18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Главные премьеры года. Уже в подписке
18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Кино и сериалы
Ilya Scherbakov

«Метрополис»: история великого провала

Как был задуман и как создавался главный фильм мировой кинофантастики

Когда у режиссёра «Метрополиса» Фрица Ланга спрашивали о том, что послужило идеей для создания фильма, то он вплоть до своей смерти рассказывал всем историю о своем очаровании пейзажами Манхеттена и вообще, футуристичными американскими небоскрёбами. Это было в 1924 году, когда он съездил в США на премьеру своих «Нибелунгов», после чего, вернувшись, сразу задумал фильм о городе будущего.

Всё вроде бы так, но... К моменту первого приезда Ланга в Америку его жена уже задумала одноимённый роман, который и ляжет в основу сценария. Фильм выйдет в 1927. Книга – в 1925.

Роман "Метрополис" авторства Теа Фон Харбоу - жены Фрица Ланга и сценариста ряда его фильмов

Кроме того, дизайнер и арт-директор Universum Film Aktiengesellschaft Эрих Кеттельхут, который вскоре станет работать в команде Ланга над фильмом, говорил, что впервые прочитал сценарий «Метрополиса» сразу после немецкой премьеры «Нибелунгов».

То, чего хотели Ланг и фон Харбоу, можно было осуществить только в рамках утопического бюджета.

Эрих Кеттельхут

Однако говорить, будто пребывание в США никак не повлияло на идею будущего фильма, было бы неправильно. После возвращения в Германию Ланг написал статью с похвалами Америке в немецком журнале Filmland в номере за январь 1925 года. Разъезжая по стране, режиссёр изучал «визуал» улиц, поражённый «почти что полным дневным светом от неоновых огней» и говорил, что для европейцев тех времён это было сродни попаданию в сказку.

Вместе с продюсером Эрихом Поммером, который тоже был в той поездке, Ланг как-то гулял по улице. Стояла жара. Фриц наблюдал за огромными толпами людей. Внезапно он поделился с Поммером мыслью, что большинство людей, кем бы они ни были на самом деле, по сути дела рабы, и что Голливуд никогда не снимет фильм на эту тему. А мы – снимем.

Летом 1924 года Фриц Ланг и его жена Теа фон Харбоу съездили в Вену. 4 июля 1924 года в австрийской газете Hlustriertes Wiener Extrablatt появилась заметка, что режиссёр вместе со своей супругой-сценаристом уезжают на летние каникулы в Зальцкаммергут (курортный горный край – прим. авт.), где планируют «закончить сценарий своего нового фильма« Метрополис...».

«Метрополис» представлялся Лангу «самой дорогостоящей и амбициозной картиной за всю историю кинематографа». Однако UFA, дав добро на большой бюджет, изначально на прибыль не рассчитывала. По крайней мере, внутри Германии. Цель была несколько иной: колоссальный проект должен был пробить дорогу немецким фильмам в США.

Визуальная эстетика и технические новации фильма

Первой проблемой для режиссёра и его команды стала отрисовка футуристических пейзажей Метрополиса.

Один из эскизов к фильму

В романе Харбоу были одни только литературные описания, толку от которых было мало. И первыми идеями, на основе которых заложили визуал «Метрополиса», стали господствующие в то время в Германии дизайнерские направления авторства Лионеля Фейнингера и Оскара Шлеммера – основателей так называемого «Баухауса» – Государственной высшей школы строительства и формообразования.

Здание школы Баухаус в Дессау, проект: Вальтер Гропиус, 1925–1926, фото: Тадаши Окочи © Pen Magazine, 2010, Stiftung Bauhaus Dessau / Bauhaus Dessau Foundation

Вторым, повлиявшим на фильм художественным направлением, стали идеи архитекторов Бруно Таута и Ханса Пельцига, а также скульптора Рудольфа Беллинга, объединивших в своих работах принципы кубизма и футуризма.

В фильме важно было сделать резкий контраст между двумя мирами – верхним, аристократии, и нижним, рабочих. На облик мира последних повлияли работы Кэте Коллвиц: вернее, их «общий тон».

Безысходность на холсте:

Эскиз Кэте Колвиц

...и на киноэкране:

Легендарная "пересменка"

Ещё один контраст в фильме – это наличие посреди футуристического города «обычного» маленького старого домика, в котором жил Ротванг – изобретатель, создавший робота, которого затем превратит в «Лже-Марию». Ротванг, появляющийся в фильме как пусть и значимый, но всё же второстепенный персонаж, к финалу превратится в одно из главных действующих лиц.

Жилище Ротванга вдохновлено эскизами и набросками директора Баухауса Отто Бартнинга.

Однако самым главным компонентом визуального действия стала так называемая «Вавилонская Башня»: резиденция Джона Фредерсена, хозяина города. Автор той версии башни, которую мы видим в фильме – Эрих Кеттельхут, арт-директор и дизайнер. Изначально была и другая версия от художника Отто Ханта, однако в итоге обе версии объединили, взяв за основу всё же видение Кеттельхута.

Можно было приступать к строительству декораций.

То, что вы видите – обман

Здания и дороги города – одна из тех вещей, которые поражают воображение зрителя при просмотре «Метрополиса» и по сей день. Удивляешься вдвойне, когда понимаешь, что всё это – миниатюрные модельки машин авангардного дизайна и первые модели Opel.

Снять движение машинок было адским трудом. Их перемещали примерно на дюйм каждый раз, затем фотографировали, после чего экспонировали один кадр киноплёнки на камеру.

Модели пролетавших над городом самолётов прицепили на проволоку и сняли аналогичным образом. Надземные поезда тянули на веревочках ассистенты вне зоны видимости камеры.В итоге на кадры городского пейзажа, появляющиеся в фильме буквально на пару минут, ушло больше месяца.

Украшением фильма стали инновационные по тем временам технические решения. Например, при съемке трансформации робота в Марию по словам Кеттельхута использовалась стеклянная пластина, расположенная посередине камеры и робота. Вокруг робота находились две круглые неоновые лампы в оберточной бумаге, поднимавшиеся и опускавшиеся на специальной системе со сбалансированными противовесами. Всё снималось сразу на камеру.

Многих поразил и «прото-скайп», по которому хозяин города говорит со старшим мастером. Тут всё было довольно просто - изображение подавалось через кинопроектор.

Ещё одной новаторской идеей, впервые опробованной на съёмках «Метрополиса», стал так называемый «метод Шюфтана». Назван он был по имени Эжена (Ойгена) Шюфтана – фотографа и кинооператора, вошедшего в команду Ланга. Последнему в какой-то мере повезло, потому что сначала Шюфтан хотел использовать свою разработку на съёмках «Путешествий Гулливера». Именно по Шюфтану снимались дальние планы актёров на огромном стадионе «Клуба Сыновей», который на самом деле был небольшим макетом.

Зато сэкономили на строительстве больших декораций в натуральную величину.

К съёмкам «Метрополиса» приступили 22 мая 1925 года. Помимо актёров главных ролей, в фильме было задействовано 750 человек в эпизодах, 26 000 статистов-мужчин, 11 000 статистов-женщин и 750 статистов-детей. Отдельно (по просьбе Ланга) – «100 негров и 25 китайцев».

Для создания «Метрополиса» Ланг скорректировал свою методику «управления эмоциями актёров». Если на «Нибелунгах» он требовал от актёров больших выразительных движений и пафоса в полном смысле этого слова, то теперь актёры должны были показывать «лихорадочные жесты и нервную игру с изменением выражений лиц».

Порою это было довольно трудно – особенно для Бригитты Хёльм, игравшей сразу две роли: Марии и Лже-Марии (робота в человеческом обличье). Например, очень долго репетировали сцену, где Ротванг преследует Марию в катакомбах – там как раз таки требовалась та самая «нервная лихорадка».

Съёмки у Ланга стали для дебютантки Бригитты Хёльм настоящим адом. Если бы она знала, через что ей придётся пройти…

Актёры должны страдать

Ещё в Америке Ланг, посещая Metro Goldwin Mayer, Universal Pictures и Warner Brothers, анализировал работу на съёмочной площадке, сравнивая методы работы голливудских режиссёров с немецкими. У Фрица состоялся большой разговор с Дугласом Фербенксом на эту тему. Ланг сказал ему, что в Германии главной целью является качество фильма и актёры целиком полагаются на видение режиссёра. В Америке же, по мнению Фербенкса, акцент делается на яркие личности – то есть, на харизматичных актёров.

Ланг действительно ставил на первое место коллектив. В отношениях с актёрами он был жутким диктатором.

И Густав Фрёлих, сыгравший Фредера, сына Джона Фредерсена, и Бригитта Хёльм, игравшая Марию и лже-Марию, были новичками в большом кино. Соответственно, мэтр лепил из них звёзд с нуля, ничуть не церемонясь. Например, Фрёлих многократно падал перед Марией на колени, чтобы продемонстрировать всю гамму испытываемых к ней чувств, огромное количество раз обнимал и целовал её, пока режиссёр не в поверил в «искренность их эмоций». Фрёлих говорил, что «стоял на коленях с утра до полуночи два дня подряд». И не только. В сцене, где Фредер, блуждавший по дому Ротванга, бьёт кулаком в дверь, Густав разбил себе костяшки в кровь. А сцене драки с рабочими вывихнул себе большой палец.

В сценах физических страданий он, Ланг, мучил актеров до тех пор, пока они действительно не страдали.

Густав Фрёлих

Главные муки для Хёльм начались с того момента, когда ей предстояло играть робота – псевдо-Марию.

Дизайн робота был создан архитектором Вальтером Шульце-Миттендорфом (Walter Schultze-Mittendorf) (здесь и далее – цитаты из оригинального материала с сайта mir3d.ru – сайт не работает, поэтому ссылка дана на репост публикации в VK). Материал для костюма он нашел совершенно случайно – в архитектурной мастерской ему дали кусок нового материала, который они называли «пластиковое дерево». Этот пластик застывал на воздухе, но зато до застывания из него можно было лепить все, что хочется, спаивать, сгибать и распрямлять.

Ходить в доспехах Бригитте было невероятно тяжело. На площадке даже постоянно присутствовал врач, потому что крепким здоровьем болезненная актриса не отличалась. Но доспехи нужно было не просто надевать, а сначала лежать в них, как в гипсовой форме, чтобы они затвердели и приобрели нужную форму. После их красили в бронзовый цвет аэрографом и доклеивали дополнительные детали.

Затем Бригитте в неудобных доспехах надо было учиться двигаться: вставать, садиться и ходить. А ходить и садиться Хёльм должна была так, чтобы максимально сохранять прямое положение тела, потому что доспехи надевали и подгоняли именно под такое положение. Это было трудно само по себе, плюс неприятно с физической точки зрения – актриса ощущала себя, словно находящейся в узкой форме для запекания в духовке.

Знакомство с роботом

Вскоре актёрам пришлось поплавать. Дело было осенью…

Вода, вода, кругом вода…

Затопление подземного города рабочих стало одной из самых масштабных и самых трудоёмких сцен фильма. Всё снималось на большой крытой площадке, где специально вырыли бассейн. Детей-статистов отыскали в неблагополучных кварталах Берлина. Иными словами, требующихся для съёмок «тощих истощённых детей со страдальческими лицами» съёмочной группе отыскать было легко.

Воду пустили по трубам, проложенным особым образом, чтобы в нужный момент она полилась сверху на макеты зданий. Шли трубы и по земле – в момент затопления планировалось, что из-под земли должны были бахнуть «гейзеры».

Затопление снималось 2 недели и всё затянулось до осени. Площадка была неотапливаемой, и поэтому плавать пришлось уже в холодной воде. Дети, Фредер и Мария в полной мере испытали на себе «закаливающие процедуры». В отличие от создателей – оператор Карл Фройнд и его ассистенты находились на плоту. Сам Ланг то плавал вместе с Фройндом, то пересаживался на свой личный плот, инструктируя в мегафон артистов.

Вскоре сердобольная Теа Фон Харбоу уговорила мужа подвезти на съёмки горячую еду и напитки. Дети пили какао и ели пирожные, а также получали игрушки в качестве награды за хорошую работу. Услышав о таком аттракционе неслыханной щедрости, двери студии стали осаждать взрослые, которые привели своих детей на съёмки.

Затопление города рабочих

Бригитта-каскадёр

Ланг же продолжал издеваться над Бригиттой Хёльм. К тому, что ей пришлось пережить на съёмках двух кульминационных сцен, иного слова подобрать было нельзя. Первой сценой стала погоня в соборе, где вконец ополоумевший изобретатель и тайный враг Джо Фредерсена Ротванг преследует Марию, в которой увидел свою умершую возлюбленную.

Пока Ротванг и спасающий её Фредер должны были драться на крыше, Мария должна была прыгать… на верёвку колокола. От колокола до земли было почти 4 метра. На земле разложили матрасы для страховки. Другой страховки у Хёльм не было. Дублёрши тоже.

Бригитта смогла совершить этот трюк. Без сил, в синяках и ссадинах, мучающая не столько от физической боли (она несколько раз сильно ударилась о сам колокол и о стены), она соскользнула по верёвке вниз и в слезах убежала со съёмочной площадки.

Испытание холодной водой и высотой она выдержала. Впереди было испытание огнём. При съёмках сцены сожжения робота-Марии вокруг Хёльм разожгли реальное пламя. На этом настаивал лично Ланг и перечить ему никто не решился.

…Съёмочная площадка пропиталась сильным запахом ядрёной смеси из бензина, спирта и керосина. Тюки с древесной стружкой, используемые в качестве топлива, окропили всем, что горит. Вокруг находились несколько человек, держащие шланги с водой, если вдруг что-то пойдет не так. «Не так» и впрямь случилось, когда на Бригитте загорелось платье. К счастью, всё потушили и актриса не пострадала.

Сожжение "андроида"

Юная дебютантка действительно прошла «крещение огнём» для своей карьеры. Позже, в интервью итальянскому журналу Cinema Illustrazione в 1933 году, Бригитта Хёльм произнесёт: «Метрополис» был худшим моим опытом работы в кино, который у меня когда-либо был».

Молох, тусовка и Вавилон

Холодно было и на съёмках сцены с жертвоприношением рабочих Молоху. Для съёмок галлюцинаций Фредера о поедающем людей Молохе, как и с Вавилонской башней, как раз и потребовались статисты. Недостатка в людях не было – не будем забывать, что дело происходило в веймарской Германии с её, мягко говоря, сложной экономической обстановкой.

Сцена с Молохом снималась в бывшем ангаре для дирижаблей. Неотапливаемом. Уже зимой. Лангу как обычно всё равно и он постоянно требовал всё переснимать. Статисты тихо ругали всех и вся, но деньги были нужны…

Промозглой осенней погодой предстояло снимать и массовую гулянку в гламурном клубе «Йошивара», где робот-Мария в обличье человека танцует, своя всех с ума. Мне встретилось мнение, что толпа, возбуждённая её танцем и кричащая «Давайте же смотреть, как всё идет к дьяволу!», отсылает к плакату со строкой поэта Вальтера Меринга, которые расклеивали по Берлину в 1920-х годах: «Berlin, dein Tanzer ist der Tod!» («Берлин, твой партнер по танцам – Смерть!»).

По сюжету все посетители клуба вываливают на улицу в лёгких вечерних платьях и не особо тёплых смокингах, отчего настроение у всех было совсем не клубно-тусовочное. Видя это, Лангу пришлось напоить всех за свой счёт коньяком. Под это дело как-то легко проглотили другую проблему – необходимость подсвечивать праздничные японские фонари на длинных шестах. Для них пришлось тянуть кабели, которые пришлось даже прятать под одеждой тех актёров массовки, которые несли фонари.

Статистов пришлось привлекать и для съёмок легенды о Вавилонской башне. Здесь число людей принято преувеличивать, говоря о «нескольких тысяч». Но сам Ланг говорит о том, что там было всего 250-300 человек. Для создания иллюзии о более высокой численности людей на кадрах оптически «умножили», отчего, вероятно, и появилась версия о «нескольких тысячах».

А вот головы пришлось действительно побрить всем актёрам. По словам оператора Карла Фройнда, съёмочная группа могла отбить немалую долю бюджета, продав волосы на матрасную фабрику для изготовления набивки.

Сцена с Вавилонской башней

Бедолаги-статисты пострадали и тут. Камни они тянули бутафорские, но вот массивные деревянные брусья, которые все взваливали на плечи, были настоящими. Многие артисты получили ожоги от палящего солнца. Всё, как и обычно у Ланга, снималось далеко не с первого дубля.

Вскоре в режиссёре все начали видеть воплощение зла и поговаривать, что если бы по сюжету требовалось убийство, то Ланг бы сам с удовольствием показал, как надо душить или перерезать горло.

И он бы показал. Ведь на съёмках взрыва Машины-Сердца (сцена в начале фильма с жертвоприношением Молоху) в воздух запускали настоящих людей, якобы, взлетающих под воздействием взрывной волны. Он настаивал на использовании только живых людей на тросах, категорически отвергая манекены, которые бы выглядели неестественно.

Испытать на себе трос Ланг приказал цирковому артисту из массовки. И когда тот вознёсся высоко под крышу ангара, то Ланг его поблагодарил и «послал» ему наверх подвешенные к тросу бутылку пива и кусок колбасы. И нарочно сделал так, чтобы висящий под крышей человек не мог до них дотянуться. Все смеялись, и Ланг – громче всех.

А вот боссам UFA было не до смеха.

1926 год. Кризис терпения

Съёмки «Метрополиса» потихоньку начали истощать бюджет и производственные мощности студии UFA. В январе 1926 года появились слухи о том, что работа над «Метрополисом» будет свёрнута. Однако слухи оказались лишь слухами: съёмки решили продолжить, разве что Эриха Поммера, производственного директора UFA, сделали козлом отпущения и уволили с глаз долой, как виновника в перерасходе средств. Новым директором стал Александр Грау – сторонник компромисса с таким сложным человеком, как Фриц Ланг, решившим во что бы то ни стало закончить свой проект.

В финале фильма, как все помнят, Джо Фредерсен и старший мастер Грот, символизируя единение «труда и капитала» пожимают друг другу руки. На экране возникает главный посыл фильма: «Посредником между руками и головой должно быть сердце!». Но не все знают, что у Ланга было несколько вариантов финала. Одним из них был…побег Фредера и Марии на космическом корабле на другую планету, что по замыслу Ланга должно было стать намеком на его следующий фильм «Женщина на Луне». Тогда как слоган фильма про руки, голову и сердце Лангу, считавшему такое утверждение абсурдным, не нравился.

Финальная сцена

Если бы Ланг знал, что ждало фильм впереди, то он бы этим точно не заморачивался.

Премьера и провал

Съёмки окончательно завершились 30 октября 1926 года. На всё про всё ушло 310 дней и 60 ночей. В фильм было вбухано 5,3 миллиона рейхсмарок – дикая по тем временам сумма, если говорить о немецком кинопроизводстве. Прибыль от премьеры составила…75 000 рейхсмарок (ориентировочная сумма).

Контраст между вложенными средствами и прибылью был шокирующим.

Премьера «Метрополиса» состоялась 10 января 1927 года. Среди высокопоставленных гостей были канцлер Германии Вильгельм Маркс, несколько чиновников кабинета министров, дипломаты и ряд видных деятелей искусства Берлина. За «саундтрек» отвечал живой оркестр, игравший партитуру Готфрида Хупперца.

https://www.behance.net/gallery/40577033/Metropolis-Poster

…Приём фильму оказали если не разгромный, то уж точно не такой, какой ожидали его создатели. «Безжизненный и дегуманизированный». «Художественно монументальный, но интеллектуально пустой». «Что это?» - вопрошал немецкий журналист Ганс Симсен в Die Weltbuhne, левом еженедельнике. «Это не просто Метрополис; это не просто немецкий фильм. Это... вся официальная Германия, какой мы ее знаем и переживаем каждый день на собственных шкурах». А Герберт Уэллс и вовсе назвал «Метрополис» «самым глупым фильмом».

Без Эриха Поммера, который мог бы сказать решающее слово по продолжительности фильма, Ланг не видел берегов и размахнулся на эпические два с половиной часа. Это стало одной из главных причин провала фильма в прокате: эпический размах просто не поняли, и высидеть почти три часа было скучно.

На берлинской премьере для дистрибьюторов режиссерскую версию картины посчитали слишком длинной, а саму историю – очень запутанной. В апреле руководство UFA внезапно поставило вопрос об удалении из фильма ряда так называемых «прокоммунистических аспектов» для продажи фильма в США. В итоге фильм кастрировали до двух часов. Вскоре руководство собралось ещё раз – уже по поводу «еретической религиозности» фильма. Высокая продолжительность и дискуссии боссов студии ускорило снятие «Метрополиса» с проката в Германии.

Летом фильм пустили в прокат повторно, уже урезанный. Ланг не возражал – он понимал, что эти требования ему навязали сверху и ему от них не отвертеться.

Показали фильм и в США. Американскому зрителю явили перемонтированную и сильно сокращённую версию, которая, по сути, и стала официальной во всех остальных странах до воссоздания «почти оригинальной» версии фильма в 2008-10 годах. Сокращённую версию «Метрополиса» начала распространять за пределами Германии дистрибьюторская компания Parufamet, созданная ещё в декабре 1925 года Paramount и UFA для продвижения за рубежом немецких фильмов.

Американские зрители увидели «Метрополис», длительность которого составила всего 1 час 47 минут. Изменили имена героев (Фредер стал Эриком и т.д.), отредактировали субтитры. «Немецкий пафос» поменяли на «прозаические повествовательные предложения на английском языке».

Вскоре фильм было не узнать – многие международные дистрибьюторы, получившие право на показ «Метрополиса», проводили ему всё новые и новые «пластические операции». Так продолжится до 2001 года, когда в свет вышла версия, считающаяся наиболее близкой к оригинальной идее Ланга и фон Харбоу. Ну а спустя 7 лет, в 2008 году, в Буэнос-Айресе отыщется ещё полчаса оригинальных кадров, после чего фильм подвергнется реставрации и все, наконец, увидели максимально полную версию фильма. Но это уже совсем другая история, которой посвящён документальный фильм «Путешествие в «Метрополис».

…После выхода «Метрополиса» Фриц Ланг и Теа Фон Харбоу планировали снимать свой очередной фильм. Им станет «М» – значит, убийца», первый звуковой фильм Ланга, который выйдет в 1931 году уже на другой студии. А в 1933 году его последний немецкий фильм «Завещание доктора Мабузе» будет запрещён национал-социалистической цензурой, после чего Фриц, расставшись с симпатизирующей нацистам супругой (политические взгляды стали одной из причин развода), переезжает в Париж, а оттуда – в США.

Йозеф Геббельс хотел удержать Ланга, даже несмотря на то, что он был евреем. «Метрополис» нравился Геббельсу (и Гитлеру, как гласит популярная версия о «любимом фильме»). «Фюрер и я смотрели ваши фильмы, - цитирует Ланг слова Геббельса, - и фюрер ясно дал понять, что «это тот человек, который и даст нам новое национал-социалистическое кино».

Считается, что именно после этого визита режиссёр, поблагодаривший рейхсминистра пропаганды за оказанную честь, отправился домой и сообщил жене о том, что они поедут в Париж на неделю-две. Вообще, делал ли Геббельс столь заманчивое предложение Фрицу Лангу – вопрос спорный. Якобы, о встрече с ним сам Геббельс, обычно дотошно документировавший свой график, умолчал. Однако его фильмы он не забывал и на своём тридцать шестом дне рождения рейхсминистр Геббельс показывал гостям официально запрещённый в стране «Завещание доктора Мабузе»…

Но далеко не всё измеряется в деньгах. Время всё расставило по своим местам и «Метрополис» стал одним из самых значимых фильмов всех времён. Он входит в число самых любимых фильмов Кристофера Нолана и многих других режиссёров. Он повлиял на «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и «Бэтмена» Тима Бёртона, на «Тёмный город» Алекса Пройаса. На основе «Метрополиса» сделали свои клипы и песни Мадонна (Express Yourself) и Леди Гага (Alejandro, Born This Way, Applause), Queen, Kraftwerk.

«Метрополис» несёт в себе огромную кучу тайных смыслов, философские дискуссии о которых не прекращаются до сих пор. Это и переосмысление библейских сказаний о Вавилонской башне, это пентаграмма в лаборатории Ротванга, означающая его восприятие науки, как колдовства и магии. Многое стоит отметить и среди показанных в фильме технических задумок – от андроида в человеческом обличье (робота в облике Марии) до сеанса видеосвязи Джо Фредерсена и старшего мастера Грота. Перечислять и анализировать можно бесконечно.

В 2001 году «Метрополис» стал первым фильмом, внесенным в реестр программы ЮНЕСКО «Память мира». Перечислять достижения и рассуждать о силе этого фильма бессмысленно. Это настоящее бессмертное кино.

0
58 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Steve Smith

Ну и не стоит забывать про это:

https://youtu.be/azdwsXLmrHE

Ответить
15
Развернуть ветку
Ilya Scherbakov

Я тебе больше скажу - с этого клипа я узнал про этот фильм. А одновременно с ним - с выступления каких то корейских сектантов на первом канале в 1992 году, которые возвещали конец света. Их предсказания иллюстрировались кадрами из Метрополиса. Ну а третье знакомство с фильмом было в программе "До 16 и старше" - там была кинорубрика. Кстати, в ней потом познакомили зрителей с фильмом "Тэцуо-Железный человек", пустив в эфир эпичную сцену в метро, где его преследовала полоумная превратившаяся в киборга баба. Это был шок, мягко скажем...

Ответить
5
Развернуть ветку
Steve Smith

Не знаю как описать, но прям от "Метрополиса" исходит какая-то монументальность, слишком круто, особенно, если учесть что прошло почти 100 лет!
Спасибо за пост

Ответить
8
Развернуть ветку
Văn Bảy

каких то корейских сектантов на первом канале в 1992 году, которые возвещали конец света.
То были японсы, секта Сёку Асахара "Аум синрикё".

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Scherbakov

не они. Нашел вот...

"Данное мероприятие было организованно южнокорейской церковью Семона Че и Пак. Корейцы предсказали, что 28 октября (1992 года) на землю спустится Иисус и заберет всех благочестивых христиан на небеса. А после него придет антихрист и устроит конец света"

Ответить
4
Развернуть ветку
Văn Bảy

А, ну ок.
Просто, как раз 1992-ом, и "Аум синрикё" у нас орудовала во всю, и по описанию в принципе подходят -
"К 92-му году Асахара был уже достаточно богат за счет своих многочисленных азиатских адептов, чтобы запросто купить эфирное время на российском ТВ и радио, а также арендовать ведущие площадки Москвы и регионов для своих массовых мероприятий. Регулярные программы по столичному телеканалу «2х2» и ежедневные (!) эфиры на всероссийской радиостанции «Маяк» довольно быстро обеспечили новоявленному «гуру» десятки тысяч российских сторонников, а также дружбу с нашими политиками и артистами. "
- вот и подумал про них.
Ну раз корейцы, значит корейцы.

Ответить
1
Развернуть ветку
Baz Baz

Я помню они кажется в 90х скупали вертухи военные хз зачем

Ответить
0
Развернуть ветку
Владимир Кондратьев

А еще этот саунд прямо связан с Метрополисом. Дебютный сольный сингл Фредди Меркьюри на одноимённую песню для саундтрека отреставрированной версии фильма «Метрополис», подготовленной в 1984 году Джорджо Мородером.

Ответить
0
Развернуть ветку
Lucius Olden

В апреле руководство UFA внезапно поставило вопрос об удалении из фильма ряда так называемых «прокоммунистических аспектов» для продажи фильма в США.
«Фюрер и я смотрели ваши фильмы, - цитирует Ланг слова Геббельса, - и фюрер ясно дал понять, что «это тот человек, который и даст нам новое национал-социалистическое кино».

Хех, как сказал бы современный игрожур: "В этом фильме найдётся что-то для каждого". А фильм великолепный, конечно (жаль, полная версия так и не дожила до наших дней). Дикий танец "Марии" до сих пор нагоняет жуть: сцена вроде и карикатурная по современным меркам, но в то же время мрачная и пугающая.

Большое спасибо за статью, Илья.

Ответить
8
Развернуть ветку
Oleg Marchuk

Куда делась полная версия?

Ответить
0
Развернуть ветку
Lucius Olden

Всё как обычно - сначала порезали, а потом проебали. Что-то удалось восстановить по найденным негативам в 2000-х, где-то осталось только описание сцены, а всё остальное кануло в Лету. Кто знает, может где-нибудь в заброшенных антресолях всё ещё валяются копии оригинального материала. Тут, вон, до сих пор остатки "Эпоса о Гильгамеше" находить умудряются.

Ответить
3
Развернуть ветку
Mad Butcher

"В этом фильме найдётся что-то для каждого".
Напомнило про Флориана Гайера, которого почитали как в Третьем Рейхе, так и в ГДР. Зачем придумывать новое, если можно переосмыслить старое?
Quadratisch. Praktisch. Gut.

Ответить
1
Развернуть ветку
KODAK KG02

Интересно, что после импрессионизма в кино начал набирать обороты авангард. Творцы хотели, чтобы кино развивалось как самостоятельное искусство, со своей философией. В том же 1927 году вышел первый звуковой фильм, так что вопросы о том, а не является ли кино придатком к театру, стали мучить энтузиастов ещё сильнее. И всё это происходило только спустя 30-40 лет с момента возникновения кино. До Тарковского пройдёт ещё пару десятков лет, а уж этот мужик сможет в полной мере сформулировать, что такое кино. Задумайтесь об этом, когда ещё какой-нибудь чел напишет статью "игры - это искусство ?".

Ответить
2
Развернуть ветку
Максим Ковальчук

Ну то что игры давно стали искусством, это даже не стоит под вопросом. И у них точно так же идет развитие в куче различных направлений. Пусть и без претенциозных импрессионизмов и авангардов.

Другой вопрос что когда кто-то говорит о играх как об искусстве. Обычно приводит примеры, которые страдают культом карго по тому же кино. При этом абсолютно никак не развивают ни игры как медиа в целом, ни даже отдельные жанры. Да и в целом часто являются весьма средними, в контексте геймплея и генерируемого опыта.

Ответить
5
Развернуть ветку
KODAK KG02

Согласен, часто к игровому искусству приписывают просто игры с хорошим сюжетом, вроде To the Moon, но мне кажется это неправильным. Какая-нибудь Obra Dinn в контексте ценности для культуры игр намного важнее.

Ответить
3
Развернуть ветку
Funny Valentine

Проблема, как мне кажется в том, что между появлением игр и их массовой коммерцализацией прошло совсем мало времени по сравнению с другими формами искусства. Книги веками и тысячелетиями существовали как обособленная среда, театр - уже столетия, а кино - несколько десятков лет - это позволило этим видам искусства выработать некие собственные стандарты качества, правила, я не знаю, этику. Появились монументальные произведения, на которые, с какой стороны не посмотри, являются пиком мастерства и развития в своем поле на момент создания. А вот игры почти с самого начала были нет-нет, да продуктом для продажи, а мы все знаем, как часто коммерция убивает искусство - не говорю, при этом, что они не могут жить в согласии, но часто бывает совсем по-другому.

Ответить
1
Развернуть ветку
Иван Tilan

90% произведений искусства созданы в коммерческих целях, а остальное — либо наскальная живопись, либо что-то вроде "Зелёного слоника"

Ответить
–1
Развернуть ветку
Константин Денисов

Офигенное утверждение, тебе семь лет что ли?

Ответить
1
Развернуть ветку
Иван Tilan

Нет, чуть больше.
А тебе стоит зайти в любой искусствоведческий музей или галерею. Всё, что там находится делалось либо на заказ, либо для продажи в этой самой галерее. С музыкой то же самое. Вряд ли кто-то будет отрицать, что, например, Моцарт писал под заказ почти всё, что сейчас считается классической музыкой.
Кино изначально придумано как развлечение, аттракцион. Ни о какой серьезности не было и речи. То же самое с книгами. Пушкин, Достоевский — получали гонорары за свои шедевры, которые печатались в журналах или издавались отдельно, на это и жили.
Я не говорю что это плохо, просто глупо отрицать, что деятели искусства — ремесленники. В конце концов, жить как нищий согласиться либо святой, либо сумасшедший, и их очень сложно отличить.

Ответить
0
Развернуть ветку
Стив Возняк

Считаю, что переломный момент был во время выхода в свет Disco Elysium.

Ответить
0
Развернуть ветку
KODAK KG02

Если говорить про игры как способ передачи нарратива (он есть в любой игре, я про тот нарратив, который в него заложил автор), то однозначно важная веха. Мне ещё оформила Персоны нравится. Так что медленно, но верно, движемся к светлому будущему игр. Кстати, авангардисты в кино часто выступали против коммерческого подхода к созданию фильмов, потом после войны образовалась новая волна, а уж эти ребята доказали, что массовому зрителю не чужда любовь к странным авторским лентам. Уже ближе к нашей эпохе мы получили шедевры авторского кино, ставшие классикой у обычного зрителя (чего стоит один Тарантино). Может и игры ждёт такая странная судьба.

Ответить
2
Развернуть ветку
Dzianis Bocharov

почему люди всегда путают прибыль и выручку? если есть минимальная прибыль, то это уже не провал, здесь же кассовые сборы, значит выручка ...

Ответить
3
Развернуть ветку
naaak pooo

потому что разница нихуя не очевидная

Ответить
0
Развернуть ветку
Молодой химик

Кстати, фильм можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах бесплатно.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Scherbakov

В 1997, кажется, году, фильм впервые показали по каналу "Культура". Я был вне себя от счастья и решил его записать. Но наутро, вставив кассету в видак, увидел...черный экран. Перепутал шнуры и не провел "тестовую запись" чего-нибудь любого)))

В 2007 году, через десять лет, я наконец-то купил двд на Горбушке в Москве. Надо ли говорить о том, в какой эйфории я ехал домой в экспрессе "Москва-Тула"...

Ответить
7
Развернуть ветку
Стив Возняк

Где-то в то же время удалось заполучить его то ли из общажной сетки, или, что более вероятно, из Осла )))

Ответить
1
Развернуть ветку
Антон Лещенко

Не знаю почему, но почему-то я представляю себе новый BioShock в сеттинге Метрополиса.

Ответить
2
Развернуть ветку
AtillaFox

Спасибо за статью. Читать не буду, ибо не хочу портить свои впечатления о фильме (и вам всем советую).

Фильм замечательный, жаль мало кто помнит о нём. А ещё меньше вспоминают главную фразу в обыденной жизни. Ибо как писал Довлатов (примерно): "...самое трудное это милосердие".

Ответить
1
Развернуть ветку
Dzianis Bocharov

арты и название прекрасные / однако сам фильм смотреть невозможно / он рассчитан на искусствоведов ...

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Scherbakov

А вот хз. Смотрел с восторгом и пересматриваю иногда с огромным удовольствием. Дело вкуса, да

Ответить
1
Развернуть ветку
AtillaFox

Jedem das Seine.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Scherbakov

А чем они будут испорчены?

Ответить
0
Развернуть ветку
AtillaFox

Уже неоднократно сталкивался с тем, что многие знания — многие печали. Это касается всех произведений (книг, игр, фильмов, музыка и т.д.), их авторов, процесса производства. Последнее разочарование произошло прямо в игре. Надо было, *****, зайти в локацию, чтобы прочитать предысторию одного персонажа. Пиздец:(, удовольствие от игры оказалось непоправимо испорчено:(((((

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Scherbakov

А, ну да, это есть. Твое право))

Ответить
0
Развернуть ветку
Фог

Если не секрет, что за игра?

Ответить
0
Развернуть ветку
AtillaFox

Отписался в ЛС.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Шелл

Какой же охренительный фильм! Статью сохранил, позже прочту.

Ответить
1
Развернуть ветку
AtillaFox

Ну-ну:) Фильм хотя бы посмотри:)

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Шелл

Чукча не читатель, чукча писатель. Каким образом из фразы "какой же охренительный фильм" можно сделать вывод, что я его не смотрел?

Ответить
0
Развернуть ветку
AtillaFox

"Чукча злой, однака!".

Ещё раз посмотри, делов-то.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Токмаков

Я ХЗ, как люди, выросшие на "Терминаторах", не могут досмотреть/переварить/осмыслить "Метрополис". По сути, оба фильма Кэмерона - это разбитый надвое фильм Ланга.
*
[Я не сказал, что Кэмерон - плагиатор].

Ответить
1
Развернуть ветку
AtillaFox

Сейчас бы сравнивать относительное неспешное повествование с индикаторной разноской кадров с "экшеном".

Хотя первый фильм это да (режиссёрскую версию смотрел), дальше всё больше и больше в "экшен".

Ответить
0
Развернуть ветку
Кобуксон

"превратит в «Лже-Марию»" - робота звали Гелла.

Ответить
1
Развернуть ветку
Владимир Кондратьев

хотел посмотреть, но чет не осилил. Жаль что черно-белый.
P.S.
Понятно что Ральф МакКуори курил.

Ответить
1
Развернуть ветку
Никита Жуков

Может в техническом плане он все еще хорош (учитывая время создания), но в сценарном безбожно устарел.

Ответить
–2
Развернуть ветку
Vahe Karapetian

Решил поработать капитаном?

Ответить
1
Развернуть ветку
Никита Жуков

Да. Просто я хотел написать, что это действительно глупый фильм. Но подумал, что вдруг это связано со временем (и тем, что кинематограф еще молодой вид искусства) или страной производства. Поэтому смягчил.

Ответить
–2
Развернуть ветку
Vahe Karapetian

Позже прочитаю. Несколько фильмов Фрица Ланга видел, они былы очень хороши.

Ответить
0
Развернуть ветку
Иван Tilan

Тогда говорили, что хуйня, а сейчас шедевр у всяких псевдознатоков. То же самое будет и с комедиями наших говноделов лет через 100

Ответить
0
Развернуть ветку
Matt Maiellaro

Разве что с комедиями молодёжи 70-80х годов, выросшей на первых фильмах, жившей в контексте этой культуры

Ответить
0
Развернуть ветку
Владимир Кондратьев

Ремейки Кавказкой пленицы и Иронии судьбы с легким паром?)))

Ответить
0
Развернуть ветку
Иван Tilan

Да. Новое поколение будет кричать что это
hidden Gem, который в свое время был непонят

Ответить
0
Развернуть ветку
Егерь 1138

А одноимённое аниме, вроде в чем то очень схоже с этим фильмом?

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Scherbakov

Не смотрел. Но визуал, вроде бы, схож

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Ри

Да безусловно есть схожие черты, анимеха довольно неоднозначная, с одной стороны оригинальный визуальный стиль и неплохая развязка, с другой шаблонная детская история, без особых попыток во что-то серьёзное, итог - довольно посредственная полнометражка без претензии на оригинальность, хоть и с попыткой в мораль.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Ри

Смотрел года 2-3 назад, огромный вклад в развитие кинематографа и жанра в целом, "фильм-катастрофа" во всех смыслах(заоблачный по тем меркам бюджет, производственный ад, ужасные условия съёмок и т.д.)и всё же я бы мало кому посоветовал Метрополис, только ради общего развития, не считая тех кому это нужно изучать в силу своей профессии в индустрии кино, вот фильмографию Хичкока/Кубрика, какие-нибудь "Римские каникулы", "В джазе только девушки", "Гражданин Кейн" спокойно всем бы рекомендовал, но не Метрополис.

Ответить
0
Развернуть ветку
Фог

А есть какая-нибудь информация касательно актрисы Бригитты Хельм, помимо той, что можно найти на википедии? В особенности, интересуют обстоятельства жизни после 1935 года. Почему больше не снималась ни в одном фильме и не хотела говорить об этом? Как жила с мужем? Занималась какой-либо общественной деятельностью? Работала ли где-нибудь? Как относилась к своей карьере актрисы? И в таком духе другие вопросы, ответа на который я не нашёл.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Scherbakov

К сожалению специально про неё ничего не искал, увы, не могу подсказать

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 58 комментариев
null