Эпос о Навсикаи

Изначально я не планировал эту статью. Я начал работу ещё в сентябре, до того, когда один человек из правительства Российской Федерации высказал своё сомнение по поводу комиксов, как произведения искусства. Для меня же эта работа больше экспериментальная и новый опыт. В начале я писал обзор на Hyper Light Drifter, но, когда узнал, что игра вдохновлена аниме, я взялся за первоисточник и настолько оказался очарован им, что сменил курс

Эпос о Навсикаи

Хаяо Миядзаки. Даже люди далёкие от аниме слышали об этом человеке. Ходячий замок, Принцесса Мононоке, Унесённые призраками– эти мультфильмы стали классикой и культовыми среди фанатов аниме. Сегодня речь пойдёт о не менее культовой работе режиссёра, эпосе об Навсикае из Долины Ветров.

Эпос о Навсикаи

До создания Навсикаи, которая стала одной из главных работ Хаяо Миядзаки, будущий режиссёр работал сценаристом и мультипликатором-раскадровщиком в Toei Animation. Кроме анимации, Миядзаки увлекался созданием манги. Он рисовал её в свободное время и редко публиковался. Одной из его ранних работ была манга по мотивам маскота Toei Animation, Кота в Сапогах. В конце семидесятых Миядзаки получил должность режиссёра полнометражного мультфильма о приключениях обаятельного мошенника Люпина III. Несмотря на провал в прокате, мультфильм отметили наградой имени Офуджи Нобуро за достижения в анимации. Позже Люпина III неоднократно переиздавали, что в итоге принесло мультфильму славу и популярность.

Эпос о Навсикаи

История создания Навсикаи начинается в начале 80-ых. Миядзаки тогда уже работал в TMS Entertaiment. Пока шли переговоры о получении прав на экранизацию комикса о собаке-оборотне Рольфе, аниматор писал статьи для журнала Animage издательского дома Tokuma Shoten. Во время одной из бесед с Тошио Сузуки и Осами Камейамай, редакторами журнала, будущий режиссёр продемонстрировал им наброски для одного из своих проектов. Редакторам понравились идеи аниматора. Они даже предложили помощь в создании анимационного мультфильма на их основе. Вскоре Миядзаки представил идеи по Рольфу и будущей “Навсикаи” руководству Tokuma Shoten. Обоим проектам отказали в финансовой поддержке. Если для Рофла не были получены права на адаптацию, то в случаи с Навсикаей издательство не рискнула поддержать проект из-за отсутствия первоисточника. После продолжительной беседы Tokuma Shoten предложили Миядзаки создать мангу на основе заготовок. Издательство только поставило условие, что идеи манги не будут использоваться в других проектах Миядзаки. В частности в кино. В 1981 году состоялся анонс. Первая глава Навсикаи из Долины Ветров вышла в феврале 1982 года.

Эпос о Навсикаи

События манги разворачиваются на постапокалиптической Земле. За семь дней божественные войны, титаны с огромной разрушительной мощью, почти полностью уничтожили человеческую цивилизацию. Большая часть суши и водных ресурсов были загрязнены и образовали Море Порчи, огромный ядовитый лес. Лес занимает большую часть материка и населён гигантскими насекомыми, которые живут и охраняют свой дом от посторонних. Большинство привычных видов животных вымерло, а их место заняли новые, некоторые из которых были созданы людьми до трагедии семи дней.

Эпос о Навсикаи

За 1000 лет выжившие люди разделились на 3 фракции: Торумекиансая империя, автономные княжества и племена Дороков. Торумекия – средневековое феодальное королевства. На западе от неё разположились автономные княжества, остатки государства, которое сохранило некоторые технологии погибшей цивилизации. К югу от них, через Море Порчи, поселились племена Дороков, теократическая империя. В основе религии Дороков, похожую на буддизм и христианство, лежит вера в мессию и круг перерождения. Формально в землях Дороков правит император. Но на самом деле страной управляет совет монахов во главе с первосвященником. Члены элиты Дороков постоянно продлевает свою жизнь с помощью сохранившихся знаний предыдущей цивилизации.

