Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

Почему тоталитарный аттракцион Хржановского — «классный эксперимент», каково работать с Алексеем Германом-младшим и что делает «Самый лучший день» авторским проектом.

Мы обсудили самые яркие моменты его фильмографии и специфику работы художника в кино. Помимо постановки авторских хитов Алексея Германа-младшего и Жоры Крыжовникова, Эльдар в качестве приглашённого художника участвовал в самом начале работы над «Дау».

Проект, который стартовал как байопик о физике Льве Ландау, быстро перерос в эксперимент на стыке перфоманса и реалити-шоу – именитые учёные и звёзды современного искусства, проститутки и ультраправые идеологи, вместе жили в обстоятельствах советских 30-х-60-х в специально отстроенном в Харькове Институте. В результате получилось 700 часов отснятого материала, который почти полностью сымпровизирован, а также сотни арт-объектов, несколько видео-перфомансов и научных конференций.

Из собранного материала создатель проекта режиссёр Илья Хржановский смонтировал 13 фильмов (некоторые источники утверждают, что их будет больше), два из которых показали на Берлинском фестивале. Оба вызвали скандал: в «Дау. Наташа» присутствует сцена изнасилования бутылкой на допросе (как утверждает режиссёр, реального физического контакта не было), а в одном из эпизодов «Дау. Дегенерация» националист Максим «Тесак» Марцинкевич рисует на свинье звезду Давида и убивает животное на камеру.

Эльдар Кархалёв, который сотрудничал с Хржановским в первые месяцы съёмок, объясняет, как фильм-биография вырос в крупный экспериментальный проект, почему режиссёр с самого начала снимал на камеру даже простые разговоры и как опыт работы на «Дау» помог художнику попасть в большие авторские проекты.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

Дау, скрытая камера, идеальная система

Как вы попали на «Дау»?

Я не был там художником-постановщиком. Я начал работу в проекте сразу после съёмок «Бумажного солдата», потому что там была какая-то нерешаемая задача, и я с ней немножко помог. Отработал буквально полтора месяца, но после этого проектом я перестал заниматься, то есть в Харьков уже не поехал.

На первый взгляд, модель кинопроизводства на Дау порывала и с советской, и с постсоветской системой: выдумывалась некая квазисистема кинематографии за авторством Ильи Андреевича [Хржановского]. Из-за того, что я в то время довольно много работал в рекламе в Петербурге, друзья-коллеги посоветовали меня как декоратора, который был бы полезен проекту. Это было в 2007-м, по-моему, году. Я пришёл, посмотрел и понял, что это лёгкий дурдом — поначалу отказался. Придумал какую-то причину или даже прямо объяснил, что у них не получится сделать то-то и то-то — уже не помню. В общем, отказался и продолжил заниматься своими делами.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

Но через какое-то время мне позвонил исполнительный продюсер «Дау» — он работал в той же должности и на «Бумажном солдате». Он сказал: «Несмотря на то, что ты не вписался в проект, мне понравилось твоё мышление». А они в тот год не запустились — отложили на год и продолжили готовиться. Поэтому он предложил мне поработать над второй частью производства «Бумажного солдата» и познакомил с Германом-младшим. Я там сделал декорации в степи. После завершения работы мне и позвонил тот же самый продюсер с предложением сделать конкретную задачу в «Дау».

Какую?

Хржановский хотел настоящие трамваи того времени — чтобы они ездили по рельсам, чтобы там была контактная сеть. Когда я пришёл, они уже клали рельсы и натягивали контактные пути, но быстро поняли, что на Конюшенной площади это невозможно организовать. Они попросили меня сделать пару предложений, как эту проблему можно решить. Я предложил сделать трамвай на базе грузовика: срезать всё лишнее и переделать. Илье понравилось и он уже был готов пожертвовать контактной сетью. Где-то за месяц я сделал и эскизы, и построил вместе с командой трамваи. Они действительно ехали по площади, каждый вмещал по 90 человек.

Уже после этого Илья предложил мне ехать в Харьков. Но я понимал, что проект не на месяц и не на два, а на годы — это было уже в Петербурге в 2008-м году очевидно. Я не согласился — у меня семья, да и в Питере мне комфортнее. Поэтому пути с проектом, соответственно, разошлись.

Но параллельно, пока я полтора месяца работал на «Дау», я окунулся в этот арт-проект и оценил зачин. Только где-то на пятой встрече в кабинете у Ильи я понял, что там стоит камера и снимает меня. У него шёл постоянный кастинг. Не знаю, если они из плёнки смонтировали 700 часов, то где тогда вот это всё? Там тысячи часов таких кастингов скрытой камерой, наверное. Но я немножко другого склада человек — такие эксперименты на тот момент мне показались лишними.

Получается, вы занимались «материнским» фильмом — биографией Льва Ландау, с которой всё началось?

Да, той первой частью, к которой был сценарий. Он уже тогда был обрывочным — давался кусками, и ни у кого не было цельной картины. Я ещё тогда отметил, что Илья смог создать киностудию — он выступил как идеальный менеджер, который из абсолютного хаоса смог создать полноценное производство. В Харькове на базе Института в принципе можно было создать какой-нибудь «Харьков-фильм» — это готовая студия, в которой можно снимать кино. Там были бутафорские цеха, огромное количество костюмерных, отличные специалисты, множество актёров — у них был гигантский кастинг по всему постсоветскому пространству. Всё это было создано благодаря воле и несгибаемости Ильи, что заслуживает уважения. То, что всё собралось в итоге в такой большой арт-объект — это очень круто.

Вокруг «Дау» много скандалов. Говорят, что там была большая текучка кадров и не выплачивали деньги. Сталкивались с этим?

Поскольку меня пригласил непосредственно исполнительный продюсер, мне всё выплатили. Но я точно помню, что в тот момент основная часть петербуржской группы выбивала деньги посредством письма в Госкино — тогда там ещё была какая-то часть государственных денег. Всем было понятно, что «Дау» едет в Харьков, не расплатившись с теми, кто работал в Петербурге. Могу ошибаться, но, вроде бы, ситуацию получилось наладить и расплатиться со всеми.

А вот когда я уже поехал в Харьков по другому проекту, натыкался на какие-то слухи. Илья всем в Харькове почему-то говорил, что они — «Мосфильм». Была смешная ситуация. Я сел в машину, сказал, что я киношник неместный, и водитель, которого видимо там обманули, спросил гневно: «Вы Мосфильм?» На что я ответил: «Нет, я Ленфильм». Он тут же успокоился и завёл двигатель.

Это был забавный проект. Не знаю, возможно, там многих кинули. Но все эти увольнения точно не были спонтанными. За то время, что я приходил на встречи и совещания, я научился быстро понимать, кого уволят следующим. Если человек не вписывался во вселенную «Дау», он начинал резонировать, реально «отсвечивал» на фоне остальных. Не в том смысле, что был ярким среди серости — там все были крайне творческими и необычными. Но если человек как-то в «Дау» не вставлялся, то ты быстро понимал, что он наверняка скоро покинет проект. Так это и случалось — Илья кого-то из администрации отводил в уголок и нашёптывал что-то вроде «Давайте этот человек завтра не придёт». Всё решал, конечно, сам Илья.

Всё, чему я стал свидетелем, было, конечно, забавным. Зато выстроилась идеальная система, которая функционировала слаженно — они сделали довольно много за время проживания этой истории.

Что Вы думаете насчёт скандалов? Сейчас на Facebook настоящая война идёт после премьер в Берлине.

Я считаю, что если речь о добровольном решении, то на экране всё может быть. Тебя никто не заставляет смотреть кино, это ведь тоже всегда решение добровольное. Я даже на фейсбуке сделал пост после того, как там выложили переводы немецких статей с берлинских премьер. Там много писали об интервью ассистента оператора, которого подвергли унижениям за то, что он разговаривал в Институте по мобильному телефону.

Я подумал о двух вещах. Первое: в Институте было запрещено пользоваться всеми современными достижениями прогресса — можно было курить только старые сигареты и так далее. Человек, зная эти правила, почему-то их нарушил. Второе: ты подвергся унижениям, но потом ещё три месяца работал на проекте. Это уже вопрос к нему — если тебя что-то унижает, то всегда есть время подумать об этом и отказаться. А если из-за денег или любви к искусству ты терпишь унижения, то это твои личные проблемы и не надо устраивать из этого панику.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

«Дау» был проектом, где всё равно работали по классической технологии. То есть всех селили в съёмных квартирах, давали водителей, на площадке они получали обед. Несмотря на всю необычность, это было вполне стандартным кинопроизводством. Если тебя в этих рамках унижают, то это вопрос только к тебе. Если ты готов терпеть унижения, то не надо устраивать революцию и критиковать человека, который установил правила и всегда им следовал.

