Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Наиболее близкие нам картины — по 6 на каждый год.

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год
Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

«Где-то» (реж. София Коппола)
Достойный конкурент — «Пипец» (реж. Мэттью Вон)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

«Где-то» — четвертый полнометражный фильм Софии Копполы и ее единственная работа, полностью сфокусированная на мужском герое. Известная как чуткая исследовательница всего женского, она препарировала образ деструктивной кинозвезды в исполнении Стивена Дорффа и тем самым зашла на неизведанную для себя территорию.

Как и другие работы Софии, «Где-то» — это меланхоличная притча об одиночестве и пресловутом «поиске себя», когда окружающий мир не просто не приносит удовольствия, но в принципе не вызывает каких-либо эмоций. В то же время Коппола сняла биографичную ленту об отцовстве и жизни с известным родителем, утопающем в собственной славе. И если самой значимой и депрессивной работой Копполы считаются «Трудности перевода», то «Где-то» — его идейный наследник. Разве что не такой опустошенный и увенчанный относительным хэппи-эндом.

«Иллюзионист» (реж. Сильвен Шомэ)
Достойный конкурент — «Мать» (реж. Пон Джун-хо)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Последняя на сегодняшний день анимационная работа Сильвена Шомэ повествует о фокуснике преклонного возраста, который, неожиданно для себя самого, пробуждается в Шотландии конца 50-х — надломленном мире, потерявшем всякий интерес к бутафорской магии. Прежде всего, это рассказ о смене эпох, которая безжалостна даже к самому безобидному зеваке, и ошибках прошлого, способных придать настоящему утраченный вес.

Сегодня полнометражная анимация, нацеленная на взрослого зрителя, переживает не лучшие времена. Тем ценнее «Иллюзионист», прибывший словно из другой эпохи. И в этом есть доля правды, ведь в основу истории лег незавершенный сценарий Жака Тати — великого французского кинорежиссера и комедианта. Иными словами, это не просто красивый и трогательный мультфильм, но и полный искреннего трепета поклон чужому таланту.

«Копия верна» (реж. Аббас Киаростами)
Достойный конкурент — «Бьютифул» (реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Фильм-беседа Аббаса Киаростами плавно скользит меж тем и идей. Мужчина и женщина ведут диалог — то легкий, как смех ребенка, то неразрешимый в своей экзистенциальности. Он развивается последовательно, но, как по волшебству, приходит к совершенно неожиданным результатам. Путь героев занимает одно непримечательное утро, но сам разговор длится годы, если не века. Он уходит в прошлое к эпохе Возрождения и трудам Микеланджело, а у самих персонажей вырывает из жизни целое десятилетие.

Режиссер показывает, что искусство, жизнь и любовь столь тесно связаны в бесконечную петлю, что порой невозможно отделить одно от другого. Лишь спустя несколько витков этого разговора становится понятно, что его ведут не герои картины, а Киаростами делится идеями для неспешных раздумий. «Копия верна» — это картина, которую нужно поглощать неторопливо, пытаясь поймать каждое слово и ракурс камеры, каждый поворот в отношениях героев, ведь без мнения со стороны эта беседа лишена всякого смысла.

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

«Артист» (реж. Мишель Хазанавичус)
Достойный конкурент — «Что-то не так с Кевином» (реж. Линн Рэмси)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Один из ключевых фильмов 2011-го года, ставший лауреатом пяти «Оскаров», в том числе и в категории «Лучший фильм». Мишель Хазанавичус снял ностальгическое путешествие в эпоху немого черно-белого кино, когда на крупных премьерах в кинотеатрах играли целые оркестры, а актерское мастерство полностью зависело от мимики и эмоций актеров.

«Артист» — это одновременно технический и исторический поклон ушедшей кино-эпохе; сугубо романтичный фильм, который разыгрывает античную мелодраму на языке начала 20-го века; немое и полное светского духа кино о любви, классической и трогательной. Хазанавичус наглядно показал, что золотая классика Голливуда всегда будет вечной — вне зависимости от времени и тенденций в кинематографе.

