Анимекульт 1995 год. Аниме на пороге мировой славы. [ЛОНГ]
Представьте что, наступила эпоха, когда каждый новый сезон аниме приносил миру не просто детские мультфильмы, а произведения, переписывающие правила целых жанров. Начало середины 90-х это вершина золотого века аниме, момент, когда японская анимация перестала быть нишевой субкультурой и вышла в массы, покорив глобальную аудиторию.
Оглавление
Подробно пройдусь по каждому аниме выходившему в этом году и разберу, чем они запомнились и какой вклад внесли в развитие всей индустрии.
Евангелион нового поколения / Shinseiki Evangelion
- Режиссёр: Хидэаки Анно.
- Студия: Gainax, Tatsunoko.
- Формат: Сериал (26 серий по 25 минут).
- Жанр: меха, постапокалипсис, психологическая драма, фантастика, триллер.
Сюжет
2015 год. Спустя 15 лет после Второго Удара человечество едва оправилось от катастрофы. Однако появляется новая угроза: Ангелы - загадочные гигантские существа, атакующие Токио‑3. Обычные вооружённые силы бессильны против них.
Для защиты Nerv использует Евангелионы - биомеханических роботов, разработанных предшественницей Nerv, организацией Gehirn. Но управлять Евами могут только 14-ти летние подростки, рождённые через 9 месяцев после Второго Удара.
Одним из них является, Синдзи Икари, 14-ти летний подросток, давно разорвавший отношения с отцом. Его мать погибла в ходе секретного эксперимента, а отец, Гэндо Икари, глава Nerv, не общался с сыном три года. Синдзи вынужден проникнуть в глубины собственного внутреннего мира, чтобы найти силы и храбрость не только для сражений, но и для выживания, иначе он рискует потерять всё.
Как Автор рушил шаблоны
В этом году Хидэаки Анно совершил нечто необычное, он взял за основу классические клише жанра меха и методично, эпизод за эпизодом, рушил эти же самые клише.
Главные герои здесь не просто отказывались считать себя героями - они глубоко противились самой этой роли. Каждый из них был раздавлен грузом миссии, а их юность стала не преимуществом, а уязвимостью.
Персонажи страдали не от внешних угроз, а от внутренних демонов: депрессии, одиночества, комплекса покинутости и чувства собственной неполноценности. Их настоящей битвой была не схватка с Ангелами, а ежедневная война с собственным сознанием.
Но самая главная переработка коснулась самих мехов. Евангелионы были не холодными машинами, а живыми, страдающими организмами. Они истекали кровью, кричали от боли и порой действовали по собственной воле, превращая пилота из командира в пассажира собственного кошмара. Симбиоз человека и машины стал не технологическим прорывом, а актом взаимного мучения - каждая рана, нанесённая Еве, отзывалась в нервной системе пилота невыносимой болью, стирая грань между победой и травмой.
Депрессия воплотившая идею
Всему этому послужило состояние Автора. Как известно, Хидэаки Анно находился в глубоком творческом и личном кризисе. После выпуска «Нади: Тайны морской глуби» его преследовал синдром самозванца и парализующее чувство пустоты. Четыре года депрессии и социальной изоляции стали не просто проблемой, а вдохновением «Евангелиона».
Можно сказать, что Автор вложил свою депрессию в «Евангелион». Каждый ключевой герой сериала представляет собой аспект его депрессивного состояния, создавая самую точную в истории анимации карту психического расстройства.
Интересный факт, о котором говорил сам Анно , что 80% религиозной символики (Каббала, Ланцелот, имена Ангелов) добавлены потому что выглядело круто. Никакого глубинного послания он не закладывал.
В последствии, это создало иллюзию беспредельной глубины. Поколения фанатов выстраивали сложнейшие теории, сопоставляли кадры с библейскими апокрифами, искали тайные коды. Сериал заставил зрителя стать соавтором, заполняя умными символами эмоциональные пустоты. Это был интерактивный опыт за десятилетие до соцсетей.
Негодование публики
Финал вызвал массовое недоумение и разочарование среди зрителей. Вместо ожидаемого эпического разрешения глобального конфликта и развёрнутых ответов на накопившиеся вопросы публика получила два предельно лаконичных, почти аскетичных эпизода (25‑й и 26‑й), сосредоточенных не на внешних сражениях, а на внутреннем монологе главного героя Синдзи Икари.
Хидэаки Анно публично признал, что не сумел донести замысел до широкой публики. В интервью и комментариях он извинился за то, что финал оказался «слишком личным» и «слишком сложным для восприятия».
В последствии, это привело к выходу полнометражного фильма «Евангелион нового поколения: Конец Евангелиона» с альтернативной концовкой.
Влияние
Эксперименты Лэйн. Хотя сценарист Тиаки Конака прямо отрицал прямое заимствование, влияние «Евангелиона» на его проект прослеживается на уровне тем, визуальных решений и нарративных стратегий. В сериале тема расщеплённой идентичности доведена до предела, Лэйн существует одновременно в реальном мире и в сети, её «я» множится, а границы между подлинным и виртуальным стираются. Это развитие идеи, заложенной в «Евангелионе», если у Анно герой пытается собрать себя, у Конаки героиня распадается на множество версий.
«Девочка-волшебница Мадока★Волшебство» взяла жанр «махо-сёдзё» и показала его скрытую жестокость, так же как «Евангелион» сделал в свое время с жанром «меха».
«Ра-Зефон» часто критиковали как «слишком близкую копию», но его значение глубже. Это была реакция на «Евангелион», попытка создать похожую мифологию, но с чёткой логикой и положительным финалом.
«Милый во Франксе» спорное произведение. Можно сказать, что оно показало, как нельзя использовать наследие «Евангелиона». Сериал взял поверхностные элементы (подростки в роботах, сексуальные аллегории), но упустил психологическую глубину, превратившись в самопародию. Доказательство, что влияет не форма, а метод.
Вселенная Nier. В одном из интервью Ёко Таро прямо назвал «Евангелион» главным источником вдохновения и даже заявил, что «NieR: Automata» по сути, переосмысление «Евангелиона».
Призрак в доспехах / Koukaku Kidoutai
Вторым по значимости аниме стал «Призрак в доспехах» - произведение, закрепившее за собой статус культового произведения в жанре «киберпанк».
- Режиссёр: Мамору Осии
- Сценарист: Масамунэ Сиро (автор оригинала)
- Студия: Production I.G
- Формат: Полнометражный фильм (1 час 22 мин.)
- Жанр: Киберпанк, полицейская драма, философская фантастика, технотриллер
Сюжет
Действие происходит в 2029 году, где кибертехнологии стали неотъемлемой частью жизни. Главная героиня - майор Мотоко Кусанаги, почти полностью кибернетический организм с биологическим мозгом и позвоночником. Она служит в Девятом отделе Бюро общественной безопасности, который расследует киберпреступления.
Ключевой антагонист - Кукловод, искусственный интеллект, созданный для дипломатических задач, но обретший самосознание. Он манипулирует людьми, взламывая их «призраки» (сознание, душу), и стремится к эволюции, предлагая Мотоко слияние их «призраков» для создания нового существа.
Эволюция жанра киберпанк
И снова в этом же году вышло произведение, которое перевернуло устоявшиеся шаблоны: «Призрак в доспехах» обновил жанр киберпанк, выйдя за рамки привычных антиутопических клише и предложив глубокий философский подтекст о человеке в эпоху технологий.
Здесь усовершенствование человека, при помощи имплантов, представлено как устоявшаяся норма будущего общества. Нейронные имплантаты носят практически все, а полная замена тела (как у главной героини Мотоко) воспринимается не как исключительный случай, а как норма. При этом фильм не ограничивается демонстрацией преимуществ кибернетических улучшений, он честно показывает и их издержки, здесь киборги лишены возможности питаться обычной пищей, вынуждены регулярно проходить техобслуживание, а в случае увольнения могут лишиться своего кибернетического тела.
Особенно значимо, что произведение впервые детально прорабатывает градацию степеней кибернетических улучшений, от минимального наноинтерфейса в мозжечке до полной замены мозга, и последовательно раскрывает, как эта технологическая иерархия порождает новые социальные проблемы и неравенство в обществе.
В итоге, здесь вместо традиционного акцента на социальный протест против корпораций и государства, фильм погружает зрителя в глубокое философское исследование природы сознания и сущности человека. От визуальной эстетики, сводившейся прежде к неоновым мегаполисам, автор переходит к тщательной проработке мира, где технологии фундаментально трансформируют саму идею человечности. На смену привычным бунтарским героям приходят институты власти и это ясно даёт понять, что контроль над технологиями больше не просто оружие в борьбе, а вопрос выживания всего общества.
Влияние
Для начала хочу отметить, что сам же «Призрак в доспехах» вдохновлялся фильмом Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982).
Матрица. Вачовски открыто называли аниме-фильм источником вдохновения для «Матрицы». Там можно найти отсылки к визуальным решениям (например, «цифровой дождь», напоминающий японские иероглифы из аниме), а также к философским вопросам о природе сознания и реальности.
Аватар. Джеймс Кэмерон назвал «Призрак в доспехах» потрясающим произведением научной фантастики, а будущее его «Аватара», в котором люди дистанционно управляют телами инопланетян, определённо напоминает аниме.
Искусственный разум (2001). Стивен Спилберг, приобретя права на экранизацию «Призрака в доспехах», создал фильм, который во многом перекликается с ним по философским вопросам. В «Искусственном интеллекте» исследуется тема «робота, который может любить», что перекликается с вопросами о человечности и сознании из аниме.
Серия игр Deus Ex. Вселенная Deus Ex заимствует многие элементы из «Призрака в доспехах», включая тему кибернетических улучшений и контроля над технологиями. В игре даже есть отсылка к аниме в виде компании Kusanagi, производящей аугментации.
Психопаспорт. Японский аниме-сериал во многом вдохновлён «Призраком в доспехах». В нём используются схожие визуальные элементы, а также затрагиваются темы контроля над технологиями и их влияния на общество. Главный режиссёр Кацуюки Мотохиро отмечал влияние как «Призрака в доспехах», так и «Бегущего по лезвию».
Золотой парень / Golden Boy
Произведение совершило прорыв в жанре «этти», доказав, что можно одновременно держать зрителя в напряжении сюжетом, шокировать абсурдом, дразнить похабщиной и при этом вызывать искренний смех.
- Режиссёр: Хироюки Китакубо.
- Сценарист: Тацуя Эгава (автор оригинала)
- Формат: OVA‑сериал (6 серий по 30 мин).
- Жанр: комедия, приключения, мелодрама, сэйнэн.
Сюжет
Кинтаро Оэ бросает Токийский университет незадолго до выпускных экзаменов, чтобы получить уроки реальной жизни. На велосипеде он колесит по Японии, берётся за самую разную работу и постоянно учится и наблюдает за людьми, осваивает новые навыки, записывает важные мысли и наблюдения в блокнот, который носит за поясом.
Каждый эпизод это отдельная история: новая работа, новые знакомства (особенно с девушками) и очередной жизненный урок.
Золотая комедия со смыслом
«Золотой парень», во второй половине 90х, просто взрывал экраны от смеха и одновременно умудрялся вдохновлять зрителя. Всех с первых минут захватывала уникальность главного героя . Кинтаро Оэ с одной стороны, кажется легкомысленным, неуклюжим и чрезмерно увлечённым женской красотой. С другой, он добр, находчив, проницателен и невероятно умён. Его девиз «учиться, учиться и ещё раз учиться» отражает идею непрерывного саморазвития.
Главной фишкой этого аниме было то, что оно умело сочетать абсурдные ситуации, пошлые шутки и лёгкий фансервис с философскими размышлениями о жизни, обучении и человеческих отношениях. Юмор в сериале часто строился на контрасте между неуклюжими действиями Кинтаро и его внутренними качествами. При этом эротические моменты, хотя и присутствуют, не кажутся вульгарными, а служат дополнением к сюжету.
Анимация и дизайн персонажей отличались яркой выразительностью, резкие контрасты в прорисовке лиц создавали эффект, который многократно усиливал комическое восприятие происходящего.
Несмотря на абсурдность этого произведения, оно создавало удивительную атмосферу, не просто развлекало, а вдохновляло зрителя. Через абсурдные и комические ситуации аниме показывало простую, но мощную мысль, что жизнь полна неожиданных уроков, и даже в самой нелепой обстановке можно найти повод для роста и самосовершенствования.
Влияние
К сожалению, но «Золотой парень» не оказал особого влияния в будущем. Его влияние скорее проявляется в отдельных чертах, которые авторы других проектов могли адаптировать или переосмыслить. Кроме того, некоторые аспекты, такие как эротический подтекст и специфические фетиши главного героя, не получили широкого распространения в последующих работах.
Если искать аниме, которое переняло дух «Золотого парня», то единственное, которое приходит на ум - это аниме «Крутой учитель Онидзука», вышедшее спустя четыре года после «Золотого парня». Оно так же строится на балансе между пошловатым юмором и искренними жизненными уроками. Здесь присутствует, такая же гиперболизированная мимика и динамичная анимация для усиления комического эффекта. И главные герои очень схожи.
Рубаки / Slayers
- Режиссёр: Такаси Ватанабэ.
- Сценарист: Хадзимэ Кандзаки (автор оригинала)
- Студия: E&G Films
- Формат: Сериал (26 серий по 22 мин).
- Жанр: фэнтези, комедия, приключения, экшен.
Сюжет
История следует за Линой Инверс - юной, чрезвычайно могущественной и весьма вспыльчивой волшебницей-наёмницей, чей аппетит и жажда денег не уступают её магической силе.В своих путешествиях она случайно (а потом и намеренно) собирает вокруг себя пёструю компанию: Гаури Габриеф - наивный и благородный мечник, следующий Кодексу Героя. Зельгадис Грейвардс - загадочный и холодный наёмник с демонической рукой. Амелия Вил Тесла Сейрун - принцесса, одержимая идеей справедливости и дочь могущественного магистра.
Вместе они пускаются в эпические авантюры, где смешиваются масштабные битвы с магией, абсурдные комедийные ситуации и искромётные диалоги.
Классика фэнтези
«Рубаки» - это классика аниме, которая сильно повлияла на фэнтези-жанр. Вместо того чтобы повторять уже знакомые сюжеты, сериал смело придумал свои правила. Он соединил большое эпическое фэнтези с почти клоунской комедией. Герои могут спасать мир в одной сцене, а в следующей ссориться из-за еды. И это не режет слух, а наоборот, создаёт особый, узнаваемый стиль.
Персонажи же здесь играют ключевую роль. Они живые и противоречивые. Они не идеальны. Самый могущественный маг может быть жадным до денег и еды, а благородный воин - невероятно наивным. Именно эти слабости делают персонажей обаятельными и настоящими.
Нарратив здесь тоже особенный. Практически каждая серия - это законченная история. Нет затяжных объяснений, действие не стояло на месте, постоянно подкидывая команде новые вызовы и авантюры. Заскучать просто было невозможно.
Фентези и абсурдная комедия?
В произведении важную роль играло то, как подавался юмор. Юмор строился на столкновении пафоса и абсурда. Магические заклинания уровня «Рагна Блэйз» или «Драгон Слейв», способные уничтожать целые армии, применялись для решения бытовых задач, например, чтобы разжечь костёр или избавиться от надоедливого попутчика.
Этот приём связан с пародией на классические клише жанра. «Рубаки» постоянно обесценивали штампы, заставляя зрителя смеяться над условностями, которые в других произведениях принимаются всерьёз. Священный артефакт, за которым гонялись герои всю серию, в итоге оказывается безделушкой или чем-то абсолютно бесполезным в данных обстоятельствах. Древнее пророчество, определяющее судьбы героев, может быть неверно истолковано, сфабриковано или его просто проигнорируют как ненужную бумажку. А эпическая битва добра и зла нередко превращается в нелепое, хаотичное и очень шумное недоразумение, где все кричат, машут оружием и пытаются выяснить, кто же здесь на самом деле прав.
Влияние
В конечном счете, «Рубаки» были ключевым произведением, которое популяризировало поджанр «комедийное фэнтези». Они изменили привычный вид состава команды и создали непривычную компанию неидеальных персонажей, которые по особенному гармонировали друг с другом. Их группа с чёткими ролями (могучий, но наивный воин, гениальная, но жадная волшебница, загадочный боец и идеалист-«священник») стала образцом для подражания. Этот эталон «партийной системы» унаследовали не только ключевые аниме вроде «Fairy Tail» или «One Piece», но и множество JRPG, где динамика между такими разными персонажами двигает сюжет вперёд.
Лина Инверс стала прототипом для целой галереи сильных женских персонажей, чья мощь контрастирует с их комедийными, человеческими слабостями. К примеру, Мегумин из «Konosuba» (помешана на одном сверхмощном заклинании, как Лина на «Драгон Слейв»).
Ну и основой популяризации стало то, что «Рубаки» нашли золотую середину, они доказали, что можно сочетать полноценный, глубокий фэнтези-мир с постоянным, острым юмором, не теряя масштаба.
Этой формулой пользовались:
Fairy Tail - гильдия магов, где мощные заклинания и эпичные битвы сочетаются с абсурдными бытовыми ситуациями и эксцентричными персонажами. Можно сказать, прямое наследие «Рубак».
Konosuba - это уже следующая ступень эволюции, если «Рубаки» разбавляли эпик юмором, то «Konosuba» построена как полноценная пародия на исекай и фэнтези, во многом используя те же приёмы обесценивания пафоса, что и в «Рубаках», но доводя их до максимума.
Волчица и пряности - где вместо битв с демонами центр тяжести смещён на торговые авантюры, но баланс серьёзного и забавного остался.
Воспоминания о будущем / Memories
- Режиссёр: Тэнсай Окамура, Кодзи Моримото, Кацухиро Отомо
- Сценарист: Сатоси Кон и Кацухиро Отомо
- Студия: Madhouse, 4C
- Формат: Короткометражный фильм (3 серий по 37 мин).
- Жанр: драма, ужасы, фантастика, триллер.
«Воспоминания о будущем» это аниме-антология, состоящая из трёх новелл, созданных под руководством Кацухиро Отомо.
«Magnetic Rose» (Магнитная роза / Порочная роза)
- Жанр: Космический хоррор / психологический триллер.
- Режиссёр: Кодзи Моримото.
- Сценарий: Сатоси Кон.
Сюжет
Экипаж космического грузовика получает сигнал бедствия и исследует заброшенную роскошную станцию, которая оказывается гробницей, управляемой искусственным интеллектом. ИИ воссоздаёт воспоминания и призраки прошлого своей умершей хозяйки, оперной дивы. Это история об одержимости, иллюзиях и силе памяти.
«Stink Bomb» (Вонючая бомба)
- Жанр: Чёрная комедия / абсурдная сатира.
- Режиссёр: Тэнсай Окамура.
Сюжет
Молодой лаборант в фармацевтической компании по ошибке принимает экспериментальную таблетку, которая превращает его в ходячий источник невыносимого смертоносного запаха. Не понимая, что он сам является причиной катастрофы, он с наивным упорством пытается доставить образец в Токио, за ним по пятам идут военные, а на его пути вымирает всё живое.
«Cannon Fodder» (Пушечное мясо)
- Жанр: Антиутопия / стимпанк-аллегория.
- Режиссёр: Кацухиро Отомо (автор оригинала).
Сюжет
Показан один день из жизни города-государства, который ведёт бесконечную войну с невидимым врагом. Вся жизнь общества, включая детей, подчинена гигантской военной машине, производству и заряжанию огромных пушек. История рассказана глазами мальчика, чей отец, заряжающий орудия.
«Magnetic Rose»
Произведение основано на манге Отомо, но значительно расширена и дополнена в анимационной адаптации. Сценарий Сатоси Кона углубил психологическую составляющую, добавив детали из прошлого персонажей и усилив атмосферу. Режиссёр Кодзи Моримото стремился создать визуально впечатляющий мир, где детализация и атмосфера играют ключевую роль. Музыка к эпизоду, написанная Ёко Канно, сочетает оперные композиции (отсылки к «Мадам Баттерфляй» Пуччини) с джазовыми элементами, усиливая эмоциональное воздействие.
Студия 4C, известная экспериментами в анимации, использовала в «Магнитной розе» технически сложные многоплановые съёмки, что было новаторским для того времени. Проект стал платформой для молодых талантов, включая будущего звёздного режиссёра Сатоси Кона и композитора Ёко Канно, чья карьера позже расцвела благодаря работе над «Ковбоем Бибопом»
История исследует тему одержимости прошлым. Персонаж Ева Фридель, бывшая оперная певица, становится символом человека, неспособного отпустить трагедию своей жизни. Её призрак использует воспоминания, чтобы заманивать людей в свой иллюзорный мир, предлагая им вечную жизнь в её памяти.
«Stink Bomb»
Эта новелла, чистейшее воплощение чёрного юмора Кацухиро Отомо, так как он славился своим циничным, гиперболизированным взглядом на общество, катастрофы и человеческую глупость.
Режиссёр Тэнсай Окамура, взял за основу сатирическую идею Отомо и вывел её на экран с безупречной, почти документальной прямолинейностью. Ключевой режиссёрский приём это контраст между катастрофическим масштабом событий и полным непониманием этого масштаба главным героем.
Сюжет строился на одной простой идиотской идее. Лаборант принял экспериментальную таблетку от насморка и стал источником запаха такой силы, что убивает всё живое на километры вокруг. Весь ужас и комизм в том, что эта идея развивается с мёртвой серьёзностью и показываются вымершие города, падающие самолёты, массовая эвакуация.
«Cannon Fodder»
История, так же основана на короткой манге Отомо, но для экранизации он значительно её развил, сосредоточившись не на сюжете, а на тотальной атмосфере и детализации мира. Это была попытка перенести на экран его фирменный графический стиль грубый, детализированный, перегруженный механизмами и архитектурой.
Зрителю запоминается тотальная милитаризация всего. Война не событие, а постоянное состояние и смысл существования целого города. Пушки встроены в жилые дома, дети в школе учат таблицу заряжания, новости по ТВ это только сводки с фронта, а профессия заряжающий орудие, наследственная и почётная. Это мощнейшая аллегория на любое тоталитарное общество, живущее в условиях вечной мобилизации.
Влияние «Magnetic Rose»
«Magnetic Rose» стала творением из которого выросла вся философская и визуальная вселенная Сатоси Кона. Она дала ему пищу для раздумий.
«Идеальная грусть» стала глубоким погружением в ту же травму, что мучила героиню «Magnetic Rose». Если Ева Фридленд сбежала от реальности в искусственно созданные воспоминания, то Мима Киригоэ пытается стереть реальные воспоминания, чтобы выжить. Обе истории о том, как психика использует память и фантазию как оружие и щит одновременно, и как эта граница рушится.
«Паприка» довела идею «Magnetic Rose» до логического конца, сделав иллюзорный мир не просто ловушкой для отдельных людей, а угрозой для всей реальности. Если в «Magnetic Rose» искусственный интеллект станции затягивал жертв в воспоминания умершей певицы, то в «Паприке» сами люди научились взламывать сны других, стирая грань между частным и общим бессознательным. И вновь главный вопрос, можно ли и нужно ли возвращаться из этого идеального, но губительного мира иллюзий.
Влияние «Stink Bomb»
Влияние «Stink Bomb» меньше, чем у «Magnetic Rose», но не менее важно.
Метрополис. Хотя фильм более эпичен, сцена с детективом Баном, которого система объявляет террористом и начинает преследовать. Маленький человек, случайно ставший мишенью всего государства.
Однажды в Токио. Здесь та же сатира направленная на СМИ, религиозных дельцов и чиновников, паразитирующих на горе людей.
Влияние «Cannon Fodder»
Мир «Cannon Fodder» сочетает элементы стимпанка с необычными образами, что повлияло на развитие этого визуального стиля в аниме.
Например, в работах Кацухиро Отомэ, создателя новеллы, позже можно увидеть отголоски этой эстетики в «Стимбое».
Оружейницы / Gunsmith Cats
- Режиссёр: Такэси Мори.
- Сценарист: Кэнъити Сонода (автор оригинала)
- Студия: OLM.
- Формат: OVA (3 серии по 29 минут).
- Жанр: Экшн, детектив-нуар, приключения, комедия.
Сюжет
Действие происходит в суровом, но ярком Чикаго. Сериал следует за приключениями двух подруг, которые держат небольшой оружейный магазинчик «Киски-оружейницы».
Ралли Винсент - 19-летний ветеран подпольных автогонок и снайпер-виртуоз. Она эмоционально сдержанная, но смертельно опасная.
Мэй Хопкинс - её юная напарница, эксперт по взрывчатке и мастер переодевания. Полная противоположность Ралли, она импульсивная, болтливая и часто попадающая в нелепые ситуации.
История начинается как череда забавных детективных историй, но быстро перерастает в серьёзный криминальный триллер, когда девушки сталкиваются с Биллом Коллинзом, безжалостным агентом АТФ, который вовлекает их в опасную игру против торговцев оружием и наёмников.
Лучший боевик 90-х
«Оружейницы» были первым аниме-боевиком с отличным подходом к деталям. Для середины 90-х это был визуальный прорыв. Экшен-сцены (погони и перестрелки) сняты с кинематографичным размахом, динамикой и вниманием к деталям.
Тогда аниме только массово проникало на Запад через кассеты, поэтому «Оружейницы» предлагали то, что идеально ложилось на западный вкус, криминальный чикагский нуар, культуру автомобилей и оружия, динамичный боевик без излишней японской специфики. Это был свой для западного зрителя продукт, сделанный с японским анимационным подходом.
Автор манги Кэн Сонода был известен как фанат оружия и авто, а режиссёр Такэси Мори славился умением снимать динамичные сцены. Студия OLM вложила в этот OVA-проект большие ресурсы. Этот союз дал редкое сочетание аутентичности деталей, кинематографичной режиссуры и высочайшего качества анимации.
Можно сказать это был рай для фанатов оружия и техники. Каждый пистолет, винтовка, граната или деталь двигателя была прорисована с фотографической точностью.
Влияние
«Оружейницы» считаются одним из лучших образцов реалистичного экшн-аниме 90-х, наряду с её духовными преемниками, на которых оно напрямую повлияло:
Пираты чёрной лагуны. Рей Хироэ прямо упоминал, что на его работу повлияли произведения Кэнъити Соноды. Пираты переняли подход «Оружейниц», уделяя внимание реалистичности боевых сцен, оружия и атмосферы.
Йормунганд. Прямых упоминаний о влиянии «Оружейниц» на «Йормунганд» в источниках нет, и сходство между ними, скорее всего, объясняется общими трендами жанра криминального экшена. Однако несколько ключевых черт явно роднят оба произведения. Оба сериала погружают зрителя в мир профессиональной торговли оружием, делая его центральной темой, а не просто фоном. В обоих случаях авторы уделяют особое внимание реалистичности и детализации боевых сцен, а также досконально прорабатывают используемое вооружение.
Армитаж III / Armitage III
- Режиссёр: Хироюки Китакубо.
- Сценарист: Тиаки Конака.
- Студия: AIC.
- Формат: OVA (4 эпизода по 33 мин.)
- Жанр: Киберпанк, детектив-нуар, экшен, философская драма.
Сюжет
В 2046 году детектив Росс Силибас прибывает на колонизированный Марс, и сразу оказывается в центре преступления. В аэропорту убивают популярную певицу, а расследование вскрывает шокирующую правду, что жертва является биороидом запрещённого «третьего поколения». Вместе с эксцентричной напарницей Наоми Армитаж, Силибас начинает охоту на убийцу. Скоро становится ясно, что за цепочкой преступлений стоит заговор, в который вовлечены высшие чины марсианской власти.
Еще один бриллиант в жанре «киберпанк»
«Армитаж III» по праву считается значимым наследием «Бегущего по лезвию». В нем так же развивались схожие темы в рамках аниме‑культуры, сохраняя дух классического киберпанка, столкновение высоких технологий с острыми человеческими проблемами.
К тому же сериал вышел в один год с «Призраком в доспехах», и хотя последний получил больше внимания и стал культовым в жанре, «Армитаж» не уступил в оригинальности. Он предлагал зрителю иной ракурс на тему андроидов. Здесь было скорее про поиск самоидентичности. Еще в центре была не глобальная кибервойна, а человеческая история, партнёрство Наоми и Росса, их взаимное принятие, рождение ребёнка как символ возможного синтеза человека и машины.
Главное достоинство произведения в том, что оно обогатило представление об андроидах в аниме. Этому послужил образ Наоми. Она далеко не бездушный механизм и не киборг, она была наделена эмоциями, чувством юмора, уязвимостью, способна на любовь и материнство. Это подняло планку в изображении искусственного интеллекта на новый уровень. При этом аниме мастерски балансировало между динамичным экшеном и глубоким философским смыслом о праве на жизнь, ответственности творца и границах человечности.
Важную роль в создании атмосферы сыграла музыка, написанная композитором Хироюки Намбой. Его саундтрек быстро получил признание, критики и зрители отметили, как точно музыка вплетается в повествование и тонко передаёт настроение каждой сцены. Более того, подход Намбы к звуковому оформлению повлиял на работу последующих композиторов в жанре киберпанк.
Влияние
Несмотря на то, что «Армитаж III» не достиг такой же широкой известности, как «Призрак в доспехах», он все же занял своё место в жанре. Одна из главных причин более скромной популярности был ограниченный бюджет. Из‑за него анимация и визуальное исполнение получились заметно слабее, чем у работ того времени. Некоторые сцены выглядят схематично, а фоны порой производят впечатление замыленных или небрежно прорисованных кадров, что особенно бросается в глаза на фоне футуристического сеттинга.
Однако эти технические ограничения не помешали авторам передать дух жанра и развить значимые темы. «Армитаж III» удачно подхватил эстетику и философский настрой «Бегущего по лезвию», переосмыслив его идеи в формате аниме. В центре повествования была не просто технологическая фантастика, а глубокие вопросы о природе человечности, самоидентичности и этике создания искусственного интеллекта.
По мнению некоторых критиков, фильм «Я, робот» с Уиллом Смитом перекликается с «Армитажем III» в нескольких аспектах. Например, ненависть главного героя к роботам напоминает отношение Росса Силибаса к андроидам в аниме. Кроме того, тема конфликта между людьми и машинами, а также вопросы этики создания искусственного интеллекта, поднятые в «Армитаже», нашли отражение в фильме.
Шёпот сердца / Mimi wo Sumaseba
- Режиссёр: Ёсифуми Кондо.
- Сценарист: Аой Хираги.
- Студия: Ghibli.
- Формат: Полнометражный фильм (1 час 51 мин.)
- Жанр: Сёдзе, драма, романтика.
Сюжет
История рассказывает о Сидзуку Цукисиме, прилежной, но слегка мечтательной школьнице, которая замечает, что во всех книгах, которые она берёт в библиотеке, ранее кто-то уже расписывался. Этим загадочным человеком оказывается Сэйдзи Амасава, талантливый, упрямый и целеустремлённый одноклассник, мечтающий стать мастером по изготовлению скрипок.
Встреча с Сэйдзи становится для Сидзуку катализатором. Она осознаёт, что сама пока не имеет собственной цели, и начинает мучительный, но прекрасный поиск своего призвания, пытаясь написать свою первую книгу.
«Шёпот сердца» выделяется как одно из знаковых произведений своего времени, впервые с такой глубиной и масштабностью раскрывающее тему первой школьной любви и поиска собственного пути. В центре повествования находится Сидзуку Цукисима, чья страсть к чтению постепенно перерастает в осознанное стремление стать писательницей. Её путь полон сомнений, проб и ошибок, но именно через эти испытания героиня приходит к пониманию своих истинных желаний и талантов.
На фоне творческого развития Сидзуку развивались и её отношения с Сэйдзи Амасавой. Их любовь раскрывалась через мелкие, но значимые детали, неловкие взгляды, молчаливую поддержку, взаимное вдохновение и робкие попытки понять друг друга. Именно поэтому их история вызывала у зрителей не только ностальгию, но и глубокое сопереживание, она показывала, как первая любовь может стать не просто романтическим переживанием, а настоящим катализатором личностного роста.
Фильм стал первым в студии Ghibli, в котором использовали компьютерную графику. Это нововведение позволило создать более сложные и детализированные сцены, сохранив при этом фирменный стиль студии, который сочетает гиперреализм с художественной выразительностью. В фильме применялась технология, при которой единый кадр собирали на компьютере из отдельно нарисованных элементов. Например, в сцене с полётом Сидзуку и кота Барона использовалось около 20 раздельных элементов, фон, облака, персонажи и другие детали. Это позволило создать динамичную и визуально насыщенную сцену, которую было бы сложно реализовать полностью вручную. Эксперимент с компьютерной графикой стал важным шагом в развитии технических возможностей Ghibli.
Влияние
Фильм был режиссерским дебютом Ёсифуми Кондо, которого Хаяо Миядзаки видел своим преемником. Его безвременная кончина в 1998 году стала ударом для студии и, возможно, изменила её творческое будущее.
При этом сам фильм занял особое место в истории анимации. Он показал, что историю о первой любви можно рассказывать без мелодрамы, клише и комедийных преувеличений. Отношения Сидзуку и Сэйдзи строились на взаимном уважении, вызове и общем стремлении к мечте.
Произведение повлияло на работы Макото Синкая «5 сантиметров в секунду» и «Твоё имя» и Работы студии Kyoto Animation, особенно «Звучи, эуфониум!», там также детально исследуется тема поиска призвания, творческого труда, сложных, неидеализированных отношений в коллективе и зарождающихся чувств.
Но самое главное, Фильм укрепил в студии Ghibli интерес к камерным, реалистичным историям о взрослении без фантастики. Это направление использовалось в таких работах, как «Со склонов Кокурико» Горо Миядзаки и особенно в фильмах режиссера Хиромасы Ёнэбаяси «Ведьмина служба доставки» и «Воспоминания о Марни».
Заключение
В конечном счёте 1995 год стал переломным в истории аниме, заложив фундамент для его дальнейшего развития на десятилетия вперёд. Анимация начала активно переходить на цифровые методы. Авторы перестали опасаться сложных, взрослых тем и начали смело исследовать глубины человеческой психологии. Все это предопределило новые творческие и технологические стандарты, по которым индустрия живёт и по сей день.
Следующие посты будут выходить в схожем формате затрагивая лишь один год. Если у вас есть идеи, что добавить в формат, напишите в комментарии и я обязательно их прочитаю.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Надеюсь вы для себя приметили что-то новое.