«Евангелион» — как важно принимать себя таким, какой ты есть

И почему лучшее, что сделал Хидэаки Анно — это оригинальный сериал.

Я безбожно опоздал. Я посмотрел «Евангелион» только сейчас — как сериал и «правильную концовку», так и все три вышедших на данный момент ребилда. Но, кажется, сейчас подходящее время, чтобы поднять пыль вновь и обсудить его, ведь в следующем году состоится очередной финал — уже третий.

«Евангелион» — как важно принимать себя таким, какой ты есть

Кроме того, я не читал мангу и не играл в игры по «Еве» — так что говорю исключительно об аниме. Также я осознаю: что бы я ни написал, кому-то это не понравится, и кто-то обязательно захочет поспорить, ведь Evangelion — крайне противоречивое аниме. Учитывая всё это, я начну с резкого заявления: это больное аниме. Больное, но прекрасное.

На вопрос: «что смотреть», если вдруг такой возникнет, я отвечу чётко — всё. Сначала сериал, потом End of Evangelion, затем ребилды. Просто потому что сюжет несколько раз по тем или иным причинам переписывался, и по сути произведение целиком — это пазл, который нужно собирать самому.

Дальше — спойлеры, осторожно.

«Евангелион» — как важно принимать себя таким, какой ты есть

«Евангелион» рассказывает о мире, пережившем «два удара». В результате океаны оказались загрязнены, человечество погрязло в войнах и оправилось кое-как. На Землю время от времени теперь прилетают Ангелы, сюрреалистичные существа, которые стремятся добраться до первого Ангела, которого держат взаперти.

Противостоять Ангелам непросто, поэтому человечество создаёт Евангелионы (Евы) — биороботов, которыми управлять могут лишь особенные подростки, у которых получается заключить с ними ментальную связь.

Повествование ведётся от лица подростка Синдзи Икари, который почти полностью потерял смысл жизни. Он — размазня. Он размяк, он не знает, куда себя деть, я уверен, у него тяжёлая депрессия и склонность к суициду. От Синдзи отказался отец (ныне руководитель Nerv, которая управляет Евами и охраняет Токио-3), его мать умерла, но он должен пилотировать Евангелион.

Трейлер четвёртого ребилда

Прелесть «Евангелиона» в том, что эту историю можно рассматривать с разных сторон. Локально (оригинальный сериал), глобально (End of Evangelion), или как-то... иначе (ребилды). Больное это произведение потому, что Хидэаки Анно прямо сейчас, по сути, вновь переписывает концовку — уже в третий раз.

Концовка ребилдов нас ждёт в 2020 году, и пёс его знает, что там будет — сюжет ушёл в совсем другую степь. Но я по-прежнему считаю, что оригинальный сериал — полностью самодостаточный. Вы можете со мной не согласиться, и это абсолютно нормально: «Евангелион» — произведение, будто специально созданное ради того, чтобы о нём спорили.

Что самое забавное, спорить о «Еве» очень приятно, так как каждое мнение имеет право быть принятым.

Синдзи Икари потерял смысл жизни, теперь он — стереотипичный тряпка-кун. Однако же он соглашается по воле отца пилотировать Евангелион, потому что одобрение отца — одна из немногих вещей, которая его действительно радует.

Не секрет, что Хидэаки Анно, работая над «Евой», справлялся с собственными депрессией и даже планировал суицид — это заметно. Сюжет, рассказанный в сериале, кажется очень личным.

«Евангелион» — как важно принимать себя таким, какой ты есть

Я слышал множество мнений о том, что Синдзи — раздражает. Я принимаю эту точку зрения: он эмоционально нестабилен. Если подумать, то он просто конченный псих. Именно этим Синдзи и привлекает: он абсолютно апатичен, но ради своих друзей готов сделать всё — даже пожертвовать собой. Даже если этих друзей он знает несколько дней или месяцев.

Синдзи Икари — антигерой, который тотчас становится героем, когда что-то угрожает его близким. Даже если близость эта эфемерна и до конца не ясна.

Есть ли что-то важнее в мире, чем дружба? Я не знаю, но мне кажется, что нет. Именно этим мне нравится оригинальный сериал. С одной стороны, цель Синдзи крайне меркантильна: он рос без отца и теперь ищет его одобрения.

С другой стороны, благодаря нападению Ангелов вокруг него появляются люди, которым он дорог, и которым он отвечает взаимностью. В этом тоже была цель Анно — сериал изначально направлен на подростков, что замыкаются в себе и имеют сложности с социализацией.

«Евангелион» хорош не только и не столько эффектными драками гигантских биороботов с Ангелами. Он хорош тем, что показывает человека в глубокой депрессии с вполне понятными мотивами, который от этой депрессии постепенно излечивается. Но не до конца, ведь жизнь постоянно подбрасывает дерьмо на вентилятор. Это поистине человеческая история о том, как важно любить и принимать себя.

Поэтому мне очень нравится концовка оригинального сериала, которая родилась из лишений: Анно просто-напросто не хватило денег, чтобы показать то, что он задумывал. Поэтому пришлось вертеться и креативить. Свяжите пианисту руки, пусть сыграет.

«Евангелион» — как важно принимать себя таким, какой ты есть

И это — действительно великолепная концовка. В сериале идёт речь о слиянии душ (или сознания? а что такое душа?) всех людей в единое целое. Чем-то эта концепция похожа на религию минбарцев из «Вавилона-5», которые верили, что после смерти души живых существ сливаются со вселенной. Таким образом получается, что вся вселенная — и есть души.

Синдзи, метафорически, принимает себя, он осознаёт, что его всё-таки любят и ценят. Он прощает самого себя, а другие души ему аплодируют. Словом, благодаря концу света, через других людей, включая отца, Синдзи Икари наконец-то принимает себя таким, какой он есть, и становится счастливым. Не об этом ли мы все мечтаем? Так ли важно, есть мир или нет, если мы действительно счастливы?

Однако затем бюджет появился, и Анно решил показать, как совокупление человечества в единое целое выглядело снаружи. Гигантизм и оранжевый суп. Ну а Синдзи, меж тем, мастурбирует на свою подругу, пока та в коме, и соглашается спасать мир, при условии, что у него будет секс с его наставницей.

Твою мать, вы мне Синдзи испортили!

Поэтому, при всей зрелищности End of Evangelion, я отказываюсь принимать эту концовку. История человечества в курсе: ничего хорошего не выходит, когда стремишься к гигантизму. Так целые цивилизации погибают. Тем более сделать Синдзи обыкновенным озабоченным подростком — это ли хорошо?

В оригинальном сериале Синдзи искал одобрения. В идеале — своего отца, но в общем-то — хотя бы кого-то. Одобрение в такой ситуации — необычайно важная вещь. Просто поддержка близких, вот и всё, ничего больше. Именно это я увидел в сериале, и это, к сожалению, потерял в «Конце Евангелиона» и ребилдах.

«Евангелион» — как важно принимать себя таким, какой ты есть

Ребилды повествуют изначально ту же самую историю, но очень скоро уходят совсем в другую сторону. О них говорить действительно сложно: это сильно сжатая история, которая цепляет, в первую очередь, эпатажем и экшеном. Они не самостоятельны, и без сериала их смотреть просто нельзя.

Однако есть один момент, который ребилды раскрывают лучше сериала. В сериале Синдзи существует в компании с несколькими девушками — понятно, откуда берутся споры «кто топ-вайфу в Еве». Однако ближе к концу появляется Каору — Ангел, который прикидывается ещё одним пилотом Евы. И, что самое интересное, в отличие от остальных, он предлагает Синдзи искреннюю и безусловную любовь сразу. О сексе речи не идёт, это, судя по всему, исключительно платоническое чувство. Возможно, то самое одобрение, которое поломанный судьбой Синдзи всё это время искал.

Жаль только, что линия Каору в сериале завершается, не успев начаться. В ребилдах ему уделяют больше времени и делают более положительным персонажем, чем то было в сериале. Однако тему безответной и искренней любви — всё-таки раскрыли не до конца.

Неизвестно, к чему приведёт сюжет ребилдов — судя по недавно показанному отрывку, в четвёртой и финальной части творится непонятно что. Да и, положа руку на сердце, прыжок во времени в третьем ребилде — тоже не лучший вариант.

Мне кажется, что порой стоит связывать себе руки нарочно — и играть. Пусть не всегда попадая по клавишам фортепиано, но креативить, стараться сделать так, чтобы минимальными средствами достигнуть чего-то замечательного.

Хидэаки Анно этого уже достиг — в тот день, когда вышел финальный эпизод оригинального сериала. Когда души слились в единое целое и аплодировали Синдзи Икари, который, всё-таки, смог добиться одобрения и принять себя таким, какой он есть.

И стал счастливым.

237237
178 комментариев

Я изучал Евангелион на протяжении многих лет. Пересмотрел каждый кадр, смотрел задом наперед , смотрел без звука, без видео, смотрел на двух экранах одновременно, смотрел с максимальным контрастом, смотрел в Японии, у знакомого японца, смотрел ночью, днем, утром, вечером.
На все ушло 2000 часов. Но я разобрался.
Евангелион — очередной меха-гаремник без сюжета.

227
Ответить

Классика анализа произведений искусства.

22
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

88
Ответить

Ты (не) понял

68
Ответить

Комментарий недоступен

72
Ответить

Комментарий недоступен

55
Ответить