Музыкальные аниме

Музыкальные аниме

Сложно представить, но почти каждое аниме в эпоху становления японской мультипликации было музыкальным. Ведь клипы без озвучивания зачастую сопровождались живым аккомпанементом. Очевидно, что такой формат совершенно не похож на музыкальное аниме в современном его понимании. Давайте же погрузимся в историю жанра и проследим ее от истоков до наших дней!

Цветные и чёрно-белые клипы или аниме, сопровождаемые музыкой, появились в Японии ещё в начале 20 века, а пропагандистские фильмы 40-ых изобиловали в основном детскими песенками и маршевыми мотивами, так что настоящим временем рождения музыкального аниме как жанра можно назвать 1971 год. Тогда вышел сериал «Блуждающее солнце», рассказывающий о двух девушках, стремящихся попасть в мир большой музыки. В 1978 году появился ещё один сериал о двух школьницах, которые покоряют Японию своими песнями. Однако в этот раз история была не выдумкой. Индустрия анимационных сериалов в Японии за почти 10 сильно расширилась и боссы звукозаписывающей индустрии дали добро на рассказ реальной истории певиц в аниме-формате. Произведение «История Пинк-Лейди» рассказывало о буднях наиболее известного тогда дуэта на японской эстраде. До эпохи идолов оставалось совсем немного, и в Японии ещё были популярны вокальные дуэты.

Музыкальные аниме

В 1981 году тогда ещё подвальная студия Гайнакс выбрала жанром своего первого произведения музыкальный клип на песню популярной в те времена Electric Light Orchestra со свежевышедшего альбома Time. Прорывной по своему времени стиль позже зарекомендует студию на рынке аниме, однако официального перевыпуска их первой работы фанаты так и не дождались – любительский фильм не имел авторских прав на песню и вопрос этот не решён по сей день.

Проникновение идол-культуры в массы с установлением стандартов красоты в виде девочек-подростков в пышных платьях и с короткими причёсками сделали образ исполнительниц запоминающимся. Певицы стали чаще становиться главными героинями аниме вне муызкального жанра: махо-сёдзе и меха также обзавелись собственными поп-идолами. Часть сюжета сериала «Макросс» и «Мегазона 23» была посвящена именно музыке и её исполнительницам, а сериал «Волшебница Крими-мами» и вовсе рассказывал про девочку, которая умеет перевоплощаться в поп-идола. Ее партии исполняла молодая исполнительница Ота Такако.

Музыкальные аниме

Выход аниме-персонажей за рамки сериала подразумевал и пение от лица героев аниме. Первенство в этом деле принадлежало популярнейшему в 80-е годы романтическому ситкому "Доходный Дом Иккоку", в саундтреке которого партии исполнялись от имени главной героини Кёко Отонаси, а не от имени сэйю, которая озвучивала её. Обложка сингла должна была это подчёркивать вместе с содержанием песни, повествующей о жизни главной героини.

Кроме того, в 80-е на телевидение вновь вернулся забытый формат историй под музыку, например в короткометражках от иллюстратора Сэйдзо Ватасэ, которые спонсировались японскими табачными компаниями и были нацелены на взрослую аудиторию. Тон таких аниме был меланхоличным и часто изображал бары большого города, дорогие апартаменты и другие локации, хорошо подходившие как для рекламы алкоголя и сигарет, так и для изображения в стиле западных иллюстрации.

В 1995 году свой музыкальный клип выпускает даже студия Гибли под заголовком «Тебе на заметку». Жанр 30-минутных длинных музыкальных попурри уходит на кассеты в виде таких произведений как «Шифр» или «А-девушка».

Новая волна японского рока постепенно занимает свою нишу в аниме, начиная с таких проектов как «Обречённая любовь» и произведения, основанного на образах участников реальной группы – «Зигги», действие которого происходило в Лондоне. Оно вышло в 1991 году и представляло из себя переходы между 10 музыкальными клипами на разные песни. Завершило рок-десятилетие фантасмагорическое аниме «Столоначальник Одзи», задавшее тренд на безумное повествование на фоне рок-музыки, отчасти унаследованное позже такими проектами как «Детройт Город металла».

Музыкальные аниме

Рок-волна продолжилась произведениями о музыкантах новых направлений. Среди них можно отметить аниме «Бек» для мужской молодёжной аудитории и «Нана». Две похожие драмы рассказывали не только о музыке, но и о переживании их авторов, сложностях и неприглядных сторонах создания музыкальных коллективов.

Начало нового века становится периодом лёгких аниме-историй о музыке. Произведения в стиле «Фортепиано» в каком-то смысле стали предвестниками таких проектов как «Кэй-он», которые взорвали рынок музыкального аниме. Выходившие позже или параллельно франшизы «Ура мечте», «Живая любовь» и «Идолмастер» и «Звучи, эуфониум!» продолжили традицию милого аниме о симпатичных школьницах-музыкантах, которое развивалось и обросло различными подражателями и переосмыслениями. В их числе «Звуки небес», которые повествуют о трудностях отрядов женщин-горнистов на войне.

Относительно недавний взлёт аниме про музыку не заставил рынок ждать. Множество пародий, экспериментальных проектов: от полностью нарисованного от руки одним человеком «Онгаку» до комедий про гипсовые статуи-идолы «Юноши из гипса». Увеличилось количество аниме-клипов различного содержания. Взрослая аудитория обзавелась своими музыкальными сериалами, такими как «Нодамэ Кантабиле». Известные режиссёры, например, Синъитиро Ватанабэ, внесли свой вклад в музыкальное аниме личными произведениями вроде «Детей на холме» о джазе в Японии. «Твоя апрельская ложь» до сих пор входит в рейтинг популярнейших аниме десятилетия, а некоторые проекты как «Кэрол и Тьюсдей» выходят на международный уровень стриминговых площадок. Последние сообщения о готовящейся экранизации манги – лауреата множества премий «Синий гигант» – о японском джазмене также показывают, что спрос на музыкальное аниме в Японии ещё долго будет высоким.

Музыкальные аниме
66
Начать дискуссию