Final Fantasy 1 - маленькая сказка с большим сердцем

Final Fantasy 1 - маленькая сказка с большим сердцем

Во мраке утонул весь мир,

Ветра остановились,

В морях вскипела пена,

А земли порчей иссушились,


Лишь в полушёпоте людей,

Слова пророчества плывут:

«Когда утонет мир во тьме,

на помощь четверо придут…»


Преодолев немалый путь,

Отбросив всякий страх,

Четыре воина вдруг пришли,

И сферу каждый нёс в руках…

Написать хорошее про хорошую игру нетрудно. Труднее написать о том, почему тебе так понравилась игра, которую в лучшем случае сдержанно назовут «несовершенной», а в худшем – безнадёжным старьём. Первая Final Fantasy в своё время неслабо отгремела на всю игровую индустрию, и внесла огромный вклад в развитие целого жанра. Её называют классикой, о ней принято писать в хорошем тоне, но лишь из-за уважения к её вкладу. Если же речь заходит об игре в игру 87 года в наше время, во всём её первоначальном великолепии, то здесь подавляющее большинство отметит, что первую Финалку время не пожалело. И согласится с этим не трудно – за эти годы индустрия сильно изменилась, изменились подходы к геймдизайну, появились явные критерии качества, которые эта игра во многом не выдерживает. Тем не менее, так уж получилось, что лично я полюбил эту игру, впервые поиграв в неё всего несколько лет назад. Любовь эту можно сравнить с тем, как если бы вы взяли себе домой хромую косую собаку. Да, это не породистая ухоженная животина, которую принято покупать за пятизначный ценник. Да, она может показаться некрасивой. Но лично вы её очень любите, а она, по-своему, платит вам взаимностью.

В своём любовном и немного сентиментальном признании к первой Final Fantasy, я не хочу показаться предвзятым. Ведь лично я никогда особо не проявлял интереса к серии, да и к жанру jrpg в целом. Все эти красивые истории успеха компании Square не значили лично для меня ничего особенного. Ничего особого не говорили и такие имена, как Хиронобу Сакагути или Нобуо Уэмацу, я был в этом плане как чистый лист бумаги. Поэтому никаких скидок на возраст или репутацию игры мною при первом знакомстве не делалось. И вот, примерно в 2017 году, в мою жизнь постучало что-то из далёкого 1987. Без объявления войны, резко, словно буря, эта игра явила мне свой образ. Встреча была не из простых, отношения часто трещали по швам, а вылилось это всё в чистую и преданную любовь. Final Fantasy 1 (именно nes-версия) стала моим самым любимым представителем жанра, вопреки всему, что о ней можно сказать плохого. Обо всём этом – ниже.

Небольшое предупреждение – большинство скриншотов было сделано мною специально для статьи, и делалось на том сейве, где мною уже почти пройдена вся игра (сейв остался с прохождения, сделанного этим летом). Поэтому характеристики моих отожранных персонажей будут явно не соответствовать ситуации, показанной на скриншоте. Делайте ставку на то, что в своём прохождении, в аналогичных местах игры, ваша команда будет в разы слабее той, что изображена на скринах.

Бестиарий первой части. На мой взгляд, местные враги в большей степени соответствуют образам именно западного фэнтези. Начиная со второй финалки, стали появляться вражины, отдающие некой "покемоностью".<br />
Бестиарий первой части. На мой взгляд, местные враги в большей степени соответствуют образам именно западного фэнтези. Начиная со второй финалки, стали появляться вражины, отдающие некой "покемоностью".

Заступники Корнелии

Однажды, изучая библиотеку лучших представителей nes, я наткнулся взглядом на Final Fantasy 1. Игру я решил запустить скорее просто для галочки, чтобы посмотреть, что там за Фантазия такая была в 87 году, поиграть с двадцать минут, да и пойти дальше. Экран на секунду стал чёрным, затем синим, а дальше… А дальше, с самурайской точностью и скоростью, меня поразил товарищ Уэмацу, прямо в сердце. Я услышал тему кристальной прелюдии, ставшей для меня, в последствии, самым любимым музыкальным произведением в серии. Синий экран понемногу наполнялся текстом, предвещающим начало волшебных приключений, а я просто продолжал сидеть и слушать красивую мелодию.

Так начиналась легенда...

Это была одна из тех вещей, про которую можно сказать «любовь с первого взгляда». Не потому, что товарищ Уэмацу гений (хотя, в действительности я так и считаю), и не потому, что эта тема прям объективно 10 из 10, и её надо срочно переносить на винил. Просто так получилось, что мистер Нобуо словно бы настроился на мою собственную тональность, и в этой теме я, внезапно для себя же самого, услышал нечто очень близкое и тёплое, словно бы звучащее из времён глубокого детства, что я когда-то слышал и любил, но что впоследствии было забыто (конечно же, исключено, что я мог слышать эту тему ранее, да ещё и во времена детства). Возможно благодаря именно Уэмацу я решил дать игре шанс поиграть в себя подольше. Ну и забегая вперёд, я скажу, что считаю именно музыку этого человека тем, что создаёт примерно 60% волшебства каждой игры в серии, и без Уэмацу, вполне возможно, серия могла бы попросту не сложиться.

Нобуо Уэмацу<br />
Нобуо Уэмацу

Наконец, вдоволь насладившись мелодией, я перешёл к следующему экрану, где требовалось создать свою партию. На тот момент я не догадывался, какую роковую ошибку совершу именно там. Я ведь всё ещё не собирался играть в игру долго, и хотел просто посмотреть, что там и к чему. Поэтому я совершенно не заморачивался ни с именами персонажей, ни с подбором классов, беря первые попавшиеся. Поэтому, вся моя партия называлась так: Аааа, АААА, АААА, АААА. Не правда ли имена, что достойны настоящих воинов света? С подбором профессий всё обстояло не так уж плохо, но и не так уж хорошо. В мою команду вошёл воин, вор, монах и красный маг. Не буду говорить, что это прям плохое сочетание бойцов. Но, скажем так, для зелёного новичка мною был выбран почти самоубийственный вариант, ведь я отрезал себя от мощнейшей светлой и тёмной магии, от качественного лечения (восстановления здоровья) и прочих мелких радостей. Конечно, на тот момент я не думал, что буду играть именно этой партией (да и играть вообще). Но, как вы догадались, эта партия у меня так и осталась, и именно ею впервые была пройдена эта игра.

Имена, возможно, не самые говорящие, но в бою всё-равно было понятно, кто именно из АААА накосячил<br />
Имена, возможно, не самые говорящие, но в бою всё-равно было понятно, кто именно из АААА накосячил

По запуску самой игры, я быстро отметил про себя, что в игре очень приятная цветовая палитра и в целом визуальная составляющая. Да, примитивненько, да простенько, но для 87 года очень даже неплохо. Вот командное меню меня уже несколько смутило. Поначалу было непривычно лазить в нём, гадая что, куда и зачем. Но с этим этапом игры я быстро освоился.

Традиционное синее меню. И хотя в последующих частях появилась возможность самостоятельно выбирать цвет окон, синий остался моим любимым цветом.<br />
Традиционное синее меню. И хотя в последующих частях появилась возможность самостоятельно выбирать цвет окон, синий остался моим любимым цветом.

Далее мною был посещён первый игровой город, Корнелия. Зайдя в него, я уловил нечто такое, за что, в последствии, очень полюблю жанр jrpg. Дело было в странном чувстве уюта. Да, во многих играх жанра rpg мы можем посещать те или иные населённые пункты. Но в серии финалок (и, полагаю, во многих других jrpg) города всегда наполнены какой-то душой, уютом и спокойствием, в них просто приятно находится (справедливости ради, в обычных rpg тоже хватает очень приятных городов, вроде того же Сейда Нина или Нью-Сорпигаля).

Несмотря на скромные внутренние размеры, Корнелия чисто внешне является одним из самых крупных городов в игре<br />
Несмотря на скромные внутренние размеры, Корнелия чисто внешне является одним из самых крупных городов в игре

Далее следовал этап изучения местных игровых механик: я закупался в магазинах (с удивлением обнаруживая, что не всякую броню можно надеть на кого попало, при том, что нигде не было написано, что мы в принципе можем носить, а чего носить нельзя), разговаривал с жителями, осматривал каждый подозрительный фонтан и бочку. Увы, в фонтане ничего не нашёл (я был почти убеждён, что там есть какой-то секрет), кроме собственного грязного лица.

Игра с первых минут троллит игрока. Это ещё цветочки, в сравнении с тем, как она будет издеваться над вами дальше<br />
Игра с первых минут троллит игрока. Это ещё цветочки, в сравнении с тем, как она будет издеваться над вами дальше

Далее слегка одетая и вооружённая команда вышла за пределы города, где мы начали искать того, кому можно набить морду. И конечно же, первым нашим врагом стала шайка гоблинов. Тут то я и познакомился с местной боевой системой (которая будет сохраняться вплоть до 3 части включительно). Поначалу я не знал, что игра походовая, и почему-то думал, что каждый атакует в реальном времени (в 4 части я с трудом перестраивался с привычного пошага на реалтайм). Выиграть бой было не сложно, только вот некоторые мои ребята, почему-то, избивали воздух. Только через пару боёв я понял, в чём дело. А дело было в том, что если мы приказываем кому-то убить какого-то врага, и этот враг умирает до того, как наш воин его атакует – воин не станет перенаправлять атаку, и ударит туда, куда мы ему приказали (даже с учётом того, что там никого уже нет). Этот момент ругали очень многие игроки, кто делал обзоры на первую финалку, и я не совсем соглашусь с ними, но распишу свою позицию чуть позже.

Меню боя. Минималистичное,  но в нём есть всё, чтобы вовлечь играющего в процесс. Узкой полоски фона вполне достаточно, чтобы дорисовать в голове общий образ арены. <br />
Меню боя. Минималистичное,  но в нём есть всё, чтобы вовлечь играющего в процесс. Узкой полоски фона вполне достаточно, чтобы дорисовать в голове общий образ арены.

Пока что я самозабвенно бегал по округе и убивал гоблинов. Честно говоря, в тот момент мне было просто приятно, что я играю в игру 86 года, и у меня всё получается. Я не вижу надписей «game over» на экране, меня не скидывают в пропасти, не съедают в джунглях и не взрывают роботы. Я просто потихоньку качал уровень, и смотрел, как моя партия растёт на глазах. Вскоре я не только прокачался, но ещё и смог накопить денег на первые заклинания. О да, первый раз попробовать в бою FIRE1 было бесценно, настолько много урона он наносил на тот момент первым врагам!

Первый магазин оружия. Цены маленькие, выбор скромный. Но в начале игры у нас нет даже такого снаряжения.<br />
Первый магазин оружия. Цены маленькие, выбор скромный. Но в начале игры у нас нет даже такого снаряжения.

Довольно быстро мне стало тесно в округах Корнелии, и я отправился дальше, по карте мира. Мне казалось, что наш путь будет простым и быстрым, но вскоре отряд наткнулся на шайку из двух Безумных Пони. Мило звучит, не так ли? Вот и я так подумал, пока одна из лошадей не пнула критическим ударом моего самого крепкого бойца, от чего у того чуть кирпич не выпал с задней стороны тела. Тут я впервые познал одну из неписанных истин этой игры (да и серии в целом): «Если всё идёт хорошо, то будь готов к тому, что сейчас всё станет резко плохо». Вот так всего одна шайка безумных пони вынудила мою полудохлую партию прибежать обратно в Корнелию. Эх, если бы я знал, что это только начало трудного пути, и совсем скоро безумные пони уже не будут моей главной головной болью. В этой игре водилось нечто и поопаснее милых лошадок.

Тёмный рыцарь, Гарланд, самый первый босс. Этот человек является ключевым в мире Final Fantasy 1. Но о его роли вы узнаете в самом конце игры.<br />
Тёмный рыцарь, Гарланд, самый первый босс. Этот человек является ключевым в мире Final Fantasy 1. Но о его роли вы узнаете в самом конце игры.

Первые вызовы

Не вдаваясь в подробности дальнейшего прохождения самого начала игры, лишь коротко отмечу, что первая финалка натурально «купила» меня своим доступным игровым процессом, относительной лёгкостью и при этом приятной атмосферой мира. Пару раз меня убивали, но это всё равно были мелочи, сохранялся я часто, и сильно поэтому не страдал из-за поражений. Но вот, начало игры было пройдено, и я получил кораблик. Теперь мне был открыт весь мир! Ну как «весь мир» - пара небольших причалов в двух точках мира, да и всё в общем-то. И вот с этого момента началось то, где игра переставала щадить игроков, и начинала их топить. Впереди играющего ждала Болотная пещера – место настоящего боевого крещения. Примерно на этих этапах игры, играющий осознаёт следующее положение дел: теперь ему нужно покупать лечебные зелья (потому что обычной лечебной магии уже не хватает), теперь у него должно быть по крайней мере около 10 противоядий (потому что всякая мразь, водящаяся в округе, обожает травить), а ещё критически не хватает золота, ведь цены в третьем городе пробивают потолок в сравнении с городом №2.

