«Твин Пикс» не тот, что прежде

В третьем сезоне знаменитого сериала больше сюрреализма, чем детектива. Хорошо ли это?

«Твин Пикс» не тот, что прежде

В тексте есть лёгкие спойлеры как к новому «Твин Пикс», так и к первым двум сезонам.

Позади половина третьего сезона «Твин Пикс». Сам городок и его жителей показывают редко — всё внимание уделено агенту Куперу и секрету красной комнаты. В сериале теперь царит преимущественно мрачная атмосфера. В нём значительно больше сюрреализма, символизма, абсурда и мистики, чем раньше, да к тому же почти нет детектива, драмы и жизнеутверждающего настроя. Будто это продолжение какого-то другого сериала.

От Дэвида Линча по умолчанию ожидаешь много сюра, но в «Твин Пикс» на него никогда не делали упор (кроме последней серии второго сезона). Мистика органично переплеталась с реальностью, злые духи оставались в тени и были лишь причиной отдельных, подчас самых важных событий. Потусторонние силы вмешивались в жизнь людей, нарушали строй их мира — это добавляло интриги, но всё же расследование убийства Лоры Палмер вместе с проблемами героев оставались на первом месте.

Тогда — сериал, изменивший телевидение

Шериф Гарри Трумэн и специальный агент Дейл Купер
Шериф Гарри Трумэн и специальный агент Дейл Купер

Это был сериал на стыке жанров: детектива, драмы и сюрреализма. В нём сочеталось слишком много всего, поэтому про атмосферу сериала сложно писать однозначно. Вроде бы серьёзное с виду расследование, но при этом был и бурлеск, и мистика. По ходу дела детективы пили кофе, ели пончики, ходили в закусочную отведать вишнёвого пирога. Тем временем раскрывалась тёмная сторона города: наркотики, проституция, махинации в бизнесе и любовные треугольники между персонажами.

Здесь находилось место откровенно глупым персонажам вроде простушки секретарши Люси и вечно нерешительного помощника шерифа Энди. Были странные герои вроде эксцентричного психотерапевта доктора Джакоби и женщины, которая разговаривала с поленом о будущем. И именно своими необычными характерами они запоминались, равно как Купер, Трумэн, Бобби и Донна — своей человечностью.

Дама с поленом
Дама с поленом

Когда во втором сезоне Линча вынудили раскрыть личность убийцы, которую он вообще хотел оставить в тайне, а он в отместку оставил сериал развивать другим людям — изменилось многое. Детектив уступил место мыльной опере, действие замедлилось, рейтинги упали — для многих сериал закончился, когда нашли виновного. Глупости доводились до абсурда: и без того психически больная Надин внезапно обрела сверхспособности, а майора Бриггса похищали пришельцы прямо с пикника в лесу.

Сериал всё ещё рассказывал зрителю про Твин Пикс, солнечный провинциальный городок, окружённый сосновыми лесами. Просто стало больше личных историй его жителей.

Надин
Надин

Но потом Линч вернулся и последнюю серию снял сам. Стараясь вернуть потерянный интерес аудитории и интригу, он сделал так, чтобы после финала ни у кого не нашлось однозначного объяснения происходящему.

После просмотра фанатам осталось только разгадывать тайные смыслы, размышлять о символизме красной комнаты, домысливать судьбы персонажей и гадать, в шутку ли Лора Палмер пообещала: «Увидимся через 25 лет».

«Твин Пикс» изменил телевидение. До него просто не снимали таких необычных и смелых «многосерийных фильмов» на стыке жанров. Пара из двух противоположных по характеру детективов — шерифа Гарри Трумэна и агента ФБР Дейла Купера — повлияла и вовсе на весь кинематограф.

Двое полицейских, две противоположности: классические методы шерифа Трумэна против дедукции Купера, сочетающей в себе анализ событий и тибетскую медитацию. Концепция двух непохожих друг на друга напарников вновь обрела популярность, ей вдохновлялись по меньшей мере создатели «Секретных материалов», «Настоящего детектива» и фильма «Семь».

Сейчас — всё очень странно

Но в третьем сезоне почти ничего не осталось от старого «Твин Пикса». Он мрачный, сюрреалистичный, в первых двух сериях и вовсе может напугать. Это скорее фильм Дэвида Линча, помесь «Шоссе в никуда» и «Голова-ластик»: непонятный и загадочный, он ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Смотрится он, как последние сезоны «Остаться в живых». Понимание происходящего постоянно ускользает, но именно потому тебе интересно.

Основное действие развивается за пределами Твин Пикса, а всё, что происходит в городе, демонстрирует жестокость времени. Персонажи постарели, в них осталось меньше жизни и энтузиазма, а молодёжь в большинстве своём порочна. Не знаю, результат ли это того, что злые силы всё ещё царят в городе, но как-то так выходит, что в старых жителях больше человечности.

Люси и Энди
Люси и Энди

Если не считать концовку, первые два сезона были одной из самых понятных работ Линча. Сериал говорил со зрителем на понятном языке, запутывал, как «Малхолланд Драйв», но при этом не был таким прямолинейным, как «Простая история». В первых двух сезонах легко прослеживалась сюжетная линия, персонажи запоминались своими уникальными характерами. Шоу можно было даже воспринимать как просто необычный детектив, а при желании — найти ответы на все вопросы.

Дарья и двойник Купера
Дарья и двойник Купера

Но в новом «Твин Пиксе» разобраться не так просто. Тут значительно больше символизма и персонажей-загадок. И хотя здесь тоже есть абсурдные ситуации, они строятся на глупости людей, которые не видят чужие проблемы прямо перед собой.

Апофеоз — восьмая серия. В ней всего одно важное событие, а за ним следует череда сюрреалистичных сцен, наполненных скрытыми смыслами. И хотя в них тоже можно разобраться, смотрится это ну очень странно. Тут особенно язвительной становится шутка про то, как по каналу Showtime целый час из-за профилактики шли помехи, а зрители приняли это за новую серию «Твин Пикс».

Первыми двумя сезонами вдохновлялись, копировали не просто отдельные идеи «Твин Пикс» , но и саму концепцию. В девяностые по телевидению разных стран прокатилась целая волна похожих проектов. Сомневаюсь, что после третьего сезона на ТВ или в интернете мы увидим что-то столь же сюрреалистичное.

Линч считает, что зритель сохраняет внимание к сериалу, пока в нём есть интрига. Потому сценарий нового «Твин Пикс» держали в тайне, а из всего актёрского состава только Кайл Маклахлен (Дейл Купер) видел его полную версию.

Вот только интригует режиссёр теперь не необычной атмосферой, характерными персонажами или запутанным расследованием. Вместо этого он снимает серии, частично или целиком состоящие из аллюзий, ставит сложные вопросы и оставляет их без ответа. Ставит так, что после каждого эпизода ты заходишь в интернет, чтобы хоть немного прояснить некоторые моменты.

Пока новый «Твин Пикс» для меня — сложное, мрачное кино, полное символизма и сюрреализма. И с ними в этот раз переборщили. Раньше не приходилось так часто задаваться вопросом «что вообще происходит?»

Кадр из восьмого эпизода третьего сезона «Твин Пикс»
Кадр из восьмого эпизода третьего сезона «Твин Пикс»

Зная почерк основного идеолога сериала, дальше будет только хуже. Может статься так, что финал вовсе не расставит всё по своим местам, а в истории об убийстве Лоры Палмер так и не поставят точку.

И это меня пугает.

1313
22 комментария

Наоборот круто же! Сериал, вышедший за каноны и рамки. Первые четыре эпизода так сильно вжимали меня в кресло, что я после каждого уходил курить, чтобы сбросить напряжение и оправиться от экзитенциального ужаса.

14

Я и не говорю, что это однозначно плохо. Сюрреализм третьего сезона скорее одновременно поражает и пугает. В нём — особенно в восьмой серии — множество культурных отсылок и философских мотивов вплоть до порицания общества потребления. К тому же яснее становится, как весь «Твин Пикс» строится на принципах эзотерического течения Каббала — особенно на Древе Жизни.

Но и кричать, что это гениально, пока я тоже не могу.

1

Да в этом же и вся суть! Линч прекрасно понимает в какую пору снимает. Информационный мусор единой волной бы смел новый сезон, будь он снят в духе первых двух. Но таким образом он встраивает в нарратив не только все догадки, теории и прочее появившееся за эти 25 лет (Кодзима также делал, читал всё и делал наоборот), но и настаивает на том, чтобы интернет и соцсети стали частью просмотра сериала, если уж от них никуда не деться. Ну и при всём при том "disturbing visual" Линча надолго останется в памяти каждого, так же как и сейчас многие говорят цитатами из первых двух сезонов. Да и глупо было бы спустя столько лет предполагать, что Линч - это Бэй и он снимет примерно тот же фильм после стольких лет)

9

Почти целиком согласен с автором. Многие ждали от третьего сезона чего-то такого ностальгического, душевного и лампового. Снимай Линч и Фрост третий сезон в тех же девяностых, всё было бы скорее всего иначе. За 25 лет изменилось многое, да и Showtime развязал Линчу руки. Первые два сезона были понятны для просто зрителя лишь потому, что такового было требование ABC в 91 году. Тот сериал был компромиссом между авторами и каналом.

5

Лично считаю третий сезон лучшим, что произошло в этом году с кино. Мало того, что смотреть за тем, как у любителей ламповой бадди-коп романтики, чертовски хорошего кофе, пончиков и томительно-мыльной подростковой романтической драмы бомбит, можно бесконечно, так еще и сам сезон -- настоящее восемнадцатичасовое искусство, выдавать такое на (пускай кабельное) телевидение -- нужно быть сумасшедшим гением, каковым Линч всегда и являлся.
Пресловутая восьмая серия, а конкретнее вся её секция под "Плач по жертвам Хиросимы" -- это натурально что-то не из этого мира; что-то, на что я спустя несколько недель рефлексии не могу выдать ничего, кроме унылого лавкрафтовского "неописуемое".
За такое не жалко, если оно, не дай Бог, окажется последней работой: мало того, что мастерски выполнено, так еще и великолепно суммирует и подводит черту всему тому, за что тебя так любили и не любили в течение всей твоей карьеры.

5

Пожалуй, дождусь сентября, когда сезон закончится. Налью кофе, поставлю перед экраном пончики и посмотрю весь сезон сразу. Самое то дождливой осенью.

"От Дэвида Линча по умолчанию ожидаешь много сюра, но в «Твин Пикс» на него никогда не делали упор (кроме последней серии второго сезона)."
А как же Fire Walk With Me?

3