Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

Может ли клишированное развлечение из 80-х удивлять сегодня? Узнаете в материале о комедийном боевике, на 15 лет предвосхитившем «Ковбоя Бибопа»

В продолжение темы о старенькой, но всё ещё чарующей аниме-классике, в этой статье поговорим о ныне малоизвестной франшизе Crusher Joе. Первый фильм 1983 года стал дебютной полнометражной работой Sunrise, если не считать фильмов-компиляций сериалов Gundam и Ideon.

В статье полностью отсутствуют сюжетные спойлеры

Содержание

Аниматор, мечтавший о Sci-Fi

Рассказывая о «Крушиле Джо», нельзя не упомянуть создателя оригинального ранобэ, Харуко Такатихо.

<i>Харуко Такатихо (слева) вместе с Ёсикадзу Ясухико, на ток-шоу, посвящённому Crusher Joe, 2023 год. Оба в добром здравии продолжают рассказывать о делах давно минувших лет.</i>
Харуко Такатихо (слева) вместе с Ёсикадзу Ясухико, на ток-шоу, посвящённому Crusher Joe, 2023 год. Оба в добром здравии продолжают рассказывать о делах давно минувших лет.

Такатихо начинал карьеру как аниматор в Crystal Art Studio, занимавшейся в основном детскими аниме сериалами. Сам же он всегда мечтал писать собственные научно-фантастические произведения. При этом его интересовала не «твёрдая» фантастика, а динамичные космические приключения в духе «Звёздных войн».

Это желание начало осуществляться, когда аниматор получил должность президента в новообразованной Studio Nue. Его команда выполняла вспомогательные задачи для крупных проектов, рисуя меха-роботов и космические корабли. Среди послужного списка студии можно увидеть работу над франшизами Macross и Ginga Tetsudou 999.

«Галактический экспресс 999», 1979
«Галактический экспресс 999», 1979

Со временем случился и авторский дебют Такатихо: в 1977 году он выпускает новеллу Crusher Joe: Rentai Wakusei Pizan no Kiki, знакомящую читателей с командой отважных «Крушителей» — наёмников, берущихся за особо сложные космические задания.

В ходе развития своей вселенной, Такатихо кооперируется с Ёсикадзу Ясухико, дизайнером персонажей в Gundam, с которым они работали над Yuusha Raideen («Храбрый Рейдин»). Вместе они создают вторую знаковую для эпохи франшизу Dirty Pair («Грязная парочка»), разместив её за 20 лет до событий Crusher Joe.

Интересный факт: Ясухико напрочь отказывался рисовать иллюстрации для новелл Такатихо, потому что, по «кредо» аниматора, не хотел пользоваться чернилами. После трёхдневных уговоров и разрешения работать в карандаше — он сдался.

Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

Таким образом дуэт пишет 10 новелл, пока их работами не заинтересуется руководство (тогда ещё) Nippon Sunrise, предложившее экранизировать «Крушилу Джо» совместно со Studio Nue.

Скопируй, но не точь-в-точь / Crusher Joe (1983-1989)

Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

На заре освоения космоса, людей, занимавшихся дроблением астероидов и терраформированием, прозвали «Крушителями». Со временем род их деятельности расширился, а численность выросла до огромного наёмного формирования. Они имеют безупречную репутацию среди большинства цивилизованных миров и берутся за самые опасные задания.

Команде «Крушителей» под началом молодого парня Джо поручают перевезти смертельно больную девушку, наследницу одной из крупнейших корпораций. В ходе миссии на их корабль нападают, а груз оказывается похищен. Поиски пропажи приводят Джо на Лагол — полулегальный пиратский притон, где и происходит действие фильма.

Джо и команде предстоит бросить вызов банде космических пиратов Мёрфи, спасти похищенную девушку, преодолеть десятки опасностей и предотвратить катастрофу планетарного масштаба.

Визитная карточка любой приключенческой картины — харизматичные персонажи, приковывающие внимание и заставляющие зрителя за них переживать. Сrusher Joe не станет исключением. Фильм является адаптацией новелл, поэтому герои получились очень проработанными даже без обширной предыстории. Они раскрываются через поступки и взаимодействие между собой.

Сорвиголова Джо всегда встанет горой за товарищей, красавица Альфин оставила титул принцессы ради приключений, а мудрый громила Талос готов остудить пыл капитана и прикрыть Рики — раздражающего прохвоста, обязанного присутствовать в аниме той эпохи.

Ну и куда подобной команде без маленького соратника. Его роль занимает корабельный робот Донго, наделённый истерическим смехом и любовью к порножурналам.

Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

Можно заметить, что собралась команда хрестоматийных приключенцев, как и полагается произведению-современнику вселенной Джорджа Лукаса и фильмов о Бонде. Сюда же прилагается набор кино-штампов тех лет: от классического злодея с ручным питомцем, до растворения плохишей в чане с кислотой.

Однако, бытие клишированного боевика 80-х годов совершенно не мешает «Крушиле Джо» выглядеть свежо и развлекать зрителя по сей день. Отчасти потому, что такого уже давно не снимают, с другой стороны — потому что фильм выполнен на очень достойном уровне.

Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

Визуал и дизайн

Если проводить параллели, то Crusher Joe можно сравнить с «Космическими приключениями Кобры» или «Голго-13», но «Джо» на их фоне выглядит прорывным в плане анимации, дизайна и режиссуры. Здесь уже совсем не заметно сжатых рамок аниме 70-х, а в каждой сцене чувствуется дороговизна и размах.

Студия Sunrise уже на момент 83-го года имела огромный опыт в области космической фантастики, и, как будто этого мало, к работе над Crusher Joe привлекли множество значимых художников и аниматоров.

Для разработки дизайна техники был приглашён Сёдзи Кавамори, известный по участию в производстве Macross. Благодаря ему, футуристичные шаттлы и орбитальные станции получились подробными и проработанными.

Сцену с уничтожением ПВО анимировал Итиро Итано, создатель приёма рисования ракетного заградительного обстрела, названного в честь него — «цирк Итано».

Помимо самого Ясухико, дизайном многих персонажей так же занимался Кацухиро Отомо, который вскоре прославится на весь мир своим «Акирой». И это далеко не все имена, так или иначе задействованные в проекте.

Звёздный «капустник»

Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

Как и полагается тайтлу «золотой эпохи» аниме, производство Crusher Joe окружено тёплыми и душевными историями. Ёсикадзу Ясухико, видевший в проекте возможность для перспективной молодёжи набраться опыта и развлечься на легкомысленном фильме, привлекал к работе всё больше народу.

По мере наращивания штата, к команде пришла идея предложить ряду известных мангак разработать для фильма по одному персонажу. Бюджета на эту задумку не было, но о сплочённости аниме-сообщества тех времен до сих пор слагают легенды.

От интересного предложения не отказался ни один автор, в итоге фильм обогатился не только разношёрстными персонажами, выбивающимися даже на фоне друг друга, но и обилием камео. Так, в Crusher Joe можно заметить, например, создателя Dragon Ball Акиру Торияму, сидящего в обнимку с Кэйко Такэмией, автором космической оперы «Достичь Терры».

Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

Количество (их действительно много) обнаруженных камео и отсылок напрямую зависит от вовлечённости зрителя в индустрию тех лет. О некоторых мелких деталях вы можете узнать из этой статьи.

Сложная судьба космических ковбоев

Харуко Такатихо как-то рассказывал в интервью, что его письменные новеллы плохо подходят для аниме-адаптаций. С этим можно не соглашаться, но именно начало первого фильма Crusher Joe действительно может показаться затянутым.

Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

Возможно, это связано с тем, что режиссёр Ясухико планировал развивать «Джо» как ещё одну долгоиграющую франшизу, способную конкурировать с Kidou Senshi Gundam и Densetsu Kyojin Ideon от той же Nippon Sunrise. Летом 1983 года, помимо озвученных тайтлов, Crusher Joe также столкнулся с хорошо принятым финалом «Космического линкора Ямато» и «Хармагеддоном».

Для своего времени «Крушила Джо» был захватывающим фильмом с качественной анимацией. Но, хоть он и получил награду Anime Grand Prix от журнала Animage, ожиданий продюсеров тайтл не оправдал. Его продолжение было отложено на неопределённый срок.

В плачевной ситуации на помощь пришла сестринская франшиза Dirty Pair, которую Такатихо и Ясухико развивали вместе с Crusher Joe. Дело в том, что, помимо других отсылок и камео, первое появление Кэй и Юри произошло именно в «Крушиле Джо». Это вызвало огромный ажиотаж среди аудитории и повлекло за собой создание отдельного сериала в 1985 году.

