Метакомментарий Бибопа

С явным опозданием мы наконец-то закончили пересматривать "Ковбоя Бибопа", по просмотру которого осталось великое множество невысказанных мыслей. Поделюсь, на мой взгляд, более интересными из них. Статья первая, так что, надеюсь, не разочарую..

Этому квинтету явно не понравилось бы мое пустословие касательно их путешествия​
Этому квинтету явно не понравилось бы мое пустословие касательно их путешествия​

"Жить в этом дерьмовом мире — нелегко. Здесь нет ничего, в чём можно быть уверенным".

Вводное

Имя Синъитиро Ватанабэ не без оснований выделяется еще не окрепшим российским, да и в принципе, аниме-комьюнити. Его работы, что встречается не так часто, буквально окружены непрекращающимися спорами, и дело здесь не в простой оценке. Неспроста многие труды уважаемого совершенно по-разному воспринимаются публикой с одной стороны и профессиональными критиками по другую, хоть вокруг его лучших проектов, несомненно, сформировался некоторый одобрительный консенсус. Проблема зиждется в понимании, каждый по-своему видит заложенное автором.

Метакомментарий Бибопа

Скромный японец напоминает именитых западных режиссеров, творивших т.н. "авторское" кино, не без причин. Монументальный Ковбой появился на фоне гремящего успеха Евангелиона, благодаря чему Ватанабэ получил относительную свободу в своём творении. Студия решилась профинансировать его детище на тех немногих условиях, чтобы в проекте были космические корабли и сражения с их участием. Всё остальное было уже на усмотрение режиссера. Иначе говоря, Хидэаки Анно стал эдаким первопроходцем, вроде голливудских режиссеров шестидесятых. Студии поняли, что давать деньги визионерам не так уж и рискованно.

Японцы, правда, космический вестерн не оценили. "Ковбой Бибоп" на выходе оказался скорее западным, нежели японским, продуктом. Дело дошло до того, что, несмотря на положительные оценки журналистов, в родной авторам Стране восходящего солнца показали только половину сезона. Уже потом Adult Swim приобрел права на показ, и.. американцам очень понравилось. Проект ждало турне по всем ведущим европейским мультипликационным телеканалам. Спустя некоторое время Бибоп нашел признание и на отечественном рынке, заимев успех и по коммерческим составляющим. Потому что для того, чтобы понять сериал, предстоит ещё понять его создателя.

Говоря о западности сериала, я подразумеваю не столько его сродни ковбойский сеттинг. В произведении Ватанабэ встречается бесконечное множество аллюзий и реминисценций на европейское кино и литературу. Окружающий нас бытовой мир, исключи мы космическую составляющую с вечными перелетами между различными планетами, подозрительно похож на повседневность "Бегущего по лезвию". Все-таки Блейдраннер Скотта является любимым фильмом Синъитиро, о чем в интервью он говорил не один раз. Все эти мелочи натолкнули меня на весьма спорную мысль. Однако, что есть – то есть, в облике этой вселенной я увидел зеркало в наш родной постмодерн. Развивая тему, сам "Ковбой Бибоп" суть постмодернистское творение по всем законам оного. Ватанабэ неприкрыто деконструирует как и сам жанр, в свою очередь образовывая новый, так и нашу угрюмо серьезную действительность.

История после "конца истории"

События произведения имеют место быть в сравнительно недалеком для читателя будущем. По вине экспериментов с различными гиперпространственными технологиями происходит крупномасштабная катастрофа. Луна оказывается повреждена, и её осколки начинают с "завидной" частотой градом посыпать земную поверхность. Перед населением Земли предстает тяжелый выбор: скрываться в укрытиях, пережидая регулярные "метеоритные" дожди, или рискнуть и в числе колонистов отправиться на заселение неизведанных земель, лежащих за вратами в гиперпространство.

​Не такая уж Луна и искусственная, да и нету там никаких антиспиральщиков
​Не такая уж Луна и искусственная, да и нету там никаких антиспиральщиков

И вот с катастрофы минуло уже более пятидесяти лет. Великая колонизация дала весьма определенные плоды, человечество расселилось по всей, как её теперь называют, Субсолнечной системе. Вместе с тем совершив колоссальный прорыв в области путей сообщения. За кратчайшее время грузы доставляются с одной планеты на другую, не говоря об организации передвижения на самих планетах. Человек преодолевает длиннейшие дистанции так быстро, как никогда. Малейший намек на дистанцию устраняется при помощи телевизионной аппаратуры, которая скоро пронижет и скрепит собой всю многоэтажную махину коммуникации. Но можно ли всё это назвать красивым словечком "Возрождение"?

Энтузиазм десятков тысяч амбициозных первопроходцев, собственными руками создавших саму возможность чего-то подобного, уже иссекает. Быть может, люди обустроили себе новый дом, учтя все ошибки прошлого? Неограниченные [до поры по времени] в ресурсах и хорошо знакомые с последствиями от всякого безразличия к экологии, обустроили себя по-настоящему уютный уголок на веки? Действительность, как всегда, не оправдывает ожиданий. Переселение не просто не дало почувствовать себя свободнее, отбросив извечные земные рамки, оно только усугубило имеющуюся проблему. Устранение всех расстояний не принесло никакой близости.

Бывшие земляне, хоть значительная часть населения успела уже "приобновиться" за прошедшее время, всё чаще переживают различные психические расстройства. Для них нету больше родного дома, они везде теперь беженцы. Вечные беженцы. Венера, Юпитер, Ганимед – всё это лишь перевалочные пункты. Субсолнченая система, вместе со всем своими жителями, обречена на затяжную депрессию. Все достижения т.н. прогресса уже толком не помогают. Люди не просто перевезли свои проблемы с Земли в колонии, они обзавелись целым сонмом новых. Большей из которых, вслед за наступившей во всех сферах стагнацией, стала организованная преступность. В мире "Ковбоя Бибопа" по истине наступил новый постмодерн, когда за иссякнувшим энтузиазмом следует разочарование и переоценка.

​Эскапизм в таком мире, конечно, не потерял актуальности. А основные способы "сбежать от реальности" и спустя половину века всё те же
​Эскапизм в таком мире, конечно, не потерял актуальности. А основные способы "сбежать от реальности" и спустя половину века всё те же

Реальная власть в этой действительности принадлежит преступным синдикатам и переплетенным с ними мегакорпорациям, без особых проблем распространяющих свое влияние на всю космическую ойкумену. Для них нету уже никаких преград. Всё запрещенное – поставлено на воспроизводство и только набирает в цене от своей псевдонедоступности, всё разрешенное – так или иначе связано или зависимо от небезызвестных синдикатов. Особое внимание среди них привлекает "Красный дракон", птенцом которого оказывается один из главных героев.

Государственные структуры, начиная с политико-экономических и заканчивая непосредственно силовыми, в полной мере пронизаны коррупцией и непотизмом. Авторы не скупятся на демонстрацию позитивных проявлений оного, ища, видимо, хоть какие-то проблески надежды. Товарищи в органах без особых зазрений помогают нашим героям "инсайдерской" информацией. Ах, к чему же инсайдерской? Как всегда забыл о самом важном, о наших героях. Во всей этой темнейшей ситуации правительство идёт на возрождение института самого настоящего наемничества, или, как это зовется здесь, "охотников за головами". Кой, между прочим, тоже уже пришел в упадок.. В общем, борьбой с преступностью в этом новом дивном мире занята уже отнюдь не полиция. ISSP остается только принимать нарушителей правопорядка и устраивать их по своим разросшимся в космических масштабах тюремным колониям. И именно за приключением такой компашки охотников за головами мы следим весь сериал.

​Хочется верить, что такое количество конкретно китайской национальной атрибутики во всех этих преступных организациях вызвано не "особым" отношением автора к КНР. Здесь я отказываюсь видеть какие бы то ни было референсы..
​Хочется верить, что такое количество конкретно китайской национальной атрибутики во всех этих преступных организациях вызвано не "особым" отношением автора к КНР. Здесь я отказываюсь видеть какие бы то ни было референсы..

Головоломный скрэтчинг: Концетрация смыслов

Одним из лучших эпизодов, по-моему, заслуженно можно считать двадцать третий (Brain scratch). То, сколько интерпретаций находится происходящим в нем событиям, по истине удивляет. Притом мне импонирует простейшая из них, выставляющая всё это одной большой насмешкой над нашим "любимым", сколько я уже не произносил это слово, постмодерном. В нашем случае речь идет как раз таки о постмодернистах, рассуждающих об иллюзиях, симулякрах и прочих непонятных для обывателя вещах. Подвергая всё сомнению, называя окружающий нас мир не существующим, они, подобно детям во сне, не замечают грани между собственной фантазией и реальностью. Только вот насколько эта насмешка критическая?..

"Жизнь — это лишь сон. Который длится вечно".

Данная тема проходит через весь сериал, приобретая форму поближе к концу. Через уста персонажей автор вопрошает: Насколько человеческая жизнь действительна, насколько наш путь самостоятелен, мы сами определяем свою судьбу или просто плывем по течению? История Спайка Шпигеля и других членов этой случайно собравшейся команды, как мне кажется, исчерпывающе отвечает на эти вопросы. You're gonna carry that weight. Такова цена самостоятельного выбора и свободы воли.

Мы влияем далеко не только на себя любимых, человечество это ведь ещё и общность. Всегда, вне зависимости от нашего собственного положения, вокруг остаются другие люди. Образ доктора Лондеса же это в каком-то смысле допущение, позволяющее не уходить слишком далеко в пространные размышления. У нас перед глазами всегда находится замечательный пример того, что же будет, если переусердствовать. Деконструкция проявляется и здесь, деструктурируя философствования в одном эпизоде и искусно реконструируя их в последующих.

Реконструкция, в прочем, проявляется не только в этом. Следующим же эпизодом следует вовсе моя любимая серия, концентрирующая в себе все прелести сериала: персонажи, окружающий мир и саундтрек, все это достигает здесь высшей точки своего развития. И в этом прекрасном танце, как и в серии с противостоянием Спайк-Энди, с королем металла и многими другими, мы видим проблески надежды, видим, казалось бы, утерянный энтузиазм модерна. То, что приходит на место разочарованию и иронии. То, каким миру следовало бы быть. Именно в финале вся постмодернистская суть сериала демонстрируется смотрящему. И вне зависимости, задумывалось это автором или нет, оно есть в "Ковбое Бибопе".

Фукуяма объявил конец этого эксперимента на DTF

Примерно на этом, наверное, стоит провести черту, и закончить уже подводящими итоги мыслями. Тот центральный сюжет, который мне удалось проследить через весь тайтл, это история об упадке, о разложении, среди которых еще сохраняется нечто прекрасное. И это прекрасное раз за разом показывает, что оно не намерено заканчиваться сегодня или завтра. Порою оно проигрывает, отдельные представители в самом деле отходят в мир иной, но на их место обязательно приходят новые. Борьба продолжается.

Этот роад муви, если позволите, в котором главные герои постоянно встречают кого-то на своем пути, с этим "кого-то" у них происходят интеракции, и это очень хорошо работает благодаря проработанности, благодаря ответственному сценарию и, конечно же, музыкальному сопровождению. Но, вместе с тем, в сериале отражается вся эпоха, её виденье авторами и то, каким они хотят увидеть уже последующее за ней. Бомбист Тэдди терроризмом пытался привлечь внимание к проблеме, что, как он думает, первым смог увидеть в "капиталистической философии". И до чего иронично, что решение этой проблемы в конце концов и побеждает его в лицо наших героев. Дух первооткрывателей, в самом деле.

Метакомментарий Бибопа

Ну и большое вам спасибо, что прочитали мою графоманию до конца. Я буду очень рад, если кому-то это в самом деле понравится, но для начала настроен довольно пессимистически. Посмотрим на реакцию, посмотрим на отклик, а потом и решим чего уж дальше делать.

66 показов
8.1K8.1K открытий
22 репоста
67 комментариев

С явным опозданием мы наконец-то закончили пересматривать "Ковбоя Бибопа", по просмотру которого осталось великое множество невысказанных мыслейКто вы то? Ты тут один в авторах

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А по мне, так "Эхо террора" получилось ни о чем. От Ватанабэ ждал большего. 

Ответить

Хотел посмотреть, но так и не добрался. Там все и правда плохо? Или это просто радикальная смена жанра которую не оценили поклонники?

Ответить

Zankyou no TerrorПримерно из того же чана, что и C&T. Единственное, что там хорошего, это неплохой визуал и атмосферный саундтрек. Для меня самой феерической частью сценария был невнятный женский персонаж, которая всё время делает абсолютно ничего, ну, за исключением того, что путается у двух террористов-бисёненов под ногами на всём протяжении хронометража сериала. Зачем она нужна была вообще, за каким лешим её ввели в историю? Чтобы добить хронометраж серий до ТВ-формата, что ли?

Ответить