Der Golem: Еврейское гетто и голем

Der Golem: Еврейское гетто и голем

Так сложилось, что рядовой зритель знает об эпохе зарождения голливудского кино, краем уха слышал о Люмьерах и Мельесе, возможно даже смотрел Вертова и Эйзенштейна, но вот немецкий киноэкспрессионизм в его памяти никак не отзывается. С учетом того, сколь важное место он занимает в истории кино, такое положение дел глубоко несправедливо.

В сравнении с другими странами, Немецкий киноэкспрессионизм выделяется своей мрачностью и погружением во внутренний, зачастую безумный, мир своих героев. Зритель должен, как бы, увидеть окружающее через чужое, искаженное восприятие. Еще одна особенность, это сознательный отход от реалистичности и создание экспрессивных, гротескных визуальных образов. Для этого, киношники создавали удивительные, монструозные декорации, экспериментировали с гримом и реквизитом, уделяли большое внимание работе со светом (позднее такой жанр как нуар будет вдохновлен именно немецкой школой).

В этом отношении, картина Пауля Вегенера «Голем, как он пришел в мир/Der Golem, wie er in die Welt kam (1920)», наследует и воплощает все лучшее из немецкой киношколы, но слегка понижает градус сюрреалистичности характерный для работ других авторов периода.

Der Golem: Еврейское гетто и голем

Культовый «Голем», стал третьей попыткой Вегенера в соавторстве с Карлом Безе адаптировать произведение для большого экрана. К сожалению, две другие версии не сохранились и, по-видимому, навсегда утеряны.

Сюжет картины повествует о Пражском гетто 16 столетия, где еврейский народ страдает от тирании императора Рудольфа второго. Чтобы защитить свой народ, раввин при помощи таинственной кабалистической магии создает несокрушимого воина – голема. Исполинских размеров глиняный гигант, способен на великие акты героизма, но вместе с тем, и на ужасное насилие, приносящее смерть и разрушения.

Будоражащая смесь религии, магии и чарующих визуальных эффектов, оказали сильнейшее влияние на публику своего времени. Лента практически сразу получила широкое признание и была окрещена «прорывом в немецком кинематографе, и новым критическим взглядом на него».

Особый интерес представляет исторический контекст фильма. Вышедший в послевоенной Веймарской республике, он иллюстрирует возросший интерес общества к еврейской культуре. Определенный уровень антисемитизма эпохи, соседствовал с широким признанием еврейских общин в Германии. Это проявлялось в принятие евреев в художественное и научное сообщество. Можно выделить такие имена как: Альберт Эйнштейн, Эрих Фромм, Карл Мангейм, Людвиг Мейднер и многих других.

В 1913 году, Вегенер, участвоваший в съемках фильма «Пражский студент», заинтересовался древней еврейской сказкой, о существе прозванным Големом. Вдохновленный этой историей, он решает создать произведение основанное на фольклоре.

Легенда о Големе, в мифотворчестве, восходит к польскому гетто и тесно связана с жизнью еврейского квартала Праги 16-го столетия. Вплоть до середины 19-го века, пока антисемитские законы не были упразднены, целый район города был отделен стенами и изолирован от Пражского населения.

Отображение еврейской общины в фильме, по большей части, лишено расовых стереотипов. Нищета его обитателей и мрачность окружения, обусловлена стилистическими особенностями немецкого экспрессионизма и не направлены на возбуждение зрительских антипатий. Особенно это заметно в сценах, которые отображают монарший двор – пропитанный невежеством и серостью.

Но социально-политических аспект фильма, представляет ныне скорее культурологический интерес. «Голем» способен заинтересовать и впечатлить, далекого от подобных тем зрителя. Как и 100 лет назад, потрясающий визуальный стиль в купе с поэтической кинематографией, создает неповторимую эстетику и атмосферу картины. Леденящий душу визуальный образ Голема, исполненный самим Вегенером, скульптурная эстетика фильма, стали настоящей вехой в жанре ужасов и предвосхитили снятые в 30-х фильмы о Викторе Франкенштейне.

Der Golem: Еврейское гетто и голем

Конечно, по современным меркам, «Голем» уже не способен быть настолько же пугающим, как и сто лет назад. Но этот шедевр немого кино – всё ещё сверкающая жемчужина в коллекции кинолюбителей. Два года назад, к юбилею фильма была выпущена его отреставрированная версия на blu-ray. Если есть те, кто пока не решился приобщиться к творению Вегенера – сейчас самое время.

557557 открытий
3 комментария

дэйв батиста

Ответить

К сожалению, две другие версии не сохранились и, по-видимому, навсегда утеряны.

На YouTube есть несколько сохранившихся фрагментов фильма 1915-ого. А Мюнхенский киноархив в 2017-ом сообщал о работе над реставрацией фильма из найденной полной версии:

https://anttialanenfilmdiary.blogspot.com/2017/10/der-golem-1915-2017-restoration.html

еврейский народ страдает от тирании императора Рудольфа второго. Чтобы защитить свой народ, раввин при помощи таинственной кабалистической магии создает несокрушимого воина – голема. Исполинских размеров глиняный гигант, способен на великие акты героизма, но вместе с тем, и на ужасное насилие, приносящее смерть и разрушения.

Довольно сильное упрощение, которое скорее введёт незнакомого с картиной в заблуждение.

Нищета его обитателей

Что-то не помню показанной нищеты в фильме.

Ответить

А Мюнхенский киноархив в 2017-ом сообщал о работе над реставрацией фильмаПрекрасная новость, которая прошла мимо меня. Спасибо, что написали. Будем ждать.
Довольно сильное упрощение, которое скорее введёт незнакомого с картиной в заблуждение. В общем-то, как и большинство синопсисов.

Ответить