Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь | Окончательное становление стиля и эксперименты (Часть 2)
Вторая часть моя рассказа будет посвящена окончательному становлению стиля и приемов режиссера, которые он успешно применил и отточил в своих следующих четырех фильмах. Будет интересно, немного мерзко, но всё также необычно.
Содержание:
«Реальный вымысел»
«Реальный вымысел» – это пример отличной и оригинальной идеи, но ужасной её реализации, что, впрочем, так и задумывалось. Во главе угла тут стоит тема творческих людей, а именно то, что они сами в себе сдерживают. Непонимание, боязнь, оскорбление, порицание, гонения – эти и многие другие вещи испытывают на себе и простые люди, но люди творческие подвергаются подобным нападкам во много раз чаще ввиду публичности своей работы. И, конечно же, эти люди чувствуют – чувствуют страх, ненависть, зависть и Бог знает что еще.
И вот тут Ким Ки Дук решает немного пофантазировать: а что, если творец захочет всё это выпустить из себя самым что ни на есть натуральным образом. А именно: взять волю в кулак и разобраться со своими обидчиками самыми различными и изощренными способами. И ведь действительно в подобных людях кипит огромное количество энергии. И фильм не раз напоминает о том, какое же счастье, что вся эта энергия ищет свой выход в творчестве и тому подобных вещах. Как же хорошо, что очередное разбитое сердце не побуждает человека идти резать и душить людей на улицах, а садится за кисть или за печатную машинку и создать свой очередной шедевр.
Но также мы должны понимать и тот факт, что подобных преступлений не происходит и по причине неуверенности и закрепощенности творческих людей. Главный герой фильма решается на подобные действия только в результате убеждений постороннего человека.
Ясное дело, что использованием такого приема Ким Ки Дук выражал и свои собственные чувства. Он пытался выразить всю ту злобу и ненависть, которая у него есть в отношении к остальному миру и тем людям, которые считают что людей творческих можно и нужно "ломать". По сути, режиссер сам следует ролевой модели своего главного героя, а именно аккумулирует возникающую энергию в нечто осязаемое, характерное и полезнее (или хотя бы не вредное) - в художественный фильм.
В фильме, помимо основного и второстепенных персонажей, существует еще и персонаж девушки с камерой, которая фиксирует все действия героя. Кто она такая и почему делает то, что делает я не знаю. В сети есть предположения что это совесть главного героя, которую он символично душит в конце, но тут я без понятия, хотя теория хорошая.
Я тут, как и в прошлый раз, понарасписывал про фильм всякого хорошего и кому-то может показаться, что смотреть его будет хорошей идеей. Спешу вас в этом переубедить, ведь помимо вот этой общей идеи интересного в фильме больше нет ничего. Сама картина изначально задумывалась как своеобразный небольшой перформанс, который будет снят за 200 минут с каким-то там количеством камер. Все так и получилось, только вместе с этим мы имеем и вечно бесящую трясущуюся камеру, невнятные диалоги, повествование, скачущее туда-сюда, целую прорву второстепенных персонажей, которых ты вообще не знаешь и не понимаешь кто это.
И, конечно же, ломание 4 стены в конце, которое, конечно, смотрится органично, но общей ситуации в лучшую сторону не меняет и позволяет лишь облегченно вздохнуть под конец просмотра. Фильм вообще местами до ужаса скучный, буквально каждые минут 10-15 экранного времени хочется заснуть.
И тем не менее, таким он, по сути, и задумывался – несуразным, дерганным, неказистым, но со своей идеей. Но смотреть это трудно. Очень трудно.
«Адрес неизвестен»
«Адрес неизвестен» является одной из немногих работ раннего творчества режиссера, которая носит социальный подтекст. Вернее, практически все ранние фильмы Ким Ки Дука носят такой социальный подтекст, но не в таком количестве и не с таким сильным фокусом на данную проблему. А проблемой является прошлое и настоящее Кореи – её деление на север и юг. Эта рана, если и когда-нибудь будет зашита, еще очень долгое время не заживет и оставит непоправимый след на истории и культуре народа Кореи. А сам фильм повествует о войне, вернее о её последствиях. Причем последствия скорее не прямо сиюминутных, а, скажем так, отдаленных, которые проявят себя через поколение, а то и через два.
Действие фильма происходит в какой-то типичной послевоенной корейской сельской местности, где, ко всему прочему, расположилась и американская военная база. Повествование ведется от лица нескольких персонажей, каждый из которых отражает ту или иную проблему послевоенного общества: семья героя войны, заслуги которого по случайности не признали; дочь в этом семействе, ранее лишившаяся глаза и теперь вынужденная выбирать между взаимной любовью и возможностью вылечить свою травму; беспомощный и наивно влюбленный юноша, который вынужден подрабатывать на пользующейся спросом у интервентов работе; женщина, которая влюбилась в чернокожего американца и родила от него ребенка, и теперь убивается и сходит с ума от того, что тот уехал; и, наконец, мальчик-полукровка – человек, который не может найти себе места ни в одном, ни в другом обществе, везде чуждый и везде гонимый.
Зрителю на выбор предлагается целый набор таких последствий войны как: послевоенная нищета, из которой выходит ненависть к интервентам, которые вроде как и помочь хотят; ребенок-полукровка, которого не признают свои и чужие и который вынужден заниматься низкооплачиваемым и неприятным трудом; сошедшая с ума из-за горя женщина, который зачал ей ребенка и уехал в свою страну обратно; награды за подвиги героев войны, а именно их отсутствие у одних, а также изъятие у других, ведь не дай Бог твой отец воевал на стороне коммунистов, значит и ты у нас тоже коммунист; безысходность в лечении нанесенных травм, впоследствии выливающаяся в буквальную отдачу своего тела другому человеку.
Что общего у такого большого количества разных и необычных ситуаций? Вся эта нищета, круговорот жестокости, страдания и слабая надежда на будущее являются следствием войны – бескомпромиссной, беспощадной и не понятно зачем нужной. Фильм является яркой антивоенной листовкой, которая действует мягко, показывая не саму суть и ужасы войны, а те последствия, которые непременно за ней последуют. То, что даже в случае победы стране придётся пережить не самые легкие времена с внешней зависимостью, культурной конкуренцией и поиском внутренних врагов.
Ким Ки Дук ясно дает нам понять, что былые раны все-таки заживут. Когда-нибудь, но заживут. За исключением того факта, что это увидят и прочувствуют на себе уже только будущие поколения. А поколения же заставшие эту войну и непосредственно в ней участвовавшие ждёт только одно – страдание и покаяние за совершенное. И будьте уверены, режиссер в своей фирменной манере никого не оставит хотя бы с частичкой надежды на светлое будущее.
«Плохой парень»
«Плохой парень», вероятно, является центральной работой в раннем творчестве режиссера. Этот фильм соединил в себе историю странной любви, гордыни, насилия, бедности и самой что ни на есть изощренном способе мести, который в конечном итоге вышел боком самому обидчику. Иными словами – концентрированный Ким Ки Дук первой декады своего творчества.
Фильм начинается с того, что криминального рода парень наблюдает за молодой девушкой на улице. Очевидно он ей заинтересовался, результатом чего стало маниакальное преследование и, в конечном итоге, насильный поцелуй. Сразу возникает вопрос: зачем? Ответ – потому, что по-другому быть и не могло. Хан Ги (т.е. один из главных героев фильма, которых, как вы уже могли догадаться – двое) – является человеком, которого воспитала улица. Он привык получать своё только и исключительно с помощью усилия, т.е. нужно обязательно прийти и взять свое. Именно взять – не просить, не хитрить и вилять, а именно что взять. Именно таким привычным для себя образом он и пытается взять понравившуюся девушку, как делал не раз до этого в своем квартале красных фонарей.
Ожидаемо получив отказ, пару-другую синяков и плевок в лицо, как элемент публичного унижения, Хан Ги уходит в закат, но не для того, чтобы уйти не с чем. Нет, он собирается поступить несколько изощрённее. Что, если подставить эту бедную девушку, насильно втянуть её в долги и заставить продать свое тело в качестве платы, а затем неторопливо и с наслаждением наблюдать как она постепенно теряет себя, человечность и всё что ей дорого в этом мире?
Девушка вынуждена работать в публичном доме, чтобы оплатить свои долги. А её похититель, с свою очередь, даже и не подозревает, что конечной целью собственной мести будет он сам. Случится, на самом деле, довольно ожидаемое – он влюбится. Влюбится в эту беззащитную и хрупкую девушку, но влюбится, как это и предполагается, по-своему. Чем это кончится в конечном итоге – узнавайте сами, на кой черт вам для этого нужна говорящая голова?
И мы все также имеет все темы раннего творчества Ким Ки Дука – от насилия, до нищеты, от странной любви, до зеркальности судеб. Сам фильм является наглядной энциклопедией того, что из себя представлял сам режиссер в тот период своего творчества. «Плохой парень» – это мой первый фильм Ким Ки Дука. Я нашел его случайно, не ожидал от него абсолютно ничего. И знаете, чем он меня удивил? Жестокостью. Именно таким огромным количеством насилия и жестокости.
До сих пор, может быть волей случая, я не сталкивался в своей жизни или в чьем-то творчестве с таким количеством концентрированного насилия, которое показано в натуральную бытовую величину, как привычная всем обыденность. То, как старые друзья могут из-за какого-то одного человека рассориться друг с другом, а в будущем и вовсе поубивать друг друга. То, насколько хрупкой и незащищенной на самом деле является наша жизнь, когда одна случайная встреча с нахальным и горделивым человеком, считающим, что ему можно все, может изменить многое – от привычного образа жизни, до сознания и мироощущения. Именно это осознание и очищение путем мученичества и страдания больше всего меня поразило в этой картине. Именно таким и является первый период творчества Ким Ки Дука, и именно таким оно уже не будет никогда, потому, что надо двигаться дальше и искать что-то новое.
«Береговая охрана»
В качестве прощального жеста перед своими дальнейшими поисками, Ким Ки Дук решил преподнести зрителю очередную историю, связанную с его прошлым. Дело в том, что режиссер имел счастье (или скорее несчастье) отслужить пять лет в морской пехоте Кореи, где получил целую уйму жизненного опыта, навыков и глухоту на оба уха, в результате чего в обычном разговоре ему приходиться разговаривать на повышенных тонах, а музыку как таковую он вообще не слушает. Школа жизни, пацаны, школа жизни.
«Береговая охрана» – фильм, во-первых, имеющий офигенный постер, а во-вторых повествующий о нелегкой судьбе пограничной армии Кореи, которая вынуждена днем и ночью блюсти спокойствие обычных граждан не только на наземной, но и на водной границе с Северной Кореей. Ведь не дай Бог на землю страны могут проникнуть коммуняки и… ну, не знаю отобрать весь хлеб? В результате такого повышенного режима охраны границы, рядом с ней не просто расположены военные базы – её еще и огородили колючей проволокой, а кроме этого периодически водят дневные и ночные патрули. Гражданским на эту территорию также вход воспрещен, ведь никто, в случае критической ситуации, разбираться вовсе не будет – дадут предупредительный залп в воздух, а если и этого мало будет, то гранату кинут и на том порешают.
К слову, всё обстоит не так уж и просто. Видите ли, пехотинцам, которые вынуждены охранять эту береговую линию в Богом забытом месте, в качестве поощрения и стимула назначена награда за успешное обнаружение и устранение противника – медаль… шоколадная (шутка). А в придачу к этому отпуск, вернее полное освобождение от дальнейшей службы. Я не знаю какой срок обязательной службы в войсках Кореи, но уверен в том, что там никто, наверняка как и у нас, не особо горит желанием тратить свою жизнь на подобного рода развлечения по собственной воле, поэтому такой стимул подстегивает их как никогда стараться найти врагов там, где их, по сути, вряд ли можно найти.
Так происходит и в нашем случае, когда главный герой фильма – Кан Сан Бён, довольно сильно внимает указам начальства и, скажем так, немного с ума сходит на почве поиска коммуняк на морском берегу. Череда глупостей и случайностей приводит к трагедии – Кан Сан Бён не просто застреливает гражданского. Неееет. Он, чтобы убедится в достоверности получения обещанной награды, ко всему прочему кидает еще и гранату, в результате чего труп бедного парня РАЗРЫВАЕТСЯ В ТРУХУ, попутно оставляя неизгладимое впечатление на его девушку.
Это, как водится, только завязка. Дальше, как и в «Адрес неизвестен» идут последствия. Страдания, боль, непонимания, самобичевание, фанатичность и несколько тронутых рассудков – вот результат этих бессмысленных мер, которые из года в год калечат не один десяток человеческих жизней. Этот фильм для режиссера одновременно личный и социальный, актуальный и затрагивающий давно ноющие раны. Всё то, что приносит с собой война, никогда не проходит бесследно, и в этом нам с вами, дорогие друзья, следует в очередной раз убедится.
Проблем у фильма две – это нуднейшее, просто нуднейшее повествование, которое неимоверно медленно тянется и тянется примерно со второй трети фильма. Вторая проблема – это бедность идей. Т.е. у фильма, по сути, одна тема – и он следует ей на протяжении всего хронометража. Наличие одной единственной идеи это не плохо – плохо, когда ты не добавляешь к повествованию чего-либо нового. И вот из-за этих совокупностей, фильм и сложно смотреть – его сложно воспринимать и нормально к нему относится. И лишь концовка полная безмерного отчаяния и боли несколько пробуждает тебя ото сна и заставляет задуматься: а нужно ли вообще все это?
Несколько слов в конце
Ким Ки Дук умер сравнительно недавно – два года назад. Он ушел из жизни гонимый на своей родине, которая, в принципе, никогда особо радушной к нему не была. Кто не знает – в Корее режиссер вовсе не популярен, как ни парадоксально. И тем не менее, тот объем работы, та трудоемкость, та преданность делу и то разнообразие тем, которых касался в своем творчестве Ким Ки Дук поражает. Наверно, поэтому его и смотрят. Наверно поэтому его раннее творчестве стало популярно и в нашей стране – постсоветский человек находил так много параллелей в череде этого круговорота страданий, насилия и безнадеги. И тем не менее я призываю вас смотреть – смотреть и помнить фильмы этого интереснейшего во всех смыслах режиссера. Если вас интересует какой фильм для ознакомления я советую в первую очередь, то посмотрите «Плохого парня» – это квинтэссенция всего того, что тогда представлял из себя режиссер.
Мы еще увидимся с вами позже, ведь это только начало – Ким Ки Дук режиссер плодовитый. Всем бы нам такой энергии, мужества и желания творить.
Кто не знает – в Корее режиссер вовсе не популярен, как ни парадоксальноЭто действительно странно
Вот, кстати, да. Его году в 2017 отменили, но он и до этого вообще практически никак не воспринимался у себя на родине. Чем это объясняется - без понятия.
Один из любимых режиссеров. Смотрел его еще на кассетах лет 15 ? назад... Почему то было ужасно грустно когда узнал что он умер от ковида кажется в Латвии? Как будто друг из детства ушел...
Вам повезло, что вы застали его работы, так сказать, в "онгоинга". Я был бы не прочь сходить на пару его работ в кинотеатр.
Смотрел пару его фильмов нихрена не понял, но было очень интересно. Может после этого текста что-то и прояснится
Если не особо хочется вникать, то посмотри у него что по проще. Из ранних работ - это "Крокодил" и "Плохой парень", а из работ поновее - несмонтированный фильм (он там только сценарист, но рука чувствуется).
Знаешь что, у тебя слишком много свободного времени, раз ты тратишь его на странные фильмы. Иди лучше работай.