Азбука подземелий и прихвостней: "Б" - бонус мастерства
Снова ты? Отлично.
«Думаешь, я просто так размахиваю этим клинком? Нет. Я делаю это правильно...»
То, что делает твой удар по-настоящему смертельным, это годы тренировок и природный талант. В D&D это называется Бонусом Мастерства (БМ), который показывает, насколько ты натренирован в определенном действии (это не просто цифра, это постоянно растущий знак того, что ты шаришь в своем деле).
- Когда я атакую мечом, луком или даже своим заклинанием (если бы я был магом), я добавляю свой БМ к броску d20 (но только если я владею этим оружием: если я схвачу волшебную палочку, в которой ничего не смыслю, никакого бонуса не будет).
- Когда Мастер говорит мне, что на меня летит огненный шар или я наступил в ядовитую лужу, я должен совершить Спасбросок (например, Ловкости или Выносливости). Если мой класс, раса или боги научили меня, как лучше избежать этой гадости, я добавляю свой БМ к этому Спасброску.
- Нужно скрыться в тени, убедить торговца или выломать замок, а я тренировал этот навык, то снова добавляю свой БМ к проверке. В противном случае — сам виноват, не лезь куда не надо.
Твоя сила (характеристика) может оставаться на одном уровне долгое время, но Бонус Мастерства всегда растет с твоим Общим Уровнем.
- ты начинаешь на 1-м уровне с +2
- на 5-м уровне он становится +3
- на 9-м уровне уже +4
- и так далее, до максимума +6 на 17-м уровне
Это значит, что даже если твоя Сила не менялась, твой удар с каждым годом становится точнее просто потому, что ты стал опытнее!
«Ты можешь добавить Бонус Мастерства к броску только один раз!»
В старых, "диких" версиях D&D, твой рост в уровне был похож на запутанный лес: чтобы стать лучше, приходилось жонглировать кучей разных бонусов (никакого единого бонуса мастерства не было).
в D&D 3-й редакции был не Бонус Мастерства, а "Бонус Базовой Атаки" (для воинов и других бойцов, шанс попасть по врагу рос вместе с уровнем, но по очень сложному, плавающему графику, а у магов он рос медленнее, чем у меня) и "Ранги Навыков" (с прокачкой через специальные очки).
в D&D 4-й редакции появилось нечто похожее: половина твоего уровня как бонус. Это было уже лучше, потому что бонус рос предсказуемо и был одинаковым для всех персонажей на одном уровне.
Когда дизайнеры создавали 5-ю редакцию (ту, в которую играем мы), они хотели, чтобы правила были «элегантными» и «простыми в освоении», они посмотрели на предыдущие системы и сказали: «Нужно правило, которое показывает рост персонажа, но не ломает игру.»
Так появился Бонус Мастерства (Proficiency Bonus).
- Вместо сложных BAB и Рангов Навыков, они ввели одну цифру, которая растет предсказуемо и одинакова для всех персонажей одного уровня (хоть для воина, хоть для мага).
- БМ добавляется только к тому, чем владеешь, и только один раз. Это решило проблему: неважно, какой ты класс, если ты не умеешь пользоваться арбалетом, ты не получаешь бонус.
- БМ растет медленно, и это было сделано намеренно, чтобы не повторять ошибку 3-й редакции (где бонусы могли стать настолько огромными, что низкоуровневые враги вообще не могли попасть по высокоуровневому герою). В новой системе даже на самом высоком уровне, гоблин с исключительной удачей все еще может тебя уколоть!
Суть Бонуса Мастерства: это был переход от сложной арифметики к простому и чистому отражению твоего опыта.
а в D&D 3.5 можно было получить ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ шанс попасть по врагу, если у тебя был большой штраф от доспехов. Бонус Мастерства же всегда положителен (+2 до +6), что делает игру менее наказуемой и более героической с самого начала!