влиянием на сетчатку глаза, у нас картинка уходит в жёлтый цвет. Цветопередача страдает и для дизайнера или художника это не вариант. Но если эта функция присутствует в мониторе, она отдельно должна включаться и отключаться, так что с настройкой проблем не будет.

Дмитрий Лукин, Технический директор MSI

Другая технология — Anti-Flicker, которая защищает глаза от «мерцания» экрана.

Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Слайд из презентации Дмитрия Лукина

Как проверить: увидеть «мерцание» можно прямо в магазине — нужно уменьшить яркость монитора до минимума, отвернуться и боковым зрением посмотреть, мерцает экран или нет. Также мерцание заметно, если посмотреть на монитор через камеру смартфона.

Если ваши глаза не устают от мерцания или не замечают его, то можно не задумываться о покупке монитора с данной технологией. А о том, как справиться с компьютерным зрительным синдромом или предотвратить его, читайте в нашей статье.

Типы подключения

Разъёмы HDMI и DisplayPort
Разъёмы HDMI и DisplayPort

За что отвечает параметр? За качество подключения и тип кабеля, который идёт от монитора к видеокарте или материнской плате.

Не стоит брать монитор с когда-то популярным, но уже устаревшим разъёмом VGA. Это значит, что производитель ориентировал свой продукт на корпоративный сегмент из-за дешевизны. К тому же, современные видеокарты уже давно не комплектуются таким разъёмом.

Хороший вариант для художника: интерфейс HDMI. Через него можно выводить как высококачественное видео, так и звук. Не отстают от HDMI интерфейсы Display Port и USB Type-C. У некоторых разновидностей этих интерфейсов разрешение и пропускная способность выше.

Внимание: перед покупкой монитора стоит посмотреть, какой интерфейс подключения у вашей видеокарты или материнской платы. Если устройства старые, с поддержкой VGA и DVI, а новый монитор работает только через DisplayPort или HDMI — придётся либо задуматься о покупке новой видеокарты (или материнской платы, если у вас встроенное видео), либо купить специальный конвертер, который будет преобразовывать сигнал, например, с HDMI в VGA. В таком случае экран будет стабильно работать, однако качество сигнала окажется низким из-за особенностей пропускной способности интерфейса VGA.

Эргономика и VESA

Производители часто комплектуют мониторы эргономичными подставками для регулировки высоты монитора, джойстиками для настройки экрана, а иногда и специальным ПО для управления цветопередачей.

Например, поменять угол обзора и ориентацию монитора можно с помощью специального крепления VESA. Если у подставки нет необходимых степеней свободы (то есть вы не можете повернуть экран под 90 градусов в портретную ориентацию), такие крепления помогут. С их помощью можно двигать монитор в разных направлениях и практически по всему столу: как по высоте по вертикали, так и по горизонтали.

Менее важные для художника параметры

Соотношение сторон

Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Слайд из презентации Дмитрия Лукина

За что отвечает параметр? За соотношение верхней и нижней части экрана. Когда-то распространённым форматом мониторов был «квадратный» 4:3. Если запускать на таком мониторе «широкоэкранный» фильм или видео, то отображаться он будет с двумя большими полосами вверху и внизу.

Самый распространенный формат — 16:9. Под него снимают кино, сериалы и создают видеоконтент. На «ультраширокий» монитор с соотношением сторон 21:9 и выше поместится ещё больше вкладок и окон, однако видеоконтент будут идти с большими чёрными полосами по краям. При этом высота такого монитора идентична 16:9, а требования к железу — гораздо выше.

Частота обновления экрана

Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Слайд из презентации Дмитрия Лукина

За что отвечает параметр? За скорость формирования изображения и частоту смены кадров. Чем больше частота обновления — тем меньше напрягаются ваши глаза и тем плавнее отображаются движущиеся объекты на экране.

При низкой частоте картинка будет медленно обновляться, из-за чего на экране будут появляться так называемые «шлейфы» и «разрывы».

«Разрыв» в действии. <a href="https://dtf.ru/hard/93608-kak-vybrat-igrovoy-monitor-i-ne-pereplatit#5" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
«Разрыв» в действии. Источник

Частота измеряется в герцах, в соотношении «одно обновление за одну секунду». То есть, если у монитора частота 120 Гц — он обновляется 120 раз в секунду.

Для офиса и интернет-сёрфинга достаточно 60-75 Гц, для работы с видео понадобятся показатели выше. Современные мониторы в среднем предлагают частоту обновления 120-140 Гц, её хватит для рисования и моделирования.

Поддержка HDR

За что отвечает параметр? За увеличение тонального диапазона экрана, чтобы он мог одновременно отображать как очень тёмные, так и очень яркие элементы, сохраняя при этом высокую детализацию изображения.

Сравнение картинки с HDR и без HDR на примере кадра из фильма «В погоне за Бонни и Клайдом». Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Сравнение картинки с HDR и без HDR на примере кадра из фильма «В погоне за Бонни и Клайдом». Слайд из презентации Дмитрия Лукина

Без высокой яркости от технологии HDR будет мало толка. Если производитель монитора заявляет поддержку HDR, даже самую минимальную (HDR Ready или HDR10) — значит, у монитора параметр яркости должен быть не ниже 400 нитс.

Однако, чтобы целиком насладиться HDR, у вас должны быть монитор и видеокарта с поддержкой этой технологии и специальный контент, созданный для HDR. В целом, ценность технологии для художника — низкая, но пригодится киноманам и людям, которые работают с видео.

Время отклика

Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Слайд из презентации Дмитрия Лукина

За что отвечает параметр? За качество картинки в динамике. Чем меньше этот параметр — тем лучше, ведь на мониторах с высоким временем отклика за движущимися объектами тянутся своеобразные «шлейфы». Данный параметр важен, в первую очередь, геймерам и киберспортсменам.

TN-матрицы в этом плане очень быстрые, IPS — чуть медленнее, а VA — среднее между первыми двумя.

Инструменты синхронизации

Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Слайд из презентации Дмитрия Лукина

За что отвечает параметр? За синхронизацию видеокарты и монитора для более качественного обновления картинки.

Если видеокарта быстро обновляет картинку, а экран за ней не успевает — отрисовка получается не плавной, а урывчатой, и вы пропускаете часть информации. Чтобы заставить «дружить» монитор и видеопамять, были придуманы технологии синхронизации: V-Sync, G-Sync, Adaptive Sync, Free Sync и VRR. Данный параметр важен для геймеров и практически не нужен художникам и дизайнерам.

Маркетинговые термины, на которые не стоит обращать внимание

Некоторые производители рекламируют разные модели мониторов дополнительными технологиям, которые улучшают цветопередачу и, по заявлениям маркетологов, влияют и на другие параметры.

Например, термин Intense Color обычно используют в OLED-телевизорах и с помощью этого словосочетания заявляют, что технология может передавать насыщенные цвета. Nano Color означает, что экран был сделан с использованием нано-кристаллов (NanoCell).

Сами по себе эти технологии не важны конкретно для художника, потому что используются, в основном, в очень дорогих телевизорах.

Вот пример с видеокартами: у всех производителей есть базовый дизайн как референс и дальше начинается игра на уровне системы питания, системы охлаждения, разных дополнительных фишек, степени разгона и ПО. Ничего другого не дано.

С мониторами то же самое. У нас есть тип экрана, яркость, контрастность, цветовой охват, битность. Остальное — маркетинг. Потому что ни один производитель практически никогда не говорит, что на самом деле было сделано под тем или иным термином.

Всё познаётся в сравнении. Не нужно верить маркетинговым терминам. Нужно опираться на настоящие параметры и свои ощущения от работы с устройством.

Дмитрий Лукин, Технический директор MSI

Какими характеристиками можно пренебречь, если ограничен бюджет?

Не пренебрегайте характеристиками, которые отвечают за цветопередачу (матрица, яркость и контрастность, битность и цветовой охват). Они важны в первую очередь, а остальные параметры стоит подбирать уже под свои личные требования.

В своей практике я делаю следующее: всегда изучаю модельный ряд и смотрю на диапазон «золотая середина — самое дорогое». И я не рассматриваю именно «самое дорогое», потому что там часто происходит сильная переплата за функции, которыми вы в итоге не будете пользоваться. Практика показывает, что самым интересным вариантом оказывается именно «золотая середина». Лучше взять нужную технику в рассрочку, чем экономить на важных вещах.

Дмитрий Лукин, Технический директор MSI

Нужно понимать, какие параметры нужны лично вам, и на основе этих знаний выбрать себе монитор. Причём интересные варианты могут попасться не только в creative-линейках, но и в геймерских.

Краткие итоги

Тезисно повторим, за что отвечает каждая характеристика.

