Как затоптать имя Агаты Кристи и превознести "Достать ножи"
Посмотрел свежий комедийный детектив "Смотрите, как они бегут". И мне как фанату жанра есть, что о нём сказать...
Я очень рад, что классические детективы начали пользоваться спросом после успеха "Достать ножей". Не так давно выходила французская "Вечеринка на вылет", также вдохновлённая фильмом Райана Джонсона, а сейчас в Интернете появился фильм "Смотрите, как они бегут" (хоть и с рекламой 1xbet и плохим звуком).
И если "Ножи" шли дальше пародии на жанр и возводили канон в абсолют, то обсуждаемое кино - чистый постмодерн с обыгрыванием устоявшихся штампов и нагромождением отсылок к детективам. Ведь когда режиссёр за основу сценария берёт редкий или устаревший жанр, имеющий в прошлом свои шедевры, ему сложно делать вид, что этих шедевров не существовало.
Поэтому режиссёр "Смотри, как они бегут" закадровым голосом заявляет: "Если вы видели хоть один детектив, вы видели их все". Теперь зритель предупреждён о том, что фильм не намерен избегать клише жанра и предлагать ему что-то новое. Остаётся только лишь довольствоваться очередным приключением очередного бравого сыщика, приправленным крупной горсткой иронии.
Как мы знаем, для легковоспламеняющейся иронии над детективным жанром необходимо, чтобы в фильме состоялось обсуждение самого детективного жанра. И это очень просто сделать, когда в истории присутствует режиссер, снимающий детективную историю, и сценарист, дискутирующий с ним о том, как лучше развивать сюжет. И здесь мы натыкаемся на обыгрывание сразу...
...ТРЁХ шаблонов жанра!
Шаблон №1: Убийство не происходит на первой странице
Режиссёр не хочет читать сценарий дальше первой страницы, так как на ней не происходит преступление, а это скучно. Сценарист не согласен.
И здесь я полностью согласен.
Конечно, Агата Кристи могла позволить себе убийство лишь в середине повествования. И её всё равно будут уважать и почитать (хотя вместе с тем критиковать недавно вышедшую экранизацию от Кеннета Брана "Смерть на Ниле", где долгожданное преступление свершается через час нудной экспозиции). Но если вы не Агата Кристи, извольте преподносить убийство с первым завтраком, который будет давать заряд бодрости и энергии, сил и мотивации увлечься сюжетом и дойти до его конца.
И "Смотрите, как они бегут", так и поступает. В лаконичной экспозиции, поясняющей, кто есть кто, фильм преподносит завязку - убийство! И зритель погружается в сюжет. И водоворот отсылок, конечно.
Шаблон №2: Свидетели участвуют в продолжительных допросах без флешбэков
Сценарист заявляет, что прибегнуть к флешбэкам - это ленивый и дешёвый ход. Режиссёр не согласен.
И фильм снова на стороне режиссёра. После того, как сценарист высказал своё мнение, тут же вышла надпись "три месяца спустя". Признаю, это действительно более доходчивый и простой способ пересказать допрос свидетелей.
Флешбэки сами по себе убедительней, чем заунывное скрупулёзное расписывание свидетеля происходящих со ним событий в точности до секунды.
К тому же, помним ли мы имена всех свидетелей? Нет, нам нужны лица, иначе запутаемся в именах!
И здесь снова не могу не упомянуть в качестве примера фильм Райана Джонсона, который смело прибегнул к флешбэкам и разобрался с типичными допросами в первой трети истории.
Почему лучший допрос?
РАЗ: нелинейное повествование!
ДВА: флешбэки!
ТРИ: допрос шёл всего 14 минут! А потом сюжет переключился на Марту, чей флешбэк имел приоритетное значение для сюжета.
Шаблон №3: В концовке детектив выходит перед свидетелями и посредством монолога красиво раскрывает преступление
Режиссёр предлагает стрельбу в конце повествования, а не устаревшие банальные речи детектива. Сценарист не согласен.
И в отличие от первых двух пунктов, здесь я встану на сторону сценариста. Поскольку экшен мы можем увидеть в концовке любого другого блокбастера. А детектив - это торжество ума, которое демонстрирует сыщик, по полочкам излагающий, в чём заключались действия и мотивы преступника, пока тот пытается отвертеться криками "У вас нет доказательств".
ВНЕЗАПНО! "Достать ножи" тоже встают на сторону сценариста, дав детективу Джеймсу Бонду поболтать о дырке в бублике. Разве что убрали лишних свидетелей за кулисы кадра, дабы ситуация выглядела хоть немного правдоподобно.
И да, "Достать ножи" всё-таки добавляют экшона, только этот экшон - вишенка на торте, а не основа развязки.
Сами того не подозревая, "Смотрите, как они бегут" дают понять, насколько "Достать ножи" круты. И тем не менее, поступают по-своему и слегка спойлерят себе развязку. Но как мы помним, фильм заранее нам сказал, что не намерен удивлять зрителя, а вот поиронизировать над жанром - сколько захотите!
Я тихонько подвожу к тому, что фильм высмеивает каноны, которые заложила в детективный жанр Агата Кристи. И если через диалоги сценариста и режиссёра он это делает умело, то в концовке перегибает палку, выставляя королеву детектива в несколько дурном свете.
Леди Агата в фильме не просто отсылка, но целый персонаж, по причине действий которого и начали происходить убийства!
Что там с самим сюжетом фильма-то???
По всему вышесказанному можно подумать, что как такового серьезного расследования здесь и нет, но это не так. Просто оно теряется на фоне стёба и отсылок, а само по себе не интригует и не удивляет.
Все подозреваемые, которых по классике играет прекрасный актерский состав, - лишь карикатурные типажи и простейшие функции для участия в допросах, не более.
Преступник же... Он существует. И у него есть мотив.
Но у самой истории есть светлая часть. Это...
Обаятельные главные герои
...инспектор Стоппард и констебль Сталкер.
И если первый - безынициативный и неуклюжий, ленивый и склонный к выпить во время работы следователь...
...то вторая - миловидная и позитивная, энергичная и общительная девушка, жаждущая учиться мастерству сыска у инспектора.
История сколачивает их этих двоих весьма очаровательный тандем, в котором им предстоит научиться работать вместе.
Они поочерёдно то ведут себя комично, то прибегают к сообразительности, покрывая друг друга в щекотливых ситуациях, тем самым дополняя друг друга.
Сотрудничество инспектора и констебля - это самое милое, интересное, доброе и забавное, что есть в это фильме. Они так и располагают к себе зрителя.
История служит не только базой для отсылок и иронии к жанру, но и даёт качественный пилот совместных приключений Стоппарда и Сталкера. Они идеально бы вместе смотрелись в процедуральном сериале, где каждому новому расследованию уделялось бы не более 40 минут.
В конце дня становится ясно, что именно эти персонажи и их взаимодействие - это центр истории, имеющий свою трёхактовую структуру повествования. Безо всяких откровений каждый из них пройдёт свою небольшую арку: преодолев недоверие к партнёру, закрепит с ним сотрудничество и дружбу.
Итак!
"Смотрите куда они бегут" - это с одной стороны, очередное, но яркое скопление жанровых ироничных штук, с другой - чудесный дуэт героев в лице Сэма Рокуэлла и Сирши Ронан. И обе стороны удачно скрывают за собой вялое и посредственное расследование. Это ли не чудно?
P.S. Если вам понравилась статья, заходите подписаться на мой блог. И раз уж я вспоминал "Достать ножи", делюсь громадным лонгом, где я облизал фильм сверху донизу...
Не "чувачиха", а чувиха.
чувачесса
Сэм Рокуэлл, эта из Ханны, та из Темных начал, атмосфера, интрига и все дела! Надо смотреть :)
Сэм Рокуэлл это тот челик из второго жч, который инвестировал в Микки Рурка, а Сирша Ронан это Милые Кости и отель Гранд Будапешт
Надо, надо! 👉🍭🍿✌️
Много восхваления в примерах Достать ножи, а мне чет не сильно зашел, шоб аж в пример ставить(
Поэтому я в конце ещё ссылку на Ножи прикрепил. Ну у меня к нему такая любовь, что аж не могу удержаться ахахаха)))
Буду смотреть чисто из-за этой няши. Она просто прекрасна
Какая же она тут красотка жесть :D
И не поспоришь!
худенькая какая
Пролистал текст до конца, так и не увидел внятного ответа на вопрос: "А как вообще фильм-то?".
В топку такие рецухи.
Фильм нормальный, можно смотреть, на разок 1-2.
Что то милашка Сирша Ронан пропала после Маленьких женщин. А жаль, хочется ее чаще видеть, очень талантливая актриса.
И чересчур много стало той же Пью и Анюшы, они что ли ее роли забирают?)))
В Аммоните неплохо раскрылась. В буквальном смысле
Видать, да 🙂
Прочитал половину, пока не понял, что мне тут собираются подать салат со спойлерами фильма, который ещё толком не вышел
Не, спойлеров здесь не особо, убийцу не раскрываем, многое умалчиваем, лишь некоторые детали мусолим)
Я дропнул статью сразу как увидел кого убили и за что.
Сэм Рокуэл- это феномен! Лично в моей жизни жизни он прошел арку. От легкой неприязни, через "3 билборда", до Сэм Рокуэл- это уау!
В кролике джоджо он великолепен
Красава Сэм!
https://www.youtube.com/watch?v=IH5L4qTVsTk&ab_channel=FlightFacilities
Сэм Ро́куэлл для меня это маньячина из фильма "зеленая миля", а потом уже все остальное
Все. Фильм ты мне продал. Пойду смотреть.
Приятного просмотра!)
Спасибо за статью. Добавлю, что Вечеринка на вылет очень сильно вдохновляется настольной игрой Cluedo, как по мне. Отсюда и фон про игры, и разноцветные костюмы, и сам детектив, собственно.
Спасибо) Я играх я не мастер, поэтому вижу своё 😅
Очень мило с их стороны было заехать в культовое для фанатов Пуаро здание.
Да! Я прям порадовался. Рассматривал на стоп-кадре и решил на фон превью поставить скрин :))
Первые 2/3 фильма понравились. Последняя 1/3 - нет
Перегнули палку в конце)
Сэм Рокуэл и Сирша Ронан, только этого достаточно
Они прям жемчужины фильма :))
Ещё почти веком ранее в романе одного из классиков "золотого века детектива" не кто иная, как Агата Кристи (имя персонажу, конечно, было дано вымышленное, но прообраз легко угадывается) была представлена в амплуа убийцы.
Вот это новость для меня, прикол)
так в том-то и дело что нет. в жанре hudunit, или классическом детективе, в финале не всплывают новые неизвестные зрителю обстоятельства. в процессе расследования зрителю показывают все части головоломки, переводят подозрения с одного участника на другого, а в финале тыкают мордой в нужные улики. "ножи" же действуют по схеме триллера, когда к финалу из рукавов выкладываются какие-то неизвестные козыри, а кто убийца в общем-то становится понятно довольно быстро.
Понятно, что хоть Ножи хоть и возводят канон в абсолют, они вместе с этим не могут в точности повторять классическую схему ВО ВСЕХ деталях. Они прежде всего морально возводят канон в абсолют, руконстрируют жанр, но при реконструкции не обойтись без экспериментов и нововведений.
По поводу убийцы - кто догадается, а кто нет - зависит от самого зрителя. Я угадывал, когда впервые смотрел "Смерть на Ниле". Но не угадал, когда смотрел "Достать ножи", либо читал "Таинственное проишествие в Стайлзе" - хотя в обоих случаях очень похожим образом совали преступника в лицо.
А про какие неизвестные козыри ты говоришь в финале?)
Вчера начал смотреть в оригинале, там качество хорошее. Решил глянуть его из за того, что по трейлеру мне показалось, что это работа Уэса Андерсона (режиссер "отель гранд Будапешт"), стиль прям очень похож и актеры эти постоянно появлялись в его картинках
Но оказалось, что тут другой режиссёр и это не очень похоже на Андерсона, хотя местами они прям брали его фишки. Режиссер у этого фильма какой то непонятный чел, у него на кинопоиске нет работ других.
У Андерсона есть свой выдержанный стиль, который прослеживается в каждой его картине, а пытаться его повторить - полное безумие
Возможно они не пытались его копировать, но не может такой стиль быть просто совпадением. Фильм хочу досмотреть, актеры приятные
Безусловно, где то они копировали стиль, это видно, но я специально решил не упоминать, чтобы лишний раз не триггерить народ 😅
Всё таки Андерсон слишком уникальный, а этот фильм вообще не про стиль, а про другое
Эмм, "Агата Кристи могла"?
Не поняо, что могла?
Это Сэм Рокуэлл и Сирша Ронан (та талантливая девочка из милых костей)
Сэм Рокуэл и Сирша Ронан. Не надо продолжать, иду смотреть.
Приятного просмотра!)
прикольный фильм, мне понравился. и забавно что для решения дела инспектор тут в общем то и не нужен был лул. но учитывая что это все же скорее чисто стёб над детективами чем сам детектив, то и нормально тогда
и бтв это же про какую нибудь говнозвучку речь? потому что в оригинале вчера всё уже в отличнейшнем качестве было
хоть и с рекламой 1xbet и плохим звукомСирша хорошая
Какая же она тут няшка невозможно :3
А вот дуэт думаю действительно хорош
О да))