Аниме Шикимори
2 292

«Тысячеликий» Нобунага

«Большой дурак из Овари», «японский тиран», «демон – повелитель шестого неба» – все эти эпитеты относятся к личности одного и того же японского полководца.

В закладки
Аудио

Образ Оды Нобунаги в манге, аниме и ранобэ-литературе

Портрет из коллекции храма Тёкодзи в городе Тоёта

Ода Нобунага (1534-1582) – выходец из провинциального клана, управлявшего не самой богатой провинцией Овари, за восемь лет объединивший центральную Японию и возвысившийся до статуса верховного военного правителя. Он один из самых выдающихся японских полководцев и политиков XVI века, положивший конец почти столетней гражданской войне, эпохе Сенгоку, во время которой в раздробленной на независимые уделы стране шла постоянная война всех против всех.

Вынесенные в начало статьи нелестные эпитеты характеризуют Нобунагу, как, впрочем, и любые ярлыки, пристрастно и однобоко. В исторической реальности «правитель-демон» прекрасно умел сдерживать природную эксцентричность, проявлял жестокость только там, где того требовала политическая целесообразность, да и варваром он выглядел преимущественно в глазах европейцев.

Единственный эпитет, с которым здесь можно согласиться практически полностью, это – «тиран», если рассматривать это слово в его изначальном смысле. Так древние греки называли политика, захватившего власть насильственным путем. Нобунага действительно огнем и мечом объединил центральные провинции Японии, силой взяв власть в раздробленной стране. Но если касаться реальной личности «Jiponius Tyrannus», то, к примеру, хорошо знавший Нобунагу иезуит, Луиш Фройш, в своих письмах набросал портрет очень далекий от большинства негативных ярлыков. По свидетельству Фройша, правитель Овари

«…неутомим, склонен к справедливости и состраданию, надменный и честолюбивый, необычайно скрытен в своих замыслах, большой знаток стратагем, едва ли совсем не обращающий внимание на замечания и советы подчиненных; его все очень боятся и уважают. Он не пьет вина, бесцеремонен в манерах, смотрит сверху вниз на остальных правителей и принцев, и разговаривает с ними пренебрежительно, словно со своими подчиненными. Ему беспрекословно подчиняются, как единовластному правителю, он обладает хорошей проницательностью и резкостью в суждениях, он презирает всех божеств и будд… Формально он заявляет, принадлежит к школе Лотоса, но при этом открыто провозглашает, что нет ни создателя мира, ни бессмертия души, ни жизни после смерти... Он ненавидит промедление и уклончивые речи, и даже принцы не появляются перед ним с мечом…»

Иезуит Луиш Фройш

Фройш живописует Нобунагу как жесткого высокомерного князя (даймё), склонного к паранойе правителя и абсолютного атеиста. Одновременно воздавая дань его несомненным достоинствам: проницательному уму и яркой харизме сильного, нестандартного человека. Думается, при жизни Нобунага был страшно интересной личностью. В буквальном смысле ужасающей и крайне интересной одновременно.

Подмеченная Луишом Фройшем внеформатность Нобунаги до сих пор вызывает к личности «величественного варвара» повышенное внимание, хотя с начальниками подобного типа бывает очень трудно работать. Они, как правило, очень эффективные менеджеры, но при этом непредсказуемы, жестоки и создают массу проблем подчиненным. Впрочем, почитателям Нобунаги его недостатки не кажутся действительно вескими. Это ведь почти историческая закономерность: чем больше великий человек напрягает непосредственных современников, тем больше он восхищает отдаленных потомков.

Оду Нобунагу, несомненно боялись при жизни, опасаясь его непредсказуемости и крутого нрава. Но многое в этом нестандартном и страшном человеке было достойно восхищения и откровенного уважения. Не удивительно, что первого «собирателя земель нихонских» до сих пор помнят в Японии и за ее пределами, а его деяния привлекают внимание не только историков. Посмертная биография «японского тирана» не менее интересна, чем его биография прижизненная, и многочисленные отображения Нобунаги в современном японском массовом искусстве по колоритности зачастую не уступают оригиналу.

На рубеже XX и XXI веков Ода Нобунага сумел отметиться практически во всех направлениях масскульта, периодически проявляя себя в кинематографе, дорамах, а также в игровой индустрии. Но по отношению к культурному пространству «ранобэ – аниме – манга» «правитель-демон» предпринял настоящее нашествие и уже более десяти лет удерживает здесь завоеванные позиции.

«Вторжение» Нобунаги: разведка боем

«Вторжение» Нобунаги не было таким уж и неожиданным. Культурное пространство «ранобе – аниме – манга» славится способностью адаптировать любых, даже кардинально иноземных героев и политиков. Здесь могут получить постоянную или временную «прописку» Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь, Жанна дʼАрк, или даже Григорий Распутин, персонаж совершенно не типичный для японского менталитета. Местных же «нихонских» героев и политических лидеров переносить на экран и бумагу, как говорится, «сами ками велели». По этой причине включение Оды Нобунаги в культуру отаку и игровой сегмент можно расценивать скорее в качестве закономерного явления, нежели как исключение из правил.

Проходило «вторжение» в два этапа, и на первом из них оно носило характер скорее разведки боем, прелюдии к основному «нашествию». Начиная с конца 1980-х годов, вместе с ростом интереса у японской молодежи к эпохе Сенгоку, «демон-правитель» начал эпизодически отмечаться то в том, то в ином сегменте культурного пространства отаку. И на этом этапе имидж у него, по большей части, был соответствующий – демонический.

Ода Нобунага из аниме «Sengoku Kitan Youtouden» 1987 года Cтудия J.C. Staff

Впервые, как кажется, Нобунага заявил о себе в качестве полноправного героя в 1987 году, с выходом аниме-франшизы «Sengoku Kitan Youtouden» («Гнев ниндзя»), где он был представлен одним из главных антагонистов. В 1994 году была опубликована фэнтезийная хоррор-манга Кадзухико Шимамото «Honoo no Nobunaga: Sengoku Gaiden», также трактовавшая личность Нобунаги не в самом лучшем свете.

Скриншот из игры Nobunaga's Ambition 1989 года

Однако между аниме и мангой, в 1989 году, произошло знаковое для нашей темы событие: стартовала первая версия стратегической игры «Nobunaga's Ambition» («Амбиции Оды Нобунаги»), выходившая затем отдельными выпусками вплоть до 2015 года.

«Амбиции» представляли Нобунагу неоднозначным персонажем, действующим на грани добра и зла, но именно эта серия игр существенно повлияла на улучшение имиджа «демона-правителя», и подготовила почву для полноправного «вторжения» Нобунаги в отаку-пространство.

«Вторжение» Нобунаги: нашествие

Второй этап «вторжения» Нобунаги, полномасштабное «нашествие», стартовал по прошествии восемнадцати лет после первоначальной «разведки боем». Чрезмерно большой разрыв между этапами объяснялся экономическим кризисом в Японии 90-х годов, недостатком финансирования аниме-индустрии, а также изменением вкусов целевой аудитории.

Нестабильность порождала моду на фантастические и фэнтезийные сюжеты, предельно далекие от мрачной реальности. Наступала эпоха «Евангелиона» и «Рубак».

Исторические боевики временно отошли на второй план, и, соответственно, свелся к минимуму интерес к личности Нобунаги.

Изменилась ситуация только во второй половине нулевых. Япония медленно, но верно оправлялась от последствий кризиса, и аниме-индустрия вновь пошла на подъем. Вслед за ней двинулись в гору манга и ранобэ-литература. Оздоровление экономики совпало с очередной сменой целевой аудитории. Вчерашние ученики средней школы, все еще игравшие в «Nobunaga's Ambition», или же находившиеся под обаянием снятых в 90-е исторических кинофильмов – мини-сериала «Ода-Нобунага» и полнометражной ленты «Ода Нобунага: дурак, завоевавший Японию», стали юношами и девушками.

Для нового поколения зрителей «дурак из Овари» был если не предметом личного почитания, то фигурой узнаваемой, а писатели, мангаки и творцы аниме-контента оперативно откликнулись на свежие веяния. Результатом такого счастливого совпадения экономического подъема с модными тенденциями явилось «нашествие» Нобунаги, обновившее интерес к эпохе Сенгоку и превратившее «правителя-демона» в практически культовую фигуру.

Нобунага на позднем портрете XIX века

Не будем скрывать, признаки грядущего «нашествия» ощущались еще до обозначенного нами времени. На стыке 90-х и нулевых Нобунага эпизодически появлялся в манге и аниме, посвященным эпохе сражающихся провинций. Правда, в большинстве случаев он редко вырывался в главные герои, как правило, исполняя роль одного из центральных персонажей. В качестве примера подобного распределения ролей можно привести франшизу «Samurai Deeper Kyou» («Самурай Кё») 1999-2002 гг. и мангу «Sengoku» Хидэки Мияшита 2004-2007 гг.

Одним из центральных героев Нобунага оставался и в замечательной манге Ёшихиро Ямада «Hyoge Mono» («Чудные вещи») 2005 г., позднее получившей аниме-адаптацию. Формально манга относится к жанру самурайского боевика, на ее страницах представлено приличное число знаменитых деятелей эпохи Сенгоку.

Экстравагантные костюмы и Ода Нобунага в аниме «Hyoge Mono»

Нобунага «Чудных вещей» также показан близко к исторической реальности, – как гордый, жесткий генерал с эксцентричными наклонностями, болезненно нетерпимый к любой лжи и обману. Однако, «Hyoge Mono» посвящена отнюдь не самураям и политическим перипетиям Японии XVI века. Основные темы манги лежат скорее в эстетической плоскости. Главный герой франшизы, вассал Нобунаги Фурута Сасуке, большой ценитель прекрасного. Его приключения подаются мангакой сквозь призму специфического японского эстетического мировосприятия. Политика здесь служит дополнением к искусству чайной церемонии и красивым вещам.

Нобунага в «Sengoku Strays»

2007 год стал исходным для «нашествия» Нобунаги. В течении года почти одновременно стартовало три нобунага-тайтла: самурайская манга Шинго Нанами «Sengoku Strays» («Заблудившись в Сенгоку»), экшн-франшиза «Sengoku Basara» («Эпоха смут»), манга 2007 г., аниме 2009 г., и комедийная манга из категории +18 «Sengoku Rance» Хирофуми Нарусе, созданная по мотивам одноименной тактической игры. О «Заблудившихся» мы еще поговорим отдельно, а пока отметим важные изменения в самом подходе к личности Нобунаги: при всем несходстве сюжетов, и для «Sengoku Strays», и для «Sengoku Basara» Ода осевой персонаж, подчас полностью затмевающий главных героев. В последующем, эта тенденция будет только укрепляться, выводя «демона-правителя» из числа центральных персонажей в главные герои.

«Демонический» Нобунага из аниме «Sengoku Basara»

Начиная с 2007 года и вплоть до нашего времени, уже более десяти лет, «демон – правитель шестого неба» с завидным постоянством появляется на экранах, страницах ранобе и манги. Эти явления Нобунаги очень разнятся по качеству и исполнению, но следует признать, что в посмертном бытии «дураку из Овари» неисправимо везет на замечательных авторов, талантливых художников и режиссеров.

Подробное перечисление всех, вышедших за одиннадцать лет тайтлов и франшиз было бы делом громоздким и затруднительным. В этой статье я рискну отметить только наиболее, на мой взгляд, примечательные, расположив их по хронологии от 2007 года. И начать мне хотелось бы с манги «Заблудившись в Сенгоку».

Есть манга и ранобэ, несомненно достойные аниме-адаптации, но по каким-то причинам, так ее и не получившие. Именно к ним относится «Заблудившись в Сенгоку». По моему мнению, в манге присутствуют все необходимые качества для трансформации в добротное аниме. За основу сюжета, что еще было нетипично для 2007 года, взят один из ранних периодов в биографии Нобунаги, начиная от его вступления в права даймё провинции Овари.

Главная героиня, случайно попавшая в прошлое школьница Касанэ Кусанаги, – живой, решительный и храбрый персонаж. Второстепенные персонажи, такие как Нива Нагахидэ, Сасса Наримаса и Тоётоми Хидаэёши, поданы в юмористическом ключе, смягчающем серьезность основной сюжетной линии. Рисовка тоже находится на достаточно высоком уровне. Но, по каким-то причинам, адаптация так и не состоялась. В русскоязычном аниме-пространстве манге также не особенно повезло. Переведено было только восемь томов (из существующих пятнадцати), а далее переводчик отложил проект на неопределенное время.

Чиби-Нобунага, стреляющих из тэппо из «Nobunaga no Shinobi»

В июле 2008 года начала издаваться манга Наоки Шигено «Nobunaga no Shinobi» («Ниндзя Нобунаги») – комедия, перенаселенная чиби-аватарами известных и не очень деятелей конца эпохи Сенгоку. Мангака явно желал представить жестокую историю эры «воюющих провинций» в наиболее забавной обертке, и в целом это ему удалось. Аниме-адаптация «Ниндзя Нобунаги» в текущем 2018 году продолжилась уже третьим сезоном, что свидетельствует о несомненном успехе франшизы. С милотой в аниме-сериале явно переборщили, но такая передозировка позволяет подать в легком ключе самые жестокие исторические события. При таком подходе, главная героиня – юная куноичи Чидори, не выглядит среди кровавой резни отталкивающим или трагическим персонажем, а сюжет не вызывает естественного при другом раскладе отторжения.

Нобунага в «Ниндзях» представлен «серьезно-несерьезным» персонажем. Ода в полной мере сохраняет полагающийся ему исторический пафос упорного объединителя Японии, но с другой стороны – он в меру добрый дядька, трескающий вкусняшки и побаивающийся гиперактивной супруги. В целом, франшизу можно расценить как даже очень годную. Однако традиционная не посвященность российского зрителя в перипетии японской истории предполагает огромную работу по адаптации текстового материала.

На мой взгляд, наиболее успешно в этом деле продвинулась Гамлетка Цезаревна и 9 Неизвестный. Можно только сожалеть, что они забросили работу над франшизой на половине третьего сезона, передав второй в разработку Gecep'у, Oni и Zero.

«Не настоящий» Нобунага из «Nobunaga Concerto»

2009 год был отмечен стартом трех нестандартных нобунага-франшиз. Как водится, начались они с печатных изданий: историко-романтической манги Аюми Иши «Nobunaga Concerto» («Концерт Нобунаги»), комедийного ранобэ Микагэ Касуге «Oda Nobuna no Yabou» («Великие помыслы Оды Нобуны») и жесткой фэнтези-манги Кота Хирано «Drifters» («Странники»).

Общим для них была активная эксплуатация темы «попаданства», особенно в последней манге, но в остальном это были очень разные произведения, с оригинальными сюжетными ходами и интересными сеттингами.

Дарково-фэнтезийный Нобунага из «Drifters»

«Концерт Нобунаги», к примеру, отличался отсутствием собственно… Нобунаги. Место юного правителя Овари занял школьник-«попаданец» по имени Сабуро. По сюжету манги, молодой князь тайно убегает из родового замка, дабы повидать мир, попутно сбросив государевы обязанности на удачно подвернувшиеся плечи чрезвычайно похожего на него ояша-раздолбая.

А Сабуро, в силу беспокойного характера, постепенно превращается в того самого «дурака из Овари», известного всем Нобунагу с его неформатностью и амбициями. В 2014 году манга получила десяти серийную аниме-адаптацию, а затем была экранизирована как дорама.

Женская версия из «Oda Nobuna no Yabou»

«Великие помыслы Оды Нобуны», на мой взгляд, являют собой, пожалуй наиболее интересную франшизу из перечисленных. Ранобэ Микагэ Касуга – это комедия в жанре альтернативной истории, осложненной изменением гендерных реалий. В Японии «Великих помыслов» установился подлинный матриархат: здесь верховодят не бородатые брутальные самураи, а симпатичные и женственные принцессы-генералы.

Гендерная данность кардинально не изменила сурового характера эпохи Сенгоку, но война и политика в Японии «Великих помыслов» приобрели женские лицо и характер. Альтернативная история не такой уж и частый жанр для ранобэ-литературы, а нестандартный подход к сюжету только добавил лайт-новелле привлекательности. «Великие помыслы» не испортил даже традиционный ояш в качестве главного героя.

Историческая атмосфера книги выглядела весьма интригующей, девушки-генералы были неисправимо милы, а ояш Ёшихара Сагара – показал себя находчивым и весьма предприимчивым парнишкой. В 2012 году ранобэ получило замечательную аниме-адаптацию, и до сих пор входит в топ наиболее продаваемых лайт-новелл.

Здесь следует сделать небольшое отступление от основной темы статьи и вспомнить внешний облик исторического Оды Нобунаги. Луиш Фройш оставил нам словесный портрет «японского тирана»:

Правителю Овари около 37 лет, он высок ростом, худощав, с редкой бородой, необычайно звучным голосом, словно предназначенным для командования войсками…

Луиш Фройш

Хранящийся в коллекции храма Тёкодзи японский живописный портрет Нобунаги также не являет миру ничего изнеженного или женоподобного. На нем изображен хмурый дядька с выбритой по-самурайски головой и нетипично большим для японца носом. Но… Микагэ Касуге с блеском удалось преобразить даже такую, совершенно не женственную персону. Несколько позднее тенденция трансформировать Нобунагу в «милую тян», стала устойчивым трендом, породившим еще несколько интересных тайтлов. Поистине, стремление японцев к каваю безгранично…

Портрет из храма Тёкодзи

Завершив отступление об исторической реальности и кавае, вернемся к нобунага-франшизам 2009 года. Точнее, к последней из них.

«Скитальцы», по моему мнению, наиболее сложная для объективной характеристики нобунага-франшиза. Это произведение просто не может быть однозначным. С одной стороны, большинство анимешников хотя бы одним глазом да глянуло сериал 2016 года или OVA 2017-го, но с другой – в манге и аниме более чем достаточно моментов, вызывающих активное отторжение. Никто не спорит, «Скитальцы» отличаются интересной графикой, необычным сеттингом, обилием боевых сцен и увлекательной интригой. У франшизы есть свой устоявшийся круг поклонников. Но нельзя забывать, что это темное фэнтези, с кровавым сюжетом и бьющим в глаза антирелигиозным наполнением. Не всем подобное сочетание придется по вкусу.

Смазливый Нобунага из «Nobunaga the Fool»

2013 год был отмечен стартом еще одной примечательной франшизы «Nobunaga the Fool» («Дурак Нобунага»), включающей в себя мангу Шёджи Кавамори (2013-2014) и аниме-адаптацию 2014 года. Франшиза – довольно удачное соединение фантастического жанра с элементами меха, основной сюжетной идеей напоминающее «Мир реки» Филиппа Фармера. Воскрешение значительной части человечества на других планетах, известные исторические персоны в качестве главных и второстепенных героев – все это общие элементы сюжета и для книжной серии Фармера, и для манги Кавамори.

Только эксплуатируются они в разных пропорциях, да и конечные цели авторы преследуют очень разные. Для Фармера важно было раскрыть идею взаимоотношений инопланетян-демиургов с воскрешенным человечеством. Кавамори же рисует драму амбиций и политических устремлений на фоне фантастической реальности.

2013-2014 годами можно было бы завершить перечисление наиболее примечательных нобунага-тайлов. Однако, существует еще несколько, из разряда менее значимых, но все же довольно интересных. К этой категории, на мой взгляд, относятся:

  • Франшиза «Joshikousei Nobunaga-chan!!» («Школьница Нобунага-чан!»), состоящая из манги 2010 года и десяти короткометражных ONA, вы
  • Аниме 2011 года «Sengoku Otome – Momoiro Paradox» («Девы гражданской войны: розовый парадокс»), где Нобунага жесткая и волева
  • Историко-кулинарная манга того же года «Nobunaga no Chef» («Шеф-повар Нобунаги»), экранизированную в виде дорамы в 2013 году.
  • Манга Ёйчиро Оно «Nobunaga no Yabou – Rinne Tenshou» («Мечта Нобунаги»), – предельно серьезная вариация на тему незабвенных

Завершить наше перечисление нобунага-тайтлов стоит мангой Юка Кумада «Geten no Hana» («Цветок Поднебесной»), – реверс-гаремом, наполненный бисёнен-двойниками самураев эпохи Сенгоку. Главная героиня, молодая красавица, куоничи Хотару в окружении милых юношей на любой вкус и романтическая драма, развернутая на «самурайском» историческом фоне. Такое сочетание придется по душе почитателям нежности и чувственности, но оно же способно полностью отпугнуть от манги суровых любителей экшена. Однако даже при бисёнен и гаремной специфике, «Цветок Поднебесной» остается интересной мангой, с довольно приличной графикой и напряженным сюжетом.

Итак, подведем итоги. Полномасштабное «вторжение Нобунаги» принесло «демону-правителю» победу практически по всем фронтам. С 1987 года Ода Нобунага стал для культурного пространства «аниме – манга – ранобэ» чем-то вроде тысячеликого героя Кембелла. Его образ – почти архетип, раздробленный на множество разнообразных воплощений и реинкарнаций. Нобунага – изукрашенный шрамами, брутальный самурай. Нобунага – милая принцесса-генерал. Нобунага – озорная школьница. Нобунага – призрак.

Нобунаги много, пожалуй, слишком много. И быть может, зрители и авторы уже несколько пресытились Нобунагой. Последние два года «демона-правителя» пытаются заменить менее примелькавшимися фигурами «эпохи смут». Основной протагонист вампирского аниме 2017 года «Sengoku Night Blood» («Кровавая ночь Сенгоку») – это уже Хидэёши Тоётоми, в реальной истории наследник Нобунаги, захвативший власть вскоре после его смерти. Хидэёши «Кровавой ночи» – симпатичный балагур, «хороший» вампир, противостоящий «плохому» князю-вампиру Нобунаге, персонажу холодному и расчетливому. Для новинки же осеннего сезона 2018 года, комедийного аниме «Школа смут» («Gakuen Basara»), Нобунага и Хидэёши только эпизодические персонажи. Основное эфирное время тайтла распределено между другими сенгоку-генералами – Юкимура Сaнада и Масамунэ Датэ, противоборству которых за кресло председателя студсовета посвящена эта пародия на самурайские боевики.

Приведет ли наметившаяся тенденция к полному завершению «нашествия» Нобунаги или это только пауза перед новым этапом? Кто знает. Вполне возможно, что в следующем сезоне Нобунага вновь появится перед удивленной публикой в каком-нибудь экзотическом виде.

Источники

  • Ламерс Й.П. «Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Набунага» – СПб. «Евразия», 2012
  • Иванов Б. «Введение в японскую анимацию» – Б.м., 1999
  • Микагэ Касуга. «Великие помыслы Ода Нобуны» Т. 1-2
  • Шинго Нанами. «Заблудившись в Сенгоку» Т. 1-4
  • Юка Кумада. «Цветок поднебесной» Т. 1-5

Спасибо за прочтение!

В нашей команде несколько авторов, переводчиков и редакторов, поэтому в конце каждой статьи будут указаны их имена. Мир должен знать своих героев.

Автор: Роман Воронков
Редактор: Анна Жукова

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Шикимори", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 37, "likes": 80, "favorites": 79, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 49017, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 05 May 2019 14:45:07 +0300" }
{ "id": 49017, "author_id": 131475, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/49017\/get","add":"\/comments\/49017\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/49017"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64956, "last_count_and_date": null }

37 комментариев 37 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
19

Так, блет.

Ответить
7

Всё, я спокоен.

Ответить
11

Так... Еще был дух Нобунаги в аниме Гинтама, в арке про "стенды"

https://www.youtube.com/watch?v=Pdk6VFQcG6o

Ответить
6

Так, плюс еще Нобунага фигурировал в Гинтаме, в игре, которая была аналогом тетрису -_-

Ответить
6

А ещё Нобунага был главным антагонистом оригинальной трилогии Onimusha, где он заключил союз с силами зла, чтобы захватить всю Японию

Ответить
4

Статью еще не дочитал, но уже удивлен что в 1989 году были гексагональные пошаговые стратежки оО И графика смотрится шикарно для своих лет

Ответить
3

Многие даже считают, что DOS'овская эра - золотой век жанра.

Ответить
4

Вот так и нужно писать статьи про аниму

Ответить
2

Очередной франкенштейн, который имеет мало отношения к аниме.

Ответить
0

Это почему же?

Ответить
–1

Потому что конкретно про аниме пишется очень мало и расплывчатыми формулировками, а про все остальное наоборот побольше. Спрашивается, если ты разбираешься в аниме, сделай наоборот. Но ты нет.

Ответить
1

Ну можно было конечно поподробней про сериалы написать, но и так нормально. Лично мне такого плана статьи нравятся.

Ответить
0

Лично мне такого плана статьи нравятся.

Потому что тебе плевать на аниме. Дали кусок истории из вики, набор аниме по слову Нобунага из гугла, склеили фразами, за которыми нет никакого основания, и все - тебе понравилось.

Ответить
0

На какое аниме мне плевать? За какими фразами нет основания? Что ты вообще несешь?

Ответить
0

Попробуй конкретные вопросы задавать.

Ответить
0

Какие утверждения, такие и вопросы.

Ответить
0

Вопросы, которые требуют от оппонента разбора статьи, который займет часов 6, не приветствуются.

Ответить
3

Имхо, самый лучший нобунага был в Drifters

Ответить
2

В Sengoku Collection ничем не хуже.)

Ответить
1

всем хуже.

Ответить
–2

Зато смотреть интересно, когда обычная самураевщина уже ничем удивить не может.

Ответить
0

Два самурая и парень с луком из эпохи Хэйян против нацистов и Темного Лорда в фэнтезийном мире тебя не удивляют?

Ответить
1

Не удивляют, эдакая смесь "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких и "Фугу в мундире" Сергея Лукьяненко.

Ответить
0

Против Иисуса же

Ответить
0

Ложный ход. Он там рассуждает про Средневековье и ПМВ уже.

Ответить
0

Да ну? Хм, даже интересно стало, но читать не буду.

Ответить
–2

У меня в принципе уже давно не было вау эффекта, разве что ощущение "А прикольно" и меня это "самураевщина" нравится и удивляет, все недавнии тайтлы про самураев мне понравились (Онихей, Angolmois: Genkou Kassenki), какие то проблемы?

Ответить
2

Мне всё же интересно, такой анализ можно отнести только лишь к аниме, или историческая и художественная деконструкция являются бОльшим. Вот есть же подсайт «Наука», был бы подсайт «Культура», я бы такие материалы там хотел видеть, всё-таки.

Ответить
0

это все таки про образ в аниме и манге, хоть и с любопытными историческими дополнениями

Ответить
1

В Gifuu Doudou!!: Kanetsugu to Keiji его топово изобразили, имхо.

Ответить
1

даже источники указаны, крутяк

Ответить
1

Серия игр Samurai Warriors

Ответить
0

Небольшой референс был и в "Инуяши", мол, "да чего этот дурак добьётся?"

Ответить
0

А не его случайно воскресили в аниме "Castlevania"?

Ответить
0

Holy fuck...

Ответить
0

Ну или я путаю анимеху.

Ответить
0

Несколько позднее тенденция трансформировать Нобунагу в «милую тян», стала устойчивым трендом, породившим еще несколько интересных тайтлов. Поистине, стремление японцев к каваю безгранично…

Наши эксперты в 2019 называют каваем, ну... э-мм... моэйность? моэ. И плохо понимают что есть что, ожидаемо.
Вопрос на засыпку, почему трансформация чего-либо в «милую тян» это моэ-антропоморфизм и я не слышал о кавай-антропоморфизме?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Уве Болл вернулся в кино
и начал экранизировать flash-игры
Подписаться на push-уведомления