Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Видео версия:

--------------------------------------------------------------------------------------------

Ты особенный. Ты дивергент. Ты волшебник. Ты светоч революции. И прочие эпитеты которыми зрителя кормят медиа. Ты не такой как все, ты лучше, у тебя точно всё получится. Именно об этом нам постоянно говорят с экрана.

Ты достигнешь большего, нужно лишь ещё немного постараться. Не время замедляться, нужно продолжать. Покупай новое! Потребляй! Не останавливайся, посмотри ведь ты прошел уже так много, ты столького добился. Нужно лишь ещё чуть-чуть потерпеть… ещё чуть-чуть постараться… и ты на вершине.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Жаль, что это лишь сладка ложь, в которую верит каждый, думая, что уж он точно добьётся успеха. Веря, что он достоин большего. Веря, что он особенный и не такой как все.

И есть место, которое возвело все эти страсти и погоню за успехом в абсолют. Найт-Сити - город мечтаний, который пожирает мечтателей.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Доброго времени суток, уважаемые читатели и зрители, я продолжаю делиться своим мнением о произведениях, которые достойны вашего внимания. И у меня наконец-то дошли руки впервые посмотреть аниме 2022-го года “Киберпанк: Бегущие по краю”. И поскольку на днях вышло ДЛС для игры, под названием “Phantom Liberty”, то это хороший повод поговорить и об аниме.

Если вы давно на меня подписаны то уже знаете, что со студией TRIGGER у меня натянутые отношения. Эту студию в 2011 году основали выходцы из аниме студии Gainax, где в своё время был создан великий «Евангелион» (1995) и мой обожаемый «Гуррен Лаганн»(2007). Вот только свежесозданные TRIGGER продолжали меня разочаровывать раз за разом и единственной их студийной работой которая мне однозначно понравилась было аниме - “Промар”. И вот их ключевой режиссёр Хироюки Имаиси который как раз и в ответе за “Гуррен Лагган” и “Промар” снова находит ключик к моему сердечку. В этот раз со своей новой работой, созданной при непосредственном участии польской игровой студии CD Projekt Red.

Киберпанк 2077

И я обожаю игру Киберпанк 2077, пока весь мир захлебывался в осуждениях устаревшего геймдизайна, в необходимости зачищать вопросики на карте, и делились видосиками с багами. Я погружался в одну их лучших игр в мире, с сильнейшей атмосферой и визуальным дизайном, где под глянцем города возможностей, скрывается страшная правда - “ты НЕ особенный”.

История игры вращалась вокруг наёмника V, который после неудачного ограбления получил в свою голову непрошеного соседа. Теперь в мозгу V находится чип с конструктом Джонни Сильверхенда - рокера, анархиста, который много лет назад взорвал в атомную бомбу в штаб квартире корпорации Арасака, прямо в центре Найт-сити.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

И игроку придется искать способ как вытащить из своей головы биочип, попутно занимаясь любимым делом - “становиться легендой Найт-сити”, выполняя задания и создавая себе имя.

И игроку придется искать способ как вытащить из своей головы биочип, попутно занимаясь любимым делом - “становиться легендой Найт-сити”, выполняя задания и создавая себе имя.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

В начале игры фиксер Декстер ДеШон спрашивает у главного героя ключевой вопрос:

“Тихая жизнь или смерть в лучах славы?”

Эти слова становятся основным лейтмотивом игры, которые игрок разумеется сперва пропускает мимо ушей ведь впереди у него ещё куча историй, которые нужно пережить, противников, которых нужно победить и квестов которые нужно выполнить. Ведь такие вопросы не для тебя, ты - протагонист игры, в конце ты всех победишь и спасёшь принцессу.

Финалы Киберпанка отрезвляющие как холодный душ. Чтобы ты не делал, как бы ты не старался, герой в конце будет раздавлен.