«Полночь в Париже» (реж. Вуди Аллен)
Достойный конкурент — «Драйв» (реж. Николас Виндинг Рефн)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

По завершении Первой мировой Париж, под руки с другими мегаполисами, окунулся в ревущие двадцатые. В те годы музыка сотрясала многочисленные клубы, до основания пропитанные алкоголем — человечество, заглянувшее в голодную пасть небытия, предпочло забыться в испепеляющем пламени кутежа. Столь шумная феерия не могла обойти стороной и представителей творчества, потому в разное время в Париже 20-х соседствовали Хэмингуэй, Пикассо, чета Фицджеральдов, Дали и масса других персон, вывернувших мир наизнанку.

В определенном смысле, «Полночь в Париже» — это будоражащая прогулка по великой эпохе, которая притворяется мелодрамой. При этом Вуди Аллен мастерски сочетает непринужденное, слегка дурашливое настроение с щекотливыми темами. Он переплел творческий кризис, удушающую ностальгию, вынужденное одиночество и крах отношений, но не низложил их до шекспировской трагедии. Воистину, «праздник, который всегда с тобой».

«Туринская лошадь» (реж. Бела Тарр и Агнеш Храницки)
Достойный конкурент — «Меланхолия» (реж. Ларс фон Триер)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Нео-реализм «Туринской лошади» с печальной рутинностью бытия и через жуткие безысходные мотивы воспевает тленность. Главным героем картины выступает вовсе не однорукий старик, чья жизнь состоит из череды повторяющихся действий. И не строптивая лошадь, отказывающаяся тянуть повозку в, вероятно, несуществующий город. И даже не ветер, который с жутким свистом забирается за шиворот зрителю и заглушает давящую музыку.

Фильм демонстрирует серую повседневность измученного крестьянина и его дочери, живущих в отдаленной хибаре посреди безжизненной пустоши. Вероятно, в этой тягучей притче о конце света нет ни главного героя, ни смысла. Здесь правит камера, неотрывно наблюдающая за упадком старика и его дочери, фермы посреди ничего, своенравной лошади и всего существующего мира. И скрыться от ее непредвзятого взгляда нельзя, можно лишь бессильно наблюдать, как безжизненная пустота с порывами ветра слизывает остатки бытия.

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

«День, когда он пришел» (реж. Хон Сан-су)
Достойный конкурент — «Королевство полной луны» (реж. Уэс Андерсон)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Формально, Хон Сан-су годами снимает один и тот же фильм. Но не в том смысле, что его картины не несут в себе ничего нового, а в том, что их роднит незамысловатая структура и якобы полное отсутствие идей. Так, «День, когда он пришел» рассказывает о бывшем кинорежиссере, который после долгого отсутствия возвращается в Сеул навестить друга. Большая часть истории, обильно пропитанной алкоголем, состоит из непродолжительных прогулок по ночному городу и непринужденных бесед между малознакомыми людьми.

Подобная манера повествования, до самого финала сохраняющая приземленность и обыденность, создает удивительный эффект — в определенный момент реальность происходящего вызывает сомнения. И чем больше герои пьют, тем сильнее закольцовывается история, оборачивающаяся в итоге корейским Уроборосом. Но, вопреки едва уловимой ирреальности, это автобиографичное кино о самой жизни — лишенное всякого смысла, но бесконечно обаятельное.

«Какой чудесный день» (реж. Дон Херцфельд)
Достойный конкурент — «Святые моторы» (реж. Леос Каракс)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Анимационный фильм «Какой чудесный день» полон парадоксов и намеренно обманчив. Это крохотная история о полноценной, но недостаточно долгой жизни. Главный герой Билл — большая личность, с легкостью уместившаяся в нелепую фигурку из палочек и кружочков. Его путь полон мучительной вселенской тяжести, но подан он с невесомой беззаботностью и звонким смехом.

То, что на первый взгляд выглядит несерьезной и визуально безжизненной шуткой над незамысловатыми фигурками, таит в себе невероятной силы тоску и еще больший позитив. Разбитые сердца соседствуют с радостью встреч; счастье делит комнату с меланхолией; а страх перед будущим борется с ностальгией по прошлому. Все и сразу, не боясь урагана эмоций, уживается в этой картине, которая находит и тут же теряет смысл неожиданно обрывающейся жизни человечка из палочек.

