Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь | Глоток свежего воздуха и радикальная смена приемов подачи (Часть 3)

Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь | Глоток свежего воздуха и радикальная смена приемов подачи (Часть 3)

Радикальная смена стиля: бывает ли такое? Ну, если подумать, то конечно же бывает. Жизнь вообще штука странная и неожиданная, никогда не знаешь, что будешь делать или где находиться через год, а то и через меньший срок. Смена фокуса на определенных темах в творчестве, вместе со сменой приемов подачи, довольно часто бывает вызвана какими-то внутренними потрясениями. Довольно часто этими потрясениями являются трагедии. Но иногда, может быть и реже, а может и нет, всему виной служит простое обретение нового пути. В случае с Ким Ки Дуком всё произошло именно таким образом.

После жестокой, кровавой и довольно нашумевшей первой декады своего творчества, режиссер пошел в достаточно ожидаемом в таком случае направлении. Если быть конкретнее, он нашел ответы на некоторые свои вопросы в религии. Причем, на сколько можно судить, тут вовсе не ведется речи о принятии религии как вероисповедания. Нет, вовсе нет. То, что решил сделать Ким Ки Дук, скорее можно назвать изучением процессов, ритуалов, образа жизни и мировоззрения. Что стало результатом этого изучения? Новый глоток свежих идей, радикальная смена методов повествования (при не сильной смене ракурса в темах) и, в конце концов, желание творить. Вы читаете вторую часть общей хронологии творчества Ким Ки Дука и даже не думайте, что режиссер выгорел или в чем-то сдал.

Содержание:

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Постер фильма "Весна, лето, осень, зима... и снова весна"
Постер фильма "Весна, лето, осень, зима... и снова весна"

«Весна, лето…» является, наверно, самой известной работой режиссера. Одновременно не похожий ни на «фестивальное кино», ни на «массовое кино», фильм умудрился собрать аудиторию из обеих групп, завоевать интерес и дать пищу для размышления всем тем, кому это могло быть интересно.

«Весна, лето…» знаменует собой, по сути, новый этап творчества режиссера, в котором он не то, чтобы сильно отходит от рассматриваемых ранее тем, но пытается взглянуть на них несколько под другим углом и использовать для этого несколько иные приёмы.

Размеренность и спокойствие - лейтмотив, проходящий через всё повествование картины
Размеренность и спокойствие - лейтмотив, проходящий через всё повествование картины

Весь фильм достаточно сложно описать в двух словах. Ну, есть у нас одна локация – храм в какой-то Богом забытой долине; есть главные герои – монах и его послушник, которые и живут в этом храме; есть второстепенные персонажи, которые время от времени наведываются в эту долину и взаимодействуют с главными героями. И… это всё. Мы же, по сути, наблюдаем историю жизни одного отдельно взятого человека, которая проецируется на всё живое в нашем мире в целом. А обрамляет всю эту историю возвышений и падений персонажа тема цикличности, в форме которой и ведется повествование.

Фильм поделен на пять частей – четыре времени года, одно из которых (весна) повторяется дважды. Времена года сменяются не последовательно, но циклично, открывая перед нами эпизоды из жизни монахов на протяжении многих лет: один сезон может описывать детство героя, другой отрочество, третий зрелость, а четвертый так и вообще старость. И всё это время персонаж живет: пускай неправильно, пускай с ошибками, но, тем не менее, он двигается дальше (не без помощи своего наставника, конечно же), в результате чего обретает покой и сам становится тем, кто помогает другим. В фильме мы наблюдаем буквальную визуализацию жизни: что-то всегда сменяет другое; что-то стареет и уходит, но, в то же время, ему на смену приходит нечто новое и цикл дает новый оборот, давая жизни новый виток развития и новые горизонты возможностей.

Повзрослевший монах (которого играет сам режиссер)

Теперь в фильмах Ким Ки Дука главенствующую роль занимает не насилие, а размеренность. И это не значит, что в самих фильмах стало меньше подобных тем. Но теперь режиссер пытается рассмотреть эти темы с точки зрения религии и философии. Сама картина – это эталон таких понятий как «размеренность», «непринужденность» и «спокойствие». Действия, как и времена года, плавно сменяют друг друга, неминуемо принося за собой перемены.