Представьте, во сколько вам обойдётся покупка магии для команды из 4 чёрных магов? Для полноты картины, поделите число денег, показанных на скрине, на 200. Примерно столько у вас и будет при первом посещении этого места.  <br />
Представьте, во сколько вам обойдётся покупка магии для команды из 4 чёрных магов? Для полноты картины, поделите число денег, показанных на скрине, на 200. Примерно столько у вас и будет при первом посещении этого места. 

Но даже если игрок купит себе какое-то снаряжение, каких-то зелий и палатку, он всё равно будет морально не готов к Болотной пещере. Это будет первый многоуровневый данж игры, и, боже мой, как же много там мест, где можно огрести! Даже просто добраться до него проблематично – вам придётся идти через леса, луга, горы, и болото. Хорошо, если на вашем пути будут попадаться людоеды, главные денежные мешки на данных этапах игры.

Поначалу людоеды могут быть опасными противниками, об этом говорит уже один их размер. С другой стороны, именно благодаря этим парням вы сможете скопить приличную сумму денег.<br />
Поначалу людоеды могут быть опасными противниками, об этом говорит уже один их размер. С другой стороны, именно благодаря этим парням вы сможете скопить приличную сумму денег.

Но могут попасться не они, а какие-нибудь змеи, которые обязательно отравят вашего дохлого вора, из-за чего тому придётся давать противоядие (которое, к слову, не дешёвое). Но хорошо, допустим, вы добрались до Болотной пещеры. Это ведь только начало вашего испытания. Входите внутрь и проникнитесь безумием.

К концу прохождения Болотной пещеры, ваше лицо будет иметь примерно такой же цвет, как у пола и стен на скриншоте.<br />
К концу прохождения Болотной пещеры, ваше лицо будет иметь примерно такой же цвет, как у пола и стен на скриншоте.

Первым делом, вас встретит давящая раздражающая зацикленная мелодия, которая будет пытать ваши уши в ближайшие 30-40 минут (спасибо вам, мистер Уэмацу). «Насладиться» мелодией можно ниже.

Затем вы начнёте встречать местных противников, что поразят ваше воображение и уронят вашу оценку. Какой только мрази здесь не водится! И целые толпы упырей (одни из самых опасных противников в ранней игре, т.к. умеют парализовать), и какие-то сгустки слизи, которых берёт только магия. Безусловно, вы сможете выигрывать первые бои. Всё же, вы кое-чему успели научится, и такой мелочью вас не сломить. Только вот есть одна загвоздка. Чем придумывать ей красивое название, я просто дам ей готовое - Darkest dungeon. Вам о чём-нибудь говорит это название? Если нет, то поясню: вашим главным врагом становятся не спрайты на экране, а само время. Вы можете убить 10 гулей, сможете и 20. А 30 сможете? А 40? А на 40 уже не хватит ни магии, ни лечебных зелий, ни здоровья. С каждым следующим шагом, здоровье вашей партии будет таять, ваши запасы будут истощаться, а в сердце будет рождаться неуверенность. Как далеко вы сможете зайти в своём убийственном походе? И даже если вы пройдёте подземелье до конца, хватит ли у вас сил вернутся обратно? Именно такие вопросы вам придётся задавать в большинстве местных данжей. Не важно, насколько круты ваши воины, и сколько у них здоровья. Царапина там, царапина тут, и даже бывалый воин начнёт тяжело дышать, и каждый следующий противник будет брать силу из вашей истощённости. Сама Болотная пещера не очень большая. Если знать, куда идти, то проходится она довольно быстро. Но только вы ведь ещё не знаете, т.к. первый раз проходите её. Вы непременно доберётесь до её тупиковых ответвлений. Вы непременно сделаете пару лишних кругов тут или там. А это – дополнительные бои, дополнительные затраты.

Нежить - неприятные противники поначалу. Но они очень не любят огонь. Если к этому времени успеете купить FIR2 - сможете выжигать этих уродцев одним залпом.<br />
Нежить - неприятные противники поначалу. Но они очень не любят огонь. Если к этому времени успеете купить FIR2 - сможете выжигать этих уродцев одним залпом.

Конечно, ваша партия может убежать из боя. И будет хорошо, если она сделает это с первого же хода! Но иногда у партии не получается. А за каждый неудачный побег от противника, вы будете получать по шапке с увеличенной силой. В общем, вы будете озадачены не только поиском правильного пути, но и вопросом того, не лучше ли повернуть назад и прийти сюда снова с большим количеством расходников? Хорошо, вы добрались до самого нижнего зала этой вонючей выгребной ямы, и где-то здесь лежит квестовый предмет, что вам так нужен для продвижения по сюжету. Возможно, вы даже нашли нужную комнату в этом подземном могильнике, и заветный сундук совсем рядом. Вы уже тянете к нему руки, и тут…и тут вы встречаете Их. Волшебников. Уродливые осьминого-образные лица мрачно смотрят на вас, впереди намечается серьёзный поединок.

Для противников с таким названием, у этих товарищей слишком уж хорошо поставленный боксёрский удар.<br />
Для противников с таким названием, у этих товарищей слишком уж хорошо поставленный боксёрский удар.

Если удача на вашей стороне, вы встретите двоих или даже одного волшебника. Если удача вас ненавидит, вы встретите сразу четырёх. Прям как я. И дай боже, чтобы у вас было достаточно здоровья и сил для этой встречи. На данном этапе игры, это самые опасные и неприятные противники. Они очень больно бьют. Ваш воин может быть ещё и выдержит несколько их ударов. А вот вор, даже с полным запасом здоровья, начнёт харкаться кровью после первого же хука. Монах тоже рискует быть убитым. В моём случае, всё обострилось до предела. Я потерял всю партию, кроме воина. Трёх волшебников удалось убить, остался только четвёртый. Вот так и стояли насмерть двое оставшихся – мой Аааа, да волшебник. Бой я смог выиграть, но какой ценой. Разглядывая своего побитого, почти мёртвого воина, я прикидывал, смогу ли я вообще вернуться из этого похода. В этот момент я окончательно проникся духом этой игры. Ситуация, что я описал, прочнее всего ассоциируется у меня именно с первой частью на nes. Да, в последующих частях будут встречаться подобные моменты. Но именно первая часть в большей степени запомнилась мне вот этим вот превозмоганием, когда почти каждое подземелье в игре давалось с большим трудом.

