Рецепт шедевра: что вдохновило «Dungeon Meshi»
Лонг об увлечениях, вдохновениях и творческом пути Рёко Куи.
В этом тексте не будет рассуждений о содержимом сериал, интерпретации тем и смыслов или строительства теорий. Вместо этого я хочу больше рассказать об источниках вдохновения, самой мангаке и общем контексте возникновения этой истории. Ведь зачастую интересны не только тайтлы, но и личности, что за ними.
Содержание
Рождение концепции
Рёко Куи — японская мангака, которая наиболее известна своей фэнтезийно-кулинарной приключенческой комедией «Dungeon Meshi», выходившей в 2014-2023 годах. Это первая сериализация автора в составе издательства, но не первая её работа в принципе.
В рамках же официального сотрудничества с печатным издательством за 2011-2013 годы она выпустила выпустила два сборника коротких историй и пару ваншотов.
Её сборники называются "Драконья школа на вершине горы" и "Террариум в выдвижном ящике". Все они написаны в разных жанрах и показывают широкий спектр интересов автора. Второй сборник особенно интересен, так как там на двухстах страницах танкобона простёрты аж 34 истории, некоторые из которых длятся буквально две страницы.
А с 2014 по 2023 выходила сериализация Dungeon Meshi. Интересно, что изначально Куи не планировала запускать историю о приключениях в подземелье как свой официальный сериал, планируя осуществить идею в качестве самостоятельной публикации, как хобби.
Сериализацию же она хотела дать некой научно-фантастической истории, однако её редактор Масару Хирои неоднократно отвергал эту идею. И именно он убедил Куи развить концепцию Dungeon Meshi в рамках журнала, во время одного из обсуждений увидев наброски на её столе.
И вообще её редактор сыграл довольно важную роль в формировании итогового результата. Например, он придумал название манги и активно участвовал в работе над структурой сюжета. В чём, собственно, и состоит роль редактора. Оригинальный драфт истории был и более комплексным и более простым одновременно и ещё до начала публикации претерпел ряд изменений.
С одной стороны, Куи хотела добавить для персонажей разные языки, что усложнило бы их коммуникацию и потенциально играло бы большую роль в повествовании. Чисто нёрдовский момент, который в ходе редактуры было решено убрать, дабы не утомлять читателя.
С другой же, она хотела сделать историю очень камерной, ограничиться малым количеством персонажей и не раскрывать никаких подробностей мира вне самого подземелья. Однако в ходе развития сюжета всё тот же редактор попросил добавить эти элементы.
На заре вдохновения
Темы, вложенные в мангу, сопровождали мангаку с самого детства. С ранних лет она была придирчива к еде, не имея желания пробовать различные штуки. По её словам, она бы не смогла есть то, что едят её персонажи, и из всех них она сравнивала себя с Изуцуми, которая также не горит таким желанием.
Другой важной чертой является то, что с ранних лет Рёко Куи придумывала и рисовала различных монстров, а после анализировала их. Ей было интересно выяснить, кто из них сильнее и другие детали. Эти увлечения явно прослеживаются в её мангум опусе, при создании манги она опиралась на эти воспоминания и чувства.
Но конечно, каждый, кому знакомо «Подземелье вкусностей» заметил, что от общей концепции до деталей сеттинга оно пронизано духом компьютерных ролевых игр. И сенсей действительно этим вдохновлялась. С играми она знакома с раннего детства, потому что наблюдала за тем, как её отец проходит совсем старые RPG.
К знаковым сериям, которые она наблюдала в те годы, относятся Ultima, Dragon Quest, Fire Emblem и Wizardry. Последняя для нас особенно важна!
Наследники легенды
Wizardry — одна из первых RPG-франшиз, пик популярности которой пришёлся на восьмидесятые годы. Всего в серии 8 основных частей, последняя из которых вышла в 2001 году.
Это очень влиятельная франшиза, оказавшая большое влияние на всё развитие жанра. К непосредственным ноу-хау относятся изобретение жанра dungeon crawler и того, что в будущем назовут престижными классами. Также 4 часть стала первой игрой, где можно отыгрывать негативного персонажа и концовка зависит от твоих действий.
Всё это вдохновляло и формировало такие игры как Ultima, Might and Magic, A Bard’s Tale, так и более поздних представителей жанра. И хоть игра является американской, популярнее всего она стала в Японии, оказав влияние на такие японские серии как Shining Force, Fire Emblem, Dragon Quest и Final Fantasy.