А теперь я предлагаю пройтись по наличию всех тех тем, которые фигурировали в творчестве режиссера ранее. И так, загибаем пальцы:

1) Тема воды – есть. Герои буквально живут на плавучем храме (привет плавучие дома из фильма «Остров»), совершают преступления и грехопадения в воде, и в воде же находят искупление и очищение. Иными словами, всё на месте;

Дом плывет, дождь идет

2) Тема насилия и его круговорота – есть, за тем исключением, что показано оно с другой стороны, с более понимающей и принимающей что ли. И, что важно, теперь режиссер говорит нам о том, что из этого круговорота насилия и жестокости можно выбраться (в отличие от ранних работ, где Ким Ки Дук был убежден скорее в обратном), только для этого потребуется воля, принятие и жертвенность;

3) Тема жестокости – есть, но не показывается напрямую и не смакуется: да, персонаж зарезал свою жену, но отличие в том, что мы смотрим именно на последствия этого поступка, а не на сам процесс, так сказать. В результате мы, по сути, смотрим на ту же проблему, но с другого ракурса, в результате чего и решение проблемы можно уже искать и из других источников, которые ты мог не замечать ранее.

Жертва в угоду чему-то лучшему и новому, в противовес бессмысленной жестокости и насилию
Жертва в угоду чему-то лучшему и новому, в противовес бессмысленной жестокости и насилию

Основная же тема фильма – цикличность, причем во всём, вне зависимости от моральной оценки. Люди совершают и будут совершать ошибки, из раза в раз. Но в этом вовсе нет ничего плохого или предосудительного – это просто есть. Главное прийти к пониманию того, что за одним неминуемо следует другое, ведь, в конце концов, только так и можно смирится и принять всё то, что происходит с нами в жизни и найти покой для своей души.

P.S. Привет The Last of Us и её концепции разделения эпизодов игры путем использования времен года, уж очень похоже применение этого приема что там, что тут.

P.S.S. Вообще на просторах Сети вы найдете достаточно много интерпретаций сюжета фильма. Не знаю почему всё обстоит именно так, возможно просто всех чарует вот эта молчаливость и «притчивость», в результате чего начинает разгоняться СПГС и всё такое прочее. Как по мне, именно сюжетная составляющая (т.е. если не касаться религиозных отсылок и аллюзий и т.п.) достаточно простая и понятна. Тем не менее, могу посоветовать один интересный разбор фильма. Тут идет анализ именно с точки зрения науки социологии, с применением различных специфических приемов и прочее. Так, например, путем банального «загибания пальцев» делается вывод о том, что главным героем фильма является вовсе не монах, а… статую Будды, т.к. она фигурирует в наибольшем количестве сцен. В общем, разбор очень на любителя, местами скучно, но по-своему необычно и интересно.

«Самаритянка»

Постер фильма "Самаритянка" (как мне кажется, наиболее удачный)
Постер фильма "Самаритянка" (как мне кажется, наиболее удачный)

Постоянные отсылки и общее переосмысление первой декады своего творчества – это одна из главных черт второго этапа творчества Ким Ки Дука. Проявляется это по-разному: в одних работах он прямо отсылается на свои прошлые произведения (например, случайный плакат на заднем плане), а в других он начинает действовать несколько шире. Что я имею в виду? Переосмысление. Именно что передел чего-то знакомого с другой точки зрения. «Самаритянка» является наиболее наглядной в этом плане работой.

Главные героини
Главные героини

Действие фильма происходит в каком-то типичном азиатском городе начала нулевых годов, образ которого станет ведущим (и во многом пагубным) до конца второго этапа творчества режиссера. В качестве протагонистов выступают две молодые девушки, которые зарабатывают себе на жизнь достаточно необычным для подростков образом: одна девушка является проституткой, а вторая, по сути, её сутенершей, которая подбирает ей партнеров и следит чтобы они вовремя и в нужном количестве платили. Тут сразу хочется задать вопрос: ничего не напоминает? Ну конечно же напоминает – это буквально «Отель птичья клетка», только в несколько другом ракурсе. Две главные героини – есть. Проституция как одна из основных тем – есть.