И лишь пройдя игру и оглянувшись назад, до тебя доходит смысл всех слов от разных персонажей, которые тебе намекали на финал всё это время. Ты - не особенный, а город всегда сильнее тебя.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Поэтому у данного произведения не может быть счастливого конца, оно не заложено в его фундамент.

Внимание, небольшой спойлер из игры: - в одной из концовок игры можно отдать своё тело Джонни. При этом бывший анархист получив новое тело и новую жизнь, уезжает из города, а не остаётся снова бороться против корпораций.

Потому, что он понимает, что победить в этом бесконечном сражении против города - невозможно, и ему остаётся лишь прожить новую подаренную жизнь по другому, в дали от Найт-Сити. При этом, он демонстративным жестом снимает свои очки авиаторы с которыми не расставался, знаменуя конец старого Джонни.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Во время игры был восхищен огромным количеством мелких деталей и скрытых смыслов, которые порой не видны с первого взгляда.

И я рад, что я был не один такой, кто видел заложенные в игру мысли. И что разнообразные создатели контента на ютубе, тоже прониклись игрой и создавали интересные разборы и видеоэссэ.

Особенно советую небольшой цикл видео от канала TVG посвящённый философии игры Киберпанк 2077.

Так же, если не видели, обязательно посмотрите, видео Дмитрия Бурдукова на тему музыки в Киберпанке, а как один и тот же музыкальный мотив эволюционирует через всю игру от агрессивных ритмов “да, я на вершине мира” в начале, до меланхоличной обречённости в конце.

Так вот, каким же было моё удивление и радость, когда я впервые посмотрел аниме 2022-го года “Киберпанк: Бегущие по краю” и понял, что в его основе такая же философия как и у самой игры.

Бегущие по Краю

Аниме “Киберпанк: Бегущие по краю” вращается вокруг молодого парня Дэвида Мартинеса. Они с матерью живут в магаблоке, где влачат существование на грани с бедностью часто задерживая оплату счетов. Не смотря на то что мать Дэвида работает санитаром скорой помощи, большая часть денег уходит на плату за школу Дэвида, ведь он учится в элитной академии Арасаки. Вот только сам Дэвид этому совсем не рад не смотря на свои таланты, одноклассники его презирают из-за того что он беден, да и сам он немного стыдится своего потрепанного вида и старых имплантов. Раз за разом он прокручивает в голове мысль, что такая жизнь не для него, но он продолжает тихую и спокойную жизнь ради матери. Но сердце его уже слышит голос города, который шепчет, что он достоин большего.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Всё меняется когда в руки Дэвида случайно попадает продвинутый военный имплант - Сандевистан, который при применении сильно ускоряет рефлексы до такой степени, что все остальные вокруг движутся как в замедленной съемке.

По иронии судьбы Дэвид оказывается “особенным” он отлично сроднился с имплантом и даже без подготовки может применять его чаще чем профессиональные военные.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Также судьба сводит протагониста с группой разношерстных наёмников обвешанных имплантами, и выполняющих опасные задания. И главное именно сейчас Дэвид встречает Люси, талантливую нэтранершу в которую влюбляется.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

И да, опасные задания, деньги, уважение, любовь. Дэвид начинает получать всё о чем мечтал, начинает получать всё чего хотел. Всё то, о чем каждый раз шепчет Найт-сити. Вот только, по заветам Хэмингуэя, получая все больше он начинает хотеть всё большего, в этой бесконечной гонке за мечтой.

К слову, я надеюсь, что все кто хотел уже посмотрели это произведение. Поэтому я себе позволю немного спойлерных осуждений рассуждая о некоторых интересных аспектах произведения, но при этом поверьте, данное аниме явно стоит того чтобы его посмотреть самому.

А спойлеры, ну, для внимательных зрителей ещё на стадии анонса аниме, само имя главного героя являлось спойлером. Потому что, в одном из ключевых мест в игре - в баре “Посмертие”, есть коктейль с таким названием, и игроки знали что именно нужно сделать чтобы заслужить коктейль в свою честь. (Коктейль, к слову, был добавлен в игру раньше, по сравнению с другими отсылками на аниме)

К слову, “Мартинез” это действительно реально существующий коктейль, что в контексте событий, вдвойне ироничнее.

