Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

2021 год был немного… необычным. Но подождите! Что именно я имею в виду под «необычностью»? В основном «скверность». Хотя, если подумать, на самом деле скверным был 2020 год. Секундочку! А что, если это не «необычность», а теперь все года такие?! Возможно, что это желание убежать из нашей мрачной реальности в другую – похожую, но с незначительными изменениями – является одним из факторов, которые подпитывали обилие сюжетов о мультивселенных в 2021 году.

Заметили это? Концепция мультивселенных за прошлый год выросла до невероятных размеров, и не только в киновселенной Marvel, которая в следующем году станет намного мультивселеннее, но и в других медиа, начиная от видеоигр и заканчивая фильмами «Звездный путь», вселенной кинокомиксов DC и, в конце концов, «Финесом и (черт побери) Фербом». Хоть это на самом деле произошло в 2011 году, и я, вероятно, не должен так выражаться о мультсериале Disney, но думаю, что вы поняли мою точку зрения. Я предлагаю немного покопаться в причинах и следствиях и надеюсь выяснить, почему 2021 год был годом мультивселенных, почему они популярны и в ближайшее время не собираются терять свою актуальность.

Бесконечные реальности и другие основные понятия

Итак, обо всем по порядку: в 2011 году в детском мультсериале «Финес и Ферб» главные герои попали в другое измерение, но на самом деле они открыли для себя целый ряд альтернативных измерений.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

В конце концов, они возвращаются домой. Это отличный сюжет, но достаточно сложный для мультсериала, ориентированного на детей. Затем, два года спустя, Disney выпустили эпизод «Финес и Ферб: Миссия Marvel», который официально объединил их вселенную с киновселенной Marvel на том лишь основании, что они обе принадлежат Disney.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

Опять же, довольно сложные для детей махинации.

Но я уверен, что дети 2013 года всё поняли, потому что современные дети чертовски умны. Мы все чертовски умны, когда дело доходит до поп-культуры, потому что мы все были погружены в нее с рождения, в отличие от предыдущих поколений. Благодаря появлению Интернета и смартфонов мы научились свободно разбираться в специализированных терминах кино, телевидения, комиксов и других средств массовой информации. Тем более в эпоху, когда самыми популярными хитами стали научно-фантастические и супергеройские блокбастеры о персонажах и мирах, которые когда-то обсуждались лишь в узких кругах на Comic-Con’ах.

Эта важная причина, по которой, я думаю, в 2021 году процветали сюжеты про мультивселенные. Если бы киностудии попытались в 1970-х годах рассказать разветвленную взаимосвязанную историю, подобную той, что Marvel провернула со «Мстителями», я думаю, что дело было бы не только в плохом качестве графики: аудитория не смогла бы воспринять сюжет должным образом.

Как Вы можете помнить по одному из моих предыдущих постов, студия Universal пыталась осуществить нечто подобное в 1940-х и позднее, когда стала сталкивать своих персонажей хорроров между собой, но сюжетно фильмы не были никак связаны, и в каждом история персонажа начиналась заново. Но это уже были первые шаги в направлении мультивселенных.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

До таких сериалов 1990-х, как «Тюрьма Оз» и «Клан Сопрано», эти истории редко что-то объединяло в длинные арки помимо самих персонажей. Новые медиа основываются на предыдущих медиа, постепенно адаптируя зрителей. Поэтому имеет смысл, что только сейчас, когда у нас за плечами такие вещи, как Super Smash Bros. и Гарри Поттер, мы готовы к более изощренным версиям мультивселенной, благодаря чему фильм «Через вселенные» вызвал такой фурор и завоевал сердца обычных кинозрителей.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

Монетизация мультивселенной

Грамотно преподнесенный сюжет является важным фактором, но, глядя правде в глаза, тут немаловажна финансовая составляющая. Как только корпорации осознали, что потребители с радостью заглатывают кроссоверы, владельцы популярнейших франшиз смогли собраться вместе для создания таких мета-проектов, как «Космический джем: Новое поколение» и «Марио и Соник на Олимпийских играх».

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало
Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

Зачем изобретать колесо, если потребители доказали, что готовы выстроиться в очередь, чтобы заплатить за те же старые колеса с новым комплектом шин? Меньше риска, меньше расходов – всё до простоты цинично.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

Но такая тактика не всегда работала. Было время, когда потребителей не цепляла пьянящая тема мультивселенной. Необходимо сначала научится ходить по своему миру до перемещения в другие. Эй, было время, когда кинозрители были абсолютно поражены кадрами приближающегося на экране поезда.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

Человечеству требуется время, чтобы полностью довести до готовности идею, вплести ее в культуру до такой степени, что она займет своё место. 2021 был годом, когда таймеры в наших головах сработали «дзынь!» Мультивселенная готова!

В настоящее время кажется, что каждая грань поп-культуры идет по уже проторенной дорожке. Из видеоигр в том году были выпущены либо анонсированы файтинги, объединяющие разные вселенные наподобие Smash Bros., а в названии одного из них даже есть мультивселенная!

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

«MultiVersus», которая выйдет в этом году, позволит совершенно разным персонажам Warner Bros.: Бэтмену, Арье Старк, Шэгги – колошматить друг друга, а «Nickelodeon All-Star Brawl» уже делает это со своими персонажами Nicktoons.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

В обоих случаях единственная нить, связывающая их, заключается в том, что все они принадлежат одной и той же компании. Мы, зрители, знаем, что ими владеет один и тот же бренд, не смотря на то, что далеко не все из них давят на нужные кнопки ностальгии. И это странно. Вы можете это представить себе году в 1995? Представьте, что это произошло до того, как аудитория познакомилась со «Smash Bros.» или, по крайней мере, с «Marvel vs. Capcom».

Конечно, объединение группы персонажей франшизы в файтинг — не единственный способ, с помощью которого в 2021 году была реализована идея мультивселенной и подготовлена почва для того, чтобы она стала основой повествования в 2022 году.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

Фильм «Человек-паук: Нет пути домой» сделал то, чего мы никогда раньше не видели: объединил в один фильм три отдельные уже зарекомендовавшие себя киноверсии одного и того же персонажа, принадлежащие разным компаниям. Один фильм смог связать вместе мультивселенные Sony и Marvel, чтобы позволить одной компании использовать персонажей другой компании в своих будущих фильмах. Торговля интеллектуальной собственностью теперь определяет сюжетные решения, тогда как раньше все было наоборот. Скоро мы получим фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», который, похоже, вплетает идею мультивселенной не только в свой собственный сюжет, но и в дальнейший сюжет КВМ, чтобы попытаться подчистить или перевернуть незаконченные сюжетные линии.

DC делают что-то подобное, как с продолжающейся сериальной Arrowverse, которая уже много лет погружается в мультивселенную, так и с грядущим фильмом «Флэш», в котором будут представлены несколько киноверсий Бэтмена, и сюжет которого частично основан на сюжетной арке комиксов «Flashpoint».

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

«Звездный путь: Дискавери» продолжает давнюю традицию, время от времени погружаясь в Зеркальную вселенную. Весь сюжет «Рика и Морти» основан на возне во вложенных друг в друга мультивселенных. Основной состав персонажей на самом деле живет во вселенной, которая отличается от той, где всё началось.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

И, конечно же, сериал Marvel «Что, если…?» никак не объясняет существование мультивселенной, а просто ставит зрителей перед фактом: «Послушайте, это всего лишь шоу, так что пусть забавы ради Росомаха отрастит на своих кулаках диджериду во всю длину». Оу, такого эпизода не было? Странно, в моей вселенной это был пилот…

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

А мы даже не упомянули появившуюся в 2021 году еще одну мультивселенную Warner Bros.: все эти странные кинопланеты из второго «Космического джема». Чем меньше говорится о мире «Касабланки», тем лучше. Кто-то поговаривает, что перезагрузка «Озорных анимашек» 2020 года считается третьей мультивселенной WB, поскольку Уорнеры живут в стандартной мультяшной вселенной, в то время как Старбокс и Синди занимают какой-то акварельный мир.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало
Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

Мультивселенная пропитала индустрию развлечений на всех уровнях и во всех жанрах, чего ранее никогда не было. У нее есть недостатки, но она работает и, что более важно, приносит деньги, поэтому мы так ей увлечены.

Новая версия старой песни

Но, не смотря все это, мультивселенная — совершенно новая идея. Технически ее можно рассматривать как один из старейших приемов повествования. «Одиссея» Гомера объединила в себе популярных персонажей, которые стали легендарными благодаря другим более ранним эпическим поэмам. Даже грядущая игра «God of War: Ragnarok» – это история мультивселенной, в центре которой находится Мидгард. Это особенно интересно, потому что идея «других реальностей» поверх нашей уже давно существует и вплетена в скандинавскую мифологию и многие другие древние философии.

Поколение Мультивселенных. 2021 год. Начало

Поэтому, несмотря на то, что современные сюжеты стали более структурно сложными, что соответствует концепции мультивселенной, это больше похоже на то, что мы снова знакомимся с теми же историями, которые кажутся особенно актуальными прямо сейчас.

Я не думаю, что это совпадение, что в то время, когда нашу культуру охватывает сочувствие к особенным категориям людей, нам стали интересны сюжеты, которые могут показать зрителю несколько точек зрения одновременно либо учитывают нюансы, представляя несколько версий одного и того же человека – несколько версий того, «как все могло быть иначе».

Таким образом, мультивселенная взывает к сопереживанию: она предлагает вам разнообразный набор точек зрения. Также это по своей сути метасюжет, поскольку она ожидает, что аудитория будет хотя бы поверхностно знакома с компонентами, из которых она состоит. «Что, если…?» теряет смысл, если это ваше первое знакомство с Капитаном Америкой. Сюжеты мультивселенной существуют в тесной связи с другими сюжетами, и перед встречей вам определенно нужно подготовиться.

Я думаю, что это изобилие мультивселенных сюжетов – довольно крутая вещь, связанная с прошлым 2021 годом. Несмотря на все неровности они бесспорно влияют на темп повествования, на экранное время персонажей, они насыщены информацией, а, следовательно, потенциально наполнены мыслями и правдой, которые иначе мы не смогли бы получить. Ссылаясь на целые тома сценариев, с которыми мы уже знакомы, мультивселенная позволяет нам разобраться с нюансами и более глубокими мирами за пределами нас самих – в других людях.

Так, разбирая трейлеры и фильмы Wдребезги, из их мелких осколков в виде различных скрытых деталей и отсылок на другие фильмы, игры и прочие медиа, можно собрать цельные образы, которые позволяют взглянуть на них с других сторон, что я и предлагаю Вам в своих постах. Надеюсь, Вы оцените мой труд лайком или стрелочкой вверх! Спасибо за внимание! С Вами был W! Всем удачи! До новых встреч!

66 показов
1.2K1.2K открытий
6 комментариев

Да что вы знаете о мультивселенных!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

начал угасать интерес к обычным фильмам - придумали кроссоверы. надоели кроссоверы - придумали мультивселенные. дальше видимо будут метавселенные/омнивселенные, где человек-паук будет сражаться с джокером/волдемортом/свинкой пеппой. всё чтобы зритель не заскучал

Ответить

Единственная причина популярности концепции мультивселенной состоит в том, что студии сейчас почти полностью забили на попытки делать хорошее самостоятельное кино и вместо этого пытаются выезжать только на старых культовых франшизах и фансервисе. Мультивселенная как раз и даёт возможность впихивать в фильмы просто запредельное количество этого самого фансервиса. А самое печальное, что людям это нравится - это доказывают высокие оценки и кассовые сборы, например, "ЧП: нет пути домой" и "Охотники за приведениями: наследники" - хотя, оба фильма являются сделанными на коленке абсолютно безликими студийными пустышками, почти полностью состоящими из отсылок на старые картины.

Как верно отметил автор другой статьи (https://dtf.ru/1055495): теперь Голливуд пытается убедить зрителей, что сами фильмы не важны.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить