Смотрим аниме по порядку создания #003. Зима 1990 03/38 Shuten Douji / Сютэн-додзи
Ещё один неожиданный hidden gem от самого Го Нагаи в безукоризненной экранизации.
Shuten Douji / Сютэн-додзи
OVA, 4 серии
Дата релиза на VHS: 21.12.1989 / 01.07.1990 / 01.03.1991
Сезон: Зима 1990
Студия: Studio Signal
Режиссёр: Дзюнзи Нисимура
Автор оригинальной манги: Го Нагаи
Го Нагаи, как творец, в целом предвосхитил (или создал, если хотите) многие чаяния японской аудитории в том, что они хотели бы видеть в манге и анимации. Он один из первых, кто по максимуму вложился трудочасами в меха жанр, создав омегавёрс "Мазингер", и он же был один из первых, кто почувствовал, что японские дети будут очень быстро взрослеть и становиться подростками, а затем молодыми людьми, а значит половое влечение к противоположному полу будет тащить в продажах, а значит он сделал упор в своих произведениях (специально или это ему самому всё нравилось, уже никто не скажет) на жестокости, декапитациях и задержке "экранного" внимания на женских прелестях, при том не только сисечках, но и на самом сокровенном. Ожидаемо, что японские подростки были в полном одобрении с такого, и Го Нагаи стал не просто прижизненным классиком, но не сдвигаемой глыбой в аниме культуре.
К созданию Shuten Douji мэтр приступил уже практически на пике славы. За плечами уже были люто взлетевшие и хайпующие в Японии созданные им, а главное успеншно проанимеэкранизированные франшизы Getter Robo, Mazinger, Cutie Honey, Devilman и другие.
Мангака не стал изменять сложившейся традиции, где он всегда работал на средней дистанции, создавая работы не длиннее десяти томов и выложился в прекрасные девять танкобонов, создав действительно интересный взгляд на старую японскую миф-легенду, которую знает каждый японец.
Дело в том, что Сютэн-додзи в японской мифологии - глава они (огромных демонов-людоедов), одной из трёх веток нелюдей-врагов человечества. По легенде герой Минамото-но Райко бесстрашно сразился с великаном, отрубив тому голову, а сам чудом уцелел, так как перед смертью глава они пытался откусить голову храбрецу, но не смог из-за небольшой военной хитрости: Минамото надел перед боем сразу несколько шлемов друг на друга и людоед не смог прокусить их все сразу. Этот момент из мифа отражён, например, в небольшой инсталяции в городе Карацу вот так.
Го Нагаи не стал вчистую мангаизировать всю легенду, наоборот, он полностью её переработал, превратив Сютэн-Додзи в спасителя человечества, добавив научно-фантастические элементы, перемещения в пространстве и времени, временную петлю, которая красиво превращает момент в отрубание головы в незначительный элемент, не забыв добавить, конечно, добрую долю этти. Получилось не просто здорово, получился нестареющий шедевр.
Под конец 80-х расцвела эпоха видеокассет, продажи росли просто гигантскими темпами, что неизбежно привело к тому, что формат OVA -релиз аниме сразу на видеокассете, минуя телевизионный показ пух, как грибы. Кстати, с популярностью видеокассет в Японии (да и не только там, у нас была та же история) связан интересная (и кровавая страница) в истории организованной преступности (якудза). Дело в том, что сделать новую запись на видеокассете мог любой желающий, просто заклеив скотчем специальное "ушко" на видеокассете.
Поэтому, понятное дело, если может любой сделать копию, то тогда любой может эту копию и продать. Тогда с негласного решения бизнеса весь контроль за продажей видеокассет отдали якудза. Они следили за тем, чтобы барыги продавали на точках только их (или нужного поставщика) кассеты, а тех, кто занимался кустарной перезаписью в домашних условиях без разрешения клана быстро ставили на счётчик или заливали в бетон и отправляли купаться в океан. Должность смотрителя за видеокассетами была в клане довольно денежной, очень доходной и престижной, её выдавали за боевую доблесть, покладистый нрав и хорошую службу. Чтобы всем бойцам клана хватало всем на прокорм, должность обычно делили по секторам: по улицам или торговым центрам, да и следить за порядком так было тщательнее. У нас в России в 90-ые за палатками тоже был закреплён смотрящий. Самовольно торговать кассетами запрещалось, вплоть до сжигания палатки ночью. За другие страны не знаю, как там было.
Расцвет OVA привёл новую культурологическую проблему. Формат в 40-50 минут не позволял экранизировать длительные сюжеты, поэтому очень частая история, когда OVA или их пара рассказывала о событиях только первого, максимум второго тома, а за продолжением надо было идти уже в книжный за печатным изданием. К счастью, не знаю почему, но у Studio Signal хватило денег экранизовать все девять томов целиком в виде четырех 50-минутных эпизодов, и это очень круто.
У "Сютэн-додзи", помимо автора оригинало получилось три отца, которые вывели аниме в разряд шедевров.
Первый из них - режиссёр картины Дзюндзи Нисимура. Не новичок в индустрии, за плечами как минимум было 40 серий "Несносных Пришельцев", созданных подряд на потоке (а это большая нагрузка), он по ощущению, просто дичайше проникся всей историей. Возможно он фанат кайдзю жанра, возможно просто так сложились звёзды, но у режиссёра получилось создать поистине страшных, грозных внушающих своей безумной мощью они-людоедов.
Драка они между собой поражает брызжущей с экрана яростной необузданной силой, в которой понимаешь, насколько слаба человеческая плоть по сравнению с этими грозными созданиями. Великолепная передача атмосферы. Режиссёр во многих местах превзошёл оригинал на целый порядок.
Второй отец - композитор музыкального сопровождения. Почти все четыре эпизода сопровождает мрачные, давящие композиции, усиливая восприятие от великолепной картинки. К сожалению, об Анзае Фумитаке не так много информации в сети, но с работой он своей справился на 100%.
Третий отец "Сютэн-Додзи" японская бэкграунд студия Studio Loft, отвечающая за фоны. В индустрии - это нормально, когда студии не лезут на первый план, отвечая за все риски в случае коммерческого провала, а просто концентрируется на том, что делает лучше всего, выполняя сторонние заказы от других аниме студий. Вот студия "Лофт" как раз специализируется на детальных акварельных фоновых изображениях, которые у неё получаются просто бомбезно.
События "Сютэн-Додзи" происходят в разных исторических эпохах, включая современный город и его локации, средневековье, космическую станцию и даже мир демонов, поэтому студии пришлось отрисовать сотни фонов в разных ракурсах. Видно, что выложились они максимально, все задники впечатляют огромным количеством деталей и общим искусством исполнения. Венцом творчества студии стало огромное панно, изображающее мир демонов, которая мать героя рисовала в камере психиатрической больницы. Полный субараши.
В аниме безусловно присутствует обнажёнка и даже "щупальца" сцены, но всё сделано максимально органично и в целом оправдано сюжетом. Требования того времени.
Миамото героя, который отрубил голову Сютэн-додзи в оригинальном мифе, кстати, вообще не обидели. Наоборот, его образ приобрёл даже совсем величественный и благородный размах. Зрителю он тоже настолько полюбился, что выпустили с ним фигурку, которую надо было раскрашивать вручную.
"Сютэн-Додзи" шикарное аниме. Оно доставляет по полной. Ну и заодно знакомит с знаменитой японской легендой. Мои самые горячие рекомендации. И спасибо, что дочитали. Продолжим в следующем выпуске.
Этот дядька был мощный в каком-то Нио.
Во второй части, да. Клёвый, да.
neural activation
Это мы смотрим
Судя по обложкам, девочки там действительно го нагаи.