Помимо основной идеи бесконечной и бессмысленной погони за мечтой, в которой герой сгорает. Игра “Киберпанк 2077” концентрирует свой сюжет на противостоянии корпорациям и проблемах трансгуманизма. В то время как аниме в свою очередь концентрируется на другой важной для вселенной теме - Киберпсихоз. За гранью интересных записок и боссфайтов с ними связанных, игра во много оставляет эту интереснейшую тему за кадром. Зато аниме раскрывает эту тему по полной.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Киберпсихоз — собирательный термин для всех типов психотического и тревожного расстройства, связанных с работой имплантированных киберпротезов и модификаторов. Чем больше хрома на себя ставит человек, тем больше он теряет себя, постепенно впадая в безумие. Существуют препараты которые могут временно подавить данный эффект, но они не являются панацеей и рано или поздно они перестают действовать и тогда человек становится киберпсихом, который начинает убивать налево и направо не разбирая своих и чужих.

Особенно великолепно медленно подступающее безумие показано в серии полностью посвещенной Мэйну - главе наёмников и наставнику главного героя. Опасно приближаясь к границе невозврата, мы чувствуем растущее напряжение, возрастающая агрессия, человек становится совсем другим, но уже не может остановится. И как же красиво показаны редкие моменты прояснения сознания, когда Мэйн в своем сознании видит себя молодого отчаянно бегущего куда-то по дороге. Метафора бесконечного бега за своей мечтой, куда тебя толкает город.

Лишь ещё чуть-чуть потерпеть… ещё чуть-чуть постараться… и ты на вершине. Снова и снова.

Так же аниме старательно воспроизводит не только дух и философию игры, но и атмосферу, мастерски воспроизводя знакомые по игре локации. Здесь вам и бар Посмертие, и квартира Мартинеза это будущая квартира V. Так же старательно перенесенные улицы, подворотни и прочие достопримечательности, которые явно были перерисованы с предоставленных концепт артов.

Погоня из первой половины аниме, где Дэвид и Люси удирают на автомобиле, так и вовсе показывают деревянную физику автомобилей, что порадует игроков. Неизвестно осознанная ли это пасхалка или скорее случайность.

А вот в, уже упомянутой, серии посвященной наставнику главного героя, которого поглощает киберпсихоз, мы получили шутку про появляющихся за спиной копов, которые непонятно откуда лезут со всех сторон. И это уже скорее всего осознанная тонкая шутка, по крайней мере мне хочется в это верить.

При этом визуальный стиль произведения умудряется сочетать в себе одновременно и разухабистый стиль работ триггере, с большим количеством странных ракурсов и “close-up shot”-ов.

Ну или любимый кадр Тригреров, появляющийся чуть ли не в каждом аниме:

При этом местами оставаясь спокойными и приземленным. Что, наверное не понравится фанатам данной студии, но скорее всего придётся по вкусу всем остальным, и даже больше, наглядно продемонстрирует, что TRIGGER разноплановая студия, которая в состоянии справится с разными визуальными стилями и темпами повествования. А значит за аниме “Подземелье вкусностей / Dungeon Meshi” (2024) можно быть спокойными, ведь во время анонса люди были сильно удивлены, ведь TRIGGER это, пожалуй, последняя студия о которой думаешь при прочтении оригинальной спокойной и размеренной манги.

Так или иначе критики были в восторге от просмотра “Бегущих по краю” и носили сериал на руках в момент выхода. Разнообразные сайты и издания выдавали аниме очень высокий рейтинг.

Великий гений, режиссёр, сценарист, дизайнер, плейбой и филантроп Хидэо Кодзима, побывавший и в самой игре в качестве камео, похвалил сериал, сравнив с OVA-сериалом «Кибергород Эдо» (1990).

Остался доволен и сам Майкл Пондсмит, создатель оригинальной настольной ролевой игры Cyberpunk 2020, написав, что «будто бы увидел свой мозг в аниме на большом экране».

Сериал получил номинацию на звание “Лучшей адаптации” в 2022-ом году на The Game Awards 2022, уступив победу Аркейну. Зато в следующем году, в 2023, аниме получает приз как лучшее аниме года сразу на Crunchyroll Anime Awards и Japan Expo.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Заслужены ли эти хвалебные отзывы и сериал идеален? Ну, сериал разумеется не идеален. К сожалениею у него проблемы с темпом, особенно сильно это чувствуется под конец, когда события начинаю разворачиваться слишком стремительно. Возможно сериалу бы пошло на пользу иметь стандартные 12 эпизодов вместо 10. Но, скорее всего бюджет был не резиновый, хотя картинка у проекта выше всяких похвал.

Выход аниме так же существенно повысил спрос и на саму игру “Киберпанк 2077”, что приводит нас к выводу что рекламная кампания, которой по сути данное аниме и является, справилась с задачей на все 100%.

Лолли должны остаться

Как уже было понятно, авторы игры активно участвовали в создании аниме, делились концепт артами локаций, помогали отбирать музыку, говорили своё мнение о сценарии, просили правки и обращали особое мнение на элементы противоречащие сеттингу.

Тут же и произошел уже ставший мемом момент, под названием “Лолли должны остаться” - (Первые секунд 10)

(Первые секунд 10)

Дело в том что вокруг одного из персонажей аниме, девочки по имени Ребекка развернулись настоящие дебаты. Некоторые сотрудники CD ProjectRED говорили, что этот персонаж, боевая-девочка-подросток, не подходит для сеттинга. И со своей стороны они всё сделали правильно. В игре действительно нет детей-киберпанков, которые бы сносили всем бошки направо и налево.

Например, луна из игры The Legend of Zelda: Majora's Mask крутая? Однозначно крутая! Но если её повесить над Найт-сити в экранизации, она будет там смотреться не на своём месте.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Но при этом, сами TRIGGER прекрасно понимают тренды, и знают, что матерящаяся лолли стреляющая из больших пушек моментально станет любимицей аудитории. Что в итоге и произошло. И разработчикам хватило ума послушать профессионалов, что правильно.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

К слову, продолжая тему Люси и Ребекки, во время просмотра меня не покидала одна интересная идея.

Как мне кажется две ключевые девушки данного аниме и олицетворяют собой воплощение ключевого выбора игры, заложенного в философию мира - “Тихая жизнь или смерть в лучах славы?”

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Люси в некотором роде продолжает линию матери Дэвида, не смотря на то что она активно помогает группе наёмников “Бегущие по краю”, в её характере и поведении часто прослеживается отчужденность. А впоследствии она прямым текстом говорит, что если Дэвид продолжит идти по краю, то он “станет коктейлем”, а она этого не хочет.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Ребекка в свою очередь поддерживает протагониста на его пути, она готова пойти до конца, чтобы сгореть вместе с ним в лучах славы.

И не смотря на то что протагонист Дэвид выбирает Люси и пытается развивать отношения именно с ней, он продолжает идти по пути Киберпанка всё ближе и ближе приближаясь к краю. Поэтому отношения этих двоих становится всё более напряженными, пока в конце концов не ломаются и Люси не перестаёт отчаянно тянуть Дэвида на сторону “тихой и мирной жизни” и просто плывет по течению рядом с ним, стараясь лишь тихо прикрывать его из тени. После этого перелома, пути назад для Дэвида уже окончательно нет и остаётся только сгореть в сражении.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Победить невозможно

Корпорации невозможно победить и сам город победить невозможно.

Пожалуй самым ярким моментом подтверждающим этот факт в игре было то что я осознал далеко не сразу.

В мире игры существует музыкальная группа Самурай, в которой играл Джонни Сильверхенд. Они пели панковские песни и призывали свергнуть корпоратов. И это было давно, задолго до событий самой видео игры.

SAMURAI - CHIPPIN' IN

А в текущих событиях игры, звездой мировой величины является Кери Евродин - музыкант из группы Самурай. Он не выступает в подворотнях и мелкий клубах. Он звезда первой величины, чьи песни возглавляют хит парады, а сам он живёт в шикарном особняке. И при этом он в основном поёт каверы старой группы Самурай, только со слегка измененными словами и современным ритмом. Он так же поёт про злые корпорации, так же призывает восстать, но теперь под модный и молодежный ритм.

Kerry Eurodyne - CHIPPIN' IN

Вы понимаете всю глубину этой иронии? Корпорации не просто не против этой музыки и песен. Они активно на них зарабатывают. А люди выкрикивая лозунги и слова песни, лишь сметают с полок новые диски, альбомы и мерч, неся деньги в копилку лейблов.

Их невозможно победить, чтобы ты не сделал, они либо выстоят, либо обернут всё себе на пользу. Джонни Сильверхенд взорвал ядерную бомбу в здании корпорации, но это не изменило ничего! Корпорации все ещё правят, а город всё ещё стоит.

Этот город нельзя победить. Ты либо живешь тихой и спокойной жизнью, либо ты просто сгораешь, как спичка, а город живёт дальше. И этот мотив был понятен и виден уже начиная с оупенинга, где мы буквально видим как главный герой сгорает на своём пути.

Понимал это и сам режиссёр аниме - Хироюки Имаиси, отвечая в интервью, на вопросы по поводу концовки, он заявил:

“Такой финал был неизбежен”.

В итоге во всём круговороте истории, во время просмотра у меня был только один терзающий душу вопрос - ”Почему Луна?”

Как уже не раз говорилось, Найт-Сити - город мечтаний, и поэтому мечты движут всеми жителями. Зачастую, конечно, их мечты основываются на том чтобы просто выжить! Но уже во вторую очередь это мечты по продвижению по социальной лестнице. Каждый стремится залезть повыше, достичь большего.

И только одна героиня имеет другую мечту, не похожую на потребности других, и она не простит того кто будет над её мечтой смеяться.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Люси верит, что луна это единственное место в мире где её не достанет Арасака, по крайней мере она сама так говорит. Но, разумеется, луна в данном контексте истории имеет скорее метафорическое значение.

Потому что это объект который находится на максимальном отдалении от этого проклятого города, и при этом его видно практически постоянно каждую ночь.

Люси воспринимает луну не только как спасение от Арасаки, но как спасение от самого города, а то что она видит её каждую ночь не даёт ей забыть о своем желании, не даёт растворится в городе, как Девиду.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

Что в свою очередь отвечает на вопрос: - “Почему Давид не улетает на луну вместе с Люси?” Ведь он изначально обещал, что они полетят вместе. Спустя годы успешных контрактов, сидя в богатой квартире, он смотрел цены полёта на Луну. У него все ещё не было денег и он получил нужную сумму только после последнего контакта? Но финал всё же все расставил на свои места. Дэвид и не собирался улетать на луну, Найт-Сити его поглотил и ему оставалось только продолжать барахтаться вплоть до своего конца.

И в некотором роде стараниями авторов Дэвид в конце получает некое подобие хэппи энда. Да, как и было понятно изначально он погибает, сгорая на грани киберпсихоза. Но, в конце он получает цель - спасти Люси. Цель, которую он достигает, что в некотором роде спасает его от участи его наставника, который лишь повредил друзьям в своём киберпсихозе. Дэвид же при погибает героем, который спасает Люси. И только лишь редкий зритель промотав в голове весь путь героя задумается, что во всю эту задницу протагонист загнал себя сам.

Аниме "Киберпанк: Бегущие по Краю" (2022) - Ты НЕ особенный!

К слову, побоище в пустыне. Мне сильно напомнило финал другого киберпанк-аниме-фильма Армитаж: Полиматрица (1996). Здесь вам и полуголая красотка робот, почти что Реббека.

И главный герой - аугментированный человек надевающий улучшенную автоброню, для того чтобы противостоять целой армии в пустынной местности. Так или иначе без заимствований из других киберпанк произведений не обойтись.

Но хватит уже об этом, потому что пришло время подводить итог.

Подводя итог

Не смотря на простоту истории и огрехи темпа, мне безумно понравилось аниме “Киберпанк: Бегущие по краю”. Это великолепная адаптация которая полностью понимает суть произведения, которое адаптирует.

На протяжении истории Дэвид, как истинный протагонист аниме повторял, что он особенный. Потому, что внутри себя каждый думает что он особенный. Каждый думает что именно у него всё получится. Так же думал и Мэйн, наставник Девида. Нужно лишь ещё постараться, напрячься еще сильнее. Ты зашел слишком далеко чтобы остановится сейчас.

Именно это внушает город каждому. “City of dreams” (с). Этот город перемалывает людей, пытаясь убедить что ты достоин большего и именно ТЫ всё получишь. Но городу, просто всегда будет мало.

Потому, что на самом деле ТЫ нихрена не особенный. Но, так ли это плохо? Ведь выбор всё равно есть.

“Так что? Тихая жизнь или смерть в лучах славы?”

Спасибо, что дочитали до этого момента и услышимся в следующих статьях :)

-------------------------------------------------------------------

7.2K7.2K показов
7.4K7.4K открытий
36 комментариев

Превентивный удар:
- Аниме гавно, потому что аниме.
- Аниме гавно, потому что Триггеры скатились!
- Аниме гавно, потому что Триггеры всегда были не очень!
- Игра Киберпанк гавно, потому что всё в багах и не играбельно!
- Игра Киберпанк гавно, потому что нельзя как в ГТА угнать скорую и работать на ней.
- Игра Киберпанк гавно, потому что нельзя убить и полутать одежду с любого НПС.
- Игра Киберпанк гавно, потому что выбор предыстории должен создавать три абсолютно разные игры, в разными локациями и персонажами.
- Игра Киберпанк гавно, потому что "игра не про это!"
- Игра Киберпанк гавно, потому что прожекты скатились!
- Игра Киберпанк гавно, потому что прожекты всегда были не очень!
- Ведьмак гавно, потому что на Скелиге много вопросиков в воде!

И список можно продолжать бесконечно! Поэтому не надо :D

Ответить

Так получилось, что я сначала посмотрел аниме, и только сейчас начал игру проходить (раньше комп не тянул). Так вот самое броское отличие: по сравнению с аниме город в игре кажется вполне нормальным, даже бомжи нормальные. А вот в аниме там прям ярко показана темная сторона города, которая проявляется почти во всех людях. Короче более наглядно отображено сумасшествие людей из-за потребительства и похуизма.

Ответить

Эт завязано на том, что аниме все таки кинематограф цель которого зафиксировать и донести к зрителю мысль. Выразительные кадры, стилизация и тд не будет выглядеть слишком вычурно.
Почему в игре обратно - даже не нужно пояснять.
Но для наглядности тезиса - какие нибудь места в фильме, и в реальности. В фильме лестница джокера это нарративный объект, который даёт зрителю возможность обдумать персонажа в перспективе. В жизни это же обычный объект окружения, который не подвергнут цветокорекции бытия.

Интересно что сравнение класно подходит, ибо мы берём аниме, которое хоть и стилизировано, но берет в свою основу и пытается изобразить реальные трехмерные образы и игру, которая тем же занимается

Ответить

Лучше бы Yosuga no Sora разобрал, вот где глубина сос мыслом, а кибер брух

Ответить

Попса для нормисов! ┬┴┬┴┤( ͡° ͜ʖ├┬┴┬┴

Ответить