«Клеймор»: история женщин-мечей

Рассказ об одном из самых достойных представителей тёмного фэнтези, что создали на японской земле.

«Клеймор»: история женщин-мечей

Манга

Средневековье. В эти тёмные века страшнейшей опасностью для людей стали оборотни йома, питающиеся их внутренностями. Ни распознать йома в человеческом облике, ни одолеть их физически не под силу ни одному обычному человеку. Для этого существует орден наёмников, женщин-воинов с серебряными глазами. Среди простого народа воительниц называют Клеймор из-за их оружия — больших двуручных мечей.

В телах Клеймор находятся кровь и плоть йома, они — наполовину люди и наполовину монстры, цель жизни которых — искать и убивать оборотней-людоедов. Но чем дольше такая воительница сражается с йома и использует в бою их демоническую энергию йоки, тем ближе она к полному превращению в монстра, после которого сама станет объектом охоты бывших товарищей.

Убийство йома
Убийство йома

Во время своих странствий Клеймор по имени Клэр встречает мальчика Лаки, чью семью уничтожил йома, и они начинают путешествовать вместе. Лаки готов следовать за своей спасительницей куда угодно, даже несмотря на огромную опасность находиться рядом с Клеймор, а истинная цель жизни Клэр и вовсе ведёт её прямиком к сильнейшему монстру их мира.

Если скрестить мангу «Берсерк» Кэнтаро Миуры с книжным циклом «Ведьмак» Анджея Сапковского, сделать центральными персонажами женщин, приправить действие душераздирающей слёзной драмой, а сюжет как следует заправить кровопролитным экшеном, то в общих чертах получится один из самых достойных представителей тёмного фэнтези среди японских комиксов — «Клеймор» (Claymore) Норихиро Яги.

Автор

Мангака (в лучшем качестве фото нет)
Мангака (в лучшем качестве фото нет)

Норихиро Яги родился в 1968 году в Японии, а именно в городе Наха на острове Окинава, в административном центре и крупнейшем городе префектуры Окинава. Заниматься мангой Яги начал в 1990 году. В том же году за свою дебютную работу UNdeadman, опубликованную в журнале Monthly Shonen Jump и получившую два продолжения, мангака стал 32-м лауреатом премии «Акацука».

Первая многотомная работа автора — комедия Angel Densetsu — публиковалась в журнале Monthly Shonen Jump издательства Shueisha с 1992 по 2000 год. Всего Яги создал 15 томов Angel Densetsu, по которой в 1996-м вышла OVA.

В том же журнале 6 мая 2001 года началась сериализация самой известной работы мангаки — тёмного фэнтези «Клеймор». В июне 2007-го Monthly Shonen Jump закрылся, и с июля по ноябрь того года манга печаталась в Weekly Shonen Jump, а после «переехала» в новый журнал Jump Square, где 4 октября 2014-го вышла её заключительная глава. Всего в «Клеймор» их 159 (154 обычных + 4 экстра и эпилог), но в самой манге главы именуются «сценами». Собраны они в 27 томов, хотя изначально автор планировал остановится на пяти-шести томах.

В марте 2017-го Яги выпустил ваншот Arcadia of the Moonlight в Weekly Shounen Jump. А 6 декабря того же года в Shounen Sunday вышла первая глава манги Ariadne in the blue sky, над которой Яги и трудится сейчас (герои её подозрительно похожи на Клэр и Лаки).

В свободное время мангака увлекается вещами вроде комедийного японского дуэта DOWNTOWN, боевыми искусствами, вождением и хард-роком, но он не считает их настоящими хобби. Сам Яги признавался в интервью, что любит «ужастики», а среди манги, что повлияла на него, называл «Кулак Северной звезды» и «Кобру».

vs. «Ведьмак»

«Клеймор», как и «Ведьмак», придерживается той идеи, что сражаться с чудовищами должны не люди, а специально обученные этому ремеслу наёмники, которых искусственно изменили и превратили в сверхлюдей и отчасти нелюдей.

Как писал Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем...» И эта мысль почти идеально подходит для описания одной из ключевых тем манги Яги: как не стать монстром, сражаясь с монстрами, — окончательно, имеется в виду, так как смертоносные наёмницы уже наполовину не люди.

И это то, что читатель будет наблюдать на протяжении всей истории: тех Клеймор, что теряют себя, сдавшись монстру внутри, и тех героинь-мечниц, чья сила воли позволит им остаться самими собой, даже перейдя свой так называемый «предел», за которым возврата к человеческому облику быть не должно.

Сильные женщины – вот героини манги. Женщины смертоносные и красивые, разве не прекрасное сочетание? Но вот их судьба не столь прекрасна, ведь жизненный путь этих героинь — это дорога войны, смертельных битв, страшных испытаний, боли и страданий. Всю свою жизнь они обречены сражаться с монстрами, один из которых находится у них внутри.

Прошлое и будущее Клэр
Прошлое и будущее Клэр

Мир

Мир манги «Клеймор» — альтернативное Средневековье. Действие разворачивается на большом острове, разделённом на 47 районов, каждый из которых закреплён за одной Клеймор. Организация наёмниц существует за счёт выполнения заказов на уничтожение йома из поселений этих 47 областей.

Сами Клеймор не берут вознаграждения, после выполнения работы воительницей к заказчику приходит человек в чёрной одежде и забирает оплату. Если же мечница сама будет убита йома, то платить заказчику будет не за что. Однако если поселение откажется оплатить выполненную работу, то Организация больше не будет принимать от его жителей заказы на уничтожение оборотней.

Ранги воительниц
Ранги воительниц

Все Клеймор носят униформу, включающую два предмета бледно-серой обтягивающей одежды: рубашка с длинными рукавами и штаны. Поверх этого они носят броню: металлические ботинки до голени (с невысоким каблуком), большие наручи, наплечники и ламинарную (пластинчатую) латную юбку с набедренными щитками. Также они носят короткий плащ, а на шее — кусок ткани с символом, уникальным для каждой Клеймор.

Каждой воительнице присвоен ранг от 1 до 47 (по числу областей на острове). Ранг воительниц может меняться, но неизменным остаётся то, что самая сильная находится на первом месте их «рейтинга», тогда как самая слабая является номером 47 среди Клеймор.

Современная реплика клеймора
Современная реплика клеймора

Клеймор названы автором в честь реально существующего особого типа двуручного меча, использовавшегося в Шотландии в XV–XVII веках. Его название происходит от кельтского claidheamh mòr, что значит «большой меч». Носили клеймор в ножнах на ремне за спиной — точно так же, как щит (сами наёмницы в манге носят клинок за спиной). Вообще европейский двуручный меч был оружием профессиональным, но не благородным: его носили преимущественно телохранители и... наёмники.

Яги считал, что название «Клеймор» привлекает и интригует читателя.

Клеймор

Вообще, чтобы создавать своих воительниц, учёные из Организации покупали или забирали к себе обычных девочек, чьи тела потрошили и усиливали, помещая в них плоть и кровь йома. Выживали не все, но те, кому это удавалось, становились наполовину людьми и наполовину монстрами, способными сражаться против йома, используя в боях против чудовищ их демоническую энергию йоки.

Получившихся Клеймор можно было отличить по светлым волосам и серебряным глазам, за которые они получили прозвище «среброглазые ведьмы». В процессе их превращения мало человеческого, гуманного, если оно вообще тут есть, а после трансформации Клеймор по сути становились рабами Организации, живым оружием (не зря же люди дали им прозвище в честь мечей), от которого требовали беспрекословного подчинения. После превращения у них в жизни должна была быть только одна цель — охотиться на йома.

Выход из Организации у Клеймор тоже был только один — смерть. А вот её близость зависела уже от самих воительниц и того, насколько они сильны в бою и как хорошо могут контролировать свою силу йома, ведь перейдя свой «предел», они становятся ещё более жуткими монстрами, чем йома, и уже на них начинают охоту бывшие соратницы.

А те Клеймор, что близки к превращению в монстра, но хотят умереть людьми, посылают чёрную карту со своим личным знаком той воительнице, от руки которой хотели бы погибнуть. И обычно их убивают самые близкие подруги.

В этом тоже мало человеческого, но, к счастью для самих воительниц, после операции их эмоции притупляются, но не исчезают, и пусть эти «среброглазые ведьмы» — живое оружие, но такое, что способно плакать и чувствовать внутреннюю боль, которая подчас и будет двигать их помыслами и вести к гибели. И мангака действительно постарался, чтобы читатели сами хотя бы чуть-чуть, но почувствовали душевные страдания героинь.

То, что значимые персонажи манги — это сильные женщины трагической судьбы, накладывает свой отпечаток на сюжет. Например, в манге появится девочка-Клеймор, которая будет считать другую воительницу своей мамой и регулярно сосать её грудь, и закончатся их отношения куда трогательнее, чем на то можно будет рассчитывать. Кстати, все девушки после превращения в Клеймор становятся бесплодными. Внутренняя борьба за сохранение человечности и сила дружбы между женщинами — вот две темы, которые являются определяющими для «Клеймор».

Главной героиней, чьё существование должно волновать читателей, является Клеймор по имени Клэр — молодая и весьма необычная, как выяснится позже, «среброглазая ведьма». Вся манга — история её жизни, хотя автор в неравной степени будет уделять внимание и другим Клеймор.

Читателям предстоит наблюдать работу Клэр, попытки девушки отомстить своему заклятому врагу и саморазвитие для свершения мести, прошлое героини и причины её становления как Клеймор, дружбу со слегка раздражающим мальцом Лаки, которого в манге, к счастью, не так уж много, её отношения с другими Клеймор и родной Организацией, у которой хватает не очень приятных секретов от собственных воительниц, и не только это.

Другими словами, скучать за чтением не придётся, и дело не только в разнообразии подсюжетов, но и в быстром темпе подачи истории, развитие которой будет притормаживать разве что обилие экшена. Хотя есть своё удовольствие в том, чтобы как можно чаще наблюдать в манге кровавые сражения — это именно то, чего вы ждёте от жестокого боевика, и «Клеймор» читательские ожидания не обманет.

vs. «Берсерк»

Если вам понравился «Берсерк» Кэнтаро Миуры, и позже вам захотелось бы прочесть какую-то похожую мангу, то тематические сайты наверняка подсказали бы вам «Клеймор». И хотя этот манга-сериал стартовал гораздо позже «Берсерка» 1989 года, он уже закончился: напомним, выходил «Клеймор» в 2001-2014 годах и собран в 27 томов.

Но вот кое в чём другом эти две манги настолько похожи, что «Клеймор» иногда в народе называют «женским “Берсерком”» (из-за того, что центральные персонажи в нём — женщины, очевидно). И тут хотелось бы напомнить о непростой судьбе этих двух произведений в России.

Обе манги официально выходили на русском языке, за что в своё время стоило благодарить издательство «Эксмо». Первый том «Клеймор» вышел в России в 2009 году.

Продолжалось издание серии до 2012-го, но уже в следующем году «Эксмо» прекратило выпуск вообще всей своей манги, к огромному разочарованию читателей. У него были права на 15 танкобонов «Клеймор», и хотя было обещано, что все лицензированные тома серии будут изданы, последней на русском вышла 12 книга. «Берсерка» на русском успело выйти и того меньше — всего семь томов.

Как и «Берсерк», манга «Клеймор» — это тёмное фэнтези в западноевропейском средневековом антураже с эротикой (хотя у Яги её куда меньше) и морем насилия; история о мстителе, что сражается с монстрами огромным мечом при том, что он сам больше похож на чудовище.

Читатели впервые видят героев этих историй (причём оба — наёмники), когда те уже сформировались как личности, уже выбрали своей целью в жизни месть и идут по этому кровавому пути, а об их мотивах рассказывают флэшбэки. Начало у историй тоже похожее: в первой главе «Клеймор» Клэр тоже приходит в город, где есть монстр, а после его убийства обретает верного спутника, как и Гатс эльфа Пака.

Точек соприкосновения у работ Миуры и Яги больше, но делают их самими собой не похожести, а различия. В чём «Клеймор» будет послабее «Берсерка», так это в изощрённости сюжетных ходов, накале страстей и драме. Нет, всё это есть и в манге Яги, просто по-настоящему мощных волнующих моментов в ней поменьше.

Зато в «Клеймор» больше ситуаций заканчиваются хорошо, и если кто из положительных персонажей и умирает, то обычно это третьестепенные герои, что скорее плохо, чем хорошо, ведь это делает сюжет слегка предсказуемым.

С некоторыми особенно сильными монстрами в манге Яги почему-то разбираются где-то за кадром или неожиданно проще, чем того требует их статус, как с Исли, например. С другой стороны, это позволило не растягивать мангу на большее количество томов.

Особо матёрые чудовища из «Клеймор» хоть и выглядят впечатляюще жуткими и заметно различаются внешним видом, но имеют похожие способности: у них длинные режущие конечности и высокая скорость, из-за чего схваткам в манге присуща однообразность (и это даже несмотря на то, что у наёмниц разные техники фехтования мечом).

Одно из самых заметных преимуществ работы Яги над работой Миуры — высокий темп повествования, другое — сюжет без провисаний, который со временем становится только интереснее, приближаясь к кульминации. А вот главное, в чём «Клеймор» бесспорно лучше «Берсерка», так это в том, что манга Яги закончена и финал у неё отличный. Трудно представить себе кульминацию «Клеймор», что впечатляла бы сильнее той, которую придумал сам автор.

Рисунок

Мужчины и женщины на иллюстрациях Яги имеют общие черты: у них широкие лбы, овальные либо круглые лица, верхняя губа выпячивается вперёд, а нос в определённых ракурсах и вовсе пропадает с лиц. И если мужчины у мангаки выглядят странно, как родственники из одной огромной семьи, то женщинам Яги получалось придать больше индивидуальности и всех их делать изящными и красивыми. А ещё высокими и худыми.

Мангака не особенно любит острые углы, предпочитая закруглённые линии, так он придавал своим персонажам мягкие негрубые черты и миловидность во внешности, да и в целом картинка в «Клеймор» получилась очень приятной, совершенно не напрягающей глаза.

Художник заметно облегчал себе работу, оставляя на страницах много пустых белых мест или не прорисовывая лица и тела персонажей, изображая в иных сценах лишь их тёмные силуэты. Впрочем, это тоже не напрягало глаза, ускоряло чтение и помогало заострять внимание читателей лишь на самых важных деталях.

Но когда же рисунок требовал детальной прорисовки, Яги делал свою работу просто отлично. Доказательство тому — развороты и большие кадры с персонажами, выполненные с большим вниманием к мелочам. Их было бы не стыдно распечатать и повесить на стену.

Бестиарий «Клеймор» впечатляющий, как и монстры в нём: пугающие, но привлекающие взгляд и в большинстве своём разные внешне. В оборотнях Яги и после кошмарной трансформации тел нередко остаётся что-то человеческое, отчего они выглядят ещё более жуткими. Но, как ни парадоксально, некоторым оборотням и после превращения удаётся оставаться красивыми. И лучше чудовищ из «Клеймор» увидеть своими глазами, чем читать их описания.

Эмоции персонажей всегда переданы правдоподобно, а сцены боёв нарисованы так, что очень легко следить за ходом схватки и домысливать, что произошло между кадрами. Особенно хорошо в них чувствуется нечеловеческая скорость движения персонажей, та быстрота, с которой они орудуют будто бы вибрирующими клинками. И вы обязательно ощутите, с каким напором фонтаны крови вырываются из тел поверженных врагов воительниц.

Хотя в «Клеймор» много насилия и расчленёнки (самая распространённая смерть здесь — быть порубленным на части), сцены убийств лишены натуралистических подробностей, рисунок в них затемнён в нужных местах и потому не вызывает какого-либо отвращения.

В отличие от обычных «мясных» йома, тела монстров, покрытых бронёй, Клеймор крошат своими мечами на неровные твёрдые куски. Убивая врагов, Клеймор могут принимать крутые или пафосные позы, так что в своей манге Яги даже смерть сумел сделать красивой.

Обложки манги — нарисованные маслом картины.

Красоту «Клеймор» оценили и издатели: в 2010 году в Японии вышел 128-страничный артбук Norihiro Yagi CLAYMORE Illustrations Memorabilia. Цветные иллюстрации для материала взяты из него.

Как итог

В целом же «Клеймор» Норихиро Яги — это один из самых лучших и значимых представителей тёмного фэнтези в манге; большое, динамичное и кровавое приключение с сильными и трогательными героинями (смерть некоторых из них запросто может выжать из читателя слезу). Если жанр тёмного фэнтези и манга вам по душе, то «Клеймор» определённо стоит внимания.

Манга пользовалась популярностью и в Японии, где её продажи на 2016 год превышали 8 миллионов экземпляров. А узнать больше о создании манги можете из переведённого интервью Яги (часть один и два).

