Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

Отличная туристическая реклама Японии от Макото Синкая.

31 октября в широкий российский прокат выходит новый анимационный фильма Макото Синкая «Дитя погоды». Работа над картиной длилась три года, и в итоге режиссёру не только удалось создать одно из лучших аниме 2019-го, но и показать в нём, возможно, самый реалистичный Токио за всю историю анимации. Япония уже выдвинула фильм на «Оскар».

Мы посмотрели картину и рассказываем, какие важные темы поднял в своём фильме Макото Синкай, чем эта работа отличается от его предыдущего творчества и почему её лучше не сравнивать с «Твоё имя» — хотя такие сравнения обязательно будут.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

Подростковая романтика с примесью синтоизма

С определённой точки зрения «Дитя погоды» можно назвать духовным сиквелом предыдущего фильма режиссёра — суперуспешного «Твоё имя». Снова Токио, снова противопоставление мегаполиса и глубинки. Никуда не исчезли три главных темы творчества Синкая: первая любовь, расстояние между героями и пронизывающая эмоциональная драма. Разница лишь в том, что всем перечисленным темам в этот раз отведено заметно меньше времени, чем раньше.

Сюжет «Дитя погоды» прост, но в смысловом плане он сильно отличается от старых работ Синкая. История начинается с того, что 15-летний парень Ходака Морисима приплывает на пароме в Токио. Он сбежал из дома, так как ему осточертела жизнь в глубинке, в которой ничего толком не происходит. Однако в Токио его ждут уныние, отсутствие работы и аномальная погода — в столице вот уже второй месяц идут сильные дожди.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

В один из дней измученный Ходака приходит в «Макдональдс», так как на более здоровую пищу у него просто нет денег. Там незадачливого бродяжку примечает девушка Хина Амано, юная работница ресторана. Она жалеет героя и угощает его бургером.

Увидев доброту девушки, Ходака вспоминает, что на пароме в Токио он познакомился с мужчиной по имени Кейске — тот издаёт газету о паранормальщине.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

В итоге, герой начинает работать в издании и со временем узнаёт, что в Токио живёт жрица, у который есть особый дар — она умеет разгонять тучи и временно вызывать солнце. Ей оказывается та самая девушка из «Макдональдса».

Вместе Ходака и Хина начинают зарабатывать тем, что ездят по городу и устраивают хорошую погоду для свадеб, ярмарок и фестивалей. Однако они не подозревают, что их постоянное вмешательство в природу несёт за собой тяжёлые последствия.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

В своих работах Синкай не раз использовал сюжетный приём «парень встречает девушку» и успешно скрещивал его с лёгкой подростковой фантастикой. Его персонажи путешествуют во времени, попадают в параллельные миры и меняются телами. Однако «Дитя погоды» более реалистичный, чем может показаться изначально — и при этом во многом более «японский».

Например, при создании персонажей режиссёр вдохновлялся традиционными японскими понятиями «амэ отоко» (с яп. «дождливый мужчина» или «мужчина, которого всегда преследует дождь») и «харэ онна» («солнечная женщина» или «женщина, которая сулит хорошую погоду»). Сюжет пронизан синтоистскими мотивами и божественным промыслом в том виде, в котором его привыкли видеть японцы. Похожее мы уже видели в «Твоё имя», только там божественная сила управляла не погодой, а судьбой и временем.

В фильме, кстати, полно тонкостей, которые можно пропустить. Не все, например, знают, что такое тэру-тэру-бодзу и неформальные межличностные термины «сэмпай и кохай». «Сэмпая» в русском переводе для удобства обозвали «профессором». В дубляже вы не заметите подвоха, но это легко услышать на сеансах с русскими субтитрами.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

Многие западные зрители воспримут манипуляции с погодой скорее как простое волшебство, и не до конца поймут тот смысл, который хотел донести режиссёр. В том числе и концовку, которая оставляет смешанные чувства и напоминает выбор развязок из игры Life is Strange. Главный герой делает нелёгкий выбор, и это — бремя, которое он будет нести с собой всю свою оставшуюся жизнь.