Если почувствуете, что вам слишком сильно намяли бока в пещере, можете сходить вот на этот выступ суши, находящийся возле второго города. Самый его кончик носит гордое название "Полуостров силы". Здесь обитают весьма сильные враги.<br />
Если почувствуете, что вам слишком сильно намяли бока в пещере, можете сходить вот на этот выступ суши, находящийся возле второго города. Самый его кончик носит гордое название "Полуостров силы". Здесь обитают весьма сильные враги.

К слову говоря, мой воин смог вернуться живым. Весь ослабший и побитый, таща на себе три трупа своих товарищей, весь накусанный змеями и набитый мертвецами, он добрался до города. И тогда я сделал ещё один важный вывод: «Покупайте зелья, ребятки. Много зелий». Когда я говорю «много», я имею ввиду такое неприличное количество, которое раньше бы и не пришло в голову покупать. От зелий в этой игре будет зависеть очень многое, особенно, если в вашей партии нет толкового лекаря, нет лечебных предметов и нет заклинания «Выход», позволяющего моментально выпрыгнуть из глубин любого подземелья. С большим трудом мы прошли Болотную пещеру, а ведь игра на этом этапе ещё разминается. Впереди вас ждёт незабываемый по протяжённости прохождения вулкан, все этажи которого улиты лавой и набиты всевозможными опасными врагами. Но даже вулкан покажется вам сказкой, когда вы отправитесь в ледяную пещеру, которая является олицетворением всех плохих идей, принятых геймдизайнерами при разработке этой части игры.

Некоторые леса Final Fantasy 1 напоминают филиал Австралии. Для полноты картины не хватает только мерзких экзотических пауков, и летающих "ковров" из паутины.<br />
Некоторые леса Final Fantasy 1 напоминают филиал Австралии. Для полноты картины не хватает только мерзких экзотических пауков, и летающих "ковров" из паутины.

Кривые углы фэнтезийного мира

Я бы хотел сказать, что Final Fantasy 1 строгий, но справедливый учитель. Но реальность такова, что эта игра нечестна. Местами она не пытается сделать интересную ситуацию, которую бы вы решали как головоломку. Скорее, игра хочет вас уничтожить, точнее вашу виртуальную партию. И если у неё не удаётся это сделать – то это не потому, что так и задумывалось, а просто потому, что у игры не получилось, хотя она очень старалась.

Недостаток пауков игра компенсирует огромными сколопендрами. Кусаются эти парни примерно так же, как и выглядят. <br />
Недостаток пауков игра компенсирует огромными сколопендрами. Кусаются эти парни примерно так же, как и выглядят.

Ледяная пещера – это то место в финалке, которое делит всё на «до и после». Если вы сможете её перетерпеть – дальнейшее прохождение игры упроститься на 1/3, и вы довольно скоро начнёте получать удовольствие от последующих вызовов. Кроме того, вы получите дирижабль, что очень развяжет руки играющему, открыв новую неизведанную часть мира, новые города, новых противников, новое снаряжение. Но в начале, ледяная пещера. Помните я писал выше, что нужно закупать как можно больше зелий? Так вот, в этой пещере этот совет не работает. Там вообще мало что работает, если говорить откровенно. Чем же так ужасно это место? Своими противниками. В стенах этого филиала ада на планете, обитают самые долбанутые враги в игре, Колдуны (Sorceror). Это наши старые знакомые, волшебники, только имеющие другой цвет спрайта, и другие способности. Они являются олицетворением смерти, хорошенько разглядите их лик.

К сожалению, встречаются эти парни не только в ледяной пещере. Каждая встреча с ними будет как первая, благо ваша защита против их убийственной магии не шибко вырастет.<br />
К сожалению, встречаются эти парни не только в ледяной пещере. Каждая встреча с ними будет как первая, благо ваша защита против их убийственной магии не шибко вырастет.

Дело в том, что Колдуны умеют умерщвлять персонажей. Т.е. убивать любого бойца с любым количеством здоровья с одного удара. Думаю, не надо говорить, насколько это делает их опасными. Но задумайтесь о другом. В игре есть волшебная лента, аксессуар для головы. Лента защищает ваших воинов от подобной магии, и умертвить обладателя ленты нельзя (либо шанс очень маленький, я не проверял дотошно). Так вот, Колдуны могут легко умертвить даже с лентой на голове. А это означает, что никакой защиты от их магии нет (я не знаю, задумывалось ли так геймдизайнером, или это один из многих багов первой финалки). Таким образом, даже если вы наткнётесь на толпу этих ребят супер-прокаченной партией, имеющей по 999 жизней каждый, вы всё равно рискуете слить этим парням, хотя ваша партия в таком- то пике силы, смогла бы не напрягаясь убить финального босса игры (справедливости ради, отмечу, что если вы встретите колуднов такой сильной партией, те, скорее всего, просто разбегутся от вас, банально из-за разницы в уровнях). Поэтому совет для всех, кто будет проходить игру первый раз – НЕ пытайтесь драться с колдунами, даже если он будет всего один. Просто убегайте, и молитесь, чтобы побег сработал. Кроме того, помимо колдунов здесь также обитают тёмные эльфы, называемые здесь просто Маг. Маги тоже умертвляют персонажей (но от их магии может спасти лента, которой у вас, впрочем, к тому времени не будет, либо будет, но не у всей партии). Поэтому с магами тоже драться не стоит.

На момент прохождения ледяной пещеры, вам не принципиально, от чьих рук умирать - от Магов или от Колуднов. Потом Маги перестанут быть опасными, и их можно будет спокойно выносить.<br />
На момент прохождения ледяной пещеры, вам не принципиально, от чьих рук умирать - от Магов или от Колуднов. Потом Маги перестанут быть опасными, и их можно будет спокойно выносить.

