Жестокость, которую мы заслужили: обзор фильма «Оно»

7 сентября на экраны вышла экранизация знаменитого романа Стивена Кинга «Оно», а точнее первой его части, рассказывающей о детстве главных героев. И новый хоррор действительно пугает. Только совсем не тем, чего можно ждать перед просмотром.

Жестокость, которую мы заслужили: обзор фильма «Оно»

Слои ужаса

В городке Дерри регулярно исчезают дети, но никто не обращает на это внимания. Во время летних каникул «клуб неудачников» — компания из семи изгоев с постоянными проблемами дома и в школе, обнаруживает, что все пропажи связаны с мистическим клоуном Пеннивайзом, умеющим принимать форму самых больших людских страхов. Но никто из взрослых не замечает Пеннивайза, и детям предстоит бороться с ним самостоятельно.

Перед режиссёром Андресом Мускетти стояла очень непростая задача — снять фильм, который не только не потеряется на фоне книги, но и выдержит сравнение с не менее легендарной экранизацией 1990 года. Он справился, во многом потому, что решил пойти на самый важный и самый «кинговский» шаг — главное зло в новой экранизации это не клоун, а люди.

Подобная тема встречается у Стивена Кинга во многих произведениях, но при переносе на экран чаще всего абстрактное и всеобъемлющее зло приобретает слишком конкретную форму. И в данном контексте «Оно» — многослойный фильм, где разные уровни страха накладываются один на другой, переходя от частного к общему.

Жестокость, которую мы заслужили: обзор фильма «Оно»

Самым поверхностным слоем, конечно же, становятся скримеры. Они выстреливают с завидной регулярностью, а в определённый момент вообще следуют пачкой один за другим. Не напугает первый или второй — вздрогнешь на третьем. Именно эти сцены в очередной раз подтверждают, что обилие трейлеров, тизеров, фичуреток и прочих промо-материалов может сильно повредить ощущениям при просмотре — многие из этих моментов уже мелькали в рекламе, а потому не пугают так, как могли бы.

Хотя страшные сцены с самим клоуном, скорее всего, напугают лишь тех, кто и так страдал коулрофобией (боязнью клоунов). Для остальных же более цепляющими станут отражения типичных страхов детства. Дети чаще всего боятся чего-то довольно обыденного для взрослых: ответственности, взросления, болезней, и это внушили им сами родители, поэтому идти им не к кому. Сцены, где каждый из героев оказывается один на один со своим страхом, заставят вспомнить, чего же ты сам больше всего боялся в детстве.

Жестокость, которую мы заслужили: обзор фильма «Оно»

Но настоящее зло в этом фильме показано вовсе не в скримерах, они скорее оттеняют его своей надуманностью, не зря сами персонажи иногда повторяют «это всё не реально». Пугает человеческая жестокость. Родители, унижающие своих детей, и сами создающие эти фобии. Школьное насилие и равнодушие прохожих, видящих всё это.

Положительных взрослых персонажей в фильме практически нет, все они быстро смиряются с пропажей очередного ребёнка и продолжают впитывать и выплёскивать жестокость, которая здесь всегда идёт фоном — на телевидении, радио или ярмарках.

Жестокость, которую мы заслужили: обзор фильма «Оно»

Абсолютное зло

Но не нужно думать, что Пеннивайз в фильме потерялся или оказался задвинут на второй план. Экранного времени ему уделено достаточно, а Билл Скарсгард исполнил его роль отлично. Новый танцующий клоун — ни в коем случае не попытка сравниться с легендарным Тимом Карри, сыгравшем аналогичную роль в экранизации 1990 года, он просто другой.

Здесь Пеннивайз больше общается с детьми, копирует их мимику и иногда даже может показаться милым, что отлично работает в связке с жестокостью, обеспечившей фильму рейтинг «18+», и отличной съёмкой скримеров.

Тот же принцип, что и со скримерами, когда количество подаётся даже в ущерб качеству, работает и с шутками. Простой пример — Ричи Тозиер, один из главных героев (его сыграл Финн Вулфард, исполнивший в прошлом году роль Майка в «Очень странных делах»). Его шутки, скрывающие неуверенность, в большинстве своём бьют ниже пояса и появляются в самые неподходящие моменты. Но их в фильме много, так что даже если одна из трёх покажется смешной — этого будет достаточно. А если вы думаете, что с этими детскими пошлостями про «твою мамашу» слишком перегибают палку — персонажи и режиссёр своего добились, именно эти эмоции юмор героя и должен вызывать.

Жестокость, которую мы заслужили: обзор фильма «Оно»

Но Ричи, как и большинство членов «клуба неудачников», всё-таки остаётся второстепенным персонажем. Немалый хронометраж картины хоть и позволяет лучше раскрыть всех героев, но всё равно делит их на двух-трёх основных и «группу поддержки». На первом плане — заикающийся Билл (Джейден Либерхер) и Беверли (София Лиллис), ставшая в нынешней версии смелой заводилой и чуть ли не руководителем всей компании.

В принципе такая фокусировка вполне соответствует таланту, эта пара в кадре выглядит значительно увереннее остальных детей-актёров, которые в своих сольных сценах нередко переигрывают, а вот собравшись в команду отлично дополняют друг друга. Общие сцены с детьми выглядят наиболее сильно, компания друзей воспринимается как единый организм, с внутренними проблемами и противоречиями, но неразделимый.

Жестокость, которую мы заслужили: обзор фильма «Оно»

И тем ярче выглядит финал, хоть и известный почти всем зрителям заранее, всё равно заставляющий поёжиться. Не зря сам Кинг говорил, что концовка первой части отражает взросление персонажей. Конечно в фильме не будет знаменитой сцены группового секса детей. Но Мускетти сумел отразить этот момент не менее эмоционально и даже более жёстко, заставив героев принять «взрослые» правила игры и стать такими же жестокими, как и окружающие.

Жестокость, которую мы заслужили: обзор фильма «Оно»

Все ждали от нового «Оно» очередной истории про страшного клоуна, но в итоге вышел фильм, где выскакивающие из-за угла монстры лишь помогают ярче показать настоящую жестокость обыденной жизни. Современному зрителю такой подход гораздо ближе.

6161
36 комментариев

Комментарий недоступен

20
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

вот с этого орнул, потому что пару раз возникала мысль о том что это не просто фильм, а цп :D (детская порнография)

1
Ответить

"Легендарной" оригинальной версии, кроме запоминающейся игры Карри, в общем-то больше и нечем похвастаться.
Это весьма посредственный минисериал, просто ностальгия за детством и (часто) первым увиденным ужастиком, для многих скрашивает продукт.

18
Ответить

Но согласитесь, образ Пеннивайза из этого фильма стал легендой.
Причём у меня реально были очень жуткие воспоминания детства. Сейчас понял, что фильм действительно был весьма посредственным, но тогда знатно цепляло. И думаю, что так у многих

4
Ответить

оригинальный роман написан в таком рваном стиле, что в какой-то момент я стал перелистывать целые страницы - и таким образом перелистнул ту самую сцену секса. О ней я узнал только спустя двадцать лет, в этом году.

Авторы, не перегибайте с рваной композицией, особенно если делаете роман, а не фильм "Мементо".

Впрочем, в той самой сцене нет ничего эротического. Дети вылезли из канализации и сделали это. Упоминаний о душе или полотенцах не нашел. Ну, натурально, сразу после канализации девочка пропускает через себя ряд пацанов, не имея даже гигиенической салфетки. Стивен Кинг - жалкий извращенец, видимо, представления о сексе группой у него так и остались в его мечтах. Иначе бы он такой херни не написал.

Ну или он все-таки был под веществами и сам не помнил, как писал эти куски. В своей книге "Как стать писателем" Кинг признается, что не помнит, как писал некоторые свои книги, так как был серьезно тогда угашен.

6
Ответить