Классические сборники короткометражек. Часть 2

Мы продолжаем знакомить вас с известными сборниками короткометражек. В предыдущей части нашего цикла статей мы коснулись сборника “Карнавал роботов”. Почти одновременно с ним свет увидела еще одна знаменитая антология - “Лабиринт сновидений”. О ней сегодня и пойдет речь.

Классические сборники короткометражек. Часть 2

Этот сборник из трех историй в 1987 году выпустила студия Madhouse. Так же как и A.P.P.P. она специализировалась на выпуске OVA и даже получила приз за вклад в развитие этого формата. “Лабиринт сновидений” представляет собой экранизации новелл фантаста Таку Маюмуры, писавшего как для подростковой, так и для взрослой аудитории. Также он известен пристальным вниманием к проблеме отношений между “маленьким человеком” и большими корпорациями, что нашло свое отражение и в одном из эпизодов сборника.

Открывающей работой антологии стала короткометражка “Лабиринт сновидений”. Девочка по имени Сачи играет в прятки со своим котом Цицероном. Игра приводит их в причудливый мир, где они видят все последующие истории. Таким образом, первый эпизод является как бы обрамляющим для всех остальных и объединяет все разные по тематике и стилистике истории в одну. Графика в этой части очень отличается от стереотипного аниме-стиля. Срежиссировал ее Ринтаро - один из основателей студии Madhouse, известный по фильмам “Галактический экспресс 999” и “Метрополис”.

Классические сборники короткометражек. Часть 2

В ленте “Бегущий человек” рассказывается о гонках будущего на трассе под названием “Цирк смерти”, получившей такое имя из-за большого количества погибших пилотов во время гонок. Разобраться в причинах этого пытается репортер, от лица которого и ведется повествование.

Неискушенные в спорте аниме-критики, рассказывающие об этой короткометражке, как правило сравнивают соревнования, которые мы видим, с Формулой 1. Но на самом деле, это NASCAR - американский тип гонок по трассе, где всего четыре поворота. Из-за этого, чем сильнее разгоняется машина, тем выше она поднимается по кольцу, которое изогнуто к центру арены (и тем самым напоминает цирк). В “Бегущем человеке” трасса для гонок будущего повернута почти вертикально и, чтобы не упасть с нее, автомобили должны нестись с огромной скоростью. Несмотря на то, что формальной причиной гибели пилотов является неутолимая жажда победы действующего чемпиона, автор, словами репортера, обвиняет в смертях публику, из-за азарта которой и проводятся эти гонки.

Произведение отличают две вещи: очень продуманный технический дизайн болидов (это можно оценить в сценах, где они постепенно разрушаются) и передача напряжения и динамики гонки с использованием почти статичных картинок. В этом узнается фирменный стиль режиссера Ёсиаки Кавадзири: максимально эффектная анимация при минимальных затратах на движение в кадре. Такие же приемы он позже использует в своих известных полнометражных работах “Манускрипт ниндзя” и “Охотник на вампиров Ди: Жажда крови”.

Заключительная часть, под названием “Приказ на остановку строительства” рассказывает о наемном работнике в большой корпорации, которого отправляют в далекую страну остановить автоматизированную стройку, управляемую роботами. Лента одновременно серьезная и смешная. Высмеивается негибкость корпоративного управления, нацеленность на результат любой ценой, формальность инструкций. В то же время поднимаются серьезные вопросы: как должны взаимодействовать человек и робот? Какие инструкции для робота могут быть важнее: выполнение основной функции или безопасность человека? Кто сильнее - человек или машина? Красиво все это соединить вместе в характерном и узнаваемом стиле удалось Кацухиро Отомо, который в том же 1987 году успел отметиться и в “Карнавале роботов”. А уже на следующий год он выпустил эпохального “Акиру”.

Классические сборники короткометражек. Часть 2

С последней лентой связана небольшая история. У “Лабиринта сновидений” есть и второе название: “Нео Токио”. Оно появилось, когда после выхода “Акиры”, популярность Кацухиро Отомо выросла до небес и компания-дистрибьютор решила, что лента с его именем на афише будет иметь успех в кинотеатрах. Чтобы немного подстегнуть фанатов, “Лабиринт сновидений” переименовали в “Нео Токио” по названию города, где происходили события “Акиры”. Так маленькая хитрость во имя большого успеха дала сборнику второе имя.

Классические сборники короткометражек. Часть 2

Эти три очень разные, и стилистически, и по содержанию, истории ярко демонстрируют широту графических приемов и способов повествования в аниме и то, каким многообразным и нешаблонным оно может быть, когда авторы вольны сами выбирать свой художественный язык.

7676
12 комментариев

https://www.youtube.com/watch?v=QMQiMosF1B0
https://www.youtube.com/watch?v=mauV2NdCs60
Познакомился с этим сборником через фанатские клипы к трекам Lorn, очень атмосферно.

5
Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=NWQKiefZ-XI
Фанатский клип Perturbator

3
Ответить

Два плюса, сам хотел запостить)

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ах, жаль теперь аниме выходит в лучшем случае смотрибельное, не говоря там о стиле или художественной ценности. 

2
Ответить

Про строительство города очень понравилось, остальные две серии честно не понял)

Ответить

Да, вы правы. Последняя часть проще всего по восприятию. В том и талант Отомо ) По сюжету это строительство порта в южноамериканской стране. К бегущему человеку нужно присмотреться, она не так однозначна из-за того, что там мало чего проговаривают в диалогах и много передают картинкой, что не всегда считывается. А в первой части не нужно искать сюжета, там есть только визуальные образы. 

2
Ответить