Характеристики, важные для художника:

  • Матрица — «сердце» монитора. Отвечает за цветопередачу и много других параметров. Чем лучше матрица — тем качественнее изображение. Художнику лучше выбирать между IPS-матрицей и VA-матрицей: у первой качественная цветопередача, больше угол обзора и высокая контрастность; у второй — корректные цвета, хуже передача полутонов при смене угла обзора, но и ниже стоимость.
  • Яркость — показатель яркости монитора. Если параметр низкий — будет трудно работать в освещённом помещении, особенно если на монитор попадает прямой источник света. Лучше выбрать монитор с показателем яркости 400 нитс или выше.
  • Контрастность — параметр, который показывает соотношение яркости белого и чёрного цвета. Чем больше параметр — тем лучше отображаются полутона и тем естественнее изображение. Показатель 1000:1 подойдёт для работы с цветом, однако полиграфисту лучше выбрать модель с показателем 3000:1.
  • Глубина чёрного — параметр, который показывает насколько точно монитор отображает чёрный цвет. Если глубина низкая — чёрный будет похож на серый. В этом плане IPS-матрицы отстают от VA.
  • Глубина цвета — очень важный параметр для художника. От него зависит, сколько цветов может показывать монитор. Лучший вариант — с десятибитным цветом, хорошо подходит полиграфистам, для рисования без печати отлично послужит и компромиссный вариант — восемь бит + технология FRC.
  • Цветовой охват — определяет, сколько цветов может выдавать монитор, и их соответствие мировым стандартам sRGB и Adobe RGB. Для художника важно, чтобы охват sRGB был на уровне 100% и выше, а для работы с полиграфией — Adobe RGB, близкий к 100%.
  • Покрытие монитора — от него зависит, как много бликов и света будет отражать экран. Лучше всего брать монитор с анти-бликовым покрытием. Оно почти не искажает цвета и не отражает источники света.
  • Защита глаз и Anti-Flicker — субъективные характеристики, зависящие от особенностей зрения конкретного пользователя. Если ваши глаза не раздражаются от синего цвета и мерцания — то вы можете не обращать внимание на наличие этих функций.
  • Разрешение экрана — показывает, сколько пикселей может отображаться на экране. Чем больше — тем лучше и чётче, но и, соответственно, дороже. Если вы собираетесь профессионально рисовать, хороший вариант — монитор с WQHD-разрешением (2560x1440) или выше.
  • Диагональ экрана — расстояние от одного угла монитора до противоположного. Чем больше диагональ — тем больше рабочая поверхность. Стоит выбирать, в первую очередь опираясь на собственные потребности, но модели для профессиональной работы с графикой начинаются от 29 дюймов.

Не столь важные характеристики:

  • Соотношение сторон — стандартизированные форматы экранов. Чем больше — тем дороже и требовательнее к железу. Самый распространённый и ультимативный формат — 16:9.
  • Эргономика — специальные крепления, подставки и так далее. Субъективный параметр, который зависит от ваших личных понятий комфорта.
  • Типы подключения — интерфейсы и кабели для передачи сигнала с видеокарты на монитор. Чем лучше монитор, тем шире должна быть пропускная способность кабеля. Самые распространённые варианты — HDMI и DisplayPort.
  • Время отклика — параметр, от которого зависит качество картинки в динамике. Важен для геймеров, но не для художников.
  • Частота обновления — показывает, насколько быстро формируется изображение на экране и сколько раз в секунду обновляется монитор. Для простого рисования подойдут средние показатели в 120-140 Гц, однако для работы с динамическим контентом стоит выбрать более высокие характеристики.
  • Инструменты синхронизации — технологии, адаптирующие работу видеокарты и монитора. Важны для геймеров, но не для художников.
  • HDR — технология, которая увеличивает тональный диапазон и делает изображение более ярким и насыщенным. Важный параметр для геймеров и киноманов, но не для художников.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

136136
109 комментариев

не благодарите

33
Ответить

Apple Thunderbolt Display? 2K 8bit sRGB IPS... Оверпрайснутый вариант, который из коробки все равно нужно калибровать (сбиты температура, цветовой охват, палитра, гамма) под полупрофессиональные задачи, или просто если глаз уже заточен под правильную цветопередачу. В итоге получаешь после калибровки качество, аналогичное условным 2K IPS 8bit sRGB 60hz от benq, iiyama, lg или philips за 12-17 т.р.

39
Ответить

и не будем 

3
Ответить

вместо 1000 слов :)

3
Ответить

не люблю Яблоко, но тут согласен

1
Ответить

Ну или Синтик Про XD

Ответить

Совет по выбору монитора художнику номер 0:
Поставьте рядом с вашим понтовым монитором обычный дешевый монитор и сверяйте как картинка будет выглядеть на обычном мониторе который будет у 90% ваших зрителей. 

22
Ответить