Легенда о слоне: как IT-компания Steepler создала Dendy и основала российский консольный рынок
Телепередачи
В сентябре 1994 года Steepler запустила на канале 2x2 передачу «Dendy — Новая реальность». Идея её создания возникла у Савюка после очередного разговора с главой «Видео Интернешнл» Юрием Заполем. Тот помог договориться об эфирном времени и найти ведущего.
Выбор пал на харизматичного любимца российской детворы — Сергея Супонева. «Дядя Серёжа», как его называли дети тех лет, был известен в роли ведущего передач «До 16 и старше», «Марафон-15», «Звёздный Час» и «Зов Джунглей», за которую он получил ТЭФИ. Своей харизмой ведущий приковывал детей к экранам телевизоров. Они обожали его юмор, добродушие, обаяние и умение вести диалог на равных. Передача завоевала огромную популярность и имела колоссально высокие рейтинги.
«Dendy — Новая реальность» целиком состояла из чистой, в чём-то наивной, но очень талантливой импровизации Супонева. При этом ведущий слабо разбирался в играх. Он то путал Робокопа с Дартом Вейдером, то называл взломанные версии игр (хаки) официальными продолжениями.
В целом это простительно: в те годы мало кто мог отличить пиратскую игру от оригинальной. Сам Супонев редко играл в прямом эфире: обычно за него это делали эксперты передачи — подростки Денис Панов и Александр Матюшкин. К тридцатому выпуску они ушли, и Супонев играл самостоятельно.
В каждом выпуске Супонев показывал игры для Dendy, Sega Mega Drive и Super Nintendo. Большое внимание он уделял экскурсиям в фирменные магазины и рекламе продукции. Порой доходило до абсурда: в передаче открыто рассказывали о том, как отличить «оригинальную» приставку Dendy от поддельной, и что «фирма Dendy не продаёт подделки».
Передачу вполне можно назвать рекламной, ведь магазины Dendy упоминали каждые пять минут. Steepler полностью финансировала её производство и эфирное время. На каждый выпуск компания тратила от 40 до 50 тысяч долларов.
Супонев умело «продавал» даже обычный полиэтиленовый пакет c Dendy. Сегодня в это трудно поверить, но в середине 90-х такие пакеты имели огромную популярность среди российских школьников. Их можно было выменять на горстку вкладышей из жвачек или редкие наклейки. Огромная часть населения находилась за чертой бедности, поэтому не все могли позволить себе консоль, но могли купить модный пакет или выиграть фирменную футболку.
Когда Супонев рассказывал об игре по мотивам какого-нибудь фильма или мультфильма, то обязательно демонстрировал отрывок с пиратской видеокассеты с одноголосым закадровым переводом. Спустя год это будет уже невозможно — молодое российское телевидение быстро взрослело.
С девятого выпуска началась агрессивная реклама Super Nintendo, а позже и Game Boy. Половину эфирного времени отводили под демонстрацию игр для SNES. Про Mega Drive тоже рассказывали, но старались это делать как можно реже: нужно было соблюдать условия договора с Nintendo, которая просила не продвигать продукцию конкурента.
Многие телезрители участвовали в викторине, где можно было выиграть не только SNES, но и экзотические консоли — Panasonic 3DO и Sega CDX. Супонев был честен со зрителем и никогда не скрывал, что «совершенную игровую систему» Super Nintendo могут позволить себе единицы. 3DO и CDX тоже продавались в магазинах Dendy, но стоили такие баснословные суммы, что купить их могли лишь очень обеспеченные люди.
Коробки с ними часто мелькали в кадре, но дальше парочки сюжетов про CDX дело не продвинулось. Какой смысл рекламировать то, что купят избранные? Если SNES была премиальной консолью на которую ещё можно было как-то заработать, то 3DO и CDX находились на каком-то космическом уровне.
Передачу завершили на 33 серии, после чего начались повторы. Через два месяца трансляцию возобновили на канале ОРТ (ныне «Первый») под коротким названием «Новая реальность», где Супонев снялся ещё в 29 выпусках.
Первые серии второго сезона он вёл прямо в магазине Dendy, а с десятого выпуска — в красивой студии, которую сам же и спроектировал. Ведущий рассказывал об играх, стоя за огромными геймпадами от Dendy Classic, Sega Mega Drive и Super Nintendo.
Вскоре дирекция ОРТ запретила агрессивную рекламу в телевизионных передачах. Восьмибитной консоли уделяли меньше внимания и чаще показывали хиты для Mega Drive и SNES, а некоторым из них посвятили несколько выпусков.
Позже эгидой под Dendy был устроен чемпионат по файтингу Killer Instinct. Это был один из первых киберспортивных турниров в России, если не самый первый. Турнир комментировал Сергей Супонев.
В январе 1996 года вышел последний эпизод «Новой реальности». В этот период Супонев вёл и несколько других проектов, поэтому времени на всё уже не хватало. К тому времени многие известные игры разобрали, а рассказывать по второму кругу о них не было смысла.
В общей сложности «Dendy — Новая реальность» транслировали полтора года — с сентября 1994 года по январь 1996-го. Важно отметить, что передачу решили закрыть не только из-за занятости Супонева и потери актуальности, но и из-за выросшего бюджета. Затраты на производство одного выпуска резко подскочили с 50 тысяч долларов до 100.
Однако в Dendy не планировали бросать рекламу на ТВ. Вскоре компания выкупила у канала МТК эфирное время и запустила передачу «Мир Dendy». Новое шоу быстро и предсказуемо провалилось.
Отсутствие Супонева давало о себе знать: ведущие Семён Фурман и Андрей Гвоздев только отталкивали подростков от экрана. В них не было искры Супонева, не было его добродушия и таланта. Например, театральный актёр Фурман примерял на себя различные образы, переигрывал, нагнетал пафос и относился к зрителям как к маленьким детям. Передача закрылась спустя всего 12 выпусков.
Не менее интересно сложилась ситуация в регионах. Во второй половине 90-х российские региональные каналы транслировали собственные передачи о видеоиграх. Часто их спонсировали дилеры Dendy и фирменные игровые магазины.
Например, в Екатеринбурге выходили передачи «Вариант» и «Игровой мир». «Вариант» запомнился зрителям уютными посиделками у лампы вместе с ведущим «СГТРК» Валерием Майоровым и продавцом продукции Dendy Аликом Гуськовым. Это единственные передачи на российском ТВ, в которых не стеснялись разыгрывать пиратские диски (именно диски, не картриджи), а во время трансляции показывали чит-коды для игр разных платформ.
В Казани на канале «Эфир» с 1994 по 2001 год транслировали передачу «Бонус». Как и екатеринбургскую программу, её спонсировали местный дилер Dendy и несколько крупных игровых магазинов. С консольных игр в ней со временем переключились на игры для ПК. Большую часть передачи ведущий отвечал на читательские письма, помогал с прохождением игр и рассказывал о различных секретах.
В Калининграде показывали свой «Мир Dendy», выделявшийся тем, что его вели подростки. «Мир Dendy» пережил закрытие Steepler и транслировался вплоть до 2006 года. До наших дней дожил бывший официальный магазин, который всё ещё носит название некогда знаменитого бренда.
Напоследок стоит вспомнить передачу «8•16•32», которая выходила на телеканале ГТРК Новосибирск с 1996 года по 1999 год. Её спонсировал магазин «Алькор», местный представитель Dendy. Основными ведущими «8•16•32» были Константин Колесник и Владимир Зянкин.
В должности соведущих и консультантов числились Артём Шорохов — будущий автор «Великого Dракона» и «Страны Игр» — и Евгения Давидюк — будущая русско-японская певица, актриса озвучки и консультант по вопросам русского языка в индустрии аниме.
Конкуренты Dendy
Dendy создала целую нишу, но в компании прекрасно понимали, что невозможно остановить поток дешёвых китайских клонов, которые ввозили в страну другие предприниматели и челноки. Покупатели рано или поздно поняли бы, что среди восьмибиток нет никакой «фирменной продукции».
Логика потребителя здесь понятна: зачем переплачивать за консоль в фирменном магазине, если похожие 8-битные системы продаются на любом крупном вещевом рынке? Они поддерживают те же картриджи, геймпады, световые пистолеты и прочие аксессуары. Цены у конкурентов были ниже, особенно в тех регионах России, где Dendy пришлось тяжелее всего.
