Польские кинопостеры

Концептуальные. Забавные. Странные.

Люблю сохранять любопытные постеры, и одними из самых интересных со своей атмосферой оказались польскими (как прокатные, так и фан-арты от польских дизайнеров), поэтому сложился небольшой пост. Вернее, это больше подборка с примерами, чем полноценная информативная статья.

Почему польские постеры такие необычные и зачастую сильно отличаются от вариантов из других стран? Думается, что повлияла традиция польской школы плаката (середина-конец 20 века) с её авангардными работами. Плакаты, афиши в основном призваны выполнять чисто утилитарную функцию: сообщать информацию о предстоящем событии, выставке, матче, концерте и т.д. Но польские иллюстраторы подходили к этому с интересным взглядом, объединяя прикладную информацию с яркими, символичными образами.

Что касается кинопостеров, то зачастую поляки не берут те образы, просто напрямую относящиеся к фильму (скажем, набор портретов персонажей или актёров, кадры, локации), а используют атрибутику, отдельные детали, которые фигурируют в сюжете или относятся к героям фильма, создавая из них коллаж, способный передать целую историю или идею ленты.

В моей коллекции немало плакатов к польским фильмам. Они могут удивить людей другой культуры. Иногда смотришь на них и думаешь: что значит это изображение? Но потом понимаешь, что это самобытное культурное явление, потому что связь между фильмами и постерами — уникальна. Как правило, художникам удается уловить основную идею ленты.

Мартин Скорсезе, Режиссёр

Часто такие плакаты метафоричны и легко прочитываются. Например, первый постер в этом посте — Возвращение джедая, легко говорит о поражении Вейдера: его шлем разлетается вдребезги (как Звезда смерти, ещё один символ Галактической Империи), переставая перекрывать белый фон — светлую сторону Энакина, контрастирующей с чернотой костюма. Это мне так кажется. Но этот фон может быть одновременно и очертанием Звезды смерти или некой планеты, и взрывом — всё соотносится с сюжетом фильма. То есть, можно долго натягивать сову на глобус, но главное, что постер позволяет это с собой сделать. Так польские иллюстраторы создают концепт ленты.

Звёздные войны: Возвращение джедая (1983)
Звёздные войны: Возвращение джедая (1983)

Или постер антивоенного фильма "Последний этап", рассказывающий об узниках концентрационного лагеря. Фон — полосатая роба заключенного, цветок — сломанная гвоздика, которая ассоциируется с памятью о трагедии, ведь эти цветы символизируют траур, кладутся на могилы и мемориалы. В общем, смотря на подобный постер, можно чётко и легко понять, о чём будет кино. А ещё он вызывает эмоции.

Последний этап (1948)
Последний этап (1948)

Но встречаются и такие примеры, которые лично мне, например, вообще ни о чём не говорят. Это Назад в будущее? А это Чужой? Не догадался бы никогда.

Назад в будущее (1985)
Назад в будущее (1985)
Чужой (1979)
Чужой (1979)

И далее просто постеры без лишних слов. Некоторые из них тоже легко понимаются, другие вызывают недоумение.

Урок мёртвого языка (1979)
Урок мёртвого языка (1979)
Маппеты в Голливуде (1979)
Маппеты в Голливуде (1979)
Гамера – супер монстр (1980)
Гамера – супер монстр (1980)
Тутси (1982)
Тутси (1982)
Планета обезьян (1968)
Планета обезьян (1968)
Живой труп (1952)
Живой труп (1952)
Буллит (1968)
Буллит (1968)
Крёстный отец 2 (1974)
Крёстный отец 2 (1974)
Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (1981)
Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (1981)
Взвод (1986)
Взвод (1986)
Бегущий по лезвию (1982)
Бегущий по лезвию (1982)
Прирождённые убийцы (1994)
Прирождённые убийцы (1994)
Пролетая над гнездом кукушки (1975)
Пролетая над гнездом кукушки (1975)
Большой Лебовски (1998)
Большой Лебовски (1998)
Андрей Рублев (1966)
Андрей Рублев (1966)
Сияние (1980)
Сияние (1980)
Парфюмер. История одного убийцы (2006)
Парфюмер. История одного убийцы (2006)
Четыре мушкетёра: Месть миледи (1974)
Четыре мушкетёра: Месть миледи (1974)
В поисках потерпевших кораблекрушение (1962)
В поисках потерпевших кораблекрушение (1962)
Отважный самурай (1962)
Отважный самурай (1962)
Джентльмены удачи (1971)
Джентльмены удачи (1971)
11 показ
1.4K1.4K открытий
4 комментария

Джентельмены удачи в польском прокате назывались "Шлем Александра Македонского"? Хм, забавный факт.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А сейчас какую-то хуиту делают.

Ответить

Стивен Спилберг - Назад в Будущее, пиар по польски, Сидипроджекты на их конспектах учились (я знаю что Спилберг продюсер, а КП2077 запускался на ПС4)
Маппеты совсем не по детски смотрятся.
А в целом - очень креативненько!

Ответить