Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Дисклеймер: данный текст содержит самые серьёзные спойлеры к сюжету манги «Инуясики». Пересказ истории необходим для анализа взаимоотношений персонажей, их характеров, авторского стиля и общей конструкции повествования. Если вы собирались ознакомиться с произведением Хирои Оку, то отложите этот текст и вернитесь к нему после прочтения самой манги. Последнее, что хочу сказать — обращайте внимание на фреймы. Читать их, как обычно, справа налево.

«Хоббит» — это маленький, слабый человек. Герой манги «Инуясики» именно такой. Всю свою жизнь он прожил в тихом страхе перед чем-то большим: не говорил лишнего, был почти незаметным. Быть может, именно из-за этого семья и перестала обращать на него внимание. Однажды вечером происходит событие, которое позволяет взглянуть Итиро Инуясики на себя с другой стороны и задаться вопросом: «кто я такой?». Но обо всём по порядку.

Главному герою 58 лет, хотя выглядит он на все 70. Манга может оттолкнуть читателя именно этим (кому охота ассоциировать себя с дедом), но спустя десять глав понимаешь, что возраст главного героя здесь является инструментом повествования. Через призму заката жизни (мало того, что герой старик, так ему ещё и жить осталось 3 месяца — врачи ставят неутешительный диагноз) в «Инуясики» поднимаются вопросы взаимоотношения с семьёй, самоощущения и самооценки. Через всё произведение автор проводит тонкую нить размышлений о том, что делает человека человеком. Обычно мы задумываемся об этом перед сном, когда конец дня выстраивается в параллель с концом жизни. Такое происходит не ежедневно, но моменты рефлексии чаще всего настигают человека ближе к ночи. Для Итиро Инуясики ближайшие три месяца — это сплошные сумерки: мысли о собственной человечности почти не покидают его.

Проблемы с семьёй у Итиро не только из-за возраста и внешнего вида, но ещё и из-за его трусости. Он не хватает звёзд с неба, не поднимается по карьерной лестнице, а значит и не зарабатывает больших денег. Для них он — противоположность «крутого», и такого отца можно только стыдиться.

<i>Фраза из первой главы, которая выстрелит ближе к концу.</i>
Фраза из первой главы, которая выстрелит ближе к концу.

Персонажи «Инуясики» одиноки и каждый раз остаются один на один со своими проблемами. У сына (Такэси) школьные хулиганы вымогают деньги. Дочь (Мари) мечтает о карьере успешного мангаки, но не получает поддержки. Жена (Мариэ) всё своё время проводит на работе и в домашних делах. Сам Итиро остаётся один на один со страшной болезнью и мыслями о смерти. Чтоб хоть как-то облегчить свою участь, он заводит собаку (Ханако) и каждый вечер выходит с ней на прогулку. Ханако становится последней отдушиной для старика. Однажды, гуляя с ней, Инуясики останавливается на холме и видит рядом молодого парня, который смотрит на небо. Вспышка, удар — инопланетяне врезаются в них и, чтоб замести следы, заменяют тела погибших на роботизированные агрегаты, которые выглядят точно так же (в собранном состоянии), как их прежняя физическая оболочка.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Сюжетной линии с пришельцами дальше не будет — это всего лишь очередной инструмент, который толкает основную историю. Проще говоря, автор даёт двум персонажам божественные силы (которые сами по себе тоже инструмент), чтобы те прошли через свои «арки». Положительную и отрицательную.

Второго персонажа, попавшего под авторскую раздачу, зовут Хиро Сисигами. В данном произведении он необходимый антагонист, который контрастирует с Итиро (красивый, плохой, злой) и является определяющим испытанием в положительной «арке» протагониста. Что Хиро, что Итиро задаются одинаковыми вопросами «человек ли я» и «чувствую ли я хоть что-то или просто являюсь бездушной машиной». Но на то они и противоположности, что по итогу каждый из них находит свой способ «чувствовать себя человеком». Для Инуясики выходом из положения стало спасение жизней. Он выносит людей из горящих зданий, ходит по больницам и лечит смертельно больных. Сисигами же только убивает. Однако, не просто так. Для несформированной личности любое травмирующие событие может стать отправной точкой, неким фундаментом для дальнейшего познания своих чувств. Подстроенное автором самоубийство человека на глазах у Хиро задевает последнего до глубины души. Событие, благодаря которому «робот» смог испытать что-то, почувствовать себя живым, приводит Сисигами к деструктивному и эгоистичному восприятию мира.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Хотя с близкими людьми он, напротив, нежный, заботливый, чуткий. Хиро до глубины души любит маму и своего близкого друга Наоюки Андо. Сисигами убивает одноклассников, которые издевались над его товарищем, а тот не может поверить, что его старый приятель стал убийцей. Он всё ещё питает к нему тёплые чувства, но следы прежнего Хиро стремительно исчезают, поднимая на поверхность холодную машину, что получает удовольствие от убийства людей.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Автор сталкивает Сисигами с Инуясики, задавая главный конфликт между персонажами, а после создаёт возможность встречи протагониста с Андо. Собственно, встреча происходит, и читателю напрямую раскрывают планы главного героя — его первостепенной целью становится Сисигами Хиро. На протяжении почти всего произведения Итиро и Андо будут искать злодея, чтоб остановить его, параллельно исцеляя людей по больницам и спасая прохожих от уличных банд. Андо становится кем-то вроде оператора — он направляет главного героя на места происшествий и мотивирует старика раскрыть потенциал своих сил.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

В ходе прочтения манги складывается впечатление, что автор загружает протагониста ежедневной рутиной (тренировки, спасение жизней), чтоб он не мешал раскрытию характера антагониста. Тому, в свою очередь, уделено чуть ли не большее внимание, нежели главному герою. Читатель видит, как постепенно возрастают амбиции Хиро — от еженедельного убийства случайной семьи до геноцида всей Японии. Ближе к концу истории Сисигами перехватывает контроль над телевещанием и заявляет, что будет каждый день убивать по тысяче японцев. Но и этому есть причины. Хотя вряд ли их можно назвать весомыми. Когда власти раскрывают личность серийного убийцы, то любимая им мать кончает с собой, ибо не может вынести мысли, что её сын — убийца. Более того, по интернету стремительно разносится эта информация, и над ним начинают смеяться. Хиро не собирается это терпеть и устраивает расправу.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Возникает резонный вопрос: «а как Хиро дошёл до идеи геноцида?». После расправы над двачерами антагонист остаётся в полном одиночестве, и автор заблаговременно добавляет нового персонажа в историю — Сион. Это ещё один инструмент, топливо для машины сюжета. Она — бывшая одноклассница Сисигами, по уши влюблённая в него. Её даже факт того, что он убийца, не останавливает. Девушка верит, что возлюбленный может всё исправить, толкает ему душевную речь, и тот вдруг становится добрым. Да, он замотивирован, ибо Сион —последний человек, который ему поверил, но переход от зла к добру слишком резкий. Хиро какое-то время помогает людям в больнице по правилу «одного убил — одного исцелил», но это длится недолго, ибо его новое укрытие в лице квартиры Сион обнаруживают. Спецназ вламывается в дом, попутно убивает девушку и её бабушку. Хиро их потом воскресит, но это уже не так важно — им овладевает идея расправы над всеми, ибо «они никогда не оставят нас в покое».

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Параллельно с этим на землю движется разряженное чеховское ружьё в виде огромного астероида. Это происходит примерно в середине манги и читателю сразу понятно что будет в финале — протагонист полетит спасать человечество. Но между этими двумя событиями есть ещё несколько важных моментов — признание старика семьёй и искупление Хиро.

Мари, дочь Итиро, случайно видит отца в компании своего одноклассника Андо. Она скрытно увязывается за ними, пытаясь выяснить, чем же эти двое занимаются. По итогу слежки перед её глазами предстаёт картина, где некогда слабый и бесполезный отец исцеляет тяжелобольного. Мари возвращается домой и объявляет матери, что хочет подать свою мангу на конкурс. Та, само собой, против, и вдруг домой заходит отец, который поддерживает дочь. С этого момента Мари снова начинает ценить своего старика и проникается к нему большой любовью. Тяжело, однако, жить с биполяркой. То половину манги она его игнорирует, то сиюминутно проникается чувствами. Да, у Мари есть бэкграунд хорошего отношения к отцу из детства, ведь тот очень много времени проводил с ней и души не чаял, но конкретно эта перемена происходит очень быстро.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Вот мы потихоньку подходим к развязке сюжета и искуплению антагониста. Хиро лежит на крыше, врубает трансляцию на всю Японию и расстреливает из пальца людей через их смартфоны. Произведение Хирои Оку целиком постмодернистское. Во-первых, большинство фреймов это обычные фотографии, прошедшие обработку. То есть, автор вписывает персонажей и эту историю в нашу реальность. Во-вторых, здесь есть выстрелы из пальцев, десятки отсылок к поп-культуре, а сами персонажи — это всего лишь симулякры. Что Хиро Сисигами, что Итиро Инуясики — это стандартные образы злодея и героя, очевидные и простые.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Произведение целиком гротескно. Эмоции у эпизодических персонажей наиграны и уродливо-комичны. Нечто красивое переплетается с мерзким и отвратительным — чего стоит главный антагонист, который в перерывах между убийствами любит почитать новый номер «Shonen Jump’a».

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Здесь даже есть гротескный Трамп (Обама тоже есть, но его вроде не показывали). Не знаю, правда, насколько сильно нарисованный Трамп отличается от реального.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

После заявления Трампа о том, что человечеству не спастись, начинается фирменный ад. Почему-то автор считает, что при конце света все начнут бегать по улице голыми — его право. Помимо этого здесь есть классические банды мотоциклистов, последователи армагеддона и типичное насилие. Одна из самых неоднозначных сцен конца — «полиция наблюдает за тем, как мужчина насилует женщину». Но быть может они стоят в очереди, и это всё меняет.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Перед самым финалом есть две очень важные сцены. Первая — это разговор отца и сына, где Такэси хочет равняться на своего старика. Однако, каким бы драматичным не был этот момент, звучит он достаточно глупо. Итиро говорит, что «его физическая слабость не имела значения, а внутри он всё равно оставался таким, каким был», но это не имеет смысла, поскольку он бы так и жил трусливым, одиноким стариком, если бы не получил божественную силу. Наличие «силы» раскрепощает и даёт больше возможностей — даёт шанс стать намного лучше или намного хуже. В реальности сила буквально не падает с неба, а закаляется годами в виде характера и силы воли. Да, он стал смелее, лучше, но вряд ли это целиком его заслуга. Скорее, автор использовал Инуясики как марионетку с целью узнать «а что если». Какой бы глупой ни была эта ситуация — она работает. Такэси становится мужественнее, смелее, и по итогу даёт отпор школьным хулиганам. Сын превосходит отца даже без божественной силы. Ему удаётся стать лучше от знания простой истины: «даже хоббит способен себя любить».

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Вторая важная сцена — момент, когда Хиро приходит к Андо в последний раз. Эти ситуации необходимы для полноты сюжета, поскольку в первом случае автор ставит точку в положительной арке Итиро, а во втором случае превращает отрицательную арку Хиро в положительную. Хотя, с антагонистом всё немного сложнее, ведь по итогу он делает это всё исключительно ради близких (как и в самом начале), а не ради человечества.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Закрыв все важные сюжетные моменты, мы подходим к финальному испытанию. Главный герой повсюду слышит крики страданий и не может сидеть сложа руки. Он решает во что бы то ни стало остановить приближающийся астероид и спасти человечество. Последние главы манги очень трагичны. Собака, что не перестаёт бежать за улетающим хозяином. Андо, который плачет в трубку и просит Итиро вернуться. Семья, что смотрит в небо, где один маленький человек сражается за всё человечество.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

Холодный космос встречает главного героя огромным астероидом. Итиро Инуясики буквально встаёт между людьми и их смертью. Андо размышляет, что будь это фильм «Армагеддон», то персонажи пробурили бы астероид и заложили взрывчатку под его поверхностью. Старик вооружается киношной идеей, но что эта, что все другие оказываются недееспособными. Мощности взрывов не хватает и кажется, что плохая концовка неизбежна, но вдруг прилетает бывший антагонист истории — Хиро Сисигами. Он толкает речь о том, что на земле у него тоже есть дорогие ему люди, и, чтоб их защитить, необходима какая-то жертва. Он самоуничтожается на астероиде, но одних его сил недостаточно. Угроза всё ещё нависает над человечеством и самоуничтожение Итиро Инуясики остаётся последним выходом из сложившейся ситуации. Старик говорит Андо, что всё обошлось, и скоро он вернётся к семье, но смотря на родную планету с его уст слетает «простите, что не сдержал своего обещания». Родные места и люди проносятся фотографиями в его памяти. Итиро сжимает руки в объятьях, представляя Ханако, свою верную собаку. Жертвуя собой, он спасает человечество и остаётся в памяти тех, кому стал дорог.

Разбор манги «Инуясики», где «даже хоббит способен себя полюбить»

На самых последних страницах читателю показывают, что Мари дебютировала со своим произведением, а Такэси наконец-то дал отпор старшеклассникам. Необходимую жертву Итиро списали на мощь американских боеголовок. Самоотверженный старик остался в памяти только у своих близких, но, вероятно, это как раз то, чего он хотел всю свою жизнь. А ещё его подвиг остался и в моей памяти, ведь, как ни крути, история получилась запоминающаяся и драматичная. Да, у произведения Хирои Оку много минусов как в техническом, так и в сценарном плане, но такой простой и понятный каждому сюжет находит отклик в сердцах читателей. «Инуясики» — плохая манга, которую почему-то хочется рекомендовать к прочтению.

P.S. Это мой первый серьёзный и большой текст. Спасибо вам за внимание! Если понравилась статья, то подписывайтесь на мой telegram-канал: https://t.me/ftdofficial

Там вы найдете обзоры на мангу, кино, аниме, игры и литературу.

44 показа
4.6K4.6K открытий
49 комментариев

А мне понравилась экранизация 

Ответить

Надеюсь, что речь об аниме, а не об лайв-экшн, ахаха. 

Ответить

да, после Ганца. автора конечно жестко так поперло :) сначала Супердед, потом Гигантша-порноактриса, теперь вроде как снова вернулся к Ганцу, но уже в Японии эпохи Эдо... короче чел кайфует :Д за что люблю Оку и его "произведения", так это за то что через призму "фантастики и мистики", он не плохо вот так показывает наш современный мир с его пороками, страхами, обществом и прочим мейнстримом! :) и оттого становится еще страшнее, когда осознаешь, что все ведь так и есть! один только интернет опрос в манге "Гигант"(той самой с порноактрисой), о том что "Бог спускается с неба и уничтожает половину Японии", набирает больше всего лайков (то что Бог потом приходит, эту уже другая тема), просто поражает, как автор точно подмечает суть интернет пользователей, мемов и трендов! и от этого даже страшно...

Ответить

Самое интересное у автора то, что он не пытается быть сложнее. Толкает вполне простые истины и обличает известные пороки, но при этом делает это непринуждённо и легко. В ходе прочтения Ганца или Инуясики лично у меня не возникло ощущение "скуки". Иногда такие сюжеты именно то, что нужно.

Ответить

Э в смысле вернулся, ну-ка поясни

Ответить

Мне в этом стиле больше всего нравится манга dead tube, хороший стёб и сатира над блогином, супергероикой и прочим. Особенно прикольно, что от арке к арке жанр меняется: схватка мозгов, где поворот на поворте, детектив, супергероика, королевская битва. И всё это под соусом эротики и расчленёнки до которой гансу очень далеко. 

Ответить

А мне опенинг 

Ответить