Мамору Хосода - творческий путь

Мамору Хосода - творческий путь

В 2019 году фильм Мамору Хосоды “Мирай из будущего” был выдвинут на получение престижной кинопремии Оскар и даже вошел в шорт лист. Несмотря на то, что Оскар ему в этот раз не достался, это хороший повод поговорить об этом режиссере.

Но не только это стало поводом к этому тексту. Дело в том, что когда Хаяо Миядзаки заявил о завершении своей карьеры, развилась большая дискуссия на тему, кто же придет вслед за ним? Кто станет той новой волной, что накроет собой всю японскую анимацию и с чьим именем она будет ассоциироваться. Сразу ответа не нашлось. Но сейчас мы уже можем сказать, что среди прочих претендентов существуют две сильные фигуры: Макото Синкай, о котором рассказ будет в другой раз и, конечно, Мамору Хосода.

Как и у многих романтиков, страсть к своему делу пришла к Хосоде еще в школе, после знакомства с аниме “Люпен 3: Замок Калиостро”, которое было первым полнометражным фильмом самого Миядзаки. Эта картина произвела такое впечатление на 12-летнего Мамору, что он твердо решил стать аниматором. Узнав, что для создания анимационных фильмов сначала рисуются картинки, он занялся рисованием и уже в старшей школе смог снять свой первый мультфильм. После школы выбор профессии был однозначным и он пошел оттачивать свое мастерство в колледж искусств. По его окончании нужно было выбрать студию и тут не было никаких вариантов - только Studio Ghibli. Но при поступлении на курсы при студии, несмотря на удачно сданный приемный экзамен, он получил отказ. Хаяо Миядзаки лично написал ему письмо в котором пояснил причину: «Мы решили не брать тебя, потому что это лишь разрушит твой талант». Нужно отдать должное мэтру, он не ошибся в своем пророчестве.

Отказ не сломил Мамору и в 91-м году он начал работу в одной из старейших студий - Toei Animation, в которой экранизировал свои работы еще сам Осаму Тэдзука. Еще четыре года усердной работы на студии понадобились для того, чтобы получить доступ к собственно аниме, а именно: занять место в производственном отделе. Студия всегда была ориентирована на широкого зрителя и работала с очень известными франшизами такими как “One Pice” или “Digimon”. Именно по Дигимонам в 99-м году Хосода снял свою первую коммерческую работу - двадцатиминутную короткометражку. А в следующем 2000м году еще одну, но уже сорокаминутную. Обе ленты попали на большой экран и отличались необычным графическим стилем и сюжетом, завязанным на использовании современных интернет-технологий, которые совпали с их массовым вхождением в жизнь простых японцев. Позже к этой теме он еще вернется в “Летних войнах”. Одним из зрителей этих короткометражек оказался, наверное самый успешный современный японский художник Такаси Мураками. Его так привлекла работа режиссера, что он пригласил его создать небольшое аниме для его художественной выставки Superflat, которая была посвящена влиянию индустрии массовых развлечений на современную эстетику. Визуальный стиль, родившийся в этой коллаборации, позже подарит нам внешний вид соцсети ОЗ в ленте “Летние войны”.

Приблизительно в то же время Хосодой заинтересовались и в Studio Ghibli. Его пригласили на роль режиссера в новом проекте “Ходячий замок Хаула”. Но второе свидание с студией так же не задалось. Как мы знаем, режиссером в конце концов стал Миядзаки, который полностью изменил сценарий. Мамору продолжал работать на Toei Animation и даже снял одну из полнометражек по “One Piece”, но формат студии начал ограничивать его. Студия плохо относилась к экспериментам, и еще хуже реагировала на попытки сделать аниме острее, ведь оно должно было нравиться максимально широкой аудитории. Все это подтолкнуло его к уходу из студии.

Новым домом стала Madhouse. Этот сумасшедший дом уже не ограничивал режиссера и в нем он смог развернуться на полную катушку со своей лентой “Девочка покорившая время”. Она завоевала многие призы на разных фестивалях, после нее о Мамору Хосоде узнали уже абсолютно все и даже за пределами Японии. И даже сейчас несложно найти в интернете мнения, что это его лучшая работа. Очень громко заявив о себе, он получил полную свободу творчества и следующая лента - “Летние войны” - уже была снята по его собственному сценарию. И если с точки зрения зрителя еще можно попробовать порассуждать, что лучше “Девочка покорившая время” или “Летние войны”, то с точки зрения кассовых сборов ответ однозначный - “Летние войны”.