Так вот, самый смак ледяной пещеры в том, что она проходится чисто удачей. Если вы сможете пробежать по квадратному коридору (называемому мной "коридором смерти"), не нарвавшись на толпу колдунов или магов – вы молодец, дальше всё будет несколько проще. Если не повезло, и вы нарвались (да ещё не успели убежать) – вы, скорее всего, заплатите жизнью кого-то из ваших бойцов. В запущенных случаях можно потерять всю партию за один ход. Я думаю, не стоит говорить, насколько такие условия нечестны для играющего, и как сильно может бесить то, что ваш превосходный забег вдруг заруинился из-за одной неудачной стычки.

Фрагмент коридора смерти, северо-восток. Вам нужно добраться до юго-запада. Не теряйте здесь времени, и не наступайте ни на одну лишнюю клетку. И может быть, вам повезёт.<br />
Фрагмент коридора смерти, северо-восток. Вам нужно добраться до юго-запада. Не теряйте здесь времени, и не наступайте ни на одну лишнюю клетку. И может быть, вам повезёт.

На самом деле, ледяная пещера не перестанет вас «радовать», даже если вы удачно пробежите коридор смерти. Впереди вас ждут ледяные гиганты, ледяные волки и ледяные драконы. Все по-своему неприятны, но самые уроды в этой троице, конечно же, драконы. В финале игры будет момент, когда вам придётся иметь дело с целой компанией ледяных драконов. И если вы не возненавидите их в ледяной пещере, то в финале игры они вас просто приведут в бешенство. Они не станут сильнее, в отличие от вашей партии. Но последнее обстоятельство не имеет большого значения, благо ледяные драконы воплощают ещё один принцип ранних финалок, и он звучит так: «Ты можешь быть бесконечно крут и вынослив, но какой в этом смысл, если отряд из 4 магов четырежды ударит по твоей группе мощнейшим аое-заклинанием, и все вмиг обмякнут». Таки да, ледяные дракоши любят херачить по партии заклинанием «Буран», которое бьёт по всей группе и наносит ощутимый урон льдом. Если это заклинание применили единожды, вы потеряете не так много здоровья. Но представьте, что будет, если следующий ход начинает отряд из 4 драконов, и каждый из них скастует «буран»? В лучшем случае, вся ваша партия к концу хода противника будет стоять на коленях, тяжело дыша. В худшем – сдохнет 1 или несколько бойцов. И тут уже даже не важно, что ваш Рыцарь своим Экскалибуром сможет ваншотнуть одного из драконов. Останутся ещё трое, и они, скорее всего, на следующем ходу снова скастуют «буран». И даже если вы выиграете сражение, вам нужно будет привести партию в порядок. А это сразу минус несколько сильнейших заклинаний лечения (либо минус большое количество средних лечилок), +10-20-30 лечебных зелий. Вот так, за одну битву. Впрочем, драться именно с драконами в ледяной пещере не обязательно, они охраняют лишь боковое ответвление с неплохим снаряжением, за которым можно вернуться и позже. Но запомните этих ребят, они ещё перейдут вам дорогу.

Тот самый бой из финала игры. Этими тварями будет забит целый коридор храма. И любая подобная стычка будет стоить вам больших запасов здоровья.<br />
Тот самый бой из финала игры. Этими тварями будет забит целый коридор храма. И любая подобная стычка будет стоить вам больших запасов здоровья.

Да, первая финалка местами достаточно суровая игра. Не верьте тем, кто говорит, что здесь нужно лишь жать А и не бывает сложно. Пускай в игре нельзя прокачать партию по веткам десятка билдов, и нет развитой боевой системы, но планирование и стратегическую составляющую никто не отменял. Держите в голове и то, что здесь важно не просто выиграть сражение, но и сохранить по максимуму здоровье и расходники. Добавьте то, что нет перенаправления атаки в ситуациях, когда указанный ранее противник ныне мёртв, и приходится постоянно распределять приоритеты. И умножьте на то, что сами данжи не спешат заканчиваться, постоянно душа вас своими неприятностями. И в итоге получается, что играющий вынужден прилагать немало усилий, чтобы пройти в этой игре новый виток сюжета. Иногда прохождение местного данжа сопоставимо по ощущениям с победой над сложным боссом, когда вам просто хорошо, что не надо переживать этот кошмар снова.

Разрушенная крепость в одном из заброшенных уголков мира. Высадиться на дирижабле рядом с ней не выйдет - мешает либо болотистая, либо лесная местность. Ближайшая "парковка" находится в десятке игровых километров.<br />
Разрушенная крепость в одном из заброшенных уголков мира. Высадиться на дирижабле рядом с ней не выйдет - мешает либо болотистая, либо лесная местность. Ближайшая "парковка" находится в десятке игровых километров.

Говоря о сложности, я вынужден отметить, что в первой части есть вещи, которые даже я готов признать архаизмом, и эти вещи очень сильно усложняют и без того непростую игру. Речь идёт о системе покупки предметов. Все вещи покупаются только поштучно. Каждая покупка сопровождается открытием пары окон с вариантами действия. Если речь идёт про покупку заклинания или обычной вещи, то здесь ничего сложного нет. Но только вот речь идёт совсем не про заклинания и броню, а про злосчастные зелья. Это настоящий бич первой финалки. Представьте, что вы прошли очередной данж, и потратили на него 50 зелий. Вы делаете вывод, что на следующий данж нужно не меньше 70. А у вас осталось только 3. Вы идёте в магазин и начинаете поштучно, медленно покупать один бутылёк за другим. Это занимает ненормальное количество времени. И ведь вам нужно будет делать это регулярно, одной лечебной магии будет маловато. Впрочем, тут я уже немного лукавлю. Дело в том, что я не совсем разобрался с одной механикой при первом прохождении, которая бы серьёзно упростила жизнь. Речь идёт про магические предметы.

Сплавы по реке в мире Final Fantasy 1  - ещё одно весёлое удовольствие. Вы узнаете много нового о том, кто в этой игре может больно укусить.<br />
Сплавы по реке в мире Final Fantasy 1  - ещё одно весёлое удовольствие. Вы узнаете много нового о том, кто в этой игре может больно укусить.

Сами по себе они редко отличаются по характеристикам от того, что надето на вас. Но главное в них то, что они умеют кастовать заклинание, которым они зачарованы. Неограниченное количество раз, в любом бою, вне зависимости от умений владельца вещи. Поэтому поиск предметов, которые могут делать лечение всей партии, является приоритетной задачей для игрока. Заведите себе за правило – при нахождении очередного предмета с необычным названием, обязательно примените его в бою и посмотрите, что будет. Благодаря таким предметам, ваш условный рыцарь сможет поливать врагов молниями, при том, что он совсем не владеет подобной магией. А вам условный монах сможет лечить весь отряд, благодаря какому-нибудь шлему Жизни. Если накопите достаточно таких предметов к концу игры, сможете одолеть её без серьёзных проблем. Я вот, к своей глупости, не просёк подобной механики, поэтому носил магические предметы как обычное снаряжение, не пытаясь использовать его в бою.

На скрине один из самых больших данжей в игре. В недрах этого вулкана вы будете бродить не один десяток минут. И дай боже, чтобы вам не пришлось возвращаться обратно из-за недостатка ресурсов.<br />
На скрине один из самых больших данжей в игре. В недрах этого вулкана вы будете бродить не один десяток минут. И дай боже, чтобы вам не пришлось возвращаться обратно из-за недостатка ресурсов.

Говоря о сложности и неудобствах, я не могу не отметить, что в игре не работают некоторые магические предметы или заклинания. Скажем, какой-нибудь меч убийцы гигантов должен наносить им повышенный урон. В реальности же, он наносит обычный урон всем. С заклинаниями вообще смехопанорама – в игре есть заклинания, которые должны дебафать противника, но в действительности они лишь бафают их! Видимо, это было хитро придумано для игроков, которым слишком легко. Ах да, касательно заклинаний. Тут довольно занимательная система их изучения. У каждого мага на каждый уровень (которых всего 8) школы магии есть по 3 слота для заклинания. Когда вы покупаете заклинание, вы автоматически помещаете его в один из слотов. Так вот, убрать изученное заклинание никак нельзя. Забили слот ненужным г****м? Не обижайтесь потом, что не можете купить другое заклинание этого же уровня школы, т.к. все 3 ваших слота уже забиты. Держите это в голове, и, прежде, чем покупать какое-то заклятие, убедитесь, что это заклинание работает и что оно полезно. Поэтому интернет вам в помощь, вместе с фанатской вики по игре (смотрите именно вики по версии с nes, ибо в ремейках всё починили).

Заклинаний в игре много, и не все они полезны. Различные бафы и дебафы - на ваше усмотрение. Лечение и атакующая стихийная магия - мастхэв.<br />
Заклинаний в игре много, и не все они полезны. Различные бафы и дебафы - на ваше усмотрение. Лечение и атакующая стихийная магия - мастхэв.

Наконец, я не могу не рассказать про местные классы. Тут уже будет больше субъективная составляющая. Скажем так, совсем бесполезных классов в игре нет, каждый что-то да умеет. Но, честно говоря, со временем полезность некоторых классов видится мизерной. Скажем, в начале игры неплохо спасает вор (в основном, умением убегать из боя). Со временем он эволюционирует в Ниндзя, но вот урон у него будет всё равно отставать от того же воина (эволюционирующего в Рыцаря). При том, что надобность убегать из боя будет возникать куда реже. Да и в бою с боссами умение сбегать из боя никак не поможет. Или, скажем, зачем нужен Красный маг в конце игры? Да, он владеет и чёрной и белой магией, и доспехи какие-никакие может носить. Но по факту, он не может достичь вершины ни в чём, а это довольно критично к концу игры. Другое дело монах (чёрный пояс). В начале игры, это достаточно дохлый и хаотичный боец, который может и критом кого-то вдруг убить, и потом 10 раз промахнуться. Но к концу игры, это просто какая-то машина смерти. Сайтамой называть его не буду, но то, что этот парень сможет голыми руками проломить череп даже терминатору – всё же отмечу. Поэтому советую новичкам играть «чистыми» классами, дабы сделать свои приключения максимально комфортными. Игру можно пройти любой партией (буквально любой), но зачем есть кактус, когда можно сделать по уму?

Мир первой финалки населён не только людьми. Здесь можно встретить и эльфов, и гномов, и даже таких вот антропоморфных драконов. Рептилии весьма дружелюбны, и, наверное, это к лучшему.<br />
Мир первой финалки населён не только людьми. Здесь можно встретить и эльфов, и гномов, и даже таких вот антропоморфных драконов. Рептилии весьма дружелюбны, и, наверное, это к лучшему.

Принятие

Выше я привёл довольно много объяснений того, почему Final Fantasy 1 сложно назвать хорошей игрой, в привычном смысле этого слова. Но я писал их не потому, что считаю первую финалку плохой игрой. Парадокс в том, что для меня первая часть прекрасна, даже несмотря на все те недостатки, о которых я говорил выше. И я постараюсь объяснить, почему это так. Для начала, я обращусь к миру игры, к его проработке. Здесь первая финалка продолжает оставаться скромной по меркам последующих частей (опять же, для игры с nes 87 года здесь всё на высоте). Тут нет полноценных проработанных персонажей, которые могли бы вмешиваться в сюжет или фигурировать в нескольких сценах. Все встреченные нами npc будут располагаться локально, и является для играющего больше живыми подсказками, чем какими-то полноценными персонажами. Кроме того, наши собственные бойцы безлики, и не обладают каким-то характером. Но именно минимализм всего нарратива позволяет игре использовать то, что уже с трудом использует вторая часть игры (а в последующих и вовсе исчезает) – воображение. Первая финалка в этом плане уникальная игра в серии. Она является скорее декорацией для вашей собственной истории, которая происходит у вас в голове, как если бы вы играли в ролёвку со своими друзьями.

Таинственная миражная башня, стоящая одинокой громадой посреди бескрайней пустыни. Самое загадочное здание в мире первой Final Fantasy.<br />
Таинственная миражная башня, стоящая одинокой громадой посреди бескрайней пустыни. Самое загадочное здание в мире первой Final Fantasy.

Никто не наделяет ваших воинов характером, вы сами определяете их роли. Мой воин не проронил за всю игру ни слова, ведь он не может этого сделать, в принципе. Но вместо слов, за него говорили его поступки. Я хорошо помню, как он остался последним в живых, когда дрался с волшебником в глубинах Болотной пещеры, и смог вынести оттуда всю остальную партию. Я помню, как моя белая колдунья неоднократно спасала всю партию при помощи своей магии, трепетно опекая каждого раненного члена группы. Я помню, как Монах красивым хуком нокаутировал босса, избавив партию от возможной скорой смерти. Все эти локальные истории, которые вы переживаете со своими бойцами, вскоре проникают в ваше сердце, и вы привязываетесь к этим маленьким пиксельным человечкам на экране. Уже во второй части завезли полноценное повествование и персонажей, отобрав у играющего возможность додумать всё самому. Да, красиво, и, возможно, правильно. Но это не затмило моих похождений в первой части.

