Странный автор странной манги: как творит Кю Хаясида

Рассказываем, что сформировало стиль создательницы Dorohedoro и Dai Dark.

Хаясида Кю – одна из наиболее самобытных авторов, творящая под девизом «рисуй только то, что любишь». Её стиль завораживает, персонажи покоряют харизмой, а в созданных ею мирах хочется задержаться подольше, ведь здесь даже в антиутопичном городе и холодном космосе всегда найдётся место домашнему уюту и теплоте дружбы.

Рассказываем про карьеру, стиль и рабочие инструменты Хаясиды – такие же необычные, как и её манга.

Странный автор странной манги: как творит Кю Хаясида

Волк-одиночка из семьи художников

Хаясиде, что называется, на роду было написано связать свою жизнь с мангой: бабушка писала картины в традиционном японском стиле, дедушка тоже был художником-любителем, а мама увлекается живописью. Неудивительно, что Кю с детства хотелось рисовать.

В начальных классах аниме и сёнэн-журналы для Хаясиды были под запретом, и всё, что ей оставалось – тайком смотреть по телевизору Dragon Ball, пока родителей не было дома. Позже она начинает учиться рисовать, пытаясь скопировать героев сериала на бумагу. Получалось откровенно плохо, о чём ей напрямую говорила мама. На этом история могла бы бесславно закончиться, но для Кю, которую трудности лишь подстёгивали, всё только начиналось.

Моя мама довольно резко критиковала мои рисунки. Наверное, от этого я стала немного крепче по сравнению с другими людьми.

Хаясида Кю
, Из интервью журналу MHz MANGA culture magazine (vol.1)

Чтобы подтянуть навыки, Хаясида отправилась в художественную школу. Сидеть в классе и зарисовывать гипсовые бюсты с не ахти каких ракурсов было скучно, и Кю частенько прогуливала уроки, но рисовать всё же стала лучше. В старших классах она всерьёз задумывается о карьере мангаки и решает, что начнёт работу над своим комиксом, когда поступит в вуз.

Хаясида смогла пройти в Токийский университет искусств (сдать туда вступительный ох как непросто) на отделение живописи маслом, которой увлеклась ещё в школе. И хотя рисовать маслом ей нравилось, перспектива стать мангакой привлекала больше – аудитория гораздо шире, а значит, и добиться успеха будет сложнее. Закатав рукава, Кю фокусируется на практике. Следующий шаг – нарисовать комикс и пристроить его в какой-нибудь журнал.

В 1997 году 19-летняя Хаясида участвует в ежегодном конкурсе для начинающих мангак Four Seasons Award, который проводит журнал afternoon (в своё время победа на этом конкурсе помогла начать карьеру, например, Цутому Нихэю, Го Танабэ и Хироки Эндо). Для конкурса она нарисовала ваншот Sofa-chan о духах, которые обитают внутри мягкой мебели. Со своей работой мангака доходит до полуфинала.

Странный автор странной манги: как творит Кю Хаясида

Ваншот Хаясида рисовала «экспромтом»: без сценария и раскадровки, сразу перенося на бумагу всё, что приходило на ум. Сделав набросок, она обводила его шариковой ручкой, и только потом переходила к следующей странице. Как потом сама Хаясида призналась в интервью журналу MHz, она «ненавидела этот «конвейер», где ты сначала делаешь наброски всех страниц, и только потом обводишь, а потом накладываешь скринтоны». Ей больше нравилось обводить набросок сразу, как только он будет завершён – так процесс и строился. Аналогичным образом она рисует ваншоты Yoi Sekai и Jigoku no Enko, с которыми дважды участвует в Four Seasons Award 1998 года, но на этот раз безуспешно.

Зато работы Хаясиды оценили в компании Atlus и пригласили посотрудничать. В 1999 году в журнале Monthly Magazine Z начинает публиковаться Maken X Another – манга-адаптация игры Maken X для приставки Dreamcast. Комикс стал важной ступенькой в карьере Кю: сложный дизайн костюмов персонажей заставил её уделять больше внимания деталям. А ещё именно в Maken X Another она впервые рисует монстров и входит во вкус, что в будущем значительно отразится на её стиле.

Окончив университет и набравшись опыта, Кю определяется, о чём рисовать собственную мангу. Набросав примеры персонажей и мира на единственном листе бумаги, она относит его своему знакомому Хори Ясуки, редактору ныне почившего журнала IKKI. Взглянув на наброски, Хори объявил, что публикация начнётся через три месяца. Так был дан старт Dorohedoro, главной манге Хаясиды, которая принесёт ей известность и поклонников по всему миру.

Кстати, вопреки расхожему мнению, ассистентом Цутому Нихея она не работала, да и вообще ни у кого не была ассистентом. Сама Хаясида тоже с самого начала своей карьеры обходится без помощников, потому что «одной рисовать быстрее», да и вообще, всегда была эдаким волком-одиночкой.

В школе я никому не говорила, что хочу стать мангакой, и никогда не обсуждала мангу с единомышленниками. Зависать с друзьями – это не про меня. Мне вполне хватает пары знакомых художников моего возраста.

