Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

Ох, это будет сложно. Много мыслей нужно устаканить для того, чтобы определиться с финальной оценкой. Но давайте сначала я озвучу то, что кажется очевидным — это одно из лучших фэнтези-аниме со времён канонической экранизации «Стального Алхимика» (т.е. "Братства"). И это если брать всю ширину жанра, а не сужать до более классического фэнтези. Потому что из условных конкурентов я мог бы назвать «Вайолет Эвергарден» и «Мадоку Магику», однако, они сильно другие. Тем не менее, вы понимаете, о каком уровне я говорю. Так что давайте перейдём к деталям.

Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

Для зрителя повествование начинается с того, что отряд героя Химмеля триумфально возвращается домой — они повергли Владыку демонов и освободили человечество от угрозы уничтожения. Но для Фрирен, единственной эльфийки в отряде, десятилетнее приключение не бог весть какая долгая история. В конце концов, перед тем, как все разошлись своими дорогами, она предложила встретиться через полвека, чтобы ещё раз посмотреть на красивый звездопад из более подходящего места.

И всё это время она посвятила своему хобби — поиску новых заклинаний. Но когда вскоре после повторной встречи старенький Химмель ушёл из жизни, Фрирен начала задумываться о том, что ей хочется научиться лучше понимать людей. И поэтому её дальнейшее путешествие по миру наполняется новыми нюансами. Что же откроет для себя в процессе эльфийка, которая по нашим меркам живёт практически вечно?

Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

Повествование здесь завораживающе многослойное. Настоящее то и дело перемешивается с воспоминаниями о прошлом, причём очень разной глубины. Множество линий, множество взаимосвязей — авторы очень хорошо показывают, как некие мелочи в глазах одного персонажа могут оказаться чем-то судьбоносным для других. Особенно когда речь идёт, например, о какой-нибудь деревушке. Заставляет задуматься о том, насколько поразительной является такая долгая жизнь на фоне обычных людей, чей мир постоянно меняется.

Кстати, об интересных мелочах. Я обратил внимание, что отсчёт времени в истории ведётся с момента смерти Химмеля. Как будто есть необходимость ещё и так подчеркивать его важность.

А ещё я, хоть и смотрел первые четыре эпизода уже во второй раз, всё равно прослезился (и не единожды).

Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

Некоторое время произведение даёт нам насладиться атмосферой, напоминающей «Мастера Муси». Понятное дело, что она всё равно отличается, но на уровне ощущений есть что-то родственное. Однако, позже события становятся более насыщенными, даже более боевыми — хоть у путешествия и появляется определённая цель, пускай, возможно, и промежуточная, беззаботной прогулкой оно не будет. При этом, повествование ни разу не прекращает указывать на значимость человеческих взаимодействий (в широком смысле слова, эльфов тоже считаем).

Тут я ещё хочу отметить, что когда я называл «Вайолет Эвергарден» сильно другим, я не имел ввиду, что у них нет ничего общего. Потому что тема мира после войны их определённо объединяет.

Как я могу охарактеризовать персонажей? Они весьма живые и неидеальные. Наверняка некоторые черты разных действующих лиц будут вас раздражать. Мне, например, порой действовало на нервы повторяющееся детское поведение отдельно взятых личностей. Даже легендарного Химмеля не обделили нелестными особенностями характера. Но это и делает их более человечными.

Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

Вот за что не могу похвалить создателей оригинала, так это за нейминг — как персонажей, так и мест. Потому что для человека, смыслящего в немецком, получается несколько клюквенно. Но всерьёз ругать за данный момент, конечно, тоже не собираюсь.

Пришло время поговорить об видеоряде. Студия Madhouse, говоря просто, показала свою мощь. Очень красиво, я бы сказал, завораживающе хорошо. В 26-м эпизоде и вовсе творится что-то сногсшибательное. Но это отдельный пример. А так и в целом кайфово, в том числе трёхмерная графика сделана очень аккуратно. Понятное дело, что это высокобюджетный проект, в реализации которого принимали участие десятки компаний — за что им всем спасибо. Оно того стоило.

Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

Режиссура требует пары отдельных предложений. Потому что общий уровень крутой — динамика, работа с камерой, все дела. Но есть специфический аспект, который можно (и нужно) свалить на телевизионный формат. Эпизоды время от времени повторяют уже показанные в предыдущих сериях сцены. Не чрезмерно, и это вполне резонно считать полезным, если смотришь аниме онгоингом. Но когда садишься заглатывать произведение в один присест, такое невольно бросается в глаза и хочется данные моменты почикать. Однако, ничего не поделаешь – в этом плане нетфликсовский подход с единовременным выпуском целиковых сезонов очередной раз показывает свои плюсы, там нет необходимости лишний раз освежать память зрителя. Но сложно себе представить, чтобы тайтл типа «Фрирен» вышел разом.

В работе сэйю мне подсветить стандартно нечего. Я могу разве что удивиться тому, что при таком количестве действующих лиц в составе актёров не было ни единого дебютанта. Вроде, даже не было никого, кто заполучил бы первую именную роль позже 2018-го. Кастинг явно был нетривиальной задачей.

Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

Саундтрек у аниме прекрасный. Писал его Эван Колл, урождённый калифорниец, который переехал в Токио после универа. Я уже отмечал его в обзоре на «Мой счастливый брак», а ещё он, конечно же, автор музыки всё в том же «Вайолет Эвергарден». И это те случаи, когда я не могу просто сказать “ну, уши не резало, нормально”. Тут я говорю иначе: после просмотра найдите саундтрек и послушайте отдельно. “Голливудский уровень”, возможно, прозвучит пошло, но, если задуматься, это весьма серьёзная похвала.

Теперь про опенинги и эндинг. В первых 16 сериях звучит трек “Yuusha” (то бишь, “Герой”) от YOASOBI. Меня никак не назвать хейтером группы, их суперхит “Idol” сразу поселился в моём плейлисте. И эта песня мне тоже нравится, хоть и меньше. Но я бы сказал, что она далеко не идеально подходит произведению. В этом плане вторая открывашка, “Sunny” от Yorushika, гармонирует лучше. Да и просто больше мне по душе. Впрочем, обе композиции не ассоциируются автоматически с фэнтезийным миром. В конечном итоге, лучше всего в атмосферу встраивается эндинг – “Anytime Anywhere” в исполнении milet. Но все три песни хорошие, и это меня радует.

Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

Я наверняка забыл о чём-нибудь сказать, это практически неизбежно в случае таких монументальных произведений. Например, что здесь весьма интересная концепция и эльфийской расы, и демонов. И что пусть местную концепцию магии не назвать фундаментально правдоподобной, но в ней тоже хватает увлекательных нюансов. Или то, насколько здесь проработанный мир во всех четырёх измерениях… короче, всё перечислить будет сложно, надо смотреть.

Важно перед завершением озвучить то, что на одном сезоне история не заканчивается. Это, в целом, было ожидаемо, ведь первоисточник продолжает рисоваться. Значит, ждём сиквел. В принципе, манги уже вышло достаточное количество на ещё одну такую же экранизацию – может, и не слишком долго придётся ждать. Я только надеюсь, что произведение сможет держать собственный уровень, будет очень грустно, если оно скатится.

Обзор аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren)

И совсем напоследок, я думаю, мне нужно предварительно пояснить свою финальную оценку. Я когда-то упоминал, что тайтл не может получить от меня больше 8 баллов без определённого эмоционального отклика с моей стороны. И в этом аспекте у меня в процессе просмотра были некоторые смазанности. Но, если вспомнить произведения, с которыми я ставил это рядом, было бы всё же странно давать им разные цифры. Так что вот.

9 баллов из 10.

1818
32 комментария

Мне не понравилось
Эльфийка - Мери Сью, противники мрут от одного ее пука, в любых количествах.
Она постоянно скучает.
Постоянные флешбеки, в которых она скучает вместе с героями из предыдущей, 50 лет назад, пати.
Экшена кот наплакал.
Итого мучал себя смотреть, то 14 серии, потом надоело, есть кактус, и я дропнул эту нудятину.
У меня это аниме встало, в один ряд с Паладином из далека, в этом сезоне
Такая же, редкостная нудятина.

8
Ответить

Согласен, тоже не зашло, нудятина.

2
Ответить

Так если не заходит, то не надо себя насиловать) не бывает произведений, которые подходят всем.

1
Ответить

Скорее она унылая Мери Сью

1
Ответить

Тоже во время просмотра вспомнил "Мастер Муси", но в сравнении с ним Фрирен мне меньше зашла. У неё меньший потенциал, чем у "Мастер Муси". Аниме не смогло развить изначальную концепцию, из-за чего переключилось на банальную турнирную арку.

Короче, если аниме бы состояло из 12 серий: было бы куда лучше, как минимум оно бы закончилось на хорошей ноте, а так....

2
Ответить

Эх, надо уже пересмотреть первый сезон "Мастера Муси" и посмотреть, наконец, продолжение.

Ответить

Ну, турнирная арка явление временное, после неё Фрирен снова вернулась к меланхоличным приключениям, а потом пошла довольно интересная арка про «доброго» демона.

Ответить