Эпос о Навсикаи

Среди технологий человечество сохранило авиацию, для производства которой используют останки божественных воинов или панцири насекомых. Кроме техники, люди содержат больших ездовых птиц и баранов. И здесь хочется отметить один недостаток манги. Многие моменты Миядзаки проработал на высоком уровне, но нескольким деталям он не уделил внимания. Например, работе воздушный транспорт и топливу. По манге у меня сложилось ощущение, что люди изобрели вечный двигатель и не думают хотя-бы отправить экспедицию, чтобы найти другие места для жизни. В середине манги Миядзаки показывает, как главная героиня что-то льёт в свой глайдер, то ли воду, то ли какое-то топливо. Но что это именно такое автор не объясняет.

Эпос о Навсикаи

Или война двух государств. Миядзаки хорошо показал разницу между сторонами конфликта: язык, обычаи, культуру и религию. Но раскрыть суть войны автору, по моему мнению, не удалось. Дело в том, что большая часть информации о мире Миядзаки подаёт через короткие диалоги, которых недостаточно, чтобы полностью сложить всю картину. Из них читатель разбирает что-то про рабство, спад населения и другие вещи, от которых страдают все в мире. После повторного прочтения у меня чувство, что единственный смысл войны– пограбить соседей и избавиться от нежелательных политических фигур на своей стороне. При этом от тех, которые обеспечивают силу государству. То есть Миядзаки вроде даёт объяснение войне, но оно настолько странное, что работает на уровне отдельных личностей но не в глобальных рамках.

Эпос о Навсикаи

Главная героиня истории Навсикая, молодая княжна автономного княжества Долина Ветров. Из-за болезни отца девочка уже в юном возрасте управляет княжеством и государственными делами. Ключевым событием в жизни княжны становится крушения корабля союзного княжества. В этой трагедии Навсикаи получает могущественный артефакт и отправляется в путешествие. В своих странствиях ей не просто придётся пережить всевозможные ужасы, но и спасти всё человечество.

Эпос о Навсикаи

В своей манге Миядзаки пытается ввести историю от лица нескольких героев. И в таких произведениях есть свои проблемы и шероховатости, которые не обошли стороной мангу. Где-то есть проблемы в введением персонажей в историю, где-то сюжетная линия резко прерывается, а где-то что-то происходит, потому что происходит. Не раз за время чтения манги я перечитывал главы по второму кругу, потому что мне казалось, что я что-то пропустил или успел забыть.

Эпос о Навсикаи

Но с другой стороны у Миядзаки есть та самая хорошая проработка мира, о которой я говорил ранее. Он пытается донести до читали свою точку зрения и заставить задуматься о некоторых серьёзных вопросах. Вопросы нравственности, экологии, технологического прогресса и, не менее важное, войны. Как я уже писал, конфликт воюющих сторон прописан не лучшим образом, но ужасы войны Миядзаки показывает в виде самых страшных исходов. Сироты, задохнувшиеся в бомбоубежище люди, мародёрство– всё это главная героиня наблюдает и пытается не потеряться в окружающем безумии.

Эпос о Навсикаи

На Навсикае я хочу остановиться подробней. Свою главную героиню Миядзаки создал на основе одноимённого персонажа из цикла “Одиссея” Гомера и принцессы из японской сказки “Принцесса, которая любит насекомых”. Эти героини подарили Навсикае любовь к природе, которая ключевая черта в её характере. Девочка быстро находит общий язык с животными и всю историю путешествует в компании своего питомца, лисички-белки Тето. Кроме этого в первых главах читателю показывают сильную, любознательную и мудрую не по годам девушки способную вести за собой людей.

Эпос о Навсикаи

Но, как и все подростки, Навсикае бывает импульсивной. Из-за этого она не раз попадает в смертельную для себя и других ситуацию. Но, в отличии от многих других персонажей-подростков, она боится своей заносчивости. И это создаёт внутренний конфликт с тем отчаянием, которое ей приходится наблюдать. Эти штрихи и то, что героиня проходит через все испытания своей души, делает Навсикаи не просто интересным персонажем, а тем, на которого даже хочешь равняться.

Эпос о Навсикаи

У Навсикаи только один неприятный недостаток. Основная проблема как сюжета манги, так и героини– рояли в кустах. Некоторые моменты Миядзаки объясняет главной героиней. Например, в одной из сцен персонажей чуть не разорвали на куски озверевшие насекомые? Почему они выжили? Потому что Навсикаи, хотя её и рядом не было. Девочка, конечно, избранная, но не до такой степени. И её избранность это одно из главных объяснений некоторых событий в манге.

Эпос о Навсикаи

Кроме Навсикаи, центральное место в истории выделено ещё нескольким персонажам. Например, принцессе Кушане. Во многом Кушана похожа на Навсикаи, но в отличии от главной героини в ней нет доброты и сострадания к окружающим. О чём даже говорит одна из её цитат:

Навсикаи, ты идёшь тем путём, что сама выбрала для себя…. Это достойный выбор. Но я пойду своим, багровым путём…. Проклятым путём….

Проливающим кровь отцов, братьев и сестёр.


, Кушана, Принцесса Торумекии

Среда, в которой выросла Кушана, сделала её более расчётливой и прагматичной. Она тоже заботится о своих людях и великолепный лидер. Но для выживания принцесса Торумекии вынуждена сохранять хладнокровие и трезвую голову, чтобы остаться в живых. На протяжении большей части манги Миядзаки хорошо показывает контраст между двумя своими героинями. Только в отличии от Навсикаи, которая росла в течении всей истории, Кушана получает развитие ближе к финалу.

Эпос о Навсикаи

Вместе с Кушаной, Миядзаки особое внимание уделил мастеру Юпе, учителю главной героини. Это умелый фехтовальщик и опытный путешественник, который сформировал большую часть мировоззрения своей ученицы. Именно Юпа подмечает абсурдность войны и через него, мне кажется, Миядзаки подаёт читателю многие свои мысли.

Эпос о Навсикаи

Последний персонаж, которого по крайней мере я выделил для себя, это атташе Кушаны– Куротова. Этот хитрый интриган берёт своей способностью выходить сухим из почти любой ситуации. Персонаж меня захватил своей расчётливостью и неплохим чувством юмора.

Эпос о Навсикаи

Перед выводами отмечу ещё рисунок. Большую часть манги Миядзаки рисовал карандашом. Это видно при чтении. Из-за отсутствия подводки чернилами во многих местах, сцена выглядит как набросок и без контекста читатель может не понять происходящее на рисунке. Но с каждой главой таких моментов становится всё меньше. Дизайн персонажей радует глаза, пока читатель не видит священнослужителей Дорокской империи. Автор явно хотел вызвать у читателя некий дискомфорт, когда в кадре находятся эти старики.

Эпос о Навсикаи

Что-же хочется сказать в конце. Достойна ли манга прочтения. Определённо да. Несмотря на кое-какие недостатки, она наполнена размышлениями на темы, которые могут стать актуальными в ближайшие несколько лет. Мир прописан хорошо и довольно правдоподобно. Но есть детали, которые слабо сделаны или выпадают из повествования и про них забываешь. Но это проблема очень многих произведений, в которых повествование идёт от лица нескольких персонажей. Поэтому не вижу смысла сильно ругать за это Миядзаки. Писал он мангу больше 12 лет и иногда приостанавливал работу на время режиссуры нового мультфильма.

Эпос о Навсикаи

Кстати о мультипликации. Видимо, Навсикаи была успехом для Tokuma Shoten. Спустя год после начала публикации издательский дом предложил Миядзаки создать аниме-адаптацию. Мангака согласился, но при условии, что сам выступит в качестве режиссёра. Так как у Tokuma Shoten не было анимационных студий очень пригодились связи Миядзаки. За работу над экранизацией взялась студия Top Craft, которая состояла из бывших сотрудников Toei Animation. В будущем, после своего банкротства, она будет известна как Ghibli Studio. Экранизация Навсикаи из Долины ветров вышла 11 марта 1984 года.

Эпос о Навсикаи

За основу сюжета Миядзаки взял первые десять глав манги и добавил несколько моментов из других написанных частей. Чтобы мультфильм получился самостоятельным произведением, режиссёр упростил мир. Долина Ветров стала независимым государством, а не автономным княжеством. Земли Дороков вырезали из повествования и отдали их роль уничтоженному в начале манги Педжиту. Невнятную войну Миядзаки заменил войной против Моря Порчи. Из всех тем оригинальной манги остались только экология и взаимоотношение человека и природы.

Эпос о Навсикаи

Из-за некоторых нововведений сильно пострадала логика поведения некоторых героев. Особенно Кушаны и Куротовы. Все изменения связанные с ними уходят далеко за рамки здравого смысла. Их можно объяснить тем, что таким образом Миядзаки показывает, что война и всё, что с ней связано, плохо. Но можно было подать этот посыл без превращения персонажей в шизофреников.

Эпос о Навсикаи

Но больше чем им досталось божественному воину из начала. В первоисточнике Миядзаки убрал его почти до финала истории и изредка показывал, что он есть. В аниме его слили. Другого слова я не могу подобрать. Убери его из истории и ничего не поменяется. Он запускает большинство событий в аниме, но с изменениями в характерах Кушаны и Куротовы, всё могло произойти без его участия.

Эпос о Навсикаи

С другой стороны в адаптации исправили некоторые недостатки манги. Многие сюжетные ходы перестали объясняться избранностью Навсикаи, хоть её образ перешёл в адаптацию без серьёзных изменений. Миядзаки лишь убрал полутелепатические способности, которым в манге не дал объяснения.

Эпос о Навсикаи

В целом режиссёру удалось передать свои идеи в аниме, но сделал он это довольно криво. Вся история, в отличии от манги, в большей степени держится только на главной героине и немного на мастере Юпе. Остальные моменты выглядят как будто их высосали из пальца. В паре мест аниме даже противоречит тем законам, которое само прописало.

Эпос о Навсикаи

Но в чём точно нельзя упрекнуть “Навсикаи из Долины Ветров”, так это в её внешнем виде. Хоть японской анимации, по мне, не всегда хватает плавности, ей можно это простить из-за великолепной картинки. Каждый кадр сделан чуть ли не на самом высоком уровне. Особенно хочется похвалить тех художников, которые рисовали задние планы. Аниматорам удалось вдохнуть новую жизнь в рисунок Миядзаки, наполнить его красками и большей детализацией.

Эпос о Навсикаи

Вместе с картинкой радует и нужная атмосфера. Немало в её создании помогает музыка. В саундтреке композитор Джо Хисаиши использовал синтезатор и местами симфонический оркестр, каждая мелодия которого вдохновлена работами европейских классиков.

Эпос о Навсикаи

Что хочется сказать по итогу. Сильный посыл, великолепная картинка, музыка, запоминающиеся персонажи вытянули слабый сюжет аниме и принесли “Навсикаи из Долины Ветров” культовый статус. Я не отношусь к ней, как к шедевру на все времена, но мультфильм определённо заслуживает внимания. Даже если вы не фанат японской анимации, мультфильм стоит просмотра.

Эпос о Навсикаи

Стоит подвести итоги рассказа. Навсикая из Долины Ветров для меня стала не сколько открытием, а сколько возможностью узнать о работах Хаяо Миядзаки. Наверное, Навсикая – это самая масштабная работа маэстро из всех, что я у него видел. Я имею в виду в плане посыла. Сравнится с ней может только принцесса Мононоке, которая во многом похожа на Навсикаи, и, частично, Ходячий Замок. Можно вспомнить ещё небесный замок Лапута, но эта история больше напоминает приключение в стиле "Индианы Джонса".

Остальные мультфильмы – это истории в рамках одного человека, а не целого мира. Они больше поучительные сказки, а не попытка заставить читателя задуматься о будущем. В этом нет ничего плохого. Это тоже великолепные мультфильмы, в которых взрослые и дети увидят хороший урок для себя. Единственная моя претензия к мастеру, что, иногда, ради посыла, он может убить логику персонажей. При этом логику того, кто не жалуется на недостаток интеллекта. Но сильные посылы его произведений делают ему небольшую поблажку. Я надеюсь, что в будущем зритель увидит от него не менее яркие и запоминающиеся работы. На этом я закончил. Спасибо за внимание.

2020 показов
2.9K2.9K открытий