Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Скорее всего этот текст будет сбивчивым и не очень подробным. В смысле, еще более сбивчивым и еще менее подробным, чем я мог бы написать. Но в свое оправдание скажу, что начал просмотр The Sopranos где-то в июле, а закончил в середине декабря (речь про 2020 год), поэтому впечатления ровным слоем размазаны аж на пол года. К этому стоит добавить то, что это моя третья попытка посмотреть сериал.

Не знаю можно ли считать первую — в детстве, я просто урывками смотрел его ночью по телеку, гыкая с гоблинской озвучки. Второй раз я брался за сериал в более зрелом возрасте, лет 7-9 назад, уже начитавшись про то, что «Клан Сопрано лучший сериал в истории телевидения». Через силу я проглотил пол сезона, особо не вник в происходящее и решил, что или критики не правы или я долбоеб. Раз вы это читаете, то понимаете какой вариант оказался верным.Третья попытка была более обстоятельной, я дал себе обещание не пытаться посмотреть сериал за какие-то рекордные сроки, дабы не вызвать перенасыщение и не уставать от филлерных эпизодов, если такие будут.

Я не буду рассказывать про свои впечатления от серии к серии, от сезона к сезону, не буду разглагольствовать про каждого из персонажей и сюжетные линии, тщетно пытаясь вам ничего не заспойлерить.

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Сериалу больше лет, чем некоторым из читающих этот текст. Все что вы хотели знать про него, вы уже знаете. Написанное ниже, будет вольным и витиеватым ответом на вопрос:

Так ли велик Клан Сопрано и если да, то чем?

Сериал очень методично выстраивает экспозицию, настолько методично, что не криминальные моменты из жизни семьи Тони Сопрано, спокойно можно было бы нарезать на отдельный ситком, да и в целом отношениям в семьях уделяется огромное внимание.

Зачем? Это возможность лучше узнать персонажей, узнать их не только со стороны работы в «организации» (местное обозначение их ОПГ), но и как сыновей и отцов, братьев и сестер, увидеть этих людей не только с пушками в руках или на какой-нибудь блатной сходке, где пузатые итальянцы обкашливают вопросы.

Благодаря этому, происходящее с персонажами сильнее отзывается в душе при просмотре, даже если вам этот персонаж не нравится, вы в состоянии поставить себя на его место и ваши «жалко, парня» или «так этому долбоебу и надо» горят в разы сильнее и это круто. Естественно, сценаристы не ждут, что каждый зритель, после парочки сцен, начнет видеть в этих седых подонках еще и простых людей с обычными человеческими проблемами, но они движутся к этой цели все шесть сезонов.

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

В сериале про мафию практически нет перестрелок или какого-то экшна. Я не могу назвать The Sopranos реалистичным хотя бы потому, что не состою в мафии, но я уверен, что это куда более реалистично, чем постоянные уличные войны, массовые расстрелы, поджоги и взрывы. Однако, все это есть в сериале, как и прочая «рутина», вроде рэкета, мошенничества, взяток, воровства, разбоев, угонов, торговли наркотиками и многого другого. Благодаря тому, что The Sopranos очень редко срывается в адреналиновый экшн, любое динамичное событие производит куда больший эффект. Если кого-то важного собираются убить, кинуть или ограбить — в 90% случаев это крайняя мера, настолько, что обычно сама жертва доводит до этого, ведь изначально к ней пытались применить другой подход, договориться, если угодно, пусть и на невыгодных для жертвы условиях. Но она хотя бы осталась в живых.

Экшн здесь заменен едой, The Sopranos это настоящий культ итальянской (оно и понятно) кухни. Они все время едят и пьют кофе и речь не только про пасту и прочие полноценные блюда, кажется можно собрать 10-ти часовую нарезку из всех сезонов, как Тони и его бригада разворачивает сэндвичи.

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Зачем это нужно? Ну во-первых, они итальянцы, для них кухня это нечто сакральное. Во-вторых, не стоит забывать, что для многих еда это интимный процесс, мы не любим обедать с неприятными коллегами, многие стесняются, когда кто-то видит, как они жуют и т. п. В эти моменты мы снова можем посмотреть на них, как на людей, в моменты, когда даже самый грозный мафиози с пушкой является уязвимым. Неужели главе мафиозной семьи претит заточить сэндвич на рабочем месте со своими пацанами и обсудить насущные вопросы?

Еда здесь такой же инструмент повествования, как и прочие, не говоря уже про сюжетное ответвление касаемо ресторанов. Я молчу, никакого сюжета.

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Персонажи.

