Что посмотреть: малоизвестные фильмы любимых режиссёров — от Уэса Андерсона до Ридли Скотта
«Инопланетное рагу», Питер Джексон
Самый безумный и трудноперевариваемый фильм в нашей подборке. До того, как взяться за «Властелина колец», Питер Джексон увлекался трэш-хоррорами. Многие поклонники знают его фильм «Живая мертвечина», где в финале целую комнату зомби перепиливают газонокосилкой. Но до этого режиссёр снял картину Bad Taste, то есть «Дурной вкус». Хотя на русский её перевели как «Инопланетное рагу».
Джексон изначально задумывал фильм как любительскую короткометражку, и снимал её вместе с друзьями по выходным. Но потом работа разрослась до полного метра, а производство растянулось на четыре года.
На городок Кайхоро нападают инопланетяне, которые маскируются под людей в синих рубашках и джинсах. Они хотят переработать всех местных жителей в свой фастфуд (как окажется, пришельцы жрут всех подряд, потом переваривают и отрыгивают обратно — вот вам и еда). На борьбу с монстрами отправляют команду, которых называют просто «Пацаны».
Сам Джексон в этом фильме выступил режиссёром, оператором, сценаристом и монтажёром, заодно он сам выпекал в доме матери маски инопланетян. Ещё автор сыграл сразу две роли: человека, которому раз за разом пробивают голову, и одного из пришельцев. Причём в одной сцене два героя даже сталкиваются друг с другом.
Именно в этот момент проявляется главный талант режиссёра — даже с минимумом средств он показал неплохой визуальный ряд. Да ещё и придумал классную историю о борьбе небольшой группы героев против глобального зла — прямо как во «Властелине колец».
«Каток и скрипка», Андрей Тарковский
В рамках марафона мы писали сразу про два фильма знаменитого советского режиссёра. Но здесь кратко захватим только его дипломную работу «Каток и скрипка». Это очень необычный опыт Тарковского: он снял практически детский фильм о дружбе юного музыканта и водителя асфальтоукладчика.
Саша учится играть на скрипке, из-за чего его дразнят местные хулиганы. Мальчику помогает работник ремонтной бригады Сергей. Вместе герои отправляются на обед, гуляют по городу и узнают друг о друге много нового.
Возможно, это самый оптимистичный фильм Тарковского. Режиссёр показал встречу представителей разных классов без вражды, но с желанием помочь друг другу. А ещё он даже здесь, пусть и мельком, говорит о войне. А точнее о мечтах, что новое поколение никогда не узнает о подобных ужасах.
Для первой работы «Каток и скрипка» ещё и невероятно красиво снят. Причём и до этого (в студенческом дебюте «Сегодня увольнения не будет»), и позже («Иваново детство» и «Андрей Рублёв») режиссёр работал только с чёрно-белой картинкой. Здесь же Тарковский невероятно красиво и тепло показывает Москву после дождя.
«THX 1138», Джордж Лукас
Сейчас этого режиссёра знают по «Звёздным войнам». Кроме этого он на заре карьеры поставил неплохую драму «Американские граффити». Но начинал Джордж Лукас с антиутопии «THX 1138». Если точнее, он сначала снял короткометражку, которая победила на фестивале, а потом при поддержке Фрэнсиса Форда Копполы превратил её в полноценное кино.
В мире будущего люди живут в катакомбах под надзором камер. Все носят белую одежду, всех бреют налысо, а эмоции, в том числе и сексуальные желания, подавляют медикаментами. У людей даже нет имён — их заменили порядковые номера.
Главный герой, которого называют THX 1138, работает на заводе по сборке роботов. Однажды его соседка LUH 3417 подменяет ему таблетки. В результате у THX пробуждаются человеческие эмоции, он занимается с подругой сексом. Это, конечно же, приводит к проблемам.
Очевидно, Джордж Лукас ориентировался на классические антиутопии: от «1984» Оруэлла до «О дивный новый мир» Хаксли. Но при этом режиссёр подал вечно актуальную историю очень необычно.
Из-за недостатка бюджета «THX 1138» выглядит минималистично. Но именно это и делает картину неустаревающей. Чего стоит тюрьма в этом мире: она состоит буквально из пустоты, героев просто отправляют в бесконечное белое пространство.
Да и тема тотального контроля якобы из-за заботы о безопасности, тоже зловеще актуальна. Основная же идея «THX 1138» в стремлении к свободе. Пусть даже герой и не знает, что его ждёт впереди.
