«Осомацу» 1966 года: как задать тренд в аниме-комедии, провалившись по всем фронтам

Шесть братьев-близнецов Мацуно те еще раздолбаи и всякий раз попадают во всякие передряги. Вместе с ними регулярно косячат ушлый франковил Иями и не по годам умный младенец Чибита. Одна из классических японских аниме-комедий еще в 60-х определили, каким будет аниме-юмор на десятилетия вперед.

Шестерняшки Мацуно
Шестерняшки Мацуно

Вы когда-нибудь задумывались, почему анимешный юмор так зависим от гэгов и упрощенной рисовки? Еще в 60-х аниме не было таким, каким мы видим его сейчас. Тогда локальные нарисованные истории были преимущественно детскими, ориентированными на диснеевские каноны и малобюджетными. Все изменил в глобальном плане «бог манги» Осаму Тэдзука, придумавший то, что называют «лимитированной анимацией», а потом – Фуджио Акацука. Именно он стал первым человеком, использовавшим гэги в Японии, за что его прозвали «мастером гэгов». А популяризировал этот прием он именно в своем в мангнум опусе – «Осомацу-куне».

В 1962 году 27-летний работник химической фабрики Акацука выпустил первую главу будущего хита в журнале Shounen Sunday. История шестерняшек Мацуно настолько полюбилась читателям, что просуществовала в журнале аж 7 лет, успев получить приз Shogakugan Manga Awards – главный приз для манг, выпускавшиющихся в журналах издательства Shogakugan. Ценнее этот приз делает тот факт, что тогда премия не разделялась на категории, а значит дурашливая комедия Акацуки выиграла конкуренцию у более серьезных работ и самого Тэдзуки. Стало лишь вопросом времени, когда «Осомацу-кун» получит аниме-адаптацию.

Обложка первого тома оригинальной манги «Осомацу-кун»
Обложка первого тома оригинальной манги «Осомацу-кун»

В 1966 году телеканал NET (сейчас он называется Asahi TV) заказал экранизацию манги у студий Childrens Corner (ответвление Toei Animation, занимавшейся анимационным аутсорсингом и закрывшейся в 1968 году). Детский ситком выходил на канале целый год. За это время стало понятно, что Childrens Corner вообще не справлялись с продакшном, о чем даже жаловался сам Акацука. В итоге сериал передали студии Zero - независимому творческому объединению аниматоров и мангак, одним из основателей которого был сам Акацука. Уровень анимации возрос, однако от закрытия его это не спасло.

Как оказалось, хоть «Осомацу» был чем-то новым и необычным для японского тв-зрителя, а также экранизацией популярнейшей манги, проект изначально был обречен на провал.

Во-первых, сам канал NET не специализировался вообще на аниме, «Осомацу» был их первым опытом показа. А зритель этого канала, хотя скорее родители этого самого зрителя, были не настолько искушены прочими нарисованными историями, чтобы принять абсурдную бессвязную трэшанину, которой был полон сериал. Позже его 3-4 года подряд успешно ретранслировал канал Tokyo 12 (ныне TV Tokyo, который регулярно транслирует аниме уже 50 лет), что говорит о важности и понимании своей целевой аудитории.

«Осомацу» 1966 года: как задать тренд в аниме-комедии, провалившись по всем фронтам

Во-вторых, сериал технически устарел еще на момент создания. Да, гэги мангаки были новым словом в анимации, однако даже в 60-х была заметна дешевизна производства. Рванная анимация и максимальная условность движений героев приправлялась часто статичной картинкой. А в случае телевизионного сериала это чревато, ведь художественный стиль Акацуки был, мягко говоря, не самым эстетичным. Он, как и Тэдзука, использовал элементарнейшие формы, что в формате комикса работало, однако для аниме было недостаточно.

После окончания ретрансляций на TV Tokyo «Осомацу» канул в забвение. Сам Акацука уже вовсю рисовал свой второй культовый проект – «Гениального Бакабона». Пленка же долгое время считалась утерянной, как и все производственные материалы по аниме. Только в 90-е их случайно нашли на студии Senrioka. Ремастеринг был невероятно сложным, так как запись хранилась в ненадлежащих условиях и была испорчена. Только спустя почти 10 лет, в 2003 году первый «Осомацу» увидел свое первое DVD-издание.

Выйти из забвения шестерняшки смогут только через 21 год после окончания первого сериала, благодаря ремейку. Однако «Осомацу» 60-х все равно можно и даже нужно назвать культовым. Ведь именно с него пошел тренд на гэги в аниме, учитывая, что до него юмор строился на традиционных для японской комедии каламбурах, саркастичной или ироничной реакции одного из участников сцены. Акацука же привнес в это все абсурд и физический юмор, а аниме это только распространило. Возможно, если бы Акацука не занялся бы комиксами в перерыве между сменами на химфабрике, мы бы не смогли сейчас так смеятся над современными тайтлами. Масштаб личности в истории, как никак.

Первая серия «Осомацу» 1966 года

Подписывайтесь на телеграм-канал КУСОГАКИ! Там мы выкладываем интересные рекомендации манги, развернутые обзоры аниме-тайтлов и новости.

5.4K5.4K показов
519519 открытий
10 комментариев

Годно, спс! Может когда-нибудь гляну сабж.

Ответить

Смотрел ремейк с озвучкой анидаба. Я так и не понял там перевод весь выдуманный был или всё же нет. Но ржал как не в себя

Ответить

У анидаба были большие допущения в озвучке, но получилось все равно крайне забавно) мастерство

Ответить

высеры анидаба на уровне этого -
https://www.youtube.com/watch?v=XPHvcpd7I9c

Ответить

Я так ознакомился краем глаза по олдовым Осомацу перед просмотром Осомацу-сан и в целом понял что их гэги были ну очень локальными, которые они зачем-то даже в Сана вывели, хотя я очень сомневаюсь, что олды заценили сиквел

Ответить

в целом юмор в аниме довольно локальный и построенный на игре слов и ситуаций, которые знакомы либо японцам, либо японистам. Это особенность любой комедии, если только эти ситуации не знакомы людям вне Японии. Однако, думаю, Осомацу будет интересен тем, кому захочется узнать, над чем смеялись японцы тех лет и изменились ли предпочтения в юморе (спойлер, да, но не совсем).

Ответить

Приятный лонг. Было бы интересно увидеть продолжение о развитии гэгов дальше, после "Осомацу"

Ответить