Как затоптать имя Агаты Кристи и превознести "Достать ножи"

Посмотрел свежий комедийный детектив "Смотрите, как они бегут". И мне как фанату жанра есть, что о нём сказать...

Как затоптать имя Агаты Кристи и превознести "Достать ножи"

Я очень рад, что классические детективы начали пользоваться спросом после успеха "Достать ножей". Не так давно выходила французская "Вечеринка на вылет", также вдохновлённая фильмом Райана Джонсона, а сейчас в Интернете появился фильм "Смотрите, как они бегут" (хоть и с рекламой 1xbet и плохим звуком).

Кстати, "Вечеринка на вылет" совсем не постеснялась откровенных копирований, хотя сюжет там закручивается по своему руслу. Любопытный фильмец, но речь не о нём!
Кстати, "Вечеринка на вылет" совсем не постеснялась откровенных копирований, хотя сюжет там закручивается по своему руслу. Любопытный фильмец, но речь не о нём!

И если "Ножи" шли дальше пародии на жанр и возводили канон в абсолют, то обсуждаемое кино - чистый постмодерн с обыгрыванием устоявшихся штампов и нагромождением отсылок к детективам. Ведь когда режиссёр за основу сценария берёт редкий или устаревший жанр, имеющий в прошлом свои шедевры, ему сложно делать вид, что этих шедевров не существовало.

Поэтому режиссёр "Смотри, как они бегут" закадровым голосом заявляет: "Если вы видели хоть один детектив, вы видели их все". Теперь зритель предупреждён о том, что фильм не намерен избегать клише жанра и предлагать ему что-то новое. Остаётся только лишь довольствоваться очередным приключением очередного бравого сыщика, приправленным крупной горсткой иронии.

Начало фильма - кайф. Ламповость, атмосфера 50х и вот это всё. Наливайте горячего чая, укрывайтесь пледиком и лицезрите!

Как мы знаем, для легковоспламеняющейся иронии над детективным жанром необходимо, чтобы в фильме состоялось обсуждение самого детективного жанра. И это очень просто сделать, когда в истории присутствует режиссер, снимающий детективную историю, и сценарист, дискутирующий с ним о том, как лучше развивать сюжет. И здесь мы натыкаемся на обыгрывание сразу...

...ТРЁХ шаблонов жанра!

Шаблон №1: Убийство не происходит на первой странице

Режиссёр не хочет читать сценарий дальше первой страницы, так как на ней не происходит преступление, а это скучно. Сценарист не согласен.

И здесь я полностью согласен.

Конечно, Агата Кристи могла позволить себе убийство лишь в середине повествования. И её всё равно будут уважать и почитать (хотя вместе с тем критиковать недавно вышедшую экранизацию от Кеннета Брана "Смерть на Ниле", где долгожданное преступление свершается через час нудной экспозиции). Но если вы не Агата Кристи, извольте преподносить убийство с первым завтраком, который будет давать заряд бодрости и энергии, сил и мотивации увлечься сюжетом и дойти до его конца.

И "Смотрите, как они бегут", так и поступает. В лаконичной экспозиции, поясняющей, кто есть кто, фильм преподносит завязку - убийство! И зритель погружается в сюжет. И водоворот отсылок, конечно.

Монтаж творит чудеса! Убийство "Смотри, как они бегут" происходит на 8 минуте, а завязка "Ножей" аж на 2 минуте! И после мы видим название, написанное белым шрифтом на чёрном фоне в ОБОИХ фильмах, ух!

Шаблон №2: Свидетели участвуют в продолжительных допросах без флешбэков

Сценарист заявляет, что прибегнуть к флешбэкам - это ленивый и дешёвый ход. Режиссёр не согласен.

И фильм снова на стороне режиссёра. После того, как сценарист высказал своё мнение, тут же вышла надпись "три месяца спустя". Признаю, это действительно более доходчивый и простой способ пересказать допрос свидетелей.

Флешбэки сами по себе убедительней, чем заунывное скрупулёзное расписывание свидетеля происходящих со ним событий в точности до секунды.

К тому же, помним ли мы имена всех свидетелей? Нет, нам нужны лица, иначе запутаемся в именах!

И здесь снова не могу не упомянуть в качестве примера фильм Райана Джонсона, который смело прибегнул к флешбэкам и разобрался с типичными допросами в первой трети истории.

Как затоптать имя Агаты Кристи и превознести "Достать ножи"

Почему лучший допрос?

РАЗ: нелинейное повествование!

ДВА: флешбэки!

ТРИ: допрос шёл всего 14 минут! А потом сюжет переключился на Марту, чей флешбэк имел приоритетное значение для сюжета.

Шаблон №3: В концовке детектив выходит перед свидетелями и посредством монолога красиво раскрывает преступление

Режиссёр предлагает стрельбу в конце повествования, а не устаревшие банальные речи детектива. Сценарист не согласен.

И в отличие от первых двух пунктов, здесь я встану на сторону сценариста. Поскольку экшен мы можем увидеть в концовке любого другого блокбастера. А детектив - это торжество ума, которое демонстрирует сыщик, по полочкам излагающий, в чём заключались действия и мотивы преступника, пока тот пытается отвертеться криками "У вас нет доказательств".

ВНЕЗАПНО! "Достать ножи" тоже встают на сторону сценариста, дав детективу Джеймсу Бонду поболтать о дырке в бублике. Разве что убрали лишних свидетелей за кулисы кадра, дабы ситуация выглядела хоть немного правдоподобно.

Как затоптать имя Агаты Кристи и превознести "Достать ножи"

И да, "Достать ножи" всё-таки добавляют экшона, только этот экшон - вишенка на торте, а не основа развязки.

Операторский эффект вертиго, слоумошка... Крч, ЭКШН! Для меня "Достать ножи" - новый эталон жанра, не иначе...

Сами того не подозревая, "Смотрите, как они бегут" дают понять, насколько "Достать ножи" круты. И тем не менее, поступают по-своему и слегка спойлерят себе развязку. Но как мы помним, фильм заранее нам сказал, что не намерен удивлять зрителя, а вот поиронизировать над жанром - сколько захотите!

Я тихонько подвожу к тому, что фильм высмеивает каноны, которые заложила в детективный жанр Агата Кристи. И если через диалоги сценариста и режиссёра он это делает умело, то в концовке перегибает палку, выставляя королеву детектива в несколько дурном свете.

Леди Агата в фильме не просто отсылка, но целый персонаж, по причине действий которого и начали происходить убийства!

Как затоптать имя Агаты Кристи и превознести "Достать ножи"

Что там с самим сюжетом фильма-то???

По всему вышесказанному можно подумать, что как такового серьезного расследования здесь и нет, но это не так. Просто оно теряется на фоне стёба и отсылок, а само по себе не интригует и не удивляет.

Все подозреваемые, которых по классике играет прекрасный актерский состав, - лишь карикатурные типажи и простейшие функции для участия в допросах, не более.

Преступник же... Он существует. И у него есть мотив.

Но у самой истории есть светлая часть. Это...

Обаятельные главные герои

...инспектор Стоппард и констебль Сталкер.

И если первый - безынициативный и неуклюжий, ленивый и склонный к выпить во время работы следователь...

...то вторая - миловидная и позитивная, энергичная и общительная девушка, жаждущая учиться мастерству сыска у инспектора.

Хе-хе

История сколачивает их этих двоих весьма очаровательный тандем, в котором им предстоит научиться работать вместе.

Они поочерёдно то ведут себя комично, то прибегают к сообразительности, покрывая друг друга в щекотливых ситуациях, тем самым дополняя друг друга.

Простейший роффл, простейшие персонажи - и это РАБОТАЕТ! 

Сотрудничество инспектора и констебля - это самое милое, интересное, доброе и забавное, что есть в это фильме. Они так и располагают к себе зрителя.

История служит не только базой для отсылок и иронии к жанру, но и даёт качественный пилот совместных приключений Стоппарда и Сталкера. Они идеально бы вместе смотрелись в процедуральном сериале, где каждому новому расследованию уделялось бы не более 40 минут.

В конце дня становится ясно, что именно эти персонажи и их взаимодействие - это центр истории, имеющий свою трёхактовую структуру повествования. Безо всяких откровений каждый из них пройдёт свою небольшую арку: преодолев недоверие к партнёру, закрепит с ним сотрудничество и дружбу.

Итак!

"Смотрите куда они бегут" - это с одной стороны, очередное, но яркое скопление жанровых ироничных штук, с другой - чудесный дуэт героев в лице Сэма Рокуэлла и Сирши Ронан. И обе стороны удачно скрывают за собой вялое и посредственное расследование. Это ли не чудно?

Гифка со звуком🎵 Какие они всё же славные и мимимишные! Сплошное удовольствие смотреть на них...

P.S. Если вам понравилась статья, заходите подписаться на мой блог. И раз уж я вспоминал "Достать ножи", делюсь громадным лонгом, где я облизал фильм сверху донизу...

143
74 комментария

Не "чувачиха", а чувиха.

15
Ответить

чувачесса

12
Ответить

Сэм Рокуэлл, эта из Ханны, та из Темных начал, атмосфера, интрига и все дела! Надо смотреть :)

7
Ответить

Сэм Рокуэлл это тот челик из второго жч, который инвестировал в Микки Рурка, а Сирша Ронан это Милые Кости и отель Гранд Будапешт

16
Ответить

Надо, надо! 👉🍭🍿✌️

Ответить

Много восхваления в примерах Достать ножи, а мне чет не сильно зашел, шоб аж в пример ставить(

13
Ответить

Поэтому я в конце ещё ссылку на Ножи прикрепил. Ну у меня к нему такая любовь, что аж не могу удержаться ахахаха)))

1
Ответить