Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Летающие рыбы-убийцы и не только.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Оглавление

Лос-Анджелес, Калифорния, весна 1984 года

Этот спор быстро надоел Джиму. Невероятные бюджетные ограничения и порой неадекватные требования продюсеров, на которые, чтобы сохранить видение проекта, зачастую приходилось отвечать ультиматумами, и так довлели над ним.

Да, актёр, освобождения графика которого пришлось ждать девять месяцев, был центральной фигурой картины, но его предложения касательно сценария только раздражали. Если идею о том, чтобы терминатор выпил пива Джим легко и без всяких споров отверг, едва дослушав, то своё нежелание произносить одну весьма конкретную реплику актёр высказывал вновь и вновь. Она казалась ему женственной, недостаточно «твёрдой» для его механического персонажа.

И вот, когда последний такой разговор оставил Джима в уверенности, что тема закрыта, актёр снова озвучил свои соображения. На этот раз Джим не выдержал и, прикрикнув, отрезал:

Слушай, просто доверься мне, хорошо? Я не учу тебя, как играть, а ты не учи меня, как писать [сценарий]!

В конечном итоге сцена была снята как задумывалось: Шварценеггер произнёс самую известную из своих коронных фраз.

Предисловие

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Если и есть режиссёр на планете, который обрёл культовый статус ещё при жизни и которого с лёгкостью можно назвать визионером и классиком современности, то это Джеймс Кэмерон. Канадский постановщик, за плечами которого, казалось бы, всего лишь восемь полнометражных фильмов, смог прочно вписать своё творчество в мировую культуру.

Любовь зрителей соседствует с невероятно высоким авторитетом среди руководства киностудий — тому способствуют более чем шесть миллиардов долларов кассовых сборов его картин. Неудивительно, что Кэмерон смог позволить себе тринадцатилетний перерыв между первой и второй частями «Аватара».

На прошлой неделе, 16 декабря 2022 года, вышел в свет «Аватар: Путь воды» — долгожданное продолжение самого кассового фильма в истории.

Многие зрители настороженно относились к этому событию, справедливо сомневаясь в успехе и актуальности новой истории о борьбе аборигенов Пандоры с земными захватчиками. Сомневался и сам Кэмерон, называя свой проект «самым худшим бизнес-кейсом в истории кино» — по словам режиссёра картине для самоокупаемости необходимо собрать в прокате 2 миллиарда долларов.

Оправдаются ли опасения зрителей и режиссёра, покажет время. А пока, выход «Пути воды» — отличный повод оглянуться назад и рассказать о жизни и творчестве Джеймса Кэмерона.

Близ Ниагарского водопада

Джеймс Кэмерон родился 16 августа 1954 года в Капускасинге, городке на севере канадской провинции Онтарио. Отец Джеймса, Филлип, работал электротехником на местной бумажной фабрике, а мать, Ширли, была домохозяйкой и художницей-любительницей.

<p> Spruce Falls Power And Paper Company — фабрика, на которой <a href="https://archive.org/details/dreamingaloudlif0000hear/page/4/mode/2up" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">работал</a> Филлип Кэмерон, потомок шотландских переселенцев, прибывших в Канаду в 1825 году</p>

Spruce Falls Power And Paper Company — фабрика, на которой работал Филлип Кэмерон, потомок шотландских переселенцев, прибывших в Канаду в 1825 году

Когда Кэмерону стукнуло пять лет семья переехала в Чиппаву, пригород Ниагара-Фолс. Вскоре у Джеймса появились младшие братья и сёстры: Майк, Валери, Терри и Джон Дэвид.

<p> Ниагара-Фолс, 1959 год<br /></p>

Ниагара-Фолс, 1959 год

Джим с самого раннего возраста любил мастерить всякую всячину: его игрушкой номер один был известный металлический конструктор Erector, а однажды, будучи на ферме своих дедушки и бабушки, он соорудил из телеги для перевозки сена требушет, способный метать девятикилограммовые камни.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Также у него рано проявился талант художника. Юный Джим стремился запечатлеть всё, что ему нравилось: от экспонатов музея, в который его часто возила мать, до любимых фильмов и ТВ-шоу, по мотивам которых он рисовал комиксы.

Всё то, что попадалось мне на глаза и при этом нравилось и вызывало [какую-либо] реакцию, я немедленно зарисовывал.

Джеймс Кэмерон
<p> Молодой Кэмерон с одной из своих работ</p>

Молодой Кэмерон с одной из своих работ

Дарования Джима не оставались незамеченными — он выигрывал местные художественные конкурсы. Например, ему довелось рисовать мурал на башне компании Seagram в Ниагара-Фолс, а однажды, когда ему было четырнадцать лет, искусство принесло Кэмерону первые деньги: за написание рождественской сценки на стене местного банка он получил сто долларов.

<p> Башня Seagram на почтовой открытке</p>

Башня Seagram на почтовой открытке

Учёба в школе всегда давалась Джиму легко. За успехи в обучении его в начале второго класса перевели в третий, а затем, в середине года — в четвёртый.

Однажды, учась в первом классе, Кэмерон, чтобы не читать детские (и, по его мнению, скучные) книжки, обманул учительницу, притворившись, что не умеет читать.

Родители были рады за сына, но другие дети не были в восторге. Двухгодичная разница в возрасте давала о себе знать — мелкого выскочку часто задирали.

В конце концов, мне это надоело. Я обратился к самому здоровенному парню в классе, у которого было не всё в порядке с математикой, и сказал: «Я буду делать твою домашку по математике, а если кто-то пристанет ко мне, ты ему вломишь». Это сработало великолепно.

Джеймс Кэмерон


Этот блок временно не поддерживается

Кэмерон был большим книгочеем: помимо любимых комиксов про Человека-паука, он упивался фантастическими романами Артура Кларка, Роберта Хайнлайна, Курта Воннегута и других именитых фантастов.

Я читал ужасно много научной фантастики … В старших классах поездка на школьном автобусе до занятий отнимала у меня по часу в каждую сторону. (Так было из-за того, что меня зачислили на … академическую программу, которую мне могли преподать только в той, далеко расположенной школе). Так что у меня было два часа на автобусе и я пытался читать по книге в день.

Джеймс Кэмерон
<p> Кэмерон в школе</p>

Кэмерон в школе

С юных лет Кэмерон проникся любовью к океану. В 1960-е Джим засматривался документальными фильмами Жака Ива Кусто. По его словам, он стал воспринимать океан точно так же как и открытый космос — полный тайн чужеродный мир, но в который, в отличие от космоса, у него был реальный шанс попасть.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Поэтому неудивительно, что в пятнадцать лет Джим решил стать водолазом и записался на курсы аквалангистов в городе Буффало, штат Нью-Йорк. Кэмерон пронесёт это увлечение через всю свою жизнь и в будущем совершит не одну уникальную экспедицию в морские глубины.

Любовь к научной фантастике в совокупности с интересом к науке и талантом художника привели Кэмерона к желанию самому творить в жанре. Сначала он думал написать и проиллюстрировать собственный научно-фантастический роман, но увиденная им в 1968 году «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика скорректировала его устремления.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Совместная работа именитого режиссёра и фантаста Артура Кларка впечатлила Джима своей технической частью. Желая разобраться как были сняты все те невероятные для своих лет сцены со спецэффектами, он часто пересматривал фильм, а когда ему в руки попала книга о создании картины он прочёл её от корки до корки множество раз.

Со своим другом Майком Нестлером, у которого была камера Super 8, Кэмерон оббегал всю округу запечатлевая различные кадры. На фоне куска чёрной вельветовой ткани друзья снимали самодельные миниатюры звездолётов, пробуя себя в постановке космических битв.

В 1971 году увлечение кинематографом впервые получило для Джима не иллюзорные шансы перерасти во что-то большее — его отцу Филлипу предложили более оплачиваемую позицию в Калифорнии.

Несмотря на то, что переезд оставлял шестнадцатилетнего Кэмерона без выпускного, ему было всё равно — он физически приближался к мировому центру кинопроизводства.

Переезд в Калифорнию и «Ксеногенезис» (1978)

Осенью 1971 года Кэмероны обосновались в городе Брея, входящем в округ Ориндж к югу от Лос-Анджелеса.

Брея, 1975 год (courtesy Orange County Archives)<br />
Брея, 1975 год (courtesy Orange County Archives)

Джеймс поступил в местный Фуллертон-колледж, в котором он изначально начал изучать физику, но вскоре, из-за отставания по математике и того, что хотел писать сценарии, перешёл на курс английской литературы. В конечном итоге он забросит учёбу в 1974 году.

Брея, 1975 год (courtesy Orange County Archives)
Брея, 1975 год (courtesy Orange County Archives)

После года в Калифорнии Кэмерон проникся ностальгией по родным местам и совместно с ранее упомянутым Майком Нестлером предпринял поездку автостопом из Лос-Анджелеса до Ниагара-Фолс. Во время этого путешествия он научился управлять грузовиком с механической коробкой передач — навык, который ему ещё пригодится в будущем: до старта кинокарьеры он проработает водителем грузовика.

Вплоть 1978 года, когда ему удастся, наконец, соприкоснуться с кинопроизводством, Кэмерон сменит множество профессий: помимо водителя грузовика ему доведётся работать уборщиком в школе, токарем, ремонтировать автобусы.

В колледже Кэмерон познакомился со своей первой женой Шэрон Уильямс, официанткой из закусочной Bob’s Big Boy (параллели с матерью Джона Коннора напрашиваются сами собой).

<p> Шэрон Уильямс, 1973 <b>by James Cameron</b></p>

Шэрон Уильямс, 1973 by James Cameron

С подачи Шэрон Джеймс познакомился с Биллом Уишером, а вскоре после этого с журналистом Рэндаллом Фрейксом — оба хорошо известны поклонникам вселенной «Терминатора»: первый, по своим камео в дилогии Кэмерона и как её сосценарист; второй, как автор новеллизаций «Терминатора» 1 и 2.

Друзья часто собирались вместе на работе у Шэрон и обсуждали кино.

<p> Рэндалл Фрейкс, Билл Уишер, Джеймс Кэмерон</p>

Рэндалл Фрейкс, Билл Уишер, Джеймс Кэмерон

На протяжении 1970-х Кэмерон не оставлял своего увлечения кинематографом и активно занимался самообразованием. В будни, по вечерам и в обеденные перерывы, он писал рассказы и рисовал, а в выходные — наведывался в библиотеку Университета Южной Калифорнии и делал фотокопии выпускных работ и диссертаций, посвящённых различным техническим аспектам кинопроизводства и созданию визуальных эффектов.

В 1977 году ошеломительный успех «Звёздных войн» подтолкнул Джеймса и его друзей приступить, наконец, к созданию своего фильма.

Нам не приходило на ум, что существует способ, когда ты сначала делаешь что-то маленькое и независимое и постепенно вырастаешь из этого. Нам хотелось сразу же заняться [своими] «Звёздными войнами».

Джеймс Кэмерон

С такими амбициями они подошли к разработке научно-фантастического тритмента (сценарной заявки) под названием «Ксеногенезис» (Xenogenesis).

Через знакомых они вышли на консорциум дантистов округа Ориндж, как раз искавших проект для выгодных инвестиций: у них на руках была лишняя сумма, вложив которую, они могли получить налоговые послабления.

Кэмерон сотоварищи представили инвесторам свои наработки, включавшие, помимо сценарной заявки, нарисованные Джеймсом концепт-арты.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Дантисты, держа в уме успех творения Джорджа Лукаса и вызванный им небывалый подъём космической кинофантастики, выдали новичкам кинобизнеса двадцать тысяч долларов на создание тестового отрывка и обещали увеличить финансирование, если результат получится достаточно впечатляющим.

Они не понимали, что мы были настолько далеки от понимания того, как делать фильмы, что съёмочная группа даже самого паршивого фильма, знала больше нашего.

Джеймс Кэмерон

Несмотря на неопытность, группа сразу же покинувшего позицию водителя грузовика Кэмерона с большим энтузиазмом подошла к процессу производства. Они арендовали склад в промзоне близ аэропорта округа Ориндж и приступили к подготовительной работе.

Вооружившись литературой по кинопроизводству, они из картона и других подручных материалов соорудили декорации и реквизит. Мать Кэмерона Ширли сшила костюмы. Когда всё было готово они арендовали 35mm-кинокамеру и приступили к съёмкам.

Для того, чтобы понять, как она работает, новоиспечённые кинематографисты были вынуждены буквально разобрать на части стоившую $40 000 кинокамеру.

Кэмерон и Фрэйкс заняли посты режиссёров. Билл Уишер исполнил главную роль Раджа, а его соратницу Лори сыграла актриса Маргарет Амбел.

Двенадцатиминутный результат их труда представляет собой скорее не полноценный короткометражный фильм, а отрывок из предполагаемого полного метра.

Синопсис фильма:

Его создали машиной, обученной для того, чтобы помочь человечеству преодолеть окончательный катаклизм. Они дали ему самый невероятный корабль из всех когда-либо построенных и обладающий собственным разумом.

Её взрастила машина, та единственная, что знала силу любви.

Вместе они исследуют далёкие звёзды в поисках места, где цикл сотворения начнётся вновь.

«Ксеногенезис» (1978) с озвучкой на русском языке. Ссылка на видео в оригинале

В представленном отрывке герой Уишера натыкается на гигантского робота на гусеничном ходу, стреляющего из лазерной пушки, а подруга героя вступает с этим роботом в схватку, управляя при этом большим паукообразным мехом с манипуляторами: все эти элементы позже найдут отражение в творчестве Кэмерона в виде хантер-киллеров в «Терминаторе» (1984) и финальной схватке Эллен Рипли с королевой ксеноморфов в «Чужих» (1986).

Дантисты так и не выделили Кэмерону денег на производство полнометражной версии «Ксеногенезиса». Но для Джеймса фильм стал важнейшим этапом в карьере и послужил пропускным билетом в киноиндустрию.

New World Pictures Роджера Кормана

В 1979 году Роджер Корман, знаменитый режиссёр и продюсер фильмов категории «B», набирал команду для создания нового фильма.

Основанная им в 1970 году студия New World Pictures, не желая оставаться в стороне от подъёма зрительского интереса к космической фантасике, собиралась создать свой ответ «Звёздным войнам» — своеобразную вариацию «Семи самураев» в космосе под названием «Битва за пределами звёзд» (Battle Beyond The Stars, 1980) с производственным бюджетом в два миллиона долларов, огромной суммой по меркам творчества Кормана.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Подразумевалось, что затраты на визуальные эффекты «Битвы» будут больше полного бюджета рядового фильма студии, поэтому Корман принял решение создать в её рамках отдельное подразделение, ответственное за спецэффекты. К этому подразделению, используя «Ксеногенезис» в качестве портфолио, и присоединился Кэмерон, заняв должность сборщика миниатюр.

<p> Кэмерон в процессе создания модели корабля для «Битвы за пределами звёзд»</p>

Кэмерон в процессе создания модели корабля для «Битвы за пределами звёзд»

Однажды, во время работы над «Битвой за пределами звёзд», расположенную на бывшем складе пиломатериалов мастерскую по изготовлению миниатюр посетила для проверки ассистентка Кормана Гейл Энн Хёрд — так Кэмерон познакомился со своей будущей второй женой и сопродюсером.

<p> Гейл и Кэмерон в 1986 году</p>

Гейл и Кэмерон в 1986 году

Примечательно, что автором музыки к «Битве» выступил Джеймс Хорнер, также хорошо знакомый поклонникам творчества режиссёра.

Фрагменты «Битвы» под музыку Хорнера

Во время съёмок «Битвы» Кэмерон продвинулся с должности создателя миниатюр до арт-директора (художника-постановщика). Сначала Джеймс разработал дизайн корабля главного героя, изначальная версия которого была отброшена.

<p> Корабль главного героя «Битвы за пределами звёзд». Кэмерон <a href="https://archive.org/details/isbn_9780307460318/page/20/mode/2up" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">презентовал</a> его Корману со словами: «It’s a spaceship with tits.»</p>

Корабль главного героя «Битвы за пределами звёзд». Кэмерон презентовал его Корману со словами: «It’s a spaceship with tits.»

Затем Кэмерон продвинул идею использования мэт-пэйнтинга и фронтпроекции — Корман принял предложение Джеймса и назначил его во главе нового отдела визуальных эффектов, наделив при этом большими полномочиями, которые позволили быстро идущему по карьерой лестнице новичку уволить арт-директора картины и взять на себя его функции, объединив его отдел со своим. Корман пошёл навстречу таким изменениям, так как Кэмерон убедил его в том, что они приведут к существенному сокращению издержек, что было главной догмой студии короля B-movie.

Сговорчивости продюсера в вопросе повышения Кэмерона способствовали также следующие обстоятельства:
- его рекомендовала Корману Гейл Энн Хёрд, во время визита с проверкой принявшая Джеймса за главу мастерской, хотя он и был рядовым сотрудником;
- предыдущий арт-директор не справлялся со своими обязанностями и сильно отставал от графика: было построено лишь две декорации.

Подразделение Кэмерона, отвечавшее теперь, одновременно, и за арт-дизайн и за воплощение его в жизнь в виде декораций и реквизита работало в три смены — сам Кэмерон буквально жил на съёмках, ночуя в мастерской. Работая в таких условиях, они возвели двадцать две декорации интерьеров космических кораблей и поверхностей планет.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Быстрое продвижение по карьерной лестнице, увольнение арт-директора и авральные условия работы во время съёмок «Битвы» закрепили за Кэмероном репутацию жёсткого и требовательного руководителя.

Все остальные, кто там работал, действительно ненавидели меня. И я их за это не виню.

Джеймс Кэмерон

Но доставалось и самому Кэмерону. Он умудрился быть дважды уволенным Корманом, который регулярно посещал съёмочную площадку и оказывался чем-то недоволен.

В конечном итоге команда Джеймса выявила странную закономерность: если во время визита продюсера на площадке велись работы, то следовал разнос, если же на площадке были одни лишь недоделанные декорации и никого из персонала не наблюдалось, Корман уходил довольным.

Ты никогда не видел пикирующей Валькирии, не так-ли?

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Как бы то ни было, съёмки фильма были завершены и результат труда студии Кормана был оценён по достоинству. При двухмиллионном бюджете фильм несколько раз окупился, собрав в прокате $11 миллионов.

<p> Одну из главных ролей в «Битве» исполнил Роберт Вон, известный по роли в «Великолепной семёрке» (1960) — самом знаменитом переложении классики от Куросавы</p>

Одну из главных ролей в «Битве» исполнил Роберт Вон, известный по роли в «Великолепной семёрке» (1960) — самом знаменитом переложении классики от Куросавы

Знакомая история о защите группой героев беззащитных поселенцев, выполненная в фантастическом антураже, вошла в золотой фонд фильмов Кормана. В свою очередь, команда спецэффектов Кэмерона отработала на все сто, и выдала результат как минимум ничуть не хуже, чем в вышедшем в том же году крупнобюджетном «Флэше Гордоне».

Интересный факт, подчёркивающий эффективность работы команды Кэмерона.
Согласно книге Кристофера Хёрда Dreaming aloud: the life and films of James Cameron (1997), когда «Битву» продали для показа на ТВ некоторые моменты с героиней Сибил Дэннинг были подвергнуты цензуре.

При этом на прикрытие выдающегося декольте валькирии было затрачено больше денежных средств, чем на создание всех спецэффектов картины.

«Битва за пределами звёзд» — полное космических битв и оммажей к классике научной фантастики кинополотно, которое для непритязательного зрителя может представлять интерес даже сегодня.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

После «Битвы за пределами звёзд» Кэмерон принял участие в различных проектах. Например, он занимался мэт-пэйнтингом для «Побега из Нью-Йорка» (1981) Джона Карпентера:

Следующим же его проектом в студии Кормана стал очередной ответ нашумевшему космическому блокбастеру — на этот раз речь шла о «Чужом» (1979) Риддли Скотта.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

На съёмках «Галактики ужаса» (Galaxy of Terror, 1981) Кэмерон снова отвечал за арт-дизайн, разработку реквизита и возведение декораций.

«Галактику ужаса» можно охарактеризовать, как своеобразный гибрид «Чужого» (1979) и «Кошмара на улице Вязов» (1984). Тем любопытнее, что одну из ролей в работающем по логике сна космическом хорроре исполнил Роберт Инглунд.

Большой лишь по меркам New World Pictures 1,8-миллионный бюджет накладывал серьёзные ограничения на подразделение Кэмерона. Для создания интерьеров космического корабля использовались самые примитивные материалы: детали от посудомоечных машин, пенопласт, отделка домов на колёсах.

Трейлер «Галактики ужаса»

Одним из работников, присоединившихся к команде Джеймса для возведения интерьеров корабля, был искавший вечернюю подработку начинающий актёр, хорошо известный знатокам творчества Кэмерона по своим многочисленным появлениям в его картинах и импровизациям.

Этот блок временно не поддерживается

[Когда я только пришёл,] Джим спросил: «Можешь начать сразу? [Тогда] покрась вон ту стену».

Билл Пэкстон

В начале 1980-х только начинавший актёрскую карьеру Билл Пэкстон был больше всего известен, как режиссёр и исполнитель главной роли в крайне необычном короткометражном фильме Fish Heads, представляющем собой музыкальный клип на одноимённую композицию коллектива Barnes and Barnes. Клип обрел популярность после того, как был показан на канале NBC в шоу Saturday Night Live.

Когда декорации были возведены и съёмочная группа прибыла и начала съёмки, Кэмерон остался не в восторге от их работы. По его мнению они «косячали» и в постановке кадра, и в наставлении актёров касательно их игры. Он обратился к Корману, изъявив желание возглавить вторую съёмочную группу.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Продюсер согласился и выделил Джеймсу помощников. Кэмерон в основном занимался съёмкой эпизодов со спецэффектами, но ему довелось поставить и несколько сцен с актёрами. По его словам они сняли треть фильма.

В одной из сцен со спецэффектами, которой занималась команда Кэмерона, отсечённая рука одного из персонажей была окружена извивающимися личинками. Чтобы заставить последних двигаться, постановщик пропускал через них электрический ток.

Во время съёмки данного эпизода на площадке присутствовали два итальянских продюсера, одному из которых, Овидио Ассонитису, срочно требовался режиссёр для сиквела «Пираний» (1978) режиссёра Джо Данте.

До съёмок «Пираний II» Ассонитис уже выступал продюсером двух малобюджетных фильмов для небольшого лейбла, принадлежавшего Warner Brothers. Главным условием финансирования было наличие американского постановщика во главе.

В обоих случаях продюсер увольнял нанятых режиссёров-новичков за якобы профнепригодность и доснимал картины самостоятельно.

«Пираньи II: Нерест» (1982) — сорванный дебют

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Могу со всей уверенностью сказать, что «Пираньи II» это лучший из когда-либо созданных фильмов о летающих пираньях.

Джеймс Кэмерон

«Пираньи» (1978), снятые под крылом Роджера Кормана, снискали в прокате невиданный успех: паразитирующий на популярности «Челюстей» (1975) комедийный хоррор о нападении рыб-убийц смог несколько недель продержаться в прокате и, при менее чем одномиллионном бюджете, собрать кассу в 14 миллионов.

Корман, удивлённый такому успеху был бы и рад самостоятельно участвовать в создании сиквела, но контракт с ним был заключён только на одну картину и исполнительные продюсеры Чако ван Лейвен (a.k.a. Хисако Цукуба) и Джефф Шехтман были вольны искать финансирование в другом месте.

Вскоре производство сиквела было передано итальянскому продюсеру Овидио Ассонитису. До этого Ассонитис снял несколько малобюджетных картин, паразитировавших на успехе кассовых хитов. Одной из них была «За дверью» (1974), ставшая камнем преткновения между продюсером и студией Warner Brothers, увидевшей в фильме поразительное сходство со своим «Экзорцистом» (1973).

По утверждению самого Ассонитиса, в ходе судебного разбирательства между ним и студией было достигнуто следующее соглашение: итальянец не станет снимать сиквелов своей версии «Экзорциста», а Warner Brothers под своим небольшим лейблом выпустит три малобюджетные картины продюсера. Условие при этом было поставлено одно: во всех случаях режиссёром должен был выступить американец.

Первым американцем, назначенным Шехтманом и Лейвен на пост режиссёра «Пираний II» был Миллер Дрейк, выходец из студии Роджера Кормана. Дрейк совместно со сценаристом Чарльзом Эгли (будущим сооавтором сюжета «Терминатора: Тёмные судьбы») приступил к разработке сценария.

Но вскоре между Ассонитисом и Дрейком случились творческие разногласия, и последний был уволен из проекта. Примечательно, что для создания эффектов картины Дрейк собирался привлечь Роба Боттина, принимавшего участие в съёмках оригинальных «Пираний». Так картина о летающих рыбах-убийцах лишилась знаменитого мастера практических спецэффектов, отправившегося прямиком в команду Джона Карпентера работать над «Нечто» (1982).

Тогда оставшийся без режиссёра продюсер и вспомнил о талантливом Джиме Кэмероне со съёмок «Галактики ужаса».

Ассонитис пригласил Джеймса на деловой обед, в ходе которого предложил место режиссёра и гонорар в десять тысяч долларов: одну половину до начала съёмок, вторую — после.

Работая у Кормана, Кэмерон, будучи новичком, получал $200 в неделю, а после повышения до арт-директора — $750.

Джеймс с готовностью согласился, даже не читая сценария, лишь уточнив, что фильм не является порнографическим. И уже в августе 1981 года он занимался препродакшеном картины в офисе продюсера в Риме: разрабатывал дизайн рыб-убийц, продумывал сюжет и переписывал сценарий.

Стоит отметить, что по словам Гейл Энн Хёрд, Кэмерон был осведомлён о своей предполагаемой судьбе на проекте, но, горя желанием во что бы то ни стало воспользоваться шансом впервые полноценно выступить режиссёром фильма, наплевал на предупреждения. И даже после того, как Ассонитис отстранил его от руководства основной съёмочной группой, Джеймс продолжил работать во второй, занимавшейся подводными съёмками.

Многие люди предупреждали меня, что съёмки «Пираний II» могут плохо обернуться [из-за вмешательства продюсера в съёмочный процесс], но они казались мне шансом, ради которого стоило рискнуть.

Джеймс Кэмерон

Проект попал в руки Кэмерона в не самом лучшем виде. Несмотря на то, что его уверили в обратном, никто из съёмочной группы не говорил на английском языке. Ему пришлось в спешке, за две оставшиеся до начала съёмок недели, учить итальянский.

За неделю до начала съёмок прибыв на Ямайку, где должны были проходить съёмки, Кэмерон обнаружил, что менеджер, ответственный за подбор мест для съёмок не выполнил свою работу. Наняв первого попавшегося ямайца с машиной, Кэмерон отправился исследовать остров в поисках локаций.

Помимо этого он оказался не доволен работой, проделанной итальянской командой по спецэффектам и был вынужден лично доработать и перекрасить модели рыб-убийц.

Также оказалось, что бюджетные ограничения были серьёзнее, чем он думал.

Оценка бюджета «Пираний II» разнится от источника к источнику. В одном из интервью Кэмерон называет сумму примерно в $600 000.

В свою очередь, Лэнс Хенриксен, исполнитель одной из главных ролей, говорит о том, что заявленный бюджет был равен полумиллиону, но двести тысяч непонятным образом пропали во время производства.

Другие источники указывают сумму ещё меньше — около ста пятидесяти тысяч.

Ярко иллюстрирует ограниченность бюджета тот факт, что полицейская форма персонажа Лэнса Хенриксена была форменной одеждой официанта из местного ресторана, которую актёр купил у того за 75 долларов во время совместного обеда с Кэмероном.

<p> Лэнс Хенриксен в одежде официанта, изображающей полицейскую форму, беседует с главной героиней, местной Эллен Рипли, в исполнении Триши О’Нил</p>

Лэнс Хенриксен в одежде официанта, изображающей полицейскую форму, беседует с главной героиней, местной Эллен Рипли, в исполнении Триши О’Нил

Не рассчитан бюджет был и на каскадёров — Лэнс Хенриксен сам прыгнул из вертолёта в воду в финале картины, повредив при этом руку.

(Не оригинальный монтаж) Во время съёмок эпизода Кэмерон утопил камеру, а Хенриксен травмировал руку

Несмотря на все неприятности, у Хенриксена с Кэмероном на съёмках «Пираний II» завязались дружеские отношения. Позднее актёр высоко отзывался о профессионализме режиссёра на съёмочной площадке:

Я помню, как думал про себя: «Кто этот парень?» Даже несмотря на то, что это бы его первый фильм, Джим представлял из себя примерно того же, кем он является сейчас. У него был никудышный сценарий и он пытался превратить его во что-то стоящее … Он был полностью поглощён своей работой.

Лэнс Хенриксен

Спустя неделю после приезда Кэмерона на Ямайку подготовка была завершена и съёмки начались.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Помимо неприятностей связанных с тем, что Ассонитис с самого начала стал вставлять палки в колёса Кэмерону, оспаривая многие его решения, съёмки некоторых сцен были сами по себе крайне неприятны.

Один эпизод фильма должен была происходить в морге, куда героиня Триши О’Нил, инструктор по дайвингу, прибывала, чтобы добыть доказательства атаки рыб-убийц на одного из своих учеников.

Другого выхода, кроме как снимать сцену в настоящем морге, Кэмерону найти не удалось.

Но, несмотря на договорённости, когда пришло время съёмок, морг был полон настоящих трупов. Сотрудников учреждения попросили отодвинуть их в дальний угол, после чего начались съёмки с актёрами и моделями летающих пираний.

Когда настало время обеденного перерыва, несколько трупов должны были забрать. При этом служащие, перемещавшие покойников, уронили одного из них на пол. Подошедший в этот момент Кэмерон тут же ретировался к съёмочной группе и сказал, чтобы те продлили обеденный перерыв, а сам, взяв уборочные принадлежности и дезинфицирующие средства, отправился обратно в морг убирать литры настоящей крови там, где скоро должна была появиться искусственная.

Также по ходу съёмок Ассонитис не предоставлял Кэмерону доступа к отснятым материалам. При этом продюсер называл результат «дерьмом», не подходящим для монтажа.

Я снимал на Ямайке. Затем плёнку отправляли на обработку в Нью-Йорк. [Ассонитис] летал туда и просматривал материалы, но не отправлял их обратно мне. Так что я даже не мог увидеть свой собственный фильм.

Джеймс Кэмерон

На пятый день к Кэмерону обратился помощник продюсера и сказал ему, что их не устраивает его работа и он уволен.

В одном из интервью Кэмерон, частично подтвердив упомянутые ранее слова Хёрд, сказал, что был уволен дважды: после того, как его отстранили в первый раз, он был вызван для досъёмок подводных сцен второй съёмочной группой.

Будучи уже в Калифорнии, Кэмерон узнал, что фильм всё-таки готовится к выходу, а его имя будет указано титрах. Он отправился в Рим выяснять отношения с продюсером. Позднее он вспоминал, что на той встрече Ассонитис сидел за столом, направив на него острый нож для вскрытия писем.

Как ни странно, Кэмерону позволили посмотреть результат. Он удивился, но увидел, что его сцены были не так уж и плохи. Тогда Джеймс решил, что раз имя его убирать из титров не собираются, а решить дело судом ему не по карману, он сделает свою версию, пускай и посредственного, фильма.

Кэмерон стал тайком по ночам пробираться в монтажную комнату (он запомнил код доступа на замке офиса Ассонитиса во время препродакшена) и создавать свой вариант картины. В конце-концов его обнаружили и выгнали, а свет увидела версия продюсеров.

Согласно некоторым источникам, на лазер-дисках выходила режиссёрская версия — более короткий вариант фильма с изменённым порядком и монтажом сцен.

Кэмерон или не Кэмерон, вот в чём вопрос

«Пираньи II: Нерест» (Piranha II: The Spawning) или «Пираньи II: Летающие убийцы» (Piranha II: The Flying Killers) своей фабулой слабо отличаются от первой части за авторством Джо Данте, которая, в свою очередь, слабо отличалась от «Челюстей» (1975) Стивена Спилберга. Если в первой части в центре сюжета вместо акулы-людоеда были разработанные военными пираньи-убийцы, то во второй на их месте были те же пираньи-убийцы, только научившиеся жить в море и летать.

По стечению обстоятельств икра этих невероятных рыб оказывается в утонувшем судне рядом с курортным городком на Ямайке.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

В начале фильма мы видим молодую пару дайверов, которые решают спуститься внутрь этого самого судна, чтобы предаться там любовным утехам, тем самым донося до зрителя не только свои специфические предпочтения, но и полное не знание правил нахождения внутри хоррора — парочка становится первой жертвой кровожадных монстров.

Несмотря на «трэшовость» происходящего, подводные сцены в начале, да и во всём фильме целиком, сняты довольно качественно и выглядят гораздо лучше своих аналогов из первых «Пираний» (и дело не только в морской воде в сиквеле против речной в оригинале) — видна рука режиссёра «Бездны» (1989) и «Титаника» (1997).

А если брать шире, то и «Аватара 2»:

<p> Летающая рыба убийца в «Аватар: Путь воды» (2022)</p>

Летающая рыба убийца в «Аватар: Путь воды» (2022)

Ещё одним элементом, характерным для творчества Кэмерона, является наличие в центре сюжета сильного женского персонажа. Местную Эллен Рипли, инструктора по дайвингу, сыграла телевизионная актриса Триша О’Нил.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Главным же атрибутом фильма, прочно связывающим «Пираний II» с творчеством Кэмерона, является наличие в актёрском составе Лэнса Хенриксена, исполнившего мужа главной героини, местного аналога шерифа Броуди из «Челюстей».

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

Хенриксен и О’Нил в «Пираньях II» являют собой центр массы актёрской игры, за орбитой которого качество исполнения существенно падает.

Помимо исполнителей главных ролей и отличных подводных съёмок, к достоинствам картины можно отнести великолепные виды Ямайки, позволяющей сиквелу, снятому за меньший бюджет, выглядеть лучше оригинала.

В остальном же картина полностью отвечает своей оценке на IMDb и, соответственно, не идёт ни в какое сравнение с остальным творчеством Джеймса Кэмерона, который называет своим настоящим дебютом «Терминатора» (1984).

Кошмар в Риме

В марте 1982 года, во время ночных вылазок в монтажную «Пираний II», Кэмерон жил в дешёвом отеле и, почти не имея денег (вторую часть гонорара за фильм ему не выплатили, а первая подошла к концу), побирался, собирая остатки еды с выставляемых в коридор подносов из-под завтраков других постояльцев.

Жизнь впроголодь сделала своё дело: Кэмерон сильно заболел. В лихорадке, то ли от гриппа, то ли от пищевого отравления, в одном из кошмаров он увидел образ «восстающего из огня, словно феникс, металлического скелета», который, сверкая хромом и огнём красных глаз, полз к нему, вооруженный кухонным ножом.

Жизнь и творчество режиссёра Джеймса Кэмерона — Часть 1. Не самый лучший сиквел в истории

История темпорального противостояния «киборгов-убийц» и человечества начинала приобретать первые очертания.

Продолжение следует...

225225 показов
4.9K4.9K открытий
24 комментария

Кэмерон - крутейший мужик и мастер своего дела. Долгие годы двигает индустрию вперед. Но сорян, дед, сегодня тренд такой, что тебя принято хейтить, ведь серьезного сюжета, который удовлетворил бы эстетов с ПДФ - ты в Аватар 2 не завез. А графонием здешнюю искушенную публику уже не удивишь...

Ответить

Он делает обычную карусель аттракцион. Пришёл, тебя удивили, ты вышел и сразу забыл , ему сюжет Титаника то наши люди подсказали, любовную историю сделай и всё будет, он и сделал и сделал хорошо, мастер всё-таки

Ответить

А перёд, в который дед двигает - он точно передний?

Ответить

Меня больше раздражает как он оправдывает все последующие терминаторы особенно последний где он продюсировал снимал бы аватары и запретил трогать историю терминатора

Ответить

Лонг на Дтв
Ахуенна

Ответить

"Не самый лучший сиквел в истории" ироничное название, потому что самый лучший сиквел в истории (по мнению очень многих) тоже снял он.

Ответить

Будет лучше, если вы сделаете всё одной статьёй, мне кажется, а то первая часть не взлетела, а со второй никто уже не захочет начинать(а там начнётся самое интересное)

Ответить