Карта игрового мира. При открытии её в начале игры буквально захватывает дух, настолько она кажется большой для игры эпохи 8-bit.<br />
Карта игрового мира. При открытии её в начале игры буквально захватывает дух, настолько она кажется большой для игры эпохи 8-bit.

Отдельно хочется похвалить систему прокачки ваших классов, когда они эволюционируют. А вместе с эволюцией, меняется и спрайт нашего персонажа. И тут самое важно то, что наша группа выглядит…взрослее. В один миг вчерашние дети вдруг превращаются во взрослых женщин и мужчин, с железным взглядом и крепкой волей. Возможно это лишь формальность игрового процесса, но как много это меняет в истории первой финалки. Вы вдруг задумываетесь над тем, что в игровом мире могли пройти годы. Само наше приключение становится глубже, ведь в нём рассказывается не просто история нескольких локальных побед четырёх воинов света. Напротив, перед нами предстаёт история длительной борьбы четырёх отважных воинов с силами зла, и борьба эта заняла годы, если не десятилетие. Это было не просто путешествие в один конец, это была история взросления, когда наша партия не только набирала условные «очки опыта», но и росла в своих характерах. Тот же Монах, безбожно мажущий в начале игры по врагам, в конце всегда точно бьёт в свою цель. Как много это может сказать о его характере. Так и представляется горячий и нетерпеливый юноша, любящий помахать кулаками, который со временем становится настоящим мужчиной, спокойным и сосредоточенным.

Когда-то давно наши воины начинали побеждать самых первых своих гоблинов. Ныне они готовы бросить вызов даже таким многотонным бронированным чудовищам.<br />
Когда-то давно наши воины начинали побеждать самых первых своих гоблинов. Ныне они готовы бросить вызов даже таким многотонным бронированным чудовищам.

Или взять того же Воина, ставшего в последствии рыцарем. Приобретя белую магию, он получает возможно немного подлечивать нашу партию. Не это ли говорит о его заботе по отношению к своей группе, лидером которой он является? Не это ли показывает его чувства к своим друзьям, которым он всегда готов помочь, даже ценой собственного здоровья? Подобные вещи не продумываются заранее, они рисовались в моей голове автоматически, пока я проходил игру. Я сам не заметил, как наделил четырёх безликих персонажей собственным характером, и потому история первой финалки для меня стала куда глубже и красивее, чем для тех людей, кто не утруждал себя подобной «фантазийной» работой. Не могу я не похвалить и финальный твист игры, когда наша группа в самом конце сталкивается с тем, с кого и началась эта история. С тёмным рыцарем Гарландом, который материализуется в конце в чистый Хаос.

Экран из начала игры, знаменующий начало приключений. Он ещё не раз вспомнится играющему, когда тот будет вспоминать о своём походе.<br />
Экран из начала игры, знаменующий начало приключений. Он ещё не раз вспомнится играющему, когда тот будет вспоминать о своём походе.

Только пройдя тяжёлый путь, победив четырёх легендарных сущностей, побывав в недрах Земли и на орбите, среди сияния звёзд, мы узнаём, что обычная история борьбы добра и зла в действительности выглядит несколько глубже, чем казалась в начале. Мир первой финалки заперт во временной петле, длинною в 2000 лет, могущественным и фактически бессмертным существом. Силы, которым мы противостояли с самого начала, оказались гораздо древнее и ужаснее, чем всё, что мы встретили до этого. И история четырёх воинов света, которые бросили вызов самому времени, отправившись в далёкое прошлое и победив там существо фантастической силы – это прекрасная история по-настоящему хорошей детской сказки, в которой прослеживается такие вещи, как перерождение души (поднятие класса наших воинов), баланс тёмного и светлого в природе мироздания (4 великих босса против четырёх воинов света, завязка на 4 стихиях) и идея того, как небольшое зло, совершённое однажды, может стать больше, если его не остановить вовремя (эволюция Гарланда в Хаос). Не буду говорить, что это гениальный сюжет или что он очень хорошо продуман, но он является отличным фоном для остальной игры, красиво украшает и дополняет её. И пускай многие последующие части серии поднимают более серьёзные темы или напускают больше драмы. Суть первой финалки именно в том, что она не пытается прыгать выше головы или изображать из себя серьёзное взрослое произведение. Она скорее выступает некой притчей, предоставляя играющему право самому сделать выводы. И я нахожу это прекрасным.

Финальный босс игры. Не самый сложный противник, но и не самый простой. Если вы проиграете ему - отбросите прогресс прохождения на 40-50 минут. Весомый стимул не проигрывать.<br />
Финальный босс игры. Не самый сложный противник, но и не самый простой. Если вы проиграете ему - отбросите прогресс прохождения на 40-50 минут. Весомый стимул не проигрывать.

Также не могу не отметить финальное послание играющему, когда он проходит игру. Там выражается благодарность, и не только воинам света, но и лично Вам, играющему, без которого эта история была бы невозможна. Возможно это мелочь, но почему-то именно такие строки в конце очень запали в сердце. Они лишний раз укрепляют чувство того, что сама реальность первой финалки как бы выстроена вокруг играющего, а не вокруг виртуальных персонажей, словно мы главный герой из «Бесконечной истории». Надо ли говорить, какими красками наше закончившееся путешествие играет после этого?

Помимо сюжета, многие другие места игры, считающиеся слабыми среди фанатского сообщества, превращаются под определённой точкой зрения в большие плюсы. Выше по тексту я писал, что в первой финалке нет перенаправления атаки, из-за чего иногда ход вашего персонажа уходит в воздух. С другой стороны, это обязывает вас играть точнее и сосредоточеннее. В ваших же интересах распределить действия в начале боя так, чтобы сражение разыгралось как красивая боевая история – в один акт и без запинок. Вы очень быстро начинаете «чувствовать» своих бойцов, примерно понимая, кто сколько урона может нанести врагу. В отличие от многих последующих финалок (где появилось перенаправление атаки), где иногда достаточно просто жать А, и там как-нибудь само получится, в первой части вы постоянно анализируете боевую обстановку, стараясь выстроить наиболее эффективную последовательность действий. Привыкая к возможностям своих подчинённых, вы также дополнительно привязываетесь к ним, что лишний раз играет на руку отыгрышу и погружению.