Конкурентов Dendy можно разделить на два вида: те, кто вёз из Китая или Тайваня безымянные низкокачественные клоны, и компании, которые продавали консоли под собственными брендами. Все видели, как это хорошо получается у Steepler, и было бы странно, если бы никто не попытался это повторить.
Рыночные развалы (Москва и Псков) нелицензионных картриджей для Dendy и подростки, которые играют на безымянном клоне
В январе 1995 года продажи в фирменных магазинах Dendy сильно просели и не восстановились в феврале и марте. К этому времени все консоли в Россию привозили по морю, ведь это был самый дешёвый способ доставки. Ежемесячно тайваньский производитель отправлял около 70–80 тысяч копий — именно столько Dendy планировали продавать каждый месяц. Но продажи упали до 20–30 тысяч копий. Из-за конкуренции и демпинга цен на складах накопилось порядка 40–50 тысяч непроданных консолей.
В Dendy начали снижать цены, но конкуренты делали это активнее, ниже того порога, который компания могла себе позволить. Оптовые цены снизили до 16–17 долларов за консоль — это была уже себестоимость. А конкуренты понизили цену до 10–11 долларов.
Савюк начал разбираться в причинах демпинга. Выяснилось следующее: все конкуренты уже давно закупали дешёвые консоли в Китае, а Dendy по старинке делали на Тайване. И если в 1992 году у консолей из КНР было плохое качество, то к 1994-му оно заметно выросло.
Омрачало ситуацию и появление на рынке китайской компании Subor, продукция которой была заметно качественнее, чем клоны Micro Genius. Представители Subor обращались в Steepler ещё в 1994 году, но отдел закупки их проигнорировал, посчитав, что с китайским качеством бизнес не сделать.
Тогда Subor, которую поддерживало китайское правительство, организовала представительство в Москве и начала демпинговать цены. В апреле 1995 года руководство Subor обратилось к Dendy с предложением перенести производство на свою фабрику. Оптовая цена каждой консоли составила бы восемь-девять долларов — при том, что тайваньская Dendy стояла порядка 12 долларов. Это было интересное предложение, но Савюк понимал, что Subor — серьёзный конкурент, который будет и дальше развиваться на рынке под своим брендом.
Савюк предложил свои условия: российская компания размещает производство всех моделей Dendy на заводах в Китае, а консоли Subor будут эксклюзивом магазинов Dendy. Московские представители Subor начали убеждать китайское руководство не соглашаться, но те спросили у Савюка: «Сколько вы будете заказывать?». Савюк пообещал, что сможет разместить заказ на 80 тысяч Dendy и продать ещё около 40 тысяч Subor. В китайской компании отбросили все сомнения.
Subor SB-225
В это время на складах уже накопилось много неликвидных моделей Dendy. Савюк дал команду сбить оптовые цены до 10 долларов, то есть продать всё в убыток. Тем самым компания избавилась от излишков на складах. Распродажа консолей помогла восстановить дилерскую сеть, которая уже начинала понемногу расшатываться.
В июле-августе пришли первые «Сюборы» и Dendy, произведённые в Китае. После этого компания вновь начала торговать в плюс. В середине октября 1995 года компания контролировала почти 80% игрового рынка России, а демпинг наконец-то закончился.
В Россию завозили две модели от Subor — SB225 и SB225B. Модель SB225 представляла собой обычный чёрный «фамиклон», а её комплектация была почти как у Dendy IVP. Модель SB225B продвигали под видом обучающего компьютера для детей. На нём можно было учиться печатать, создавать маленькие программы в Basic, сочинять музыку, решать математические задачки и играть в обычные Famicom-игры. В Китае этот «компьютер» рекламировал сам Джеки Чан.
SB225B
Пусть Steepler продавала копии из Тайваня и Китая, в компании хотя бы контролировали качество — в отличие от безымянных «подпольных» производителей с континентального Китая. Какая-нибудь «Пантера» могла сломаться как через неделю после покупки, так и через несколько лет. Беда была одна на всех — скверная пайка и очень дешёвые компоненты. Качество изображения и звука тоже зачастую оставляло желать лучшего.
