Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

От рекламы игрушечных кораблей до классики космического вестерна.

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

В середине ноября на Netflix вышла адаптация культового аниме «Ковбой Бибоп». Сериал получился весьма противоречивым, но его релиз — отличный повод вспомнить, как создавался легендарный оригинал.

Он всегда хотел стать режиссёром

Синъитиро Ватанабэ родился в 1965 году в Киото. Он никогда не учился кинематографии и почерпнул все свои знания из книг и фильмов. Ватанабэ вырос на американском кино сороковых-семидесятых годов, особенно ему нравились работы Дона Сигела и Сэма Пекинпы.

В аниме Ватанабэ пришёл в 1984 году. Он мечтал стать режиссёром, но, выбирая между игровым и анимационным кино, предпочёл последнее.

В середине восьмидесятых аниме по качеству значительно превосходило японские игровые фильмы. Я всегда хотел снимать кино и подумал, что формат аниме даст мне больше возможностей.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

Ватанабэ устроился в студию Nippon Sunrise. Его больше интересовали оригинальные сериалы, чем адаптация уже существующей манги, и Sunrise идеально подходила для таких проектов. Первое время будущий режиссёр работал продакшн-менеджером: надоедал художникам, чтобы они всё делали быстрее, и выполнял различные поручения.

Вскоре он переключился на режиссуру и первое время ставил отдельные эпизоды в различных аниме. Первая возможность сделать собственный проект с нуля появилась в 1994 году, когда Сёдзи Кавамори предложил Ватанабэ стать со-режиссёром мини-сериала «Макросс Плюс». Именно во время работы над «Макроссом» Ватанабэ познакомился с ключевыми людьми, которые впоследствии составят костяк творческой команды «Бибопа». Правда, сам процесс работы над «Макроссом» режиссёру не очень понравился.

Два режиссёра — это очень тяжело. Они никогда не согласятся по абсолютно всем вопросам, поэтому споры будут всегда.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

«Пока это продаёт игрушки, можете делать что хотите»

Эскизы персонажей
Эскизы персонажей

История «Бибопа» началась в середине девяностых годов, когда компания Bandai Toys обратилась к студии Sunrise и изъявила желание профинансировать создание научно-фантастического аниме. Цель подобной инициативы была проста: увеличить продажи игрушек космических кораблей. Всё остальное менеджеров Bandai не интересовало. «Они так и сказали: „До тех пор, пока там будут космические корабли, можете делать всё, что угодно“. Ну я и сделал», — признаётся Ватанабэ.

Идея сериала возникла у режиссёра во время прослушивания блюза сороковых годов. Сначала ему пришёл в голову образ Спайка, а уже вокруг него Ватанабэ достроил всё остальное.

Работая над миром и персонажами «Бибопа», автор черпал вдохновение из самых разных вещей, в первую очередь старых голливудских фильмов, музыки и аниме. «Люпен III», «Бутч Кэссиди и Санденс Кид», «Рио Браво», «Дикая банда», «Грязный Гарри», «Выход дракона», «Бегущий по лезвию» — список можно продолжать долго.

Если вы работаете над аниме и черпаете вдохновение только из аниме, тогда ваше детище так и останется лишённой оригинальности и креативности калькой со старых работ. Поэтому, чтобы мои произведения оставались оригинальными и креативными, я стараюсь черпать вдохновение из других жанров. Но если мне когда-нибудь выпадет шанс поставить игровой фильм, я ухвачусь за него обеими руками.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

В конечном итоге, у Ватанабэ сложилась довольно серьёзная и взрослая картина. Оказалось, когда менеджеры Bandai говорили, что аниматоры Sunrise могут делать «всё, что угодно», их фразу следовало трактовать как «можете делать всё, что угодно, до тех пор как сделанное вами поможет нам продавать игрушки».

«Вот это никогда не продаст ни одной игрушки!», — гневно заявили в Bandai и вышли из сделки. У Sunrise на тот момент было готово всего четыре эпизода. «Бибоп» попал в производственный ад и пребывал там до тех пор, пока к делу не подключилась Bandai Visual — ещё одно подразделение Bandai Namco Holdings.

«Если бы не они, я бы сейчас, наверное, работал на кассе в супермаркете», — шутит Ватанабэ.

На Востоке на заре

Эскизы персонажей «Бибопа» 
Эскизы персонажей «Бибопа» 

В отличие от многих режиссёров аниме, Ватанабэ сам не рисует. Поэтому в создании «Бибопа» он опирался на целую команду единомышленников, куда входили дизайнер персонажей Тосихиро Кавамото, сценаристка Кэйко Нобумото и композитор Ёко Канно. Со всеми ними Ватанабэ познакомился ещё во время работы над своим предыдущим проектом «Макросс Плюс».

Я делаю всё, с чем могу справиться. Некоторые режиссёры, к примеру, Клинт Иствуд и Джон Карпентер, сами пишут музыку для в своих фильмов. В итоге они получают ровно то, что, как им кажется, и нужно, но сама музыка при этом не очень хороша. Мне такого не надо. Куда лучше работать с людьми, которые гораздо талантливее тебя, и позволять им постоянно превосходить твои собственные ожидания.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

Хотя большинство идей исходило от Ватанабэ, он никогда не настаивал на своей точке зрения и всегда допускал возможность компромисса. В интервью он рассказывал, что основная задача — не управлять командой, а направлять её к лучшим с точки зрения истории решениям.

В кино достаточно просто нацелить камеры в нужную сторону и начать снимать. Но в анимации каждый кадр надо сконструировать заранее, так что приходится фильтровать свои идеи. А даже если удаётся убедить себя в необходимости того или иного кадра, нужно ещё донести свою задумку до аниматоров. И хотя у тебя в голове уже сложилась картинка, ты сталкиваешься с необходимостью выслушивать и другие точки зрения.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

Космические ковбои

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

После того, как антропогенная катастрофа уничтожила Луну и превратила Землю в непригодную для жизни пустошь, человечество расселилось по планетам, лунам и космическим станциям Солнечной системы.

В системе царит хаос. Полиция коррумпирована, мафия процветает. Чтобы хоть как-то унять озверевших бандитов, правительство поощряет создание профессиональных охотников за головами, так называемых ковбоев. Пользуясь весьма жестокими и зачастую беспринципными методами, ковбои ловят особо отличившихся мерзавцев.

Спайк Шпигель, Джет Блек и Фэй Валентайн — как раз такие ковбои. Они странствуют по Солнечной системе на борту бывшего рыболовецкого траулера «Бибоп» в поисках личностей, за чьи головы назначена особо впечатляющая цена. Впрочем, везение (или карма) — нечастый союзник экипажа «Бибопа», и чаще всего либо добыча погибает прежде, чем за неё удаётся получить награду, либо счёт за нанесённый в процессе поимки ущерб оказывается выше награды. Возможно, карма расплачивается с героями за ошибки прошлого, ибо скелетов в шкафу каждого немало.

Я хотел создать футуристический мир, но такой, в котором действительно живут люди. В мирах вроде «Звёздных войн» и других научно-фантастических фильмов могут жить только киноперсонажи. Я же стремился нарисовать мир, в котором живут и дышат люди. Даже если мы показываем просто пустой переулок, там должны виднеться брошенные окурки и любые другие следы того, что через него действительно проходили люди.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

«Все мои персонажи — своего рода продолжение меня»

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

«Душа» Cowboy Bebop — это его персонажи. Яркие, харизматичные, они прекрасно дополняют друг друга. Стоит остановиться на них подробнее.

Спайк Шпигель — высокий, худой обаятельный раздолбай. Опытный боец, отличный стрелок и талантливый пилот. Бывший член преступного синдиката. Спайк любит поесть и часто «думает желудком».

Спайк — это продолжение меня. Я не пью и не курю, но хотел бы. Поэтому Спайк и пьёт, и курит. Я не хотел, чтобы мои персонажи были идеальны, поэтому лишил Шпигеля одного глаза. Поначалу я хотел наградить его повязкой, но продюсеры приняли эту идею в штыки.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр
Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Спайк — помесь «Люпена III» и «Городского охотника». Мне нравятся оба этих персонажа, так что кое-каким вдохновением они меня наградили. Но в целом Спайк — это точное воплощение того самого персонажа, которого хотел Ватанабэ.

Тосихиро Кавамото, дизайнер персонажей

Внешний вид Спайка основан на внешности нескольких японских актёров, в первую очередь на образе Юсаку Мацуды из фильма «История детектива». Спайк хорошо обращается с оружием, но может постоять за себя и в драке. Спайк знает восточные единоборства, причём он владеет джиткундо — крайне действенным стилем, придуманным Брюсом Ли.

Трейлер «Истории детектива»

Собственно говоря, в «Бибопе» есть сразу несколько отсылок к Брюсу Ли. Плакат актёра висит на стене одного из персонажей, а во второй сессии Спайк сталкивается с Абдулом Хакимом — аллюзия на культовую драку Брюса Ли с баскетболистом Каримом Абдул-Джаббаром в финале «Игры смерти».

Джет Блэк — низкий и полноватый одиночка. Напарник и партнёр Спайка. Владелец «Бибопа» и по совместительству корабельный повар. Циник с золотым сердцем. Потерял левую руку, пришлось заменить её бионическим протезом.

Я хотел, чтобы Спайк и Джет были прямыми противоположностями друг друга. Спайк лёгкий, Джет тяжёлый. Спайк носит костюм с галстуком, Джет предпочитает повседневную одежду. Противопоставление персонажей главному герою помогает выделить Спайка.

Тосихиро Кавамото, дизайнер персонажей
Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Честно говоря, пока мне не указали на этот факт фанаты, я и не задумывался, что и у Спайка, и у Джета повреждения на левой стороне тела.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

Фей Валентайн — импульсивная горячая голова, неудачливый игрок, который ничего не знает о своём прошлом. Всё, что она знает — что она пятьдесят лет провела в криогенной заморозке в капсуле, которая в результате какой-то жуткой катастрофы оказалась посреди космоса. Попала на корабль как очередная добыча, но осталась как новый партнёр. Все конечности с левой стороны тела в норме. С правой тоже.

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Радикал Эд — ребёнок-хакер. Талисман команды.

Ходят слухи, что характер Эд основан на нашем композиторе Канно Ёко. Чистая правда. Я впервые услышал от нашего режиссёра, что Канно — как раз тот тип личности, которая, если ей хочется спать, сворачивается в клубочек на полу своей студии. В ней просто слишком много энергии. Так что я создал образ Эд на её основе.

Тосихиро Кавамото, дизайнер персонажей
Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Эйн — валлийский корги. Самый умный член команды.

Наша сценаристка — большая любительница собак, и она сказала мне, что у нас в сериале обязательно должен быть корги.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр
Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Корабль«Бибоп» изначально был рыболовным траулером, бороздившим океаны Ганимеда, родного мира Джета Блэка. Блэк купил «Бибопа», когда решил податься в охотники за головами. Может, древний рыболовный траулер и не лучший выбор для ковбоя, зато он идеально вписывался в тот небольшой бюджет, что был в распоряжении у бывшего копа.

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Своим именем «Бибоп» тоже обязан нынешнему владельцу. Джет — большой знаток музыки, и название отлично отразило его состояние на момент покупки корабля. В основе стиля бибоп лежит импровизация, а Джет совершенно не задумывался о будущем: его жена пропала, он оставил ненавистную работу и решил жить «сегодняшним днём».

Я могу сопереживать любому персонажу. Но в то же время я всех буду держать на расстоянии вытянутой руки, иначе просто не смогу творить. В каждом персонаже есть частичка меня. Я уверен, что Винсенту сопереживают немногие, но я понимаю даже его.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

Сюжет

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

«Ковбой Бибоп» — это смесь научной фантастики, спагетти-вестерна, нуара, городского детектива, самурайских фильмов и классических вестернов. Зритель никогда не знает, чего ожидать от следующей серии: комедии, детектива, триллера, приключенческого боевика или драмы.

Ватанабэ подходил к созданию каждой арки как к съёмкам отдельного мини-фильма. Поэтому, хотя эпизоды и связаны подобием магистрального сюжета, каждая серия представляет собой самостоятельное, логически завершённое и стилистически выверенное произведение.

На мой взгляд, «Бибоп» — на 80% серьёзная история и на 20% комедия.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

В конечном итоге, именно такие особенности сериала вкупе с глубокими, проработанными, персонажами с реальными проблемами, необычным миром и потрясающим музыкальным сопровождением и принесли «Бибопу» культовый статус.

«Она писала совсем не ту музыку, что я просил!»

Ёко Канно и The Seatbelts
Ёко Канно и The Seatbelts

Ёко Канно с детства училась музыке. Родители поощряли занятия пианино и органом, но ограничивали интересы ребёнка исключительно классической музыкой: никакой манги, аниме, кино и прочей поп-культуры в доме Канно.

Когда Ёко открыла для себя современную музыку, это стало настоящим откровением. Несколько лет спустя она отправилась в Штаты с одной единственной целью — «познать сущность музыки». Почти без денег, передвигаясь исключительно на автобусах, девушка объездила всю Америку от побережья до побережья. Она слушала, как дети барабанят по консервным банкам, и ходила на концерты джазовых мастеров. И везде черпала новые идеи и навыки.

«Бибоп» с самого начала был тесно переплетён с музыкой. Идея сериала пришла к Ватанабэ во время прослушивания джаза, а образы персонажей он продумывал под My Funny Valentine и Led Zeppelin. Отсылки к музыкальным стилям, группам и направлениям есть и в названии сериала, и в названиях отдельных серий, и в том факте, что все эпизоды называются сессиями, и в увлечении Джета Блэка джазом.

Опенинг сериала

Но лучше всего музыка ощущается в композициях Ёко Канно. Канно можно назвать полноценным соавтором сериала наравне с Ватанабэ — её композиции определяют стиль, атмосферу и звучание «Бибопа».

Позвольте сразу же сказать, что Ёко Канно писала совсем не ту музыку, что я просил. Она писала гораздо больше музыки, чем требовалось. Если я заказывал десять песен, она присылала двадцать. Она придумывала собственные идеи, следовала интуиции, записывала что-то своё, а потом приходила ко мне и говорила: «„Бибопу“ нужна вот эта песня».

Не раз бывало, что я слушал эту музыку, вдохновлялся ей и придумывал новые сцены для «Бибопа». Затем Ёко вдохновлялась этими новыми сценами, придумывала новые идеи и снова приходила ко мне с новыми композициями.

Мы даже не просили её делать некоторые песни из второй половины сериала, она просто написала их и принесла к нам. Обычно это непростительно и неприемлемо, но в случае с «Ковбоем Бибопом» сработало на ура. Хакуна матата!

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

Чтобы записать музыку, Канно собрала собственную группу, которая получила название The Seatbelts — в честь сцены в сериале, в которой исполняющих джаз музыкантов ради их собственной безопасности просят пристегнуть ремни. Вместе Канно и The Seatbelts записали аж четыре альбома с музыкой к «Бибопу».

«Когда-нибудь вы ещё увидите настоящего ковбоя!»

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Первое пришествие «Бибопа» на японские каналы оборвалось на полуслове. Из-за уровня обилия жестоких сцен в TV Tokio приняли решение закрыть сериал после двенадцатого эпизода: в то время остро стояла проблема насилия в японских школах.

Съёмочная группа в ответ выпустила специальную сессию, озаглавленную Session XX: Mish-Mash Blues. Сессия состояла из нарезки кадров, взятых из уже показанных эпизодов. Заканчивалась она словами «Это ещё не конец. Когда-нибудь вы ещё увидите настоящего „Ковбоя Бибопа!“».

Слова оказались пророческими. Специальная сессия вышла в эфир 26 июня 1998 года, а уже через несколько месяцев «Бибоп» вернулся в эфир и больше его не покидал до самого конца.

«Я не хочу превращать „Бибопа“ в бесконечный „Звёздный путь“»

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Ватанабэ с самого начала придумал финал и двигался к нему, невзирая на сопротивление других членов команды. Сотрудники Sunrise не хотели, чтобы однозначная концовка перечёркивала любые шансы на возможное продоложение. Одно время Ватанабэ даже поддавался на их уговоры, но в конечном итоге вернулся к изначальному замыслу.

Я не уверен, что мы должны продолжать делать сиквелы «Ковбоя Бибопа» просто потому, что на них ещё есть спрос. В духе сериала было бы уйти на пике, пока люди всё ещё просят добавки. Вы так не думаете?


Я заранее знал, что «Бибоп» станет хитом. Но я не хотел, чтобы сериал превращался в «Звёздный путь». Я подумал, что, если до старости продолжу заниматься новыми сезонами и тридцать лет спустя все ещё буду работать над «Бибопом», будет не очень хорошо. Так что я решил: если я поставлю в конце жирную точку, больше мне этим заниматься не придётся.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

Барабаня в двери рая

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Ватанабэ изначально задумывал «Бибопа» как анимационный фильм, и идея снять полный метр не покидала его всё время работы над оригинальным аниме. Поэтому когда фанаты начали требовать продолжение, в Sunrise решили пойти на встречу.

Съёмочная группа не пыталась придумать что-то новое и сохранила большую часть атмосферы оригинального сериала, разве что разбавив её арабскими мотивами. А благодаря возросшему бюджету и производственным возможностям качество стало только лучше.

Действие фильма разворачивается между событиями 22-й и 23-й сессии на Марсе. Таинственный террорист пытается уничтожить население всей планеты с помощью неизвестного патогена, и только от команды «Бибопа» зависит, удастся его план или нет.

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Фильм вышел в прокат в сентябре 2001 года. В японском прокате у картины было название Cowboy Bebop: Knockin' on Heaven's Door, но в американском от него пришлось отказаться, чтобы не нарваться на иск от адвокатов Боба Дилана.

Фильм собрал свыше 3 миллионов долларов в кинотеатрах и получил положительные отзывы прессы. Во время промотура Ватанабэ обещал подумать о продолжении в том случае, если фильм заработает больше миллиона в США, но его обещания так и не сбылись.

Обложки манги Shooting Star. Она поступила в продажу перед самой премьерой «Бибопа», так что чисто формально именно с неё и началась франшиза
Обложки манги Shooting Star. Она поступила в продажу перед самой премьерой «Бибопа», так что чисто формально именно с неё и началась франшиза

Помимо фильма и аниме по вселенной «Ковбоя Бибопа» вышли ещё две манги. Первая называлась Shooting Star и просто пересказывала основные события аниме. Главное отличие от сериала было только одно — в манге Эд превратилась из девочки в мальчика.

Вторая манга называлась просто «Ковбой Бибоп» и рассказывала одиночные истории с участием всем знакомых персонажей.

Новая жизнь

Влияние «Бибопа» на популярную культуру сложно переоценить. Сериал раздвинул границы возможного и наглядно показал, что аниме может говорить на серьёзные темы, рассказывать истории, рассчитанные на взрослую аудиторию, — и не бояться табуированных тем.

Ватанабэ показал, что аниме может использовать элементы западной культуры, смешивать жанры и углублять характеры персонажей.

Cowboy Bebop обрёл культовый статус в США. Сериал вышел на Cartoon Network в 2001 году и стал первым аниме, показанным в рамках взрослого блока Adult Swim. Для целого поколения американцев «Бибоп» открыл мир аниме.

Можно сказать, что американская адаптация сериала была лишь вопросом времени. Слухи о съёмках игрового полнометражного фильма по вселенной «Ковбоя Бибопа» ходили ещё с 2008 года, однако с мёртвой точки дело сдвинулось только в 2017 году, когда появились новости, что адаптацией займётся студия Tomorrow. А год спустя компания Netflix анонсировала выход сериала на своём стриминговом сервисе.

Что в итоге получилось, вы знаете.

Как создавалось аниме «Ковбой Бибоп» и почему оно стало культовым

Есть немало примеров, когда аниме можно легко перенести в игровой сериал. Но есть определённые аниме, которые лучше не трогать. Например, «Драконий что-то там».


Если игровая адаптация сможет подчеркнуть сильные стороны манги или аниме, если она сможет сохранить её дух, — я только за. Но если адаптация портит всё хорошее, что было в этом аниме или манге, тогда я не думаю, что это хорошая идея.

Синъитиро Ватанабэ, режиссёр

О получившемся сериале сказано уже достаточно, хочется лишь отметить, что Netflix планирует развивать «Ковбоя» как мультимедийную франшизу. В ноябре в продажу должен поступить роман «Ковбой Бибоп: Реквием по красной планете: История синдиката», который расскажет о молодости Спайка и Вишеса. А в декабре стартует одноимённая серия комиксов. Первая арка будет посвящена поискам бывшего члена банды, в руки которому попал жилет, наделяющий своего владельца невероятной удачей.

7171 показ
20K20K открытий
1010 репостов
88 комментариев

Хотелось бы отметить, что "Самурай Чамплу" от Ватанабэ не уступает "Ковбою Бибопу" по драйвовости, прописанным персонажам и музыке.

Ответить

музыкевечная память Nujabes

Ответить

В Бибопе своя уникальная тональность выходящая за рамки японской анимации, Самурай же отличное аниме.

Ответить

И в чем-то даже превосходит

Ответить

Поддерживаю👍

Ответить

У самурая шикарная идея со смешением традиционной японской культуры и хип хоп культуры. Вот когда он этой идеи придерживается, то получается очень годно, но в остальных случаях все довольно уныло. А ковбой целиком и полность довольно годный, ну за исключением пары серий

Ответить

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР!
.
.
.
.
.
Ну вот, кстати, они говорят о законченности финала, типа он умер. Но, блин, его всего лишь полоснули катаной! А до этого, особенно в полнометражке, его постоянно дырявили пулями просто насквозь, и он все равно выживал. Так что я отказываюсь верить в смерть Спайка. Для меня он все равно остался жив.
.
.
.
.
.
КОНЕЦ СПОЙЛЕРА

Ответить