Проиграл — «Бесконечное лето»

С большой долей вероятности, вы слышали про такой проект, как Бесконечное лето (БЛ). В этом посте я постараюсь без особых спойлеров описать те эмоции и впечатления, которые возникли у меня при прохождении отечественной визуальной новеллы.

Оглавление

«У каждой истории есть начало и конец»
«У каждой истории есть начало и конец»

Что это и с чем едят?

БЛ — это визуальная новелла, т.е. роман или нечто вроде книги, выполненная как компьютерная игра с элементами геймплея (худо-бедно объяснил), созданная на основе обсуждения группой людей анонов. Да, по-сути, игру сделали аноны с имиджборд. За историей можете идти на лурк и/или вики.

Бесконечно можно смотреть на огонь, воду и на то, как работают другие люди

Ольга Дмитриевна, Важатая лагеря «Совёнок»

Для начала я распишу, зачем я вообще пишу этот «обзор» (следующие абзацы можно пропустить и перейти сразу к Сюжету.

БЛ я хотел пройти давно, ещё в школе, но никак не мог дойти — в приоритете были другие вещи. Этим летом по велению звёзд дискретная карта моего ноутбука сказала прощай. Я особо ничего и не делал с ним после этого: смотрел фильмы и скроллил ленту; почитывал статьи и слушал музыку… Путь к играм мне был отныне закрыт, до недавнего времени.

Чтобы не сходить с ума после рабочего и учебного дня, я решил поставить себе эмулятор Сеги и тихо-мирно проходил свои любимые игры. Потом мне слегка наскучило и я решил поставить Fallout 1. К моему удивлению, он не просто работал, а ещё и не лагал! (Стоит уточнить, что встроенная видеокарта у меня осталась, но работает она так себе. HP, AMD, 2011 год)

После прохождения фоллыча, я решил попробовать что-то ещё и в моём бэклоге наткнулся на Бесконечное лето, на том и понеслось…

Стоит ли сказать, какие эмоции у меня вызвало прохождение? А теперь, давайте по порядку.

Сюжет и персонажи

Сегодня очередной типичный день моей типичной жизни типичного неудачника

Семён

К любому произведению, которого я касаюсь — я подхожу с минимальными ожиданиями, а к БЛ я подходил и вовсе с опаской. Причина проста — те самые имиджборды. Не скажу, что я не завсегдатай Двача или Форчана, но когда ты знаешь о том, что персонажи игры — это маскоты различных форумов, то возникает неприятное чувство… чувство пародийности.

Именно так я подходил к сюжету, ожидая, что это всё окажется не более чем пародией. К слову, до прохождения БЛ, я не читал статьи о ней, не знал имена почти всех персонажей и даже концепцию сюжета.

Иными словами, к игре (не только к сюжету) у меня были нулевые ожидания, что оправдалось в полной мере. БЛ — это не пародия на имиджборды, хотя и включает в себя отсылки, а персонажи так и основаны на разных маскотах, но это цельное и самостоятельное произведение.

Проиграл — «Бесконечное лето»

Так что же по сюжету?

Играть предстоит за персонажа по имени Семён [Персунов] (от англ. same [person]). Семён — безработный, завсегдатай имиджбордов и просто хикки, который не знает, что делать в жизни. Однажды его друг по институту приглашает потусить на встрече выпускников. Нехотя Семён соглашается. Чтобы попасть на встречу, ему приходится сесть на автобус по маршруту 410, в котором он, проезжая мимо улиц и людей, засыпает.

Остановка автобуса 410
Остановка автобуса 410

После этого и начинается сюжет. Семён попадает в другое время и в совершенно другое место, а зимняя снежная погода сменяется яркой и теплой летней.

Я немного слукавил ранее, т.к. в самом начале прохождения я знал, что игра обладает огромным количеством концовок, но если вы ни разу не играли, то спешу вас успокоить — с ними всё на самом деле просто. Именно этот момент меня выбивал в самом начале.

Дело в том, что в игре есть много персонажей, с которыми вам придётся взаимодействовать на протяжении лагерной смены и в зависимости от ваших ответов и выборов действия — активируется тот или иной рут (термин из визуальных новелл от англ. route — маршрут), т.е. сюжетный путь.

Персонажи БЛ слева-направо, сверху-вниз: Женя, Алиса, Электроник (Роутер), Шурик, Виола, Ульяна, Ольга Дмитриевна, Славя (Саша), Мику (Маша), Семён и Лена [в скобочках имена персонажей одного из рутов, который не связан с основной идеей и сюжетом]
Персонажи БЛ слева-направо, сверху-вниз: Женя, Алиса, Электроник (Роутер), Шурик, Виола, Ульяна, Ольга Дмитриевна, Славя (Саша), Мику (Маша), Семён и Лена [в скобочках имена персонажей одного из рутов, который не связан с основной идеей и сюжетом]

Не у всех персонажей есть концовка(и), но всего их 13. Опять же, не беспокойтесь, ща разжую:

  • Семён — 2 концовки;
  • Алиса — 2 концовки;
  • Лена — 2 концовки;
  • Ульяна — 2 концовки;
  • Славя — 2 концовки;
  • Мику (Маша) — 1 концовка;
  • Юля — 2 концовки.

Обе концовки можно выполнить у большинства почти сразу же. Работает это так: в зависимости от ваших диалогов и действий — с каждым персонажем на том или ином руте нужно набрать 9 очков (пока не парьтесь, будет понятно потом). Концовки обычно 2: хорошая и плохая. Обе концовки часто зависят от последнего дня в смене.

Ведь ты – это ты. Другого такого нет. Тебе надо просто чуточку уверенности в себе и терпения, и всё придёт! Обязательно

Славя

В каком порядке проходить — решать вам. Список я расписал с учётом того, как сам проходил БЛ. Приоритетом у меня были Славя и Мику, поэтому я оставил их напоследок, при этом рут Мику можно пройти только/уже после первой концовки (любой, кроме Юли). Концовка Юли — это финал истории, в котором раскрывается больше деталей вселенной. Почему она называется гаремной — думаю понятно)

Home sweet home
Home sweet home

Лично я считаю, что проходить лучше с Семёна. Для этого вы просто играете и отдаёте предпочтение всем персонажам сразу: нейтрально или положительно отвечаете каждой девушке. Окончательный выбор плохой или хорошей концовки будет лишь в самом конце: пойдёте ли вы за таинственным голосом или нет…

И вот здесь как раз всплывает моё главное разочарование… Рут Семёна по ощущениям — это психологический триллер, когда перед ним встаёт вся картина летнего лагеря «Совёнок». Лично я получил от этой концовки (при этом, не зная как их вообще получать, поэтому она была первой) — большое удовольствие. Однако после вы просто, грубо говоря, начинаете игру заново, чтобы выйти на другие руты… Это не история Окарина или Рики, пусть и могла быть.

Друг, враг или некто иной?
Друг, враг или некто иной?

Также стоит отметить, что большое количество недосказанности в сюжете — портит общее впечатление о «ситуации Семёна». У всех персонажей, кроме Сёмы, нет предыстории…! Вы получите лишь мелкие детали, что-то вроде: «Я из большого города далеко отсюда» и… всё.

Зачастую именно этот довод является аргументом в спорах о качестве проработки персонажей любого произведения и комментаторы DTF здесь не исключение. Спешу разочаровать — это никак не отражается на характерах, мотивах и «реальности» персонажей. Да, предыстория каждого была бы прекрасным дополнением (зависит от содержания, конечно), но имеем то, что имеем. И всё же это минус, т.к. под конец игры в целом вы будете воспринимать персонажей лагеря как нечто… несуществующее, хотя это не так.

Челюсть с пола подними

Алиса

Каждый персонаж — это не маскот-прототип, а яркий пионер со своим характером и поведением. Мне понравились все действующие персонажи без исключения, хотя некоторым явно не хватает истории (Виоле и тем более Ольга Дмитриевне с Мику).

Проиграл — «Бесконечное лето»

Итак, с персонажами будет всё понятно в самой игре, спойлерить не буду. С рутами вроде тоже, но что с их качеством?

Я получил удовольствие почти от всех рутов, за исключением рута Мику… Вообще, именно Мику на мой взгляд обделена вообще всем в сценарном плане. Она выступает в роли болванчика, а её рут и не её вовсе! Будет понятно во время прохождения, но рекомендую на её роли в «оригинальном» сюжете планку ожиданий снизить по максимуму.

Сценарно самыми сильными рутами я считаю следующие: Лены (плохая) и Семёна (обе).

На этой почве возникает критика БЛ как визуальной новеллы в целом: многие люди считают её неким подобием, калькой или гиперболизированной фантазией битарда в вакууме. Каждому своё, но Бесконечное лето, тем не менее, нашла свою аудиторию и она никуда уходить не собирается.

Проиграл — «Бесконечное лето»

Добавлю также про управление. Дело в том, что большинство моментов в игре — цикличны. Вы будете проживать многие диалоги снова и снова от рута к руту. Чтобы избежать повторения того, что вы и так знаете, после первого прохождения многие диалоги пропускаются с помощью клавиши Tab.

Что касается выхода на все руты, то можно посмотреть гайды, но как я и рекомендовал — лучше пройти сначала оба рута Семёна, а после — все остальные.

Графика и рисовка

Если с сюжетом ещё есть проблемы, а персонажи в целом вышли очень хорошими, то стоит перейти к графике.

Итак, графика новеллы делится на три части: фоны, спрайты и сцены (CG).

Фоны - это, соответственно, бэкграунды или задние фоны вашей истории. Выполнены они на о-о-очень качественном уровне. Каждый из них отлично подойдёт для фона рабочего стола. К ним никаких нареканий и замечаний нет и быть не должно. Ниже будет ссылка на архив со всеми используемыми в игре фонами.

Спрайты — это изображения персонажей. К ним нареканий тоже нет, выполнены они качественно и со стилем. Кого-то может это оттолкнуть, т.к. аниме-стиль и пр., но это визуальная новелла по всем канонам. Данный стиль спрайтов мне нравится ещё от Higurashi no Naku Koro ni Matsuri (порт с PS2 на PC). Видел упрёки в том, что спрайты и фоны друг с другом слегка не сочетаются, но моим прихотям на это плевать.

Сцены — сцены в рутах, связанные с персонажами. Самое слабое звено в визуальной части новеллы. При этом качество варьируется от сцене к сцене. Связано это, вероятно, со скиллом или командой разработчиков. Вероятно, в момент выхода в «золото» переделывать все сцены было трудоёмко и затратно. Имеем, что имеем.

Визуальная составляющая в целом — очень качественная и профессиональная, сказать о том, что вся графика выполнена руками обычных битардов, а не сплочённой команды — язык не поворачивается. Тем не менее, не без минусов.

Музыка

Музыкальное сопровождение в новелле состоит из двух альбомов: Яркая сторона и Тёмная сторона. Созданы они несколькими композиторами: Сергеем Ейбогом (Silent Owl) и Михаэлем Мальковым (Between August and December).

Я могу петь. Или играть. Или петь. А вместе почему-то не получается

Мику

Качество саундтрека — просто шикарное, особенно для визуальной новеллы, которая мало того, что выполнена энтузиазмом людей из интернета, так ещё и распростроняется бесплатно! Многим играм саундтрек такого качества очень был бы кстати.

Что касается содержания, то и Bright, и Dark стороны содержат как спокойные, мелодичные мотивы, так и ярко-выраженные композиции нагнетания и саспиенса. Саундтрек не просто помогает выразить конкретные краски того или иного события, а помогает создать атмосферу всего повествования. БЛ многое потерял бы без такого качественного саундтрека.

Вкину свои 50 копеек моего плейлиста в Споти

Хентай?

Почему ты так переживаешь о том, что я об этом подумаю?

Лена

Кто-то знал, кто-то слышал, кто-то прочитал, но у игры есть ещё одна особенность: хентай составляющая. Бесконечное лето имеет элементы эроге, т.е. эротики.

С ней немного сложно. Она выступает как приятным бонусом, так и элементом преткновения атмосферной истории с эдакой эротической фантазией пубертатного периода.

Не бойтесь, все арты выполнены в целом на отлично, пусть и с лёгким блюром. Те, кто хотят поиграть в БЛ чисто ради этой составляющей — разочаруются, т.к. её в игре не так уж и много. Я видел некоторую критику на этой почве, т.к. первоначально создателями (Eroge team, а ныне Soviet Games) хотелось создать именно эроге, но, лично на мой взгляд, вышло гораздо-гораздо лучше, чем очередная хентай-подделка. Лично мне в этом плане всё понравилось, однако в стим-версии и, вероятно, в мобильных — вместо артов чёрный экран.

Лечится это просто — вы скачиваете файл с моего диска и устанавливаете его в директиву:

Steam\steamapps\common\Everlasting Summer\game

Почему это важно? Дело в том, что хентай-арты — это награда за тот или иной рут. Кроме того, не вся награда является эротикой. Испортить сильную концовку чёрным экраном? Не смешите. Да и есть там на что посмотреть)

Моды

Вот тебе, голодающий Повольжья!

Ульяна

Покуда существуют моды к игре — она будет жить вечно. Здесь выходит некая ирония: лето будет продолжаться бесконечно, пока к ней выходит бесконечное число модов. Утрирую, конечно, но модов к БЛ просто огромное множество.

На данный момент я прошёл только оригинальный сюжет, но уже добавил два мода по причине моей ненависти к игнорированию Мику как персонажа вообще:

Я знаю, что у многих модификации вызывают некое чувство неканоничности. У меня оно точно такое же, но тем не менее, мои знакомые рекомендуют многие моды к БЛ, т.к. на били уже не одну сотню часов.