Обычно такие консоли выделялись странным названием и вызывающим дизайном. Сходу вспоминается Terminator Ending Man, Clever Yixiu (в виде игрушечной машинки) Seniton, Street Styrant, HiTex UFO (в виде НЛО), Zhiliton (в корпусе Mega Drive), Super Queen King и самое жуткое — «Отличительный 93 Победоносный боеч» (оригинальное название — BT S.T W Arrior).
Особняком среди них стоит Lifa LM-888. Она выглядела довольно обычно, но в неё был встроен настолько мощный антенный усилитель, что изображение с клона удавалось «стримить» на телевизор соседа этажом выше.
Но производить картриджи в России додумалась не только Steepler. На этом поприще отметилась новосибирская фирма «Триор» и омская TSC Dandyk (торгово-сервисный центр «Дендик»). Эти региональные предприниматели заказали пресс-форму из Китая и ещё долгие годы продавали свои картриджи на просторах России.
По слухам, где-то в Омске до сих пор есть склад, чуть ли не до потолка забитый картриджами от «Дендика». Сам основатель компании уже давно не живёт в России: он продал бизнес и переехал в Германию.
Второй раз в пиратское русло попыталась вернуться «Электроника» — та самая торговая марка из СССР, которая на протяжении всех 80-х копировала консоли Game & Watch. «Электроника» выпускала картриджи для «Денди» в необычном форм-факторе — в маленьких коробках и с компактной платой на коричневом текстолите. Что немаловажно, все игры были переведены на русский язык. Сборка таких картриджей была кустарной и штучной, но современные коллекционеры ретро-игр их очень ценят.
Главным конкурентом «с брендом» была компания Lamport от бывшего учредителя Steepler Вячеслава Улендеева. Изначально она называлась Steepler Trade, но впоследствии обрела полную независимость и новое название. По аналогии с Dendy она разработала собственный бренд Kenga. Символом торговой марки стал милый кенгурёнок в шотландской шапочке и с дудочкой.
Продукцию Kenga хвалили в рекламе за «высокую надёжность», «премиум-качество» и «новаторский дизайн». Запустили специальный членский клуб, а в магазинах раздавали скидочные карточки Ken-Card. Раз в месяц случайный обладатель такой карточки получал на персональный счёт 500 долларов, которые можно было потратить в магазине. «Кенгу» рекламировали на телевидении (передача Computer Hall) и в игровой прессе (журналы «Великий Дракон» и «Магазин Игрушек»).
Конечно, все хвалебные отзывы и реклама были лишь напускными. Kenga заказывала клоны Famicom и Mega Drive из Китая, переименовала их и продавала под видом новой игровой системы. Так появились Ken Kid (аналог Dendy Junior IIP) и Mega Ken.
Но больше всего удивлял Ken-Boy, основанный на китайской Lifa 888-III. Консоль представляла из себя геймпад, в который была встроена вся начинка Famicom. Туда же вставлялись все провода и картридж. Задумка была любопытной, но чертовски непрактичной: при сильной тряске консоли игра могла зависнуть, а после поломки хотя бы одной кнопки всё устройство становилось абсолютно бесполезным.
На пятки Dendy в середине 90-х наступала компания Bitman. В ней работали по старому принципу — покупали клоны в Тайване, лепили собственные наклейки и продавали в фирменных магазинах. Компания торговала многочисленными клонами Famicom (среди них была Bitman Infra — клон с беспроводными геймпадами), Mega Drive и Bitman 300B — экзотическая копия Game Boy.
В 1996 году Sega и Bitman подписали официальное соглашение, по которому российская компания стала главным дистрибьютором Sega в России. В фирменных магазинах Bitman некоторое время продавались оригинальная Mega Drive 2, Sega Saturn и обучающая консоль Sega Pico.
Обе компании свернули бизнес через полтора года после выхода на рынок. По словам Савюка, конкуренты хоть и «дышали в затылок» и пытались что-то продавать, но не смогли контролировать существенную долю рынка. Kenga превратилась в сеть магазинов детских товаров, а Bitman и все её официальные магазины выкупила российская компания R-Style.