Всё время, что я работал на «Дау», даже когда узнал про съёмку скрытой камерой, меня это устраивало. Даже сейчас, когда поднимается вся эта буча, я не пойду никуда на такое жаловаться. Мне по барабану, что меня во время обсуждений с режиссёром снимала скрытая камера. Очевидно, что я это знал, и мне было всё это время забавно так работать.

Что касается людей, которые участвовали в харьковском проекте, то думаю, что силой их никто туда не затаскивал — никаких наручников и замков не было. Все туда входили добровольно. А дальше ты принимал правила и должен был им следовать. В целом про все эти изнасилования я думаю, что даже если это не постановочная история, — всё равно послевоенная арт-сцена знает примеры пожёстче. И никто, даже спустя 50 лет, по этому поводу особо не возмущается. Всё это уже пройдено.

Венский акционизм как яркий пример «жести» в послевоенном перфомативном искусстве

Моя гипотеза о «Дау»: Илья попробовал сделать из арт-кино аттракцион. Это так же, как концепт Годара про «трёхмерное кино». Он и другие режиссёры пытались делать арт-кино мейнстримными приёмами. А Илья попытался сделать артхаусный аттракцион ещё более артхаусными методами. И, мне кажется, это удачная попытка. Это действительно аттракцион — если говорят о «Дау», то говорят именно про аттракцион. Многие, кто говорит о проекте, естественно, не видели ни фильмы, ни отрывки и точно не ездили на выставку в Париж, но «Дау» всё равно обсуждают. Это очень классный эксперимент. Всё, что вокруг проекта набухает и лопается, только подтверждает, что концепт очень удачный и хорошо резонирует. Думаю, в этом и заключалась одна из задач этой истории.

Герман-младший, исторический миф, старая квартира

Вашим дебютом в кино стал «Бумажный солдат» — сразу же фильм именитого режиссёра Алексея Германа-младшего. Какой опыт извлекли из такого сотрудничества?

Я на этом проекте всему и научился. Алексей Алексеевич [Герман] превосходно владеет технологией производства кино. У него отличный подход, особенно в плане того, как принять идею и как её отбросить. Это касается всего: и поиска натуры, и съёмок. Благодаря нему я научился тому же: то есть в любой момент уметь отказаться от предыдущей идеи, если новая работает лучше. Не нужно держаться за какую-то строчку в сценарии, если ты чувствуешь, что пришедшая в голову идея точнее и подходит к конкретной ситуации больше. Я всегда стараюсь следовать этому принципу.

На «Бумажном солдате» у меня долго не получалась какая-то декорация. И за день до съёмок я её просто снёс, несмотря на то, что уже были потрачены какие-то деньги. В итоге мы свезли со степи времянки и халупы, которые делали казахи, и расположили их по площадке. Когда началась съёмка, оказалось, что это гораздо точнее, чем мои прошлые варианты казахского жилья, которые просто источали ложь. К приезду режиссёра я создал что-то похожее на эскиз, но уже другими средствами. Ко мне подошёл Герман и сказал: «Да, Эльдар, я тоже так всегда делаю».

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

Тогда ко мне и пришло понимание, что если твои решения были ложными, надо всё снести к чёртовой матери и начать с чистого листа. Мне это даже в живописи помогло: когда не получается какая-то картина, я просто её переворачиваю вверх ногами и начинаю писать на том же холсте.

«Бумажный солдат» — историческое кино. Над таким работать сложнее, чем над фильмам о современности?

Нет, как раз с современностью сложнее. На историю мы смотрим через сложившийся миф и через сложившееся восприятие. А у современности нет этого мифа, нет лица. Поэтому задача режиссёра — создать такое лицо. Безусловно, на исторической картине можно залезть в самые глубокие архивы и достать невиданные фотографии, а потом на основе их сделать что-то. Но иногда получается, что миф о том времени не совпадает с тем открытием, которое ты обнаружил. В итоге это не будет чувствоваться как историческое кино о том периоде.

Например, я работал на фильме Алексея Учителя «Край». Там нужно было создать скоростной поезд 30-х годов. Когда я принёс Учителю эскиз реального паровоза тех лет, он мне сказал: «Эльдар, нам все скажут, что мы взяли «Сапсан» и покрасили его чёрной краской. Давай подумаем, как сделать его таким, чтобы он был родом из 30-х годов». И мне пришлось на основе множества паровозов того времени создавать почти стимпанк — делать вещь, которая сейчас смотрится современной, более архаичной. Этот вариант потом и был построен, его мы и сняли. Если сейчас набрать в гугле «Nazi Gold Train», то он будет высвечиваться одной из популярных картинок.

Чем больше ты погружаешься в архивные материалы, тем лучше понимаешь, что миф о конкретном историческом периоде часто расходится с реальностью. Поэтому у тебя может что-то не получиться при воссоздании эпохи. Например, сейчас, когда снимают историческое кино, всегда по умолчанию засыпают навозом мостовую. А что если не засыпать? Может, где-нибудь её чистили. Будет ли это выглядеть как историческое кино? Таких нюансов много.

А в случае с современностью, мы такие мифы, наоборот, формируем. Выуживаем их из реальности, которая может состоять из магазина «Ашан», Эрмитажа, покрашенного в бирюзовый цвет, и спальных районов. Ты из всей этой мешанины должен слепить какую-то органику, которая не должна ломаться. И здесь все твои умения пригождаются — в осмыслении сегодняшнего дня и создании чего-то на его основе как раз состоит задача художника.

Герман-младший всегда снимает натуру в режимное время. Это усложняет работу?

Нет, это самый большой подарок судьбы — снимать одну сцену в день. Стандартное кинопроизводство — это много сцен в один день. А в случае съёмки одной сцены в день, пусть она и очень сложная, с кучей рельс и нюансов, сотня людей аккумулируют старания на площадке в один момент. У всех есть конкретное направление, поэтому весь хаос съёмок начинает постепенно приходить к общему знаменателю. С утра и до вечера люди готовят один кадр. В режим у тебя есть двадцать минут и два дубля максимум, плюс минимальная подготовка между ними. В этом и есть чудо — все люди понимают, к чему они идут: сделать всё, чтобы в пять или шесть часов вечера мы сняли этот кадр. Вся группа видит цель: ты весь день работаешь, чтобы в конце сделать выдох, и это реально тонизирует.

Это значительно проще, чем снимать стандартное кино, когда у тебя есть несколько сцен в день, много переездов и надо постоянно перепрыгивать с одной задачи на другую. А тут все стремятся к одной точке, и это производственно выгодно. Мне такой подход очень понравился.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

Чем вы занимались в фильме «Под электрическими облаками»?

Это был долгоиграющий проект. Производство постоянно переносилось и затягивалось: сначала мы снимали рекламную короткометражку в Токио, потом у Германа болел отец, потом ещё какие-то проблемы были. Плюс начались истории со сменой Медведева на Путина. В общем, Алексей почувствовал, что всё вокруг меняется и картина к выходу может устареть. Поэтому он начал в ней что-то видоизменять.

Не сказать, что подготовка была простой. Я искал натуру, рисовал эскизы, порядка трёхсот цветных эскизов осталось с этого проекта. Потом наш украинский художник покинул проект, и мне пришлось браться ещё и за украинский блок. Именно там и закончились деньги на производство — в Петербурге тогда съёмки ещё даже не начинались, хотя подготовка была колоссальной. Потом Герман несколько лет искал деньги на продолжение.

В итоге, когда он их нашёл, я уже был в совершенно другой тарелке, плюс жена Германа, Елена, активно втянулась в производство и хорошо с проектом справилась. Мне уже было туда не встроиться. Поэтому я отвечал только за две новеллы, которые изначально даже не собирался делать — это истории про музейного работника и про мальчика.

Как раз там фигурировала очень необычная квартира, где смешались элементы разных эпох. Как создавали её художественный образ?

Алексей просто пригласил меня в свою московскую квартиру. До этого я никогда в жизни к нему в гости не ходил. И мне показалось, что он меня не просто так позвал, а пригласил, чтобы я как следует посмотрел по сторонам. Квартира из фильма примерно и представляет собой ту московскую квартиру его семьи — я так понимаю, что в ней ещё его дедушка жил. Я так понял, что этот фильм — вообще история про Алексея или просто тот мир, в котором ему комфортно. Но, с другой стороны, когда он увидел, как точно удалось сделать квартиру его детства, это, мне кажется, его напугало. В день съёмок всё переставлялось с места на место, то есть он начал, наоборот, с этим бороться.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

«Тряпичный союз», «Самый лучший день», «Звоните ДиКаприо»

Из всех ваших работ сильнее всего рука художника-постановщика чувствует в «Тряпичном союзе». Что больше всего запомнилось с тех съёмок?

В сценарии уже было заякорено огромное количество креативных идей. Все фильмы и короткометражки Михаила [Местецкого] изобилуют такими идеями — просто бери и делай.

До меня у них был другой художник, но они не сработались. Я пришёл за месяц до начала съёмок и мне нужно было изобретать всё с самого начала: натуру найти, дома эти разрабатывать. Из-за того, что была классная команда и много энтузиазма, удалось всё сделать в короткие сроки — может быть, на пару недель сдвинули производство. Многие идеи возникали как раз из общего правильного настроя. Например, изначально у Миши в сценарии герои залезали по памятнику снаружи, но проделать это нам не разрешило ФСО. У меня появилась идея, чтобы они залезли в голову изнутри, что, по-моему, гораздо круче и точнее. И вот так там всё и происходило — есть классная творческая канва, на которую ложится любая идея.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

Во многом благодаря стараниям продюсера Романа Борисевича, который помог дотянуть столь артовый, сложный и фонтанирующий идеями дебют, нам удалось довести всё до конца и сделать классную картину. Сейчас часто случается, что мне звонят знакомые и говорят: «Я тут узнал, что ты работал на «Тряпичном союзе» — это мой любимый фильм». С «Тряпичным союзом» такое постоянно происходит — он всем нравится и все за него благодарят.

Как создавалась, разрушалась и собиралась заново дача?

Во-первых, было построено две дачи. Одна — под основной блок съёмок и с последующим разрушением внутри кадра. А вторая строилась только под кадр разрушения. Она была легковесная — можно было просто дёрнуть и она обрушится. И основная дача тоже была такой, что потом из её частей можно было построить вот эту вторую «дачу-передачу». Это был такой сложносоставной трансформер. На одном объекте мы бы не смогли снять так, как оно должно быть. Но в итоге даже не видно, что второй дом снимался в совершенно другом месте.

Миша сам, кстати, очень неплохо рисует. Поэтому изначально в сценарии было заложено очень много именно визуальных идей. Как та же сцена с заныриванием из земли в воду и диалогом под водой. Нам нужно было просто максимально выпукло и ярко эти идеи передать на экране.

Поговорим про «Самый лучший день». Вы рассказывали, что много ездили по разным локациям центральной России и выбирали подходящие пейзажи. Они в итоге перенеслись в фильм в первозданном виде или послужили вдохновением для создания кафе и других объектов?

Когда я пришёл в картину, была идея, что я должен построить автозаправочный комплекс, а не кафе. Казалось, что придорожных кафе и так достаточно — можно просто поснимать в них. Но на деле, когда начали углубляться, поняли, что заправку, на которую пустят снимать, как раз можно найти — это будет ещё и продакт-плейсмент. А вот кафе, которые стоят отдельно, — это большая редкость. Подобные заведения для дальнобойщиков чаще всего группируются кучками, в обеденные зоны. В итоге мы поездили по таким кафе, поели там, пропитались этой эстетикой и решили найти место, чтобы самостоятельно построить собирательный образ такого кафе с нуля.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

Как создавалась сцена с песней I will survive, снятая одним планом?

Мы взяли музыкальную композицию и поехали по объектам, которые нам нравились, проходя ногами все локации. Сначала мы выбрали для съёмок Елец — он очень подходил фильму по духу. Но когда начали репетировать, поняли, что структура города состоит из прямоугольников — песня не ложится на эти повороты, куплеты не кратны длине улиц Ельца.

В итоге мы пришли в Коломну, которая более неправильная по геометрии. Там закрепились на блоке улиц и выбирали заброшенные здания. Пожар снимался в доработанном нами заброшенном доме, сцена с вылезанием из окна тоже снята в заброшке. В какой-то момент Андрей Николаевич [Першин, настоящее имя режиссёра Жоры Крыжовникова] хотел склеить всё из нескольких сцен, чтобы было ровнее и более плавно. Но потом он эту идею забросил, оставив всё как бы неидеальным, но снятым действительно одним планом — там нет склеек. Всё могло выглядеть идеально, без лёгких огрехов, но это было искусственно. Поэтому он решил сделать проще, в ютубовском ключе, и это по правдивости как раз работает здорово.

Но мне, если честно, больше нравится номер «Зеленоглазое такси». Это соединение абсолютно гламурной эстетики и жизни дальнобойщика. Как образ мне это нравится больше, чем такой аттракцион как I will survive.

«Самый лучший день» уничтожили и критики, и обзорщики. Никто не отрицает, что по форме фильм крутой, но главная претензия в том, что она не работает на содержание. Согласны с этим?

Я с этим не согласен. Пользуясь случаем, хочу сделать официальное заявление, что «Самый лучший день» — это «Аритмия» 2015-го года. Он предвосхитил поток этих фильмов о прощении. Следующий фильм о прощении — это «Давай разведёмся» Анны Пармас. Мне кажется, это наша постсоветская трилогия о прощении. И начал её как раз «Самый лучший день».

Финальная фраза «Я тебя прощаю» неожиданная. Если подходить с артхаусной точки зрения, она не должна его прощать, а должна послать куда подальше, потому что он мудак. Но она прощает, и ты за этим видишь огромный пласт того, что не снято. То есть, глядя на это, ты подразумеваешь, на что она себя обрекла, простив его. Глубочайший финал. Если бы был это артовый, а не кассовый фильм, он бы и выглядел более жёстким, потому что мы понимаем, несмотря на эту весёленькую песенку, что будет дальше происходить.

И в этом плане «Самый лучший день» круче «Аритмии». Потому что там героиня прощает святого пьяницу — он врач и спасает людей. А Оля в «Самом лучшем дне» прощает грешника, что в принципе сложнее. То, что зритель в это поверил и фильм окупился, говорит о том, что, несмотря на жёсткий сценарий, ситуация имеет право на жизнь.

А в «Давай разведёмся» прощение не показано, но подразумевается — оно как бы где-то там, за горизонтом. Эти три фильм между собой связаны, у них есть общая пуповина.

Я понял вашу позицию, но сама сцена выглядит крайне по-дурацки, смешно и бессвязно. Из неё даже BadComedian мем сделал.

Мне кажется, это мастерство BadComedian’а — находить такие цитаты и делать их мемами. Его талант никто не отменял. В этом плане он, конечно, классный парень, и круто, что он и в нашем фильме нашёл, над чем поглумиться. Это интересный творческий жанр таких обзоров — они не убавляют зрителей у фильмов, потому что выходят позже. Если бы выходили, пока фильм в прокате, в этом, может, и была бы какая-то стратегия. А так это просто милое искусство — так глумиться над фильмами, высмеивать, находить нелепости. У него классно это получается, и я с удовольствием смотрю почти все его обзоры — даже те, что длиннее по хронометражу, чем сами фильмы. Никакого негатива у меня к этому нет.

А в целом как на негативную критику по отношении к «Самому лучшему дню» реагируете?

Я могу сказать, что фильм окупился и заработал, значит людям он понравился. «Самый лучший день» — это первый фильм на постсоветском пространстве, который позиционировал себя как мюзикл и окупился. «Стиляги», например, провалились, а фильм «Лёд» в трейлерах нигде не заявлял, что он мюзикл. Крутизна «Самого лучшего дня» в том, что он позиционировал себя как мюзикл, прошёл успешно и сломал эту традицию.

Было много факторов, которые указывали на то, что фильм может провалиться, но он окупился — и это лучший комментарий на реплики всех хейтеров. Журналисты, критики и хейтеры на сборы никак повлиять не могу — сколько бы ты желчи ни выливал, какие бы статьи ни писал, на людей это не повлияет, их завлечёт в кинотеатр только сарафанное радио. Либо какой-то скрытый маркетинг, которого конкретно у этого фильма не было — Тимур [Бекмамбетов, продюсер фильма] использовал несколько своих традиционных приёмов, но не более.

Меня критика вообще никак не задевает. Те вещи, которые я там сделал, легли в основу мастер-класса в Московской школе кино — то есть там есть о чём рассказать и чем поделиться. В такой коммерческий фильм удалось протащить несколько откровенно артхаусных вещей, и это классно.

А насколько вообще велика разница в работе художника на авторском и на мэнйстримном проекте? Недостаток денег влияет?

Сложнее работать с неадекватными требованиями продюсеров — например, когда у них мало денег, а они очень много хотят. Есть и ситуации неадеквата, когда хотят слишком много, не платя ничего.

Плюс если сравнивать «Самый лучший день» с тем же «Бумажным солдатом», не думаю, что там разница в бюджете была велика. Возможно, даже в «Бумажном солдате» бюджет в итоге больше получился. Более того, я на чисто мейнстримном проекте и не работал. Мышление у Андрея Николаевича очень артовое. Это не история продюсерского проекта, где всё нацелено на прибыль. Крыжовников сам пишет, сам режиссирует и сам продюсирует, поэтому по сути «Самый лучший день» — авторский проект. Это всё равно авторское кино, но с задачей быть кассовым.

То же самое и со «Звоните ДиКаприо». Если смонтировать из него двухчасовой фильм и поставить в кинотеатре, вряд ли кто-то пойдёт. А на интернет-площадке он на своём месте — попадает в формат и решает необходимые задачи. Это решение — классное и точное попадание.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

«Звоните, ДиКаприо» — это кино в кино. Съёмочные площадки из фильма создавали по аналогии с вашей реальной съёмочной площадкой или ориентировались на что-то другое?

Это и была основная задача. Мы долго себя обманывали, собираясь снимать в реальных квартирах, но создавать декорации для съёмочной площадки «Первой градской» [медицинский сериал внутри мира «Звоните ДиКаприо»]. В итоге получилось наоборот — мы построил все интерьеры, а «Первую градскую» пошли снимать в реальные декорации — те, где ежедневно молотят «Склифосовского». Это были суперусловия — мы попали в идеальный мир, где всё работало очень точно. Такие декорации не придумаешь никогда в жизни.

Первые мои эскизы — это был стёб, взгляд со стороны. А когда ты попадаешь в декорации «Склифосовского», то понимаешь, что это продуманный механизм по съёмке 11 минут в день. Это впечатляет, это как в Эрмитаж попасть — абсолютно невероятное место. Мы бы потратили огромное количество денег, чтобы построить такую декорацию и всё равно оказались бы лохами, которые глумятся над темой. А в данном случае мы попали в живую, пропахшую потом кинематографистов, скорлупу и там разыграли свою историю. Там сами стены подсказывали, как дальше всё должно происходить.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

В большинстве кадров мы видим реальную съёмочную группу — то есть нас самих. Там и [оператора сериала Ксению] Середу видно, и всех фокус-пуллеров. Всё смешалось: не было деления на жизни и не жизнь, всё было настоящим и съёмка велась во всех направлениях.

То есть особенность проекта в том, что декораций там почти нет?

В «Звоните ДиКаприо» мы на пилоте подобрали все реальные объекты. А уже потом, когда Андрей Николаевич принял решение снимать всё это в павильоне, мы там это отстроили. Единственными непостроенными декорациями были как раз те, где мы снимали «Первую градскую» — просто пришли на готовые.

Книга, короткометражка, несчастные режиссёры

Вы написали необычную книгу «Помогите найти фильм». Можете коротко объяснить, что она собой представляет?

«Помогите найти фильм» выросла из арт-проекта. Я долгое время собирал смешные запросы людей, которые пытаются найти фильм в интернете. Они помнят о нём что-то смутно и пытаются это сформулировать. У меня набралось большое количество таких запросов и я подумал, что надо что-то сделать из этого — может, собрать постеры такие, поглумиться как-то над этим.

Я открывал компьютер, читал это и просто по полу валялся от смеха — настолько там смешно всё сформулировано. Решил попробовать сделать раскадровки, какие-то листы из картинок. А потом подумал: почему бы не сделать из этого комикс? Просто собрать короткие истории, которые не описывают действие, и додумать из этого что-то. Например: «один человек убил другого очками» — это уже точка, из которой может вырасти отдельная история, не пересекающаяся с оригиналом. И всё на основе простого запроса от неграмотного человека.

Мы сделали полноценную книжку, разослали её по всем агентствам, в том числе и в КиноПоиск. Девушка, которая отвечает за это направление, сказала тогда, что это не их масштаб и поддерживать нас они не собираются. Но через год они сделали как раз то, с чего я начал этот проект — набрали смешных фраз и сделали постеры с ними. Это работало как мем. Если бы я остановился на идее с постерами, то сделал бы по сути то же самое. Но я рад, что остановился на идее с комиксами и сделал книжку. Каждую историю я рисовал в разном стиле, в каждой был свой особый бред и отдельный мирок. Нашёл издательство, которое это заинтересовало и выпустил — по-моему, уже весь тираж распродан.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

Какую из этих историй Вы бы экранизировали?

Я бы экранизировал, конечно, все. Но если говорить о любимой, то это про девочку и портрет. Это классический фильм ужасов — просто бери и снимай. Там есть маленькая девочка, которая живёт в большом доме. Она ворует со стола конфету и замечает неодобрительный взгляд своего деда с висящего на стене портрета. У меня вся семья художники, поэтому я прекрасно помню, как в детстве все люди с портретов на меня «смотрели» — это такой оптический эффект. Очень неуютно себя чувствовал всегда в такие моменты.

Здесь та же самая история. Ей не нравится этот взгляд и она завешивает портрет полотенцем. Девочка съедает конфету, но ей становится неуютно и она снимает полотенце с портрета. И оказывается, что дедушки на портрете уже нет. Дальше она идёт по большому коридору и видит, что все картины пустые. И когда она заходит в свою комнату, где только что спала, то видит, что все эти люди населяют её комнату и накрывают её тело простынёй. А в следующем кадре девочка оказывается вместе со своим дедушкой на портрете. Мне нравится эта история, если будет время, я её обязательно экранизирую.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

У вас есть режиссёрские амбиции и желание сменить род деятельности?

У меня нет амбиций. Один раз я уже выступил режиссёром — у меня были лишние деньги, которые я хотел потратить как-то ритуально. Я быстро написал сценарий, собрал команду и за один день снял короткометражку. Всем всё понравилось, но пока я монтировал, понял, что перерос эту историю. Получилось как бы то, как я и хотел, когда снял. Но когда увидел финальный результат, то понял, что это было бы актуально для меня только три месяца назад. Поэтому фильм нигде не вышел — его видело только несколько причастных к нему людей.

Но это был интересный опыт. Несмотря на то, что история была маленькая и простая, я полностью ощутил себя в шкуре режиссёра и понял, что они чувствуют. Хлебнул всех этих проблем сполна — это был своеобразный ликбез для меня. После этого я стал гораздо лучше понимать режиссёров и мне стало проще с ними работать.

Скрытые камеры, нацистский поезд и BadComedian: интервью с художником «Дау» и «Звоните ДиКаприо»

А полный метр хотелось бы снять?

Думаю, что когда-нибудь я сниму что-то большое. Но конкретно режиссёром я бы не хотел быть. Мне кажется, это самый несчастный человек на съёмочной площадке, потому что ему все говорят «нет». Это очень тяжело — с утра до вечера слушать «нет».

А у меня всё-таки есть какой-то процент вещей, который я могу получить в том виде, в котором они задумывались. Художником в кино быть легче, чем режиссёром.

Материал подготовлен командой XYZ Media.

Наши каналы в Telegram и на YouTube.

99 показов
3.4K3.4K открытий
29 комментариев

Кто-то защищает "Самый лучший день"...

Ответить

Я смотрел это до обзора Жени  и у меня вызывало отторжение буквально всё. Но было жаль главную героиню. И в конце уже верил, что она пошлет нахуй Нагиева при всех, проломает эту глупую алкашническую романтику и я прямо приготовился к такому повороту, но нет. Типичная быдлокомедия.

Ответить

день говно, а вот фильм классный

Ответить

В такой коммерческий фильм удалось протащить несколько откровенно артхаусных вещей

Мнение обывателя: давно уже нет никаких артхаусных вещей, всё разделилось на незаметные шутки для своих, не связанные с адресованным зрителю содержанием, и на более или менее вычурные художественные приёмы, эффективные вне зависимости от их (вероятно, легендарного) происхождения. Гордиться первым глупо. Второе глупо продолжать называть артхаусным.
Переубедите меня.

Ответить

Удаляйте. Все равно мемы больше лайков и просмотров соберут. Ну или новости о Хорайзоне на пека.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить