Пара слов о режиссере Тацуюки Нагаи
Тацуюки Нагаи — не самый известный режиссер аниме (ставьте 👍, если ни разу про него не слышали). Однако в его послужном списке, начиная с нулевых годов, уже достаточно культовых сериалов и фильмов: «Торадора», «Укрась прощальное утро цветами обещаний», «Гандам», «Мед и клевер», «Инуяся», «Рейлган», «Сердцу хочется кричать». А сейчас он делает раскадровки для нашумевшей «Семьи шпиона».
Несмотря на такой список, про Тацуюки Нагаи почти нет информации на русском и английском языке. Я смог найти всего несколько коротких интервью.
Почему я вообще этим занялся?
Дело в том, что помимо очевидной работы на студии, где Нагаи выполняет техническую работу — у него есть ряд произведений, в которые он явно вкладывает собственный особенный подход, который мне кажется интересным.
Как отличить эти работы?
Обычно, когда Нагаи с интересом смотрит на предстоящее аниме — он привлекает сценаристку Мари Окаду. Вместе они уже работали над «Торадорой», «Цветами обещаний», «Синевой небес» и «Сердцу хочется кричать».
И в чем же этот подход?
У Нагаи очень персонаже-центричные произведения. Причем не важно, адаптация это или собственный сценарий. Истории, которые он рассказывает, строятся на бытовых взаимоотношениях героев, при этом, по сравнению с привычным аниме, в его работах много недосказанности и недопониманий в этих отношениях.
В то время как среднестатистическое аниме любит выражать чувства словами напрямую — в сценариях Окаду (и режиссерских работах Нагаи) все чувства строятся на подвешанных вопросах, мимолетных намеках и внутренних конфликтах героев.
Так, казалось бы простая история любви в «Торадоре» оказывается запутанной загадкой, где у каждого из пяти главных героев есть свой путь, который пересекаясь с движением других героев, меняется сам и влияет на эти движения других. Герои у Нагаи всегда — сложные образы, у которых могут быть противоречивые мотивы, их слова могут отличаться от их действий, а действия — от желаний и мыслей.
Получается такой спутанный клубок соединяющихся историй героев, который сложно и увлекательно распутывать. Мы подробно и долго спорили об этом в нашем выпуске про «Торадору».
В одном из интервью Нагаи на примере фильма «Сердцу хочется кричать» как раз рассказал, как они выстраивают такие истории:
Идея этого фильма возникла в разговоре с Окаду-сан. Мы решили, что хотим рассказать историю о девочке, которая не может говорить. Постепенно мы пришли к тому, почему она не может это делать. И дальше выстроили сюжет. То есть сперва была героиня, потом проблема и ее решение — и только потом история
Такой подход позволяет фильмам и сериалам Нагаи не терять концентрацию на основной мысли.
Его произведения, какими бы запутанными не были отношения героев, всегда очень рационально — и потому качественно, — выверены.
И что с этим делать?
Во-первых, уже можно послушать выпуск подкаста про картину «Сердцу хочется кричать», где мы снова будем спорить (как и в выпуске с «Торадорой») и где мы продолжим исследовать творчество Нагаи. Поэтому, если вы еще не смотрели этот фильм — очень советую не пропускать.
Во-вторых, если вам интересно посмотреть на качественно выстроенные истории — я в целом советую приглядеться к произведениям, где участвуют Нагаи и Окаду.
Наконец, в-третьих, мне просто хотелось поделиться с вами очень интересной беседой как раз Нагаи и Окаду про «Торадору» (на английском): тык
Больше историй про аниме — в нашем телеграм-канале