Почему приложения и сайты обретают человеческие лица?

«Если что-то существует, его уже кто-то нарисовал в виде (анимешной) девушки», — так можно перефразировать знаменитое 34-е правило интернетов, Rule 34.

Почему приложения и сайты обретают человеческие лица?

В виде анимешных и не только персонажей изображают буквально всё: программы, популярные сайты и соцсети, города и целые страны, военную технику и политические партии. И если в нулевых это было скорее забавой битардов и отаку «для своих», вызывавшей у «цивилов» недоумение пополам с кринжем, то в десятые хуманизация всего и вся начала становиться откровенным мейнстримом.

Но откуда это пошло и почему стало настолько популярным явлением? Почему людям так нравится изображать разные неживые предметы, явления и понятия в виде человеков?

Chrome-тян хтоничне
Chrome-тян хтоничне

Как водится, всё началось в древности. Наши далёкие предки-кроманьонцы, едва достреляв из луков последних неандертальцев, стали усиленно осмыслять мир вокруг себя. Мир, по их мнению, оказался густонаселённым не только вкусными мамонтами и внезапными превед-медведами, но и всевозможными духами — отвечавшими как за определённые местности, так и за абстрактные понятия вроде удачи на охоте или обилия земных плодов. Однако, как изобразить духа или тем паче абстрактное понятие, когда у тебя и язык-то едва появился — но рисовать мемасы уже хочется?

Virgin охотник и Chad бык из пещеры Ласко: постирония 15-18 тысячелетней давности
Virgin охотник и Chad бык из пещеры Ласко: постирония 15-18 тысячелетней давности

Больше всего человечество пугает непонятное. Но именно непонятного — хуже того, непредсказуемого и неуправляемого — вокруг наших предков было хоть… афедроном поглощай. Чтобы не рехнуться, его нужно было представить как что-то знакомое — а что может быть более знакомым и понятным человеку, чем сам человек?

Мы не знаем точно, кого подразумевал Шигирский идол, которого вырезали из дерева близ будущего Екатеринбурга в 10-м тысячелетии до нашей эры, — но это явно был какой-то бог или дух, и изобразили его именно в виде человека

Ушлой бионейросетке нашего мозга проще осознавать отношения между объектами и процессами, если воспринимать и отображать их антропоморфными. Для современных людей это скорее забава, но для наших далёких предков — посреди полного трудностей и угроз мира, где можно было умереть в любой момент буквально от чего угодно, — антропоморфизм природных явлений и отвечающих за них духов был важным способом сохранить рассудок и продолжать вывозить вот это всё посреди бесконечной ирл-крипоты.

Конечно, антропоморфизм далеко не всегда уменьшает крипоту явления… Но, надо полагать, для сферической в вакууме человеческой психики «лучше уж так»

Конечно, антропоморфизм далеко не всегда уменьшает крипоту явления… Но, надо полагать, для сферической в вакууме человеческой психики «лучше уж так»
Конечно, антропоморфизм далеко не всегда уменьшает крипоту явления… Но, надо полагать, для сферической в вакууме человеческой психики «лучше уж так»

Неслучайно именно тогда, когда всё более ускоряющийся прогресс потребовал от человечества осознавать множество труднопомещающихся в мозг контринтуитивных концепций (миру не семь тысяч, а миллиарды лет! и до нас жили жуткие крякозябры! наверху бесконечная холодная космическая бездна! политэкономия! психоанализ! теория относительности!), на свет появились основанные на принципиальной непредставимости для человека лавкрафтианские ужасы.

«Ох, нелёгкая это работа — в этот мир выпускать Азатота!»
«Ох, нелёгкая это работа — в этот мир выпускать Азатота!»

И всё равно даже в мифологии Лавкрафта самым популярным оказался спящий на дне Ктулху, который задумывался автором как нечто жуткое и чуждое человеку — но для обитателей интернетов быстро стал знакомым и почти что домашним. В изрядной степени, вероятно, именно из-за своего антропоморфизма.

Совсем очеловечился, фхтагн!
Совсем очеловечился, фхтагн!

Самые ранние изображения кого-то вроде духов, а не обычных человеков или животных, делятся на два основных типа. И оба имеют явные параллели с современной интернет-культурой.

Во-первых, это палеолитические «венеры» — известные не одно тысячелетие фигурки упитанных дам с гипертрофированными формами, которым позавидовали бы и роботы-близняшки из «Atomic Heart». Обычно считается, что они олицетворяли порождающее жизнь женское начало, ну или плодородие природы в широком смысле. При этом есть мнение, что мужской частью первобытных племён они использовались в несколько более приземлённом смысле — примерно как произведения в жанре Rule 34 в наши дни.

До сих пор не очень ясно, для чего первобытные охотники около 30 тысяч лет тому назад начали изображать подобных «венер»...
До сих пор не очень ясно, для чего первобытные охотники около 30 тысяч лет тому назад начали изображать подобных «венер»...
… но причины популярности их «правнучек» достаточно прозрачны
… но причины популярности их «правнучек» достаточно прозрачны

Во-вторых, это изображения мужских фигур с головами животных, обычно оленей или медведей. Судя по археологическим находкам, такие арты пещерного прото-фурри отражали реальную практику: ритуальные танцы охотников или шаманов в масках из звериных черепов, в ходе которых и танцоры, и зрители вполне уверялись, будто надевший маску действительно воплощает духа или тотемного зверопредка.

Человек-олень из пещеры Альтамира как бы говорит всем «дратути»

Прошли ещё тысячи лет, появилось производящее хозяйство, а за ним и города с храмами и жрецами. Некоторые духи дослужились до богов — и, за некоторыми исключениями вроде египетских божеств или китайских драконов-рептилоидов, были эти боги уже вполне антропоморфными. Вне зависимости от того, за что именно отвечали — хотя специфика деятельности в их облике нередко отражалась до интуитивного узнавания «профессии».

Фетишизм XXIII века до нашей эры: шумеро-аккадская богиня любви и войны Инанна (Иштар) доминирует над львом
Фетишизм XXIII века до нашей эры: шумеро-аккадская богиня любви и войны Инанна (Иштар) доминирует над львом

Что любопытно, сильнее всего из древних мифологий и в плане образов, и в плане поведения «очеловечились» боги античных греков и примкнувших к ним римлян. Вероятно, это напрямую связано с тем, что греки рано ударились в философское осмысление всего подряд с сопутствующей прокачкой рационализма. С одной стороны, это привело к резкому нарастанию градуса абстрактного мышления и рефлексии, а с другой — боги обрели характер настолько приземленный, что над этим лихо потешались сами же греки в многочисленных комедиях. Достаточно вспомнить бесконечные похождения Зевса, больше подходящие для какого-нибудь ситкома 80-х.

Долгое время антропоморфизм у наших предков выражался преимущественно в изображении в человеческом облике богов и духов, а затем и ангелов с демонами. Особенно на этом поприще отличилось страдающее средневековье:

Аццкий Сотона организует работу тролльской ботофермы
Аццкий Сотона организует работу тролльской ботофермы

Хардкорные монотеисты пытались настаивать на принципиальной невозможности изобразить божественное в виде человека, но народная иконография всё равно раз за разом уходила в бородатого Саваофа. Ну а мемы про biblically accurate angels, каноничных ветхозаветных ангелов, от которых нервно икнул бы и Ктулху, уже успели стать баяном.

Как ангелы описаны в Танахе и какими они стали в итоге хуманизации
Как ангелы описаны в Танахе и какими они стали в итоге хуманизации

В районе XIV века средневековую Европу последовательно перепахало малым ледниковым периодом (прощайте, английские виноградники!), крахом пан-европейской банковской системы (и де Моле сожгли, ироды) и дикой эпидемией чумы, в результате которой в могилы отправились многие миллионы человек. Именно тогда столь наглядно проявившаяся смерть обрела одну из самых популярных в истории хуманизаций — уже не как профильное божество, а сама по себе, обычно в виде скелета в саване и с косой. В таком образе она существует в массовой культуре и по сей день… пускай и с некоторыми коррективами.

С началом Ренессанса, Барокко и тем паче эпохи Просвещения антропоморфизм из формы существования потусторонних существ превратился в свойство человеческого разума осмыслять разнообразные явления. Уже на рубеже XVI-XVII веков Фрэнсис Бэкон полагал, что попытки изображать богов и духов в виде людей вызваны «стремлением объяснить действия природы по аналогии с действиями и поступками человека». Ну а в XVIII столетии Вольтер наконец изрёк ироничное: «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, мы сумели ответить ему тем же».

Художники, скульпторы, писатели и поэты бросились создавать бесконечные аллегории всего что только можно. Нередко — в виде красивых и не вполне одетых дам, благо мораль аристократии и образованных кругов ничего против такой бездуховности уже не имела.

Делакруа раскрыл тему с… вободы особенно меметично
Делакруа раскрыл тему с… вободы особенно меметично

Наконец настали XIX-XXI века. Наука окрепла и стала изучать человеков совсем уж беззастенчиво. Выяснилось, что склонность к антропоморфизации буквально прошита в наших мозгах и свойственна уже детям на ранних стадиях взросления: они буквально во всём видят осмысленное, «человеческое» поведение («это не я упал, это злой стул меня ударил») и паттерны человеческого облика («у будильника есть лицо»).

К началу ХХ века это уже вовсю использовали в политической пропаганде и рекламе. Если карикатуры и плакаты XIX столетия обычно отсылали к конкретным политическим фигурам вроде Наполеона, то к концу века паропанка в дело всё чаще шли аллегории целых народов.

Когда в Первую мировую потребовалось убедить миллионы мужчин в том, что им срочно нужно отправиться сражаться с другими миллионами мужчин (ну, или хотя бы купить облигации военного займа), в дело пошли антропоморфные страны.

Когда дать деняк государству просит хитрый дядюшка Сэм, это смотрится иронично...
Когда дать деняк государству просит хитрый дядюшка Сэм, это смотрится иронично...
… а вот когда юная Америка — уже другое дело!
… а вот когда юная Америка — уже другое дело!

Словом, традиция хуманизации всего и вся сложилась задолго до появления этих наших интернетов. Почему же она пережила такой взрыв именно в них — и отчего по сей день часто выполняется в стиле аниме?

Во всём, как водится, виноваты имиджборды.

Как явление они зародились в Японии — вместе с движками для оных. Тусили там в основном отаку с хикки, а они, как несложно догадаться, очень любили образы анимешных тян. Не обошла эта участь и величайший ранний борд (исходно текст-, а не имидж) 2channel, он же 2ch.net, запущенный в 1999 году и считавшийся по состоянию на 2004 год крупнейшим форумом во всём интернете.

В 2001-ом некий анонимус с этого японского «перводвача» написал, что его беспокоит сходство кнопки «стоп» в меню Internet Explorer с видом сверху на шляпку гриба шиитаке.

Так в те годы выглядела означенная кнопка...
Так в те годы выглядела означенная кнопка...
… а так — традиционный для японской кухни крестообразный надрез на шляпке шиитаке
… а так — традиционный для японской кухни крестообразный надрез на шляпке шиитаке

Анонимусов с 2ch.net от этой мысли вштырило настолько, что на свет появился первый компьютерный маскот в виде девочки Шиитаке-тян — символизирующий сразу и грибы, и означенную кнопку самого безнадёжного из браузеров.

Грустно быть кнопкой в IE, да притом ещё и грибом
Грустно быть кнопкой в IE, да притом ещё и грибом

Для имиджборд именно это стало толчком для хуманизации компьютерных и сетевых явлений: идея была посеяна в массах, как грибные споры. [Справедливости ради, позже выяснилось, что самую первую хуманизацию создали ещё в 1998 году. Автором был тоже японец и тоже анимешник: некто с ником Toy нарисовал iMac в виде не слишком одетой iMac Girl. Но завируситься в ранней японской сети картинке не удалось.]

Toy's iMac Girl 1998 года, «бабушка» всех последующих хуманизаций программ и устройств
Toy's iMac Girl 1998 года, «бабушка» всех последующих хуманизаций программ и устройств

До 2003 года девочка-гриб оставалась локальным мемом 2ch.net и вышедшей из него великой имиджборды Futaba Channel / 2chan.net — пока некий анонимус с Футабы не преисполнился в своём познании от знакомства с великолепной по стабильности операционной системой Windows ME. Он поэтично сравнил её с очень непредсказуемой и неуклюжей девушкой — и так родился образ ME-тан.

И щито со всем этим делать, дэсу ка?
И щито со всем этим делать, дэсу ка?
Обычный итог любого процесса, дэсу
Обычный итог любого процесса, дэсу

ME-тан (вариант от -тян) обладает костюмом горничной, двумя зелёными косами и знаком ошибки на шейном банте. Как персонаж она, в общем-то, девушка добрая, хорошая и искренне пытается всё делать правильно — только вот постоянно спотыкается, тупит и творит разный неадекват вроде фехтования зелёным луком (игра слов между японским словом ネギ «нэги» и NEGiES, названием брандмауэра под WinME). В отличие от реальной работы с WindowsME, выглядело это мило и на редкость трогательно.

Ну и понеслось. Вскоре МЕ-тан оказалась в целой компании OS-tan, возникших в недрах /b/ Футабы, который на японском именуется Nijiura / Нидзиура. Собственно, /b/ изначально был местом для обсуждения не аниме и манги (оно происходило на /a/), а пользовательских скриншотов, фанатской манги-додзинси и анимешного фанарта разной степени профессионализма. Постепенно стараниями художников-анонимусов Нидзиура превратилась в кузницу годного контента, и именно там стали одна за другой рождаться новые хуманизации операционных систем (а также сопутствующий хентай, ибо куда же без него).

ХР-тан гораздо ловчее, зато кушает довольно много (памяти)
ХР-тан гораздо ловчее, зато кушает довольно много (памяти)

Через несколько лет OS-тан распространились в японской сети настолько повсеместно, что ситуацию осознали даже корпорации. Японская презентация Win7 сопровождалась продвижением заранее разработанного в недрах Microsoft образа Мадобэ Нанами, озвученного сэйю Мидзуки Нана. Правда, реклама предварялась немного странным для других стран предложением сперва собрать себе комп для работы под седьмой виндой — из-за специфики японской компьютеризации.

Как следовало ожидать, операционными системами дело не ограничилось: аниме-битарды с Нидзиуры вошли во вкус тотальной хуманизации. А точнее — её вполне определённой формы моэ-антроморфизма: изображения всего в виде милых девушек.

Моэ (яп. 萌え, от «моэру» — «гореть энтузиазмом») — японское слово жаргона отаку, изначально означавшее фетишизацию чего-либо. Например, термин мэганэкко-моэ (яп. 眼鏡っ娘萌え, «девушка-в-очках моэ») характеризует человека, которого привлекают девушки в очках. Среди поклонников аниме и манги под моэ чаще всего понимается увлечение определённым типажом женских персонажей, а именно — подчёркнуто миловидными девушками.

В 2004 году на Футабе стали одна за другой появляться «горничные Нидзиуры», которые олицетворяли уже разные типажи, фетиши и человеческие качества: фехтовальщица, абьюзерка, рабыня, болтушка, болезненная, хмурая, невидимка, недоумевающая, нетерпеливая, апатичная, сонная, монстр, актриса, зайка, малявка, фанатичка, лентяйка, паранормальная, наркоманка (!) и даже труп (!!). Дело в том, что в Японии первой половины нулевых были крайне популярны горничные-мэйдо: девушки их косплеили и работали в мэйдо-кафе, а парни посещали мэйдо-кафе и… восхищались горничными, скажем так.

Нет, пожалуй, всё же японские битарды вполне стоят западных!

… которые как раз в это время и стали появляться: под впечатлением от Футабы в августе 2003 года американец Кристофер «Moot» Пул основал Форчан. Поначалу он пытался во всём копировать Футабу, но на английском языке, и вместе с /b/ подхватил идею OS-тан и моэ-хуманизации всего и вся.

А вот о том, как внутренняя мода посетителей имиджборд и хардкорных отаку превратилась в явление массовое, мейнстримное, глобальное и практически обыденное — поговорим во второй части.

Оставайтесь с нами!

Источник: блог компании RUVDS. Заказывайте быстрые и надёжные VDS/VPS серверы в аренду на нашем сайте 🚀

4040
7 комментариев
8
Ответить

а пдф тян есть?

1
Ответить

есть

4
Ответить

яндекс, верни тему поиска с яндекс-тян

1
Ответить

Почему приложения и сайты обретают человеческие лица?Дрочеры

1
Ответить