Рецепт шедевра: что вдохновило «Dungeon Meshi»

Лонг об увлечениях, вдохновениях и творческом пути Рёко Куи.

Великая мечтательность

В этом тексте не будет рассуждений о содержимом сериал, интерпретации тем и смыслов или строительства теорий. Вместо этого я хочу больше рассказать об источниках вдохновения, самой мангаке и общем контексте возникновения этой истории. Ведь зачастую интересны не только тайтлы, но и личности, что за ними.

Уютный мир Рёко Куи
Уютный мир Рёко Куи

Содержание

Рождение концепции

Авторка анонимна и ценит свою приватность. Поэтому смотрим на переодетых друг в друга героев из официального артбука 
Авторка анонимна и ценит свою приватность. Поэтому смотрим на переодетых друг в друга героев из официального артбука 

Рёко Куи — японская мангака, которая наиболее известна своей фэнтезийно-кулинарной приключенческой комедией «Dungeon Meshi», выходившей в 2014-2023 годах. Это первая сериализация автора в составе издательства, но не первая её работа в принципе.

До работы с издательством она несколько лет самостоятельно публиковала веб-мангу под названием UORIR: Amble

В рамках же официального сотрудничества с печатным издательством за 2011-2013 годы она выпустила выпустила два сборника коротких историй и пару ваншотов.

Её сборники называются "Драконья школа на вершине горы" и "Террариум в выдвижном ящике". Все они написаны в разных жанрах и показывают широкий спектр интересов автора. Второй сборник особенно интересен, так как там на двухстах страницах танкобона простёрты аж 34 истории, некоторые из которых длятся буквально две страницы.

А с 2014 по 2023 выходила сериализация Dungeon Meshi. Интересно, что изначально Куи не планировала запускать историю о приключениях в подземелье как свой официальный сериал, планируя осуществить идею в качестве самостоятельной публикации, как хобби.

Сериализацию же она хотела дать некой научно-фантастической истории, однако её редактор Масару Хирои неоднократно отвергал эту идею. И именно он убедил Куи развить концепцию Dungeon Meshi в рамках журнала, во время одного из обсуждений увидев наброски на её столе.

Общая продолжительность составляет 14 томов. Манга была чрезвычайно популярна уже с релиза первого тома
Общая продолжительность составляет 14 томов. Манга была чрезвычайно популярна уже с релиза первого тома

И вообще её редактор сыграл довольно важную роль в формировании итогового результата. Например, он придумал название манги и активно участвовал в работе над структурой сюжета. В чём, собственно, и состоит роль редактора. Оригинальный драфт истории был и более комплексным и более простым одновременно и ещё до начала публикации претерпел ряд изменений.

В ходе публикации манги Куи также выпускала небольшие коллекции рисунков Daydream Hour, которые шли в комплекте с журналом и позднее были объединены в единый артбук
В ходе публикации манги Куи также выпускала небольшие коллекции рисунков Daydream Hour, которые шли в комплекте с журналом и позднее были объединены в единый артбук

С одной стороны, Куи хотела добавить для персонажей разные языки, что усложнило бы их коммуникацию и потенциально играло бы большую роль в повествовании. Чисто нёрдовский момент, который в ходе редактуры было решено убрать, дабы не утомлять читателя.

С другой же, она хотела сделать историю очень камерной, ограничиться малым количеством персонажей и не раскрывать никаких подробностей мира вне самого подземелья. Однако в ходе развития сюжета всё тот же редактор попросил добавить эти элементы.

В конечном счёте Куи даже написала справочник Adventurer’s Bible, где в подробностях изложена информация о персонажах и сеттинге
В конечном счёте Куи даже написала справочник Adventurer’s Bible, где в подробностях изложена информация о персонажах и сеттинге

На заре вдохновения

Мангака любит драконов. Они представлены во многих её работах
Мангака любит драконов. Они представлены во многих её работах

Темы, вложенные в мангу, сопровождали мангаку с самого детства. С ранних лет она была придирчива к еде, не имея желания пробовать различные штуки. По её словам, она бы не смогла есть то, что едят её персонажи, и из всех них она сравнивала себя с Изуцуми, которая также не горит таким желанием.

Другой важной чертой является то, что с ранних лет Рёко Куи придумывала и рисовала различных монстров, а после анализировала их. Ей было интересно выяснить, кто из них сильнее и другие детали. Эти увлечения явно прослеживаются в её мангум опусе, при создании манги она опиралась на эти воспоминания и чувства.

Также она называет бестиарий Борхеса одной из книг, сформировавших её как личность
Также она называет бестиарий Борхеса одной из книг, сформировавших её как личность

Но конечно, каждый, кому знакомо «Подземелье вкусностей» заметил, что от общей концепции до деталей сеттинга оно пронизано духом компьютерных ролевых игр. И сенсей действительно этим вдохновлялась. С играми она знакома с раннего детства, потому что наблюдала за тем, как её отец проходит совсем старые RPG.

У Dungeon Meshi тоже есть своя игра! Пусть и настольная
У Dungeon Meshi тоже есть своя игра! Пусть и настольная

К знаковым сериям, которые она наблюдала в те годы, относятся Ultima, Dragon Quest, Fire Emblem и Wizardry. Последняя для нас особенно важна!

Наследники легенды

Рецепт шедевра: что вдохновило «Dungeon Meshi»

Wizardry — одна из первых RPG-франшиз, пик популярности которой пришёлся на восьмидесятые годы. Всего в серии 8 основных частей, последняя из которых вышла в 2001 году.

Это очень влиятельная франшиза, оказавшая большое влияние на всё развитие жанра. К непосредственным ноу-хау относятся изобретение жанра dungeon crawler и того, что в будущем назовут престижными классами. Также 4 часть стала первой игрой, где можно отыгрывать негативного персонажа и концовка зависит от твоих действий.

В DnD престижные классы появились с третьей редакцией в 2000 году, сильно после Wizardry. Хотя нечто отдалённо похожее было ещё в старом расширении 1975 года
В DnD престижные классы появились с третьей редакцией в 2000 году, сильно после Wizardry. Хотя нечто отдалённо похожее было ещё в старом расширении 1975 года

Всё это вдохновляло и формировало такие игры как Ultima, Might and Magic, A Bard’s Tale, так и более поздних представителей жанра. И хоть игра является американской, популярнее всего она стала в Японии, оказав влияние на такие японские серии как Shining Force, Fire Emblem, Dragon Quest и Final Fantasy.

Кроме того, в стране восходящего солнца создавались многочисленные спин-оффы чисто для японского рынка, и в границах этой страны серия даже пережила свою основную смерть 2001 года, потому что там в большом количестве продолжали выходить новые игры вплоть до начала десятых годов.

Японские части имеют ярко выраженную местную стилистику
Японские части имеют ярко выраженную местную стилистику

Есть там и забавный момент с тем, что серия на самом-то деле ироничная и полнится проколами, но японский перевод первых частей был сделан из рук вон плохо. И как одно из следствий этого, сюжет игр серии воспринимался там куда серьёзнее, чем стоило бы.

Влияние этой игровой серии можно проследить не только в играх, на неё ссылались и авторы таких произведений как Sword Art Online и Goblin Slayer. И в целом это предтеча очень многих гиковских вещей как в Японии, так и во всём мире. Даже если мы не можем проследить чёткое наследие и вдохновение, франшиза вплела себя в сам код гиковской культуры и так или иначе влияет вообще на всё.

Важна эта серия и для Рёко Куи, а шестую часть она и вовсе называет основным источником вдохновения при создании Dungeon Meshi.

Оригинальное физическое издание игры
Оригинальное физическое издание игры

Концепцией и завязкой Wizardry VI: Bane of the Cursed Forge и правда очень похожа на её мангу.

По сюжету группа персонажей разных фэнтезийных бэкграундов и рас отправляет в заброшенный больше века замок. Загадочна и судьба его обитателей, ведь никто не знает, что стало с королём, королевой и волшебником, которые жили здесь раньше.

По слухам, где-то внутри находится Cosmic Forge, артефакт, который контролирует судьбу пространства и времени. Всё, что записано с его помощью, автоматически становится правдой. Таким образом его владелец способен вершить судьбу мироздания. За этим артефактом герои и охотятся, пробиваясь через полчища монстров.

Большинство действий в игре подаются через текстовое описание
Большинство действий в игре подаются через текстовое описание

Когда приключенцы оказываются в замке, ворота за ними закрываются, делая побег невозможным. Закрывается на этом и пересказ сюжета игры, потому что текст ни для чего не спойлерный.

Желающие могут прочитать и сравнить истории на той же Википедии. Я и сам знаком с Dungeon Meshi лишь по первому сезону, поэтому не хочу знать дальше этого. Но думаю, что истории похожи лишь в рамках общей концепции и отдельными элементами, тем более, что у игры 3 разных концовки и вместе с VII и VIII частями она образует единую сюжетно связанную трилогию.

Охота за идеями

Персонажи Baldur’s Gate 1&2 от Рёко Куи
Персонажи Baldur’s Gate 1&2 от Рёко Куи

Но всё названное выше — дела дней минувших. Когда Рёко Куи получила зелёный свет на сериализацию, она занялась проработкой мелочей и погружением себя в соответствующий контекст.

С этой целью она, например, начала читать западные фэнтезийные книги. Основными источниками вдохновения она назвала Бесконечную историю и Властелин колец, ставший одним из её любимых произведений.

Одно из японских изданий Братства кольца, в двух томах
Одно из японских изданий Братства кольца, в двух томах

Более нестандартным примером является чтение рулбуков и сюжетных книг по Dungeons and Dragons, которые тоже помогли ей в приготовлении манги. При этом сама в ДНД она до сих пор не играла, потому что ей сложно найти соответствующую компанию.

Но, конечно, обратилась она за вдохновением и к играм. На какое-то время она выпадала из этой темы и сбор материала для своего произведения стал для неё точкой возвращения к любимому в детстве занятию.

Особенно она выделяет игру под названием Legend of Grimrock и связывает возрождение своего интереса к играм именно с ней.

Это экшен-рпг 2012 года. По сюжету группа преступников доставлена на воздушном корабле к вершине Мрачной горы. Она является их тюрьмой, но король помилует тех, кто сможет спуститься с неё. Однако таких пока не было.

Группа узников спускается с вершины горы по подземным проходам, исследует подземелье и сражается за выживание. Ясно, почему Куи выбрала эту игру как один из референсов.

Интересно, что игра основана на вышедшей в 1987 году Dungeon Master. По всей видимости, так о ней и узнала Рёко Куи, потому что она упоминала её как одну из игр, в которую хотела тогда поиграть.

Рецепт шедевра: что вдохновило «Dungeon Meshi»

Дело в том, что это одна из первых игр, где реализована механика потребности в еде и воде, поэтому ей было интересно это изучить. Однако руки мангаки так и не добрались до этого проекта по причине дороговизны покупки игры и игрового устройства. Она не переиздавалась десятки лет, а потому недоступна на актуальных платформах.

Возвращение в игру

Видимо, эльфы ей нравятся не меньше драконов
Видимо, эльфы ей нравятся не меньше драконов

С тех пор Рёко Куи стала весьма активным геймером и прошла много как старых, так и новых игр самых разных жанров. По всему этому она часто рисует фанарты, которые сопровождают и эту статью. И хоть это не имеет прямого отношения к Dungeon Meshi, об этом всё равно интересно поговорить

Среди её любимых игр — Cyberpunk 2077 и Red Dead Redemption 2. Последний особенно впечатлил её проработкой деталей и она призывала своего редактора и других коллег поиграть в это, чтобы потом обсудить с ней.

Рецепт шедевра: что вдохновило «Dungeon Meshi»

Другой жемчужиной для неё стал Baldur’s Gate 3. Она играла в него со времён раннего доступа и очень благодарна за то, что в конечном счёте вместе с релизной версией игра получила японский перевод.

Перевод вообще нередко упоминается в её интервью. Например, она выражала благодарность и восхищение переводом третьего Ведьмака. А вот с Pathfinder: Wrath of the Righteous ей не повезло.

Персонажи первого Пасфайндера, очередной фанарт сенсей
Персонажи первого Пасфайндера, очередной фанарт сенсей

Судя по артам, она играла в предыдущую часть и можно предположить, что она понимает английский на определённом уровне. Но, видимо, для неё это сопряжено с определёнными трудностями, потому что она говорила об ожидании перевода WotR и выражала надежду, что успех BG3 увеличит количество локализаций. Но по сей день перевод так и не вышел.

Другим путём её геймерского развития стали инди-игры. Знакомство с этим жанром началось с Papers, Please и с тех пор прошла много других игр, среди которых есть Immortality, Gorogoa и Inscryption.

Рецепт шедевра: что вдохновило «Dungeon Meshi»

Команда мечты

Но не эта
Но не эта

Приготовленный с любовью, Dungeon Meshi привлёк к себе внимание многих других талантливых людей. Режиссёр Ёсихиро Миядзима и дизайнер персонажей Ниитака Такэда являются давними фанатами оригинальной работы, а потому подошли к своему делу с большим рвением.

Рёко Куи не хотела, чтобы её работа получила экранизацию, пока не достигнет финальных этапов. Это было мотивировано интересами тематической целостности и правильного расставленная акцентов.

Режиссёр сериала отдельно восхищался тем, что авторка смогла не отклоняться в сторону от изначальной задумки и произведение вышло наредкость выверенным.

Рецепт шедевра: что вдохновило «Dungeon Meshi»

Например, дизайнер персонажей в жизни является кошатником и поэтому очень дотошно отслеживал движения Изуцуми и сравнивал это с типичным для кошки поведением. Также он отдельно проследил, чтобы её шерсть залезала поверх одежды, как это было сделано в манге. По словам режиссёра, такое мог заметить только кошатник.

Режиссёр же часто консультировался с Куи, которая была плотно вовлечена в экранизацию, и говорит, что написанная ей Библия Приключенца была очень полезна в работе над сериалом, потому что там указано много разнообразных сведений о мире и персонажах.

Над музыкой к сериалу работал Ясунори Мицуда, чьи композиции мангака полюбила благодаря игре в Chrono Cross. Куи очень любит саундтрек этой игры и упоминала, что много-много раз пересматривала открывающую заставку игры. Поэтому пригласить его композитором было важным желанием с её стороны.

Несмотря на то, что многие члены команды были не так опытны в своих ролях, проект безусловно удался и полюбился многим зрителям. Оказавшись большим успехом, он был продлён на второй сезон ещё до завершения трансляции первого.

Что-то не награждается, что-то начинается

Рецепт шедевра: что вдохновило «Dungeon Meshi»

Забавной является положение Dungeon Meshi с премиями. На Crunchyroll Awards аниме-адаптация была номинирована в 16 категориях, но не выиграла ни в одной из них. Это удивительный случай, после которого пошли разговоры о том, что это всё результат необъективного судейства, ведь сериал выходил на Нетфликсе, а не на Кранчиролле. Независимо от причины, это рекорд премии по не награждениям номинанта.

Но бог с ним с Кранчироллом, награды которого каждый год не пинает только ленивый. Похожая судьба преследовала и мангу, которая тоже поставила своеобразный антирекорд.

Ежегодная премия Manga Taishou, на мой взгляд, является единственной реально значимой наградой индустрии манги, за её победителями и общим списком действительно стоит следить.

Golden Kamuy -- другая прекрасная манга, обогнашая Dungeon Meshi в 2016 году. Подземелье заняло второе место, это был лучший результат в истории номинаций
Golden Kamuy -- другая прекрасная манга, обогнашая Dungeon Meshi в 2016 году. Подземелье заняло второе место, это был лучший результат в истории номинаций

Каждый год около 10 сериалов попадает в шорт-лист, а потом жюри из пары сотен человек голосует за то, кто ныне самый достойный. Так вот долгое время Dungeon Meshi была мангой, чаще всего попадавшей в этот список, но так и не занявшей первое место.

Всего это случилось 4 раза за 10 лет сериализации. Но недавно в этом параметре с ней сравнялась "Звезда цветущих дев", которая ещё выходит, а потому имеет шансы побить этот антирекорд.

В любом случае, Dungeon Meshi получил другие премии. А что самое важное — не остался обделён вниманием. Рёко Куи была вдохновлена многими работами и наверняка её манга разожжёт творческий огонь в ком-то другом. Однажды мы увидим наследников и этой легенды.

173
17
2
1
168 комментариев