В этой игре всё же встречаются маленькие локальные истории, создающие игровой фон. Например, тут можно видеть русалку, что убежала от своей подруги на сушу, получив ноги.<br />
В этой игре всё же встречаются маленькие локальные истории, создающие игровой фон. Например, тут можно видеть русалку, что убежала от своей подруги на сушу, получив ноги.

Далее, треклятая сложность, о которой я писал выше. Да, я по-прежнему считаю игру нечестной в ряде моментов, и признаю, что FF1 умеет бесить. Но с другой стороны, именно сложность многих её подземелий позволяет вам достичь к концу прохождение чувства значимости и длительности своего пути. Вы не просто со скучающим лицом пылесосите один данж за другим, особо не вникая в процесс. Наоборот, вы с трудом выигрываете множество неравных сражений, чтобы в конце игры посмотреть назад, и проникнуться тем, какой большой путь вы преодолели, и тем, как ваши когда-то зелёные юнцы превратились в настоящих героев, делом доказавших то, что они самые настоящие воины света. Именно контраст сложности позволяет сделать приключение в первой финалки по-настоящему значимым. Я не буду говорить, что последующие части серии стали легче (местами даже наоборот, сложнее). Но почему-то именно в первой финалке я хорошо запомнил каждый данж, что я не могу сказать ни про 2 ни про 3 часть.

Наконец, первая часть является, как это не странно, первой. Здесь ещё нет ничего «обязательного», что в последствии будет встречаться в каждой серии. Здесь упоминается некий Сид, но не потому, что Сид один из символов серии, а потому, что создатели игры решили просто вставить такого вот персонажа (точнее, упоминание о нём). Здесь есть дирижабль (воздушное судно), на котором вы можете облететь весь мир, и его вставили не потому, что дирижабль является ещё одной фишкой серии, а потому что на тот момент разработчики просто решили вставить такой вот транспорт. У первой финалки нет канонов, которая она могла бы задеть или испортить, нет ответственности перед репутацией серии, потому что она самая первая в ней. И потому первая часть во многих аспектах чувствуется максимально свободной от любой предвзятости, нежели её последователи. История о четыёрх воинах света разыгрывается впервые, и только вам решать, кто же были эти воина света, почему всё так сложилось и что было дальше. В этой игре вы будете постоянно встречать невероятные образы и существ из разных эпох. Вы будете сражаться с классическими фентезийными существами и насекомыми-переростками; вы будете находить древнюю магию или древние машины из давно ушедшей забытой эпохи; вашему взору будут открываться глубокие пещеры, или декорации летающей космической станции; вы найдёте в игре настоящий боевой шагоход (и, возможно, сможете остаться в живых после этого) или легендарный волшебный меч, Экскалибур. У первой финалки нет чётких границ допустимого, она показывает вам абстрактный волшебный мир, во всей его многогранности.

Бахамут, король драконов (по центру сверху). В этой части ещё нельзя бросить ему вызов. А жаль.<br />
Бахамут, король драконов (по центру сверху). В этой части ещё нельзя бросить ему вызов. А жаль.

А когда вы решите, что точно видели в игре всё, то вдруг выясните, что вы до сих пор не играли в ней в пятнашки, которые хитрым образом спрятаны в игре. Или что вы не встретили самого редкого врага в игре – синекожего динозавра Т-Рекса (да, у этого врага шанс появления ещё ниже, чем у легендарного механического шагохода). Игра, несмотря на свой примитивизм и скромность, полна сюрпризов, которые дадут вам много радости, если вы не будете требовать от игры невозможного.

Те самые пятнашки. Не такие простые, к слову. Вознаграждение за решение головоломки чисто символическое, фармить деньги здесь не стоит.<br />
Те самые пятнашки. Не такие простые, к слову. Вознаграждение за решение головоломки чисто символическое, фармить деньги здесь не стоит.

Суммируя всё вышесказанное, я хочу сказать, что первая Final Fantasy подарила мне необычный и незабываемый игровой опыт. Возможно, в этом опыте сошлось много уникальных переменных, которые при применении их к другому игроку не вызовут у того схожего эмоционального отклика. Но в моём случае, я открыл для себя одну из самых любимых игр, пускай и кривенькую. Последующие финалки не смогли дать мне тех же эмоций (хотя многие из них мне весьма понравились). Думая над этим, я вспоминаю один отрывок из интервью с Сакагути, где тот упоминал, что первая финалка является для него особенной игрой, и что он не хотел бы продолжать историю мира первой части (видимо, чтобы никак его не испортить). Не уверен, правильно ли я понял мысль Сакагути, но на чувственном уровне мне кажется, что мы с ним смотрим на эту игру под одним углом. Вот так древняя игра из 1987 смогла выстрелить для меня в 21 веке, в очередной раз доказав, что настоящее искусство неподвластно времени.

Эпилог

Время и место каждого подвига определяется Судьбой. Но если не придёт герой – не будет и подвига.

Цурин Арктус,

Подземный король

Итак, четверо воинов смогли победить древний Хаос в глубине эпох, и благополучно вернулись в свой мир. Временная петля была разорвана, и реальность затянула болезненные шрамы на своём полотне. Природа находится в равновесии, и люди продолжают жить в мире. Воинами света был спасён весь мир, но об этом никто не вспомнит, ведь этого никогда не случалось в данной временной линии. И хотя сей подвиг мог растворится полностью из памяти всех его немногочисленных свидетелей, он остался в памяти по крайней мере ещё одного воина света. Главного из них. И этим воином света были Вы.

Final Fantasy 1 - маленькая сказка с большим сердцем
7373
45 комментариев

Оригинал так и не осилил до конца, но переиздания для псп и гба зашли на ура. Есть что-то особенное в атмосфере первой части. Аранжированный саундтрек один из любимых со всей серии вообще

7
Ответить

Тоже на псп проходил. Очень лампово было)

1
Ответить

Жаль, что всю эту уютность и многое другое похерили в современных финалках, 15я вовсе уже на финалку не похожа.

3
Ответить

Там уже другая уютность - с друганами шашлыки пожарить на природе...

4
Ответить

А чем она, собственно, на финалку не похожа? Фишка серии же в том что игры никак не связаны

2
Ответить

там вроде Bravely Default щас всю эту атмосферу пытаются воссоздать

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить