Границы жанра: почему не все гонки — автосимуляторы

С путаницей пора разобраться.

The Crew
The Crew

В комментариях под статьями о гонках часто возникает путаница. Одни считают, что условная Race Driver: GRID — это аркада, другие принимают её за симулятор. Третьи и вовсе относят к средней категории симкад (они же — полусимуляторы).

Тема действительно спорная. Как вообще можно называть Forza Motorsport 6 или Project CARS симуляторами — с их-то «скользкой» физикой? В серии WRC машины управляются слишком просто, а в DiRT 4 разработчики слишком сильно напортачили с поведением машин, что ставит под вопрос реалистичность этих гонок. Называть ли их теперь аркадами?

В The Crew, Test Drive Unlimited и Forza Horizon можно ездить на лицензированных машинах по правдоподобным локациям и участвовать в соревнованиях. Чем не симуляторы?

Forza Horizon 3
Forza Horizon 3

Рассуждая таким образом, можно вообще все гонки называть автосимуляторами, как это делали более тридцати лет назад в мире и в начале нулевых у нас. Но всё же делать так не стоит. Тем более, что всю за историю развития жанра появились определённые критерии для классификации игр в нём.

Единый жанр

Если проследить развитие гонок в первые несколько десятилетий, то почти ни одну из них нельзя назвать симулятором. Все они были слишком простыми по современным меркам, их объединяла лишь одна цель — воспроизвести соревнования на машинах. Они пытались передать поведение автомобиля, пускай и условно.

О реалистичности в те времена речи не шло. И тем не менее в виртуальном мире можно было ездить и соревноваться на машинах. Простая, но всё же симуляция процессов из реальной жизни.

Достаточно вспомнить Gran Trak 10, Speed Race или Rally X. В них всё настолько схематично, что по сути и не важно, как их называть. Но симуляторами эти проекты окрестили потому, что они зародились на аркадных автоматах и ко всем им прилагался руль.

Первый смысл в разделении гонок на поджанры появился с выходом Pole Position. Издатель Atari продвигал её как игру с «невероятно реалистичным вождением». Реклама, разумеется, приукрашивала действительность. В симуляторе «Формулы-1» было много неточностей: машины взрывались при столкновении или вылете с трассы, лужи — просто замедляли авто, а в поворотах важнее было рулить в нужном направлении, чем работать с газом и тормозом.

И всё же разработчики из Namco заложили основы жанра. Это была первая гонка, в который реализовали настоящую трассу Фудзи Спидвей и квалификации. К тому же часть аркадных автоматов с игрой, помимо руля, были оборудованы педалями газа c тормозом и даже секвентальной коробкой передач.

Точку в разделении гонок на поджанры поставило несколько игр в конце восьмидесятых. Сначала OutRun в 1986 году показала, что ездить на машинах можно в том числе ради веселья, любуясь красивыми пейзажами и слушая музыку. Chase HQ в 1988 году прививала интерес к преследованиям и разбиванию авто. Hard Drivin' в 1989 году — к трюкам.

Всё до сих пор неоднозначно

С тех пор прошло порядка тридцати лет, а границы поджанров до сих пор размыты. Что хуже всего, некоторые по-прежнему причисляют абсолютно все гонки к автосимуляторам. Физику авто на должном реалистичном уровне передают единицы, и развлекают далеко не все гонки. Две эти характеристики — «реализм» и «развлечение» — возьмём за основу, чтобы чётко разграничить поджанры.

DiRT Rally
DiRT Rally

Если не брать в расчет серьёзные DiRT Rally и последние две части F1, у Codemasters получаются отличные гонки на стыке аркад и симуляторов: серии DiRT и GRID. Гонки про автоспорт, которые доступны для всех, не требуют серьёзных навыков вождения и умеют развлекать.

Такие игры принято называть симкадами. Но это нечто среднее, недосимулятор или аркада с претензией на реалистичность.

Как раз полумеры в определении поджанров не нужны. Они ещё больше запутывают и размывают границы. Взять к примеру DiRT 2 или Need for Speed: Shift. Про них часто можно услышать: «Это что, симулятор?»

Но почему нет? Обе игры воспроизводят в виртуальном мире дисциплины автоспорта: кольцевые гонки и ралли. Да, у DiRT 2 не такая правдоподобная физика машин, как у Richard Burns Rally или DiRT Rally, а Need for Speed: Shift далеко до Assetto Corsa или iRacing. Однако у них та же цель — симулировать настоящие соревнования, разница лишь в уровне реалистичности.

К rFartor 2 и Assetto Corsa выходит множество модов. Так как их часто делают любители, поведение машин в некоторых заметно хуже, чем в изначальной игре. Называть ли эти игры из-за модов аркадами, симкадами или может быть классифицировать моды? Вовсе не обязательно. Просто нужно отбросить полумеры и называть вещи своими именами.

Вопрос ещё и в том, ради чего люди играют в разные виды гонок. В аркады играют, чтобы развлечься. В симуляторы — ради испытания и возможности прокатиться на «настоящей» машине по точно воссозданной трассе или маршруту, на Ferrari F40 по Нюрбургрингу или на Audi Sport quattro группы Б по спецучастку в Монте-Карло.

Могут ли симуляторы развлекать? Безусловно. В GRID 2 хорошо построена карьера гонщика, Driveсlub — созерцательная гонка, поражающая живописными пейзажами. Упрощённая физика машин не делает их аркадами, потому что они всё равно про автоспорт и эстетику автомобильной культуры.

Придирчивые любители хардкора — и я в том числе — предпочтут им iRacing, Assetto Corsa, DiRT Rally и продолжат там водить с рулём. Это их симуляторы.

Но это никак не принижает достоинств менее реалистичных гонок. Ведь и GRID 2, и Driveсlub дарят соревновательный дух, испытывают навыки. Не слишком правдоподобно, но для многих достаточно и их уровня.

Так как различать поджанры гонок?

Суммируя сказанное:

  • Автосимуляторы — игры об автомобилях, а так же связанных с ними спорте и культуре. Эти гонки воспроизводят то, что возможно в реальной жизни. Состязания на автодромах, как в любой части Gran Turismo, иногда на городских трассах, как в Project Gotham Racing. Заезды на время по раллийным маршрутам, как в серии WRC . И даже поездки на машинах по завораживающим своей красотой местам, как в Need for Speed: Porsche Unleashed.
Gran Turismo 6
Gran Turismo 6
  • Аркадные гонки — игры, в которых с машинами можно вытворять безумные вещи. В них разбивают авто, нарушают правила и совершают трюки, чтобы развлечься. В этом поджанре возможно всё, что невозможно или лучше не делать в жизни: погони с полицией и нелегальные гонки Need for Speed, аварии Burnout, трюки The Crew: Wild Run. Безнаказанное нарушение правил и езда по полям на спорткарах в Forza Horizon — это тоже маленькие условности, присущие аркадам.
Burnout Paradise
Burnout Paradise

По этим критериям я делал подборки аркад и симуляторов, в которые стоит поиграть. По ним же призываю и вас впредь определять категории гонок. Надеюсь, после этого текста вы без труда сможете отнести, скажем, Need for Speed: Pro Street к нужному поджанру.

3030
20 комментариев

Отличная статья, спасибо, особенно последний абзац с ссылками на две другие обзорные статьи. Недавно достаточно плотно увлекся виртуальным автоспортом, материал пришелся очень кстати.

6
Ответить

Не правильные выводы. Типичная ошибка, когда кто-то пытается столь обширный класс про автогонки поделить всего на 2 жанра.
Машина с физикой утюга на колесах, пародирующий выступление на Ле-Ман - это симулятор? По Вашей логике, выходит что симулятор. Ну ведь 4 колеса есть, двери, фары, настоящая гоночная трасса созданная с помощью лазерного сканирования...
А самый достоверный симулятор, который использует настоящая команда Формулы 1 или ДТМ, но с трассами на планете Нибиру? А если им добавить оружие?
Симулятором может называться только та игра, которая достоверно переносит элементы вождения автомобилем. У симулятора серьезная техническая часть, работающая или на скриптах или просчитывающая данные в реальном времени. Симулятор должен корректно передавать все данные из виртуальной машины на реальный игровой руль.
При этом очень важно учитывать год выпуска игры. Так например ГТ6, ГТ Спорт или последняя Форца - это не симуляторы. Они достоверно передают процесс участия в гоночных мероприятиях, ровно так же как и ДрайвКлаб достоверно показывает капли на лобовом стекле. Выйди бы все эти игры раньше на пару лет, им можно было бы выдать почетный значок симулятора, например как ГТ5, который в своё время был бомбой.

5
Ответить

Нынешние технологии не позволяют и еще не скоро позволят полноценно достоверно передать ощущение управления автомобилем. Получается автосимуляторов нет тогда вообще? Или симулятором можно назвать только самую современную игру с наилучшей физикой и отдачей, а то, что через год устарело уже аркадка?
По-моему, автор прав и если игра представляет собой гонки на реальных машинах по реальным локациям с более-менее некирпичной физикой, то ее можно назвать симулятором. Формула 1 с оружием на нибиру - аркада. Не вижу ничего нелогичного здесь.
Крутые игровые рули с отдачей у единиц дома стоят. На геймпаде, а то и на клавиатуре все одинаково будет ощущаться )

2
Ответить

Поддерживаю. Автосимулятор должен симулировать поведение реального авто. Если этого не происходит - аркадные гонки. "Красивые виды", отсутствие "безумных вещей" и прочее не должно определять игру как "автосимулятор", если авто не имеет достоверную физику и управляемость.

1
Ответить

Лучше NFS Underground гонок нет. Симулятор, аркада - это все фигня. Тачка едет, бас качает и вперед.

Ответить

ты отстал от жизни, парень

2
Ответить

Спасибо за статью. Интересно было бы прочесть более глубокие материалы по лучшим представителям каждого лагеря (плюсы, минусы, интересные особенности)

Ответить