После этого начинается современный, свободный период Мамору Хосоды. В 2011м году он основывает свою собственную студию Studio Chizu, маскотом которой становится та самая девочка, прыгающая через время, и каждые три года выпускает новую ленту по своему оригинальному сценарию. Это “Волчьи дети” в 2012, “Дитя чудовища” в 2015-м и “Мирай из будущего” в 2018-м. Все эти работы, сценарии к которым писал он сам, в центр своего повествования помещают семью и события связанные с ней. И тут он очень тонко попадает в некоторую тоску и ностальгию по старым временам, которые есть в японском, а судя по успехам вне Японии и не только, обществе.

Дело в том, что современные семьи стали очень маленькими: папа, мама и ребенок, реже два, и это еще не вспоминая о неполных семьях. До этого, на протяжении веков, семьи в Японии были большими. Вместе жило много поколений и их опыт перекрестно влиял на всех членов семьи, давая чувство общности и поддержки. Урбанизация и технический прогресс делает современного человека очень независимым и самостоятельным. А взамен дарит ему чувство одиночества, которое обостряется в крупных мегаполисах, лишает его чувства привязанности к какому-то месту. Если предыдущее поколение аниматоров в центр своего повествования часто помещало природу и старую сельскую Японию, то Мамору Хосода дополнил это размышлениями о семье, о ее месте в жизни человека и подходил к этому вопросу с разных сторон. А повышает достоверность этих размышлений личный опыт автора, на который он опирается в создании своих картин.

Так, в основу семьи из “Летних войн” легла реально существующая семья жены Мамору Хосоды. Знакомство с родственниками будущей супруги настолько впечатлило его, что он решил перенести это на экран. Реальная семья, конечно, не такая многочисленная, но такая же древняя, со своими родовыми преданиями и легендами. Если эта работа была посвящена семье в целом, то следующая лента - “Волчьи дети” - была сосредоточена на материнстве. И выбор темы тоже не случаен. После свадьбы жена Мамору долго не могла забеременеть. Это не могло не беспокоить его и он решил своей новой работой подарить хоть толику радости материнства для своей жены. Следующая лента - “Дитя чудовища” - уже об отцовстве. Но сам автор рассказывает не о своем опыте отцовства, а посвящает ленту своему отцу. Из-за того, что современные люди поздно заводят детей, происходит разрыв поколений и внуки не видятся со своими бабушками и дедушками. Так же произошло и в семье Мамору Хосоды. Его отец был загрубевшим от тяжелой работы на железной дороге человеком, который не умел раскрыть свои чувства к сыну. Но тем не менее он любил его. Чтобы в будущем как-то показать своим детям, каким был их дед, была снята эта работа. “Мирай из будущего” затрагивает тему взаимоотношения между детьми в семье. Попробуйте угадать, что произошло в жизни автора? У него родилось двое детей. Сначала мальчик, а позже девочка. Так же, как и в аниме.

Смотря работы Мамору Хосоды, мы одновременно заглядываем в личную жизнь самого режиссера и пускаемся в путешествие по его размышлениям о роли семьи, ее месте в жизни человека и о тех эмоциях, которые у нас связаны с семьей. Так как его аниме направлено на широкую аудиторию, истории в ней заканчиваются хорошо, но от этого они не теряют своей пронзительности и трогательности.

В качестве заключения хочу сказать, что для меня ленты Мамору Хосоды имеют и личностное значение. Дело в том, что мне выпала честь организовывать прокат “Летних войн” и “Волчьих детей” в кинотеатрах. И я без преувеличения десятки раз смотрел эти ленты. Меня всегда поражало, что даже не смотря на то, что я знаю поминутно содержание, они не теряют надо мной своей силы и даже на десятый просмотр задевают какие-то струны в моей душе. Если вы верите в гороскопы, то легко найдете этому объяснение, ведь я родился в один день с Мамору Хосодой, но если вы посмотрите глубже, то увидите, что его темы касаются общечеловеческих проблем и вопросов и в этом сила этого автора.

6464
11 комментариев

Дооформи. Сплошной текст ныне себе даже газеты не особо позволяют. 1 картинку на 2 средних абзаца более чем достаточно, если лень запариваться.

12
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

мне норм. Не отвлекает от текста. 

Ответить

Волчьи дети-одно из любимых анимэ.

8
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А картиночками статью разбавить?

2
Ответить

Mirai no Mirai был жутким мутным УГ про омерзительнейшую личинку, бесящую весь фильм. Предыдущие работы режиссера были в разы интереснее.

1
Ответить