Хаясида Кю
, Из интервью в спецвыпуске Mangaka-Bon Special (Dorohedoro Bon)

Кроме манги Хаясида создала несколько обложек для новелл, музыкальных альбомов и комиксов (в том числе западных), а ещё разработала дизайн боссов для игры Shadows of the Damned.

В поисках вдохновения

У стиля Хаясиды есть две визитные карточки, по которым можно безошибочно узнать её работу. Первая – «грязный» рисунок, сотканный из как будто наспех нацарапанных чёрточек. Вторая – зашкаливающее количество деталей и большое внимание к мелочам. Такие противоположные черты у Хаясиды, как ни странно, прекрасно уживаются вместе. Запоминающийся стиль рисунка в своё время позволил художнице выделиться среди коллег и привнести на манга-сцену что-то новое.

Изобилие деталей объясняется просто – Хаясида очень любит рисовать и готова тратить на это сотни человеко-часов. А «чернушная» сторона – сплав из увлечений мангаки. Что Dorohedoro, что выходящий сегодня Dai Dark – словно экскурсия по вселенным, полюбившимся Хаясиде ещё с малых лет.

Я рисую только то, что люблю. У меня бывают периоды кризиса, когда кажется, что я не соответствую трендам в манге, но ничего не могу с собой поделать. Что-то я обожаю, что-то на дух не переношу. Поэтому есть вещи, которые я не нарисую никогда.

Хаясида Кю
, Из интервью сайту natalie.mu

Львиная доля источников вдохновения Кю – родом из западной поп-культуры. Увлекаться космосом мангака начала ещё в детском саду, когда попала на сеанс «Возвращения джедая». Интерес к хоррорам проснулся после просмотра клипа Майкла Джексона на песню Thriller. Любовь к сверхъестественным тварям появилась после знакомства с «Чужими», «Нечто» Карпентера, фильмами Клайва Баркера и Дэвида Кроненберга. В Dorohedoro можно заметить отсылки к классике западных фильмов ужасов («Пятница 13-е», «Зловещие мертвецы») и видеоиграм (например, Dead Space). А порой вдохновение может прийти из совсем неожиданных источников: к примеру, когда в следующий раз будете читать Dai Dark, вспомните, что идею поместить в центр сюжета компанию из четверых неразлучных персонажей Хаясиде подсказал мультсериал «Пингвины из Мадагаскара».

Странный автор странной манги: как творит Кю Хаясида

Среди мангак, повлиявших на Кю, она называет Сиро Масамунэ, Кацухиро Отомо, Хирохико Араки, Такаюки Ямагути, мастеров хоррора Дзюндзи Ито и Кадзуо Умэдзу. В детстве Хаясида зачитывалась Silent Möbius, Caravan Kidd и Urusei Yatsura, которые в итоге пробудят в ней интерес к научной фантастике (а заодно и тягу изображать полуголых девиц).

Кю брала пример не только с японских коллег по цеху. Она вдохновлялась картинами Ханса Гигера и сюрреалистическими работами Яна Шванкмайера. Хаясида с юности увлекается американскими комиксами и следит за их создателями: например, отмечает художника Саймона Бисли.

Музыкальные пристрастия художницы тоже внесли свою лепту. Хаясида не отдаёт предпочтение какому-то конкретному жанру, стараясь сделать свой плейлист как можно разнообразнее. Работая над мангой, она постоянно слушает музыку, подбирая песни под тон сюжета.

Когда я рисую драматическую сцену, слушаю японский поп, музыку из аниме и видеоигр. Для гнетущих и кровавых сцен, чтобы создать нужный настрой, выбираю подходящие по духу песни — мрачные, быстрые и похожие на шум (смеётся).

Хаясида Кю
, Из интервью сайту natalie.mu

В школе и студенчестве она слушала метал. Влияние этого жанра проследить нетрудно: тот же Dorohedoro щедро приправлен отсылками к группе Slipknot, вплоть до «физического» появления её участников во вселенной манги. Да и дизайн масок некоторых персонажей явно вдохновлён сценическими образами музыкантов.

Ещё одна большая страсть Кю – фигурки, которые она собирает с детства. Начавшись с персонажей «Звёздных войн» и героев популярных такусацу, коллекция росла и ширилась, регулярно пополняясь стаями Чужих, Пинхедов и зомби.

И ещё Барби.

При таком наборе интересов может даже показаться странным, что среди увлечений Хаясиды нашлось и чисто девичье. Маленькой Кю нравилось играть с куклами в «переодевашки», подбирая игрушкам одежду, поэтому и Барби, и нарядов для них у Хаясиды накопилось хоть отбавляй.

Правда, со временем на смену пластмассовым девицам всё же пришли фигурки спецназовцев.

Любовь Хаясиды к стилю милитари началась с манги Мотофуми Кобаяси (Cat Shit One, Omega 7). Тема войны Кю не увлекла, зато ей приглянулась эстетика боевой экипировки, техники и оружия, и отсюда возникло желание включить эти элементы в свои произведения. Сама Хаясида, по собственному признанию, ничего не понимает в военном деле. «Одевая» персонажей в форму, мангака руководствуется только своим вкусом, без оглядки на реалистичность и функциональность.

Среди гор бумаги и оторванных голов

Рабочий процесс Кю тоже не самый обычный.

С началом публикации Dorohedoro Хаясиде пришлось отказаться от старой привычки рисовать экспромтом. Теперь перед тем, как приступить к работе над главой, она пишет заметки о сюжете и делает наброски персонажей, обсуждает всё это дело с редактором, вносит правки, расписывает диалоги, готовит раскадровку и только потом переходит к рисованию.

Чем глубже уходил сюжет, тем больше добавлялось работы по перепроверке сценария и дизайнов. В среднем для каждой главы Кю писала 10 страниц примечаний.

Для меня главное – сделать так, чтобы мою мангу было интересно читать. Вот поэтому я начала много внимания уделять сюжету и диалогам. А рисунок нарисуется.

Хаясида Кю

За 18 лет, ушедших на создание Dorohedoro, у Хаясиды накопилось больше 20 записных книжек с заметками. C Dai Dark работа строится по той же схеме, так что бумажные горы на столе Кю будут только расти.

Фигурки в студии Хаясиды тоже не стоят без дела. Это не только предметы коллекционирования, но и рабочие инструменты.

Сегодня несколько шкафов в её мастерской доверху наполнены сменными частями тела, комплектами одежды и обуви. Подбирая детали и раскрашивая лица фигурок, мангака разрабатывает дизайн персонажей, а отдельные части – кисти рук, головы или оружие – использует для референса. Иногда референсом служат и реальные предметы: к примеру, молоток Сина из Dorohedoro был срисован с настоящего. По фотографиям Хаясида рисует редко.

Рельефность рисунка – ещё одна фишка мангаки, «побочный эффект» от увлечения масляной живописью. Чтобы изображение стало выразительнее и объёмней, Хаясида порой выбирает не самые традиционные для манги средства: быстросохнущий клей, эмаль для покраски сборных моделей или ПВХ-плёнку.

Для придания рисунку фактуры в ход также идут акриловые лаки и медиумы – специальные средства для краски, которые делают поверхность глянцевой или матовой.

А обложки томов – это вообще отдельное искусство. Например, для Dorohedoro они создавались так: за основу бралась полоска картонной коробки, куда Хаясида клеила материалы, которые бы придавали поверхности фактуру. В ход шло всё — от кусков ткани и бамбуковых щепок до искусственных листьев и проволочной сетки. Сверху мог добавиться слой акриловой краски, капли клея или лака. Потом такой коллаж фотографировали, и в цифре на фото помещали изображения персонажей и надписи.

Хоррор должен быть весёлым

Несмотря на расчленёнку и прочие ужасы, которые прочно пустили корни в работах Хаясиды, «чистым» хоррором её мангу никак не назовёшь. Наверное, правильнее всего будет назвать её чёрной комедией. Хоррор здесь – больше декорация, мрачная наружность, под которой всегда найдётся место своеобразному, но от этого не менее очаровательному юмору.

Сказать по правде, мрачную мангу я почти не читаю. Я хочу рисовать весёлую и уютную мангу, как ту, что читаю сама. Но так вышло, что мой стиль больше подходит для чернухи.

Хаясида Кю
, Из интервью журналу Kikan Quarterly S (vol.1)

Большой фанат сёнэна, Хаясида стремится создать у читателей впечатление, будто они снова в средних классах, читают свежий номер Jump или Sunday. Поэтому в центре сюжета её историй всегда харизматичные, обаятельные персонажи, «на лицо ужасные», но беззлобные внутри, которые по законам жанра никогда не унывают и не сдаются. Это ещё одна игра на контрасте, которая делает мангу Хаясиды такой увлекательной.

Так творит Хаясида Кю, чьи работы даже спустя десятилетия не теряют своего шарма и остаются глотком свежего воздуха. Возможно, из-за обилия кровавых сцен и странного чувства юмора её манга придётся по вкусу не всем, и тем не менее она рекомендуется к прочтению каждому – как минимум, это интересный опыт.

Странный автор странной манги: как творит Кю Хаясида
7070 показов
35K35K открытий
1616 репостов
115 комментариев

1 серия Дорохедоро - что за наркоманскую херню я смотрю
12 - ээ алё где продолжение?!

Ответить

примерно такая же фигня происходит и в манге! :) первая глава: мужик с головой кродила, мужик сидящий в мужике с головой крокодила, маги, двери, дым... ЧТО ЭТо ТАКОЕ?! О_о а потом Никайдо, пельмешки - и ты поплыл :Д

Ответить

а продолжение в манге))

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

После просмотра Гримгара всегда кайфую от треков K(now)_name

Ответить

После просмотра аниме , запоем прочел всю мангу)
Не взирая на слегка помятый финал, все было оч. круто

Ответить

Аналогичная ситуация)

Ответить