Синкай в своём новом фильме поднимает проблемы изменения климата, и того, как человек противостоит природным стихиям. На предпоказе в Москве режиссёр заявил, что в последние годы смена сезонов в Японии проходит очень тяжело. Вспомнить хотя бы недавний тайфун «Хагибис», в котором погибло более 90 человек и пострадало ещё 400.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

В своих картинах Макото Синкай всегда достоверно изображал смену четырёх сезонов, поэтому в «Дитя погоды» он хотел показать зрителю актуальную экологическую проблему. То, что он видит каждый день, так как сам живёт в Токио. Конечно, дожди не затапливают реальный Токио, но с каждым годом погода становится всё суровее. В том числе из-за вмешательства человека.

Это своего рода подтверждение того, что мир вокруг нас немного сходит с ума, что происходит что-то неправильное. Но даже в этом нестабильном, меняющемся мире мы должны как-то жить дальше, и на самом деле «Дитя погоды» об этом.

Макото Синкай

Именно поэтому новая картина режиссёра многослойна. Она рассказывает типичную «синкаевскую» мелодраматичную историю, смешивает её с синтоизмом, чисто японскими темами и переживаниями. Это в целом говорит о росте Синкая как режиссёра, который умеет не только рисовать волшебные пейзажи и вышибать из зрителя слезу, но и говорить на актуальные темы. В «Дитя погоды» это заметно более явно, чем в его прошлых работах.

Окно в Токио

С любым фильмом Синкая происходит примерно так: каждый раз ты думаешь, что режиссёр взял максимальную планку качества — а потом оказывается, что можно сделать ещё лучше. Так и в «Дитя погоды» Синкай поднял планку реализма в аниме на новый уровень — ему невероятно точно удалось передать атмосферу дождливого и унылого Токио.

Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как город выглядит во второй половине июля или во время сезона тайфунов в начале сентября. Дожди тут идут почти каждый день, на улице невыносимо душно и влажно, весь Токио на время превращается в мегаполис из «Бегущего по лезвию».

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

В «Твоё имя» часть событий разворачивалась в вымышленной сельской деревушке. Токио тоже был, но ему уделили меньше времени. В «Саде изящных слов» Токио также играл небольшую роль — но там акцент был на героях и парке, в котором они проводят время. В «Дитя погоды» Синкай пошёл дальше красивых пейзажей, дотошного изображения света и тени — он, если так можно выразиться, перенёс весь Токио в формат аниме.

Жизнь японцев показана такой, какая она есть. Порой, в чуть более утрированных тонах из-за аномальных дождей, но к остальному не придраться. «Дитя погоды» переносит зрителя на улицы шумного района Синдзюку, на оживленный перекрёсток Сибуи, пафосную Гиндзу, тихую Одайбу и приземленные задворки Роппонги. В общем, не фильм, а визуальный путеводитель по столице Японии.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

Единственное место, которое уже исчезло — это здание Yoyogi Kaikan, одна из ключевых локаций картины. С августа 2019 года его начали постепенно сносить. Если интересно, японский фанат аниме-туризма и ютубер Tskoboya успел задокументировать его последние месяцы жизни.

Реальные локации из фильма

А ещё в фильме собрано какое-то немыслимое количество реальных брендов. Тут и «Макдональдс» (самый детализированный бургер в истории аниме), настоящее бренды газированных напитков, алкоголя, сигарет, магазинов и много другого. С одной стороны, фильм Синкая можно поругать за наглый продакт-плейсмент. Но он смотрится здесь так уместно и аккуратно, что язык не поворачивается обвинить фильм в продажности.

«Дитя погоды» — идеальная «туристическая агитка» для тех, кто собрался лететь в Японию. А если вы уже были в Токио, то во время просмотра у вас обязательно возникнет стойкое ощущение, что вы вернулись назад. Это сложно передать словами. Я был в Японии пять раз, прожил в Токио чуть больше месяца и могу подтвердить впечатляющую реалистичность новой работы Синкая.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

О завышенных ожиданиях и критике

В то же время фильм может разочаровать зрителей, которые не увлекаются Японией и почти не знакомы с её традициями. И он определённо разочарует ту категорию зрителей, которым безумно понравился «Твоё имя», и теперь у них завышенные ожидания.

Предыдущий фильм Синкая был очень «живым», в меру эпичным и комедийным. А в «Дитя погоды» как минимум половину фильма никто никуда не спешит, не признается надрывно в любви или страдает. Всё развивается очень размеренно и местами даже медитативно (вплоть до прямого цитирования «Патлабора» Мамору Осии).

Аниме корректнее сравнить с «Садом изящных слов», который больше про японскую эстетику «моно-но аварэ», чем про трогательную подростковую романтику. И в этом нет ничего плохого, просто многие пойдут на абстрактное «Твоё имя 2» и не увидят его.

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

И эта проблема встречается не только среди западной, но и среди японской аудитории. Разочарованные фильмом пользователи сайта Eiga (японский аналог «Кинопоиска») в своих обзорах называют «Дитя погоды» «скучным» и «медленным» фильмом. Многие расстроены тем, что у режиссёра не получилось повторить эффект своего прошлого фильма. Поэтому совет: перед тем, как идти в кинотеатр, забудьте о том, что смотрели «Твоё имя». Это похожие, но во многом разные картины. Воспринимайте «Дитя погоды» отдельно.

Если взвешенно оценить фильм, то придраться можно разве что ко второстепенным персонажам. Полицейские показаны карикатурными бесхарактерными болванами, младший брат Хины кажется интересным героем, но всю вторую половину фильма его почти не показывают. То же самое касается Кейске и его сестры, которые играют важную роль в сюжете, но их характеры и предысторию тут «не дожали».

Любуясь дождливым Токио: обзор аниме-фильма «Дитя погоды»

Но самое спорное — это персонажи «Твоё имя», которых могли бы вписать в сюжет чуть аккуратнее. Герои прошлого фильма находятся на третьестепенных ролях, хотя их сюда добавили не только ради фансервиса. Синкай даёт понять зрителю, что три его последних работы происходят в одной вселенной. В чём-то этот подход напоминает фильмы Шьямалана. Правда, режиссёр ещё не до конца уверен (осторожно, в некоторых цитатах по ссылке есть спойлеры) в том, будет ли он развивать свои картины в этом направлении.

Я боюсь, что мы превратимся в историю про «Мстителей», где с каждым фильмом все больше и больше персонажей. Поэтому я ещё не принял никакого решения.

Макото Синкай

Тем не менее связка между двумя фильмами получилась хоть и милой, но очень натянутой. Из-за этого возникли лишние противоречия между временными линиями, и если зритель хорошо помнит сюжет «Твоё имя», то сразу заметит подвох.

Синкай вообще мог не связывать эти картины, обойтись лёгкими отсылками или вовсе убрать персонажей из сюжета. Впрочем, фильм можно спокойно смотреть в отрыве от прошлых работ режиссёра. Вы ничего не потеряете.

И всё это на самом деле мелочи, на которые хочется закрыть глаза и просто наслаждаться невероятно трогательной историей с ожидаемо потрясающей картинкой. В чём-то у Синкая получился неординарный фильм: режиссёр снова поднял тему первой любви и расстояний, но на этот раз сделал акцент не на романтике и трагедиях, а на природе, синтоизме и японской философии созерцания повседневных вещей.

«Дитя погоды» вполне может стать переломным фильмом в карьере режиссёра. У Синкая сейчас два выбора: продолжить снимать трогательные подростковые мелодрамы или попробовать себя в новых жанрах и сюжетах. Будет замечательно, если он выберет второе.

5151 показ
25K25K открытий