Из рекомендуемых мне были предложены также:

К последнему у меня явно есть вопросы…

Что в итоге?

Я распишу подробно и вкратце.

Что понравилось?

  • Сеттинг и атмосфера советского лагеря, отчужденности и баланс беззаботности с психологическим саспиенсом
  • Музыка
  • Персонажи: их характеры, внешность и роль в сюжете
  • Фоны и спрайты
  • Сюжет некоторых рутов
  • Эроге составляющая выполнена вполне качественно
  • Многообразие модификаций

Что не понравилось?

  • Сюжетные дыры, отстутствие предыстории почти всех персонажей, сведение всё к гарему
  • Рисовка многих сцен
  • Отсутствие рута Мику и игнорирование персонажа при хорошем прописанном характере, хочется больше узнать о ней
  • Отсутствие рута Ольги Дмитриевны, нет описания её мотивов и логики

Подробнее

Атмосфера в игре просто восхитительная. Такой атмосферы родной земли нет ни в Сталкере, ни в Метро, ни в (внезапно) Half-Life. Причина проста: ты веришь, что этот мир — «живой», в нём есть люди со своими потребностями.

Лагерь выполнен очень качественно и задаёт картину атмосферы всей игры. В детстве я каждый год ездил в лагерь, который находился в отдалении от цивилизации и «Совёнок» в этом плане очень мне напоминает то самое детство, правда, мой лагерь был более убитым)

Музыка выполнена очень качественно. Многим визуальным новеллам везёт с этим. Могу также поррекомендовать очень страшный саундтрек упомянутых Хигурашей, а также sci-fi’ный из Вра; Штейна.

Персонажи пусть и выполнены по маскотам — имеют запоминающиеся характеры и внешность. Зачастую под конец каждого рута возникает сильно чувство сопереживания. Местами из-за этого второстепенные персонажи становятся гораздо ярче главного героя и он начинает раздражать. Однако в целом Семён выполнен в соответствии с его историей, поэтому особых нареканий к нему нет.

Фоны выглядят просто прекрасно. Про них больше ничего не могу сказать.

Сюжет местами выглядит рваным. Мотивация и логика всех персонажей в некоторых сценах прописаны плохо, а иногда и вовсе отсутствуют. Предыстории персонажей нет: в целом это не влияет на всю историю целиком, а персонажей хуже не делает, однако это было бы отличным дополнением, местами из-за этого они выглядят болванчиками в истории Семёна.

Эротика в новелле вовсе была не обязательна, но она выглядит отлично. Однако возникает небольшой диссонанс в двух местах: первое — это то, что девочки знакомы с гг слишком мало; второе — чувство, что всё ведёт только к этому, а не к какой-то морали. История слегка идёт в направлении собрать все карты в Ведьмаке 1, нежели стать чем-то более обособленным. Лучше просто закрыть на это глаза.

Модификации и инструменты для их создания — многообразны. Большое количество людей творчески подходит к созданию своих историй, исправляют огрехи и допущения разработчиков оригинала и просто занимаются искусством. Это очень и очень радует.

Отсутствуют руты многих персонажей: nuff said. Я уже и так много об этом сказал.

Проиграл — «Бесконечное лето»

Визуальные новеллы имеют не очень хорошую репутацию в нашей стране. Большое количество стереотипов, дискуссий о геймплее и жанре вызывают недоверие многих рядовых игроков.

Касательно БЛ в этом вопросе сомневаться тоже не приходится — у неё большое количество хейтеров. С какой-то стороны многие претензии — небезосновательны, а с другой — натягивание совы на глобус. Всё будет ясно уже после первого рута, поэтому игре стоит дать хотя бы шанс.

Я надеюсь, что для многих этот пост станет мотиватором для добавления «Бесконечного лета» в свой бэклог. Игра определённо имеет право на место в истории российского геймдева. История о людях, которые будучи анонимами собрались в единую команду, и в создавшемся хаусе создали нечто, пропитанное атмосферой родных мест, должна быть мотиватором для многих разработчиков во всём СНГ. Неважно как сильно могут критиковать ваше творчество, оно может добиться успехов и занять своё место в истории других людей.

2121
6 комментариев

Кто выбрал Лену вскрываемся, остальным соболезную.

4
Ответить

Арт конечно божественный, хотеть такое в 3д

3
Ответить

"Лично мне в этом плане всё понравилось"
М, любите секс между детьми.

Ответить
Автор

Йопт, даже не задумывался

Ответить

Кто о чём, а вонючий педофил о своём

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить