Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо

1-й фильм в марафоне "Как полюбить авторское кино: Франсуа Трюффо"

Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо

Предисловие

Информационное поле сейчас перенасыщено разными статьями, эссе, блогами, обзорами и т.п. о кино. Практически на любой фильм можно найти кучу информации как от известных критиков, так и от простых пользователей. Что я могу предложить нового? Только совместную одиссею в мир авторского кино с относительно новой оптикой. В котором мы попытаемся посмотреть на фильмы взглядом человека, который пережил крушение стереотипных представлений о том, что кино должно делать и какие правила оно должно соблюдать, и который учится воспринимать фильм как таинственного незнакомца, от которого неизвестно что ждать: помощи, утешения, уюта или боли и надругательства над всем, что нам может быть дорого. Так или иначе — это все бесценный опыт, который может обогатить нашу жизнь и превратить рутинное хобби в бесконечное приключение. И может быть, однажды мы найдем то что давно искали и обретем свою Итаку. Подобнее об этом можно почитать в моем блоге в Telegram, ссылка в профиле.

Важно: если вы киновед со стажем или синефил с богатым опытом просмотра авторского кино - эта статья не для вас. Вы и так уже все знаете и можете просто поделиться мнением в комментариях.

Если вы всегда хотели погрузиться в авторское кино, но считали его скучным или не понятным — вместе с вами мы и будем находить тот прекрасный и уникальный опыт, который можно зачастую найти только там.

Правила помогающие нам в пути

  1. В материале не будет спойлеров и пересказа сюжета, только общие впечатления и призыв к такому же обмену впечатлениями.
  2. Не разбираем логические составляющие сюжета. Фильм это всегда фикция, чья-то история. Если автор описал так действия героев - значит для него они логичны или необходимы. Пространство фильма и реальный мир не совпадают, поэтому гораздо интереснее принимать фильмы комплексно и смотреть какие впечатления они оставляют.
  3. В статье не будет описания фильма с Википедии, фактов, биографии режиссера. Все это можно легко найти в интернете или в куче других статей.
  4. Пробуем найти в фильмах что-то хорошее, то что может подойти за причину для чего смотреть его здесь и сейчас.
  5. Без выдавленной из себя критики, экзальтации предупреждаем о том, чем можем фильм отпугнуть зрителя.
  6. Принимаем любой киноопыт. Если он не подошел - считаем что фильм сняли не для нас, без громких заявлений о качестве фильма.
  7. Наконец, пробуждаем в себе того самого заинтересованного зрителя, который просто любит кино и готов не только посмотреть в бездну, но и без колебаний шагнуть в нее, зная что на замену утраченного комфорта придет опьяняющее чувство свободы и радости встречи с новым

Terra incognita: Франсуа Трюффо

Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо

Начинать с Трюффо мы начинаем по двум причинам: 1. В 1954 году именно Франсуа Трюффо в своем манифесте «Одна тенденция во французском кино» и изложил свою теорию авторского кино. Поэтому для нас он тот самый нулевой пациент, от которого можно вести отсчет нового взгляда на фильмы, как на авторский продукт, в котором можно соприкоснуться напрямую с личностью творца. 2. Не смотря на то, что прошло уже почти половина столетия, его фильмы все еще смотрятся довольно легко и интересно.

О фильме

Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо

Режиссер: Франсуа Трюффо
Оригинальное название: Les quatre cents coups
Русское название: 400 ударов
Год выхода: 1959.
Страна: Франция

О чем фильм

Несколько недель из жизни Антуан Дуанеля, подростка, который ищет свое место в мире взрослых. Про то, как можно сохранить в себе стремление к свободе в обществе, где у каждого есть причины и оправдания, но вместе с этим каждый несвободен в той роли, которую себе выбрал.

Общие впечатления

Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо

Как ни банально, это просто хороший фильм. Таких историй взросления уже множество — описание своего полуавтобиографического опыта кажется бесконечным источником вдохновения для режиссеров и сценаристов. На фоне уже того, что каждый мог видеть "400 ударов" выделяются тем, на сколько одновременно легко и глубоко подается история Антуана. Без пафоса, искусственных нравоучений, излишней драматизации или попыток выставить себя в выгодном свете. Это совсем небольшой срез жизни подростка, со всеми радостями и горестями.

Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо

На Антуане лежит клеймо трудного подростка. Те самые 400 ударов это часть французской идиомы "вести себя на грани приличий, нарушать моральные нормы". Не смотря на это, представить себя на его месте не так уж сложно. Он очень любит фильмы, ищет понимания и любви у своих родителей, хочет чтобы его воспринимали и уважали как взрослого и отчаянно ищет свободы на улицах Парижа. Пожалуй, за исключением Парижа, все остальное легко применимо к большинству людей. Антуан может совершать благородные или гадкие поступки, но он искренен в них и даже его проступки не служат самоцелью - в них присутствует стремление обрести свое собственное "Я".

У фильма очень легкая интонация. Светлые и грустные моменты чередуют друг друга. Прогулка по Парижу сменяется бытом, быт сменяется моментами семейного счастья. Удушающая атмосфера квартиры прерывается прогулками по Парижу, а он у Трюффо очень красив. Неспроста именно на улицах Антуан по настоящему живет, дышит этим городом, чувствует себя своим.

Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо
Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо

Сюжет в таких фильмах не главное. У нас нет навязываемой нам конечной цели, нет строго заданного и явного пути героя. Как и в жизни, правда? Важен не конец, а сам путь. И сама история рассказана хорошо, в жизни Антуана происходят изменения, иногда довольно радикальные. Его действия, поступки не происходят в вакууме. Какие-то случайные фразы или поступки могут вернуться к Антуану или зрителю. Потерянный журнал отца не раз всплывет по ходу повествования. Трюффо не разжевывает для зрителя каждый свой шаг, каждый поворот истории или мотивы героев, но внимательный зритель может найти ответы на все свои вопросы. Отдельная похвала диалогам. Они живые, интересные и остроумные.

Просишь тысячу франков, значит, надеешься получить 500. Значит, тебе на самом деле нужно 300. Вот тебе 100.

Тезисно зачем смотреть

- Очень живой, искренний и легкий фильм про взросление, где в главном герое многие смогут увидеть что-то своё. Как минимум тот самый искренний детский опыт во всем своем комплексе взлетов и падений.

- Красивый Париж середины прошлого века. Не случайно фильм открывает долгая сцена проезда рядом с Эйфелевой башней.

- Одна из первых ролей Жана-Пьера Лео. В фильме мы увидим это культового актера на заре карьеры. Он еще неоднократно снимается как в фильмах Трюффо, так и других культовых режиссеров (Годар, Эсташ, Каурисмяки, Варда, Серра и др). И здесь Жан-Пьер на своем примере показывает как органично могут смотреться дети-актеры в фильмах.

- Попросту один из тех фильмов, которые запустили французскую «новую волну». Если вы хотите соприкоснуться с живой историей, которая повлияла на весь современный кинематограф - "400 ударов" один из лучших подобных фильмов. Он не успел закостенеть, в нем еще чувствуется пульсация молодой и горячей крови, готовой в любой момент выдержать проверку временем

Когда лучше не смотреть

- Если не нравятся черно-белые и/или французские фильмы. Фильм вас вряд ли переубедит, не смотря на универсальность — технически фильм все таки во многом представитель своего времени.

- Если привыкли к однозначным историям с моралью или ждете экшена, саспенса, эмоциональных качелей.

- Если главный герой максимально чужд вам. Скорее всего, фильм произведет впечатление назидательной притчи про то, что бывает с детьми, которые не смогли интегрироваться в мир взрослых.

Вместо вывода

Крайне рекомендую посмотреть, если еще не видели. Буду рад также обсудить с теми, кто уже смотрел или только собирается смотреть. В том числе приветствую любую критику или пожелания по материалу. Спасибо, что прочитали!

Для чего сейчас смотреть "400 ударов" Трюффо
2424
11 комментариев

Вчера только посмотрел, долго откладывал; ни капли не пожалел. Даже сегодня выглядит живо и актуально (за исключением, может, образовательного процесса).

Еще до просмотра где-то вычитал, что мать и море во французском являются омофонами, отчего концовка приобретает дополнительные смыслы.

3

Про созвучие очень интересно, спасибо! Вчера пересматривал и тоже подумал, что море это отсылка к матери, только с точки зрения психоанализа. Что у Фрейда, что у Юнга море так или иначе отсылает к материнскому образу.

1

Фильм классный, ещё чем-то напоминает "Похитителя велосипедов" Де Сика и "Забытых" Бунюэля.

1

Да, согласен с вами

Посмотрела фильм буквально на днях, правда, только вторую половину) Париж просто обворожителен) Сцены обыденный жизни ушедшей эпохи, наверное, для парижан это как фильмы Рязанова для москвичей)) А вообще, фильм для меня тяжёлый. Очень трудно смотреть на жестокость родителей к детям. Это что-то противоестественное в моей картине мира

1

Выведи картинку в ленту помимо абзаца)

Спасибо, вывел!

1