«Дуэлянты», Ридли Скотт
Ридли Скотт — один из самых разносторонних режиссёров. Он снимал буквально во всех жанрах: от киберпанка и фантастического триллера («Бегущий по лезвию» и «Чужой») до роуд-муви и романтической комедии («Тельма и Луиза» и «Хороший год»).
Но значительная часть его творчества посвящена историческому кино. К этому жанру относятся «Гладиатор», «Царство небесное», «Робин Гуд» и недавняя «Последняя дуэль».
Именно с исторической картины Скотт начал свою карьеру в полнометражном кино. Его первый фильм «Дуэлянты», основанный на повести Джозефа Конрада, рассказывает о постоянных столкновениях двух офицеров наполеоновской армии. Из-за незначительного скандала один из них год за годом вызывает противника на дуэли.
Бюджет режиссёру выделили совсем небольшой, поэтому не стоит ждать масштабных батальных сцен. Но Ридли Скотт всё же очень скрупулёзно подошёл к воссозданию костюмов и даже стиля фехтования той эпохи. А снимали картину во Франции, где сохранилось много настоящих старых замков и зданий.
Но главное, режиссёр рассказывает драматическую историю личного противостояния, которое больше всего пугает своей бессмысленностью. Персонаж в исполнении Харви Кейтеля будто не может справиться со своей злостью, поэтому вымещает её на оппоненте, который ничего плохого не сделал.
Интересно, что отголоски этого фильма можно найти во многих других исторических работах Скотта: страсть к достоверности, истории противостояния харизматичных героев. А с «Последней дуэлью» картину роднит и тема, и локация — фильм 2021 года тоже снимали во Франции.
«Пи», Даррен Аронофски
Будущий режиссёр «Реквиема по мечте» и «Чёрного лебедя» сразу начал со странного артхаусного кино с религиозным подтекстом.
Картина, снятая всего за 60 тысяч долларов, рассказывает о математике Максимилиане Коэне, который верит, что всё в мире можно объяснить при помощи чисел.
Героя осаждают дельцы с Уолл-стрит, пытаясь добиться от него предсказаний котировок акций. И одновременно на Макса выходят Хасиды, которые пытаются математическим путём найти имя бога в Торе.
При этом состояние героя всё ухудшается: он не может жить без обезболивающих, страдает от паранойи и не может отличить реальность от своих видений. Единственное, что спасает Макса — общение со старым другом. Тот когда-то искал закономерности в числе Пи.
В дебютной картине Аронофски собрал буквально все темы своего будущего творчества. С «Чёрным лебедем» фильм роднят галлюцинации героя, с «мамой!» — цикличность сюжета и религиозный подтекст, с «Реквиемом по мечте» — субъективный взгляд и одержимость препаратами.
Возможно, основная идея «Пи» слишком проста — в финале герой прямо проговаривает очевидные истины о боге. Но режиссёр с минимальными средствами смог создать параноидальный триллер, который буквально затягивает зрителя в мир болезненных фантазий.
«Бутылочная ракета», Уэс Андерсон
Сейчас Уэс Андерсон — один из любимых режиссёров как многих синефилов, так и простых зрителей. Он собирает в своих фильмах невероятно крутых актёров, идеально выверяет кадр и превращает каждую картину в сказку для взрослых.
А в середине девяностых он вместе с друзьями по колледжу Оуэном и Люком Уилсоном только начинал свою карьеру в кино. Сначала троица сняла короткометражный фильм «Бутылочная ракета» о двух недотёпах, решивших стать крутыми гангстерами. А потом авторы (Оуэн выступал и сценаристом) вместе решили расширить его до полноценной картины.
Сюжет посвящён Энтони, который выходит из психиатрической лечебницы, и его другу Дигнану. Вскоре последний заявляет, что уже распланировал их дальнейшую жизнь на 75 лет вперёд. В первую очередь они должны заняться грабежами. Сначала друзья забираются в дом родителей Энтони, но выносят оттуда только заранее оговоренные предметы. Ну а дальше события принимают безумный оборот.
Уже с самого начала карьеры Андерсон брал типичные сюжеты, но переделывал их на свой лад. В руках другого режиссёра «Бутылочная ракета» могла превратиться в лёгкий аналог «Бешеных псов», вышедших чуть раньше. Но в реальности фильм получился скорее драмой, переходящей в фантасмагорию.
Персонажи Уилсонов выглядят очень трогательными и живыми. Они словно дети, которые пытаются заниматься взрослыми делами. Именно о таких героях Уэс Андерсон будет рассказывать в большинстве своих фильмов.
«32 августа на земле», Дени Вильнёв
Канадский режиссёр, как и Ридли Скотт, снимает очень разные фильмы. Очевидно, он тяготеет к научной фантастике, поскольку поставил «Прибытие», продолжение «Бегущего по лезвию» и новую экранизацию «Дюны».
Но кроме этого Дени Вильнёв умеет снимать и крутые и совсем разные триллеры: от почти линчевского «Врага» до совершенно финчеровских «Пленниц». Тем удивительнее, что начинал он когда-то с драмы.
Хотя, если быть точным, в «32-м августа» тоже есть интригующий и даже почти мистический элемент. Но он не так очевиден.
Главная героиня Симона попадает в автокатастрофу. После этого она решает изменить свою жизнь. Симона планирует родить ребёнка от своего лучшего друга Филиппа. Тот соглашается, но хочет, чтобы зачатие произошло в пустыне. Так начинается очень странное путешествие.
Во время работы над картиной режиссёр явно ориентировался на фильмы французской «Новой волны». В его ленте точно такой же резкий монтаж и неожиданное включение музыки. А в одной из сцен мелькает даже плакат с Джин Сиберг, которая сыграла в «На последнем дыхании» Годара — одном из важнейших фильмов «Новой волны».
В дальнейшем Вильнёв точно так же будет старательно копировать стиль других режиссёров, постоянно добавляя что-то своё.
Ну а сам сюжет «32-го августа» кажется простым и очень неспешным. Хотя финальный поворот может изменить всё.
«Дилер», Николас Виндинг Рефн
В 2011 году датчанин Николас Виндинг Рефн выпустил один из самых красивых и обсуждаемых фильмов будущего десятилетия — «Драйв». Однако к тому моменту ценители кино уже знали режиссёра по «Бронсону» и «Вальгалле».
А те, кто следил за творчеством автора с самого начала, помнили и трилогию «Дилер».
С первой части этой истории и началась работа Рефна в большом кино. И там же свою первую большую роль сыграл Мадс Миккельсен.
Картина рассказывает о наркодилере Франке, который задолжал крупную сумму поставщикам. Друг Тонни сдаёт его полиции, но у тех нет улик. И теперь Франк колесит по городу, срочно собирая деньги.
Эта картина чем-то напоминает работы Ларса Фон Триера и прочих последователей «Догмы-95». Режиссёр снимал её в хронологическом порядке на ручную камеру, а на эпизодические роли звал настоящих преступников.
Но уже здесь Рефн проявил себя отличным рассказчиком. Его герои — не просто бандиты. Это живые люди, которые ошибаются и боятся. Им скорее хочется сочувствовать, чем ненавидеть.
В дальнейшем Николас Виндинг Рефн продолжил историю «Дилера». Но он поступил необычно. Вторая часть уже посвящена другу главного героя — Тонни, которого как раз играет Миккельсен. А третья — их дилеру Мило.
«Просто кровь», братья Коэн
В 2021 году на Apple TV+ вышел фильм «Трагедия Макбета», который снял режиссёр Джоэл Коэн. И это — его первая картина без брата со времён дебюта «Просто кровь».
Если точнее, Итан работал над первой лентой, но лишь на посту сценариста и продюсера. Вместе братья придумали неонуарный триллер, который и сформировал их дальнейший стиль.
Жестокий хозяин бара Марти нанимает частного сыщика Лорена, чтобы тот убил его жену за роман с барменом. Наёмник подсовывает ему фальшивое фото якобы выполненного задания, а потом убивает самого Марти. С этого момента начинается сложная запутанная игра, в которой три человека (сыщик, жена и бармен) подозревают друг друга.
Позже Коэны будут неоднократно использовать подобные запутанные сюжеты с жестокой развязкой, но чаще начнут добавлять в них юмор (если речь, конечно, не идёт об оскароносном «Старикам тут не место»).
А кроме того, в этой картине сыграла свою первую роль Фрэнсис Макдорманд — будущая звезда фильмов Коэнов, четырёхкратная лауреатка «Оскара» и жена Джоэла.
Конечно, зачастую ранние работы режиссёров выглядят сырыми, да и снимают их обычно с минимальными вложениями. Но уже в «Инопланетном рагу» и «Дилере» можно разглядеть талант рассказчиков. А «THX 1138» и «Каток и скрипка» и вовсе заставляют чуть иначе взглянуть на авторов.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»