Кроме того, в стране восходящего солнца создавались многочисленные спин-оффы чисто для японского рынка, и в границах этой страны серия даже пережила свою основную смерть 2001 года, потому что там в большом количестве продолжали выходить новые игры вплоть до начала десятых годов.
Есть там и забавный момент с тем, что серия на самом-то деле ироничная и полнится проколами, но японский перевод первых частей был сделан из рук вон плохо. И как одно из следствий этого, сюжет игр серии воспринимался там куда серьёзнее, чем стоило бы.
Влияние этой игровой серии можно проследить не только в играх, на неё ссылались и авторы таких произведений как Sword Art Online и Goblin Slayer. И в целом это предтеча очень многих гиковских вещей как в Японии, так и во всём мире. Даже если мы не можем проследить чёткое наследие и вдохновение, франшиза вплела себя в сам код гиковской культуры и так или иначе влияет вообще на всё.
Важна эта серия и для Рёко Куи, а шестую часть она и вовсе называет основным источником вдохновения при создании Dungeon Meshi.
Концепцией и завязкой Wizardry VI: Bane of the Cursed Forge и правда очень похожа на её мангу.
По сюжету группа персонажей разных фэнтезийных бэкграундов и рас отправляет в заброшенный больше века замок. Загадочна и судьба его обитателей, ведь никто не знает, что стало с королём, королевой и волшебником, которые жили здесь раньше.
По слухам, где-то внутри находится Cosmic Forge, артефакт, который контролирует судьбу пространства и времени. Всё, что записано с его помощью, автоматически становится правдой. Таким образом его владелец способен вершить судьбу мироздания. За этим артефактом герои и охотятся, пробиваясь через полчища монстров.
Когда приключенцы оказываются в замке, ворота за ними закрываются, делая побег невозможным. Закрывается на этом и пересказ сюжета игры, потому что текст ни для чего не спойлерный.
Желающие могут прочитать и сравнить истории на той же Википедии. Я и сам знаком с Dungeon Meshi лишь по первому сезону, поэтому не хочу знать дальше этого. Но думаю, что истории похожи лишь в рамках общей концепции и отдельными элементами, тем более, что у игры 3 разных концовки и вместе с VII и VIII частями она образует единую сюжетно связанную трилогию.
Охота за идеями
Но всё названное выше — дела дней минувших. Когда Рёко Куи получила зелёный свет на сериализацию, она занялась проработкой мелочей и погружением себя в соответствующий контекст.
С этой целью она, например, начала читать западные фэнтезийные книги. Основными источниками вдохновения она назвала Бесконечную историю и Властелин колец, ставший одним из её любимых произведений.
Более нестандартным примером является чтение рулбуков и сюжетных книг по Dungeons and Dragons, которые тоже помогли ей в приготовлении манги. При этом сама в ДНД она до сих пор не играла, потому что ей сложно найти соответствующую компанию.
Но, конечно, обратилась она за вдохновением и к играм. На какое-то время она выпадала из этой темы и сбор материала для своего произведения стал для неё точкой возвращения к любимому в детстве занятию.
Особенно она выделяет игру под названием Legend of Grimrock и связывает возрождение своего интереса к играм именно с ней.
Это экшен-рпг 2012 года. По сюжету группа преступников доставлена на воздушном корабле к вершине Мрачной горы. Она является их тюрьмой, но король помилует тех, кто сможет спуститься с неё. Однако таких пока не было.
Группа узников спускается с вершины горы по подземным проходам, исследует подземелье и сражается за выживание. Ясно, почему Куи выбрала эту игру как один из референсов.
Интересно, что игра основана на вышедшей в 1987 году Dungeon Master. По всей видимости, так о ней и узнала Рёко Куи, потому что она упоминала её как одну из игр, в которую хотела тогда поиграть.
Дело в том, что это одна из первых игр, где реализована механика потребности в еде и воде, поэтому ей было интересно это изучить. Однако руки мангаки так и не добрались до этого проекта по причине дороговизны покупки игры и игрового устройства. Она не переиздавалась десятки лет, а потому недоступна на актуальных платформах.
Возвращение в игру
С тех пор Рёко Куи стала весьма активным геймером и прошла много как старых, так и новых игр самых разных жанров. По всему этому она часто рисует фанарты, которые сопровождают и эту статью. И хоть это не имеет прямого отношения к Dungeon Meshi, об этом всё равно интересно поговорить
Среди её любимых игр — Cyberpunk 2077 и Red Dead Redemption 2. Последний особенно впечатлил её проработкой деталей и она призывала своего редактора и других коллег поиграть в это, чтобы потом обсудить с ней.
Другой жемчужиной для неё стал Baldur’s Gate 3. Она играла в него со времён раннего доступа и очень благодарна за то, что в конечном счёте вместе с релизной версией игра получила японский перевод.
Перевод вообще нередко упоминается в её интервью. Например, она выражала благодарность и восхищение переводом третьего Ведьмака. А вот с Pathfinder: Wrath of the Righteous ей не повезло.
Судя по артам, она играла в предыдущую часть и можно предположить, что она понимает английский на определённом уровне. Но, видимо, для неё это сопряжено с определёнными трудностями, потому что она говорила об ожидании перевода WotR и выражала надежду, что успех BG3 увеличит количество локализаций. Но по сей день перевод так и не вышел.
Другим путём её геймерского развития стали инди-игры. Знакомство с этим жанром началось с Papers, Please и с тех пор прошла много других игр, среди которых есть Immortality, Gorogoa и Inscryption.
Команда мечты
Приготовленный с любовью, Dungeon Meshi привлёк к себе внимание многих других талантливых людей. Режиссёр Ёсихиро Миядзима и дизайнер персонажей Ниитака Такэда являются давними фанатами оригинальной работы, а потому подошли к своему делу с большим рвением.
Рёко Куи не хотела, чтобы её работа получила экранизацию, пока не достигнет финальных этапов. Это было мотивировано интересами тематической целостности и правильного расставленная акцентов.
Режиссёр сериала отдельно восхищался тем, что авторка смогла не отклоняться в сторону от изначальной задумки и произведение вышло наредкость выверенным.
Например, дизайнер персонажей в жизни является кошатником и поэтому очень дотошно отслеживал движения Изуцуми и сравнивал это с типичным для кошки поведением. Также он отдельно проследил, чтобы её шерсть залезала поверх одежды, как это было сделано в манге. По словам режиссёра, такое мог заметить только кошатник.
Режиссёр же часто консультировался с Куи, которая была плотно вовлечена в экранизацию, и говорит, что написанная ей Библия Приключенца была очень полезна в работе над сериалом, потому что там указано много разнообразных сведений о мире и персонажах.
Над музыкой к сериалу работал Ясунори Мицуда, чьи композиции мангака полюбила благодаря игре в Chrono Cross. Куи очень любит саундтрек этой игры и упоминала, что много-много раз пересматривала открывающую заставку игры. Поэтому пригласить его композитором было важным желанием с её стороны.
Несмотря на то, что многие члены команды были не так опытны в своих ролях, проект безусловно удался и полюбился многим зрителям. Оказавшись большим успехом, он был продлён на второй сезон ещё до завершения трансляции первого.
Что-то не награждается, что-то начинается
Забавной является положение Dungeon Meshi с премиями. На Crunchyroll Awards аниме-адаптация была номинирована в 16 категориях, но не выиграла ни в одной из них. Это удивительный случай, после которого пошли разговоры о том, что это всё результат необъективного судейства, ведь сериал выходил на Нетфликсе, а не на Кранчиролле. Независимо от причины, это рекорд премии по не награждениям номинанта.
Но бог с ним с Кранчироллом, награды которого каждый год не пинает только ленивый. Похожая судьба преследовала и мангу, которая тоже поставила своеобразный антирекорд.
Ежегодная премия Manga Taishou, на мой взгляд, является единственной реально значимой наградой индустрии манги, за её победителями и общим списком действительно стоит следить.
Каждый год около 10 сериалов попадает в шорт-лист, а потом жюри из пары сотен человек голосует за то, кто ныне самый достойный. Так вот долгое время Dungeon Meshi была мангой, чаще всего попадавшей в этот список, но так и не занявшей первое место.
Всего это случилось 4 раза за 10 лет сериализации. Но недавно в этом параметре с ней сравнялась "Звезда цветущих дев", которая ещё выходит, а потому имеет шансы побить этот антирекорд.
В любом случае, Dungeon Meshi получил другие премии. А что самое важное — не остался обделён вниманием. Рёко Куи была вдохновлена многими работами и наверняка её манга разожжёт творческий огонь в ком-то другом. Однажды мы увидим наследников и этой легенды.
Спасибо за прочтение!
#манга #мангака #аниме #dungeon_meshi #wizardry #историясоздания #вдохновение #лонг #лонгрид