Аниме
Jaggerlin
5042

Прочесть перед просмотром: «Ветер крепчает»

В закладки
Аудио

«Ветер крепчает» — последний большой фильм Хаяо Миядзаки. Большинство критиков сходятся во мнении, что при всех несомненных достоинствах эта картина рассчитана в первую очередь на японского зрителя и будет во многом непонятна западной аудитории. На мой взгляд, критики изрядно преувеличивают. «Ветер крепчает» не затрагивает каких-то потаённых струн глубочайшей японской души. Сложность его восприятия заключается в том, что фильм повествует о жизни предвоенной Японии и подробно описывает жизнь и быт целого поколения японцев.

Для того чтобы получить от просмотра те же впечатления, что и среднестатистический японский зритель достаточно знать несколько фактов о японской истории. По уму перед просмотром в кинотеатрах в таких случаях следует давать небольшую брошюру со всей необходимой информацией, чтобы никаких лишних вопросов не возникало. Я попробовал самостоятельно сделать такой информационный листок. Он не содержит никаких спойлеров или деталей сюжета. Пожалуйста, не поленитесь перед просмотром аниме ознакомиться с этими несвязанными на первый взгляд фактами, они помогут вам лучше понять «Ветер крепчает» и получить от него максимум удовольствия.

Дзиро Хорикоси — известный японский инженер-авиаконструктор. Его вклад в японскую историю сопоставим с достижениями таких гениев как Семен Лавочкин (СССР) или Вилли Мессершсмитт (Германия). Аниме «Ветер крепчает» основано на биографии Дзиро, его жизни и работе в 20-30-е годы. .

Дзиро Хорикоси — национальный герой Японии. Созданные им самолеты не только не уступали, но и во многом превосходили западные аналоги. Вклад этого человека в историю и культуру Японии можно сравнить с тем значением, которое имеет в России Калашников

Самолет Мицубиси А6М «Рэй-сэн» (на западе более известный как «Зеро») стал венцом карьеры Дзиро Хорикоси, одним из лучших истребителей Второй Мировой и самым массовым боевым самолетом Японии. В 1940-1945 году было изготовлено больше 10 000 истребителей «Зеро».

Для японцев «Зеро» это, безусловно, предмет национальной гордости, который символизирует модернизацию страны и ее способность «догнать и перегнать» развитые индустриальные страны Европы и США. Иной точки зрения придерживаются китайцы и корейцы, которые во Второй Мировой оказались не в состоянии сопротивляться мощи японской авиации и подвергались безответным бомбежкам. Большинство американцев воспринимает «Зеро» и его пилотов как достойных противников (сопоставимо с трактовкой немецких танков в отечественной историографии).

Самолет A6M “Reisen” — это не просто боевая машина. Для миллионов людей он является главным символом целой эпохи. Сопоставимое значение для нашей истории имеет танк «Т-34».

Джованни Батиста Капрони — итальянский авиаконструктор и промышленник. В 1908 году он построил свой первый самолет, в 1910 основал авиастроительную компанию. Заводы Капрони производили в основном военные самолеты. Компания «Капрони» внесла значительный вклад в вооружение Италии в мировых войнах, поэтому отношение к ее основателю в Италии и остальное Европе неоднозначное: с одной стороны Капрони внес безусловный вклад в развитие авиации, с другой стороны он во многом отвественен за милитаристские амбиции фашистского режима Бенито Муссолини. Судьба Капрони и его детищ во многом схожа с Дзиро Хорикоси.

Джованни Капрони был одним из пионеров авиации. Созданные им самолеты (далеко не всегда практичные и жизнеспособные) выдают в итальянском инженере настоящего мечтателя.

Великое землетрясение Канто 1 сентября 1923 года стало самым разрушительным в истории Японии. Толчки магнитудой в 8 баллов и последующие пожары почти полностью уничтожили Токио и Йокогаму, погибли сотни тысяч человек, пострадали более 4 миллионов. Экономический ущерб от землетрясения превысил затраты Японии на Русско-японскую войну. Считается, что землетрясение 1923 года стало причиной экономического упадка Японии и прервало ее бурное послевоенное развитие.

В Японии главной опасностью землетрясений являются вовсе не подземные толчки, а последующие пожары. Так в Токио более сорока тысяч человек задохнулись, безуспешно пытаясь спастись от огня и дыма в парках и на центральных площадях.

В 1927 году Японию охватил крупнейший кризис, получивший название финансовый кризис эпохи Сёва. Его причинами традиционно считают Великое Землетрясение 1923 года и схлопывание «экономического пузыря», раздутого японскими компаниями в результате индустриального подъема после Первой Мировой войны. В результате кризиса обанкротилось 37 японских банков и бесчисленное количество мелких компаний, экономику взяли под контроль всесильные корпорации-монополисты, корыстные интересы которых через несколько лет приведут Японию к милитаризации и вторжению в Китай.

1927 год. Япония переживает экономический кризис, который усугубляется незавершенной индустриализацией. Чтобы выйти из экономического тупика Япония начинает колониальную экспансию.

Для Японии война началась значительно раньше, чем для Европы. В 1931 году Япония вторглась в Китай и оккупировала Манчжурию. В 1933 году Япония вышла из Лиги Наций. В 1937 году Япония пошла на эскалацию конфликта и объявила войну Китаю. То есть вооруженное противостояние на Востоке началось задолго до прихода к власти Адольфа Гитлера.

В 1930 году Япония владела Корейским полуостровом, островом Тайвань и Южным Сахалином. «Ястребам» из числа молодых и амбициозных офицеров этого казалось мало, и они рассчитывали оккупировать Китай, для начала.

«Мицубиси» и «Накадзима» были крупнейшими японскими монополиями в сфере машиностроения, в том числе гражданской и военной авиации. Они вели жесткую конкуренцию за государственные заказы на производство боевых самолетов. Тендеры за счет госбюджета размещали Императорская армия и Объединенный флот, эти две ветви японских вооруженных сил постоянно соперничали между собой и стремились перетянуть именно на свою сторону бюджетное финансирование и лучших конструкторов. «Мицубиси» надеялись с помощью гениальных способностей Дзиро Хорикоси победить своих заклятых конкурентов из «Накадзима».

«Накадзима» производила cамолеты наземного базирования для армии, воюющей в Китае. «Мицубиси» удалось заполучить более сложные заказы на создание авианосной авиации от Объединенного флота Японии. 

Немецкий авиаконструктор Хьюго Юнкерс был социалистом и пацифистом. Его компания занималась преимущественно созданием пассажирских самолетов. Во время Первой Мировой немецкое правительство принудительно передало разработки Юнкерса и его производительные мощности под нужды военной промышленности. После прихода к власти нацисты потребовали от Юнкерса передать им все патенты и заводы, Хьюго безуспешно пытался сопротивляться, его собственность была экспроприирована, а сам авиатор отправлен в ссылку.

Компания “Junkers” прославилась своими тяжелыми и пикирующими бомбардировщиками. Мало кто знает, что ее основатель был пацифистом и с риском для жизни сопротивлялся нацистской диктатуре.

Несмотря на подписание антикоминтерновского пакта в 1936 году отношения между Японией и Германией перед войной были напряженными. Япония всегда была союзником Великобритании и участвовала на стороне Антанты в Первой Мировой войне, поэтому немцы воспринимали японцев как пронырливых азиатов, которые готовы ударить в спину при первой возможности. Многие высокопоставленные деятели Третьего Рейха не одобряли союз с Японией.

«Японская хитрость», «азиатская подлость» были расхожими выражениями в Европе . Японцам не доверяли и во всех их действиях видели угрозу. В свою очередь, японцы пытались заполучить как можно больше западных технологий.

В первой половине ХХ века немецкая культура имели огромное влияние. Независимо от политических убеждений каждый образованный человек считал необходимым ознакомиться с трудами немецких философов, публицистов и композиторов. Особенной популярностью пользовался роман Томаса Манна «Волшебная гора». Это произведение рассказывает о путешествии инженера Ганса Кастропа в изолированный горный санаторий, по мнению критиков «Волшебная гора» дает панораму идейной жизни европейского общества в канун мировой войны.

В романе «Волшебная гора» (кадр из экранизации 1982 года) красочно описан буржуазный образ жизни и манеры европейской интеллигенции. Неудивительно, что многие японцы восприняли его как учебник по заморским обычаям, которым они стремились подражать.

В 1936 году японский писатель Тацуо Хори опубликован роман «Ветер поднялся», сюжет которого повествует о любви молодого писателя и больной туберкулезом девушки-художницы, с которой он встретился в санатории в горах Яцугатаке (центральная часть острова Хонсю). Название «Ветер поднялся» Тацуо Хори взял из поэмы французского поэта Поля Валери «Кладбище у моря» (“le Cimetière marin”):«Крепчает ветер!.. Значит — жить сначала!» (“Le vent se lève! . . . il faut tenter de vivre!”). Сюжет аниме Миядзаки во многом основан на одноименном произведении Тацуо Хори, цитата Поля Валери была взята слоганом. Туберкулез в начале ХХ века считался опасной и практически неизлечимой болезнью. Антибиотик стрептомицин, способный излечить туберкулез, был открыт в 1946 году. До этого туберкулез лечили только пребыванием в горных санаториях, что не давало никакой гарантии на выздоровление. С ростом урбанизации и индустриализации в Японии началась настоящая эпидемия туберкулеза.

«Ветер крепчает» и «Волшебная гора» уделяют немало времени описанию процедур по лечению туберкулеза. Единственным способом спастись от этой болезни в начале ХХ века было продолжительное пребывание в горном санатории.

В Японии 30-х курили практически все и везде. Наиболее популярной маркой японских сигарет была “Cherry” (производились с 1904 года трестом Japan Tobacco Inc).

Миядзаки и сам большой любитель подымить за работой. Он не упустил такой мелкой детали как дизайн пачек японских сигарет в 30-е годы.

P.S. Если вам нравятся мои статьи, обзоры и художественное творчество, присоединяйтесь к моей группе вконтакте (vk.com/refantasy ) чтобы следить за обновлениями и теми заметками, которые не выросли до полноценной статьи.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Jaggerlin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 35, "likes": 166, "favorites": 198, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 64266, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 16 Aug 2019 13:47:54 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 64266, "author_id": 116469, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64266\/get","add":"\/comments\/64266\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64266"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64956, "last_count_and_date": null }
35 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
11

Хороший мульт, смотрела его правда без всяких пояснений, в общем-то было все понятно. Рекомендую

Ответить
2

Детали все же важны. Ясно что романтическая линия и без них понятна, но всё же.

Ответить
3

Всё это должно поясняться внутри самой картины, чтобы она была понятной для всех. Но тем не менее в Кинотеатр я сходил и был очень доволен. Сам Миядзаки говорил, что так он отдаёт дань уважения японской авиации, а большего знать перед просмотром и не нужно. Всё остальное можно почитать уже и после, как сейчас в твоей публикации.

Ответить
0

Фильм снимался японцами для японцев и про Японию.
Всё остальное можно почитать уже и после, как сейчас в твоей публикации.

Можно после, но лучше до.

Ответить
3

Так можно говорить для абсолютно каждого фильма. Знать какие-то детали заранее. Но как я уже написал раннее. Миядзаки сам говорил, что важно знать, что это дань уважения к Японской авиации. Остальные мелочи не столь важны для просмотра. Это как если бы я должен был знать все Тарантиновские отсылки до просмотра какого-то из его фильмов (как пример).

Ответить
0

В "Ветре крепчает" знание фона очень сильно влияет на понимание поступков тех или иных персонажей. Например американские критики очень много обсуждали тот факт, что Дзиро курит в присуствии больной жены. Если знать, как тогда относились к туберкулезу, то эта претензия к Дзиро выглядит совершенно нелепо. Все равно как обвинить мужа в том, что он решил выпить коньяку с женой, которая больна раком в последней стадии.

Ответить
2

Туберкулёз тогда был неизлечим в принципе. Это и так понятно. Я это понимал и относился нормально к данной сцене. Но опять же, мы говорим о внутренней кухне, о том, чем вдохновлялся Миядзаки при создании какой-то из сцен, какие отсылки он вкладывал и прочее. Это есть абсолютно в каждой «картине». Ты описал даже бренд сигарет, который был в аниме. Так ли мне нужно было знать про эти сигареты, чтобы по другому воспринимать фильм ?)

Ответить
0

Бренд сигарет не поможет фильм понять, а вот тот факт что Япония была в начале 20 века самая курящая страна - вполне. Ну и вообще сам факт того что собой представляла Япония в экономическом плане для понимания фильма очень важно. Вспомни хотя бы эпизод где Дзиро угощает девочку. Если не знать что по сути он ее жизнь скорее всего спас этим кушаньем, на которое потратил где-то 20% зарплаты - может показаться что сцена бессмысленна.

Ответить
3

Ну, Миядзаки это и в самой картине удалось отразить. Учитывая, какие акценты он ставил на некоторых из сцен. Та же сцена с девочкой, как ты упомянул выше, тоже в неком роле отражало и поезд набитый битком людей. Период был не самым спокойным. Но в целом и общем про тех же курящих японцев и экономический спад я знал, когда немного интересовался прошлым некоторых мною интересующих стран. Глубоко не лез, но общие факты тем не менее были известны. Хотя я не уверен, что мне это как-то помогло смотреть иначе на этот фильм (по другому). Могу вполне и ошибаться. В любом случаи материал очень интересный, но обязательное знание его перед просмотровом всё ещё считаю довольно сомнительным.

Ответить
1

Обязательным перед просмотром можно считать только знание языка, на котором говорят в фильме. Да и то не всегда. Миядзаки гений, да. Я думаю кроме Исао Такахата никто с ним в прошлом веке не сравниться. В 21-ом был не менее гениальный Сатоси Кон.

Ответить
0

А зачем знание языка-то? Какое-то очень странное требование.

Ответить
0

Причем тут романтическая? Типа раз девушка пишет, значит онли романтика? Тьфу. Она мне не особо интересна, а вот все остальное...

Ответить
5

А я думал, что линию любви инженера к девушке, больной туберкулезом, Миядзаки списал с Трёх товарищей Ремарка.

Ответить
1

Обязательно ознакомлюсь, к своему стыду у меня познания в европейской классике примерно такие же, как у европейца обычно в восточной.

Ответить
2

Три товарища, это просто маст хэв. От себя еще бы добавил, Время жить и время умирать, этого же писателя. Читал относительно недавно и оба романа поразили меня до глубины души.

Ответить
0

Я начинал читать "На западном фронте..." в школе, к сожалению, по какой-то причине дропнул. Скачал только что все произведения Ремарка на телефон, буду восполнять пробелы, а то стыдно ведь. Уверен, что вы правы и Миядзаки за вдохновением обращался и к нему тоже.

Ответить
1

Ну в таком случае Вы просто не можете пропустить ещё один источник вдохновения Миядзаки (вплоть до нескольких скопированных сцен) — "Перехожу на приём" Роальда Даля.

Ответить
1

Роальда Даля я как раз всего читал и весьма бугуртил с его переводом на русский.

Ответить
1

Да, подавляющее большинство книг лучше читать в оригинале.

Ответить
0

С английским я так могу, с французским или японским - увы.

Ответить
1

При знании английского можно хотя бы прочитать книги на других языках в английском переводе (хотя это не то же самое, что читать в оригинале, конечно). А при незнании английского сиди как сыч и жди, пока книгу 2007 года переведут.

Ответить
2

Это так, английский сейчас такой же язык науки, каковым была латынь 200+ лет назад. Это необходимый минимум его знать. Но не стоит забывать что русский тоже мировой язык и один из языков ООН, и знать его и свободно говорить на нем - величайшее благо.

Ответить
0

а мне - что с книги Р. Фейнмана.

Ответить
4

Большинство американцев воспринимает «Зеро» и его пилотов как достойных противников

В начале войны. Где-то после мидуэя уже нет, и сам самолет устарел и подготовка пилотов резко ухудшилась.

Ответить
0

Да, есть такое дело. Но вообще если бы не захваченный на Алеутах "Зеро" - еще неизвестно как бы всё сложилось. Самое неприятное в истории японской авиации то, что 90% хороших пилотов они потеряли не в бою, а когда те не могли вернуться на потопленный авианосец и вынуждены были садиться посреди океана и медленно умирать на спасательном плоту. Но даже в 1945 были Сиден-кай и достойные пилоты, способные наводить на американцев ужас.

Ответить
2

Немецкий авиаконструктор Хьюго Юнкерс был социалистом и пацифистом

социалистом

Эээ, ну в социалистическом государстве он был социалистом, чем это должно удивлять?

Ответить
1

Прекрасная памятка! Не скажу, что ее очень не хватало в кинотеатре, основные события понял (они рассчитаны на самых разных людей и хорошо объясняются), но почитать было интересно, и кадры «реальность-анимация» наглядные

Ответить
0

Спасибо за отзыв.

Ответить
1

Еще один хороший лонг за день, спасибо! Мульт не смотрел, думал что снова сказка от Миядзаки (ничего против не имею, просто под сказку нужен особый настрой), а дело пахнет большей серьезностью, ну а теперь и бэкграунд из фактов есть, время смотреть.

Ответить
0

Спасибо за отзыв. Надеюсь, помогу от фильма получить максимум удовольствия.

Ответить
1

*писатель Тацуо Хори опубликован роман «Ветер поднялся»* правильно опубликовал, л вместо н. Мелочная ошибка-опечатка, но все же, видел ещё парочку ошибок.

Спасибо, было интересно, но смотреть этот фильм я конечно же не буду. Но это не точно. Все же, насколько я понял, этот фильм(фильм же, не аниме?) довольно серьезный. Ну а мне сейчас подобное не вкатывает. И без того серьезности в жизни хватает, но читать было интересно, и статья сделана хорошо.

Ответить
1

Огроменное спасибо автору) Для меня аниме за грало новыми красками! Знакомый лётчик-испытатель, после вашего превью посмотрел первое аниме и остался в восторге))

Ответить
0

Спасибо за отзыв.

Ответить
0

Давно хотел посмотреть мульт, да все откладывал. Видимо, самое время. Спасибо!

Ответить
1

Спасибо вам за отзыв.

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]