Зеленее травы (2019)

Бред сумасшедшего или подарок для искушённого зрителя?

Зеленее травы (2019)

Фильм начинается с того, как мы видим двух подруг, которые буднично пришли на игру в футбол поддержать своих детей и праздно поболтать. Ничего особенного, просто обычный день в приличном пригороде. Хотя что-то тут всё-таки не так. Одна из женщин замечает, что у её подруги появился новый ребёнок и эта малышка чудесна. На что мама реагирует самым внезапным способом — предлагает своего ребёнка подруге. И та соглашается. Именно так начинается фильм «Зеленее травы» (Greener Grass) .

В обществе, в котором никто не может отличить одного человека от другого, индивидуум уже не способен осознать свою реальность.

Ги Дебор

Знакомство с фильмом хочется начать с представления тандема режиссёров, сценаристов и главных действующих лиц в одном лице, а именно Жослин ДеБоэр и Доун Люббе. Они обе имеют внушительный опыт в комедии импровизации, выступая с театральной группой Upright Citizens Brigade и на американском телевидении. Также у них есть несколько короткометражных работ, но именно Greener Grass стал их полнометражным дебютом. Жанр фильма можно описать как смесь сатиры и комедии абсурда с щепоткой сюрреализма. И если неподготовленному зрителю фильм покажется не просто странным, но даже омерзительным, то матёрый киноман получит просто лошадиную дозу удовольствия.

Здесь явно что-то произошло
Здесь явно что-то произошло

Вернёмся к нашим героиням. Джилл Дэвис и Лиза Ветботтом живут в красивом пригороде уровня upper-middle, являются любящими жёнами и заботливыми матерями. Подруги часто проводят время вместе, обсуждая городские сплетни и слухи, делятся успехами детей и хотят быть важными участницами местного сообщества. Их жизнь отлично укладывается в рамки неписаных общественных устоев, но сам мир всё-таки отличается от того, в котором живём мы. Желание быть приятным и удобным человеком возводится здесь в абсолют, особенно для Джилл, которая, не задумываясь, отдаёт своего ребёнка подруге, лишь бы та была довольна. Стремление всем угодить является главным пороком для Джилл. Очень чётко это просматривается в её отношениях с сыном Джулианом. Этот мальчик совершенно непослушный, норовит сделать всё так, как хочет, а не так, как от него ожидают другие. Джилл очень его любит, но не приемлет такое поведение. Именно с ним произойдёт одно происшествие, которое сильно повлияет на то, что будет с Джилл после.

Лиза же является обладательницей иного порока — зависти. Она с жадностью смотрит на то, как выглядит Джилл, какой у неё дом, хочет её мужа и детей. Лиза копирует её особенности, такого же хочет и от своего сына — ведь он не должен ни в чём отставать от сына подруги. С этим мальчиком тоже случится определённое перевоплощение, которое будет не по нраву матери. Но капля камень точит, и Лиза не собирается уступать.

Какая американка не мечтает быть европейкой
Какая американка не мечтает быть европейкой

-Что такое Пангея?

-Не говори так, мы христиане

Не погружаясь в хитросплетения сюжета, хочется отметить изменения, произошедшие с героинями. Они будто бы меняются местами, и последняя сцена нам это отчетливо показывает. Хотя бы обратите внимание на их наряды в открывающей и закрывающей сценах. Диалоги в фильме написаны поистине на высочайшем уровне. В начале может показаться что все они абсолютно бессмысленны, но благодаря мимике, визуальным и звуковым эффектам можно уловить истинную суть происходящего. Хотя просто сумасшедших и откровенно нелепых сцен здесь тоже хватает. Фильм не просит сидеть с серьёзным лицом — здесь можно и нужно смеяться. Уверен, что диалог про маму и школу забудется не скоро. А то, что показывают по местному телевидению, вообще заслуживает попадания на межвселенское тв из Рика и Морти.

Как жаль, что в моём детстве не было этой передачи
Как жаль, что в моём детстве не было этой передачи

Возвращаясь к визуальной составляющей фильма, хочется отметить всю её важность для передачи атмосферы происходящего. Герои будто живут в кукольных домиках, ходят в игрушечные супермаркеты и проживают пластмассовую жизнь. Хотя они даже не живут, они играют в жизнь. В какой-то момент может показаться, что мы смотрим чей-то стрим игры Sims, только теперь понимаем симлиш. Всегда солнечная, яркая картинка в какой-то момент начинает немного пугать, в голове появляются аналогии с игрой We Happy Few. Беспричинно позитивное поведение жителей городка очень этому подыгрывает, особенно определённая черта Ника, мужа Джилл. Звуковое наполнение сделано нарочито карикатурным. Когда персонажи строят гримасы, реагируя на те или иные события, то звук поднимает всю абсурдность ситуации на высший уровень.

Отойдя в сторону от всей этой фантасмагории, фильм не забывает рассказать нам и некую мораль. Слоёв понимания здесь много, и каждый увидит то, что захочет. На мой взгляд, основным посылом здесь выступает критика определённого западного, скорее даже, американского образа жизни. В голове возникает такое слово, как гиперамериканизация, что бы оно ни значило. При этом создаётся чёткое ощущение, что скрытых смыслов здесь настолько много, что только истинный поклонник Дэвида Линча сможет дойти до конца. Поэтому осознанно опустим некоторые сюжетные линии, о которых можно поразмышлять уже после просмотра. Но даже если вам не хочется искать какой-то глубинный посыл, то фильм смотрится так же легко. Главное — принять правила местной игры.

Моё и, скорее всего, ваше лицо во время просмотра
Моё и, скорее всего, ваше лицо во время просмотра

В конце хочется добавить пару слов касательно перевода названия фильма на русский язык. Вместо «Зеленее травы» фильму лучше подойдет вариант «Трава зеленее», отсылая к пословице the grass is greener on the other side. В таком случае смысл названия куда лучше отражает происходящее в самом фильме.

С вами был Плохой Рассказчик, Джаа на!

2323
3 комментария

Фильм занятный, но очень тяжелый, мне больше нравится как такое Мистер Оизо снимает.

Весь просмотр не мог отделаться от ощущения что смотрю полнометражку коллаба клипа Дэнни Брауна Ain’t it funny и серии роликов Don’t hug me I’m scared, те же цветофильтры и атмосфера мрачно-сюрная.

1

*Вазо

1