Адаптации

Ещё в период сериализации манги были выпущены две её адаптации. Первой стал аниме-сериал «Клеймор» от студии Madhouse. Снял его Хироюки Танака, один из режиссёров Hellsing Ultimate. Все 26 эпизодов «Клеймор» были показаны в 2007 году в Японии на NTV. Аниме стало довольно удачной адаптацией манги, что подтвердят её высокие рейтинги на тематических сайтах.

Положительного результата создатели добились не в малой степени потому, что довольно точно перенесли сюжет оригинала на малый экран. Сериал получился динамичным, кровавым, зрелищным и драматичным. Единственное, что может серьёзно испортить зрителям впечатление от его просмотра — это финал.

Опенинг сериала. Играет песня Raison d'être рок-группы Nightmare (опенинги аниме «Тетрадь смерти» и «Нейро Ногами: детектив из Ада»)

Аниме-адаптация манги была анонсирована в выпуске журнала Monthly Shonen Jump в октябре 2006 года, через месяц в продаже в Японии появился 11 танкобон «Клеймор», и в 24 серии аниме почти полностью уместились события именно этих томов. Но вот два последних эпизода аниме показывали зрителям альтернативный финал битвы за северный городок Пиета.

И здесь, кажется, нечему удивляться: аниме вышло на экраны, когда манга была закончена меньше, чем наполовину, поэтому создателям пришлось придумывать собственный финал истории. Но в аниме он во много раз слабее того, что было в манге. Клэр в адаптации куда раньше сталкивается с врагом всей своей жизни и вынуждена пощадить его (это смотрится очень глупо), чтобы у противостояния двоих героинь и аниме был хоть какой-то конец. Существует мнение, что альтернативный финал и является причиной отсутствия второго сезона шоу.

Второй адаптацией манги стала видеоигра Claymore: Gingan no Majo (CLAYMORE ~銀眼の魔女~ или Claymore: The Witch of the Silver Eyes) для Nintendo DS. Разработана она Digital Works Entertainment, а выпущена 28 мая 2009 года.

В сайд-скроллере игрок, управляя Клэр, крушил мечом врагов, что встречались на его пути. В основном это были простые йома и волки. Большую опасность для главной героини представляли боссы-Пробудившиеся.

Убивать противников можно было, используя комбо и несколько спецатак, одна из которых — техника «быстрого меча», которой Клэр овладевает в манге и аниме. Также можно было менять уровень силы йома воительницы, используя сенсорный экран и стилус.

Прохождение игры

Происходящее в игре следовало сюжету как манги, так и аниме, начиная с прихода Клэр в город, где она познакомится с Лаки, до битвы в Пиете. Но в игре в северном городе наёмнице, чтобы одержать верх над врагами, а игроку пройти Claymore: Gingan no Majo, требовалось одолеть оригинального финального босса. Но даже он не спас экшен от смешанных отзывов игроков. Стоит упомянуть, что в Claymore: Gingan no Majo были короткие 3D-ролики, в большинстве которых представляли боссов уровней.

Продолжая и заканчивая тему игр во франшизе, можно упомянуть, что в продажу поступали игральные карты с изображениями героев — Claymore Playing Cards. Иллюстрации для них были взяты с обложек DVD аниме «Клеймор».

«Клеймор»: история женщин-мечей

Можно куда больше рассказать о «Клеймор», но интереснее лично пройти тот нелёгкий путь вместе с Клэр в манге и/или аниме. И если вам нравится что-то из последнего и тёмное фэнтези, то «Клеймор» не должен вас разочаровать.

«Клеймор»: история женщин-мечей

Материал создан на основе собственных старых статей о манге.

1313 показов
25K25K открытий
11 репост
68 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Не такие уж и олдскульные...

Ответить

Кто не читал Angel Densetsu - рекомендую к прочтению, это такой лютый вин, что я удивлён, как мангака после такого выпустил довольно посредственный Клеймор.

Ответить

Вот кстати да, легенда об Ангеле порядок лучше

Ответить

Не осилил аниме) Не смог пробиться через пафос и маниакальную тягу к повторению одной фразы(что-то про то, что она не человек).
Подобные тайтлы выглядят как спектакль, кто все специально переигрывают. С серьезным лицом проблематично смотреть

Ответить

Не, я серьёзно - некоторые не читают мангу тупо из-за того, что она черно-белая.

Ответить

А манга? Слишком нецветная?

Ответить