Руководство по созданию правил настольных игр

Многим кажется, что для того, чтобы игра понравилась людям, достаточно сделать интересную механику и/или красивый визуал. Однако важную роль так же играют наглядность и понятность правил, ведь если игроки не смогут разобраться в них, то и поиграть в настолку не получится. В данной статье я предлагаю одну из возможных структур правил, а также разбираю хорошие и плохие примеры.

Чтобы написать понятные правила, представь, что ты рассказываешь их другу.

Руководство по созданию правил настольных игр

Допустим, вы впервые за долгое время встретились поиграть в настолки и вам хочется попробовать как можно больше игр, поэтому вы объясняете друг другу правила прямо по ходу игры.

Суть игры

Прежде чем приступать к игре, друг должен понять, про что вообще настолка. Это кооператив? PvP? Она на комбинации или колодострой? Будет странно, если друг узнает о том, что вы, вообще-то, в одной команде, т.к. это кооператив, только в самом конце объяснения.

Игроку нужна общая картина, чтобы опираться на неё при дальнейшем прочтении правил. Зная примерную суть, легче понимать, зачем нужны те или иные механики и что с ними делать. Вот узнал твой друг, что игра на комбинации, и ты ему покажешь карты или жетоны, и друг такой: «о, это, наверное, для комбинаций» и вот он уже примерно понимает, как в общем устроена игра. Осталось углубиться в детали.

Пример сути игры «Мезень»:

Руководство по созданию правил настольных игр

Здесь мы узнаём:

  • Цель игры — набрать победные очки;
  • Способ зарабатывания очков — выполнение целей;
  • Способы выполнения цели — комбинирование символов и переворачивание жетонов.

Состав игры

Казалось бы, этот раздел нужен только для того, чтоб проверить, не обманули ли вас и не забыли ли доложить парочку компонентов. Но на самом деле именно здесь игрок узнаёт часть лексики игры.

Теперь для него компоненты на столе — не просто фишки, карточки и жетоны, а талисманы, земли, монеты...

Зачем нужны специальные названия для компонентов? Гораздо легче запомнить, что «земли мы покупаем за монеты», чем «чтобы взять карточку, нужно отдать фишки».

Руководство по созданию правил настольных игр

Рассмотрим примеры:

И в «Палео», и в «Мезени» даются не только названия элементов, но и поясняется, зачем они нужны.

Однако стоит помнить, что не все игроки читают состав игры. Поэтому не стоит приводить в этом разделе информацию, которой больше нигде не будет.

Подготовка к игре

Подготовка к игре — раздел, в котором можно продублировать информацию из состава игры и познакомить игрока подробнее с лексикой настолки.

Лучше всего добавить иллюстрацию, как будет выглядеть стол, когда все нужные элементы будут на нём. Ведь, если ты скажешь другу разложить поле 5x5, то он может сделать это разными способами. Может, он оставит середину поля пустой.

Руководство по созданию правил настольных игр

Хороший пример подготовки к игре:

Руководство по созданию правил настольных игр

Цель игры

Чтобы лучше усвоить правила, игроку нужно понимать, зачем он делает те или иные действия в игре. Для этого сразу обозначь ему цель. Теперь игрок понимает, что он не просто двигает фишки, активирует свойства и берёт карты, а медленно и верно зарабатывает себе очки для победы.

Пример из «Палео»:

Руководство по созданию правил настольных игр

Ход игры

Итак, у вас с другом на руках есть все карты, фишки и прочие элементы, поле подготовлено. А что теперь со всем этим делать? Просто начинайте играть!

Последовательно объясняй, что требуется от друга в его ход. Например, в начале ему нужно выложить какую-то комбинацию. Сразу объясни, что является комбинацией и какие у неё свойства. Приведи пример какой-нибудь комбинации. Как только с этим шагом будет покончено, переходи к следующему.

Руководство по созданию правил настольных игр

Хочется отметить, что в правилах сразу поясняются нюансы, которые могут возникнуть на данном этапе хода. Это хороший приём, так как игрок сразу получает ответы на возникшие вопросы. Однако нюансы должны касаться ТОЛЬКО данного этапа игры. Не стоит уходить в подробности касательно финального подсчёта очков на этапе получения очков на одном из ходов игры.

Условия окончания

Этот раздел может располагаться как в начале, так и в конце правил. Нужно смотреть на фокус игры и твои личные предпочтения.

Например, ты сначала говоришь другу, что в этой игре 10 раундов и объясняешь, что в каждом раунде делать. Или наоборот, сначала рассказываешь, что делать в раунде, а потом уточняешь, что всего их будет 10.

Если хочется сделать акцент на том, что у игрока всего минута/3 раунда/3 попытки и прочее, то начало правил будет более удачным местом. Однако не стоит забывать, что игроки существа забывчивые, и могут не вспомнить условия окончания. Так что не будет лишним продублировать эту информацию, например, в условиях победы/проигрыша.

Пример из настолки «Море, соль, бумага»:

Руководство по созданию правил настольных игр

Здесь условия окончания написаны уже после объяснения, как играть и зарабатывать победные очки.

А вот в «Мезени» условия окончания написаны в начале:

Руководство по созданию правил настольных игр

Условия победы/проигрыша

Условия победы и проигрыша тесно связаны с целью игры, поэтому можно кратко упомянуть о них в начале. После в отдельном разделе расскажи подробно, как именно определить, кто победил. Если победа зависит от нескольких факторов, подели всё на фазы.

Снова представь, что ты помогаешь своему другу, у которого сейчас некоторое количество фишек и карт, и он без понятия, что с этим делать. Последовательно объясни, сколько очков ему дают фишки этого цвета, сколько очков отнимают фишки другого цвета и так далее. Кстати, если есть какие-то обстоятельства, которые могут отобрать у игрока очки, лучше рассказать о них пораньше. Ведь будет обидно, если игрок наберёт сразу себе плохих штук, а потом сядет в лужу.

Пример из настолки «Руины острова Арнак»:

Руководство по созданию правил настольных игр

В «Арнаке» даже есть распечатанные шаблоны с фазами подсчёта очков! Очень удобная вещь, помогающая ещё и отслеживать динамики партий :)

Руководство по созданию правил настольных игр

Пример

После объяснения всех нюансов игры приведи пример раунда, чтобы подытожить всё рассказанное ранее. Поясни, почему игроки в примере делают то или иное действие и на какую часть правил они опираются.

Как это отображено в «Мезени»:

Руководство по созданию правил настольных игр

В этом примере используются не только главные механики игры, но и бонусы (талисманы)! В общем, показано всё, что только можно показать. Отлично облегчает понимание игрового процесса.

Общие рекомендации

Используй аккуратную и ритмичную вёрстку

Она облегчает чтение текста и обращает внимание на важные детали. Если вы будете рассказывать всё сплошным монотонным текстом, то игрок потеряет концентрацию и забудет начало правил уже на второй странице.

Руководство по созданию правил настольных игр

Приводи подробную расшифровку карт/жетонов

Обычно описание на картах сокращено, чтобы оно было красивым и читабельным. Поэтому будет отлично, если вы подробно объясните, что они делают и приведёте решение спорных ситуаций с ними.

Замечание: я бы советовала писать расшифровку ВСЕХ карт. Часто бывает, что авторы правил думают, что нам будут понятны свойства карт по аналогии с уже расшифрованными, но это не так. Я не раз попадала в ситуацию, когда не было расшифровки именно нужной мне карты. Если карт слишком много, то стоит проводить тщательную тестировку и смотреть, какие описания не сразу понятны людям.

Дополняй текст иллюстрациями и примерами

Рассказали о какой-то механике? Покажите её в действии! Используйте схемы и иллюстрации. Они добавляют понятности и разбавляют текст, давая игроку передохнуть от потока словесной информации.

Используй памятки

Если в игре есть комбинации или свойства, которых много и их сложно запомнить сразу, сделайте для игроков памятку! Она облегчает и ускоряет игровой процесс.

Плохие примеры

«Повелитель Токио». Очень много информации на одной странице. Непонятно, в каком порядке читать. Мало иллюстраций, а те, что есть, очень маленькие.

Руководство по созданию правил настольных игр

«Гномы-вредители». Много текста с однообразной вёрсткой. Нет иллюстраций и примеров.

«Дуэль двух миров». В игре довольно необычно происходят ходы, так как у них разное направление передвижения и есть условности, которые влияют на карты игроков. Но в правилах нет ни одной схемы, показывающей пример хода.

Руководство по созданию правил настольных игр

На самом деле, можно найти множество примеров плохих правил. И у всех них есть общие черты: много текста, мало картинок, непоследовательность повествования.

Заключение

Не надо ограничивать себя шаблоном, который я дала в этой статье. Да, он делает правила понятней, но он не универсален! Мой главный совет: представляй, что ты рассказываешь правила другу, пытайся задавать себе вопросы от его лица и сразу же давай ему ответы (и указывай эти ответы в правилах). Ну и конечно, тестируй понятность правил на других! Тебе в своей игре уже всё понятно, а понятно ли остальным — другой вопрос.

За статью спасибо Зое Макуриной.
За иллюстрации спасибо Софии Селяниной.

Читайте больше наших статей про поступление и учебу по этой ссылке и подписывайтесь на наш Telegram-канал.

2929
4 комментария

Неплохое руководство, было интересно. Еще кстати важна единая терминология, особенно при переводе, чтобы названия понятий "не гуляли", когда в оригинале четко и по делу.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Отличный пост. Спасибо, было полезно.

1
Ответить