Здесь нет ни одного стильного тафгая, но зато есть престарелые пузатые итальянцы, есть кучерявый племянник Кристофер и молодняк на подсосе. Мы не смотрим на идеализированных бандитов-красавчиков, мы видим бизнесменов которые пухнут на своих деньгах или гопников в спортивках. Ну или Полли, они идеально совместил в себе оба типажа, переодически меняя строгий костюм на спорт-штаны. Это выстраивает перед нами более приземленную картину. Мы понимаем, что никто их них, будучи застигнутым врасплох не крутанет вертуху попутно заряжая в пистолет обойму, пока первая пачка противников уже вылетает в окно. Зато, скорее всего дело дойдет до грязной стремительной поножовщины, пары выстрелов в упор или тяжелой работы удавкой. Закончится все как и полагается — получасовой одышкой, потому что это вам не это.

Приземленность вообще идет тонкой нитью через весь сериал. Да, у боссов роскошные дома и машины, но никто не летает на вертолетах, не ходит с охраной или золотыми Калашами, не вламывается в офис мэра по поводу и без (хотя конечно иногда чиновников тут гоняют знатно). Одеваются дорого, но не так броско, как могли бы.

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Знаете одну из самых больших бед многих сценариев? Когда нам в фильмах на словах объясняют то, что могли бы показать, особенно сдабривая это фразами аля «как вы все знаете...», если вы регулярно смотрите кино, плохое кино, обзоры Бэда, вы понимаете о чем речь. Так вот, здесь на то и шесть ебаных сезонов. Нам покажут все. К моему удивлению, я с трудом могу припомнить откровенно филлерные эпизоды. Может дело в том, что я смотрел сериал не залпом, я смаковал его пол года, но думаю истина где-то посередине. Все персонажи будут раскрыты, все сюжетные ветки растолкованы, а мотивация ясна.

Отсутствие романтизации.

Кто-то может сделать вывод, что им вообще все по кайфу и живут они всласть, грабят богатых, рэкетируют бедных, долбят кокс, долбят шлюх. Но надеюсь читающие не окажутся в этом числе. В сериале критически маленькое количество положительных персонажей. Да, мы можем сопереживать Тони и его «коллегам», как людям, в чьем обществе провели кучу времени, но несмотря на это, он является 100% скотиной и мразью, как и все с кем он ведет дела. Люди, которые не поведя бровью делают ужасные вещи, просто по щелчку пальца, а потом вполне спокойно спят не мучаясь угрызениями совести. Их можно уважать за то, что их долг и преступная честь, для них превыше всего. Нужно иметь очень сильный характер, чтобы неукоснительно следовать этому кредо и не оступиться ни разу.

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Во многих подобных проектах злодеи (будь то протагонист или антагонист) или получают условную индульгенцию или становятся хотя бы чуточку лучше, может начинают делать что-то правильное, словно пытаясь наладить контакт со своим зрителем.

Каждый шаг и действие Тони лишь подтверждают его жестокий и расчетливый нрав. Стоит нам только предположить, что возможно он не такое чудовище и что это образ, которому он вынужден соответствовать, как глава преступного синдиката, как Тони делает что-то настолько низкое и мерзкое, что все предположения мигом улетучиваются. Это происходит раз за разом, пока не приходит осознание, что и сам Тони не вполне понимает, какой он человек.

При всем при этом, в сериале нет однозначных карикатурных злодеев, которые делали бы зло ради зла, без какой-то особой мотивации. Нет ни одного персонажа, который был бы просто антагонистом по умолчанию. Любой конфликт здесь — это всегда конфликт интересов и нам всегда в подробностях представляют интересы обеих сторон и далеко не всегда правда на стороне семьи Сопрано. В такой обстановке иногда забываешь, что ни один хороший поступок не перекроет того зла, которое совершил каждый из них.

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Естественно, самая грозная акула, это Тони Сопрано. Тони беспощаден к врагам, строг к друзьям и непримирим по отношению ко всем. Да он не редко идет на уступки и компромиссы, но только тогда, когда понимает, что в случае открытой конфронтации потеряет больше, а союз, пусть и шаткий, только укрепит его позиции в будущем. Если же его что-то задевает лично, бизнес и рациональность отходит на второй план, а балом правит агрессия и желание устроить кровавую баню (нет) показательную порку тому, кто перешел дорогу Тони Сопрано.

Кто-то может предположить, что в Тони уживаются две личности — любящий муж и отец. Ибо несмотря на измены и скандалы, Тони искренне любит свою жену и детей. Но дело в том, что это одна жизнь и одна личность, Тони может быть так же жесток и холоден со своими близкими, как радушен и добр с членами «организации», дело лишь в ситуациях и эмоциональном фоне. Он по возможности разделяет работу и личную жизнь, но и там и там, он один и тот же Тони.

К шестому сезону окончательно убеждаешься, что в сериале почти нет лишних сцен или лишней информации. Потому что до этого мы уже неоднократно становились свидетелями того, что то, что могло казаться вязким забиванием хронометража, выстреливало через десяток серий, а то и через пару-тройку сезонов.

Оправдан ли такой подход? Нужно ли заставлять зрителя следить за всеми чеховскими ружьями? Конечно! Я считаю это отличным подходом. Но этот подход нельзя назвать универсальным. Я думаю не одна сотня человек бросила сериал с воплями в духе:

— Блядь, ну нахуя мне эта информация про его (нет, не Тони) мать?!

Любой у кого не хватило сил на этот сериал

Смерть как один из инструментов повествования.

Сейчас смертями главных персонажей никого не удивишь, особенно после «Игры Престолов», но кажется, для начала нулевых такой подход был еще в диковинку и смерть ключевых персонажей переживалась совсем иначе, особенно если учесть, что смерть эта чаще всего была не пафосной и героической, а мерзкой и позорной, под стать сфере, в которой вертятся наши герои.

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

Иногда, с момента осознания, что приговор персонажу вынесен, до его смерти, проходит с десяток серий, а иногда мы не успеваем опомниться, как кто-то падает с пулей в голове. Ну ладно, про «не успеваем опомниться» я возможно погорячился, все таки напоминаю, что темп сериала очень неторопливый, обстоятельный и изобилующий мелочами.

Самое крутое в этом всем, что мы забываем про убитых почти так же быстро, как остальные герои. Не потому что, это ничего не меняет или это было не важно, а потому что работа есть работа и она была сделана, незачем об этом говорить. Да, порой, погибшие так или иначе упоминаются, но эта холодная расчетливость еще раз показывает, что незаменимых нет и если ты перешел дорогу семье, то запомнят только это и твою смерть, никакие прошлые заслуги этого не перекроют. Естественно это касается и самих членов «организации». Даже самая тесная связь с Тони не дает права творить херню безнаказанно.

Сценарий и режиссура.

Не знаю, в курсе ли вы, но изначально проект задумывался как полнометражный фильм, однако невозможность вместить все задуманное в такой сжатый формат, трансформировала The Sopranos в сериал, но киношные замашки никуда не делись.

Сериал не смотрится как процедурал, сюжет постоянно движется вперед, не всегда быстро, но всегда стабильно и все это напоминает скорее расширенную версию расширенной версии режиссерского алтимейт cut'а с бонусными сценами и бонусными сценами бонусных сцен, чем сериал. The Sopranos гораздо ближе к кино, чем многие мини-сериалы (они же многосерийные-фильмы). Даже второстепенные персонажи получают свое развитие или «причину» покинуть сериал. Чем дальше вы продвинетесь, тем охотнее сериал будет вас благодарить за усидчивость и терпение, но к этому моменту вы уже и сами втянетесь.

Да-да, рейтинги не аргумент, я и сам все время это говорю, но тем не менее приведу статистику (на момент написания текста, не публикации) с Metacritic (первая цифра критики, в скобках зрители):

Первый сезон — 88 (9.4)

Второй сезон — 97 (9.3)

Третий сезон — 97 (9.4)

Четвертый сезон — 97 (9.3)

Пятый сезон — 86 (9.4)

Шестой сезон — 96 (8.9)

Клан Сопрано (The Sopranos) 1999-2007

The Sopranos поразительно стабилен, так что если вам зайдет первый сезон, то для вас сериал не скатится до самого финала, но если не зайдет — лучше не будет.

6565
23 комментария

Один из лучших

9
Ответить

А я до сих пор за русского переживаю в зимнем лесу в одних тапочках! Интересно, это он угнал Кадиллак у Поли?))

5
Ответить

и захуячил ли он 10ых чехословаков или нет)))

3
Ответить

В сценарии был вырезан момент, рассказывающий его судьбу, можете нагуглить. Если коротко, он выжил, но полмозга ему вырезали, и он встретился Крису полуовощем, моющим полы в ресторане, неспособным выдавить членораздельную речь)

1
Ответить

Стоит смотреть после Сынов Анархии?

Ответить

Стоит смотреть после любого сериала. Сыны, при всем уважении к ним, не ровня

11
Ответить

В сынах много идеализма. И финал об этом - отход от криминала и даже от расового отбора членов клуба. И это не говоря уж о странных подвисающих сезонах. Сопрано гораздо цельнее.

1
Ответить