Успех «Грязной парочки» побудил Sunrise и Такатихо в 1989 году вновь вернуться к Crusher Joe и попробовать другой формат. От монструозного фильма перешли к двум OVA по часу каждая. Режиссёром новых тайтлов выступил Тосифуми Такидзава, работавший ранее над Dirty Pair.

Продолжение разрабатывалось для японской аудитории, уже знавшей о вселенной и персонажах, поэтому контекст был опущен в угоду динамике. Герои остались такими же харизматичными, но, не знакомые с обеими франшизами зрители могли не узнать некоторые детали истории. Например, о знакомстве Талоса с Кэй из «Парочки», как и о том, почему первый стал киборгом.

Две OVA получились очень разными. В первой — Ice Prison Trap, сделан упор на повествование и чувствуется недостаток разнообразного экшена, которым блистал фильм. Сюда же можно отнести совсем уж простого злодея и слабое взаимодействие между «Крушителями». А вот Crusher Joe: Saishuu Heiki Ash является примером концентрированного голливудского аттракциона, где взрывы сменяют друг друга без остановки, а напряжение никогда не спадает.

В итоге, хоть новые истории и не растеряли дух оригинала, они ощущаются скорее бонусом к фильму 1983 года. Радостной добавкой веселья для зрителей, которым не хватило забытого, уже элитарного представления.

Интересный факт: в 1988 году Crusher Joe добрался и до США, но в очень печальном виде. Лицензию на него получила Jim Terry Productions, известная в 80-е плохим качеством дубляжей. Из двухчасового фильма вырезали около 40 минут насильственных и обнажённых сцен, а голос Джо сделали нарочито писклявым в угоду молодой аудитории. Успеха такая версия не взыскала и показывалась крайне редко. Позже Сrushers вновь лицензирует AnimEigo, слегка исправив положение.

Послесловие

Cтарый, но не бесполезный / Crusher Joe

Crusher Joe в наши дни — настоящая машина времени, способная погрузить в ушедшую эпоху незамысловатых, но очень затягивающих приключенческих боевиков. Невзирая на обилие штампов и заезженную сегодня формулу, этот фильм — эталонная работа своего жанра, практически лишенная недостатков и сражающая наповал шармом и атмосферой.

При просмотре этого музейного экспоната невольно чувствуешь веселье и задор его авторов, для которых производство тайтла было отнюдь не рутиной, а тем ещё развлечением. Особенно он порадует любителей старых «крутых» фильмов, ведь в нём есть частичка «Рэмбо», «Звёздных войн» и лёгкий аромат приключений Индианы Джонса.

Настоятельно рекомендую посмотреть фильм, если он понравится — то обе OVA, а там и до оригинальных новелл Такатихо недалеко, благо его сдвоенная вселенная получилась обширной и наполненной историями.

До новых интересных встреч.

Напоминаю о важности вашей активности для продвижения материала. Не стесняйтесь лайкать и оставлять комментарии — я читаю все. А также приглашаю в свой блог, там вас ждёт ещё несколько подобных больших статей.

125125
30 комментариев

На мой вкус, это направление фантастики в 80-ых было слишком легкомысленным, из-за чего плохо состарилось. Серьёзные щи, даже в умеренных количествах, цементируют произведение, заставляют историю отложиться в голове. Сюжет Грязной Парочки я вообще не могу вспомнить, а про Кобру помню только, что это наркоманская дичь с сиськами. Война на Венере - пример удачно сбалансированной попсовой фантастики.

6
Ответить

Но это ведь и было развлекалово на вечерок, как сейчас супергероика. Оно должно показать тебе взрывы и стрельбу, а за счёт комедийности и простого преодоления опасностей такие вещи смотрятся легко и не проседают в темпе. "Джо" с этой задачей справляется на ура. Я и позиционирую его как способ посмотреть на то, что уже не снимают, а не то, к чему нужно вернуться.

Про Venus Senki возможно потом будет материал, благо снимал его тоже Ясухико.

4
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Авторская благодарность за положительный комментарий более чем из семи слов для продвижения поста в популярном <3

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

буэ такое, если чет по самураям ахуен было бы другое дело.

Ответить

глянь Меч правды он же Shuranosuke Zanmaken: Shikamamon no Otoko, мультфильм, 1990 (ну это конечно с расчетом на то что попсовые, но хорошие вещи -по типу манускрипта ниндзя ты уже видел)

7
Ответить