«Отвязные каникулы» (реж. Хармони Корин)
Достойный конкурент — «Бомба» (реж. Салли Поттер)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

«Отвязные каникулы» — фильм Хармони Корина, который еще в 2012-ом году предсказал «Эйфорию» HBO, «Ривердейл» The CW и ряд подростковых проектов Netflix. Это максимально бунтарское кино о роковой юности, которая манит своими красками и вульгарностью.

В главных ролях — молодежные кумиры десятых, двое из которых пришли к Корину прямиком с Disney Channel, разделись до кислотного цвета бикини и прыгнули в бассейн к возбужденному наркоторговцу. «Отвязные каникулы» можно смело назвать классикой современного подросткового кино, стоявшей у истоков его перерождения. Равно как и одним из ключевых проектов A24 — главного амбассадора независимого кино наших дней, который заработал себе имя именно с выпуском «Отвязных каникул».

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

«Внутри Льюина Дэвиса» (реж. Итан Коэн и Джоэл Коэн)
Достойный конкурент — «Ида» (реж. Павел Павликовский)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Тусклый свет, когда-то теплившийся внутри Льюина Дэвиса, безвозвратно угас, когда его лучший друг совершил самоубийство. На дворе начало 60-х, а Льюин — бездомный и безработный исполнитель фолк-песен. Безнадежное будущее и агрессия со стороны окружающих сделала из неплохого парня несчастного ублюдка, который застрял в депрессии и, кажется, свыкся с ней. По-своему уникальный герой, не способный удержать в руках ни жизнь, ни соседского кота, в этом злом мире попросту не имеет права на счастливый финал.

Атмосферный мюзикл братьев Коэн является воплощением самого фолка, ведь песни, которые десятилетиями создавали обездоленные и голодающие трудяги, были символом депрессии. Хотя «Внутри Льюина Дэвиса» не черно-белый фильм, из-за бесконечной тяжести ощущается он именно таковым — упадок присутствует в каждом его аккорде. Коэны, мастера фильмов-ситуаций, редко берутся за глубоко личные картины, но «Внутри Льюина Дэвиса» преисполнен серьезной трагичности и горькой задумчивости.

«Небраска» (реж. Александр Пэйн)
Достойный конкурент — «Великая красота» (реж. Паоло Соррентино)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Престарелый алкоголик Вуди, буквально лбом упершийся в спину Альцгеймеру, получает письмо, которое гласит, что он стал счастливым обладателем миллиона долларов. Все вокруг, кроме главного героя, прекрасно сознают абсурдность ситуации, хотя бы потому, что он не участвовал ни в какой лотерее, и поэтому отказываются везти надоедливого деда в соседний штат. Но самого Вуди это не останавливает и он отправляется в путь на своих двоих, чтобы спустя полторы тысячи километров получить положенный приз.

Последующее путешествие, к которому присоединяется сын главного героя, превращается в роуд-муви по местам былой славы. Старик, как и все его окружение, не самый приятный человек — в нем уживается масса противоречий и откровенно отрицательных черт, — но именно они делают его живым, трогательным и уморительно смешным. Вдобавок ко всему, это картина о том, что даже за самым обветшалым и отталкивающим фасадом может скрываться внушительное и заслуживающее уважения прошлое.

«Она» (реж. Спайк Джонс)
Достойный конкурент — «Пало-Альто» (реж. Джиа Коппола)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Разговорная мелодрама с погрязшим в экзистенциальном кризисе Хоакином Фениксом и сексуальным голосом Скарлетт Йоханссон в главных ролях. Сняв своего рода эпизод «Черного зеркала», Спайк Джонз рассказал слегка старческую, но трогательную историю из мира социальных сетей — где искусственный интеллект заменил людям друзей, а главному герою и вовсе девушку, близкого по духу человека.

«Она» можно смело назвать самым хипстерским фильмом десятилетия — все благодаря пестрому и минималистичному стилю, теме одиночества в толпе и музыке, написанной Arcade Fire. И, конечно же, фильма не существовало бы без Хоакина Феникса — если прямо сейчас лучшей ролью актера считают разноцветного клоуна, то второе место почетно занимает интроверт-писатель с пышными усами.

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

«Врожденный порок» (реж. Пол Томас Андерсон)
Достойный конкурент — «Феникс» (реж. Кристиан Петцольд)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Для Пола Томаса Андерсона уходящее десятилетие ознаменовалось сразу тремя фильмами, каждый из которых оказался совершенно уникальным и не посрамил выдающейся карьеры режиссера. «Врожденный порок» — самый амбициозный проект Андерсона после «Магнолии». Это картина о запутанном расследовании частного детектива, погрязшего в наркотическом угаре Лос-Анджелеса 70-х. Режиссер тщательно воссоздал атмосферу времени и места, а помог ему в этом восхитительный саундтрек Джонни Гринвуда.

«Врожденный порок» сочится параноидальным безумием происходящего и постоянным замешательством. Туманный сценарий наполнен противоречащими логике персонажами и десятком сюжетных линий, за которые, как ни старайся, невозможно ухватиться. Андерсон нашел удивительный баланс для столь сложной и дезориентирующей картины — она намеренно притворяется наркотическим видением, в котором понятно все и ничего одновременно.

«Из машины» (реж. Алекс Гарленд)
Достойный конкурент — «Комета» (реж. Сэм Эсмейл)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Психологический триллер Алекса Гарленда, который буквально в четырех стенах снял интригующий, стильный и в чем-то даже сексуальный фильм об искусственном интеллекте. Сталкивая в кадре не больше нескольких героев, «Из машины» выстраивает детальную историю, где почти не отличимый от человека робот в лице Алисии Викандер делает свои первые шаги к познанию окружающего мира, людского общества, собственной ненависти и жажды доминировать.

Комнатная и во многом разговорная драма постепенно превращается в напряженный триллер, где на однотонные белые стены летят брызги крови, а играющий технологического бога Оскар Айзек с животной яростью вглядывается в невозмутимое лицо, сотканное из искусственной кожи и стали. Кажется, только ради этой ледяной дуэли и задумывался фильм.

«Одержимость» (реж. Дэмьен Шазелл)
Достойный конкурент — «Зимняя спячка» (реж. Нури Бильге Джейлан)

Фильмы десятилетия: 2010-2014 год

Будучи начинающим и подающим надежды режиссером, Дэмьен Шазелл мечтал снять дорогой и масштабный мюзикл, способный вернуть былое величие увядшему жанру. Но крупные голливудские студии небезосновательно сомневались в таланте еще молодого парня и, что более важно, в востребованности его идеи. Результатом этого недоверия стала «Одержимость», главный герой которой, подобно самому Шазеллу, грезит о славе и признании.

Картина повествует о противостоянии талантливого джазового барабанщика и его наставника в лице именитого дирижера. Прелесть в том, что их конфликт не ограничивается картинным недовольством — педагог откровенно ломает парня, поскольку искренне верит, что в полной мере талант раскрывается лишь под гнетом непреодолимых обстоятельств. Как итог, Шазелл снял одну из самых энергичных дуэлей в кино, которая вдобавок ко всему резонирует с его собственной карьерой.

Над текстом работали: Роман Давыдко, Егор Парфененков, Кирилл Ушаков и Юрий Ягупов

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram. Там уже есть продолжение...

202202
140 комментариев

"Наиболее близкие нам картины" 

смотрел только "одержимость". Чувствую синергию с автором на 100%

91
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

Смотрел только Экс Махину, и то дичь какая-то) но с автором полная синергия 🤣🤣🤣

Ответить

А где мстители? 2012 год вроде

11
Ответить

— «Небраска», «Туринская лошадь», «Артист», продолжите логическую цепочку...

— «МСТИТЕЛЯ» МЛЯТЬ!!!!
— И у нас — победитель!!!11

Так вы себе это представляете? Надеюсь, это постирония ;)

73
Ответить

Блин, мне Максим Бласко поставил минус. Пойду повешусь.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить