Cyberpunk Red: продолжение легендарной настолки и приквел к самой неоднозначной игре 2020-го

Рассказываем, оправдали ли авторы оригинала ожидания от своей новой игры.

R. Talsorian Games
R. Talsorian Games

Первая редакция Cyberpunk вышла в 1988 году. Уже тогда существовало более сотни настольных ролевых игр и систем, часть которых дожила до наших дней — Call of Cthulhu, GURPS, Warhammer Fantasy Roleplay и, само собой, Dungeons & Dragons. Существовало немало игр и в жанре научной фантастики — Gamma World, Space Opera и Timemaster, — но они предлагали играть в космического путешественника и покорять далёкие планеты.

Cyberpunk первой рассказывала не про космос и постапокалипсис, а про Землю 2013 года. В ней мегакорпорации захватили власть, а персонажи игроков — не герои, а те, кто пытается выжить в этом мире.

Спустя два года вышла вторая редакция игры — Cyberpunk 2020. Она столь популярна, что многие фанаты, чтобы не путать игру с жанром, прямо так и называют всю линейку. В течение следующих нескольких лет выпустили почти 30 книг, расширяющих правила. Они включали сведения о новом вооружении, подробную информацию о различных частях света в сеттинге, детальные описания и руководства по некоторым ролям, а также отдельное руководство для ведущих.

В 2005 году вышло третье издание игры, Cyberpunk v3.0, но оно получило очень много негативных отзывов, прожило три года и не успело стать популярным. События, описанные в книге правил, неканоничны.

Huntang / R. Talsorian Games
Huntang / R. Talsorian Games

Cyberpunk Red Jumpstart Kit, укороченная версия правил, вышла летом 2019 года. На 44 страницах авторы вкратце расписали основные механики, и ещё на 50 — сеттинг. В «джампстарте» не было правил создания персонажей, между классами почти не было разницы, да и обмундирования было тоже совсем немного. Тем не менее в рамках тестирования даже урезанные правила показали себя хорошо, поэтому любители настольных ролевых ждали новую редакцию Cyberpunk с нетерпением. Полная версия Cyberpunk Red стала доступна в ноябре 2020.

К сожалению, в некоторых моментах укороченная версия игры получилась, на наш взгляд, лучше, чем полная.

Для лучшего понимания контекста рекомендуем прочесть нашу большую статью про киберпанк в настольных ролевых, а именно — главу про Cyberpunk 2020.

Что произошло со времён Cyberpunk 2020?

В 2023 году известный рокербой Джонни Сильверхенд взорвал ядерную боеголовку в штабе корпорации «Арасака». Это завершило Четвёртую корпоративную войну, но не помогло приблизить Сильверхенда к цели. Он надеялся уничтожить корпорацию, но из событий Cyberpunk 2077 нам известно, что спустя пятьдесят лет она вернулась в Найт-Сити. Более того, столь радикальные действия пусть и завершили войну, но открыли двери для множества других конфликтов.

Найт-Сити

Helio Frazao / R. Talsorian Games
Helio Frazao / R. Talsorian Games

Взрыв ядерной боеголовки в центре густонаселённого города, естественно, ничем хорошим обернуться не может. Ещё два года небо над Найт-Сити было красным. При взрыве погибло полмиллиона человек, ещё два миллиона лишились домов; двадцатые годы XXI века по аналогии с Бурными двадцатыми и Великой депрессией вошли в историю как Красное время.

Америка перестала быть сверхдержавой: как и в XIX веке, континент разделился на «цивилизованное» восточное побережье и Дикий запад. Прошло двадцать лет, но последствия Четвёртой корпоративной войны заметны до сих пор.

Несколько американских штатов объединились в Тихоокеанскую конфедерацию, главной целью которой было восстановиться после войны. Конфедерация разрешила Найт-Сити остаться независимым городом-государством в обмен на возможность свободно торговать с участниками конфедерации. К тому же она сумела занять позицию выше новых и развивающихся мегакорпораций, что позволило держать их в узде: «Вы можете делать что хотите, но одна ошибка — и корпорации не будет».

Долгое время улицы Найт-Сити были ещё опаснее, чем обычно: в городе ни дня не проходило без перестрелок, особенно в корпоративном районе. Даже до боеголовки, его уничтожившей, находиться там было смертельно опасно. Его жители сбегали оттуда кто куда, лишь бы не попасть под шальную пулю или танковые гусеницы. Военные действия проходили в самом центре города прямо перед офисами корпораций, которые в войне и участвовали.

Мир вокруг

Neil Branquinho / R. Talsorian Games
Neil Branquinho / R. Talsorian Games

Соединённая Европа (в которую входят, например, Греция, Британия и скандинавские страны) пострадала в Четвёртой корпоративной, но по сравнению с остальной Евразией она чувствует себя хорошо.

Нео-Советы оказались неспособны прокормить своё население. Ближний Восток, почти полностью уничтоженный ядерным взрывом 1997-го, стал интересом тех, кто готов рисковать жизнью ради раскопок руин. Дальний Восток после поражения «Арасаки» сместил фокус с вооружения на биотопливо. Плавучие платформы стали городами-государствами, а на дне океанов начали появляться жилые купола, совокупно называемые Низиной.

Корпорации

Не все корпорации пережили войну, но на руинах старых возникли новые. «Арасака», «Биотехника» и «Милитек» пусть и пострадали, но всё же остались в числе крупных игроков. Корпорация Rocklin Prosthetics переродилась в Rocklin Augmentics и заняла нишу дизайнерского хрома; внучка Сабуро Арасаки, Митико, основала детективную корпорацию Danger Girl.

Сеть стала поддерживать неокорпорация Ziggurat, ну а Trauma Team всё ещё готова была лечить людей и их железные части. Конечно же, при активной подписке на их услуги.

Как сейчас живёт Найт-Сити

Richard Bagnall / R. Talsorian Games
Richard Bagnall / R. Talsorian Games

Старые городские зоны, существовавшие в 2020-ом, переименовались, переехали, изменились в размерах или прекратили существование вовсе.

По сути, в сороковых любую часть Найт-Сити можно причислить к одной из нескольких зон: горячей (территория взрыва боеголовки), перестраивающейся (окраины города, не так сильно пострадавшие при взрыве), представительской (огороженной и доступной только высокопоставленным корпоратам), боевой (где закон в руках того, у кого оружия больше) и перенаселённой (состоящей из палаточных городков и лагерей беженцев). Вокруг города располагается «освоенный периметр», над которым властвуют кочевники. Также своеобразной городской зоной считается открытое шоссе.

Полицейские теперь все как один бронированы и вооружены до зубов (впрочем, корпоративные копы экипированы не в пример лучше, да ещё и карточками Trauma Team обладают), но их всё ещё не хватает, поэтому закон нарушается ежедневно. Чтобы не разбираться с каждым случаем, полиция трактует нарушения просто: если, скажем, у обоих участников перестрелки было оружие, то это самозащита.

Однако за нарушение закона теперь не только сажают в тюрьму, но и вносят изменения в поведение (например, заставляют панически бояться оружия), избивают электроплетьми, изгоняют из городов (при входе на запрещённую территорию у преступника начинается приступ невыносимой боли), а также погружают в брейнданс с сенсорной депривацией. Впрочем, смертная казнь пока что никуда не делась.

Громоздкие кирпичные мобильники заменены агентами — миниатюрными устройствами с псевдо-ИИ. Они могут и принимать звонки, и показывать новости, и выступать в качестве органайзера, и быть личным помощником, анализируя поведение и интересы своего владельца. Система «умного дома», пусть и самая простая, к 2045 году появилась в любой квартире, и управляется она тоже с помощью агента. Само собой, доступ в Сеть и плеер есть в даже самом дешёвом устройстве.

Одежда в середине XXI века — это настоящее технологическое чудо. Она может определять степень своей чистоты и понимает, что где-то прохудилась. Эта информация сразу поступает на агент, который может заказать подходящую замену. Большинство предметов одежды способны адаптироваться к небольшим изменениям температуры, а возможность проецировать изображения на ткань — это обязательный атрибут.

Как в это играть

Q Workshop
Q Workshop

Как и в предыдущих редакциях Cyberpunk, для игры используются десятигранные и шестигранные кости. Шестигранники нужны будут для определения урона от оружия, десятигранники — для всего остального.

Характеристики и умения

У персонажа есть 10 характеристик: интеллект, рефлексы, ловкость, техника, крутизна, сила воли, удача, скорость, телосложение и эмпатия. Почти с каждой связано некоторое количество умений. Среди них есть как боевые — стрельба, уклонение, ближний бой, — так и полезные в миру: это несколько специализаций знаний, вождение, починка техники и внешний вид. Любая проверка происходит по формуле 1d10 + характеристика + умение.

Пример: персонаж Саши — нетраннер под псевдонимом Вирус. Перед очередной вылазкой он хочет найти побольше информации: что находится рядом с необходимым зданием, можно ли залезть туда по пожарной лестнице. Возможно, удастся даже достать типовой план. Лучше всего здесь подойдёт умение Library Search, сопряжённое с Интеллектом.

Саша кидает один десятигранный кубик и прибавляет к выпавшему значению Интеллект своего персонажа, а также уровень его умения Library Search. В случае успеха выяснится, что в открытых источниках нужной информации достаточно, и команда окажется лучше подготовлена к заданию.

В Cyberpunk 2020 пункты здоровья выглядели иначе: у персонажа было 12 «клеток урона», которые заполнялись, если броня и «модификатор телосложения» не обнуляли входящий урон. Теперь же у персонажей есть более привычные цифры: они, как и во многих играх, включают в себя и физическое здоровье, и ментальное.

Однако, в отличие от подавляющего большинства современных настольных ролевых, в Cyberpunk Red HP персонажа зависит от среднего значения телосложения и силы воли. Когда его остаётся меньше половины, персонаж получает штрафы к любым действиям. При достижении нуля игрок должен совершать проверку смерти каждый ход. При успехе персонаж ещё жив, но едва-едва, и каких-то серьёзных действий выполнять не сможет. Если за это время ему не оказать медицинскую помощь, то рано или поздно удача закончится, и персонаж погибнет.

К счастью, от быстрой потери здоровья персонажей спасает броня. Работает она просто: при попадании пули впитывает в себя весь урон. Если значения брони не хватает, остальной урон переносится уже в здоровье. Так или иначе, после каждого принятого удара броня снижает свою эффективность.

Общие умения

Eddie Mendoza / R. Talsorian Games
Eddie Mendoza / R. Talsorian Games

В стартовой версии Cyberpunk Red было очень мало умений, однако и их хватало с лихвой. Тогда казалось, что их действительно в четыре раза меньше, чем в Cyberpunk 2020, где умений аж 80. Однако с выходом полной версии стало ясно, что, к сожалению, мало что изменилось.

Умений действительно стало меньше, но не сильно: в нынешнем издании игры их около 70. Они делятся на группы, например «стрельба», «образование» или «телосложение». Часть умений — ближний бой, концентрация, убеждение, скрытность и некоторые другие — считаются обязательными: ими должен обладать каждый персонаж. Более того, пригодятся умения вроде стрельбы из предпочитаемого игроком оружия.

А вот большинство вариантов — криптография, написание песен, криминология, выживание в дикой местности и какая-нибудь фотография — не стоят траты большого количества очков. Рокербой может взять написание песен, но зачем, если у него есть умение роли? Ведь именно оно отличает его от остальных.

Законник может вложить несколько очков в криминологию, но это потребует специфического детективного сценария. В его хорошем варианте нахождение основных улик не должно зависеть от бросков костей, иначе есть риск попасть в тупик и по сути провалить игру — а это не нужно ни игрокам, ни ведущему. Некоторые умения вроде ухода за собой и гардероба, чтения по губам и внимательности или танца и артистизма можно было бы объединить.

Часть умений — скажем, боевые искусства, пилотирование воздушного транспорта и стрельба очередями — считаются более сложными и требуют вложения двух очков за каждый уровень.

Роли и особые умения

Классы персонажей, называемые в Cyberpunk ролями, остались теми же, что и раньше: это рокербои, соло, нетраннеры, техи, медтехи, репортёры, представители (бывшие корпораты), законники (бывшие копы), фиксеры и кочевники. Роли дают персонажам особые умения. Их нельзя получить никак иначе — только если не бросить свою роль и не начать развиваться в новой.

Рокербой

Голос улиц, ведущий за собой других. Рокербои — это не только музыканты; в более широком смысле это лидеры, которые не боятся высказать корпорациям и государствам то, что уже давно на уме у каждого простого жителя. Особое умение рокербоя — харизматическое влияние: оно позволяет наращивать популярность и использовать её для достижения своих целей, не всегда добрых.

Соло

Эти ребята родились с винтовкой в руке. Напичканные хромом киберсолдаты, готовые браться за любую работу — это и есть соло. Их боевые рефлексы выкручены на максимум. С количеством нанимателей растёт и количество врагов: большинство соло мало кому могут довериться в огромном мегаполисе. Сегодня они спят в подворотне, завтра — в пятизвёздочном отеле, а на следующей неделе — в трейлере кочевников.

У соло всегда есть работа. Их особое умение — боевая внимательность, позволяющая повышать боевые способности: параметр инициативы, броню, точность и так далее.

Нетраннер

Практически ни одно дело не обходится без специалиста, который сможет вторгнуться во внутреннюю сеть корпорации, ставшей вашей целью, и вытащить оттуда нужные данные.

К середине XXI века нетраннеры больше не лежат в удобном кресле вдалеке от боевых действий. Необходимость находиться вместе с командой делает их уязвимее, но от шальной пули всегда защитит соло, а в случае неудачного столкновения со «льдом» есть медтех, который откачает. Так что всё не так уж плохо. Особое умение нетраннера — возможность, собственно, заниматься нетраннингом, перенося свой разум в окружение дополненной реальности с помощью кибердеки.

Тех

В Найт-Сити 2045-го есть множество разной техники, однако чинить её может не каждый: корпорации делают всё возможное, чтобы вы выкинули старую модель и купили новую, которая, конечно же, в сто раз лучше сломанной. Ей же уже год, её время пришло. Так что спрос на специалистов, которые могут починить компьютер, машину или кибердеку, всегда останется велик.

Техи не просто разбираются в технологиях — они жить без них не могут. Их особое умение — возможность создавать, чинить и улучшать то, чем будет пользоваться ваша команда.

Медтех

Если техи чинят железо, то их собратья специализируются на живых тканях и хроме. Страховку Trauma Team может позволить себе далеко не каждый, поэтому города XXI века наводнены нелегальными докторами: они и пулю вытащат, и новый глаз вставят. Само собой, толковый медтех понимает, какой стороной держать пистолет, поэтому не ожидайте, что поддержка будет лёгкой мишенью. Особое умение медтехов — возможность лечить людей и ставить им аугментации.

Репортёр

Только благодаря репортёрам (или «медиа») люди узнают правду. На корпоративном телевидении лишь крутят рекламу, промывают мозги и ещё раз крутят рекламу. К счастью, всегда есть те, кто готов ворваться в центр конфликта и показать, что происходит на самом деле. Конечно же, у таких людей куча врагов.

Особое умение репортёра — это надёжность. Чем выше показатель умения, тем больше людей доверяют его словам.

Представитель

Если вы думаете, что быть корпоратом — значит смотреть на остальных свысока, то правы вы лишь наполовину. Вторая половина правды — то, что за своё место постоянно приходится бороться. Каждый «коллега» снизу будет пытаться тебя подсадить, но сильно отвлекаться на это нельзя, чтобы не упустить момент, когда слабину даст твой начальник.

Среди наёмников не так уж и мало корпоратов, просто не каждый готов это признать. Особое умение представителя — командная работа. Корпорация поставляет представителю специалистов, у каждого из которых, впрочем, есть своё мнение касательно своего непосредственного начальника.

Законник

Человек в форме полиции — всегда мишень. К счастью, теперь каждому полицейскому выдают бронежилет и немаленький личный арсенал. Вот только преступники не отстают, и помимо простых бандитов с пистолетами улицы Найт-Сити полны хромированных и перекачанных стимуляторами стрелков, с которыми лучше не связываться.

И, конечно, рано или поздно полицейского ждёт столкновение с жертвой киберпсихоза, и тут его задачей будет не только выжить, но и не стать таким же. Их особое умение — способность вызвать поддержку.

Фиксер

В середине XXI века без фиксера — никуда. Именно эти ребята гарантируют обеим сторонам сделки, что задача будет выполнена, а деньги — заплачены. Не знаешь, где купить оружие? Фиксер знает. Где тут лучший подпольный врач? Вопрос к фиксеру. Где найти в команду толкового нетраннера, который не проваливается в Сеть с головой, а следит за окружением? Фиксер такого достанет. Само собой, за процент.

В этом и заключается его особое умение: фиксер поддерживает огромную сеть контактов, готовых предоставить экипировку, услуги и информацию.

Кочевник

Раньше кочевников не любили и считали фриками. Однако опыт показал, что эти ребята, постоянно находящиеся в движении, нужны всем. Именно к одной из кочевнических семей человек обратится, чтобы что-то перевезти или сбежать самому. В каждой семье есть представители практически любой роли, что делает кочевников самодостаточными.

Особое их умение — доступ к семейному автопарку, который впоследствии расширится не только за счёт наземного транспорта: с развитием персонажа семья будет готова предоставить ему гирокоптеры и даже яхты.

Жизненный путь

Richard Bagnall / R. Talsorian Games
Richard Bagnall / R. Talsorian Games

Один из интереснейших этапов создания собственного персонажа — это путешествие по таблицам, определяющим его прошлое. В каждой таблице есть либо 6, либо 10 пунктов — чтобы было удобно кидать кости, используемые в игре.

Вначале определяются личные характеристики персонажа: его культурное происхождение, характер, предпочитаемый стиль одежды и мотивация. После этого — семья, друзья, враги и окружение. Предполагается, что в прошлом вашего персонажа случилось какое-либо трагическое событие — например, гибель семьи или похищение любовника. Под конец игра предлагает выбрать цель: например, заиметь много денег, заработать репутацию или отомстить за смерть близкого человека.

История определяется примерно двумя десятками бросков десятигранной кости. Персонаж гармонично вписывается в мир, а игрок начинает всё лучше представлять себе своё альтер-эго.

Пример: Саша не может определиться с конкретикой и отдаёт прошлое Вируса, своего нетраннера, на откуп костям. Вирус начал обретать внешность и характер: китаец, не слишком разговорчив, при этом предпочитает одеваться ярко, чтобы одежда говорила за него. Волосы он постоянно сбривает, а на его ногти нанесены татуировки в виде микросхем. Вирус не доверяет незнакомцам, но никогда не предаст тех, кого может назвать другом. У него нет героев детства, а самая ценная вещь для него — это серёжка с дата-чипом, содержимое которого Вирус не раскрывает.

Нетраннером он стал, когда его, сироту, подобрала уличная банда. Вместе с ней он ютился в одном из многочисленных «мега-зданий» Найт-сити. Однако на его дом совершили набег. Вирусу удалось сбежать, но остальные члены «семьи» погибли. Друзей у него не осталось, а вот нашедший его позже другой участник банды, такой же сирота, посчитал, что это Вирус сдал своих. Пока что новый враг Вируса не настолько силён, но нетраннер знает, что однажды их пути пересекутся. И когда это случится, Вирус будет готов перегрузить все его импланты.

Суровое детство, заставляющее Вируса раз за разом нарушать закон, оставило на нём свой отпечаток. Этот город ещё узнает, на что способен когда-то найденный на улице осиротевший мальчик.

После этого десятигранная кость меняется на шестигранную, и начинается похожее путешествие, но на этот раз своё для каждой роли. Например, игроку за соло предлагается решить, в какой ситуации персонаж будет готов нажать на курок; репортёры определяют, насколько персонаж будет этичен в своих статьях; законник узнаёт, как часто его отряд берёт взятки.

Пример: после создания прошлого своего персонажа Саша с помощью всё тех же таблиц создаёт видение Вируса не столько как жителя Найт-Сити, сколько как представителя своей роли. Первый бросок кости определяет, что Вирус сотрудничает с репортёром, политиком или законником, которым вполне может оказаться кто-то из Сашиных соигроков.

Вирус всегда работает один в своей целиком обставленной железом квартирке, а на жизнь чаще всего зарабатывает благодаря клиентам, которым его советует местный фиксер. Вирус старомоден, поэтому своё оснащение он получает, копаясь в поисках чего-то рабочего (или того, что можно починить) в давно покинутых частях города. Однако это с каждым разом всё опаснее: хакерская слава Вируса его опередила, и о нём прознали копы, которые теперь за ним охотятся.

Экипировка

Neil Branquinho / R. Talsorian Games
Neil Branquinho / R. Talsorian Games

В отличие от многих систем, предназначенных для игры в киберпанк, Cyberpunk Red немного облегчает процесс выбора оружия и брони: больше нет конкретных моделей, есть только типы. Например, оружие ближнего боя делится на лёгкое, среднее, тяжёлое и очень тяжёлое. Что конкретно в руках у вашего персонажа — решать только вам: книга даёт немного примеров, от которых можно оттолкнуться.

Боевой нож считается лёгким оружием, бейсбольная бита — средним, труба — тяжёлым, а бензопила — очень тяжёлым. Тип оружия влияет на его урон, необходимость использовать обе руки и возможность спрятать его под одеждой.

У дальнобойного оружия схожие категории: пистолеты, винтовки, дробовики и так далее. Оружие большинства типов может стрелять очередью и на поражение. Опять же, в игре нет заранее прописанных моделей: вы вольны указать что угодно. Конкретные вариации указаны только для некоторых моделей редкого оружия: например, для Malorian Arms 3516, легендарного тяжёлого пистолета Джонни Сильверхенда.

С бронёй — опять же, за редким исключением — ситуация та же: она делится на такие типы как кожа, кевлар или армейская бронекуртка. Тип брони влияет на параметр защиты, а если она очень тяжёлая, то и на возможные штрафы к параметрам персонажа.

Другим предметам, которыми могут пользоваться персонажи, посвящены полторы страницы: это и верёвки, и очки аугментированной реальности, и генераторы радиопомех.

Аугментации

Neil Branquinho / R. Talsorian Games
Neil Branquinho / R. Talsorian Games

Хром в Cyberpunk Red — одна из важнейших частей игры. Ему посвящена отдельная глава, и с ним связано сразу несколько механик. Часть аугментаций предназначена только для красоты, но подавляющее большинство аугментов идут вкупе с различными механическими бонусами. Хром представлен в восьми вариациях:

  • Fashionware — аугменты, которые меняют облик персонажа: цвет кожи, волосы, татуировки и так далее.
  • Neuralware — внутренние импланты, работающие с нервной системой. Среди них — иконический для жанра порт, позволяющий подключаться к электронным устройствам напрямую, устройство для записи брейндансов, а также слот для карточек памяти, обучающих персонажа различным умениям.
  • Cyberoptics — различные улучшения для зрительной системы: масштабирование, прибор ночного видения, записывающее устройство, а также встроенный метатель дротиков.
  • Cyberaudio — аугменты слуховой системы. Позволяют улучшить слух в целом, подключить себе внутренний приёмник радио или рацию — или, напротив, защитить уши от внезапных громких звуков.
  • Internal Cyberware — самые разные импланты, не привязанные к какому-либо органу: жабры, синтезатор голоса, рекламируемый на каждом билборде Найт-Сити Mr. Studd и многие другие.
  • External Cyberware — кожные импланты, позволяющие вшить под кожу броню или карман.
  • Cyberlimbs — киберконечности. Железные руки и ноги, замена их на оружие, вставка в них лезвий и различных приспособлений — ничего нового.
  • Borgware — не аугменты в прямом смысле этого слова, а самые настоящие операции по превращению себя в киборга. Фасеточные глаза, как у членов Maelstrom в Cyberpunk 2077, возможность крепить оружие на плечи, а также замена скелета на хром.

Обвешаться хромом с ног до головы не получится, и дело не только в цене: любой хром, кроме fashionware, снижает параметр человечности персонажа. Чем ближе он к нулю, тем меньше эмоций у персонажа остаётся, и он вместо человека всё больше походит на бездушную машину. По достижении нуля персонаж становится киберпсихом, и играть за него больше нельзя.

Нетраннинг

Neil Branquinho / R. Talsorian Games
Neil Branquinho / R. Talsorian Games

После событий Cyberpunk 2020 Сеть стала раздробленной. Крах привёл к тому, что интернета в нашем понимании в мире больше нет — в каждом здании, по сути, есть только своя локальная сеть. Нетраннеры сороковых кроме кибердек используют очки аугментированной реальности, чтобы проецировать Сеть поверх реального (или, как они выражаются, «мясного») мира. В итоге стрелок защищает хакера от охранников, а хакер стрелка — от электронных систем защиты.

В отличие от предыдущей редакции системы, игровой процесс за нетраннера стал в разы проще. В зависимости от уровня умения Interface у персонажа есть определённое количество «сетевых» действий: контроль камер, установка бэкдоров, идентификация найденных данных или установка вируса. Сама сеть теперь напоминает игру в жанре roguelike: она поделена на ноды, между которыми перемещается хакер. В каждой ноде может быть система защиты, данные, развилка, контрольная точка и так далее.

Само собой, процесс опасный: в любой мало-мальски защищённой сети находится либо «лёд», который будет пытаться обезвредить нетраннера, либо демон, контролирующий ноды и готовый стрелять на поражение в случае проваленной аутентификации, либо же корпоративный нетраннер, который ещё и поможет охране отыскать неудачливого хакера в мясном мире.

Но есть методы, позволяющие бороться и с этим: многочисленные программы, которые призваны скрывать присутствие, защищать от нападения и отбиваться самому. На кибердеку можно не только устанавливать программы, но и улучшать её железно: докупать хранилища, экранирование и изоляцию для кабелей.

Все проверки сетевых действий совершаются с помощью одного умения, поэтому даже если для игрока за нетраннера это в принципе первая игровая сессия, никаких проблем с механикой класса возникнуть не должно.

Процесс боя

Alexander Dudar / R. Talsorian Games
Alexander Dudar / R. Talsorian Games

Последовательность действий в перестрелке предельно проста: выбрать цель, кинуть кость, прибавить к результату броска своё умение стрельбы, свериться с таблицей попаданий, нанести урон. Если хотя бы на двух кубиках урона (а кидать вы будете в среднем 3-4) есть шестёрки, то это критический удар: перелом, внутреннее кровотечение, застрявшая пуля и так далее.

Скорее всего, урона от такой атаки не хватит для убийства врага (об этом — чуть ниже), но ни один нормальный человек не будет продолжать бой с пробитым лёгким. Конечно же, киберпсихов мы нормальными не считаем. Сражение оружием ближнего боя проходит схожим образом, но в этом случае защищающийся тоже бросает кости, и атакующему нужно выкинуть больше.

Авторы явно хотели, чтобы бои в Cyberpunk Red были быстрыми. Однако опыт показывает, что перестрелка с двумя охранниками может занять аж час реального времени. И дело не в том, что игрокам сложно; не в том, что подсчёт патронов, сложности попадания и вычитаемого здоровья занимает какое-то время — отнюдь, это всё делается моментально. Проблема заключается в броне.

Механически она, опять же, весьма проста: урон сперва вычитается из её значения, остаток уходит в очки здоровья, а из самой брони вычитается единица за износ. Казалось бы, кто-нибудь рано или поздно выкинет на уроне две шестёрки, противник останется без руки, и бой закончен. На практике же нужно, чтобы вся партия вооружилась штурмовыми винтовками, иначе бой превращается в однотипное забрасывание стола костями, пока у одной из сторон не начнёт заканчиваться броня.

Чтобы урон начал ощущаться, понадобится попасть по противнику не менее девяти-десяти раз. Можно и быстрее, если вести автоматический огонь, но этот вариант возможен не со всеми видами вооружения.

Не спасают ситуацию и различные заграждения, которые здесь упрощены до невозможности. Заграждением теперь считается то, что закрывает участника боя целиком: стена, дверь, большая машина или хотя бы стекло. А вот бетонный блок, за которым можно спрятаться, только присев, заграждением не является.

В игре можно не только наносить прямой урон, но и брать врагов в захват, душить, а также выполнять различные трюки, применяя умения из единоборств: разоружать, бросать и точечно бить по жизненно важным органам. Это позволяет наносить критические повреждения без необходимости дожидаться шестёрок на кубиках.

Резюме

Huntang / R. Talsorian Games
Huntang / R. Talsorian Games

Система, увы, вышла неоднозначной. С каждой игрой я понимаю, что очередную часть правил — укрытия, наркотики, лечение или использование способностей некоторых классов — разработчики будто недостаточно хорошо протестировали. В итоге после каждой сессии мои игры всё плотнее обрастают домашними правилами, которые хоть как-то помогают сделать игру быстрее, в лучших традициях жанра.

У персонажей слишком много умений, часть из которых можно смело выкинуть, а их врагов приходится лишать части брони, чтобы бои проходили веселее. Некоторые моменты (например, стоимость медикаментов для медика) приходится продумывать на лету.

Однако по сравнению с Cyberpunk 2020 это огромный шаг вперёд. Ошибки, допущенные авторами, явно идут от их желания сделать по-другому. И пусть это не всегда идёт системе на пользу, пока намерения разработчиков ясны, за своим столом можно всегда сделать так, как вы считаете нужным.

Система упрощена, но не настолько, чтобы потерять свой шарм. Персонажи, собранные по двум вариантам из трёх, точно получатся компетентными — этому помогает и то, что способность роли у только что созданного персонажа всегда будет на четвёртом уровне. Многие аугментации (особенно косметические, а также протезы) не снимают параметр человечности персонажа, что позволяет вашему альтер-эго выглядеть круче.

Да и сама книга хорошо структурирована. Правда, тут я бы хотел сравнить её не с Cyberpunk 2020, а с более свежим релизом от R. Talsorian Games — настольной ролевой по «Ведьмаку», по структуре больше похожей на книгу-приключение с тем количеством прыжков по страницам, которые от вас требовались.

Это не идеальная система. Она требует доработки. Но при этом Cyberpunk Red занимает очень важную нишу игр в жанре киберпанка: она не такая замороченная, как Shadowrun, не соперничает с The Sprawl в нише нарративных игр и приглянётся тем, кому не нравится D&D-движок Carbon 2185.

147147
149 комментариев

Лучше вместо CP Red, сыграть в Shadowrun 5e, если у вас есть опытный мастер что объяснит или будет куча времени разобраться в ней, ибо механик тонна. 
Ну или в Eclipse Phase 2ed, там сайфай и трансгуманизм правда, но и система лучше в разы, одна из лучших что я щупал. Механик тоже много, но они все логичные, т.е. их понять достаточно легко, в отличии от Шадоурана или магии в Фентези Вахе 4е издание.

12
Ответить

Ну предлагать вместо Реда ШР — это интересный ход, конечно. Они немного о разных. А механ в ШР никогда не был и, судя по шестой редакции, не будет хорошим. Геймплей по сеттингу шедоурана даже на гурпсе лучше будет, это я из опыта говорю.

5
Ответить

А ещё лучше, не заниматься хуйнёй, а поиграть в Runners in the Shadows, Neon Black, The Sprawl или другую киберпанк-игру на нормальном, современном движке.

2
Ответить

Визуальное оформление у нового киберпанка оставляет желать лучшего.

11
Ответить

Согласен, хоть это и вкусовщина. Визуал в киберпанке представляет из себя спагетти из отсылок к разным произведениям.

Ответить

Арты конечно оставляют желать лучшего

4
Ответить

Ты открой у v3 арты)))

1
Ответить