Пожалуй, самым провальным и незаметным «брендовым» конкурентом той эпохи был бегемотик Jippy от украинской компании «Атлантида». Брендирование консоли (китайская Ending-Man Terminator), её философия и даже инструкции — всё бездумно скопировали с Dendy.
Для рекламной поддержки запустили украинскую же телепередачу «Джиппи-клуб». Jippy в основном продавали в Донецке, а небольшую партию (5000 экземпляров) для теста завезли в Москву. Успеха консоль так и не достигла, потому что в начале 1994 года «Атлантида» свернула весь консольный бизнес из-за финансовых разногласий с партнёром Glotra Trading (ОАЭ).
Исчезновение серого слонёнка
Предпосылки к развалу компании появились в конце 1995 года, когда цены на нефть упали, а нефтяники расторгли все контракты со Steepler. Если смотреть комплексно, то IT-компания разорилась из-за катастрофического стечения обстоятельств и огромных проблем, которые наложились друг на друга. Главная причина — «лихие 90-е». И нет, речь совсем не о бандитизме.
Конечно, примерно раз в месяц в официальные магазины приходили бандиты самого разного калибра — от простых отморозков до представителей серьёзных криминальных структур. Но, к счастью, служба безопасности Steepler всегда с ними разбиралась, и они больше никогда не возвращались. Плюс у компании были хорошие отношения с милицией.
О главной причине закрытия Steepler изданию Forbes поведал бывший соучредитель компании Максим Селиванов. В мае 1994 года Селиванов и начальник аппарата Госдумы Андрей Войков подписали контракт на создание информационно-коммуникационного комплекса. Steepler выиграла тендер на автоматизацию Госдумы на сумму в 30 миллионов долларов.
Конкуренты тотчас заподозрили Steepler в сговоре с депутатами. Это было недалеко от правды — компанию открыто поддерживал вице-спикер ЛДПР Александр Венгеровский, правая рука Владимира Жириновского. Его охрана также состояла из сотрудников службы безопасности Steepler.
К 1996 году комплекс смонтировали и подготовили к запуску. Но многим депутатам не нравилось стремление органа исполнительной власти перехватить заказ на автоматизацию власти законодательной.
По словам Селиванова, которые впоследствии подтвердил основатель Steepler Андрей Чеглаков, автоматизации противостояло «Федеральное агентство правительственной связи и информации» (в будущем оно сольётся с ФСБ, СВР и ФСО), у которого были собственные интересы на правительственный заказ. Один из работников ФАПСИ подошел к Селиванову со словами: «Дуй отсюда. Мы тебе ещё дадим поработать».
Но ни Селиванов, ни депутат Венгеровский (он открыто противостоял ФАПСИ) не стали прислушиваться. Спустя несколько дней одного из ключевых сотрудников Steepler сбила машина. На топ-менеджеров компании совершили несколько нападений, после которых они попали в больницу с травмами разной степени тяжести, а депутат Венгеровский чудом пережил неудачное покушение у подъезда собственного дома. После покушения покинул высшие посты и сдал партбилет ЛДПР в июне 1996 года.
Виновных так и не нашли. Максим Селиванов в течение месяца скрывался за границей, а по возвращении ещё долго ходил с охраной. Он же позвонил главе ФАПСИ Александру Старовойтову и сказал: «Всё. Мы уходим».
После провального контракта и покушений бизнес пошёл под откос. По словам бывших учредителей, все государственные ведомства в одночасье расторгли контракты со Steepler «по приказу сверху». Закрылись банки «Мытищинский коммерческий» и «Деловая Россия», где компания держала все деньги.
Финансовые проблемы начались в головном отделении компании и, естественно, перекинулись на побочные. Вся выручка Dendy шла на погашение долгов. Савюк вспоминал, что в какой-то момент у компании просто не было денег на закупку консолей — всё ушло в Steepler.
К концу 1996 года Steepler обанкротилась. Dendy была полунезависимой компанией, поэтому ей удалось продержаться немного дольше. По мнению Савюка, бренд Dendy должен был переориентироваться на продажу легальных игр и электроники. Поддельные игры не давали должной маржинальности, да и бизнес Dendy целиком держался за счёт продажи консолей. Это работало в 1995 году, но не работало в 1997-м.
Была и другая проблема — к 1996 году Dendy и Sega Mega Drive умерли как актуальные игровые платформы. Новые игры на них не выходили, так что торговать лицензионными картриджами не было никакого смысла.
Начались странные метания и тщетные попытки выжить в новых условиях. Например, в 1998 году Dendy выпустила на рынок карманную слот-машину BONZA и фирменные картриджи для восьмибитных консолей. Ключевая идея этого стартапа — казино в доме. Азартный игрок покупал специальные карточки с разным номиналом, вставлял их в картридж (или в карманную слот-машину) и уповал на свою удачу. Выигранные деньги можно было получить в магазинах Dendy и у её партнёров.
Увы, рисковая затея прожила не больше года. По неподтверждённым слухам, выиграть в BONZA было практически нереально, а общее количество крупных победителей едва ли достигало пары десятков. Люди покупали, пытались выиграть, разочаровывались и выбрасывали BONZA. Среднестатистический россиянин просто не доверял таким устройствам, особенно на фоне скачущего рубля и незажитых ран после громадной аферы «МММ». К тому же к Dendy пришла налоговая и было заведено несколько уголовных дел. Дела были выиграны, но азартный бизнес пришлось оставить.
Продажу игр и консолей в Dendy не свернули, но почти все розничные магазины полностью перепрофилировалась. Помимо консолей, которые заказывали уже мелким оптом, в магазинах Dendy начали продавать детские товары. Например, на Красной Пресне продавали детскую одежду, игрушки и товары для грудных младенцев.
Несколько лет на втором этаже магазина продавались лицензионные игры для персональных компьютеров и 32-битные консоли (Sony PlayStation и Sega Saturn), а многие торговые точки неплохо себя чувствовали вплоть до рокового 1998 года. Во время кризиса спрос на всё упал почти в два раза. Возить консоли из Китая стало совсем убыточно, к тому же закрылся печально известный «Инкомбанк», в котором Dendy хранила все деньги. Это был бесповоротный конец. Савюк видит в этом и свою вину, так как до сих пор считает, что был неопытен, и не смог оперативно перепрофилировать компанию в полностью легальное русло.
Слонёнок исчез незаметно. Нераспроданными запасами ещё долгое время торговали бывшие региональные дилеры развалившейся сети. Один из крупных дилеров Dendy имел хорошие связи в Китае и привёл в Россию известный бренд BBK. Другие дилеры выкупили магазины и запустили собственный бизнес по продаже видеоигр.
Среди них были компании Simba's и New Game (в прошлом «Падис»), которые и сегодня занимаются продажей клонов. Правда, они продавали и продают уже не старую Dendy от TXC, а новодельные безымянные китайские клоны под своим логотипом. А ещё они поставили на поток неофициальные переводы игр, так что сегодня легко найти картриджи для Sega и Dendy с вшитой русификацией.
На данный момент в России осталось всего три бывших официальных магазина Dendy: «Дом Денди» в Калининграде, «Алькор» в Новосибирске, и Dendy в Нижнем Новгороде. Последний можно назвать самым аутентичным. В нём продаются не только старые и новые клоны, но также оригинальные консоли, диски и картриджи. В основном из Японии, так как владелец магазина, Павел Повар, регулярно закупается на японских аукционах.
В последние годы владельцы этих магазинов часто дают интервью. Если вам интересно узнать о жизни этого бизнеса, то ниже мы оставили все полезные ссылки на интервью, сайты и сообщества магазинов.
«Дом Денди», Калининград:
«Алькор», Новосибирск:
Dendy, Нижний Новгород:
Источник фото: издание Village
Наследие
Бывшие ключевые сотрудники Steepler до сих пор занимаются крупным бизнесом. Андрей Чеглаков занимал должность генерального директора Объединения «Гознак», был совладельцем и гендиректором автомобильной компании MaRussia Motors, поработал старшим вице-президентом «Ростелеком». Сегодня он занимается меценатством и инвестирует в информационные технологии.
Максим Селиванов после развала Steepler руководил ныне обанкротившейся компанией ЗАО «Союзинформ», после занимался фермерским хозяйством, а сейчас владеет брендом «Завидовские продукты». Осенью 2021 года Селиванова обвинили по делу о хищении 229 миллионов рублей при строительстве крупного многопрофильного медицинского центра в Орле.
Некоторое время бизнесмен находился под домашним арестом, но в сентябре его взяли под стражу прямо в зале суда. Дальнейшая судьба Селиванова неизвестна (социальные сети неактивны больше года), но, по информации издания «Коммерсантъ», ему грозило до десяти лет лишения свободы.
Виктор Савюк был заместителем генерального директора ЗАО «МТУ-Интел», президентом российского коммуникационного холдинга «Акадо» и членом совета директоров «Новых облачных технологий».
С 2010 года Савюк — частный инвестор и ментор-эдвайзер Cinemood, AppFollow, «Финансист», Deckrobot, HeyMom. Он бесплатно проводит менторские сессии для русскоязычных основателей стартапов и занимается регулярной благотворительностью. В 2020 году пожертвовал 12 миллионов рублей в фонд «Старость в радость».
С закрытием Steepler и исчезновением торговой марки эпоха восьмибиток в России закончилась. Mega Drive стала доступнее, и желавшие перейти на эту консоль сделали это ближе к концу 90-х. Компьютер и PlayStation уже не были недостижимой роскошью и в начале нулевых появились во многих семьях со средним достатком. Наступила новая эпоха.
Однако 8-битные клоны никуда не пропали, а пережили второе и даже третье рождение. Сегодня почти в любом крупном игровом магазине можно найти различные Magistr Drive, Hamy, Titan и прочие безликие клоны. Недавно появились клоны со встроенными играми и разъёмом под SD-карту, куда можно загрузить хоть полный ромсет консоли.
Есть и совсем уж дикие разработки, копирующие дизайн PlayStation или паразитирующие на популярной игровой франшизе. Например, 8-битные консоли Call of Duty, God of War или Assassin’s Creed.
Удивительно, но торговые знаки Dendy и Dendy Junior существуют и поныне. Они зарегистрированы на индивидуального предпринимателя Баскакова Павла Владимировича — владельца брендов DVTech и NewGame.
Под брендом NewGame сегодня выходят консоли Dendy со встроенными играми. Оформление коробки и дизайн некоторых моделей созданы по мотивам «оригинала» из 90-х. Есть модели с мотоциклистом и оформлением в духе Dendy Classic от Micro Genius. Качество звука и изображения, правда, всё ещё далеки от оригинального Famicom и Dendy Classic из 90-х.
В последние десять лет активно развивается фэндом ретро-геймеров. С освоением интернет-торговли в России появились первые крупные коллекционеры. Сегодня некоторые готовы отдать тысячи и даже десятки тысяч рублей за редкие картриджи для Dendy от Steepler. Коллекционеры из США не поняли бы своих российских коллег, а для россиян такие картриджи — сокровище и частичка детства. Во всём мире поддельные игры для Famicom и NES считаются мусором. От них стараются избавляться на «барахолках», везде отдают чуть ли не бесплатно — но не в России.
Цены классических картриджей со слоном (с официальной наклейкой) составляют от 600 до 35 тысяч рублей. Всё зависит от редкости картриджа, года выпуска (чем раньше, тем дороже), его состояния и азарта ретро-маньяков на игровых аукционах.
Например, редкая «пейзажная многоигровка» ушла с молотка аукциона GBX за шесть тысяч рублей, Track & Field и Bucky O’ Hare — за 20 тысяч, редчайший Magical Doropie — 30 400 рублей. Лот из семи журналов «Видео АСС Dendy» в идеальном состоянии — 60 тысяч рублей. Лот из 20 пейзажных картриджей ушёл на игровом аукционе за 100 тысяч рублей, а на Avito осенью 2021 года появился и быстро пропал якобы самый редкий картридж от Steepler. Продавец просил за него аж полмиллиона рублей.
Самым известным коллекционером продукции Dendy считается Сергей «Oreanor» Никонец. У него более тысячи игр, что делает его крупнейшим коллекционером 8-битных картриджей Dendy в России. Никонец также создал познавательный энциклопедический сайт «Музей Dendy от Steepler», на котором собрал всю полезную информацию о бренде.
Некоторые коллекционеры и блогеры посвящают Dendy объёмные труды. Например, авторы сообщества «ВКонтакте» Dendy Forever несколько лет издавали электронный фэнзин DF Mag.
Нельзя не вспомнить Павла «Кинамана» Гринёва — самого узнаваемого ретро-видеоблогера российского YouTube (270 тысяч подписчиков), создателя документального фильма «Проклятие серого слонёнка» и мини-сериала о поп-культуре 90-х «Один день детства». Основная тематика канала Гринёва — Dendy и связанные с ней ностальгические воспоминания. Также Гринёв устраивает стримы, на которых вместе с друзьями проходит любимые игры из коллекции.
«Проклятие серого слонёнка» завоевало огромную популярность среди ретрогеймеров со всех уголков света: на момент публикации материала фильм на YouTube посмотрели почти три с половиной миллиона раз. Благодаря нему иностранцы узнали о Dendy и российском игровом рынке 90-х. Под видео можно увидеть трогательные комментарии от зрителей из Индии, Непала, ОАЭ, Перу, Бразилии, Финляндии, Польши и многих других стран, в которые тоже привозили «фамиклоны».
Сегодня современные игроки знают о Famicom, Disk System, NES и других официальных вариациях известной 8-битки, но Dendy всё равно была и остаётся самой родной и узнаваемой платформой в России.
Забавно, что в итоге мы играли в совсем другую консоль: игровая библиотека Dendy представляла собой безумный винегрет из японских, американских, европейских и неофициальных китайских релизов. Она была намного разнообразнее библиотеки той же NES в США. Мы проходили игры на японском; нам попадались игры, которые никогда не видели западные игроки. У нас не было Final Fantasy, The Legend of Zelda и Metroid (она появилась очень ограниченным тиражом), зато были родные «Танчики», поддельный Street Fighter II и дикие многоигровки.
Спустя 30 лет легко критиковать Steepler за то, что россиянам продавали тайваньский клон японской консоли. Но есть ли в этом смысл? Если бы не смелая идея Виктора Савюка и Steepler, то миллионы детей познакомились бы с миром видеоигр заметно позже.
На начало 90-х Nintendo Famicom уже считались морально устаревшей консолью, но в 1993 году её клон стал настоящим чудом для миллионов россиян. Поражал сам факт того, что к телевизору подключалось устройство, с помощью которого можно было играть за персонажей любимых мультфильмов, комиксов и голливудских блокбастеров. А китайская это консоль, японская или тайваньская — дело десятое.
В материале использована информация из следующих источников:
- Новостной архив издательского дома «Коммерсантъ»
- Сайт музей Dendy от Steepler и фотографии коллекции Сергея Никонеца
- Статьи издания Forbes: «Кто подставил слоника Dendy?» и «Русский Dendy: откуда у Андрея Чеглакова деньги на филантропию»
- Статья издания «Секрет Фирмы»: Приставка Dendy: Как Виктор Савюк придумал первый в России поп-гаджет
- Материалы DTF и VC: «Я боялся, что название будут читать как Дендю» — интервью с создателем бренда Dendy, «Я работал с восьми утра до двенадцати ночи, семь дней в неделю жил бизнесом»: интервью с создателем бренда Dendy, «История игровой журналистики в России», «Эпоха Dendy: как появились консоли в России», «Закат эпохи Dendy: куда исчез серый слонёнок»
- Интервью с Виктором Савюком (DevGamm 2021)
- Фотографии картриджей с YouTube-канала Kinamania
- Фотографии из сообщества Dendy Forever
- Видео YouTube-канала сайта Suponev.com
🐘🐘🐘
Наверно в первый раз доначу, но оно того стоит. Превосходная статья.
Отличная статья, спасибо!
В силу возраста застал только завершающий этап в начале нулевых, когда остатки денди и многочисленные китайские клоны ещё как-то уживались на рынке с копиями Sega Mega Drive (в моём воспоминании). Но и это было далеко не у всех.