Так-то оно так, но дальше, как говорится, есть нюансы. В ходе истории мы наблюдаем, по сути, полярные характеры главных героинь (прям как в «Отеле», вот это неожиданность!) – одна относится с некоторым отвращением и недоверием к подобного рода заработку (она олицетворяет собой прошлое творчество режиссера), а другая наоборот получает удовольствие от своих действий, а также от того, что дарит счастье другим людям (т.е. изменившееся восприятие режиссёра). Позже, после некоторых событий, первая героиня решает выплатить свой моральный долг, в результате чего начинает заниматься тем же, чем занималась её подруга, но за одним важным исключением: она платит клиентам, а не они ей. И это настолько необычная, настолько чистая и невинная идея, что она просто сносит тебе крышу. Т.е. человек, по сути, пытается решить свою проблему не с помощью насилия, а наоборот – с помощью жертвы, даря людям счастье и наслаждение.

Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь | Глоток свежего воздуха и радикальная смена приемов подачи (Часть 3)

То, как изменилась, казалось бы, одна и та же история под влиянием новых задумок и приемов – просто поражает. Это ещё одно наглядное доказательство эволюции мастерства Ким Ки Дука. Всё это уже, действительно, второй этап его творчества, который больше полагается на понимание и рефлексию вещей и образов, нежели на их простой показ. И вот казалось бы – режиссёр постоянно делает отсылки на самого себя, но в реальности наоборот обманывает зрителя, будто действие фильма будет продолжаться уже по знакомым лекалам, т.е. круговорот насилия, мученичество, ужасный конец для всех без исключения персонажей. И в первую половину фильма, действительно, есть такое ощущение. Но вот вторая половина жёстко дает под дых зрителю и выворачивает историю буквально наизнанку.

Если бы этот фильм снимал «ранний» Ким Ки Дук, то он превратил бы эту историю о двух школьницах проститутках в рассказ о постоянном использовании людей и сопровождающее это действие насилие. Теперь же режиссёр оборачивает все в историю об искуплении и самопожертвовании (по крайней мере, со стороны одной из главных героинь). И диву даешься как же хорошо Ким Ки Дук играет на восприятии своего прошлого творчества: когда один из персонажей, который пользуется «услугами» этой самой школьницы вместо насилия и ругательств говорит ей: «Ты самое чудесное создание, которое я встречал. Ты сделала меня счастливым, а я сделал счастливой тебя. Вот бы все люди на свете жили в гармонии и взаимопомощи друг с другом». И вот тут ты понимаешь, что это «вау», это «величина», это огромная эволюция во взглядах, огромный скачек вперед. Это шаг к тому, чтобы осознать порядок вещей в этом мире и найти свой путь понимания всего.

Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь | Глоток свежего воздуха и радикальная смена приемов подачи (Часть 3)

Отдельной нитью идет рассказ истории отца второй героини, который начинает замечать, что с его дочерью творится что-то неладное. То она поздно приходит домой, то у неё откуда ни возьмись появляются достаточно большие деньги и т.д. В результате он узнает о том, чем его дочь занимается. Сюжетная линия отца школьницы – это история трагедии, отчаяния, разочарования и морального падения. Всё это обернуто в отношения дочери и её отца, который не может просто так смирится с тем, чем занимается его дочь. Человек буквально сходит с ума от горя, калечя и убивая людей. Классический Ким Ки Дук, но и тут режиссёр сможет вас удивить. В конечном итоге отец не теряет себя в бессмысленных попытках отомстить. Вовсе нет. Он понимает и принимает то, чем занимается его дочь. Он делает то, что должен сделать в такой ситуации любой нормальный отец, а именно помочь своему ребенку. Его финальный диалог с дочерью наиболее ярко показывает это. Он сажает её за руль своей машины, хотя она и не умеет водить, а после, как она немного приноровилась, говорит ей: «Давай, теперь попробуй без отца». После этого он уходит отбывать справедливое наказание за содеянное, а его дочь, ничего не подозревая, пытается научится водить. Одна. Ведь теперь ей потребуется куда больше мужества, чтобы стать самостоятельной. Но она, хотя бы, искупила свою вину и сделала нескольких людей хотя бы немного счастливее.

Финальная сцена
Финальная сцена

«Пустой дом»

Постер фильма "Пустой дом"
Постер фильма "Пустой дом"

Пустой дом имеет в своей основе потрясающую и уникальную концепцию: молодой парень любит промышлять одним любопытным делом – он взламывает квартиры. Осуществляется это нехитрым образом – путем развешивания рекламных буклетов на замки квартир. С помощью такого метода можно запросто узнать живет ли кто-нибудь в помещении на постоянной основе, или же наоборот отсутствует. Довольно эффективно, если задуматься.

Но главный герой делает это вовсе не из желания обогатиться или кому-то насадить – как раз наоборот. Когда он проникает в квартиру, то в первую очередь изучает интерьер и быт, таким образом пытаясь понять кем является сам владелец. В каждой квартире он проводит ровно один день: питается продуктами из холодильника, принимает душ, стирает одежду и спит в чужой кровати. Но он не только берет, но и отдаёт: взамен ремонтируется сломанная техника или бытовая утварь, стирается и гладится одежда, убирается грязь и мусор. Это своего рода форма существования, когда герой честен перед самим собой, ведь он отрабатывает то, что забрал. И, естественно, он ничего не крадет, а просто временно пользуется благами выбранного дома.

Кроме всего описанного, главный герой также любит делать фото на память внутри каждого дома, в который проник
Кроме всего описанного, главный герой также любит делать фото на память внутри каждого дома, в который проник

В один из таких визитов в частный дом, он находит там забитую и морально подавленную женщину, с которой без слов (ставим галочку) находит общий язык (ха-ха, как смешно) и берет её с собой в своё путешествие. В дальнейшем основное повествование фильма будет строится на своеобразной любовной линии этих двух персонажей. В конечном итоге всё сводится к концовке, которая просто потрясающая. Это неожиданно, необычно, смешно, радостно, мило и грустно одновременно (советую получше рассмотреть постер фильма перед просмотром).

Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь | Глоток свежего воздуха и радикальная смена приемов подачи (Часть 3)

Крайне странной и неудачной выглядит та часть фильма, которая идет перед финальной развязкой. В неё главный герой как бы учится искусству… эээ… стелса из видеоигр? В результате чего этой технике он успешно обучается и идет прямиком к финалу истории. Это максимально странная и непонятная вещь, которая является единственным провисанием на протяжении всего хронометража. В остальном у меня нет нареканий.

Без комменатриев
Без комменатриев

От прежних излюбленных приемов режиссера остался, пожалуй, только молчаливый главный герой, а также его спутница. В остальном мы видим некоторое изменение: то камера теперь довольно часто берет ракурс либо из-за плеча персонажа, либо из его собственных глаз; то в сюжете фигурируют странные и отчасти мистические способности и ситуации.

С этим фильмом, как по мне, Ким Ки Дук окончательно формируется именно что как классический фестивальный режиссер нулевых годов. Т.е. мы имеем антураж типичного такого азиатского города, где большинство сцен происходят в квартирах и замкнутых помещениях, а также интересную и необычную идею. Хорошо это или плохо? Если смотреть в моменте, то нет – концепт и реализация на высоте. Но, немного забегая вперед, скажу, что, в конечном итоге, это сыграло злую шутку с режиссером.

«Натянутая тетива»

Постер фильма "Натянутая тетива"
Постер фильма "Натянутая тетива"

«Натянутая тетива» гораздо ближе к «Весна, лето…», чем к «Самаритянке» и «Пустому дому». Мы снова видим историю, рассказанную в форме своеобразной притчи и переданную в виде различных образов и интерпретаций. Фильм снят в нетипичной локации, а именно на одиноком корабле посреди какого-то моря. Сам корабль служит своеобразной базой отдыха для рыбаков, которые могут приплыть сюда и порыбачить вдалеке от суеты и громоздкости больших городов. А кто-то может захотеть попробовать заглянуть немного в будущее и узнать свою судьбу, в таком случае проводится своеобразный ритуал с раскачиванием на качелях юной девушки и выстрелами из лука.

На этом небольшом кораблике живут два человека – довольно старый мужчина и молодая девушка. По разговорам второстепенных персонажей, мы узнаем, что девушка не родная дочь мужчины, а живет она с ним потому, что тот подобрал (или украл, никто не знает) её будучи ребенком. Между этими двумя возникает довольно странная связь, что-то среднее между отношениями «ребенок-родитель» и «муж-жена».

Милая девушка из плавучего дома середины 00-х годов передает привет
Милая девушка из плавучего дома середины 00-х годов передает привет

По ходу истории мы понимаем, что главная цель мужчины – это женится на этой юной девушке. Он, судя по настенному календарю, ждёт этого события уже достаточно давно; возможно это даже является целью его жизни. Со стороны девушки мы не видим особого сопротивления, хотя и ярко выраженной симпатии тоже нет. Она скорее принимает свое положение как должное.

Нет ли у вас очередного чувства дежавю? Если есть, то вам не кажется. Ким Ки Дук, опять же, переосмысливает свои прошлые работы с новых ракурсов, под углом тех новых убеждений, которые он изучил за всё это время. Теперь же у нас идет переосмысление его прошлого фильма «Остров» (с его плавучими домами) – одного из самых мерзких и отталкивающих во всей фильмографии режиссёра. Только если в его ранней фильмографии доминировала идея насилия, то теперь всё сводится к мировоззрению и праву выбора. Сможет ли человек отпустить того, кого он любит? Имеет ли он вообще право не отпускать другого человека? Что человек оставляет позади себя, когда уходит от любящих его людей?

Наглядная демонстрация того, что можно оставить позади себя
Наглядная демонстрация того, что можно оставить позади себя

Ответы на эти вопросы даны, причём, несмотря на трагичность, поданы красиво и умиротворяюще, будто все так и должно было быть и никак иначе. В том плане, что нужно уметь отпускать, уметь понимать того, с кем близок, а также уважать личность и её выбор (даже если он тебе вовсе не нравится).

Финальная сцена фильма, по сути, символизирует смирение главных героев друг перед другом. Иными словами, это принятие, они научились понимать, любить и уважать друг друга, ведь если ты любишь своего близкого человека, то почему бы не сделать то, чего он хочет (хотя тебе это может и не нравится)? Ведь, в конечном итоге, возможно он только ради этого и живет. Совокупление путем образного полового акта при помощи выпущенной стрелы я комментировать не хочу – тут всё слишком образно и передать словами всю силу и значимость этой сцены почти невозможно (тут ещё, наверняка, куча религиозных отсылок и символов, который я, как быдло, не выкупаю).

Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь | Глоток свежего воздуха и радикальная смена приемов подачи (Часть 3)

Основная фишка «Натянутой тетивы» – это игра с музыкой, которой в фильме очень много (что, как правило, для режиссёра не характерно) и которая гармонично и прочно вплетена в основной сюжет. Саундтрек состоит, в основном, из струнных инструментов, по типу гитары и, если не ошибаюсь, скрипки, которые сочетаясь создают иллюзию звучания моря. Музыкальные темы, в основном, отражают ключевые моменты повествования фильма, а также внутренние переживания и размышления персонажей. Также она служит своеобразным барьером между пейзажной частью картины и теми эпизодами, в которых происходят какие-никакие действия. В общем, сделано это хорошо и органично, несмотря на то, что сам режиссёр, по его собственным словам, благодаря службе морпехом в корейской армии, глуховат на оба уха и музыку в принципе мало слушает.

Главные герои довольно часто имитируют саундтрек фильма, как бы играя мелодию на тетиве собственного лука
Главные герои довольно часто имитируют саундтрек фильма, как бы играя мелодию на тетиве собственного лука

Темп повествования у фильма достаточно неспешный и, я бы даже сказал, несколько скучноватый: повествование тянется, музыка играет неторопливо, а главные герои так вообще за всё время ни единого слова не проранивают (типичный прием режиссёра). В этом плане картина достаточно сильно похожа на «Весна, лето…», но, всё же, до него не дотягивает, теряя ритм и заставляя зрителя немного зевать. Но взамен мы получаем одни из самых живописных пейзажей среди всех работ режиссёра, необычные ракурсы камеры на героях и красотах моря, которые ничем не уступают «Весна лето…». Иными словами, фильм на любителя, но кто вам сказал, что вы не являетесь именно таким человеком?

«Я бы до самой смерти хотел бы жить как натянутая тетива лука, обладающей огромной силой и прекрасным звучанием».

Цитата из фильма

Ссылка на недавний вышедший видос (кому интересно):

2323
5 комментариев

Рекомендую начать с Пустого дома.

2
Ответить

лучший фильм режа

1
Ответить

Плюсую. "Пустой дом" довольно самодостаточный фильм. Допустим ту же "Саморитянку" лучше смотреть зная бэкграунд. "Весна, лето... ", в принципе, тоже подходит.

Ответить